Изменения в 223-ФЗ с 1 января 2023 года: обзор

Что нужно изменить в Положении о закупке по 223-ФЗ в 2023 году

1. В отношении требований закона № 443-ФЗ, если в Положении были перечислены все заказчики, на которых распространяет свое действие закон № 223-ФЗ, то нужно заменить слова «обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов» на слова «обращения с твердыми коммунальными отходами». Если такого перечисления не было, то заказчикам, которые не имеют отношения к обращению с ТКО, изменений в Положение вносить не требуется.

Кроме того, рекомендуется перечень исключений из сферы регулирования закона № 223-ФЗ и Положения о закупке предусмотреть в виде ссылки на часть 4 статьи 1 закона № 223-ФЗ, не перечисляя в Положении соответствующие пункты закона. Практика показывает, что постоянные изменения этого перечня законодателем требуют неоправданных и неэффективных затрат ресурсов заказчиков на внесение соответствующих изменений в Положения о закупке.

В отношении формулы цены следует обратить внимание на Постановление Правительства РФ от 13.01.2023 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта», с учетом которого можно в Положении перечислить объекты закупки, в отношении которых возможно использовать формулу цены, по аналогии. Рекомендуется предусмотреть, что конкретная формула цены будет установлена в документации о закупке (в проекте договора), так как практика закупок в рамках контрактной системы показала разнообразные подходы к её определению.

С учетом административной и судебной практики в соответствующем регионе заказчикам следует обратить внимание на порядок сопоставления ценовых предложений, предусмотренный Положением о закупке: с учетом всех налогов (как рекомендует и указывает в предписаниях по результатам рассмотрения жалоб ФАС России) или в определенных исключительных случаях без учета НДС, если такая практика принципиальна для заказчика с учетом обеспечения соблюдения требований об эффективности соответствующих закупок.

3. В отношении требований закона № 86-ФЗ: необходимо дополнить или отредактировать Положение таким образом, чтобы в нём был определен порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее — формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора.

Внесены изменения в Федеральный закон № 223-ФЗ

Законом № 86-ФЗ установлена обязанность для заказчиков по включению в положение о закупке порядка определения начальной (максимальной) цены договора (цены лота), формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены единицы товара, работы, услуги.

Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС до даты утверждения и размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями ч. 2 ст. 2 Федерального закона 223-ФЗ, но не позднее 90 дней со дня вступления в силу поправок, проводятся по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

С 1 апреля 2023 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.

С 1 января 2023 года у закупочных комиссий, работающих в рамках Закона 44-ФЗ, появилась новая обязанность: проверять участников закупки на предмет их привлечения к ответственности по ст. 19.28 КоАП в срок до двух лет до момента подачи заявки. Данная статья посвящена вопросам незаконного вознаграждения от имени юридических лиц. Проверить участника закупки сегодня можно на сайте Генпрокуратуры.

Также ПП РФ № 2023 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.

В апреле 2023 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО. Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2023 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными. Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.

  • НМЦК не более 3 млн руб.;
  • общий годовой объем не более 10% от СГОЗ;
  • не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
  • закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок;
  • извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок;
  • после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
  • контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

Таблица изменений в закупках по 223-ФЗ в 2023 году

  1. Поправили правила работы с планом закупок из-за изменения сроков планирования.
  2. Исправили сроки оплаты по договорам с МСП.
  3. Увеличили объем закупок у МСП.
  4. Допустили самозанятых.
  5. Изменили правила работы с реестром договоров.
  6. Разрешили закупать в закрытой форме по новым основаниям.
  7. Утвердили минимальную долю отечественных товаров.

Настройте индивидуальный профиль и получайте сообщения о новостях и поправках сразу, как они появляются в системе. А пояснения экспертов и сравнение редакций НПА помогут понять запутанные формулировки и разобраться в новых правилах. Попробуйте бесплатно!

  • для юридических лиц — название, адрес, учредительные документы, ИНН учредителей (членов коллегиального исполнительного органа или лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа);
  • для физических лиц и ИП — Ф.И.О., паспортные данные и адрес, ИНН участника заказа;
  • декларацию о принадлежности к субъектам малого предпринимательства (при отсутствии такой информации в реестре СМП);
  • правоустанавливающий документ — о возможности действия от имени участника;
  • декларацию о соответствии единым требованиям;
  • бланки о соответствии дополнительным требованиям.
  • продукция из электронного магазина стоимостью не более 100 000 рублей;
  • соглашения с монополистами или центральными депозитариями;
  • конкретные товары, работы, услуги в результате аварии, ЧС природного или техногенного характера, непреодолимой силы, для оказания экстренной медицинской помощи;
  • перечень продукции (утвержден правительством), которую надлежит приобретать у учреждений УИС;
  • услуги по водо- и теплоснабжению, водоотведению, обращению с ТКО, газоснабжению (кроме услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам);
  • услуги по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
  1. Заказчик размещает в электронном магазине предложение о заключении договора на поставку товара и проект договора.
  2. Проводится котировочная сессия.
  3. Поставщик направляет предложение и указывает сведения о характеристиках товара (по КТРУ), НМЦД (не более 50 млн руб.), сроках и месте поставки товара.
Вас может заинтересовать :  Какие документы нужны для продажи алкогольной продукции и энергетиков

С 1 января 2023 года вступают в силу изменения в закон № 223-ФЗ, устанавливающие, что при расходовании средств на закупки всеми лицами, осуществляющими регулируемые виды деятельности в области обращения с отходами, нормы указанного закона будут распространяться на региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

(Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2023 г. № 1799 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»)

С 1 января 2023 года вступают в силу поправки к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), которые устанавливают административную ответственность за нарушение госкомпаниями срока оплаты по контрактам с МСП. При этом для должностных лиц предлагается установить наказание в виде штрафа в размере от 30 до 50 тыс. рублей, для юридических лиц — от 50 до 100 тыс. рублей.

С 1 января 2023 года в форме плана закупок, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932, необходимо указывать количество поставляемого товара при выполнении закупаемых работ (услуг), а в случае, если объектом закупки являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, указывается информация только о таком поставляемом товаре, который подлежит принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств.

Кроме того, в плане закупок необходимо указывать информацию об объеме финансового обеспечения закупки за счет субсидии, предоставляемой в целях реализации национальных и федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. При этом, информацию необходимо указывать по каждому коду целевой статьи расходов.

Обзор изменений в сфере закупок по закону №; 223-ФЗ и практики его применения

Следует отметить, что в отличии от аналогичных правил, установленных в рамках закупок по закону о контрактной системе № 44-ФЗ (Постановление Правительства от 03.12.2023 № 2023), для заказчиков по 223-ФЗ не предусмотрены ни требования к форме и содержанию отчета об объеме закупок российских товаров, ни порядок оценки Минпромторгом этого отчета, ни требования к описанию объекта закупки на основе характеристик российских товаров, включенных в каталог товаров, работ, услуг ЕИС, ни требований к обоснованию начальной (максимальной) цены на основе цен российских производителей.

Информация не должна размещаться в ЕИС, если закупка осуществляется в рамках выполнения государственного оборонного заказа в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры. Соответствующие условия добавлены в статью 3.5 закона № 223-ФЗ в качестве основания для проведения конкурентной закупки закрытым способом.

13. В письме Минфина России от 08.06.2023 N 24-01-08/49010 даны разъяснения заказчикам по вопросу о внесении информации в реестр договоров ЕИС, если в результате внесения изменений в договор его стоимость превысила пороговые значения, установленные в качестве права для неразмещения информации в ЕИС.

Для участников закупки — субъектов МСП отменена обязанность предоставления в составе заявки сведений из реестра субъектов МСП или декларации. Подтверждением принадлежности участника закупки, субподрядчика (соисполнителя) к субъектам МСП является исключительно наличие информации о таких участнике, субподрядчике (соисполнителе) в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

В случае если предметом договора являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, информация о цене единицы товара, о стране происхождения товара включается в реестр в отношении товара, который в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете подлежит принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств.

С 27.07.2023 формально вступило в силу постановление правительства №878. С этой даты заработали новые правила ведения реестра радиоэлектронной продукции и положения о приоритете отечественной радиоэлектроники в закупках по 223-ФЗ. Но фактически реестр появился на сайте Минпромторга только 16.09.2023. Соответственно, и изменения в правилах о преференциях для отечественной радиоэлектроники применяют с этой даты.

C 01.01.2023 вступило в силу постановление правительства №1799 от 07.11.2023, которое закрепило, что в плане закупок нужно указывать количество товаров, которые поставляются при выполнении работ или оказании услуг, и единицу измерения. А в строительных закупках эти новации распространили на те товары, которые заказчик ставит на баланс и принимает к бухучету.

01.04.2023 вступает в силу федеральный закон №452-ФЗ от 22.12.2023, который установил особенности проведения и перечень требований к составу и содержанию заявок участников конкурентной закупки в электронной форме с ограничениями для субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках 223-ФЗ.

В документацию включают сведения о технических и качественных характеристиках закупаемой продукции, а при использовании товарного знака дополняют позицию фразой «или эквивалент». Исключение здесь составляет, например, приобретение запасных частей к технике.

Вводят типовое положение о закупках. Принимает его, публикует в ЕИС, изменяет и устанавливает список заказчиков, для которых оно действует, орган власти, который наделен функциями и полномочиями учредителя бюджетного (автономного) учреждения или обладает правом собственности имущества унитарного предприятия. В таком документе устанавливают дату, до которой положение приводили в соответствие с типовым.

Что нужно изменить в Положении о закупке по 223-ФЗ в 2023 году

1. В отношении требований закона № 443-ФЗ, если в Положении были перечислены все заказчики, на которых распространяет свое действие закон № 223-ФЗ, то нужно заменить слова «обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов» на слова «обращения с твердыми коммунальными отходами». Если такого перечисления не было, то заказчикам, которые не имеют отношения к обращению с ТКО, изменений в Положение вносить не требуется.

Вас может заинтересовать :  После получения сертификата молодая семья через сколько поступают деньги?

В заключении следует напомнить, что Положение о закупке должно быть эффективным инструментом, позволяющим заказчикам построить максимально удобную систему закупок с учетом специфики структуры и объемов закупок конкретного заказчика, а также требований о минимизации рисков обжалования и отмены процедур закупок, заключения договора с недобросовестным поставщиком.

Из глобальных изменений Положения о закупке рекомендуется подумать о требованиях к составу заявки при проведении конкурентных и неконкурентных процедур закупки не для субъектов МСП. Нововведения в части 19.1 статьи 3.4 закона № 223-ФЗ могут быть частично распространены на все закупки, например, в части подтверждения полномочий лица на подписание заявки, подтверждения предоставления обеспечения заявки, предоставления в виде декларации информации об официальном сайте, где в открытом доступе находится информация о лицензиях или членстве в СРО.

3. В отношении требований закона № 86-ФЗ: необходимо дополнить или отредактировать Положение таким образом, чтобы в нём был определен порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее — формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора.

4. В отношении минимальной доли закупок российских товаров (постановление от 3 декабря 2023 г. № 2013), в Положении рекомендуется предусмотреть возможность закупки российских товаров, включенных в реестры Минпромторга, способами неконкурентных закупок, в том числе у единственного поставщика (такие рекомендации, например, даны в письме Минфина от 15 января 2023 г. № 24-03-07/1390).

Федеральное казначейство

Также изменениями установлено, что Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществляется мониторинг закупок, представляющий собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок. Порядок и срок осуществления мониторинга закупок, требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Изменения вступят в силу с 01.04.2023, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие. При этом у заказчиков будет девяносто дней с указанной даты для того, чтобы внести изменения в положение о закупке. Пунктом 3 статьи 2 Закона № 452-ФЗ предусмотрено, что закупки, которые начаты до даты размещения обновленного положения о закупке в ЕИС, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

2.Федеральным законом от 22.12.2023 № 453-ФЗ внесены изменения в статьи 7.32.3 и 23.83 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым установлена административная ответственность за нарушение заказчиком законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в части срока оплаты по договору (отдельному этапу договора), заключенному с субъектом малого и среднего предпринимательства. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Госзакупки 2023: изменения и дополнения в нормативной базе

Все изменения, касающиеся аудита и контроля закупок, будут вводиться с января следующего года. Но только в том случае, если закон, содержащий поправки, будет принят до октября текущего года. Более позднее принятие закона (октябрь-ноябрь-декабрь) перенесет срок его ввода на год.

При учредительской или акционерной доле меньше 25%, они не вносятся в реестр недобросовестных поставщиков. Но члены правления в него попадают. При передаче полномочий участником, входящим в РНП, другому человеку, последний включается в список недобросовестных поставщиков.

  • От ИП – ФИО, адрес проживания, данные паспорта. От юрлиц – название организации, документ о ее учреждении, адрес.
  • ИНН.
  • Документация, требуемая для обеспечения заявки.
  • Ксерокопия постановления об одобрении сделки.
  • Документ, подтверждающий отсутствие налоговых долгов, процедуры ликвидации/банкротства.
  • Описание и стоимость товара.

При закупках с оформлением «на бумаге» у единственного поставщика, в соответствие с п.п. 4 и 5 ст. 93 закона 44-ФЗ сумма сделки не должна превышать 600 000 ₽, а по правилам малых электронных закупок – 3 млн ₽. При запросе заказчиком товаров на электронных торгах ему подбирают несколько предложений, из которых он выбирает наилучший для себя, и заключает договор.

Не имеет значения, на каком этапе торгов она была предоставлена – при подаче заявки, заключении/исполнении договора. В частности, предоставление неверных данных о товаре на этапе подачи заявки ИП и лиц «при должности» предполагается штрафовать на 10 000-30 000 ₽, юрлиц – на 50 000-200 000 ₽.

С июля 2023-го, планируя покупку недвижимости, услуг по разработке проектной документации, инженерным изысканиям или работ по строительству, реконструкции или сносу объектов, заказчики обязаны в плане-графике указывать специальный код в графе КБК. Эти изменения вводятся Постановлением Правительства РФ №1799 от 07.11.2023.

В январе 2023 года Правительством РФ вынесен на рассмотрение Госдумызаконопроект, предполагающий серьезный пересмотр существующей системы закупок и внесение в нее множества новшеств. Как планируется реформировать закон 44-ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями, рассмотрим подробнее.

Заказчик тоже публикует извещение, сообщая тем самым о своей потребности. В течение часа с момента публикации извещения заказчика оператор ЭП анализирует имеющиеся предварительные предложения, вычленяет из них пять с минимальной ценой поставки и направляет их заказчику.

10. Минфин обновил правила, связанные с казначейским сопровождением: Приказом Минфина №334н от 30.12.2023 утверждены правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по контракту при таком сопровождении, Приказом №316н от 22.12.2023 утвержден порядок казначейского обеспечения обязательств.

  • сократят количество форм закупок, оставив только конкурс, аукцион, запрос котировок;
  • установят единые требования к извещениям. Документация больше не нужна — всю информацию заказчикам предстоит указывать в извещениях. Документация сохранится только для закрытых процедур. Порядок подготовки, публикации и проведения прочих операций с извещениями унифицируют, он станет единым для всех процедур;
  • заказы, связанные с вооружением, деятельностью человека в космосе и работой Росгвардии, отнесут к закрытым;
  • сократят и унифицируют сроки процедур для разных способов определения поставщика;
  • одинаковыми станут и причины признания закупки несостоявшейся. Отпадет необходимость в дополнительных процедурах в рамках запроса котировок, если ни один участник не подал заявку или только одна заявка соответствует требованиям документации;
  • расширят возможность проведения совместных процедур, в том числе межрегиональных;
  • изменится порядок предоставления преференций организациям УИС и инвалидов. Эти преференции внесут в текст закона, а подзаконные акты по этому вопросу отменят;
  • заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с проектом изменений, подлежат обеспечению;
  • при обеспечении заявки банки станут блокировать деньги на спецсчете сразу после подачи заявок, а не после окончания срока их подачи. А на заблокированные средства не обратят взыскание по обязательствам участника закупки;
  • если победитель уклонился от контракта, второй или третий в рейтинге участников претендент обязан заключить контракт, при условии, что он не отозвал заявку. Проведение повторной процедуры не требуется;
  • расширятся возможности закупок у единственного поставщика;
  • заявки, не соответствующие положениям 127-ФЗ, подлежат отклонению.
Вас может заинтересовать :  Поправки покупка дома на дачном участке материнский капитал

223–ФЗ: Какие изменения нужно внести учреждению в Положение о госзакупках в связи с изменениями в 223-ФЗ от

В соответствии с изменениями в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», установленными Федеральным законом от 05.04.2023 N 86-ФЗ, в положение о закупках следует внести следующие изменения:

Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых были направлены до даты размещения скорректированного положения о закупке, но не позднее 14 июля 2023 года, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения либо направления такого приглашения.

1) часть 2 статьи 2 после слов «в том числе» дополнить словами «порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее — формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора,»;

Внести в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4571; 2012, N 53, ст. 7649; 2013, N 52, ст. 6961; 2023, N 11, ст. 1091; 2023, N 27, ст. 3947; 2023, N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4169; 2023, N 1, ст. 65, 89; 2023, N 31, ст. 4422; 2023, N 17, ст. 2702; N 52, ст. 8598; Российская газета, 2023, 26 февраля) следующие изменения:

  • начальной (максимальной) цены договора,
  • цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора.

Приняты масштабные изменения в законы о госзакупках и контрактной системе

Закон от 2 июля 2023 года № 360-ФЗ разрабатывал с 2023 года Минфин России по поручению Президента В. Путина и Правительства РФ, а также рекомендаций Федерального собрания. Он согласован и проработан более чем с 40 органами и организациями, в числе которых Верховный Суд, Счетная палата, Банк России, ЦИК , МИД, СВР.

  • сокращено количество конкурентных способов закупок с 11 до 3 и сокращение до минимума выполняемых процедур (с учетом сроков, предусмотренных Договором о ЕАЭС);
  • расширена практика совместных закупок – возможность их проведения с участием уполномоченных органов нескольких регионов;
  • исключена необходимость составления документации о закупке при открытых конкурентных закупках;
  • введен электронного документооборота на всем жизненном цикле закупки – от планирования до приемки исполнения контракта, вкл. внедрение электронного контракта и электронного акта приемки;
  • введены новые механизмы недопущения применения иностранными государствами санкций в отношении участников закупок.

При этом во избежание необоснованного ограничения конкуренции предусмотрен шаг “1 к 5”. То есть, возможность участия в закупках, например, при начальной (максимальной) цене контракта свыше 100 млн рублей при успешном опыте исполнения контракта на 20 млн рублей, свыше 500 млн рублей – на 100 млн рублей.

  • минимизирует срывы закупочных процедур;
  • обеспечит прослеживаемость действий участников контрактной системы;
  • снизит риски злоупотреблений.

Законом № 360-ФЗ предусмотрено поэтапное вступление в силу его положений – начиная с 1 января 2023 года и по 1 июля 2023 года.

Правительство России внесло изменения в постановления, регулирующие сферу закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

1) С 13.11.2023г. в реестре контрактов не требуется указывать страну происхождения товара, поставляемого при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства в случае закупки таких работ путем проведения открытого конкурса в электронной форме в соответствии с требованиями ч.68 ст.112 Закона о кс при условии включения в описание объекта закупки проектной документации.

1) с 01.01.2023г. в реестре договоров необходимо указывать при внесении информации о заключенном договоре информацию о цене единицы товара, работы или услуги, а в случае, если предметом договора являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, информация о цене единицы товара, о стране происхождения товара включается в реестр в отношении товара, который подлежит принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств.

3) с 01.01.2023г. в реестре договоров необходимо указывать информацию об объеме финансового обеспечения закупки за счет субсидии, предоставляемой в целях реализации национальных и федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. При этом, информацию необходимо указывать по каждому коду целевой статьи расходов.

2) С 01.01.2023г. в плане закупок необходимо указывать информацию об объеме финансового обеспечения закупки за счет субсидии, предоставляемой в целях реализации национальных и федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. При этом, информацию необходимо указывать по каждому коду целевой статьи расходов.

3) С 13.11.2023г. в реестре контрактов, содержащих сведения, составляющих государственную тайну, требуется указывать не только информацию о производителе товара в отношении исполненного контракта, но и информацию о стране происхождения товара, в том числе поставляемого при выполнении работ(услуг), а в случае, если объектом закупки являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, указывается информация только о таком поставляемом товаре, который подлежит принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств.

Федеральное казначейство

Также изменениями установлено, что Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществляется мониторинг закупок, представляющий собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок. Порядок и срок осуществления мониторинга закупок, требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Изменения вступят в силу с 01.04.2023, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие. При этом у заказчиков будет девяносто дней с указанной даты для того, чтобы внести изменения в положение о закупке. Пунктом 3 статьи 2 Закона № 452-ФЗ предусмотрено, что закупки, которые начаты до даты размещения обновленного положения о закупке в ЕИС, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

2.Федеральным законом от 22.12.2023 № 453-ФЗ внесены изменения в статьи 7.32.3 и 23.83 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым установлена административная ответственность за нарушение заказчиком законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в части срока оплаты по договору (отдельному этапу договора), заключенному с субъектом малого и среднего предпринимательства. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.