Лекарства по фед льготе инвалидам, почему не дают сразу на 3 месяца, как раньше? Приходится ходить по несколько раз за каждым?!

Как восстановить право на бесплатное получение лекарств, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд? В избранное

  • бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, а также продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
  • предоставление путевки на санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

С 1 февраля 2023 года денежная компенсация полного набора социальных услуг составляет 1 155,06 рубля, в том числе 889,66 рубля – лекарственное обеспечение, 137,63 рубля – санаторно-курортное лечение, 127,77 рубля – проезд железнодорожным транспортом.

  • обратившись в Пенсионный фонд России (ПФР);
  • подав заявление в МФЦ;
  • в личном кабинете на сайте ПФР или Едином портале госуслуг;
  • почтовым отправлением в отделение ПФР по Санкт-Петербургу, заверив подпись на заявлении в нотариальном порядке.

Если вы уже получаете денежную компенсацию, но хотите возобновить получение бесплатной лекарственной помощи и других социальных гарантий, вам нужно до 1 октября текущего года обратиться с заявлением о возобновлении предоставления набора социальных услуг. Заявление можно подать в ПФР, в МФЦ, на Едином портале госуслуг или через личный кабинет на сайте ПФР. Социальные услуги в натуральном виде будут предоставляться с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.

  • согласно п. 6 Положения о лицензировании меддеятельности, грубым нарушением лицтребований является, в том числе, невыполнение лицензиатом требований подп. «а» п. 5 Положения, повлекшее угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан;
  • в силу же подп. «а» п. 5 Положения лицензионным требованием является, в том числе, соблюдение порядков оказания медпомощи;
  • а согласно п. 6 и п. 8 Порядка оказания медпомощи взрослому населению по профилю «терапия», лечение пациента осуществляет врач-терапевт в соответствии с рекомендациями врача-специалиста по профилю заболевания, а организация первичной медико-санитарной помощи осуществляется в соответствии с приказом Минздрава России от 15 мая 2012 г. № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»;
  • в соответствии же с данным документом (подп. «а» п. 4 самого Положения и п. 11 Приложения 1 «Правила организации деятельности поликлиники»), первичная медико-санитарная помощь может оказываться населению в качестве бесплатной – в рамках Программы госгарантий бесплатной медпомощи за счет ОМС и средств бюджетов, а основными задачами поликлиники являются организация дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе необходимыми лекарственными средствами, отдельным категориям граждан;
  • такая программа, действующая в 2023 году (на момент нарушения), предусматривала обеспечение инвалидов лекарствами по рецептам врачей бесплатно,
  • к тому же согласно ч. 2 ст. 80 Закона об основах охраны здоровья граждан, при оказании первичной медико-санитарной помощи в рамках программы госгарантий бесплатной медпомощи осуществляется обеспечение граждан лекарствами перечня ЖНВЛП, а спорное лекарство (которое так и не досталось инвалиду) входит в ЖНВЛП;
  • наконец, региональное положение по ЛЛО требует, чтобы учреждения здравоохранения – в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов субсидий на иные цели на обеспечение мер соцподдержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и ЛЛО – готовили документы для закупок лекарств и направляли их уполномоченному органу, обеспечивали своевременное заключение госконтрактов и контроль за их исполнением;
  • диспансер же лекарством пациента не обеспечил, следовательно, не оказал ему медпомощь в соответствии с пунктами 6, 8 Порядка оказания медпомощи взрослому населению по профилю «терапия» (не обеспечил жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратом). Это нарушение не позволяет осуществлять должное лечение пациента в соответствии с рекомендациями врача-специалиста по профилю заболевания, устранение и облегчение проявлений его заболевания, улучшение здоровья и качество жизни;
  • значит, оставление протокола и наложение штрафа по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ законно.

Сведения из рецептурного бланка вносят в специальную компьютерную программу и оправляет заявку поставщику препаратов. Если лекарство есть в наличии у поставщика, то обратившегося за лекарством гражданина аптека обязана известить о наличии препарата. Или о его отсутствии, если его нет у поставщика. В таком случае аптека должна за свои средства закупить лекарственный препарат. Затраченные средства аптеке затем компенсируются из федерального бюджета. На все эти процедуры аптека может затратить не более 10 рабочих дней, или 15 рабочих дней в случае обработки заявки на препарат, выписанный врачебной комиссией.

При отсутствии нужного препарата аптека может предложить гражданину обратить в другую аптеку. Если человек не желает искать другую аптеку, то провизор обязана взять рецепт у обратившегося, зарегистрировать его в специальном журнале и присвоить ему статус отсроченного обслуживания.

Получение бесплатных лекарств (не всех) может быть льготным, то есть лекарства можно получить по рецепту от лечащего врача совершенно бесплатно. Это касается некоторых категорий граждан. Такой льготой в 2023 году могут воспользоваться федеральные и муниципальные льготники, лица с некоторыми заболеваниями (их перечень устанавливается специально) — они получают все лекарства из перечня бесплатно, то только в том объеме, который нужен для поддержания своего состояния здоровья, а также те лица, которые болеют легкими формами коронавируса и проходят лечение не в стационаре, а на дому.

Региональные программы могут расширять списки льготников на следующие категории граждан: дети в возрасте до 3 лет, дети до 6 лет из многодетной семьи, дети инвалиды, инвалиды с 1 группой и 2 (нерабочей) группой инвалидности, а также некоторые лица с тяжелыми заболеваниями, такими как онкология, эпилепсия, сахарный диабет и бронхиальная астма. В регионах списки могут отличаться.

Гражданин может и самостоятельно приобрести нужный ему препарат, а затем обратиться в свою страховую компанию, где был получен полис ОМС, за возмещением стоимости препарата. Обратиться нужно с паспортом, полисом ОМС, рецептом на бесплатный препарат и чеком, подтверждающим то, что гражданин приобрел требуемое лекарство.

Кому положены бесплатные лекарства и как их получить

Перечень медикаментов, выдаваемых малышам, в постановлении № 890 не указан — в тексте документа содержится лишь размытое указание на то, что предоставить могут «все лекарства», однако на практике это не так. В каждом регионе страны перечень лекарств, выдаваемых детям до 3 лет, устанавливается отдельно. Соответствующее право властей субъектов РФ закреплено п. 2 ч. 1 ст. 16 закона «Об основах охраны. » от 21.11.2011 № 323-ФЗ.

  • обратиться в территориальное отделение ПФР, в котором гражданину была назначена пенсия;
  • подать заявление на предоставление социальной услуги в натуральной или денежной форме (в соответствии с положениями ч. 3 ст. 6.3 закона «О государственной. » от 17.07.1999 № 178-ФЗ гражданин, имеющий право на получение льготы, может отказаться от ее предоставления взамен на выплату денежной компенсации).

Скачайте подходящий бланк для составления заявления и получите подробную информацию о порядке и правилах предоставления социальных услуг на официальном сайте ПФР.

  • пищеварительного тракта и обмена веществ;
  • проблем с кровью и кроветворением;
  • сердечно-сосудистой системы;
  • дерматологических заболеваний;
  • мочеполовой системы;
  • гормональной системы;
  • заболеваний микробного характера;
  • опухолевых образований;
  • костно-мышечной системы;
  • нервной системы;
  • заболеваний, вызванных паразитами;
  • дыхательной системы;
  • органов чувств;
  • иных проблем со здоровьем.
  • 15 дней — для рецептов по форме № 148-1/у-88;
  • 30 дней — для рецептов по форме № 148-1/у-04 (л) и № 148-1/у-06 (л);
  • 90 дней — для рецептов, выписанных на имя граждан пенсионного возраста, инвалидам I группы, детям-инвалидам, а также лицам, страдающим хроническими заболеваниями.

Довольно часто даже при наличии выданного врачом рецепта получение лекарств становится проблемой. Необходимые медикаменты в аптеках, являющихся частью системы обеспечения населения льготными лекарствами, попросту отсутствуют. Срок действия рецепта может истечь раньше, чем появятся выписанные врачом препараты. Такая ситуация нарушает права пациентов, предоставленные им федеральным законодательством, поэтому проблему нужно решать, причем делать это стоит последовательно.

Если в семье воспитываются трое или более детей, продолжительность времени, в течение которого ребенку могут выдаваться лекарства, увеличивается. Бесплатные лекарства многодетным семьям выдаются детям, не достигшим 6-летнего возраста (приложение 1 к постановлению № 890).

Памятка для граждан, выбирающих между лекарствами и денежной компенсацией

Информация о сроке действия рецепта, а также о местонахождении аптечной организации или пункта отпуска льготных лекарственных препаратов, прикрепленных для обеспечения к поликлинике, предоставляется пациенту лечащим врачом, осуществляющим назначение льготного лекарственного препарата.

В течение всей жизни человеку приходится делать выбор. Зачастую, принимая то или иное решение, мы не всегда осознаем его важность или не задумываемся о компенсациях. На первый взгляд, выбор между набором социальных услуг и денежной компенсацией не кажется судьбоносным и люди все чаще выбирают денежное пособие. Но правильно ли это?

Пациент, имеющий право на льготное обеспечение лекарствами, отказываясь от набора социальных услуг в пользу денежной компенсации, обычно не задумывается о последствиях. Но как только состояние здоровья ухудшается, обостряются хронические заболевания, приобретая затяжной характер, требующий длительного лечения и множества лекарств, или появляются новые заболевания, возникает понимание того, что для полноценного лечения денежной компенсации недостаточно и винить в этом приходится только себя.

  • инвалиды войны;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ);
  • военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  • инвалиды;
  • дети-инвалиды.
Вас может заинтересовать :  Присвоение Ветеран Труда По Стажу Камчатский Край

Как только состояние ухудшается, и болезнь приобретает затяжной характер, требующий длительного лечения и множества лекарств, становится очевидным, что денежной компенсации для лечения недостаточно, особенно при онкологических заболеваниях, сахарном диабете, бронхиальной астме, ревматоидном артрите, хронической почечной недостаточности и т.п.

Врачебная комиссия и бесплатные лекарства: судебная практика

Пациент обратился к областным властям за предоставлением ему дорогого препарата нового поколения иммуномодуляторов. Свою просьбу пациент подкрепил рекомендациями врачей, в частности, консультативным заключением гематолога Северо-Западного федерального медицинского исследовательского центра им. В.А. Алмазова.

Бывают случаи, когда медицинские работники допускают ошибки в составлении документов, в том числе таких, которые дают право пациентам получать льготные лекарства. По одному из таких эпизодов имеется правовая позиция Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, который рассматривал спор между регионом и больным (Определение ВС РФ от 10 сентября 2023 г. № 57-КГ18-13).

Сам препарат был назначен именно по жизненным показаниям – в связи с исчерпанностью стандартных методик лечения и прогрессированием заболевания. Решение врачебной комиссии в деле имеется. Поэтому пациент должен быть обеспечен спорным препаратом за счет регионального бюджета.

Департамент здравоохранения, не предоставив документального отказа, в устной форме не приняли просьбу пациента. Тогда гражданин обратился в районный суд с требованием: признать бездействие Департамента здравоохранения незаконным, обеспечить его препаратом и выплатить почти треть одного млн руб. в счет компенсации морального вреда.

Все документы, которые предоставил гражданин, не были оформлены протоколом, подписаны только лечащим врачом и заведующим отделением. Другой документ был выдан заочно, и в ней отсутствовали сведения о том, внесена ли эта бумага в медицинскую документацию пациента.

Морозов
Дмитрий Анатольевич Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0209 (Черемушкинский – г.Москва) . Он отметил, что вопросы совершенствования лекарственного обеспечения граждан, в том числе льготных категорий, будут и в дальнейшем прорабатываться в рамках функционирования межфракционной рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере лекарственного обеспечения граждан и обращения лекарственных средств.

  • Федеральные льготники — получатели набора социальных услуг, не выбравшие получение лекарств в денежном эквиваленте, а также герои Советского Союза, герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, а в случае их смерти — члены их семей, и герои Социалистического Труда, герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой славы, если они отказались от ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Они могут получать все лекарства из перечня бесплатно.
  • Люди с некоторыми заболеваниями или состояниями. В зависимости от заболевания они могут получать бесплатно либо все препараты из перечня, либо только те, которые необходимы для лечения их заболевания, либо только те, которые лечат симптомы их заболевания или состояния.
  • Государственная социальная помощь отдельным категориям граждан, предусмотренная Федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
  • Лекарственное обеспечение граждан, входящих в перечни групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, осуществляемое в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890.
  • Обеспечение лекарствами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ.
  • Обеспечение лекарственными препаратами для лечения отдельных социально значимых заболеваний (ВИЧ, туберкулез) также в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ.
  • Реализация государственной политики в области иммунопрофилактики, предусмотренной Федеральным законом № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний»
  • Обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ.

Федеральным законом от 13 июля 2023 года № 206-ФЗ предусмотрено создание Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федбюджета и бюджетов субъектов РФ.

Для льготных категорий граждан увеличена сумма, на которую они могут получать бесплатные лекарства, медицинские изделия и лечебное питание. Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин. Теперь государство будет выделять на одного льготника 886,4 рубля в месяц. Это увеличит бюджетные расходы на социальную помощь более чем на 988 млн рублей в 2023 году. На бесплатные лекарства и медицинские изделия имеют право более 20 категорий льготников.

Государство задолжало вам бесплатные лекарства

Если у вас есть право получать лекарство как за счет федерального бюджета, так и за счет регионального, у врача есть возможность самостоятельно выбрать источник финансирования при выписке рецепта. Он сделает это, исходя из наличия препарата по той или иной льготе.

Еще один важный момент: если у вас есть инвалидность, то вы можете отказаться от льгот и получать денежную компенсацию. Такое решение можно принять ежегодно до 1 октября. Если вы сделали выбор в пользу денег, к сожалению, в этом году льготные лекарства получить уже не выйдет. В следующем году вы сможете изменить свое решение.

Единого списка, в котором перечислялись бы все категории льготников и диагнозы, а также бесплатные лекарства и медицинские товары, которые им положены, не существует , потому что в разных случаях используют разные каналы финансирования. Есть два основных таких источника: федеральный бюджет и региональный бюджет.

Обратите внимание, что в некоторых случаях человеку положены не только лекарства, но и средства для реабилитации, перевязочные материалы и даже зубные протезы. К примеру, людям с инвалидностью первой группы, неработающим людям с инвалидностью второй группы и детям с инвалидностью в возрасте до 18 лет можно за счет государства приобрести калоприемники и мочеприемники, трости, костыли, опоры, кресла-коляски и другие средства реабилитации.

Некоторые люди думают, что «отвоевать» бесплатные лекарства нереально из-за бюрократии, а если вдруг получится, это не будет стоить потраченных сил. Даже если вы тоже так считаете, полезно узнать, как устроена система льготного обеспечения лекарствами в нашей стране и так ли она страшна на самом деле.

ВС РФ отменил все судебные постановления по этим делам и отправил административные дела на новое рассмотрение в суды первой инстанции в ином составе судей, указав, что истицы предприняли необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка назначения и обеспечения спорными препаратами, однако именно региональный минздрав и местные поликлиники уклонились от действий по решению вопроса о назначении и обеспечении лекарствами.

Региональный минздрав и местные поликлиники не должны уклоняться от обеспечения инвалидов II группы препаратами «по жизненным показаниям», если таковые рекомендованы врачебными комиссиями других медучреждений, в том числе если эти препараты не поименованы в соответствующих стандартах медпомощи (Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 мая 2023 г. № 11-КГ18-8, Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 мая 2023 г. № 11-КГ18-9).

На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобы пациенток — инвалидов II группы, которым региональный минздрав отказался выдавать необходимые лекарства. Ранее обе пациентки прошли курсы лечения в Москве – в ФГБУ «Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева» и ФГБУ Российский кардиологический научно-производственный комплекс» (НИИ кардиологии им. А.Л. Мясникова). Врачебные комиссии этих ФГБУ рекомендовали своим пациенткам, – по жизненным показаниям – ряд препаратов (Траклир (Бозентан) и Волибрис (Амбризентан), Ревацио (Силденафил), Вентавис (Илопрост)). Дополнительно столичные медики указали, что рекомендованная лекарственная терапия отмене и замене не подлежит.

  • ст. 41 Конституции РФ гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в муниципальных и госучреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно;
  • защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, а также организация обеспечения лекарственными препаратами относится к региональным полномочиям (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья);
  • медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медпомощи (ч. 1 ст. 37 Закона об основах охраны здоровья);
  • при оказании медпомощи в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение лекарственных препаратов перечня ЖНВЛП, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи, а равно и не из перечня ЖНВЛП – в случаях их замены по жизненным показаниям (п. 1, п. 2 ч.3 ст. 80 Закона об основах охраны здоровья);
  • при этом в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи устанавливаются и категории граждан, которым медпомощь оказывается бесплатно (п. 3 ч. 5 ст. 80 Закона об основах охраны здоровья);
  • программой госгарантий бесплатного оказания медпомощи на соответствующий год предусмотрено лекарственное обеспечение получателей государственной социальной помощи, и лекарственное обеспечение в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых препараты отпускаются по рецептам врачей бесплатно;
  • а согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890, неработающие инвалиды II группы обеспечиваются всеми лекарственными средствами бесплатно;
  • спорные препараты (кроме Амбризентана) входят в Стандарт медпомощи при ЛАГ и назначены административным истцам решением врачебной комиссии по жизненным показаниям;
  • препарат Амбризентан отсутствует в Стандарте медпомощи при ЛАГ. Однако эти стандарты сами по себе являются лишь ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медпомощи. И в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в Стандарт, в том числе по торговому наименованию. Соответствующие решения московских врачебных комиссий у пациенток имеются;
  • организация обеспечения граждан лекпрепаратами относится к полномочиям органов госвласти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, а положением о региональном минздраве обязывает его организовывать обеспечение лекарствами граждан, имеющих право на безвозмездное лекарственное обеспечение.
Вас может заинтересовать :  Пособия Матерям-Одиночкам В 2023 Году Выплаты Самара

Обе пациентки по возвращении домой обратились к своим лечащим врачам в поликлиники по месту жительства и попросили назначить эти препараты. И в обоих случаях лечащие врачи отказались назначать эти препараты. А за препаратами «отправили» пациенток в республиканский минздрав. Минздрав обеспечивать лекарствами отказался.

Информация по льготному лекарственному обеспечению граждан

Законом о государственной социальной помощи предусмотрено право гражданина, имеющего право на получение социальных услуг, отказаться от набора социальных услуг в пользу получения денежного эквивалента. Для этого достаточно единожды подать заявление об отказе от льгот в натуральном виде (получение лекарств, бесплатный проезд и т.д.).

В соответствии с частью 2 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).

Законом об основах охраны здоровья граждан установлено, что лица, страдающие заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, обеспечиваются соответствующими лекарственными препаратами.

Формирование перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов предусмотрено Федеральным законом от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», в соответствии со статьей 4 которого перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов — ежегодно утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации.

  • обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения;
  • обеспечение необходимыми медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия;
  • обеспечение специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
  • предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

Когда аптека оплатит бесплатные лекарства, разъяснил Верховный суд

Некоторые категории граждан, например, инвалиды, имеют право получать лекарства от государства в рамках социальной помощи. Нередко в аптеках нет нужных препаратов для бесплатного отпуска, и больным приходится покупать их за свои деньги. Так поступила инвалид первой группы Марина Мушаллаева*, которая не смогла получить противоопухолевый препарат гефитиниб в филиале «Губернских аптек» в Лесосибирске Красноярского края. Она дважды предъявляла рецепт от 31 августа 2023 года, но ей отвечали, что лекарства нет. В итоге 22 сентября женщина купила лекарство самостоятельно за 95 550 руб. В этот же день, когда Мушаллаева получала направление на консультацию в Красноярск, она узнала, что аптека написала письмо в «Лесосибирскую межрайонную больницу» с просьбой отозвать рецепт, потому что контракт на этот препарат кончился (больные получили весь запас). Однако спустя неделю инвалид смогла получить в «Губернских аптеках» такое же лекарство по новому рецепту.

Важно понять, что Верховный суд «наказал» аптеку не за то, что там не оказалось лекарств, а за то, что она не выполнила Методические рекомендации (в частности, не проинформировала поставщиков), акцентирует внимание генеральный директор ООО «Факультет медицинского права» Полина Габай. Видимо, руководство не стало сообщать поставщикам об отсутствии лекарства потому, что это бессмысленно – весь объем был выбран, предполагает Габай.

ВС разъяснил, каким образом должно было действовать учреждение. В частности, аптека обязана была поставить рецепт на учет для того, чтобы в течение 10 дней гарантированно обеспечить лекарством (а в срочных случаях – в течение 48 часов). Если есть возможность, препарат можно было заменить аналогом (дженериком). Об отсутствии нужного товара аптека должна информировать поставщика. Такие нормы содержатся в Методических рекомендациях «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг», одобренных 10 июля 2006 года. «Губернские аптеки» должны были соблюдать эти инструкции, указал ВС. В то же время нормативно-правовые акты не дают аптеке права просить отозвать лекарство, потому что его запасы закончились. С таким обоснованием ВС оставил в силе акт первой инстанции, которая взыскала с аптеки с пользу Мушаллаевой компенсацию цены покупки.

Когда Мушаллаева узнала о просьбе аптеки отозвать рецепт, она решила взыскать с нее стоимость самостоятельно купленного средства. Ведь учреждение обязано было обеспечить ее необходимыми препаратами по закону. Первая инстанция с этим согласилась. Райсуд указал, что в случае отсутствия лекарства аптека должна была отпустить аналог или организовать отсроченное обслуживание (п. 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. 29 декабря 2004 года). Другого мнения оказался Красноярский краевой суд, который отменил решение о взыскании убытков. По закону аптека не обязана выплачивать компенсацию льготнику, который покупает лекарство за свой счет, объяснила апелляция. Она не нашла вины за «Губернскими аптеками»: учреждение выдало весь запас препарата другим получателям, а значит, добросовестно выполнило госконтракт.

По ее мнению, аптеку и апелляцию ввело в заблуждение слово «рекомендации» – они решили, что исполнять этот акт необязательно. Но даже апелляционная инстанция, лояльная к аптеке, заметила, что процедуры отзыва рецепта законодательством не предусмотрено, и лечебное учреждение не обязано было это делать, говорит Габай. В сфере медицины и фармацевтики она рекомендует соблюдать не только законодательные акты, но и «рекомендации» госорганов и страховых фондов (в том числе в форме писем). «Даже если они явно неэффективны, их надо выполнять», – советует Габай.

  • обеспечение жильем нуждающихся семей (для этого нужно состоять на учете);
  • пятидесятипроцентная скидка на оплату коммуналки, также уменьшенная плата за жилище по социальному найму;
  • бесплатное первоочередное предоставление земельных участков по постройку дома или садоводства.
  • Соц. защита. Принимает документы и отправляет запрос в бухгалтерию на получение скидки на оплату ЖКХ. Перед обращением в соц. защиту нужно погасить задолженность по оплате коммунальных услуг. Специалисты центра оказывают помощь в составлении заявления. Скидка назначается в течении месяца. Примите во внимание, что оплата коммуналки должна проходить не позднее 26 числа текущего месяца.
  • Налоговая инспекция. Принимает декларацию 3-НДФЛ на получение налогового вычета. Кроме того, налоговый вычет можно вернуть через работодателя. Отличие в том, что в налоговую инспекцию можно подать декларацию лишь за прошедший год, а работодателю за текущий.
  • Администрация района. Занимается распределением земли на строительство. Для этого необходимо подать заявление, которое рассматривается в тридцатидневный срок. Земля предоставляется первоочередно без торга в аренду или собственность за плату. За разработкой Индивидуального плана реабилитации следует обращаться также в администрацию.
  • ФСС. Распределяет путевки в лагеря и санатории. Для этого подается заявление. Также нужно иметь направление от врача, если лечение не входит в ИПР. В десятидневный срок происходит регистрация по заявке. Путевка предоставляется не позднее 18 дней до даты заезда. Длительность лечения в санатории от 21 до 42 дней с оплатой дороги до места лечения.
  1. Пособие.
  2. Скидка на оплату коммуналки.
  3. Льготы на проезд на городском транспорте.
  4. Зачисление на внеконкурсной основе в учебные заведения.
  5. Преимущества на работе для родителей.
  6. Медицинское обслуживание: лекарства, лечение, снабжение техническим оборудованием, санаторно-курортное лечение и отдых.
Вас может заинтересовать :  Какой налог на прибыль в 2023 году

Присваивать статус ребенка-инвалида или нет — в компетенции спецкомиссии МСЭ. В случае положительного решения выдается «розовая» справочка, которая является основанием для получения льгот. Со справкой на руках можно обращаться в следующие инстанции — в Пенсионный Фонд, соц. защиту или МФЦ для получения льгот.

В разных регионах могут быть дополнительные льготы семьям с особенными детьми (п. 18 Правил предоставления льгот, утв. постановлением Правительства от 27.07.1996 №901). Для оформления льготы на ЖКХ вы можете обратиться в МФЦ или соц. защиту. Документы для оформления льготы:

  • из специальных аптечных пунктов в медицинских организациях и из аптек в непосредственной близости от них. Посмотреть их список вы можете на портале открытых данных или на сайте Департамента здравоохранения Москвы. Адрес получения выписанных лекарств, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания (для детей-инвалидов) вы также можете узнать у медицинского работника;
  • в некоторых коммерческих аптеках, но только по электронным рецептам с QR-кодом. Посмотреть список аптек, участвующих в пилотном проекте, можно на сайте Департамента здравоохранения Москвы.
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг;
  • решение о назначении ежемесячной денежной выплаты, выданное Пенсионным фондом России;
  • выписку из медицинской карты амбулаторного больного или истории развития ребенка с указанием СНИЛС.

Перед тем как идти в аптеку, уточните по телефону справочной Центра лекарственного обеспечения Депаратмента здравоохранения города Москвы +7 (495) 974-73-19, есть ли в аптеке необходимый вам лекарственный препарат и сколько он стоит (если у вас скидка, а не бесплатный рецепт).

При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации назначаются лекарственные препараты, не входящие в стандарты медицинской помощи, либо по торговым наименованиям.

Рецепт с пометкой statim (немедленно) должны обслужить в течение одного рабочего дня со дня обращения, с пометкой cito (срочно) — в течение двух. Рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент препаратов для медицинского применения (он тоже утверждается Правительством России), обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения.

Памятка для граждан, выбирающих между лекарствами и денежной компенсацией

Это непосильная ноша для любого семейного бюджета. Задумайтесь, на что Вы можете обречь свою семью отказом от социального пакета, имея возможность получать современные и эффективные лекарства бесплатно. Помните: от Вашего выбора зависит не только Ваше здоровье, но и здоровье, спокойствие и благополучие ваших родных и близких. Прежде чем принять решение, обязательно посоветуйтесь с лечащим врачом.

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт или иной документ);
  • документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг (МСЭ);
  • справку, выданную Отделением Пенсионного Фонда Российской Федерации;
  • полис обязательного медицинского страхования (ОМС).
  • инвалиды войны;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ);
  • военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  • инвалиды;
  • дети-инвалиды.

Ответ: Набор социальных услуг включает в себя следующие социальные услуги: обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, санаторно-курортное лечение и проезд на железнодорожном транспорте. Отказаться или вернуть право на социальный пакет или на одну из указанных услуг можно один раз в год до 1 октября, при этом право возникает с 1 января следующего года.

  • инвалиды войны;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ);
  • военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  • инвалиды;
  • дети-инвалиды.

Комитет по здравоохранению

Ответ. В соответствии с пунктом 2.8. приказа Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» при нахождении гражданина на территории другого субъекта Российской Федерации он может обратиться в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение и при предъявлении документов, указанных в пункте 2.2 Порядка, а также выписки из Медицинской карты амбулаторного больного ему должен быть выписан рецепт на необходимые лекарственные препараты, изделия медицинского назначения с отметкой «иногородний» при наличии медицинских показаний.

Министерство здравоохранения Российской Федерации уделяет большое внимание проблеме высокой численности граждан, отказавшихся от социальной услуги в части лекарственного обеспечения, и рекомендует регионам проводить с данной категорией граждан информационно-разъяснительную работу о необходимости возобновления социальной услуги по лекарственному обеспечению. Увеличение числа граждан, возобновивших социальную услугу по лекарственному обеспечению, позволит повысить поступление финансовых средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и, как следствие, улучшить ситуацию с льготным лекарственным обеспечением населения.

Ответ. В соответствии с главой 17 Закона Санкт‑Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт‑Петербурга» (далее – Закон) меры социальной поддержки в части обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями предоставляются гражданам Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4.1 Закона «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Закона.

В соответствии со статьей 4.1 Закона «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Закона.