Информация защищаемая в режиме налоговой тайны является

В заявлении указывают коды — по ним налоговая узнаёт, какие сведения открывать. Например, код 0400 значит, что нужно открыть информацию о банке, в котором у компании счет, номере, дате открытия, типе счета и движении денег на нем. Если случайно указать не тот код, налоговая откроет не ту информацию.

  • общедоступные сведения. Это название компании, ее адрес, дата регистрации и всё, что она сама рассказывает у себя на сайте или в рекламе, социальных сетях;
  • ИНН;
  • информация о долгах и задержках по налогам;
  • налоговый режим компании, например упрощенка;
  • среднесписочная численность сотрудников за прошлый год;
  • налоги, доходы и расходы за прошлый год.

До 2022 года в открытом доступе можно было найти только название, адрес компании, имя ее учредителя и данные о специальном налоговом режиме, например упрощенке. Остальное приходилось запрашивать у партнеров, потому что сведения о доходах, расходах, имуществе и сотрудниках были налоговой тайной. А сейчас это уже не тайна.

У судов и налоговой есть термин «должная осмотрительность» — это проверка партнеров и поставщиков перед работой. Проверка нужна, чтобы на этапе выбора партнеров выявить подозрительных и не работать с ними. К примеру, подозрительной будет строительная фирма с одним сотрудником и нулевыми декларациями за последние пару лет.

  • 1 августа — о спецрежиме на конец прошлого года и численности сотрудников. Можно проверить, работает поставщик на упрощенке или на общем налоговом режиме и сколько у него сотрудников;
  • 1 октября — налоги и страховые взносы, которые заплатила компания за прошлый год, ее доходы и расходы. Можно посмотреть динамику доходов и расходов за 2022-2022 годы;
  • 1 декабря — о налоговых нарушениях, недоимке по налогам и взносам, штрафах.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если гражданин или уполномоченное лицо от организации подписали специальный документ о том, что разрешают распоряжаться рядом сведений (например., информацией о месте работы, банковских реквизитах, достижениях и пр.), то эта информация автоматически исключается из круга, составляющего налоговую тайну.

Налоговые органы по самой своей функции, определенной государством, собирают информацию о материальном (имущественном, денежном) положении людей и организаций. Если такие данные станут общим достоянием и будут распространяться бесконтрольно, это в ряде случаев может принести юридическому или физическому лицу вред разной степени тяжести.

  1. Разглашение сведений или утрата документов принесли их владельцу-налогоплательщику прямой ущерб.
  2. Установление вины соответствующего должностного лица, то есть сотрудника налоговых органов (виновное действие или бездействие).
  3. Именно это действие или бездействие стало прямой причиной причинения ущерба.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для соблюдения налоговой тайны не имеет значения, кто именно выступает в статусе налогоплательщика – рядовой гражданин, организация, индивидуальный предприниматель. Также не важна форма, в которой сведения поступили в соответствующие органы, то есть на каком носителе они зафиксированы.

  • номер ИНН (его легко узнать по фамилии человека или названию фирмы, а они не относятся к тайне);
  • сведения об имевших место налоговых нарушениях (эта информация содержится открыто в ЕГРЮЛ и ЕГРИП);
  • результаты проверок налоговыми органами (запрещено распространение налоговой информации только о кандидатах в выборные органы);
  • налоговый режим, используемый налогоплательщиком (общий или один из специальных);
  • данные о платежах в госструктуры (они помещаются в открытую Государственную информационную систему);
  • информация, переданная вышестоящим инстанциям из местных властей или иностранным органам в рамках международного сотрудничества.

Термин «экономическая информация» достаточно широко употребляется, под ним подразумевают информацию о процессах производства, распределения, обмена и потребления благ. Важнейшими характеристиками и наименьшими смысловыми единицами экономической информации являются показатели и величины, представляющие собой количественные характеристики свойств отображаемых объектов.

Ограничение режима доступа к информации, полученной налоговыми органами, которое было введено путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением указанных сведений, как правило, объясняется специальным правовым статусом информации, составляющей налоговую тайну.

Защита конфиденциальной экономической информации позволяет выявить три основных подхода, которые использовались в законодательстве при определении состава сведений, защищаемых в режиме той или иной тайны: первый подход предполагает прямое перечисление в законодательстве сведений, составляющих тайну. Подобным образом определяется состав информации, охраняемой в режиме государственной тайны; второй подход основывается на предоставлении права собственнику (обладателю) информации самому определить состав охраняемых сведений. Данный подход используется в режимах служебной и коммерческой тайн; третий подход вообще не предусматривает установления какого-либо перечня охраняемой информации.

  • о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях — в течение 10 дней после регистрации (перерегистрации) или ликвидации (реорганизации) организации;
  • о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, — в течение 10 дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия либо истечения срока действия;
  • о физических лицах, которым выданы лицензии, свидетельства или иные подобные документы — частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы, — в течение 10 дней;
  • о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц — в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов;
  • о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах — в течение 10 дней после регистрации имущества;
  • о предоставлении прав на пользование природными ресурсами — в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя;
  • об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, — не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения;
  • о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения — не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения.
  1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
  2. об идентификационном номере налогоплательщика;
  3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
  5. предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

Статья 102

10) об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов;

8) предоставляемых органам местного самоуправления (органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам;

5) в случае необходимости подтверждения факта представления в налоговый орган специальной декларации и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, и достоверности содержащихся в них сведений должностное лицо органа государственной власти или банка, которому в качестве основания для предоставления гарантий, предусмотренных указанным в абзаце первом настоящего пункта Федеральным законом, была представлена копия специальной декларации с отметкой налогового органа о ее принятии, вправе направить ее в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для сверки с оригиналом специальной декларации, находящейся на централизованном хранении. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в пятидневный срок после получения такой копии специальной декларации направляет ответное уведомление о том, соответствует либо не соответствует полученная копия специальной декларации оригиналу.

Вас может заинтересовать :  Поправки вступившие в законную силу по ст 228 ук рф

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений:

Законный доступ к сведениям, которые были признаны налоговой тайной, имеется у определенных должностных лиц. Точный список данных лиц может быть установлен федеральным органом исполнительной власти, обладающим соответствующими полномочиями, федеральным органом, относящимся к уголовному судопроизводству, федеральным таможенным учреждением и т.д.

К таким документам могут относиться налоговые декларации и иные бумаги, в которых могут быть отражены сведения, составляющие государственную тайну. Чаще всего, потеря данных документов влечет за собой наложение штрафа, увольнение должностного лица с занимаемой должности иные правовые меры.

Данные налогоплательщика могут быть переданы другим лицам, как на безвозмездной основе, так и за определенное денежное вознаграждение. Безусловно, оба этих способа являются грубейшими нарушениями существующих норм и правил НК РФ и относятся к правовым налоговым преступлениям.

Уголовная ответственность за разглашение применяется значительно реже, только в тех случаях, когда интересам, либо финансовому положению налогоплательщика был нанесен действительно серьезный ущерб, который стал следствием того, что раскрытие данной информации было осуществлено неправомерным путем.

  • информация о среднем числе сотрудников определенного учреждения, организации и т.д.;
  • сведения об определенных суммах налогов и установленных сборов, которые были уплачены той или иной организацией, за определенный временной период, равный одному календарному году;
  • финансовая информация об отраженных суммах доходов и расходов предприятия или учреждения за прошедший календарный год.

Какие сведения составляют налоговую тайну

Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют особый порядок доступа и хранения. Потеря документов с информацией, составляющей налоговую тайну, а также разглашение сведений, относимых к тайным, влечет ответственность должностных лиц в рамках законодательства РФ, вплоть до уголовной. Служащие не вправе разглашать информацию, которую они получили в ходе своей работы, без согласия обладателя этой информации, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ (по запросу судов, органов предварительного следствия или дознания). Не дозволено предоставление налоговыми органами баз данных, архивов, исключая случаи, установленные законодательством РФ.

Налоговой тайне отведена отдельная статья НК РФ с одноименным названием под номером 102. Налоговая тайна — законодательно установленный особый порядок доступа и применения информации о налогоплательщиках, полученной налоговыми органами в ходе взаимодействия с налогоплательщиками. В процессе работы компаний с налоговыми органами последние получают много информации, которая касается предпринимательской деятельности компаний. Что, безусловно, приводит к опасениям за сохранность такой информации. Согласно ст. 102 НК РФ информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является секретной и не должна быть раскрыта налоговыми органами и прочими государственными структурами, их служащими и прочими лицами, которым в силу служебных обязанностей эта информация стала известна.

  • ИНН.
  • Сведения о налогоплательщике, ставшие общедоступными, включая те, которые стали такими с его согласия. В наиболее полном виде общедоступная информация содержится в выписке из ЕГРЮЛ. В настоящее время ее может получить на сайте ФНС любой заинтересованный пользователь, указав в запросе наименование и ИНН или ОГРН интересующего юрлица.
  • Сведения о нарушениях плательщика, связанных с налоговым законодательством, включая недоимки, пени и штрафы, имеющиеся у него.

Налоговую тайну составляют отдельные сведения, имеющиеся у налоговых органов о плательщиках налогов и сборов. В своих письмах Минфин неоднократно указывал на необходимость при выборе партнеров в бизнесе проявлять должную осмотрительность. Но тем, кто обращается в налоговые органы с просьбами предоставить данные о том или ином юрлице, налоговики говорят о невозможности раскрытия информации, прикрываясь налоговой тайной. Так какие же сведения относятся к налоговой тайне, каким образом эта информация должна охраняться, расскажем в этой статье.

  • Сведения, предоставленные налоговыми или правоохранительными органами других стран, переданные в рамках международных договоренностей о сотрудничестве указанных ведомств этих стран с РФ.
  • Информация о применении налогоплательщиком спецрежимов или участии его в консолидированной группе плательщиков налогов.
  • С июня 2022 года среднесписочная численность работников за предшествующий год не относится к данным, составляющим налоговую тайну.
  • С этого же периода не является тайной информация об уплаченных налогах, взносах и сборах организации за предыдущий год. Исключения — сведения о суммах таможенных сборов, взимаемых в рамках ЕАЭС, а также суммах, переведенных в рамках обязательств налогового агента.
  • Информация о размере доходов и расходов за предшествующий год, предоставленная в налоговые органы в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • С 2022 года открытой считается также информация о постановке на учет организаций и физических лиц других стран.

Но для этого правообладатель должен установить меры по охране конфиденциальности тайны, которые указаны в ч. 1 ст. 10 закона № 98-ФЗ. Нужно определить перечень информации, в отношении которой введен режим конфиденциальности. Также следует регламентировать возможность доступа к ней сотрудников и других лиц.

Безусловно являются тайной сведения из паспорта физлица, а также информация из документов юрлица, которые налоговая инспекция получила в рамках налогового контроля. Но не всегда все так однозначно. Разберем на конкретных ситуациях, что является информацией, защищаемой в режиме налоговой тайны.

Следует помнить, что также относится к разглашению налоговой тайны использование или передача третьему лицу данных, для которых налогоплательщик установил режим коммерческой тайны. Такая информация будет составлять налоговую тайну, когда о ней узнают должностное лицо налогового органа, фонда или эксперт при исполнении обязанностей.

Налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, таможенные органы, их должностные лица и привлеченные эксперты не должны разглашать тайные сведения. Напротив, в отношении тайных сведений должен соблюдаться специальный режим хранения и доступа.

Коммерческой тайной может являться любая информация, которая не известна третьим лицам и имеет коммерческую ценность. Если следовать положениям закона № 98-ФЗ, компания может отказать сторонним лицам в выдаче информации, которая относиться к коммерческой тайне.

9. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на сведения, поступившие в финансовые органы субъектов Российской Федерации, на территориях которых осуществляют деятельность участники консолидированной группы налогоплательщиков, в составе информации о прогнозируемых поступлениях налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации от участников консолидированной группы налогоплательщиков в текущем финансовом году, на очередной финансовый год и плановый период и о факторах, оказывающих влияние на планируемые поступления налога на прибыль организаций.

Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, в которые такие сведения поступили в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов.

Вас может заинтересовать :  Образец Заполнения Больничного Листа Работодателем 2022

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, органах местного самоуправления или организациях, в которые такие сведения поступили в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов, органов местного самоуправления или организаций.

5) в случае необходимости подтверждения факта представления в налоговый орган специальной декларации и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, и достоверности содержащихся в них сведений должностное лицо органа государственной власти или банка, которому в качестве основания для предоставления гарантий, предусмотренных указанным в абзаце первом настоящего пункта Федеральным законом, была представлена копия специальной декларации с отметкой налогового органа о ее принятии, вправе направить ее в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для сверки с оригиналом специальной декларации, находящейся на централизованном хранении. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в пятидневный срок после получения такой копии специальной декларации направляет ответное уведомление о том, соответствует либо не соответствует полученная копия специальной декларации оригиналу.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика, плательщика страховых взносов и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Что нужно знать о новых правилах доступа ФНС к банковской тайне

Банковская тайна — это запрет кредитным учреждениям разглашать информацию о своих клиентах, их счетах и операциях (ст. 857 ГК РФ). Исключение может быть сделано только в интересах государства или правосудия. Иными словами, доступ к сведениям о счетах организаций, предпринимателей и граждан строго регламентирован законом.

До принятия поправок в ст. 86 НК РФ сотрудники налоговой инспекции уже имели доступ к банковской информации. При проведении проверок они запрашивали информацию о движении денег по счетам компаний и предпринимателей, сведения об остатках по счетам и размерах задолженности картотеки № 2.

Банки и ФНС взаимодействуют по прямым телекоммуникационным каналам связи. Срок для предоставления документов — 3 дня со дня получения мотивированного запроса налоговой. Когда сотрудник ФНС запрашивает информацию о счетах физических лиц, он должен согласовать запрос с руководителем вышестоящего налогового органа.

Случаи, когда банковские сведения могут быть предоставлены госорганам и иным лицам, например, нотариусам, судьям или арбитражным управляющим, перечислены в ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1. Так, нотариус может запрашивать информацию о счетах и остатках на них в интересах наследников, арбитражный управляющий вправе выяснять движение средств по счетам компаний и лиц, аффилированных с банкротом.

  • проведение налоговой проверки;
  • вне рамок проверки по отдельным сделкам;
  • принятие решения о взыскании налогов;
  • принятие решения о приостановлении или отмене приостановления операций по счетам;
  • принятие решения о приостановлении или отмене приостановления переводов электронных денежных средств;
  • в рамках международного сотрудничества.

Статья 102 НК (налогового кодекса) РФ Налоговая тайна

1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
— 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
— 2) об идентификационном номере налогоплательщика;
— 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
— 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
— 2. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
— К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

— 3. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.
— Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.

Готовы ли вы раскрыть свою налоговую тайну

  • общедоступные сведения, например, данные об организации из ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 6 Закона о регистрации юрлиц и ИП) или данные бухотчетности, которые можно получить в Росстате по запросу (ч. 1 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете, п. 5.10 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420);
  • о применяемом спецрежиме, о среднесписочной численности работников;
  • о налоговых нарушениях и ответственности за них, в том числе о недоимке и задолженности по пеням и штрафам;
  • об уплаченных за прошлый год налогах и сборах;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за прошлый год;
  • об участии в КГН;
  • сведения, направляемые налоговым (таможенным, правоохранительным) органам других государств по международным договорам о взаимном сотрудничестве.

Одной из частых причин отказа в вычетах по НДС или в признании расходов по налогу на прибыль необоснованными является то, что контрагент не исполняет своих налоговых обязательств. Это подразумевает, что организацию обвиняют в том, что она не проявила должной осмотрительности и осторожности при выборе партнера. Чтобы обезопасить свою компанию, многие бухгалтеры обращаются в налоговые органы, где состоит на учете их контрагент, за дополнительной информацией, чтобы узнать, не нарушает ли тот налоговое законодательство. В частности, своевременно ли контрагент уплачивает налоги, не привлекался ли он к налоговой ответственности, сдает ли отчетность.

  • в бумажном виде: лично (через представителя) или по почте;
  • в электронной форме: по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика с использованием усиленной электронной подписи (квалифицированной или неквалифицированной).

Многие налогоплательщики столкнулись с новым «веянием», когда поставщики или покупатели стали просить, чтобы организация подала согласие о признании сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными в налоговые органы, либо сами его составляют за вас и просят подписать. С чем связан такой запрос? Надо ли подписывать данное согласие и предоставлять его в налоговые органы?

Представление согласия обычно связано с необходимостью получения сведений о налогоплательщике каким-либо третьим лицом (государственным органом, кредитной организацией и др.) для оказания налогоплательщику услуг, предоставления сервисов или выполнения этим третьим лицом функций, возложенных на него в соответствии с законодательством Российской Федерации (проверка сведений, выдача лицензий и т.д.).

В целях проверки представленной ПАО «Ростелеком» информации Инспекция запросила данные биллинга ООО «Azerfon», которые были представлены Министерством налогов Азербайджанской Республики. Также Инспекцией истребованы у «большой тройки» операторов сведения о детализации звонков (по перечню номеров, представленных Инспекции проверяемым налогоплательщиков – ПАО «Ростелеком»), а именно данные за 2015 год о соединениях, дате, времени звонка, его продолжительности и стоимости, то есть сведения необходимые, по мнению проверяющих, для проверки биллинга, представленного ПАО «Ростелеком».

Арбитражный суд г. Москвы, в частности по делу ПАО «МТС», пришёл к выводу о том, что в данном случае подлежали предоставлению обезличенные данные биллинга, имеющие значение для исчисления и уплаты налогов. Кроме того, судом сделаны весьма чувствительные для компаний выводы, а именно:

  1. «Единовременный отказ трех операторов связи выполнить требования Инспекции о предоставлении данных биллинга в ходе выездной налоговой проверки ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» не соответствует как практике их предшествующего налогового администрирования, так и судебной практике, оценивающей данные биллинга операторов связи как необходимое доказательство совершения хозяйственных операций в этой сфере деятельности, и свидетельствует о согласованном противодействии указанных лиц налоговому контролю.У суда имеются веские основания полагать, что заявитель использует существующие в современном обществе угрозы информационной безопасности, безопасности персональных данных, ссылаясь на необходимость их защиты в рассматриваемом случае, с целью сделать свою деятельность максимально непрозрачной для контролирующих органов, а также в целях уклонения от исполнения законно установленной обязанности по представлению в налоговый орган данных, являющихся основанием для исчисления и уплаты налогов.»
  2. «Приводившиеся в ходе рассмотрения дела доводы Общества о том, что налоговый орган может обратиться к реализуемым на нелегальном рынке базам данных телефонных номеров и получить сведения об абонентах телефонных номеров, не могут быть приняты во внимание судом, так как являются абсурдными и не имеют ничего общего с целями работы налоговых органов, а также режимом хранения и доступа к информации, полученной в связи с осуществлением налогового контроля.»
  1. Сведения биллинга являются информацией экономического характера и представляют собой по сути калькуляцию оказываемых оператором связи услуг.
  2. Инспекцией как специализированным налоговым органом, осуществляющим налоговое администрирование крупнейших операторов связи, по результатам сопоставления данных биллинга неоднократно выявлялись факты завышения расходов на пропуск трафика, что влекло отказ в подтверждении соответствующих расходов, доначисление налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость.
  3. Направлявшиеся Инспекцией операторам связи требования о представлении данных биллинга ранее исполнялись.
  4. Операторы не лишены возможности принять дополнительные меры по обезличиванию персональных данных при их предоставлении налоговому органу, без ущерба для экономической составляющей предоставляемой информации. Примеры соответствующей обработки данных биллинга при их представлении по требованиям налогового органа представлены Инспекцией суду.
  5. Налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение.
  6. Истребованная Инспекцией информация относится к «сведениям ограниченного доступа», ее предоставление налоговому органу не является нарушением положений ч. 2 ст. 23 Конституции.
  7. Ни Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», ни Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» не содержат положений, прямо или косвенно ограничивающих права налоговых органов на получение информации и документов.
  8. Инспекцией не запрашивались сведения об абонентах, составляющие тайну, охраняемую ч. 2 ст. 23 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 63 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ, а также данные, позволяющие идентифицировать абонентов и данные о содержании их переписки, переговоров, сообщений. Фактически Инспекцией были запрошены данные только в отношении проверяемого налогоплательщика (о формировании цены оказанной услуги, имеющей значение для исчисления и уплаты налога).
Вас может заинтересовать :  В 2022 Году В Мордовии 154 Сельских Семей Получат Субсидии На Улучшение Жилищных Условий

В ходе выездной проверки ПАО «Ростелеком» Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7 (далее – Инспекция) проверялась правомерность включения в состав расходов затрат по услугам передачи голосового трафика в рамках соглашения с контрагентом, резидентом оффшорной зоны – Британских Виргинских островов. Анализ данных автоматизированной системы расчётов (далее – АСР, биллинга) по указанному контрагенту и оператору TeliaSonera, работавшему с ПАО «Ростелеком» по прямому договору, выявил факты задвоения записей по исходящему трафику по вызовам в Республику Азербайджан (вызовы с идентичными сведениями по времени и продолжительности).

Банковская тайна: ФНС играет по новым правилам

Наступление налоговой службы на банковскую тайну идёт с начала 2000х годов. С 17 марта 2022 года ФНС России получила ещё более расширенный доступ к банковской тайне. Банки в течение трёх дней со дня получения запроса налоговиков обязаны выдавать имеющуюся у них в распоряжении информацию. Подробнее об этом – в статье эксперта Марины Каштановой.

В ходе рассмотрения и принятия законопроекта налоговая служба неоднократно поясняла, что данные изменения не направлены в адрес добросовестных налогоплательщиков, а вводятся для повышения эффективности риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля и предотвращении ущерба от недобросовестных налогоплательщиков, применяющих различные схемы для ухода от налогов.

Говорить о каких-то результатах или итогах работы расширенной банковской тайны спустя 3,5 месяца, наверное, рано. С большей долей вероятности, ссылки на доказательства из документов и информации, представленной банками, налогоплательщики в скором времени встретят в актах проверок (выездных и камеральных) и информационных письмах территориальных налоговых органов, направляемых в рамках проведения мероприятий предпроверочного анализа.

  • в отношении организации (индивидуального предпринимателя) — в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица, истребования у него документов в соответствии со статьёй 93.1 НК РФ (встречная проверка и вне рамок проверки), вынесения в отношении этого лица решения о взыскании налога и (или) принятия решения о приостановлении (отмене данных решений) операций по счетам этого лица, о приостановлении переводов его электронных денежных средств;
  • в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС, в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица либо истребования у него документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ (встречная проверка);
  • в отношении организации (индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) — на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Федеральный закон № 6-ФЗ от 17.02.2022 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» внёс изменения, в том числе в статье 86 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). Так, статья 86 НК РФ была дополнена пунктом 2.1, в соответствии с которым банки в течение трёх дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа обязаны выдавать последним имеющиеся у них в распоряжении:

Права на тайны

Все это можно сохранить в тайне от обычных людей — близких или просто любопытствующих. Есть случаи, когда информацию скрыть не удастся: например, если счетом заинтересовалась налоговая, а переговорами — оперативники. Но для этого нужны серьезные причины, а использовать их получится не всегда. Обычно у вас все-таки есть право на тайны.

Чем грозит нарушение. За нарушение неприкосновенности частной жизни может наступить ответственность по статье 137 УК РФ: штраф до 200 000 Р или лишение свободы на срок до 2 лет. Под статью можно попасть и за собирание сведений — например слежку, прослушивание или опрос других людей. И за распространение — даже если это просто беседа с друзьями или пересылка личной переписки. Уголовное дело в таких случаях возбуждается только по заявлению.

Когда не работает. Если вы сами обнародовали какие-то сведения о себе, их распространение уже не считается нарушением тайны. Еще сведения о частной жизни можно собирать и распространять в государственных и общественных интересах: например, если речь идет о розыске человека или системе распознавания лиц. Если ваше изображение случайно попало на видео при съемке мероприятия, это тоже не нарушение прав, потому что съемка велась в общественном месте.

Только сам человек может определить, какие именно сведения должны быть тайной. Вы можете сами рассказать, с кем живете, куда едете в отпуск и о чем разговаривали с другом. Но другие люди не вправе распространять такую информацию без вашего разрешения — даже одному человеку. Публично — тем более.

У каждого человека есть право на неприкосновенность частной жизни. Никто не может без вашего разрешения вмешиваться в личную и семейную жизнь, заходить в дом, читать переписку или следить за поездками. По закону нельзя использовать ваши фотографии без разрешения, публиковать персональные данные и вести скрытую видеосъемку.