Индексация жд тарифов на 2023 год
Содержание
- 1 В РЖД намерены сохранить действие долгосрочной тарифной политики в 2023 году
- 2 Тарифы на электроэнергию для россиян в 2023 году вырастут на 5%
- 3 Правительство решило в 2023 году сохранить параметры долгосрочной тарифной политики РЖД
- 4 Индексация жд тарифов на 2023 год
- 5 Сезонные изменения тарифов на ж/д билеты (формирование цены на жд билеты) в 2023 году
- 6 РЖД изменили тарифные предложения на 2023 год
- 7 Индексация ж/д тарифа на грузоперевозку снижает вероятность пересмотра инвестпрограммы РЖД до 2025 года
- 8 ФАС подготовила проект об индексации тарифов в плацкарте в 2023 году на 3,7%
- 9 Железнодорожные операторы просят не допустить изменения тарифной политики РЖД в 2023 году 11: 32, 30 октября 2023 Версия для печати
В РЖД намерены сохранить действие долгосрочной тарифной политики в 2023 году
«Сейчас сверстана [инвестиционная] программа, [сохранен] принцип «инфляция минус», никаких изменений пока не планируется… Мы проводили обсуждение в правительстве, правительство хотело бы максимально поддержать грузоотправителей. Мы тоже хотим поддержать, соответственно, никаких изменений, новаций на сегодняшний момент не предполагается. Если в процессе будут уточнения, на будущее, — очень внимательно будем обсуждать с грузоотправителями для того, чтобы не нарушить никаких балансов», — подчеркнул он.
По словам О. Белозерова, РЖД планируют также использовать механизм социальных облигаций. Он отметил, что РЖД акцентируют внимание на реализации таких проектов, как развитие пригородного движения, в том числе модернизация инфраструктуры и обновление подвижного состава, и программа выпуска социальных облигаций холдинга должна найти хороший отклик у инвесторов.
В начале ноября бывший министр транспорта Евгений Дитрих говорил ТАСС, что Правительство России приняло решение сохранить параметры долгосрочной тарифной политики РЖД на 2023 год и отказаться от дополнительной индексации грузовых тарифов. Таким образом, повышение тарифов на железнодорожные перевозки в пределах лимита, который определен принципом «инфляция минус 0,1%», составит 3,7%.
«Около 720 млрд [рублей составит инвестпрограмма], мы с такими предложениями по корректировке вышли в совет директоров, именно за счет новых продуктов, факторинга. То есть у нас была утверждена инвестпрограмма на 640 млрд рублей, но сейчас мы видим, что мы могли бы предложить лучшие условия по поддержке прежде всего поставщиков. Соответственно, мы четко выполняем поручение президента, мы предложили ее увеличить с 640 млрд руб. практически на 80 с лишним миллиардов», — отметил он.
Инвестиционная программа РЖД на 2023 год предполагает увеличение тарифов на грузовые перевозки по принципу «инфляция минус 0,1%», дополнительных корректировок не планируется. Об этом журналистам сообщил глава холдинга Олег Белозеров в кулуарах Транспортной недели.
Меньшая индексация улучшит экономику грузоотправителей, но вряд ли привлечет дополнительно ощутимое количество грузов, считает человек, близкий к одному из железнодорожных операторов. «Погрузка зависит от спроса, а у нас провал по углю на Западе и снижение мировых цен на металлы», – объясняет он свои соображения. Не ждет роста погрузки из-за корректировки размера индексации тарифов и третий опрошенный грузоотправитель: «Коррекция незначительная, а цены на основные грузы – уголь, металлы, руду, удобрения – снижаются». По его мнению, больший эффект дало бы распространение правила «инфляция минус» на период до 2030 г.: «Это дало бы сигнал промышленности инвестировать вдолгую». Кроме того, значительного роста погрузки не добиться без расшивки узких мест в железнодорожной инфраструктуре, уверен собеседник «Ведомостей».
«Это очень важное решение. Рынок его очень долго ждал. Сейчас появляется стабильность, возможность планировать экономику отдельным предприятиям на долгие годы вперед. При этом принцип формирования – «инфляция минус». Это очень хороший принцип, который устраивает и потребителя, и «Российские железные дороги». Об утверждении правительством долгосрочной тарифной политики в сфере грузоперевозок, 2023 г., government.ru
В программе долгосрочного развития РЖД учтен тот размер индексации грузовых тарифов, что был до корректировки ФАС. В 2023–2025 гг. в российские железнодорожные проекты, как предполагается, будет инвестировано 8,66 трлн руб., из них 4,67 трлн – средства самой РЖД, таков базовый сценарий. Чистую прибыль РЖД хочет увеличить до 186,2 млрд руб., выручку – до 3,51 трлн руб. По сравнению с показателями 2023 г. это означает рост в 5 и 1,5 раза соответственно. В 2023 г. погрузка на сети РЖД выросла на 2,2% и достигла 1,29 млрд т, в 2023 г. она сократится на 0,5%, а в 2023 г. вернется к росту, прогнозировала РЖД. Рост предусмотрен и в программе развития – в базовом сценарии в 2025 г. погрузка может достичь 1,53 млрд т. Будет ли РЖД пересматривать планы из-за иной индексации тарифов и как она может отразиться на погрузке, представитель РЖД не сказал.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила, что пересчитала в меньшую сторону индексацию тарифов на грузоперевозки по железной дороге: в 2023 г. индексация составит 3,5%, а не 3,6%, в 2023 г. – 3,7%, а не 3,9%, в 2023 г. – 3,6%, а не 3,8%, наконец, в 2023 г. – 3,8%, а не 3,9%. Дальше планы не меняются: в 2024 и 2025 гг. – по 3,9%. Приказ об этом служба направит Минюсту для регистрации.
Принцип долгосрочного формирования тарифа «инфляция минус 0,1 процентного пункта» утвержден российским правительством в 2023 г. – на период с 2023 по 2025 г. В эти же годы будут действовать и надбавки – за капитальный ремонт инфраструктуры и для компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства.
Тарифы на электроэнергию для россиян в 2023 году вырастут на 5%
Как говорится в опубликованном макропрогнозе, «динамика нерегулируемых цен для конечных потребителей, кроме населения, на розничном рынке в 2023 году в среднем составит 5,6%, в период 2023-2023 годов — не превысит заложенных в сценарные условия параметров целевой инфляции и в среднем составит от 2,9% до 3,5%».
«В целях снижения объема перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе размер индексации тарифов на передачу электрической энергии населению в среднем по РФ сохранится на уровне 5,0% ежегодно. Такими же темпами будут расти и регулируемые тарифы на электроэнергию для населения (то есть на 5% в год в 2023-2023 годы — ИФ)», — поясняют в Минэкономразвития необходимость индексации тарифов на электроэнергию для населения более высокими темпами, чем для промышленности.
В Минэкономразвития сказали, что рост тарифов на услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, как и предельные индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги в 2023-2023 годах, сохранятся на уровне, предусмотренном принятым в сентябре 2023 года прогнозом социально-экономического развития РФ на период до 2024 года с ориентацией на уровень инфляции.
Цены на газ как для промышленности, так и для населения планируется в 2023-2023 годах индексировать на 3% в год (индексация также с 1 июля). Индексация тарифов на транспортировку газа по распределительным сетям закладывается на уровне 3,7% в 2023 году (также с 1 июля) и на 4,0% в год в 2023-2023 годах.
Как говорится в макропрогнозе, «индексация тарифов на пассажирские перевозки в дальнем следовании в регулируемом сегменте (перевозки в плацкартных и общих вагонах) будет соответствовать темпам изменения тарифов на грузовые перевозки в связи с тем, что основной составляющей расходов для пассажирских перевозчиков является плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта, которая индексируется в соответствии с параметрами роста тарифов на грузовые перевозки».
Правительство решило в 2023 году сохранить параметры долгосрочной тарифной политики РЖД
«На совещании на прошлой неделе параметры финансового плана, инвестпрограммы РЖД на 2023 и плановый [период] 2023-2023 [годов] рассматривались в правительстве РФ. На этом совещании было принято решение о том, что в 2023 году параметры долгосрочной тарифной политики РЖД, в которой определены все элементы тарифообразования, меняться не будут. В 2023 году тарифы меняться не будут», — сказал министр.
Ранее РЖД предложили изменить принятые в 2023 году долгосрочные тарифные решения — в том числе провести в 2023 году дополнительную индексацию тарифов на порожний пробег вагонов и перевозку грузов в контейнерах. Предложения компании вызвали бурную реакцию участников рынка. Союз операторов железнодорожного транспорта в связи с этим обратился к первому вице-премьеру РФ Андрею Белоусову с просьбой сохранить тарифную политику РЖД неизменной в 2023 году и не допустить повышения порожнего пробега вагонов на 15,8%. Ассоциация «Русская сталь», которая объединяет крупнейших производителей металлургической продукции в России, также попросила Белоусова гарантировать сохранение тарифной политики РЖД до 2025 года. Совет потребителей по вопросам деятельности РЖД при правительственной комиссии по транспорту РФ не одобрил тарифные предложения холдинга и указал, что они противоречат модели долгосрочного тарифного регулирования. Совет потребителей предложил не увеличивать нагрузку на экономику через рост тарифов, а сохранить действующую модель долгосрочного тарифного регулирования по формуле «инфляция минус 0,1%» и отказаться от «точечной» дополнительной индексации.
Минэкономразвития РФ увеличило тарифы на грузовые ж/д перевозки с 2023 год на 3,7%. Такое увеличение оказалось на 0,1% ниже прогноза МЭР, однако соответствует прогнозу ФАС до 2024 г., представленному в конце прошлого года. В текущем году индексация тарифа составила 3,5%.
Также ожидается, что индексация тарифов на пассажирские ж/д перевозки будет соответствовать грузовым перевозкам. Восстановление объемов перевозок пассажиров железнодорожным транспортом ожидается к 1 кварталу 2023 года, при отсутствии новых карантинных мер.
Закрытие МКАД для транзитных большегрузов и среднетоннажников (это событие было для перевозчиков как “гром среди ясного неба”. Многие догадывались, что к этому все идет, но никто не знал, когда запрет настанет. Результатом этой меры стало экстренное перестроение маршрутов, ранее основанных на МКАДе). Подробнее об этом читайте в цикле статей:
Дефицит FTL-перевозчиков на рынке отмечается давно (прим. FTL в логистике – перевозки полностью загруженным транспортом). Прогноз о скором повышении тарифов на тяжелые грузовики, вызванном нехваткой транспорта, первым высказал бизнес-тренер Камиль Баймухаметов. А позже его слова подтвердили и цифры. Otborta.ru привели статистику рынка грузоперевозок и поделились размышлениями о будущем отрасли.
В свою очередь о малом количестве кадров российские тоже перевозчики говорят давно. Тяжелая физически и эмоционально работа и низкие зарплаты не способствуют притоку “свежей крови”, да и опытных водителей не радуют. А еще одной причиной дефицита водителей эксперты называют закрытие границ. Когда эпидемиологические ограничения будут сняты окончательно, приток рабочей силы из стран СНГ восстановится, что частично решит проблему в сегменте среднетоннажных грузовиков.
В первую очередь нужно провести простейший анализ: сравнить количество грузов, которые нужно перевезти, и количество грузовиков, которые сейчас в работе. Otborta.ru сравнили показатели в январе-феврале 2023 года и аналогичный период прошлого года (отметим, что в начале 2023 года эпопея с коронавирусом еще не достигла своих масштабов, и мир жил относительно размеренной жизнью).
Отмена ЕНВД (самого популярного налогового режима среди перевозчиков. До 31 марта 2023 года все пользователи ЕНВД должны были выбрать новую систему налогообложения. О причинах отмены ЕНВД и всех возможных альтернативах мы подробно рассказывали в этой статье).
Индексация жд тарифов на 2023 год
1. Проиндексировать с 1 января 2023 года ставки тарифов, сборов и платы на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) ОАО «Российские железные дороги», АО «Федеральная пассажирская компания», АО «Пассажирская компания «Сахалин», АО «АК «Железные дороги Якутии», АО ТК «Гранд Сервис Экспресс», утвержденные приказом ФСТ России от 27 июля 2010 года N 156-т/1 «Об утверждении тарифов, сборов и платы на работы (услуги), связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении и пробегом пассажирских вагонов, выполняемые в составе дальних поездов ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «Пассажирская компания «Сахалин», ОАО «АК «Железные дороги Якутии» и на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги», ОАО «АК «Железные дороги Якутии», при данных перевозках, цен (тарифов) на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги» при осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, а также правил их применения (Тарифное руководство)» (зарегистрирован Минюстом России 8 сентября 2010 года, регистрационный N 18394) с изменениями и дополнениями, внесенными приказами ФСТ России от 28 октября 2010 года N 265-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 13 декабря 2010 года, регистрационный N 19167), от 26 июля 2011 года N 169-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 6 сентября 2011 года, регистрационный N 21739), от 4 мая 2012 года N 87-т/10 (зарегистрирован Минюстом России 18 мая 2012 года, регистрационный N 24214), от 22 июня 2012 года N 153-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 12 июля 2012 года, регистрационный N 24896), от 9 ноября 2012 года N 262-т/1 (зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 2012 года, регистрационный N 26165), приказами ФАС России от 23 декабря 2023 года N 1836/16 (зарегистрирован Минюстом России 28 декабря 2023 года, регистрационный N 45009), от 29 апреля 2023 N 548/19 (зарегистрирован Минюстом России 31 мая 2023 года, регистрационный N 54796) (далее — Тарифное руководство) и приказом ФАС России от 30 мая 2023 года N 696/19 «Об утверждении тарифов, сборов и платы на работы (услуги), связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении и пробегом пассажирских вагонов, выполняемые в составе дальних поездов АО ТК «Гранд Сервис Экспресс» (зарегистрирован Минюстом России 5 августа 2023 года, регистрационный N 55492), согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
3. Признать утратившим силу с 1 января 2023 года приказ ФАС России от 21 сентября 2023 г. N 1343/18 «Об индексации ставок тарифов, сборов и платы на работы (услуги), выполняемые ОАО «Российские железные дороги», АО «Федеральная пассажирская компания», АО «Пассажирская компания «Сахалин», АО «АК «Железные дороги Якутии», утвержденных приказом ФСТ России от 27 июля 2010 года N 156-т/1, и установлении дифференцированных по календарным периодам года индексов к уровню тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в составе дальних поездов АО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «Российские железные дороги» и о внесении изменений в приказ ФСТ России от 27 июля 2010 года N 156-т/1″ (зарегистрирован Минюстом России 3 октября 2023 г., регистрационный номер N 52321).
2. Установить дифференцированные по календарным периодам 2023 года индексы к уровню тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в плацкартных и общих вагонах (при использовании пассажирских вагонов локомотивной тяги), а также в мотор-вагонном подвижном составе в составе дальних поездов АО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «Российские железные дороги», проиндексированных в соответствии с пунктом 1 настоящего приказа, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст. 3426; 2001, N 33 (часть I), ст. 3429; 2002, N 1 (часть I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 168; N 13, ст. 1181; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 1, ст. 10; N 19, ст. 2063; 2007, N 1 (часть I), ст. 21; № 43, ст. 5084; N 46, ст. 5557; 2008, N 52 (часть I), ст. 6236; 2011, № 29, ст. 4281; N 30 (часть I), ст. 4590, ст. 4596; N 50, ст. 7343; 2012, N 26, ст. 3446; № 31, ст. 4321; N 53 (часть I), ст. 7616; 2023, № 41 (часть I), ст. 5629; 2023, N 31 (часть I), ст. 4754, ст. 4828), подпунктами 5.3.21.21, 5.3.21.22 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3259; 2006, N 45, ст. 4706; N 49 (часть II), ст. 5223; 2007, N 7, ст. 903; 2008, N 13, ст. 1316; N 44, ст. 5089; N 46, ст. 5337; 2009; N 3, ст. 378; N 39, ст. 4613; 2010, N 9, ст. 960; № 25, ст. 3181; № 26, ст. 3350; 2011, № 14, ст. 1935; N 18, ст. 2645; N 44, ст. 6269; 2012, N 27, ст. 3741; N 39, ст. 5283; N 52, ст. 7518; 2013, N 35, ст. 4514; N 36, ст. 4578; N 45, ст. 5822; 2023, N 35, ст. 4774; 2023, N 1 (часть II), ст. 279; N 10, ст. 1543; N 37, ст. 5153; N 44, ст. 6133; N 49, ст. 6994; 2023, N 1 (часть II), ст. 239; N 28, ст. 4741, N 38, ст. 5564, N 43, ст. 6030; 2023, N 5, ст. 772; N 9, ст. 1399), пунктом 9 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст. 4051; 2013, N 27, ст. 3602; 2023, N 37, ст. 5153; 2023, N 2 (часть II), ст. 398, N 52 (часть I), ст. 8163), приказываю:
Устанавливаются дифференцированные по календарным периодам 2023 г. индексы к тарифам на перевозки пассажиров во внутригосударственном сообщении в плацкартных и общих вагонах, а также в мотор-вагонном подвижном составе дальних поездов АО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «РЖД».
Сезонные изменения тарифов на ж/д билеты (формирование цены на жд билеты) в 2023 году
Покупая железнодорожные билеты, вы не раз задавались вопросами почему в различные времена года стоимость билета разная или как понять сколько будет стоить билет на поезд через полгода? РЖД в начале года выдает график сезонного ценообразования тарифов на проезд в вагонах купе, плацкарт, СВ и сидячий. Исходя из этого графика можно понять, когда железнодорожные билеты дешевле, а когда они дорожают.
- в вагонах класса «Люкс» – 743 рубля в расчете на одного пассажира;
- в вагонах с двухместными купе (СВ) фирменных поездов и вагонах повышенной комфортности – 372/269 рублей;
- в вагонах с двухместными купе (СВ) – 297 рублей;
- в вагонах с четырехместными купе фирменных поездов и вагонах повышенной комфортности – 238 рублей;
- в вагонах с четырехместными купе – 161 рубль;
- в плацкартных вагонах – 151 рубль 10 копеек.
РЖД изменили тарифные предложения на 2023 год
Так, новый вариант предполагает как альтернативу общему повышению тарифа в 3,7% на 2023 год дополнительную индексацию цен на порожний пробег вагонов на 15,8% (вместо 4%), а также снижение тарифа на груженый пробег на 0,1%, уточняется в сообщении. Сохраняются и предложения по отмене льгот для инновационных вагонов, речь идет о росте тарифов для антрацита и контейнеров, пишет «Ъ».
Собеседники издания в отрасли отмечают, что данные меры противоречат правительственной риторике о поддержке бизнеса. При этом, по мнению экспертов, больше всего пострадают операторы и угольщики, в то время как для металлургов и химиков расходы могут снизиться.
ФПК является монополистом в сфере пассажирских перевозок в России. Она и определяет стоимость билетов в СВ, купе и люксах. При этом тарифы на билеты в плацкарте определяет ФАС. Именно антимонопольщики в сентябре этого года утвердили приказ об индексации цен в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах на 3,7% с 1 января 2023 года.
Тарифы на поезда, стоимость проезда в которых регулируется в рамках системы динамического ценообразования, существенно не изменятся. «Система динамического ценообразования применяется для вагонов купе, СВ и люкс. В рамках этой системы стоимость билетов формируется в зависимости от сезона, дня недели, спроса и количества проданных мест», — пояснили в ФПК. С казённого на русский язык словосочетание «динамическое ценообразование» можно перевести примерно так: из-за этой системы цены на одну и ту же поездку сейчас могут быть разными. Так, билет на «Ласточку» сообщением Москва — Владимир может стоить и 1400 и 2400 рублей. В «Сапсанах» «вилка» может быть ещё более ощутимой.
«АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) — проиндексирует базовые ставки тарифов в дерегулированном сегменте перевозок в 2023 году на 3,7%. Индексация стоимости проезда в СВ, купе и люксе коснется поездов внутригосударственного сообщения, которые не входят в систему динамического ценообразования», — отметили в компании.
Также в сентябре ведомство подготовило проект индексации железнодорожных тарифов, в котором предусматривалась возможность установления индекса гибкого графика: таким образом, перевозчик в зависимости от календарных периодов или спроса сможет устанавливать цену как ниже установленного уровня индексации, так и выше, однако в среднем по году она не должна превышать максимальный тариф.
Цены на проезд в поездах по России со следующего года вырастут. «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) с подачи «Федеральной антимонопольной службы» (ФАС) проиндексирует базовые ставки тарифов в дерегулируемом сегменте перевозок в 2023 на 3,7%. Повышение коснётся стоимости проезда в купе, СВ и люксе внутри России.
Индексация ж/д тарифа на грузоперевозку снижает вероятность пересмотра инвестпрограммы РЖД до 2025 года
Минэкономразвития РФ увеличило тарифы на грузовые ж/д перевозки с 2023 год на 3,7%. Такое увеличение оказалось на 0,1% ниже прогноза МЭР, однако соответствует прогнозу ФАС до 2024 г., представленному в конце прошлого года. В текущем году индексация тарифа составила 3,5%.
Также ожидается, что индексация тарифов на пассажирские ж/д перевозки будет соответствовать грузовым перевозкам. Восстановление объемов перевозок пассажиров железнодорожным транспортом ожидается к 1 кварталу 2023 года, при отсутствии новых карантинных мер.
В то же время у «дочки» РЖД — «Федеральной грузовой компании» — они будут на уровне 5,238 млрд руб. (-22,3%), у «Трансконтейнера» (MOEX: TRCN) (входит в транспортный холдинг «Дело» Сергея Шишкарева и «Росатома») — 1,094 млрд руб. (-9,5%), компании «Атлант» (совместное предприятие «ТрансФин-М» (MOEX: TRFM) Алексея Тайчера и его партнеров с ВЭБом) — 0,638 млрд руб. (-7,1%), «Новотранса» Константина Гончарова — 1,461 млрд руб. (-17,3%).
Между тем, аналитики Sova Capital подчеркивают, что «российское правительство еще не приняло окончательного решения». Эта и другие тарифные инициативы «Российских железных дорог» обсуждаются в преддверии совещания у первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова, на котором будут обсуждаться варианты ликвидации дефицита средств для финансирования инвестиционной программы РЖД, сообщал агентству источник на транспортном рынке.
Согласно материалам ОАО «Российские железные дороги», с которыми ранее ознакомился «Интерфакс», монополия обсуждает такую идею в качестве альтернативы «плоской» индексации ставок на 3,7%. При этом, по мнению перевозчика, стоимость груженой отправки можно снизить по отношению к уровню 2023 г. на 0,1%.
«Основная нагрузка от дифференцированной индексации будет транслирована не на реальный сектор экономики, а на операторов подвижного состава. Это будет стимулировать их к оптимизации и повышению эффективности транспортно-логистических схем, более эффективному привлечению грузовой базы как в попутном направлении, так и в целом по сети», — поясняли РЖД логику своей инициативы.
Аналитики «ВТБ Капитала» в своем обзоре отмечают, что грузоотправители несут расходы только на груженые рейсы, в то время как для Globaltrans порожний пробег является крупнейшей статьей затрат (с долей 52% в 2023 г.). Группе будет трудно компенсировать их рост за счет дальнейшего совершенствования своей логистики, поскольку она уже является одной из самых эффективных в отрасли, также подчеркивают эксперты.
ФАС подготовила проект об индексации тарифов в плацкарте в 2023 году на 3,7%
Индексация тарифов РЖД утверждена с 2023 по 2025 год по принципу потребительская инфляция (два года до периода, два года после) минус 0,1 процентного пункта. Перевозки пассажиров почти во всех поездах дальнего следования в РФ осуществляет «Федеральная пассажирская компания» (ФПК, «дочка» РЖД). Тариф для нее в регулируемом сегменте определяет ФАС, в нерегулируемом сегменте (СВ, купе и люкс) устанавливает сама компания.
«Проектом приказа предусмотрена: Индексация с 1 января 2023 года тарифов (предельно максимальных) на перевозки в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах, а также в мотор-вагонном подвижном составе в поездах дальнего следования, а также индексация сборов и платы на работы (услуги), связанные с перевозкой багажа и грузобагажа на 3,7% … с учетом изменений основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2023 и 2023 годов, актуализированных Минэкономразвития России», — говорится в пояснительной записке ФАС.
Проект документа предусматривает продолжение практики применения дифференцированных по календарным периодам 2023 года индексов к уровню тарифов. «При этом возможность установления индексов гибкого графика к установленным тарифам предоставляется АО «ФПК» в зависимости от спроса на перевозки за счет ограничения предельного максимального размера индекса на уровне 1,2 и ограничением среднегодового (в течение календарного года) значения индексов в расчете на количество дней значением 1,0″, — добавляется в записке.
По его словам, наиболее выгодным данное условие может быть для контейнерных перевозок, поскольку данные вагоны используются в импортных, внутрироссийских и экспортных отправках. Стоимость перевозок контейнерных грузов в результате не должна повышаться. Однако стоит обратить внимание на то, что такой вид транспортировок используется в основном для товаров народного потребления, что может сказаться на их стоимости для конечных потребителей.
«FM Logistic не является собственником подвижного состава и не формирует ценовую политику перевозок. Однако исходя из предложений ОАО «РЖД» можно сделать вывод, что рост тарифов на порожний пробег и их снижение на груженый пробег стали бы мотивацией для собственников подвижного состава к сокращению количества порожних пробегов, а также вынудят их искать загрузку в оба конца. Но на практике исходя из характеристик подвижного состава и перевозимых грузов возможность закольцовки груженых пробегов существует не всегда», – говорит И. Ляшик.
Индексация цен на порожний пробег вагонов на 15,8% могла быть переложена в стоимость груженого пробега при круговой схеме использования подвижного состава. Такое мнение РЖД-Партнеру высказал руководитель отдела мультимодальных перевозок дальневосточного региона FM Logistic Игорь Ляшик.
Правительство России скорее всего примет решение сохранить параметры долгосрочной тарифной политики РЖД на 2023 год и отказаться от дополнительной индексации грузовых тарифов. Тем не менее новость о тарифных предложениях РЖД на 2023 год вызвала большую дискуссию среди участников рынка.
Напомним, что ОАО «РЖД» пересмотрело подход к индексации тарифов на 2023 год. Новый вариант предполагает как альтернативу общему повышению тарифа на 3,7% на 2023 год дополнительную индексацию цен на порожний пробег вагонов на 15,8% (вместо 4%), а также снижение тарифа на груженый пробег на 0,1%. Сохраняются и предложения по отмене льгот для инновационных вагонов, речь идет о росте тарифов для антрацита и контейнеров.
Железнодорожные операторы просят не допустить изменения тарифной политики РЖД в 2023 году 11: 32, 30 октября 2023 Версия для печати
Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) считает необходимым сохранить тарифную политику Российских железных дорог (РЖД) неизменной в 2023 году и не допустить повышения порожнего пробега вагонов на 15,8%. Об этом говорится в письме председателя президиума СОЖТ Игоря Ромашова первому вице-премьеру РФ Андрею Белоусову (текст документа имеется в распоряжении ТАСС).
«. Следует отметить, что предлагаемый подход к индексации тарифов на 2023 год не дает ОАО «РЖД» дополнительных денежных средств, при этом деформирует тарифную политику, наносит невосполнимый урон рынку услуг по предоставлению подвижного состава и ставит глобально вопрос о дальнейших частных инвестициях в экономику России, ее железнодорожный сегмент», – говорится в письме.
И. Ромашов пишет, что во время подготовки тарифных решений на 2023 год РЖД вышли с предложением не индексировать тариф на перевозку грузов, а тарифы на порожний пробег вагонов повысить на 15,8%. По его мнению, речь идет о перераспределении совокупной тарифной нагрузки отраслей экономики в один сегмент – рынок услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава. И. Ромашов напоминает, что решения правительства о неизменности и долгосрочном характере тарифной политики ранее позволили обеспечить беспрецедентный приток частных инвестиций в обновление парка вагонов и стабилизировать ценовую политику операторов.
И. Ромашов просит А. Белоусова «на 2023 год обеспечить сохранение принципа долгосрочности и прогнозируемости тарифной политики, предусмотрев изменение тарифов в равном размере 3,7% как для грузов, так и для порожних грузовых вагонов». Кроме того, председатель президиума СОЖТ считает необходимым в следующем году вынести на публичное обсуждение подходы к определению себестоимости перевозок для РЖД.
«Учитывая, что параметры себестоимости тарифов являются ключевыми при обсуждении вопросов их изменения, при закрытости и непрозрачности данной сферы создаются предпосылки по манипулированию данными, что не способствует формированию в Российской Федерации здорового инвестиционного климата», – заключает И. Ромашов.
13 Мар 2023 uristinhome 178