Кэк поступления субсидии бюджет на иные цели 2023

Субсидии на иные цели: определяем КБК по-новому

Введение отдельных кодов для капитальных и текущих безвозмездных поступлений и перечислений – одно из принципиальных новшеств, введенных действующим с этого года Порядком применения КОСГУ. Напомним, что под поступлениями/перечислениями капитального характера понимаются те операции, которые приводят к увеличению стоимости основных фондов – основных средств и нематериальных активов (приказ Минфина России от 29 ноября 2023 г. № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления», приказ Минфина России от 8 июня 2023 г. № 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения»).

Обратите внимание! Субсидии на цели текущего характера, как правило, не предусматривают приобретение/создание ОС или НМА. Но есть исключение – «смешанные» субсидии, условия предоставления которых предусматривают одновременно капитальные и некапитальные расходы. Например, приобретение оборудования и оплату услуги. Эти субсидии надо классифицировать как субсидии текущего характера!

С 2023 года статья 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам» КОСГУ дополнится новыми подстатьями. В настоящее время безвозмездные перечисления, отражаемые по соответствующим подстатьям статьи 250 КОСГУ, не разделены на перечисления текущего и капитального характера. Все изменится в начале следующего года путем дополнительной детализации статьи 250 КОСГУ.

Наряду с интенсивной подготовкой бухгалтеров бюджетной сферы к сдаче итоговой отчетности необходимо также помнить, что, как правило, под конец отчетного года происходит много изменений в законодательстве. Не обошли стороной новшества и порядок применения некоторых кодов бюджетной классификации. Основные «новинки» рассмотрим в данной статье.

  • физическим лицам — по КВР 350;
  • бюджетным и автономным учреждениям — по КВР 613 и 623 соответственно;
  • иным некоммерческим организациям — по соответствующим элементам КВР 630;
  • коммерческим организациям, ИП, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг — по соответствующим элементам КВР 810.

Существующие на сегодняшний день подстатьи 251, 252 и 253 КОСГУ изменят свое название и будут использоваться для безвозмездных перечислений текущего характера. А вот для отражения безвозмездных перечислений капитального характера добавляются 3 новые подстатьи КОСГУ:

Отдельно хотелось бы остановиться на достаточно «проблемном» КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». В 2023 году относительно порядка его использования было немало вопросов. Сложности возникали с оплатой расходов на горячее водоснабжение, так как описание этого кода не предусматривало отнесение затрат на водоснабжение (включая горячее водоснабжение) на него. Приходилось анализировать, в рамках какого вида договора осуществляются затраты, как выставлены первичные документы, цель использования горячей воды и т.п. Ведь учитывая, что теплоснабжение и водоснабжение могли быть предусмотрены в рамках одного договора, критерием применения КВР должно было являться направление средств на обеспечение отопления либо на обеспечение водоснабжения (см., к примеру, письмо Минфина России от 26.04.2023 N 02-05-10/31757). В общем, все было не очень определенно.

К примеру, если ошибку допустит казенное учреждение, и хозяйственная операция отражена по неверному КВР, контролеры вправе признать такую ошибку нецелевым использованием бюджетных средств. За такие нарушения предусмотрена административная ответственность по ст. 15.14 КоАП.

Ранее в структуре кода бюджетной классификации (КБК) применялась КОСГУ, с 2023 года в части затрат код заменен на код видов расходов. Важно четко понимать, в чем разница КВР и КОСГУ, — это разные коды: видов расходов и операций сектора госуправления. Но обе кодировки необходимы для формирования КБК.

  • 136 — для учета доходов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, ее применяют для поступления средств при возврате бюджетными и автономными учреждениями субсидий по невыполненному муниципальному заданию;
  • 139 — для учета доходов от возмещения ФСС расходов страхователей на предупредительные меры по сокращению профзаболеваний, травматизма, на ней же учитываются и затраты на санаторно-курортное лечение;
  • подстатьи статьи 190 теперь не используют для учета кассовых поступлений и выбытий.

Код бюджетной классификации представляет собой 20 символов, он определяет содержание операции. Для специалистов это означает, что государственные (муниципальные) расходы и доходы классифицируются по различным признакам: планируемые и незапланированные, текущие и капитальные, по уровню принадлежности соответствующего бюджета и т. д. Кодификатор операций сектора госуправления (КОСГУ) используется для дополнительной детализации операций бюджетного учета.

Бухгалтеру бюджетной сферы следует обратить особое внимание на обновленные регламенты — виды расходов, КОСГУ по Приказу № 65н неактуальны. Необходимо работать по Приказам № 85н и № 209н. Применение в учете устаревших кодов не допускается, в противном случае руководителя привлекут к ответственности.

Начисление субсидий кэк с 2023 года проводки

  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение бюджетной задолженности по государственному дотированию;
  • дебет 51 «Расчетные счета», кредит 76 – поступили средства по субсидии в компенсацию расходов, возникших в прошлые периоды.

Такой способ отражения субсидирования относится к первой отмеченной разновидности – погашению государственной задолженности. С ее помощью держава компенсирует целевые траты, которые уже были совершены ранее, а значит, нет сомнений в соблюдении условий субсидирования.

По другим государственным услугам (работам), включенным в госзадание, показатели, характеризующие объем и качество услуг (работ), достигнуты полностью. Возврат средств в бюджет осуществляется за счет общего объема остатков субсидии на госзадание, возникшего по окончании года и составляющего 50 000 руб.

Субсидия — это средства, которые выделяет государство для поддержки предприятий, пострадавших во время пандемии. Сумма субсидии рассчитывается по количеству работников. Получатели могут потратить эти деньги как угодно: оплатить аренду помещения, выплатить зарплату, закупить материалы или основные средства, уплатить налог по УСН, оплатить коммунальные услуги.

Как отражать переход на применение новых счетов бухгалтерского учета, в нормативных актах на данный момент не указано. Следовательно, решение о применении данных счетов принимается учреждением самостоятельно в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции № 162н.

Таблица КВР и КОСГУ для госзакупок

В бюджете КОСГУ — это классификация операций сектора государственного управления. Специфический кодификатор позволяет сгруппировать аналогичные по содержанию операции. Присвоение КОСГУ существенно упрощает ведение учета и составление отчетности госсектора.

С 01.01.2023 вступают в силу изменения по КОСГУ 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам». По этому коду следует разделять операции текущего и капитального характера. Текущие операции учитываются по подстатьям КОСГУ 251, 252, 253. Капитальные операции отражают по подстатьям КОСГУ:

Код КОСГУ представляет собой три знака в формате «ХХХ». Первая цифра кодификатора обозначает принадлежность к конкретной группе операций, второй и третий символы кода детализируют подгруппу и содержание операции. Представляем действующие коды в таблице КОСГУ на 2023 год (по группам):

Еще в 2023 году все затратные операции в бюджете классифицировались по КОСГУ. Кодификатор являлся неотъемлемой частью кода бюджетной классификации. 20-значный КБК каждой расходной операции заканчивался тремя символами — КОСГУ. Но уже с января 2023 года правила поменялись, и бюджетная классификация по КОСГУ не формируется. Вместо классификации операций сектора государственного управления в КБК указывают код вида расходов, или КВР.

КОСГУ и КВР — это универсальные кодификаторы в работе бюджетников. Коды применяются не только в бухучете учреждений государственной сферы, но и в планировании, бюджетировании и закупочной деятельности госсектора. Чиновники обновили увязки между кодами на 2023 год.

Детализация каждой расходной операции экономического субъекта бюджетной сферы — основа планирования и исполнения бюджета. От правильности выбранного кода вида расхода и классификации операций сектора госуправления зависит эффективное и прозрачное планирование, обеспечение целевого использования выделенных средств и достоверность бухгалтерской отчетности.

Вас может заинтересовать :  Закон От Отключении Коммунальных Услуг

По особому учитывают виды расходов бюджетной классификации на 2023 год по КВР 247. Этот код ввели еще в 2023 году. Его включили в бюджетные статьи расходов с расшифровкой «Закупка энергетических ресурсов» (Приказ Минфина № 85н от 06.06.2023). Этот код используют независимо от того, когда заключили договор или приняли кредиторскую задолженность (письмо Минфина № 02-05-10/10752 от 17.02.2023).

Планирование расходов организации бюджетной сферы составляется в разрезе КВР и КОСГУ, доходов субсидии на иные цели, поступлений на капитальные вложения и других межбюджетных трансфертов. После составления плана затрат (ПФХД, бюджетной сметы) учреждение готовит план-график закупок на очередной финансовый период (ч. 6, 7 ст. 16 44-ФЗ). План-график тоже готовится на основании классификаторов кодов ОСГУ.

Код вида расхода, или КВР, — это специальный числовой код, позволяющий сгруппировать однородные виды расходных операций по их содержанию с целью управления бюджетным процессом в части расходования средств и контроля над его исполнением в соответствии с действующими требованиями бюджетного законодательства.

  • коммунальные услуги по счетам управляющих компаний в многоквартирных домах;
  • компенсацию стоимости коммунальных услуг арендодателей и ссудодателей;
  • поставку топлива (исключение — природный газ по газораспределительной сети);
  • водоснабжение и горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу;
  • энергосервисные договоры и контракты.

В части расходов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по перечислению на безвозмездной основе средств Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, а также в части расходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования по предоставлению средств нормированного страхового запаса территориального фонда казенным медицинским учреждениям в целях обеспечения мероприятий

В части возмещений и компенсаций, связанных с депутатской деятельностью депутатам законодательного собрания, для которых депутатская деятельность не является основной, а также в целях реализации постановления Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240 (за исключением расходов проезд привлекаемых лиц)

В части расходов на выплату пособий и компенсаций по оплате ритуальных услуг (выплаты пособий и компенсаций, а также оплата услуг по погребению погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и органов безопасности, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплата изготовления и установки надгробных памятников указанным лицам)

В части выплаты материальной помощи в рамках социальной поддержки обучающихся за счет средств стипендиального фонда, а также материальной помощи безработным гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости

В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, теплоснабжение, а также оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется)

Если учредитель решил формировать расчеты по субсидиям по итогам отчетного года на основании извещения (ф. 0504805), бухгалтерская служба учредителя подтверждает отражение в бюджетном учете соответствующих корреспонденций и направляет второй экземпляр извещения (ф. 0504805) (его скан-копию) учреждению.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ из бюджетов могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (далее – целевые субсидии). Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий из бюджетов устанавливаются в зависимости от уровня бюджета:

Шаблон извещения (ф. 0504805), порядок отражения расчетов по субсидиям с заполненными примерами извещения (ф. 0504805) размещены на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора», подразделе «Методический кабинет».

Основанием для предоставления субсидии служит соглашение между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением. Этот документ определяет права, обязанности и ответственность сторон (в т.ч. объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года, порядок и сроки возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм).

  • в разрядах 1 – 4 – раздел, подраздел классификации расходов бюджетов;
  • в разрядах 5 – 14 – нули, если иное не установлено учетной политикой учреждения;
  • в разрядах 15 – 17 – КИФ 610 (если на счете отражается задолженность перед бюджетом по возврату субсидии прошлых лет), код видов доходов 150 (если планируется подтверждение потребности в средствах без возврата в бюджет).

Учитываем субсидии в госучреждениях

Списание доходов будущих периодов производится на основании Отчета о выполнении государственного задания. Но в случае, если при формировании отчета о выполнении государственного задания в определенный срок, учреждению не представляется возможности отразить показатели доходов (расходов) текущего финансового года, незавершенных расчетов по субсидии в качестве событий после отчетной даты, тогда результат по использованию субсидии отражается на основании Извещения (ф. 0504805). Извещение формирует учреждение, получившее субсидию, и направляет учредителю в установленный им срок. На сайте Минфина РФ в разделе «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая отчетность)» размещены шаблон извещения, примеры заполнения извещения.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ бюджетным и автономным учреждениям предусмотрено выделение субсидии из бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.06.2023 № 640 субсидии на выполнение государственного задания определяется на основании расчета нормативных затрат на содержание имущества, а также расчета нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных услуг) физическим и (или) юридическим лицам.

Таким образом, в реквизите «Признание доходов» рекомендовано указать способ «В особом порядке», что позволит в документе «Списание доходов будущих периодов» устанавливать сумму списания доходов вручную на основании предоставленного отчета учредителю/

  • в бюджетных учреждениях согласно Приказу Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкции № 174н);
  • в автономных учреждениях — согласно Приказу Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкции № 183н).

В соответствии п. 40 СГС «Доходы» доходы от безвозмездных поступлений (включая субсидии и гранты), предоставленных на условиях при передаче актива, принимаются к учету в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов. Основанием отразить в учете доходы будущих периодов является соглашение, заключенное между учредителем и учреждением. По мере реализации условий предоставления субсидии на иные цели в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива) доходы будущих периодов признаются доходами текущего года.

Возврат целевых субсидий

При этом, не дожидаясь взыскания указанных средств, учреждения при отсутствии утвержденных сведений (ф. 0501016) обязаны самостоятельно перечислить соответствующие неподтвержденные остатки целевых средств в доход федерального бюджета не позднее 1 июня текущего финансового года (п. 34 Постановления Правительства РФ от 09.12.2023 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета»).

* Обратите внимание: в связи с введением дополнительной детализации по кодам КОСГУ (введением кода 183 для отражения целевых субсидий) будут пересматриваться и аналитические счета для отражения расчетов по целевым субсидиям. В частности, планируется ввести счет 0 205 83 000 «Расчеты по субсидиям на иные цели». Соответствующие новшества содержатся в проектах приказов Минфина о внесении изменений в инструкции № 174н, 183н. С принятием таких изменений для отражения операций по возврату целевых субсидий вместо счета 5 205 81 000 будет необходимо применять счет 5 205 83 000.

На основании соглашения, заключенного с учредителем, бюджетному учреждению в 2023 году была перечислена на отдельный лицевой счет целевая субсидия на капитальный ремонт спортивной площадки. Сумма субсидии составила 500 000 руб. В целях проведения ремонтных работ на всю сумму субсидии был заключен контракт с подрядчиком. Аванс по контракту – 150 000 руб. Контрактом предусмотрена поэтапная сдача работ. В текущем финансовом году были сданы работы стоимостью 450 000 руб., что отражено в отчете о расходах, произведенных за счет целевой субсидии. Последний этап работ планировалось завершить в начале 2023 года. В связи с этим на конец финансового года образовался неиспользованный остаток целевой субсидии – 50 000 руб. Учредителем подтверждена потребность в названных средствах и принято решение об использовании остатка субсидии в 2023 году в целях оплаты завершающих ремонтных работ. До принятия указанного решения средства не перечислялись в доход бюджета.

В 2023 году в бюджетное учреждение (спортивная школа) поступила целевая субсидия в сумме 100 000 руб. По результатам проверки порядка ее использования было выявлено нарушение – нецелевое использование средств в сумме 7 000 руб. Средства, использованные не по назначению, были возвращены в бюджет. До момента проверки субсидия была израсходована частично.

Начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных целевых субсидий в случае выявления по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий

Вас может заинтересовать :  Покупка огнестойкого кабеля для пожарной сигнализации в 2023г в бюджете

В 1С: БГУ с прошлого года у счетов появился срок действия. Например, счет 208.96, действующий до 31.12.2023 назывался «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов», а 208.96, действующий с 01.01.19 называется «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных выплат текущего характера физическим лицам». То есть в плане счетов с одним и тем же номером может быть несколько счетов разного назначения. При составлении проводки нужно ориентироваться на дату, когда эта проводка должна быть отражена.

Кэк поступления субсидии бюджет на иные цели 2023

Казначейскому сопровождению подлежат целевые субсидии, предоставляемые бюджетным и автономным учреждениям в целях приобретения и создания нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, материальных запасов), а также оплаты работ и услуг по их содержанию (далее — целевая субсидия), указанные в перечне, приведенном в приложении N 1 к настоящему письму, соглашения о предоставлении которых заключаются в 2023 году.

При формировании распоряжения о совершении казначейских платежей в поле «Назначение платежа» раздела 5 «Расшифровка заявки на кассовый расход» (код формы по КФД) 0531801) дополнительно указывается код целевой субсидии (например, «02-01») в соответствии с перечнем субсидий, предоставленных учреждению, указанных в Приложении N 1 к соглашению) (Приложение N 1 к Типовой форме N 197н).

В случае если органом-учредителем не принято решение о доведении целевых субсидий, подлежащих казначейскому сопровождению, с применением механизма «под потребность» или с применением казначейского обеспечения обязательств, перечисление в 2023 году целевых субсидий осуществляется с лицевого счета получателя бюджетных средств, открытого органу-учредителю в территориальном органе Федерального казначейства в соответствии с Порядком N 21н, на лицевой счет с кодом «71» федерального бюджетного и автономного учреждения, открытый в Центре специализации, в соответствии с графиком предоставления субсидии.

В Графике перечисления целевой субсидии, предусмотренном приложением N 2 к Типовой форме N 197н, в графах 8 и 9 указываются даты начала и окончания финансового периода (финансового года), в котором предусматривается предоставление целевых субсидий (например, в графе 8 «не ранее 01.01.2023», в графе 9 «не позднее 31.12.2023» и т.д.).

Санкционирование расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, осуществляется в соответствии с Порядком N 214н, на основании Сведений об операциях с целевыми средствами на 20__ год и на плановый период 20__ — 20__ годов (код формы по ОКУД 0501213), утвержденных указанным порядком (далее — Сведения ф. 0501213).

2) принятие обязательств (денежных обязательств) по целевым расходам осуществлялось учреждением при наличии соглашения о предоставлении целевой субсидии (решения о предоставлении бюджетному учреждению целевой субсидии) до момента поступления средств целевой субсидии, с дальнейшим возмещением кассовых расходов (далее — возмещение целевых расходов, произведенных за счет привлечения средств по КФО 2 (КФО 4).

Отражение бухгалтерских записей по уточнению (восстановлению, возмещению) целевых расходов, произведенных государственным бюджетным учреждением за счет приносящей доход деятельности или субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее — целевые расходы по КФО 2 (КФО 4) до поступления целевой субсидии, зависит от условий осуществления указанных целевых расходов:

1) принятие обязательств (денежных обязательств) по целевым расходам осуществлялось учреждением за счет средств по КФО 2 (КФО 4) до принятия решения о предоставлении бюджетному учреждению целевой субсидии на указанные цели, с дальнейшим возмещением кассовых расходов (далее — возмещение целевых расходов);

В соответствии с положениями Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н, операции по заимствованию (восстановлению) средств за счет иного источника финансового обеспечения отражаются в бухгалтерском учете с применением соответствующих счетов аналитического учета счета 030406000 «Расчеты с прочими кредиторами».

При этом санкционирование операции по возмещению целевых расходов за счет целевой субсидии осуществляется территориальным органом Федерального казначейства при условии соответствия сумм, кодов бюджетной классификации и кода субсидии, указанных в платежном документе, суммам, кодам бюджетной классификации и коду субсидии, указанным в представленном учреждением заявлении в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.12.2023 N 226н «Об утверждении Порядка санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Требования к условиям соглашений, государственных контрактов, договоров (контрактов), источником финансирования по которым являются целевые средства, подлежащие казначейскому сопровождению

Государственные контракты, договоры (соглашения), контракты (договоры), исполнение обязательств по которым подлежит казначейскому сопровождению, должны в обязательном порядке содержать положения, предусмотренные пунктом 2 статьи 242.23 Бюджетного кодекса, в том числе о представлении в Федеральное казначейство документов, установленных порядком санкционирования, о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту и т.д.

Территориальный орган Федерального казначейства при санкционировании операций с целевыми средствами осуществляет проверки в рамках бюджетного мониторинга распоряжений о совершении казначейских платежей, предоставленных участником казначейского сопровождения.

2.1. перечисления исполнителю авансовых платежей по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым с исполнителями по контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются целевые средства;
2.2. перечисления исполнителю авансовых платежей по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных в пунктах 2.1 и 3.1 государственных контрактов (контрактов, договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;
2.3. расчетов по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения государственных контрактов, заключаемых в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на сумму более 600,0 тыс. рублей.

Для информации:
Целевые субсидии, предоставляемые бюджетным и автономным учреждениям, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ казначейскому сопровождению в 2023 году:
1. Субсидии в целях осуществления выплат физическим лицам (коды субсидии 01-01 по 01-99).

2. Субсидии в целях осуществления мероприятий, включая мероприятия по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, предотвращению эпидемий (пандемий) (коды 05-01 по 05-99).
3. Субсидии в целях осуществления мероприятия по охране здоровья граждан (коды 06-01 по 06-99).
4. Иные субсидии (коды 08-01 по 08-18).

При казначейском сопровождении ЗАПРЕЩАЕТСЯ перечисление средств с лицевого счета:
1) в качестве взноса в уставный (складочный) капитал другого юридического лица (дочернего общества юридического лица), вклада в имущество другого юридического лица (дочернего общества юридического лица), не увеличивающего его уставный (складочный) капитал, если нормативными правовыми актами (правовыми актами), регулирующими порядок предоставления средств, не предусмотрена возможность их перечисления указанному юридическому лицу (дочернему обществу юридического лица) на счета, открытые им в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации;
2) в целях размещения средств на депозитах, а также в иные финансовые инструменты, за исключением случаев, установленных федеральными законами или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
3) на счета, открытые в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации юридическому лицу, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
4) на счета, открытые в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации юридическим лицам, заключившим с участником казначейского сопровождения контракты (договоры) за исключением контрактов (договоров), заключаемых в целях:
— приобретения услуг связи по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений,
— коммунальных услуг,
— электроэнергии,
— гостиничных услуг,
— услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования,
— авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом,
— подписки на периодические издания,
— в целях аренды,
— осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих участникам казначейского сопровождения инженерных сетей, коммуникаций, сооружений,
а также
— в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности,
— осуществления страхования в соответствии со страховым законодательством,
— в целях приобретения услуг по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами.

Вас может заинтересовать :  Сколько Нужно Прожить С2023 Года В Чаэс Чтоб Уйти Нак Пенсию Раньше

По-прежнему, основными инструментами казначейского сопровождения выступают:
— перечисление средств под потребность,
— осуществление казначейского сопровождения по всей цепочке кооперации исполнителей,
— открытие участникам казначейского сопровождения лицевых счетов в казначействе,
— санкционирование расходов на лицевых счетах,
— ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности,
— применение расширенного казначейского сопровождения (ст. 242.24 БКРФ).

Согласно положениям ст. 242.25 БК РФ казначейскому сопровождению подлежат определенные федеральным законом о федеральном бюджете средства, получаемые на основании государственных контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров).
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в статье 5 определены следующие средства, подлежащие казначейскому сопровождению в 2023 году:
— субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам,
— взносы (вклады) в имущество юридических лиц,
— авансовые платежи по государственным контрактам, контрактам (договорам) (за исключением госконтрактов, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму от 100 млн. рублей;
— расчеты по государственным контрактам, контрактам (договорам), заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа на сумму более 600 тыс. рублей;
— расчеты по государственным контрактам, контрактам (договорам), заключаемым с единственными поставщиками на сумму более 600 тыс. рублей;
— средства, получаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в случаях, установленных Правительством РФ,
— авансовые платежи по контрактам (договорам), заключаемым юридическими лицами.

На сегодняшний день мало кто из исполнителей госконтрактов не слышал о казначейском сопровождении, которое с 2023 года, начинаясь как «пилотный проект» Федерального казначейства, так уверенно вошло в жизнь контрактной системы, и до сих пор «держит в тонусе» исполнителей контрактов.
Ранее, до введения системы казначейского сопровождения, расчеты по госконтрактам производились через банковские счета и были понятными всем участникам рынка. Однако контролировать целевое расходование произведенных выплат заказчики не могли, т.к. попадая на расчетные счета, деньги фактически выбывали из поля зрения государства, переставая быть государственными и контролируемыми. Возникал высокий риск отвлечения целевых бюджетных средств, в т.ч авансовых, на цели, не связанные с исполнением госконтрактов, что зачастую и приводило к невозможности завершения госконтрактов и потере бюджетных денег.
При казначейском сопровождении госконтрактов государственные деньги остаются на счете, открытом в Федеральном казначействе, а их расходование контролируется государством.
Несмотря на многочисленные практические вопросы пользователей, столкнувшихся с казначейским сопровождением, опыт применения данного механизма показал его очевидную эффективность при решении задач целевого использования средств, обеспечения их сохранности, сокращения недобросовестных поставщиков в цепочке соисполнителей, повышения финансовой дисциплины сторон контрактов. Как результат, государство стало охотнее давать авансы, имея возможности контролировать их использование.
Однако, доказав свою эффективность и получив широкое применение на практике, казначейское сопровождение только сейчас получило возможность занять почетное место в системе нормативного регулирования. До настоящего времени порядок казначейского сопровождения госконтрактов носил временный характер и определялся законом о федеральном бюджете, Правилами казначейского сопровождения, утвержденными Постановлением Правительства России, и Порядком санкционирования расходов, утвержденным Приказом Минфина России, которые утверждались ежегодно.
С 1 июля 2023 года правовые основы казначейского сопровождения, в т.ч. само понятие казначейского сопровождения, средства, подлежащие казначейскому сопровождению, прямо и на постоянной основе вошли в нормы Бюджетного кодекса РФ (БК РФ). С 1 января 2023 года изменения вступают в силу. Казначейскому сопровождению посвящена отдельная глава 24.4. «Казначейское сопровождение».
Также уже принято Постановление Правительства РФ от 24.11.2023 №2024 «О правилах казначейского сопровождения» (вместе с «Правилами казначейского сопровождения, осуществляемого Федеральным казначейством», «Правилами расширенного казначейского сопровождения»), которое начинает свое действие с 1 января 2023 года.

В целом, правила казначейского сопровождения, остаются прежними, однако есть и новации.
С 2023 года на законодательном уровне получают закрепление основные понятия казначейского сопровождения.
Казначейское сопровождение определено как проведение Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций с денежными средствами участника казначейского сопровождения. Т.е. появляется казначейское сопровождение средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета).
Определено понятие участника казначейского сопровождения. Это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо – производитель товаров, работ, услуг, получающие средства, подлежащие казначейскому сопровождению, использование которых осуществляется после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при предоставлении средств.

Отдельная статья кодекса посвящена расширенному казначейскому сопровождению (ст. 242.24 БК РФ), которое применяется по госконтрактам, определенным Правительством РФ.
При расширенном казначейском сопровождении установлены дополнительные требования, без соблюдения которых невозможно осуществлять операции с целевыми средствами на лицевых счетах, открытых в казначействе:
— проверка факта поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием фото- и видеотехники;
— проверка соответствия фактических затрат данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности информации в первичных учетных документах и информации о структуре цены гос. контракта, контракта (договора);
— проверка данных, отраженных в бухгалтерском и управленческом учете;
— проведение анализа экономической обоснованности затрат, относимых на себестоимость товара (работы, услуги) при исполнении гос. контракта, договора (соглашения), контракта (договора) в соответствии с правилами экономического обоснования затрат.
Кроме того, перевести государственные деньги на свои счета в банке исполнители госконтрактов могут только после направления государственным заказчиком в Федеральное казначейство уведомления о полном исполнении госконтракта.
Обратите внимание, ранее управленческий учет исполнителя не проверялся, анализ экономической обоснованности затрат не проводился. Такие меры направлены на недопущение необоснованного завышения цен при закупках.
Минфин уже разработал Проект Постановления Правительства РФ об утверждении Правил экономического обоснования затрат. Согласно данному Проекту экономически обоснованными затратами признаются затраты, соответствующие следующим критериям:
затраты осуществляются в процессе производства и реализации работ, услуг, являющихся предметом госконтракта, договора (соглашения), контракта (договора);
затраты подтверждены первичными учетными документами;
товары, работы, услуги приобретены в целях исполнения госконтракта, договора (соглашения), контракта (договора) в необходимом объеме, надлежащего качества и по ценам не выше рыночных, определяемым в порядке, установленном ст. 40 Налогового кодекса РФ (далее – рыночная цена);
предельный уровень рентабельности (прибыли) и накладных расходов по госконтракту, контракту (договору) соответствует размеру, определенному актом Правительства РФ, отраслевым правовым актом или условиями государственного контракта, договора (соглашения), контракта (договора).
Однако Проект еще не утвержден.