Изменения в лесном законодательстве в 2023 году
Содержание
- 1 Изменения в лесном законодательстве в 2023 году
- 2 Изменения в лесном законодательстве в 2023 году
- 3 Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
- 4 С начала 2023 года в России начнут действовать новые правила заготовки древесины, лесовосстановления и ухода за лесами
- 5 Документы Статистика по документам и выполнению поручений
- 6 Изменения в лесном законодательстве в 2023 году
- 7 Обзор изменений экологического и природоохранного законодательства за ноябрь 2023
- 8 Изменение Лесного кодекса РФ с 1 июля 2023 года
- 9 Президент объявил о реформе лесной отрасли и потребовал внедрить кардинально новые подходы в борьбе с незаконной вырубкой
- 10 За деревьями увидели лес
Изменения в лесном законодательстве в 2023 году
5. Лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, осуществляют лесовосстановление или лесоразведение самостоятельно либо с привлечением за свой счет иных лиц. Лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, имеют право на договорной основе передать осуществление лесовосстановления или лесоразведения иным лицам, в том числе государственным (муниципальным) учреждениям, указанным в части 2 статьи 19 настоящего Кодекса.
1. Государственный лесопатологический мониторинг представляет собой систему наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов и за происходящими в них процессами и явлениями, а также анализа, оценки и прогноза изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов в целях осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитарной безопасности в лесах.
3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Естественное лесовосстановление происходит вследствие природных процессов и осуществления мер содействия естественному лесовосстановлению, включающих сохранение жизнеспособного укоренившегося подроста и молодняка основных лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, уход за подростом основных лесных древесных пород, минерализацию поверхности почвы, а также иные мероприятия, предусмотренные правилами лесовосстановления.
6. Лица, указанные в частях 1, 2 и 5 настоящей статьи, не позднее чем через три года, если иное не установлено другими федеральными законами, после рубки лесных насаждений в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, или после перевода земель лесного фонда в земли иных категорий в случае, указанном в части 2 настоящей статьи, обеспечивают посадку саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках, и агротехнический уход за лесными растениями основных лесных древесных пород в течение трех лет с момента посадки.
Изменения в лесном законодательстве в 2023 году
Согласно внесенных изменений с 1 июля 2023 года до 1 января 2023 года отчет о ввезенной на склад и вывезенной со склада древесине, отчет о древесине и продукции из нее представляются в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо единой государственной системы учета древесины и сделок с ней;
Так, предусмотрено, что до 1 июля 2023 года лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании местами (пунктами) складирования древесины, объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, обязаны представить оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней сведения, предусмотренные пунктами 11 и 12 части 9 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством их размещения в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней либо в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Так, предусмотрено, что до 1 июля 2023 года лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании местами (пунктами) складирования древесины, объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, обязаны представить оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней сведения, предусмотренные пунктами 11 и 12 части 9 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством их размещения в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней либо в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно внесенных изменений с 1 июля 2023 года до 1 января 2023 года положения статьи 50.1 (в редакции Закона), статей 50.4-1 и 50.4-2 Лесного кодекса Российской Федерации применяются с учетом того, что хранение древесины и продукции ее переработки после вывоза с лесосеки, переработка указанной древесины допускаются исключительно на местах (в пунктах) складирования древесины (в том числе на лесных складах), объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры, сведения о которых внесены в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС УД).
Кроме того, со дня вступления в законную силу Закона и до 1 июля 2023 года при наличии технической возможности формирования документов в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе создавать сопроводительные документы, предусмотренные статьей 50.4 Лесного кодекса Российской Федерации, отчеты об использовании лесов для заготовки древесины с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней или специального программного обеспечения.
- правила пожарной безопасности в лесах, а также документы, устанавливающие дополнительные или специальные меры по защите лесов от пожаров;
- правила санитарной безопасности в лесах, а также документы, определяющие перечень мер по защите лесов от заболеваний и вредных организмов и других опасных факторов;
- правила учета, заготовки и реализации древесины;
- правила лесоразведения и лесовосстановления;
- порядок сбора и заготовки живицы и недревесных ресурсов;
- порядок использования лесов для сельскохозяйственной, рекреационной и иных видов деятельности;
- правила ухода за лесами
С 1 января 2023 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 28.07.2023 № 1132, согласно которому признаются утратившими силу более 80 нормативных актов в сфере лесного законодательства. Соответственно, вместо них уже разработаны или разрабатываются новые более совершенные и отвечающие потребностям времени нормативные документы.
Новеллами в данных правилах является то, что правила пожарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаются Минприроды России. Меры пожарной безопасности осуществляются с учетом целевого назначения земель и целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды.
Определена новая обязанность лесопользователей — юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие использование лесов или имеющие объекты в лесу, перед началом пожароопасного сезона, а лица, ответственные за проведение массовых мероприятий в лесу, перед выездом или выходом в лес обязаны провести инструктаж своих работников или участников массовых мероприятий о соблюдении установленных требований и предупреждении возникновения лесных пожаров, а также о способах их тушения.
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
- правила пожарной безопасности в лесах, а также документы, устанавливающие дополнительные или специальные меры по защите лесов от пожаров;
- правила санитарной безопасности в лесах, а также документы, определяющие перечень мер по защите лесов от заболеваний и вредных организмов и других опасных факторов;
- правила учета, заготовки и реализации древесины;
- правила лесоразведения и лесовосстановления;
- порядок сбора и заготовки живицы и недревесных ресурсов;
- порядок использования лесов для сельскохозяйственной, рекреационной и иных видов деятельности;
- правила ухода за лесами
Новеллами в данных правилах является то, что правила пожарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаются Минприроды России. Меры пожарной безопасности осуществляются с учетом целевого назначения земель и целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды.
С 1 января 2023 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 28.07.2023 № 1132, согласно которому признаются утратившими силу более 80 нормативных актов в сфере лесного законодательства. Соответственно, вместо них уже разработаны или разрабатываются новые более совершенные и отвечающие потребностям времени нормативные документы.
Определена новая обязанность лесопользователей — юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие использование лесов или имеющие объекты в лесу, перед началом пожароопасного сезона, а лица, ответственные за проведение массовых мероприятий в лесу, перед выездом или выходом в лес обязаны провести инструктаж своих работников или участников массовых мероприятий о соблюдении установленных требований и предупреждении возникновения лесных пожаров, а также о способах их тушения.
С начала 2023 года в России начнут действовать новые правила заготовки древесины, лесовосстановления и ухода за лесами
18 декабря 2023 года официально опубликованы приказы Минприроды России об утверждении Правил заготовки древесины, Правил лесовосстановления, Правил ухода за лесами, а также формы и порядка подачи лесной декларации. Все приказы вступают в силу с 1 января 2023 года и будут действовать в течение шести лет.
Кроме того, с начала следующего года вступает в силу Приказ Минприроды России от 10.07.2023 N 434 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута» и Приказ Минприроды России от 07.07.2023 N 417
«Об утверждении Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и Перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута».
— о лицах, владеющих на праве собственности или ином законном основании древесиной и местами (пунктами) складирования древесины, объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры (наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, сведения о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика – в отношении юридического лица; сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика — в отношении индивидуального предпринимателя);
Обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 4 февраля 2023 г. № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений» до 1 июля 2023 г. лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании местами (пунктами) складирования древесины, а также объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, обязаны представить оператору ЛесЕГАИС следующие сведения:
В связи с дублированием новых положений Лесного Кодекса в части пунктов переработки древесины с требованиями регионального Закона министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области организована работа о признании утратившим силу Закона Нижегородской области от 2 октября 2023 г. № 124-З «О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Нижегородской области», а также Закона Нижегородской области от 23 декабря 2023 № 169-З «О внесении изменений в кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях».
Представление сведений (включая электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица) выполняется посредством внесения данных в реестр «Места складирования» ЛесЕГАИС в соответствии с Инструкцией по заполнению формы ввода «Информация о месте складирования» в ЛесЕГАИС учета древесины и сделок с ней, размещенной в разделе «Техподдержка» сайта ЛесЕГАИС https://lesegais.ru.
Кроме того, за невыполнение либо выполнение арендатором мероприятий по охране, защите или воспроизводству лесов в объемах менее 50%, предусмотренных проектом освоения лесов, в течение трех лет подряд предусмотрено расторжение договора аренды лесного участка арендодателем в одностороннем порядке.
Так, например, за невыполнение и несвоевременное выполнение противопожарных, санитарно-оздоровительных мероприятий, мероприятий по воспроизводству лесов арендатору грозит трехкратная стоимость затрат, необходимых для выполнения этих мероприятий по нормативам в области лесного хозяйства, предусмотренным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, а при отсутствии таких нормативов – согласно калькуляции арендодателя. Ранее в договоре была предусмотрена неустойка только за невыполнение противопожарных мероприятий.
– В рамках нацпроекта «Экология» и новой экологической политики, реализуемой в Ярославской области по инициативе губернатора Дмитрия Миронова, особое внимание уделяется восстановлению лесов и проведению в них противопожарных мероприятий, – отметил заместитель председателя правительства региона Роман Колесов. – Изменения в законодательстве позволят усилить, в том числе, контроль за своевременным проведением лесохозяйственных мероприятий арендаторами.
С 1 января обновлено значительное количество нормативно-правовых актов в сфере лесного хозяйства. Изменения коснулись правил использования лесов по видам лесопользования, упрощен порядок санитарных рубок аварийных деревьев, регламентированы сроки проведения лесопатологического обследования и санитарных рубок, регламентированы особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов. Изменения коснулись и типовых договоров аренды лесных участков. Теперь за неисполнение арендатором указанных в договоре аренды лесохозяйственных работ предусмотрена неустойка.
– Теперь значительно упрощен порядок санитарных рубок аварийных деревьев. Раньше рубка аварийных деревьев назначалась, как и все остальные санитарные рубки, по результатам лесопатологического обследования с согласованием каждого акта федеральным органом. Сейчас согласно изменениям проводится обследование участка с составлением акта по упрощенной форме, который утверждается департаментом лесного хозяйства, размещается на его сайте и является основанием для проведения рубки. Срок проведения таких рубок – через 20 дней после публикации акта на официальном сайте департамента лесного хозяйства. Ранее рубки аварийных деревьев согласовывались и на федеральном уровне, что усложняло процедуру и увеличивало сроки согласования мероприятий, – пояснил директор регионального департамента лесного хозяйства Николай Савельев.
Документы Статистика по документам и выполнению поручений
обеспечение эффективной охраны, защиты, воспроизводства лесов, в том числе на всех участках, вырубленных и погибших лесных насаждений, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия;
доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги;
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2023 г. № 318 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, № 18, ст. 2164; 2023, № 41, ст. 5839; 2023, № 15, ст. 2229; 2023, № 15, ст. 2137; 2023, № 14, ст. 1540; 2023, № 15, ст. 2261).
увеличение доли площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием лесов и ведением лесного хозяйства до 30,4 процента;
создание условий для повышения эффективности охраны, защиты, воспроизводства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций, биологического разнообразия, баланса их выбытия и воспроизводства
Изменения в лесном законодательстве в 2023 году
2) органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, — в отношении древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд;
5. Сведения о характеристиках древесины вносятся в государственный лесной реестр посредством формирования лицами, указанными в пунктах 1, 3-5 части 3 настоящей статьи, соответственно отчета об использовании лесов, отчета о ввезенной на склад и вывезенной со склада древесине, предусмотренного частью 3 статьи 50_4-2 настоящего Кодекса отчета о древесине и продукции из нее, электронного сопроводительного документа в соответствии с частью 4 статьи 93_5 настоящего Кодекса, оформления сделок с древесиной с использованием государственного лесного реестра. Сведения о характеристиках древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, вносятся в государственный лесной реестр органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.
6. Сведения о прекращении действия электронного сопроводительного документа вносятся в федеральную государственную информационную систему лесного комплекса по прибытии транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины, в пункт назначения. При этом фиксируются дата и время прибытия указанного транспортного средства.
4) лицами, владеющими на праве собственности или ином законном основании местами (пунктами) складирования древесины, объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, — в отношении древесины, продукции ее переработки, указанных в пунктах 3-5 части 2 настоящей статьи;
7. Оператор федеральной государственной информационной системы лесного комплекса обеспечивает доступ к указанному в части 6 настоящей статьи специальному программному обеспечению лицам, которые обязаны предоставлять материалы фотофиксации в соответствии с настоящим Кодексом без взимания платы. Порядок функционирования такого специального программного обеспечения и порядок доступа к нему устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»;
Обзор изменений экологического и природоохранного законодательства за ноябрь 2023
Приводится, в числе прочего, исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, устанавливаются состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе, в электронной форме.
Вид отходов представляет собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов. Региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают обращение с ТКО, которые соответствуют терминологии Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также учтены в нормативах накопления ТКО, образующихся при уборке придомовой территории.
В частности, установлено, что обмен документами и информацией в рамках рассмотрения заявки на получение разрешения, а также заявок на переоформление, пересмотр разрешений и внесения в них изменений осуществляется с использованием государственной информационной системы промышленности, созданной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2023 г. N 757.
На первом этапе проводится предварительная оценка проекта технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду, готовится уведомление о проведении общественных обсуждений проекта и его представление в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления, проводятся общественные обсуждения по проекту, анализируются поступившие замечания и предложения, утверждается техническое задание.
Установлены, в числе прочего, права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю (надзору), исчерпывающие перечни документов и (или) информации, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора), состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе, в электронной форме.
С 1 июля 2023 года до 1 января 2023 года — лесные декларации, отчеты об использовании лесов, охране лесов от пожаров, о защите лесов и воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, акты лесопатологического обследования представляются ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
До 1 июля 2023 года – лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании древесиной и местами (пунктами) складирования древесины (МСД), объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры (ОЛИ) должны представить сведения о таких объектах в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней.
Постановление №1098 – положение о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), предметом контроля которого является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Лесным законодательством. (Вступление в силу со 02.07.2023 года).
С 1 сентября 2023 года — изменение положений законодательства в части создания лесных питомников и их эксплуатации, государственного лесопатологического мониторинга, инвентаризации лесов, мониторинга воспроизводства лесов, лесовосстановления и лесоразведения.
- ФЗ-301 — строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию водных сооружений, объектов капитального и некапитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, использования лесов для осуществления рекреационной деятельности и создания объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры. (Вступление в силу с 01.03.2023 года)
- ФЗ-302 – определения понятий о Лесном комплексе, Древесины и продукции из нее, Лесоперерабатывающей инфраструктуры, Права собственности на древесину. (Вступление в силу с 12.07.2023 года)ФЗ-303 – создания лесных питомников и их эксплуатации, государственного лесопатологического мониторинга, инвентаризации лесов, мониторинга воспроизводства лесов, лесовостановления и лесоразведения, изменения сроков внесения сведений в ЕГАИС о фактически транспортируемой древесине и электронном сопроводительном документе (ЭСД). (Вступление в силу в части ЭСД и отчетов с 02.07.2023 года, в части других положений с 01.09.2023 года).ФЗ-304 – мероприятий по сохранению лесов и по лесоустройству, определения понятий Рубки и Лесосечных работ, Отводов и таксации лесосек, Выборочных и сплошных рубок, Заготовки древесины, Лесоустройства, Проектирования лесничеств, эксплуатационных, защитных, резервных лесов и определения их границ, Таксации лесов. (Вступление в силу части положений с 01.01.2023 года, остальные после 01.01.2023 года)
Изменение Лесного кодекса РФ с 1 июля 2023 года
- древесины, полученной при использовании лесов и при осуществлении мероприятий по их сохранению;
- транспортируемой древесины и продукции ее переработки;
- древесины, размещенной в местах (пунктах) складирования древесины;
- древесины, поступившей для переработки;
- продукции переработки древесины;
- древесины и продукции ее переработки, являющихся предметом сделок с древесиной.
В случае приобретения древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли ее транспортировка осуществляется при наличии первичного учетного документа о торговой операции. В случае приобретения древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли в объеме 10 кубических метров и более формирование в государственном лесном реестре электронного сопроводительного документа осуществляется продавцом.
При организации и проведении в рамках государственного надзора в сфере оборота древесины контрольных (надзорных) мероприятий в форме внеплановых выездных проверок предварительное уведомление юридического лица, ИП о начале проведения такой проверки не требуется.
Новая редакция Лесного кодекса РФ вступила в силу 01.07.2023. Законодатели ввели новый вид федерального государственного надзора — надзор в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней. Установлен порядок учета и маркировки древесины.
- осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
- осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда;
- внесение в государственный лесной реестр сведений о характеристиках древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд на землях лесного фонда.
1 января 2023 года Правительство РФ установит требования к размещению и характеристикам складов, в т.ч. к установке средств фиксации транспорта, доставляющего древесину (п. 30 ст. 1, п. 1 ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 04.02.2023 № 3-ФЗ — ч. 2 ст. 50 (4-1) ЛК РФ).
Направлять госорганам «лесные» документы с 2023 года нужно в электронной форме. Их потребуют заверять квалифицированной электронной подписью (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ). Подача возможна, например, через личный кабинет или Госуслуги (п. 30 ст. 1, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 04.02.2023 № 3-ФЗ — ч. 1 ст. 93 (5) ЛК РФ). Эти правила касаются, в частности:
1 июля 2023 года в ЛК РФ появятся правила о федеральном госнадзоре за приемкой, перевозкой, переработкой и хранением древесины, учетом сделок с ней. В частности, установят: инспекторам не нужно предварительно уведомлять юрлиц и ИП о внеплановых выездных проверках (п. 31 ст. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 04.02.2023 № 3-ФЗ — ч. 5 ст. 96 (2) ЛК РФ).
Если при ее заготовке и перевозке нет доступа к интернету, то отчеты об использовании лесов и электронные сопроводительные документы потребуется формировать в бесплатной спецпрограмме (п. 30 ст. 1 Федерального закона от 04.02.2023 № 3-ФЗ — ч. 4 ст. 93 (5) ЛК РФ).
С 2023 года компании и граждане смогут формировать документы, предусмотренные ЛК РФ, в специальном личном кабинете. Полный их перечень и порядок использования сервиса установит Минприроды РФ (п. 30 ст. 1, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 04.02.2023 № 3-ФЗ — ч.ч. 2, 3 ст. 93 (5) ЛК РФ).
Президент объявил о реформе лесной отрасли и потребовал внедрить кардинально новые подходы в борьбе с незаконной вырубкой
То есть российский лес стал пропадать в буквальном смысле на глазах. Львиная доля уходит на экспорт. Чаще всего в Китай. Таможня сталкивается с контрабандой ежедневно, и это не преувеличение. Только с начала года в стране возбуждено больше двухсот уголовных дел. При этом, по словам президента, дальневосточные субъекты Федерации не спешат наращивать собственные мощности по глубокой переработке древесины. Отрасль не декриминализуется, а глубже уходит в серые схемы.
«Объем не соответствует весу, большое количество наименований древесины, большое количество заявленных диаметров, не тот производитель, не тот участок, с которого она произошла. Таких нарушений достаточно много выявляется», — отмечает начальник Сибирской электронной таможни Егор Вегнер.
— В. Путин: То, что там происходит, вообще ни в какие ворота не лезет. Нужно повышать качество государственного лесного надзора, в целом необходимо создать условия и прочную основу для уверенного роста и развития отрасли. И главенствующий принцип здесь, к сожалению, остается: любой ценой взять объемы, а после хоть трава не расти. И не растет – ни трава, ни лес не растет. Потому что повсеместной практикой стали так называемые серые схемы выделения лесных участков, ну и вообще жульничество процветало так, как никогда, расхищение просто зашкаливало, процветали хищнические, нелегальные вырубки.
— В. Абрамченко, заместитель председателя правительства: За несколько десятилетий в современной России весь экономически выгодный, скажем так, лес уже вырублен. А поскольку темпы по лесовосстановлению недостаточны, мы не восстановили за эти годы лес, который срубили.
Именно поэтому в кратчайшие сроки необходимо полностью изменить схему отслеживания цепочки от вырубки до переработки и поставки леса на экспорт. Запустить федеральную информационную систему, включающую государственный лесной реестр в электронной форме. То есть оборудовать приемниками ГЛОНАСС каждую машину на лесных делянках. Прозвучало даже предложение – конфисковывать технику без таких приемников. Видеофиксация всех этапов переработки и хранения древесины — это, например, было предложение ФСБ, настолько остра проблема. А также наблюдение за всем процессом вырубки леса с дронов — так сейчас уже следят за лесными пожарами.
За деревьями увидели лес
Путин сетует: «Продолжается практика экспорта простого сырья, товаров низкого передела. Более того, зачастую всё это идёт через разного рода опять же серые или откровенно криминальные схемы вывоза продукции. Проще говоря — как это называется? — гонят контрабанду».
В 2023 году Россия экспортировала 15,9 млн куб. м необработанного леса. Около 70% поставок приходится на Китай. Помимо легального вывоза кругляка в Поднебесную, активно практикуется нелегальный в связке с «чёрными лесорубами». Отличить китайскую лесодобывающую компанию от российской стало практически невозможно. В одном только Канске за последние пять лет открылось около 100 заводов с китайскими корнями, в Томске китайских фирм порядка 40. По данным «Гринписа», три четверти древесины, заготовленной в России, уходит на азиатский рынок незаконно — например, через пограничный город Суйфэньхэ. Оттуда она, смешиваясь с лесоматериалами, импортированными из США, Европы или изготовленными в лесах северо-востока Китая, отправляется вглубь страны.
30 сентября во время совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса Владимир Путин поделился мнением: то, что происходит сейчас в лесной отрасли, «ни в какие ворота не лезет». Чтобы изменить ситуацию, он предложил ряд нововведений. Разберём главные из них.
За пару дней до совещания председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин рассказал, что в прошлом году в суды за преступления в этой сфере было направлено 167 уголовных дел в отношении 209 обвиняемых, а в течение шести месяцев 2023 года — 74 дела, по которым проходит 119 обвиняемых.
Но рубят ещё и там, где разрешают заинтересованные чиновники. Например, с лёгкой руки бывшего министра лесного хозяйства Иркутской области Сергея Шеверды была проведена незаконная санитарная рубка, которая причинила ущерб в размере 880 млн рублей. Также уже отбывает свой четырёхлетний срок бывший директор департамента лесного хозяйства Приморского края Владимир Иванов за получение взятки в размере $550 000 за продление договоров аренды лесных участков. Зачастую участки арендуют как раз для того, чтоб заниматься незаконной рубкой за пределами арендованных площадей.
13 Фев 2023 uristinhome 102