Федеральный закон №53 от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе»: изменения для 2023 года

Федеральный закон от N 53-ФЗ (ред

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

В обоснование своих требований заявитель ссылался на противоречие оспариваемых положений Инструкции нормам федеральных законов от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе) и от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — Федеральный закон о ветеранах), а также на нарушение его права на льготы, предусмотренные действующим законодательством для ветеранов Великой Отечественной войны. По мнению заявителя, понятие «служба» к партизанам и партизанским отрядам неприменимо, поскольку партизанские отряды не входят в состав вооруженных сил и воинских формирований Российской Федерации. Кроме того, заявитель считает, что абзац седьмой пункта 2.1 Инструкции устанавливает закрытый перечень документов, подтверждающих причастность к партизанам и членам подпольных организаций, что нарушает право гражданина Российской Федерации на судебную защиту его прав и свобод.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, и Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

«6. Заключение новых контрактов о прохождении военной службы с военнослужащими, направленными не на воинские должности без приостановления им военной службы, производится на основании Федерального закона и настоящего Положения. Новые контракты от имени федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, с указанными военнослужащими подписывают должностные лица, определяемые решением руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.»;

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который предусматривал бы установление иной категории годности граждан к военной службе при клинически излеченном туберкулезе органов дыхания (хирургическим путем) и которому могла бы противоречить оспариваемая норма, не имеется. При этом в решении суд правомерно сослался на то, что приведенные заявителем нормы федеральных законов от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ и от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ не регулируют вопросы, связанные с определением медицинских критериев годности к военной службе граждан, подлежащих призыву либо поступающих по контракту на военную службу.

В апелляционной жалобе заявителем поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении его требований, поскольку ни Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», ни Положение о воинском учете не предусматривают существование такого документа воинского учета, как справка взамен военного билета.

1. Проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и профессиональному психологическому отбору при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 202 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, медицинскому освидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами. (В редакции федеральных законов от 03.04.2023 № 61-ФЗ, от 29.12.2023 № 444-ФЗ, от 07.03.2023 № 55-ФЗ, от 03.08.2023 № 309-ФЗ, от 30.04.2023 № 131-ФЗ)

Вас может заинтересовать :  Продажа Земли Менее 5 Лет В Собственности Новый Закон

5. Органы дознания и органы предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд. (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 03.12.2008 № 248-ФЗ)

направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Федеральный закон О воинской обязанности и военной службе

Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 мая 2023 г. N 19-П положения абзацев второго, третьего и десятого подпункта «а» пункта 2 статьи 24 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения, устанавливая основания, условия и порядок предоставления отсрочек от призыва на военную службу гражданам, обучающимся по очной форме обучения, обусловливают предоставление отсрочки от призыва на военную службу гражданам, которые поступили на обучение в образовательные организации по имеющим государственную аккредитацию программам среднего профессионального образования в год получения среднего общего образования, тем обстоятельством, воспользовались ли такие граждане отсрочкой от призыва на военную службу при обучении в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, и лишают возможности получить отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по имеющим государственную аккредитацию программам среднего профессионального образования тех из них, кто освоил имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего общего образования в пределах сроков его получения, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, но вынужден был воспользоваться соответствующей отсрочкой для завершения обучения в общеобразовательной организации и прохождения итоговой аттестации, завершающей освоение образовательных программ среднего общего образования

Вас может заинтересовать :  Помощь от регионов многодетным семьям в ленобласти в 2023 году

21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 12 февраля, 19 июля 2001 г., 13 февраля, 21 мая, 28 июня, 25 июля, 30 декабря 2002 г., 22 февраля, 30 июня, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 22 февраля, 22, 26 апреля, 19, 29 июня, 22 августа, 1 декабря 2004 г., 7 марта, 1 апреля, 30 июня, 15, 21 июля, 30 сентября, 17 октября, 2, 31 декабря 2005 г., 11 марта, 4 мая, 3, 6 июля, 2, 25 октября, 4 декабря 2006 г., 6 января, 12 апреля, 24 июля, 24, 30 октября, 1, 4 декабря 2007 г., 23 июля, 3, 25 декабря 2008 г., 9 февраля, 28 апреля, 3, 28 июня, 28 ноября, 17, 21 декабря 2009 г., 9, 11 марта, 27 июля, 29 ноября, 28 декабря 2010 г., 28 июня, 18 июля, 8, 21, 30 ноября, 1, 8 декабря 2011 г., 3, 30 декабря 2012 г., 4 марта, 7 мая, 7 июня, 2 июля, 25 ноября 2013 г., 12 марта, 2 апреля, 4, 23 июня, 21 июля, 14 октября, 1, 22 декабря 2023 г., 30 марта, 20 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 15 октября 2023 г., 15 февраля, 3 июля, 28 декабря 2023 г., 22 февраля, 3 апреля, 1 мая, 1, 26 июля, 27 ноября, 20, 29 декабря 2023 г., 5 февраля, 7 марта, 27 июня, 3 августа, 28 ноября, 18, 27 декабря 2023 г., 6 февраля, 18 марта, 1, 29 мая, 1 октября, 16 декабря 2023 г., 18 марта, 1 апреля, 13, 31 июля, 15 октября, 8, 22, 30 декабря 2023 г., 30 апреля, 26 мая 2023 г.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 апреля 2023 г. N 15-П положения подпункта «а» пункта 2 статьи 24 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения, устанавливая систему отсрочек от призыва на военную службу для граждан, обучающихся по очной форме обучения, обусловливают предоставление отсрочки от призыва на военную службу гражданам, которые не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение в образовательные организации или научные организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, тем, воспользовались ли такие граждане отсрочкой от призыва на военную службу при обучении в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, и лишают возможности получить отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по программам магистратуры тех из них, кто освоил образовательные программы среднего общего образования в пределах сроков его получения, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, но вынужден был воспользоваться соответствующей отсрочкой для завершения обучения в общеобразовательной организации и прохождения итоговой аттестации, завершающей освоение образовательных программ среднего общего образования

Вас может заинтересовать :  Права И Обязанности Коллекторов В 2023 Году

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

В соответствии с законом воинская обязанность граждан РФ предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Граждане также могут проходить военную службу в добровольном порядке (по контракту). От призыва на военную службу освобождаются граждане: признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие военную службу в РФ; проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу; прошедшие военную службу в другом государстве; имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук; в случае гибели (смерти) отца, матери, родного брата, родной сестры в связи с исполнением ими обязанностей военной службы. Не подлежат призыву на военную службу граждане: отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд. Закон не устанавливает для женщин ограничений на службу в армии в добровольном порядке.

Федеральный закон №53 от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе»: изменения для 2023 года

2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2008 года N 248-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2010 года Федеральным законом от 21 декабря 2009 года N 328-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2023 года Федеральным законом от 3 июля 2023 года N 305-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

6. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации) и их должностные лица.

направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет;

гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.