Изменения в фз об образовании 2023

«21. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, устанавливает организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольные цифры приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования в области искусств за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации, определяет по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, порядок осуществления образовательной деятельности детскими школами искусств, а также определяет в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, другие особенности организации и осуществления образовательной деятельности, методической деятельности по образовательным программам в области искусств.»;

Вводится дифференциация оценки результатов вступительных испытаний по программам среднего профобразования в области искусств. В приоритете при приеме на обучение по таким программам будут наиболее одаренные поступающие. Форму и систему их оценки будет устанавливать Минпросвещения.

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 27, ст. 3462; 2023, N 1, ст. 53; N 29, ст. 4364; 2023, N 27, ст. 4239; 2023, N 32, ст. 5130; 2023, N 30, ст. 4134; N 52, ст. 7796; 2023, N 1, ст. 56) следующие изменения:

«4. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, осуществляется на основании результатов вступительных испытаний в порядке, установленном в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты вступительных испытаний (при наличии), результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 настоящего Федерального закона.»;

2. Положения части 21 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к отношениям, связанным с установлением организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования в области искусств, контрольных цифр приема для обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета начиная с 2023/24 учебного года.

Федеральный закон от г

«81. Образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.»;

«5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются по уровням образования либо по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, а также по областям и видам профессиональной деятельности, утверждаемым в соответствии с трудовым законодательством.»;

а) абзац первый части 4 после слова «программ» дополнить словами «и организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, реализуемым на базе основного общего образования или интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основного общего образования и (или) среднего общего образования»;

в) в части 9 слово «образовательные» заменить словом «общеобразовательные», дополнить предложением следующего содержания: «Примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.»;

3) в части 2 статьи 16 слова «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования» заменить словами «Правительством Российской Федерации»;

«21. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, устанавливает организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольные цифры приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования в области искусств за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации, определяет по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, порядок осуществления образовательной деятельности детскими школами искусств, а также определяет в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, другие особенности организации и осуществления образовательной деятельности, методической деятельности по образовательным программам в области искусств.»;

«4. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, осуществляется на основании результатов вступительных испытаний в порядке, установленном в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты вступительных испытаний (при наличии), результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 настоящего Федерального закона.»;

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 27, ст. 3462; 2023, N 1, ст. 53; N 29, ст. 4364; 2023, N 27, ст. 4239; 2023, N 32, ст. 5130; 2023, N 30, ст. 4134; N 52, ст. 7796; 2023, N 1, ст. 56) следующие изменения:

Вас может заинтересовать :  Компенсация военнослужащим за детский сад 2023

«3. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств. Для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств создаются образовательные организации дополнительного образования детей со специальными наименованиями «детская школа искусств», «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа», «детская хореографическая школа», «детская театральная школа», «детская цирковая школа», «детская школа художественных ремесел» (далее — детские школы искусств). Детские школы искусств вправе осуществлять образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются также в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, и в образовательных организациях высшего образования.»;

2. Положения части 21 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к отношениям, связанным с установлением организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования в области искусств, контрольных цифр приема для обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета начиная с 2023/24 учебного года.

Закон о Просвещении или цензура государственного образования

Также очень хочется отметить формулировку, возвышающую Конституцию до пределов совершенства. Итак, «не допускается побуждение к действиям, противоречащим Конституции РФ«. А это значит, что преподователь должен знать все положения Конституции и не допускать мысли, что в ней могут быть изменения, а если такие изменения когда-нибудь случатся, то он должен знать, что теперь Конституция стала только лучше.

Нарушая логические законы, определение повторяет термин, то есть выглядит следующим образом: просветительская деятельность, по мнению законодателей, это деятельность (но так в Думе любят делать часто, так что скажем «в лучших традициях»). Далее, к просветительской деятельности отнесено всё мыслимое и немыслимое, что не связано с аккредитованными в образовательных учреждениях программами, а именно: распространение знаний, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Соль в том, что лицо (юридическое, физическое, ИП) может начать просвещать в образовательной организации только если программа «просвещения» согласована с федеральными органами исполнительной власти (наверное, это будет Рособразование), то есть сначала одобрение властей, потом договор с образовательной организацией, и уже потом само преподавание.

Действительно, закон вводит понятие просветительской деятельности и хочет/пытается её регламентировать, но на самом деле регулированию подлежат только те программы, которые будут «завязаны» на образовательную организацию. То есть согласование упадёт на голову тем, кто захочет в школе или университете вести факультатив, тем, кто пожелает прочитать в альма-матер авторскую лекцию, тем, кто захочет предоставить на базе образовательных организаций онлайн курс. Возможно, что согласование ждёт и тех, кто захочет выпустить учебник, не «обязательный», не рекомендованный государственными органами к образовательной программе, а независимый и основанный на собственных долгих научных изысканиях, и такой учебник планирует находится в какой-нибудь школьной библиотеке.

Ведь судебное разбирательство Юлии Цветковой показывает, что богатое воображение чиновников и представителей судебной власти позволяет в женском половом органе видеть кощунственную порнографию. Оттого наверняка, теперь в образовательных учреждениях лекции с названиями «ку-клукс-клан» или соотношении «священной войны» с «крестовыми походами» будет чем-то почти табуированным. Смельчаков, которые пожелают поговорить на темы с неоднозначной исторической подоплёкой, философов, считающих присоединение Крыма несправедливостью, выселяют на территорию инакомыслящих – то есть куда-то вне школ и ВУЗов.

Изменения в фз об образовании 2023

Стоит отметить, что второй аспект уже широко использовался Институтом общественных наук РАНХиГС в рамках реализации программ многопрофильного бакалавриата Liberal Arts, позволяющего выбирать профиль не при поступлении в вуз, а при переходе на второй курс.

Во-первых, теперь в законе закреплена норма, которая ранее была введена в федеральные образовательные стандарты высшего образования нового поколения (так называемые ФГОС ВО 3++). Теперь образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов. Эта норма позволяет разработчикам образовательных программ самостоятельно проектировать компетентностный портрет выпускника, формулируя и формируя у студентов те профессиональные компетенции, которые будут востребованы работодателями после окончания студентом вуза (т.е. для бакалавров – это через 4-4,5 лет, у магистров через 2-2,5 лет). Закрепление такого подхода позволяет ранжировать сами вузы и их программы по степени конкурентоспособности и востребованности, стимулируя их оперативно реагировать на изменения рынка труда и разрабатывать образовательные программы под конкретных работодателей, выпуская не среднестатистического типичного специалиста, а востребованного профессионала.

При этом ему присваивается две условные квалификации: основная (так называемый «Мажор») и дополнительная («Минор»). Фактически же, необходимо говорить не о количестве квалификаций, а о содержании компетентностной модели подготовки выпускника. Как она будет реализована в рамках изменений в ФЗ в настоящий момент непонятно и требует дополнительных пояснений от законодателя.

«Изменения в Федеральный закон «Об образовании» от 26 мая 2023 года в соответствии с дополнением части 8 можно разделить на две важные новации, с точки зрения актуальности и адаптивности образовательных программ высшего образования к быстроизменяющимся потребностям общества и повышения конкурентоспособности самих выпускников ВУЗов на российском и международном рынке труда.

В нашем московском кампусе уже несколько лет реализуется такой формат обучения как «многопрофильный бакалавриат», известный как Liberal Arts. Liberal Arts — это американская система обучения, которая получила широкое распространение в университетах и колледжах США во второй половине ХХ века. Основной принцип обучения на программах LA — междисциплинарность и максимальная свобода выбора для студента. Студент зачисляется на одну универсальную образовательную программу, где получает фундаментальные знания, а после двух лет выбирает то направление, с которого он хочет выпускаться.

В пояснительной записке к закону прямо говорится, что главная его цель — противодействие иностранному вмешательству: «Отсутствие соответствующего правового регулирования создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из‑за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя.

Текст самих поправок занимает ровно одну страницу (две — вместе с фамилиями авторов и заголовками). В них разъясняется, что же такое «просветительская деятельность» — это «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами Российской Федерации». Упоминается, что «не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни». Также в случае принятия этих поправок образовательным организациям придется согласовывать с Минобрнауки и Минпросвещения все международные договоры и работу с иностранными учеными.

Сегодня, 16 марта, Госдума в третьем, окончательном чтении приняла поправки в закон «Об образовании». Он касается ведения просветительской деятельности — теперь делать это можно только с согласования. Поправки вызвали бурную дискуссию в научной среде: ведущие ученые и популяризаторы страны высказывают опасение, что осудить теперь можно будет любого из них. Петицию против них подписало почти 240 тысяч человек. «Собака.ru» рассказывает, что это за документ и какие претензии предъявляют к нему представители научного сообщества.

Вас может заинтересовать :  Отчисления на страховые взносы 2023

В ноябре 2023 года группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комиссии Совфеда по защите госсуверенитета Андреем Климовым и главой думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым внесла в Госдуму законопроект о просветительской деятельности. Несмотря на возмущения ученых и популяризаторов, 16 марта его одобрили в третьем, окончательном чтении.

В целях недопустимости негативного иностранного вмешательства в образовательный процесс предлагается наделить федеральные органы государственной власти, уполномоченные в сфере образования, полномочием по координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве путем выдачи соответствующих заключений».

Разумеется, сразу же после появления информации о новом федеральном законе интернет-сообщество, так или иначе связанное с онлайн-образованием, всполошилось:
Что значит «определять порядок просветительской деятельности»? Больше нельзя будет продавать онлайн-курсы про то, как заработать миллион, сидя дома с тремя детьми? Обучение онлайн-профессиям вроде маркетолог/трафик-менеджер/веб-дизайнер будет регулироваться властями, а неугодных закроют?

От редакции: материал нужно прочитать владельцам онлайн-школ, инфобизнесменам, бизнес-тренерам, консультантам, блогерам и создателям контента. Онлайн-образование вовсе не тренд, не модная фишка. Это реальность, и есть огромный круг заинтересованных в том, чтобы услуги онлайн-образования были качественными, крутыми и…законными.

Федеральный закон был подписан президентом 5 апреля, а вступит в силу 1 июня 2023 года. Как пишут издания, правительство теперь может контролировать все, что связано с деятельностью, которая выходит за рамки установленных образовательных программ и направлена на распространение каких-либо знаний. Принятые меры аргументируют так: «Оградить российских граждан, в первую очередь школьников и студентов, от антироссийской пропаганды, подаваемой под видом просветительской деятельности».

осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Предложение основано на результатах опроса, проведенного среди родителей первоклассников, в ходе которого выяснилось, что 56% хотят присутствовать в школе вместе с ребенком во время торжественных мероприятий, но 37% не получат такой возможности, так как им не дадут отгул или отпуск на работе.

Выбрать редакцию Текущая 17.03.2023 05.01.2023 01.01.2023 14.08.2023 08.07.2023 27.06.2023 07.03.2023 06.03.2023 02.03.2023 29.12.2023 10.08.2023 12.05.2023 01.01.2023 01.09.2023 15.07.2023 04.07.2023 03.07.2023 01.07.2023 13.06.2023 02.06.2023 13.03.2023 10.01.2023 01.01.2023 15.12.2023 24.07.2023 13.07.2023 11.07.2023 30.06.2023 31.03.2023 11.01.2023 01.01.2023 21.10.2023 02.08.2023 11.07.2023 15.06.2023 07.06.2023 06.05.2023 05.05.2023 15.02.2023 01.01.2023 05.12.2013 25.11.2013 23.07.2013 19.05.2013 30.12.2012

В 2023 году развитие образования продолжается, общество ждет значительных изменений в системе образования. ФЗ «Об образовании» не является догмой, он постоянно видоизменяется, вносятся поправки в законодательство в связи с изменениями в жизни страны. Рассмотрим последние поправки в основной закон «Об образовании».

8. Законодательство об образовании в отношении Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, а также организаций, расположенных на территории инновационного центра «Сколково», на территории международного медицинского кластера, на территориях опережающего социально-экономического развития, на территории свободного порта Владивосток, на территориях инновационных научно-технологических центров и осуществляющих образовательную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2023 N 160-ФЗ, от 13.07.2023 N 213-ФЗ, от 29.07.2023 N 216-ФЗ)

«Об утверждении Положения о заключении между Федеральной службой исполнения наказаний (ее территориальным органом) и гражданином Российской Федерации договора о целевом обучении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, которые реализуют образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию, и не входят в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации»

10) в части 4 статьи 28 первое предложение изложить в следующей редакции: «Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе создавать условия для подготовки научными и педагогическими работниками диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в докторантуре.»;

в) в части 16 слова «по основным профессиональным образовательным программам» заменить словами «по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, а также итоговой аттестации по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»;

1) к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;

в пункте 4 слова «образовательных стандартов в порядке» заменить словами «федеральных государственных требований к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований в порядке»;

«7_1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), реализуемых на основе самостоятельно устанавливаемых требований, утвержденных образовательными организациями высшего образования), разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями.»;

«Это крайне необходимые вещи, подчёркивающие отношение нашей страны и государственной политики к духовно-нравственному воспитанию. Важно, что изменения усиливают воспитательную составляющую образовательного процесса, ведь образование – это воспитание и обучение, где воспитание находится на первом месте», – прокомментировал Министр просвещения Сергей Кравцов.

«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению», – говорится в законе.

21 мая Президент России Владимир Путин предложил внести поправки в закон об образовании в части организации воспитательной системы. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что воспитание учащихся будет составной частью образовательных программ, а принятие закона будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся.

Изменения вносятся в закон об образовании. В нем появляется уточнение, что при разработке основной общеобразовательной программы методисты, учителя и воспитатели могут использовать примерные учебные планы и рабочие программы учебных предметов, которые включены в примерную программу. В этом случае методическая документация не разрабатывается.

Как сообщалось, норма была включена в законопроект об особенностях исполнения МГУ и СПбГУ полномочий собственника в отношении своих юридических лиц на этапе второго чтения. Документ в июне был принят Думой во втором и в третьем чтениях с учетом этой поправки.

Поправка в закон об образовании вызвала возмущение неравнодушных

К самому определению просветительской деятельности у меня лично нет особых претензий. Но, во-первых, как и следовало ожидать, «порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней устанавливаются Правительством Российской Федерации». Вот оно! Ради этого все и затевается, чтобы контролировать эту деятельность. Во-вторых, контролировать, судя по определению просветительской деятельности, будут всё, а не только то, что касается школьной и студенческой среды.

Озабоченность же происходящим в школьной и студенческой среде — это, как мы убедились, для отвода глаз. Точно так же и про запрет на использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Все это уже урегулировано соответствующими нормами действующего законодательства.

Вас может заинтересовать :  Куда обращаться если инвалид 2группа 3степень о исполнилось 80 лет, а надбавки 5000руб не выплачивают

Инициаторы законопроекта выдвигают еще такой аргумент в пользу своего детища: в законодательстве сегодня нет даже понятия просветительской деятельности. Что же, это правда. Но странное дело, те, кто занимается просветительством, почему-то не страдают от этого, зато законодатели озаботились. Нет, тут явно что-то не то. Давайте посмотрим, какое понятие предлагается закрепить законодательно: под просветительской деятельностью понимается «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

Что же касается конституционного строя… Вот скажите, если Конституция не выполняется — это подрыв конституционного строя? По-моему, очевидно. У нас по обновленной Конституции (ст. 75) должна осуществляться индексация пенсий всем пенсионерам, но работающим пенсионерам она почему-то не проводится. Почему против такого нарушения Конституции депутаты не особо выступают? Даже не смогли собрать необходимого числа подписей для соответствующего запроса в Конституционный суд. Зато, как мы видим, они озаботились другим — подрывом конституционного строя из-за неурегулированной просветительской деятельности.

Теперь о том, почему вдруг властям понадобился соответствующий закон. Просветительство — это не просто распространение и, соответственно, приобретение знаний. Оно побуждает людей думать. Думающие люди сегодня опасны для властей, они ведь могут начать задумываться о происходящем в стране и еще неизвестно, какие выводы сделают. Поэтому лучше, чтобы не думали или, по крайней мере, власти как-то могли контролировать этот процесс. Вот для чего нужны подобные законопроекты.

В пояснительной записке к закону прямо говорится, что главная его цель — противодействие иностранному вмешательству: «Отсутствие соответствующего правового регулирования создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из‑за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя.

Текст самих поправок занимает ровно одну страницу (две — вместе с фамилиями авторов и заголовками). В них разъясняется, что же такое «просветительская деятельность» — это «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами Российской Федерации». Упоминается, что «не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни». Также в случае принятия этих поправок образовательным организациям придется согласовывать с Минобрнауки и Минпросвещения все международные договоры и работу с иностранными учеными.

В ноябре 2023 года группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комиссии Совфеда по защите госсуверенитета Андреем Климовым и главой думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым внесла в Госдуму законопроект о просветительской деятельности. Несмотря на возмущения ученых и популяризаторов, 16 марта его одобрили в третьем, окончательном чтении.

Сегодня, 16 марта, Госдума в третьем, окончательном чтении приняла поправки в закон «Об образовании». Он касается ведения просветительской деятельности — теперь делать это можно только с согласования. Поправки вызвали бурную дискуссию в научной среде: ведущие ученые и популяризаторы страны высказывают опасение, что осудить теперь можно будет любого из них. Петицию против них подписало почти 240 тысяч человек. «Собака.ru» рассказывает, что это за документ и какие претензии предъявляют к нему представители научного сообщества.

В целях недопустимости негативного иностранного вмешательства в образовательный процесс предлагается наделить федеральные органы государственной власти, уполномоченные в сфере образования, полномочием по координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве путем выдачи соответствующих заключений».

В Южно-Российском институте управления РАНХиГС многопрофильность уже воплотилась в возможности, которые сегодня широко используют студенты факультета политологии. На выпускных курсах они могут осваивать смежные получаемой профессии программы дополнительного профессионального образования (ДПО), которые обеспечивают углубление или расширение формируемых профессиональных компетенций, и как следствие востребованность на рынке труда.

«Изменения в Федеральный закон «Об образовании» от 26 мая 2023 года в соответствии с дополнением части 8 можно разделить на две важные новации, с точки зрения актуальности и адаптивности образовательных программ высшего образования к быстроизменяющимся потребностям общества и повышения конкурентоспособности самих выпускников ВУЗов на российском и международном рынке труда.

Во-первых, теперь в законе закреплена норма, которая ранее была введена в федеральные образовательные стандарты высшего образования нового поколения (так называемые ФГОС ВО 3++). Теперь образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов. Эта норма позволяет разработчикам образовательных программ самостоятельно проектировать компетентностный портрет выпускника, формулируя и формируя у студентов те профессиональные компетенции, которые будут востребованы работодателями после окончания студентом вуза (т.е. для бакалавров – это через 4-4,5 лет, у магистров через 2-2,5 лет). Закрепление такого подхода позволяет ранжировать сами вузы и их программы по степени конкурентоспособности и востребованности, стимулируя их оперативно реагировать на изменения рынка труда и разрабатывать образовательные программы под конкретных работодателей, выпуская не среднестатистического типичного специалиста, а востребованного профессионала.

При этом ему присваивается две условные квалификации: основная (так называемый «Мажор») и дополнительная («Минор»). Фактически же, необходимо говорить не о количестве квалификаций, а о содержании компетентностной модели подготовки выпускника. Как она будет реализована в рамках изменений в ФЗ в настоящий момент непонятно и требует дополнительных пояснений от законодателя.

В нашем московском кампусе уже несколько лет реализуется такой формат обучения как «многопрофильный бакалавриат», известный как Liberal Arts. Liberal Arts — это американская система обучения, которая получила широкое распространение в университетах и колледжах США во второй половине ХХ века. Основной принцип обучения на программах LA — междисциплинарность и максимальная свобода выбора для студента. Студент зачисляется на одну универсальную образовательную программу, где получает фундаментальные знания, а после двух лет выбирает то направление, с которого он хочет выпускаться.

Что меняет новый закон об образовании

От редакции: материал нужно прочитать владельцам онлайн-школ, инфобизнесменам, бизнес-тренерам, консультантам, блогерам и создателям контента. Онлайн-образование вовсе не тренд, не модная фишка. Это реальность, и есть огромный круг заинтересованных в том, чтобы услуги онлайн-образования были качественными, крутыми и…законными.

Разумеется, сразу же после появления информации о новом федеральном законе интернет-сообщество, так или иначе связанное с онлайн-образованием, всполошилось:
Что значит «определять порядок просветительской деятельности»? Больше нельзя будет продавать онлайн-курсы про то, как заработать миллион, сидя дома с тремя детьми? Обучение онлайн-профессиям вроде маркетолог/трафик-менеджер/веб-дизайнер будет регулироваться властями, а неугодных закроют?

Федеральный закон был подписан президентом 5 апреля, а вступит в силу 1 июня 2023 года. Как пишут издания, правительство теперь может контролировать все, что связано с деятельностью, которая выходит за рамки установленных образовательных программ и направлена на распространение каких-либо знаний. Принятые меры аргументируют так: «Оградить российских граждан, в первую очередь школьников и студентов, от антироссийской пропаганды, подаваемой под видом просветительской деятельности».

осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.