Лица с ограниченной трудоспособностью

Лица с ограниченной трудоспособностью

1 степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

2 степень — способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам при необходимости обучение на дому и/или с использованием дистанционных образовательных технологий с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;

3 степень — способность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере, или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма, определяемые с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;

е) способность к обучению — способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни:

1 степень — способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий (при необходимости) для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучение с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;

  • в ПФР – 22% — тариф действует до достижения предельной величины дохода, которая составляет 1150 тыс. рублей (после того, как выплаты сотруднику превысили эту сумму, тариф взносов в ПФР сокращается до 10%);
  • в ФСС – 2,9% — после достижения предельной величины дохода, установленной на уровне 865 тыс. руб., взносы не начисляются;
  • в ФОМС – 5,1% — для этой категории взносов предельная величина дохода не определена: они уплачиваются с любых размеров сумм, выплаченных работникам.

Инвалиды с 3 группой (самая легкая) обычно не испытывают значительных проблем с трудоустройством, так как ограничения их способности к труду незначительны. А вот можно ли по ТК принимать на работу с вредными условиями инвалида 2 группы, определить не так просто. Формально ТК РФ такого запрета не содержит, а значит, руководствоваться необходимо индивидуальной программой реабилитации (ИПР) сотрудника и санитарными правилами СП 2.2.9.2510-09, исключающими работу лиц с ограниченными возможностями в условиях повышенного влияния вредных и опасных производственных факторов. Что касается первой группы, то она традиционно считалась нерабочей, в последнее время такие ограничения частично сняты, но первую группу присваивают все же людям, не способным к труду. Однако если индивидуальная программа реабилитации подразумевает возможность работать, а работодатель готов создать необходимые условия, трудоустраивать их не возбраняется.

На должность специалиста по кадрам устраивается гражданка Иванова А., у которой в справке об инвалидности написано, что нужна работа в помещении, где отсутствуют вредные производственные факторы, позволяющее отнести рабочее место к третьему классу опасности. Работа по этой должности не предполагает нахождение на улице, условия труда на рабочем месте оптимальные, что отражено в карте СОУТ, следовательно, Иванову А. мы принимаем на работу.

  • справка об инвалидности с указанием присвоенной группы. По действующему порядку 1 группа инвалидности присваивается на два года, 2 и 3 — на один год. Таким образом, справка имеет определенный срок действия: после его окончания работник предъявляет новый документ или теряет льготы и компенсации, обусловленные его статусом;
  • индивидуальная программа реабилитации (ИПР). В ней прописываются ограничения и требования к условиям труда для этого специалиста, разрешенные для него параметры работы и т.д.

Если труд работнику не противопоказан, то его принимают на работу на любую должность, которая подходит по квалификации и состоянию здоровья. К примеру, персонал, имеющий ограниченные возможности здоровья, трудоустраивают на должности, для которых определены оптимальные условия труда 1 класса, и примеры профессий людей — инвалидов 2 группы в этом случае выглядят следующим образом:

На предприятиях, предназначенных для трудоустройства инвалидов, оборудуются помещения для отдыха площадью из расчета 0,3 кв. м на одного работника, но не менее 12 кв. м в зависимости от группы производственных процессов. Расстояние от производственных помещений до помещений для отдыха не должно превышать 75 м. Рекомендовано организовывать на предприятиях столовые, буфеты, комнаты приема пищи с обеспечением работников горячим питанием. Кроме того, на таких предприятиях должен быть оборудован здравпункт, включающий кабинет врача, процедурный кабинет и помещение, в котором могут находиться инвалиды в случае резкого ухудшения здоровья.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и др.), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Специальное рабочее место инвалида должно обеспечивать безопасность труда, работу с незначительными или умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками, исключать возможность ухудшения здоровья или травмирования инвалида. Противопоказанными для трудоустройства инвалидов являются условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего

Что касается возможности применения данного специального налогового режима, хотелось бы отметить, что ограничение по доле участия других организаций в 25% не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25% (пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Таким образом, организации, учрежденные общественными организациями инвалидов, при выполнении указанных условий могут применять УСНО в соответствии с гл. 26.2 НК РФ.

Особые требования предъявляются к расстановке оборудования и мебели на рабочих местах инвалидов, она должна обеспечивать безопасность и комфортность труда. Расстановка станков, оборудования и мебели на рабочем месте, предназначенном для труда инвалида, пользующегося для передвижения креслом-коляской, должна обеспечивать возможность подъезда и разворота инвалидной коляски, а на рабочем месте слепого и слабовидящего – возможность работы без помех от передвижений в помещении других работников. Для удобного нахождения своего рабочего места слепым работником станки, оборудование или мебель должны быть снабжены тактильными ориентирами. Оргтехоснастка рабочих мест для инвалидов (рабочие столы, верстаки, стеллажи, шкафы) должны соответствовать антропометрическим данным исполнителя.

Лица с ограниченной трудоспособностью

Эти вузы не только решают задачи профессионального образования, но и обеспечивают социально-экономическую и медико-психологическую защиту студентов с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Помимо этого существует опыт включения групп студентов с ограниченными возможностями в общий образовательный поток вуза в виде отдельной группы или факультета. Более доступна для лиц с ограниченными возможностями трудоспособности система среднего профессионального образования. По сравнению с европейскими странами в России резко сужен перечень профессий, которые реально могут осваивать лица с ограниченной трудоспособностью. Здесь существует небольшой выбор профессий для лиц с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, зрения. Это технические специальности, специальности культуры и образования. В процессе получения профессионального образования молодежь с особыми образовательными потребностями нуждается в специальном психолого-педагогическом сопровождении. Возникает потребность в проведении коррекционной работы, оказании специализированной помощи в освоении тех предметов, которые трудны в связи со спецификой ограничения возможностей той или иной группы студентов.

В зависимости от характера и степени тяжести нарушения человек с ограниченной трудоспособностью может получать разные виды профессионального образования — от начального до высшего профессионального. При наличии интеллектуальной нормы возможно говорить о равных возможностях обучения для лиц с ограниченной трудоспособностью в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях. Современная зарубежная практика показывает, что для лиц с ограниченными возможностями, не имеющих нарушений интеллекта, можно создавать специальные образовательные условия и специальную среду жизнедеятельности, которые снимают барьеры и ограничения для этих людей в получении высшего и среднего специального образования (специальное переоборудование городской среды, специальные коррекционные и реабилитационные программы, наличие ассистентов, переводчиков и др.). Лица с ограниченной трудоспособностью имеют в этом случае действительно равные с остальными возможности образования и последующей трудовой деятельности. В нашей стране люди с ограниченной трудоспособностью не всегда имеют равные с остальными возможности для получения профессионального образования. Многие из них не имеют возможности поступать в вузы вследствие некачественного школьного образования или отсутствия в вузах необходимой для них среды жизнедеятельности и условий образования.

Важное место в современной государственной системе соци­альной защиты в соответствии с действующим законодательством отводится целевым программам (федеральным, региональным), ориентированным прежде всего на помощь наименее защищен­ным слоям населения, к числу которых относятся лица с ограни­ченными возможностями. Наиболее эффективно для этих групп населения в нашей стране реализуются федеральные программы:

Вас может заинтересовать :  Прожиточный Минимум В Спб 2023 Для Пособия

В европейских странах действуют частные школы и социаль­ные службы, которые используют собственные программы и ме­тоды специального обучения Одним из интересных примеров организации жизни лиц с тя­желыми нарушениями развития является использование вальдорфской педагогики для создания поселений — кэмпхиллских общин для лиц, нуждающихся в особой помощи и поддержке (см. раздел IV, гл. 3, п. 3.2.3).

Лица с ограниченной трудоспособностью (инвалид) — лицо, имеющее любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности осуществлять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.

Это Московский институт-интернат для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета Минобразования России, Государственный специализированный институт искусств Минкультуры России, Заочный институт реабилитации и профессиональной подготовки незрячих Всероссийского общества инвалидов (г. Волоколамск Московской области). Эти вузы не только решают задачи профессионального образования, но и обеспечивают социально-экономическую и медико-психологическую защиту студентов с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Прежде всего важным является
установление характера и степени
выраженности нарушений различных систем
организма, интеллектуальных и
психофизиологических особенностей и
возможностей того или иного взрослого
или подростка для того, чтобы определить
доступные для него виды труда, выявить
его личные интересы и склонности в
выборе той или иной деятельности,
профессии.

  • Право на профессиональную реабилитацию лиц с ограниченной трудоспособностью закреплено в Конституции Российской Федерации, а также в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятом 24 ноября 1995 г.
  • Этим законом определена деятельность Государственной службы медико-социальной экспертизы и Государственной службы реабилитации инвалидов.
  • В соответствии со статьями 10 и 11 закона предусмотрены федеральная базовая программа реабилитации и индивидуальная программа реабилитации лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов).
  • федеральной базовой программы реабилитации и порядок ее выполнения определяются Правительством Российской Федерации.

Для взрослых установление второй группы инвалидности в связи с затруднениями в обучении предполагается в тех случаях, когда эти затруднения связаны с некоторыми другими ограничениями жизнедеятельности (например, передвижения). Для детей такое сочетание не требуется.

Юрга, и указав, что в ней расписаны все противопоказания к труду, суд не установил, какие это противопоказания, связаны ли они с работой, выполняемой истцом, препятствуют ли они выполнению данной работы, а учитывая, что в данной программе отсутствует заключение о невозможности продолжения истцом работы в должности начальника котельной, суд должен был установить, можно ли считать перечисленные противопоказания таким заключением.

Компьютерная система содержит перечень профессий и их кодирование по факторам трудовых ограничений. Показатели психологической оценки возможностей того или иного человека с ограниченной трудоспособностью соотносятся с психологическими требованиями к той или иной профессии, входящей в перечень.

Способность человека с ограниченной трудоспособностью к той или иной деятельности зависит от внутренних и внешних факторов, выявить и изучить которые должны специалисты. Технологии такой работы создавались за рубежом на протяжении нескольких десятилетий, определенный вклад в научное и практическое решение проблемы профессиональной ориентации лиц с ограниченной трудоспособностью внесли и отечественные специалисты (Российская академия естественных наук, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации инвалидов, специальные школы).

Для взрослых установление второй группы инвалидности в связи с затруднениями в обучении предполагается в тех случаях, когда эти затруднения связаны с некоторыми другими ограничениями жизнедеятельности (например, передвижения). Для детей такое сочетание не требуется.

Этим законом определена деятельность Государственной службы медико-социальной экспертизы и Государственной службы реабилитации инвалидов. В соответствии со статьями 10 и 11 закона предусмотрены федеральная базовая программа реабилитации и индивидуальная программа реабилитации лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов). Содержание федеральной базовой программы реабилитации и порядок ее выполнения определяются Правительством Российской Федерации.

Индивидуальная программа реабилитации для каждого человек с ограниченной трудоспособностью имеет рекомендательны характер, не являясь обязательной. Другими словами, чело век может отказаться как от всей программы, так и от отдельных составных ее частей.

Решению проблемы профессионального образования и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности способствуют новые модели специальных учебных заведений, которые реально осуществляют профессиональную подготовку и трудоустройство своих воспитанников.

Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства. Среднее профессиональное образование может быть получено в среднем специальном учебном заведении (училище, колледже) или в высшем учебном заведении на первой ступени высшего профессионального образования.

Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку, как правило, на базе общего образования квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно полезной деятельности. Оно может быть получено в профессионально-технических училищах и иных типах учебных заведений данного уровня.

1. Профессиональная ориентация — обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и в выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. Профориентацнонная работа включает социально-педагогическое сопровождение, социально-трудовую поддержку — посредническую помощь в получении профессиональной подготовки.

Зарубежный опыт показывает, что лица с ограниченной трудоспособностью имеют равные с остальными возможности образования и последующей трудовой деятельности. В нашей стране (как отмечает Н.М. Назарова) инвалиды не всегда имеют такие возможности для получения профессионального образования: количество студентов с ограниченной трудоспособностью, обучающихся в вузах России, составляет всего около тысячи человек.

вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статическое электричество, освещенность, запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны; патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности; физические, динамические и статические нагрузки при подъеме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе; сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, монотонность, работа в ночную смену, с удлиненным рабочим днем).

Законом субъекта РФ по закону о трудоустройстве инвалидов в Российской Федерации должна быть введена квота в отношении работодателей для приема на работу инвалидов в пределах от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников — если общая численность работников составляет более 100 человек. По усмотрению субъекта РФ также может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере до 3 процентов среднесписочной численности работников — если численность работников составляет не менее 35 человек и не более 100 человек.

Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Индивидуальная программа реабилитации для каждого человека с ограниченной трудоспособностью имеет рекомендательный характер, не являясь обязательной. Другими словами, человек может отказаться как от всей программы, так и от отдельных составных ее частей.

· при организации специальных рабочих мест для инвалидов должно быть предусмотрено использование специальных приспособлений, компенсирующих анатомо-морфологические и физиологические недостатки и ограничения инвалидов; применение специально разработанного ручного инструмента; использование для регулировки высоты рабочей поверхности стола и элементов рабочего стула легко досягаемых и управляемых механизмов, имеющих надежную фиксацию; выделение дополнительных площадей, обеспечивающих возможность подъезда, разворота на рабочем месте и выполнения работы в инвалидной коляске; оснащение оборудования и мебели на рабочем месте индикаторами, учитывающими возможности и ограничения отдельных групп инвалидов (слепые, слабовидящие, глухие) в восприятии информации для беспрепятственного нахождения своего рабочего места и выполнения работы и т. д.;

Лица с ограниченной трудоспособностью

Разделение на группы инвалидности проводится по степени тяжести нарушения. Первая группа инвалидности присваивается лицам с тяжелыми нарушениями, возникшими вследствие травм, заболеваний или врожденных дефектов развития и повлекшими за собой сложности, связанные с обучением, трудовой деятельностью, передвижениями, самообслуживанием, контролированием своих действий и т.д. Вторая группа присваивается лицам с нарушениями, степень тяжести которых можно назвать средней, вследствие этих нарушений возникают ограничения трудовой деятельности, самообслуживания, ориентации, общения, контроля за своими действиями и т.д. Третья группа инвалидности присваивается лицам, имеющим стойкие, но умеренные нарушения, вследствие которых происходит некоторое ограничение способностей к самообслуживанию, обучению, трудовой деятельности и т.д.

Значимой для дальнейшего профессионального ориентирования становится индивидуальная программа реабилитации — это комплекс мер (медицинских, психологических, педагогических, социальных), направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и восстановление (или формирование) способности к выполнению определенных видов деятельности, в том числе профессионально-трудовой. В рамках индивидуальной программы реабилитации проводится профессиональная ориентация человека с учетом его иных, особых возможностей трудоспособности. Индивидуальная программа реабилитации составляется специалистами службы медико-социальной экспертиз после всестороннего обследования человека с ограниченной трудоспособностью.

Важно получить сведения о состоянии умственной и физической трудоспособности в связи с возможностью заниматься тем или иным видом труда; о состоянии эмоционально-волевой, сенсомоторной, интеллектуальной сферы; о развитии речи и коммуникативных навыков, значимых для профессиональной деятельности; о характере изменений психологического и социально-психологического статуса человека, связанных с заболеванием, травмой или нарушением развития.

Вас может заинтересовать :  Приняты Ли Поправки По Статье 228 Часть 2

В зависимости от характера и степени тяжести нарушения содержание и методы профориентационной работы различны для разных категорий молодежи с ограниченными возможностями. Подростку или взрослому с ограниченными возможностями нередко трудно выбрать самостоятельно интересующую его сферу деятельности, поэтому на помощь приходят педагоги и психологи. Прежде всего важным является установление характера и степени выраженности нарушений различных систем организма, интеллектуальных и психофизиологических особенностей и возможностей того или иного взрослого или подростка для того, чтобы определить доступные для него виды труда, выявить его личные интересы и склонности в выборе той или иной деятельности, профессии.

Каждый человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в нашей стране имеет право на профессиональную реабилитацию. Согласно Конституции Российской Федерации и Закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» существуют федеральная базовая программа реабилитации и индивидуальная программа реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Государственной службой медико-социальной экспертизы проводится тщательное обследование такого человека представителями различных научных сфер, таких как медицина, психология, педагогика, социология и др. На основании этого обследования человеку присваивается группа инвалидности и составляется индивидуальная реабилитационная программа, которая носит рекомендательный характер и не является обязательной к исполнению.

Билет 27

Первая группа инвалидности присваивается лицам, имеющим стойкое и значительно выраженное расстройство функций организма, которое может быть вызвано заболеванием, последствиям травм или дефектов развития. Вследствие этого могут быть в значительной степени нарушены.» способность к самообслуживание передвижению, ориентации в окружающем пространстве, способность к общению и контроль за своими действиями.

Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей характеризуется особенностями: занятия проводятся в свободное от учебы время; нарушения не является причиной для отказа от приема в учреждение дополнительного образования; обучение организуется на добровольных началах всех сторон; психологическая атмосфера носит неформальный характер, не регламентируется стандартами; допускается переход уч-ся из одной группы в другую.

Ко второй группе инвалидности могут быть отнесены те лица, которых имеется стойкое, выраженное расстройство функций организма вследствие болезни, травм, дефектов развития. Нарушение здоровья ведет к ограничению возможностей обучения и трудовой деятельности, самообслуживания, передвижения, ориентации, общения, контроля за своими действиями.

Система дополнительного образования, получила развитие в 90-е годы 20 века. Учреждения дополнительного образования разделяют детей по их индивидуальным способностям и интересам. Для большинства детей создаются оптимальные условия обучения, в которых они реализуют свои способности, осваивают новые программы.

В учреждениях дополнительного образования возможно применение вариантов дифференциации: комплектование учебных групп однородного состава; внутригрупповая дифференциация (делят по уровням познавательного интереса); профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций для детей.

Введение.
Работа — важная часть человеческой жизни. Она включает в себя социальные контакты, вносит распорядок в повседневную жизнь, именно здесь осознается чувство необходимости конкретного человека для общества. Давая материальную поддержку, работа обеспечивает независимость человека, что является особенно важным для инвалидов. Многие люди с ограниченными возможностями, которые имеют группу инвалидности, не всегда могут найти работу. Причинами могут быть: недоступность рабочих мест, отказ работодателя в приеме на работу по причине инвалидности, психологические барьеры самого соискателя, а так же недостаточная его квалифицированность и многое другое.
Все это мешает инвалидам зарабатывать деньги, любить свою работу и жить так же, как и все остальные члены общества. Почему же возникают проблемы при трудоустройстве инвалидов? Период перехода от школы к трудовой деятельности — сложная стадия в человеческой жизни. В течение этого периода молодой человек борется за личную независимость и должен принять решение относительно дальнейшего жизненного пути. Это трудный этап для каждого человека, но еще более сложен для молодых инвалидов. Для таких подростков опыт, приобретаемый по мере продвижения во взрослую жизнь, усложнен физическими или интеллектуальными ограничениями, неоправданными надеждами и окружающими препятствиями.
В настоящее время переход от школы к трудовой жизни для молодых инвалидов происходит с большими трудностями не только в связи с социально-экономическими проблемами в стране, но и из-за отсутствия системы профориентации и помощи в планировании карьеры.

1. Цель профориентации лиц с ограниченной трудоспособностью.
Основной целью государственной политики содействия занятости инвалидов является создание необходимых условий для реализации потенциальных возможностей граждан с ограниченной трудоспособностью. По определению Международной организации труда, на основании Международной конвенции по труду № 159, Конвенции о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов 1983 года (ратифицирована Россией) термин «инвалид «означает человека, чьи перспективы в области безопасности труда, сохранения или продвижения по службе в значительной степени ограничены, как результат соответствующим образом распознанного физического или умственного недостатка». Жизненное самоопределение человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности и с ограниченными возможностями в выборе профессии, видов и форм труда. Право на профессиональную реабилитацию лиц с ограниченной трудоспособностью закреплено в Конституции Российской Федерации, а также в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерацию», принятом 24 ноября 1995 г. Этим законом определена деятельность Государственной службы медико-социальной экспертизы и Государственной службы реабилитации инвалидов. В соответствии со статьями 10 и 11 закона предусмотрены федеральная базовая программа реабилитации и индивидуальная программа реабилитации лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов). Содержание федеральной базовой программы реабилитации и порядок ее выполнения определяются Правительством Российской Федерации. Индивидуальная программа реабилитации – это комплекс мер (медицинских, психологических, педагогических, социальных), направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и восстановление (или формирование) способности к выполнению определенных видов деятельности, в том числе профессионально-трудовой. В рамках индивидуальной программы реабилитации проводится профессиональная ориентация человека с учетом его иных, особых возможностей трудоспособности. Индивидуальная программа реабилитации для каждого человек с ограниченной трудоспособностью имеет рекомендательны характер, не являясь обязательной. Другими словами, чело век может отказаться как от всей программы, так и от отдельных составных ее частей. Одна часть индивидуальной реабилитационной программы является бесплатной, другая часть может быть оплачена самим человеком, учреждением или организацией, где он работает, или благотворителем. Индивидуальная программа реабилитации составляется специалистам Государственной службы медико-социальной экспертиз после всестороннего обследования человека с ограниченной трудоспособностью. В составлении программы принимают участие медики, психологи, педагоги, социальные работники, представители службы занятости. Предварительно учреждение медико-социальной экспертизы, проведя обследование, определяет группу инвалидности, в соответствии с которой строится индивидуальная реабилитационная программа.
Первая группа инвалидности присваивается лицам, имеющим стойкое и значительно выраженное расстройство функций организма, которое может быть вызвано заболеванием, последствиями травм или дефектов развития. Вследствие этого могут быть в значительной степени нарушены: способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве, способность к общению и контроль за своими действиями.
Ко второй группе инвалидности могут быть отнесены те лица, у которых имеется стойкое, выраженное расстройство функций организма вследствие болезни, травм, дефектов развития. Нарушение здоровья ведет к ограничению возможностей обучения и трудовой деятельности, самообслуживания, передвижения, ориентации, общения, контроля за своими действиями. Для взрослых установление второй группы инвалидности в связи с затруднениями в обучении предполагается в тех случаях, когда эти затруднения связаны с некоторыми другими ограничениями жизнедеятельности (например, передвижения). Для детей такое сочетание не требуется.
Третья группа инвалидности присваивается в том случае, если в результате заболеваний, травм или дефектов развития имеет место стойкое, но незначительно или умеренно выраженное расстройство функций организма, ведущее к некоторому ограничению способности к обучению, трудовой деятельности, самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве и общению. Таким образом, инвалиды второй и третьей группы могут обучаться и трудиться. Для детей и подростков с отклонениями в развитии, имеющих в перспективе ограничение трудоспособности, профориентационная и профконсультационная работа начинается еще в период обучения в школе.

СМОЛЕНСК
2010
Содержание
Введение………………………………………………………… ……………………. 3
1. Цель профориентации лиц с ограниченной трудоспособностью……………. …4
2. Задачи профориентации лиц с ограниченной трудоспособностью…………. …7
3. Содержание процесса профориентации лиц с ограниченной
трудоспособностью …………………………………………………. ……………. 10
Заключение…………………………………………………… …………………….…13
Список литературы………………………………… …………………………………14

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

2. Задачи профориентации лиц с ограниченной трудоспособностью.
Подростку или взрослому с ограниченными возможностями нередко трудно выбрать самостоятельно интересующую его сферу деятельности, поэтому на помощь приходят педагоги и психологи. Прежде всего основными задачами профориентации лиц с ограниченной трудоспособностью является установление характера и степени выраженности нарушений различных систем организма, интеллектуальных и психофизиологических особенностей и возможностей того или иного взрослого или подростка для того, чтобы определить доступные для него виды труда, выявить его личные интересы и склонности в выборе той или иной деятельности, профессии. Важно получить сведения о состоянии умственной и физической трудоспособности в связи с возможностью заниматься тем или иным видом труда; о состоянии эмоционально-волевой, сенсомоторной, интеллектуальной сферы; о развитии речи и коммуникативных навыков, значимых для профессиональной деятельности; о характере изменений психологического и социально-психологического статуса человека, связанных с заболеванием, травмой или нарушением развития. Психологи установили, что люди, имеющие врожденное или рано приобретенное нарушение развития (инвалиды детства), нередко травмированы и психологически. Осознание наличия дефекта развития и связанных с ним ограничений ведет к неадекватной самооценке, ранимости психики, маргинализации, ограничению общения с окружающими. Большую роль в усилении и закреплении негативных стереотипов социального взаимодействия и общения играет отрицательный опыт общения ребенка, подростка со сверстниками или взрослыми, демонстрирующими превосходство здоровых людей, подчеркивающих неполноценность человека (неприятие или жалость), исключающих его из жизни общества. Возникает эффект социальной изоляции человека с ограниченными возможностями. Инвалидность в зрелом возрасте также наносит значительную психологическую травму, так как человек нередко вынужден менять среду и образ жизни, круг общения. Усиливается его зависимость от окружающих, нередко необходима смена трудовой деятельности, связанная с материальным и моральным ущербом. Из практики профориентационной работы известно, что свой окончательный профессиональный выбор человек утверждает только в зрелом возрасте. Делать новый профессиональный выбор в это время очень трудно. Для человека с ограниченной трудоспособностью исправить неверный профессиональный выбор особенно тяжело. Поэтому уже в школьном возрасте важна высококвалифицированная профориентационная работа, исключающая поверхностный подход к выбору профессии.
Задача диагностики профориентации состоит в предоставлении реальной помощи в этот сложный период молодым инвалидам. Не только в России, но и во многих странах приходиться бороться с проблемами, стереотипами и предрассудками, которые препятствуют полноценному функционированию и трудоустройству людей с ограниченными возможностями. Работодатели не представляют себе, как им проводить с инвалидами собеседования, как оценивать их работу, как их обучать, и как при необходимости, создавать для них специальные условия труда и проводить адаптацию на рабочем месте. Также многие специалисты по трудоустройству не знают всей специфики работы с инвалидами, как строить с ними общение, как оценивать их возможности и предлагать работодателям. Чем может помочь человеку с ограниченными возможностями? В первую очередь, самому оценивать ситуацию, знать свои возможности, получать образование по тем направлением, по которым могли бы работать. Сейчас многие образовательные учреждения принимают на обучение и дают возможность инвалидам получить разные профессии. Также нужно знать какие государственные организации в Российской Федерации занимаются решением проблем трудоустройства инвалидов. Это – Управления федеральной государственной службы занятости населения и местные территориальные (районные) Центры занятости. Гражданин являющимся инвалидом может воспользоваться услугами любого, органа службы занятости населения получения информации, в целях поиска работы. В оптимальном варианте рабочее место должно соответствовать желаниям человека, его профессиональным способностям и состоянию здоровья, а это возможно только при нормальных социально-экономических отношениях в обществе, когда инвалид сам может выбирать себе рабочее место, а не ждать его как милостыню, находясь на периферии рынка труда и имея гораздо меньшие шансы по сравнению со здоровыми претендентами.

Вас может заинтересовать :  Прожиточный минимум в старом осколе на 2023

Можно ли работать с 1 группой инвалидности: нормы закона и особые условия

Раньше 1 и 2 группы подразделялись на нерабочую и рабочую, что отражалось в справке специальной отметкой и трудоустроится инвалиду, если у него стоит отметка о нерабочей группе не было возможности. Сейчас нет такого подразделения, а выделяются степени физических и психологических нарушений по 7 основным категориям возможностей и способностей:

Документ, определяющий возможность работать инвалиду 1 группы, является ИПРА, где точно определена возможность работать и какой деятельностью, а также: какие климатические и технические условия ему нужно создать, как оборудовать рабочее место и помещение.

Кроме того, назначают 1 группу тем, кто страдает тяжелой формой шизофрении или слабоумием. Правительством страны разработан полный перечень болезней, обладатели которых причисляются к инвалидам 1 категории. Важно учесть, что назначить данную группу могут только тому, что не имеет возможности полностью себя обслуживать самостоятельно. То есть лицо постоянно нуждается в посторонней помощи.

Эта информация указывается в ИПРА и на ней базируются условия труда для инвалида. Работник имеет право не предъявлять ИПРА, т.к. программа имеет рекомендательный характер и инвалид несет ответственность за свое здоровье, что освобождает работодателя от ответственности, что должно быть подтверждено заявлением от работника. У инвалида 1 группы зачастую отражены ограничения 3 и 2 степени.

Условия работы зафиксированы в ИПР. Программа является неукоснительной рекомендацией для руководителя. Он отвечает перед законом за обустройство надлежащего рабочего места. Если инвалида устраивают стандартные условия, то ответственность за не создание особого микроклимата исключается.

Компьютерная система содержит перечень профессий и их кодирование по факторам трудовых ограничений. Показатели психологической оценки возможностей того или иного человека с ограниченной трудоспособностью соотносятся с психологическими требованиями к той или иной профессии, входящей в перечень. Соответственно конкретное рабочее место применительно к соответствующей профессии оценивается с точки зрения требований, предъявляемых к функциям организма. Соотнесение психофизиологических возможностей испытуемого с параметрами конкретной профессии и рабочего места позволяет достаточно точно подобрать для выбора человеку с ограниченной трудоспособностью группу профессий, наиболее соответствующих его возможностям.

При наличии интеллектуальной нормы возможно говорить о равных возможностях обучения для лиц с ограниченной трудоспособностью в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях. Современная зарубежная практика показывает, что для лиц с ограниченными возможностями, не имеющих нарушений интеллекта, можно создавать специальные образовательные условия и специальную среду жизнедеятельности, которые снимают барьеры и ограничения для этих людей в получении высшего и среднего специального образования . Лица с ограниченной трудоспособностью имеют в этом случае действительно равные с остальными возможности образования и последующей трудовой деятельности. Отсутствует отношение к человеку с ограниченной трудоспособностью как к неполноценному и немощному существу. Человек с ограниченной трудоспособностью получает равные права и имеет равные обязанности и как студент, и впоследствии как сотрудник учреждения, предприятия.

Одной из наиболее острых проблем, ограничивающих доступ инвалидов к получению профессионального образования, является: неприспособленность инфраструктуры в учебных заведениях для нужд инвалидов. отсутствие специальных лифтов, пандусов , поручней , специально оборудованных учебных мест в аудиториях, оборудования технических средств обучения

«Доступная среда» В планах развития на 2011-2023, результатом которой должно стать увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов, в частности учебных зданий. К 2023 году доступных архитектурных сооружений с 12% возрасло до 45 %. Согласно государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2023 г. предусмотрено увеличение доли образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ОВЗ с 3 до 25%

Важным условием является успешная социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья. Достижение этой цели возможно при обеспечении их качественного, профессионального образования и трудоустройства . Наличие профессионального образования является одним из важнейших факторов социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В Российской Федерации за последние годы сложилась следующая система образования лиц с ОВЗ: служба ранней диагностики и сопровождения детей, имеющих отклонения в развитии ; дошкольные образовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ ; образовательные организации, реализующие адаптированные основные образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ОВЗ ; специальные классы, реализующие адаптированные основные образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ОВЗ в общеобразовательных организациях; обучение в классах общеобразовательных организаций совместно с нормально развивающимися детьми (инклюзивное образование); профессиональное образова ние лиц с ОВЗ

Инклюзия в образовании предъявляет повышенные требования ко всем участникам образовательного процесса от студентов с ограниченными возможностями здоровья оно требует интеллектуальной и психологической мобилизации , от условно здоровых студентов — толерантности , понимания, готовности оказывать помощь .

Профессиональная ориентация, система профессионального образования лиц с ограниченной трудоспособностью, их социально-трудовая реабилитация

1. Профессиональная ориентация — обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и в выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. Профориентацнонная работа включает социально-педагогическое сопровождение, социально-трудовую поддержку — посредническую помощь в получении профессиональной подготовки.

Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства. Среднее профессиональное образование может быть получено в среднем специальном учебном заведении (училище, колледже) или в высшем учебном заведении на первой ступени высшего профессионального образования.

Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку, как правило, на базе общего образования квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно полезной деятельности. Оно может быть получено в профессионально-технических училищах и иных типах учебных заведений данного уровня.

Решению проблемы профессионального образования и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности способствуют новые модели специальных учебных заведений, которые реально осуществляют профессиональную подготовку и трудоустройство своих воспитанников..