Национальные стандарты российской федерации 2023 официальный сайт

Приказ Росстандарта от N 27-пнст; Об утверждении предварительного национального стандарта Российской Федерации

1. Утвердить предварительный национальный стандарт Российской Федерации ПНСТ 539-2023 «Безопасность аттракционов. Воздействия аттракционов на пассажиров. Идентификация потенциальных биомеханических рисков аттракционов» с датой введения в действие 1 апреля 2023 г. и сроком действия до 1 апреля 2024 г.

3. Федеральному государственному унитарному предприятию «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (К.В. Леонидов) разместить утвержденный настоящим приказом стандарт на официальном сайте в установленном порядке.

С 1 июля 2023 г. взамен национального стандарта ГОСТ Р 56853-2023/ISO/IEC TS 17021-3:2013 вводится в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-3-2023 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть З. Требования к компетентности для проведения аудита и сертификации систем менеджмента качества», утвержденный приказом Росстандарта от 27 апреля 2023 г. № 291-ст, идентичный международному стандарту ИСО/МЭК 17021-3:2023 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть З. Требования к компетентности для проведения аудита и сертификации систем менеджмента качества» (ISO/IEC 17021-3:2023 «Conformity assessment — Requirements for bodies providing audit and certification of management systems — Part З: Competence requirements for auditing and certification of quality management systems», IDT).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвердило национальные стандарты Российской Федерации, подготовленные Национальным институтом аккредитации Росаккредитации (НИАР) при поддержке Службы на основе собственного перевода на русский язык англоязычных версий международных стандартов и обязательных документов Международного форума по аккредитации (IAF). Разработка национальных стандартов осуществлялась в соответствии с Планом национальной стандартизации Российской Федерации на 2023 г. на площадке Технического комитета по стандартизации ТК 079 «Оценка соответствия» с привлечением экспертного сообщества, а также всех заинтересованных сторон.

1 июля 2023 г. взамен национального стандарта ГОСТ Р 54318-2011 также вводится в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54318-2023 «Определение времени аудита системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента, а также системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда», утвержденный приказом Росстандарта от 27 апреля 2023 г. № 292-ст, идентичный международному документу IAF MD 5:2023 «Обязательный документ IAF по применению ИСО/МЭК 17021-1 при определении времени аудита системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента, а также системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда» (IAF MD 5:2023 «Mandatory Document for the Application of ISO/IEC 17021-1 for Determination of audit time of quality, environmental, and occupational health & safety management systems», IDT).

1 июля 2023 г. впервые будет введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2-2023 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 2. Требования к компетентности для проведения аудитов и сертификации систем экологического менеджмента», утвержденный приказом Росстандарта от 27 апреля 2023 г. № 290-ст, идентичный международному стандарту ИСО/МЭК 17021-2:2023 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 2. Требования к компетентности для проведения аудитов и сертификации систем экологического менеджмента» (ISO/IEC 17021-2:2023 «Conformity assessment — Requirements for bodies providing audit and certification of management systems — Part 2: Competence requirements for auditing and certification of environmental management systems», IDT).

Применение в деятельности участников национальной системы аккредитации положений международных стандартов и обязательных документов международных организаций по аккредитации реализуется в рамках членства Росаккредитации в Азиатско-Тихоокеанском объединении по аккредитации (APAC), Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC), Международном форуме по аккредитации (IAF), а также в рамках Договоренности о взаимном признании ILAC MRA и Договоренности о взаимном признании APAC MRA, подписантом которых является Росаккредитация.

Национальные стандарты российской федерации 2023 официальный сайт

1. ГОСТ 27751-2023 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения». Разделы 3, 4 (пункты 4.1, 4.2), 5 (за исключением абзаца второго пункта 5.1.4, пунктов 5.2.3, 5.2.4, 5.2.6), 6 (за исключением пунктов 6.1.1, 6.2.1, абзаца второго пункта 6.2.3, пунктов 6.2.4, 6.2.6, 6.3.4, 6.3.5), 7 (за исключением пунктов 7.6, 7.9), 8 (пункты 8.1, 8.3, 8.4), 9, 10 (за исключением абзаца второго пункта 10.2, пунктов 10.3, 10.5), 11, 12 (пункты 12.2, 12.6), 13 (пункт 13.1).

64. СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003 Тепловые сети». Разделы 6 (пункты 6.1, 6.3, 6.5, 6.6, 6.9, 6.10, 6.31, 6.33, 6.34), 9 (за исключением пунктов 9.1, 9.3, 9.4, 9.6, 9.7, 9.8, 9.10, абзаца четвертого пункта 9.13), 10 (за исключением пунктов 10.1 — 10.5, 10.9 — 10.13, 10.17, 10.18, 10.23, 10.27, 10.28, 10.30, 10.31, 10.33, 10.37 — 10.40), 11 (пункт 11.6), 12 (за исключением пунктов 12.1 — 12.3, 12.12 — 12.15, 12.17, 12.18, 12.20, 12.26), 13 (за исключением пунктов 13.1, 13.2, 13.6, 13.8, 13.9, 13.11), 15 (за исключением пунктов 15.4, 15.13, 15.16 -15.20), 16 (за исключением пунктов 16.1, 16.3, 16.5 — 16.7, 16.13, 16.14, 16.18, 16.22, 16.29, 16.30, 16.45), 17 (за исключением пунктов 17.2, 17.3, 17.5, 17.7, 17.8).

29. СП 42.13330.2023 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Разделы 1 (пункт 1.1), 6 (абзац первый пункта 6.1), 7 (пункт 7.1 (за исключением абзацев первого, третьего и примечания 1)), 8 (пункты 8.6 (за исключением абзаца первого), 8.9 (за исключением абзаца второго), 8.13 (за исключением абзаца первого), 8.14, 8.15 (за исключением абзаца второго), 8.18, 8.26), 9 (пункты 9.3, 9.5 — 9.11, 9.13, 9.20, 9.21, 9.27), 10 (пункт 10.3), 11 (пункты 11.4 (за исключением таблицы 11.1а), 11.5 (за исключением таблицы 11.2а), 11.6, 11.7, 11.9, 11.10, 11.12 (за исключением абзацев первого и второго), 11.14, 11.16, 11.21 — 11.25, 11.26 (за исключением абзаца девятого), 11.27, 11.29, 11.36, 11.38 — 11.41), 12 (пункты 12.4, 12.5, 12.14, 12.16, 12.18, 12.20, 12.21, 12.23 — 12.26, 12.29, 12.30 (за исключением второго предложения), 12.38, 12.39, 12.40 (за исключением второго предложения), 12.41 (за исключением абзаца второго)), 13 (пункты 13.1, 13.2, 13.4 — 13.6), 14 (пункты 14.6, 14.9 (за исключением абзаца первого), 14.14, 14.20, 14.21 (примечание 2), 14.23, 14.26 (за исключением примечания), 14.28).

39. СП 60.13330.2023 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха». Разделы 5 (за исключением пунктов 5.1, 5.3, 5.4, 5.6 — 5.8, 5.10, 5.12, 5.14 — 5.16), 6 (подразделы 6.1 (пункты 6.1.2, 6.1.4, 6.1.7, 6.1.10, 6.1.15, 6.1.16), 6.2 (пункты 6.2.1, 6.2.6, 6.2.8, 6.2.10 — 6.2.13, 6.2.15 — 6.2.17), 6.3 (пункты 6.3.1, 6.3.5, 6.3.7, 6.3.8), 6.4 (пункты 6.4.1 — 6.4.3, 6.4.5 — 6.4.8, 6.4.10 — 6.4.12, 6.4.14)), 7 (пункты 7.1.6, 7.1.10, 7.1.14, 7.1.15, 7.1.20 — 7.1.22, 7.2.6 — 7.2.10, 7.2.16, 7.2.17, 7.2.19, 7.3.1 — 7.3.4, 7.3.7, 7.3.8, 7.3.12, 7.3.13, 7.3.16, 7.4.7, 7.5.1, 7.6.3 — 7.6.5, 7.7.5 — 7.7.10, 7.8.1, 7.9.2, 7.11.1, 7.11.11, 7.11.12, 7.11.17, 7.11.18), 8 (пункты 8.3, 8.4, 8.6, 8.11, 8.18, 8.20), 10 (пункты 10.5, 10.6, 10.8, 10.9), 11 (пункты 11.1.2, 11.1.4, 11.1.5, 11.2.11, 11.2.15 — 11.2.17, 11.2.19, 11.2.21), приложения Б, В, И.

Вас может заинтересовать :  Алименты на ребенка после 18 лет в 2023 году

6. СП 15.13330.2023 «СНиП II-22-81* Каменные и армокаменные конструкции». Разделы 5 (пункты 5.2, 5.3), 6 (пункты 6.1 — 6.12, 6.24, 6.25, 6.27, 6.28, 6.30 — 6.33), 7 (пункты 7.1 — 7.6, 7.8, 7.10, 7.11, 7.14, 7.17, 7.21 — 7.29), 8 (пункты 8.1 — 8.7), 9 (пункты 9.4, 9.5, 9.8, 9.9, 9.13, 9.24 — 9.33, 9.35, 9.41 — 9.43, 9.45, 9.48, 9.49, 9.54 — 9.57, 9.60, 9.62 — 9.64, 9.66, 9.68, 9.70 — 9.72, 9.74, 9.76 — 9.78, 9.80, 9.82, 9.84, 9.86 — 9.88, 9.90 — 9.92), 10 (пункты 10.1 — 10.12).

Утверждена Программа национальной стандартизации на 2023 год

Проект ПНС-2023 был представлен на совместном заседании Совета по стандартизации и Общественного совета при Росстандарте 13 октября 2023 года. При этом итоговый документ сформирован с учетом поступивших замечаний и предложений членов Совета по стандартизации и Общественного совета.

В будущем году в соответствии с Программой будет осуществляться работа более чем над 4100 документами по стандартизации, из которых более 2000 запланированы к утверждению на 2023 год. При этом количество новых тем, представленных техническими комитетами, составляет 1435.

Ключевыми областями разработки стандартов в 2023 году являются такие, как телекоммуникационные и информационные технологии; медицина и фармацевтика; развитие городских агломераций и формирование комфортной городской среды; легкая промышленность; лесная промышленность; агропромышленный комплекс; транспорт; обеспечение безопасности дорожного движения; предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; безопасность и охрана окружающей среды; машиностроение; атомная промышленность; химическая промышленность; композиционные и неметаллические материалы; специальные стали и прецизионные сплавы; авиационная промышленность; судостроительная промышленность; ракетно-космическая промышленность; биотехнологии; энергоэффективность; нефтегазовая промышленность; угольная промышленность; нанотехнологии; промышленность строительных материалов; формирование безбарьерной среды для маломобильных групп населения; обеспечение качества товаров (работ, услуг), процессов и технологий; единство измерений; классификация и кодирование информации; интеллектуальная собственность и защита от контрафакта.

В соответствии с основополагающим стандартом ГОСТ Р 1.14-2023 «Стандартизация в Российской Федерации. Программа национальной стандартизации. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией» с 2023 года работы по формированию ПНС ведутся с использованием Федеральной государственной информационной системы «БЕРЕСТА» в режиме авторизованного доступа через интернет-портал. Так, доступ техническим комитетам по стандартизации к внесению предложений в проект ПНС-2023 был открыт с 30 июня по 1 сентября 2023 года. Об этом были проинформированы председатели и ответственные секретари технических комитетов посредством рассылки соответствующего письма Росстандарта.

«Учитывая значительное количество стандартов, по которым запланировано проведение работ в 2023 году, и необходимость привлечения все большего числа предприятий к участию в разработке стандартов, следует активнее применять механизм государственно-частного партнерства в работах по стандартизации, в том числе механизм субсидирования затрат», — отметил руководитель Росстандарта Алексей Абрамов.

Стандарт следует использовать для аудита в соответствии со стандартами серии 9100 органом по сертификации с целью сертификации организаций в рамках схемы сертификации авиационной, космической и оборонной отраслей промышленности [также известной, как Контролируемая промышленностью сертификация третьей стороной (ICOP)]. Требования схемы ICOP определены в стандартах серии 9104.

Стандарт устанавливает требования к СМБП в случаях, когда организация: ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей, акционеров, работников организации, общества, государственных органов и других заинтересованных сторон посредством результативного применения СМБП; ставит своей целью повышение эффективности деятельности с точки зрения создания ценности для потребителей, акционеров, работников организации, общества, государственных органов и других заинтересованных сторон, а также обеспечение динамики повышения эффективности. Требования к СМБП, установленные в стандарте, могут применяться в отношениях между заинтересованными сторонами в цепях поставок и интегрированных структурах. Требования стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями независимо от их вида, размера и поставляемой продукции и услуг. Если какое-либо требование стандарта невозможно применить вследствие специфики организации, допускается его исключение.

Стандарт содержит вопросы и критерии для оценки системы менеджмента бережливого производства (СМБП). Оценка СМБП является составной частью процесса аудита. Настоящий стандарт предназначен для всех организаций, которым необходимо оценить СМБП. Оценка осуществляется при проведении: внешних аудитов органами по сертификации, потребителями или другими заинтересованными сторонами; внутренних аудитов для целей оценки, анализа и улучшения применяемой СМБП; аудитов поставщиков; самооценки выполняемой деятельности в рамках СМБП.

Стандарт содержит минимальные требования (объем знаний) к аудиторам СМКА, которые принимают участие в деятельности по сертификации/регистрации, включая процесс выдачи сертификата аудитору и требования к обучающей организации. Настоящий стандарт применим в отношении аудиторов, стремящихся получить официальное одобрение для проведения аудитов СМКА, признаваемых IAQG, а также лиц, осуществляющих управление элементом компетенции программы аудита СМКА и/или обучающих организаций.

В стандарте представлено руководство по дистанционному проведению анализа состояния производства и аудита систем менеджмента. Стандарт применим к организациям любого рода, любой структуры, формы собственности и сектора экономики, проводящим анализ состояния производства и/или аудит систем менеджмента. Стандарт применим как к проведению анализа состояния производства, так и ко внешним и внутренним аудитам систем менеджмента.

Положения, установленные в данном стандарте, предназначены для применения в нормативно-правовой, нормативно-методической, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам рекультивации золошлакоотвалов и утилизации золошлаков, накопленных в золошлакоотвалах, обеспечивая при этом защиту окружающей среды и здоровья людей.

ПНСТ 464-2023 устанавливает общие требование по рекультивации выведенных из эксплуатации золошлакоотвалов тепловых электростанций, включая агротехнические приемы, основанные на применении комплекса работ по восстановлению земель, территорий, ландшафтов и экологических систем до состояния, приближенного к первоначальному, с одновременной частичной утилизацией золошлаков, накопленных в золошлакоотвалах.

Данный стандарт распространяется на деятельность при учете, инвентаризации, паспортизации отработанных золошлакоотвалов, утилизации золошлаков, накопленных в золошлакоотвалах, срабатывании содержимого существующих золошлакоотвалов, а также при проведении проектных и изыскательских работ по рекультивации золошлакоотвалов.

Стандарт предназначен для применения предприятиями, организациями и объединениями предприятий, в том числе союзами, ассоциациями, концернами, акционерными обществами, межотраслевыми, региональными и другими объединениями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

Данный стандарт распространяется на вторичные ресурсы и вторичное сырье, образующиеся из отходов производства и потребления в процессах хозяйственной деятельности, в которых хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) добивается ресурсо- и энергосбережения с одновременным снижением негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2023 № 815 утвержден новый перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

  • принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата в период с 1 августа 2023 года до 1 сентября 2023 года и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2023 года № 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», или на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный настоящим постановлением, по выбору застройщика или технического заказчика;
  • принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата до 1 августа 2023 года и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2023 года № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», или на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный настоящим постановлением, по выбору застройщика или технического заказчика.
Вас может заинтересовать :  Коснется ли амнистия 228 статью ук

В стандарте приведены руководящие указания по обеспечению ИБ, применимые к облачным службам, благодаря использованию: дополнительного руководства по реализации соответствующих мер обеспечения ИБ, приведенных в ИСО/МЭК 27002; дополнительных мер обеспечения ИБ, а также соответствующих рекомендаций по их реализации, относящихся непосредственно к облачным службам. В стандарте представлено руководство по реализации мер обеспечения ИБ как для потребителей, так и для поставщиков облачных служб.

Стандарт представляет руководящие принципы, предназначенные для оказания помощи организациям в оценке деятельности по обеспечению информационной безопасности (ИБ) и результативности системы менеджмента информационной безопасности (СМИБ) в целях выполнения требований, изложенных в подразделе 9.1 ИСО/МЭК 27001. Стандарт охватывает: мониторинг и оценку деятельности по обеспечению ИБ; мониторинг и оценку результативности системы менеджмента информационной безопасности (СМИБ), включая ее процессы и средства контроля и управления; анализ и оценку результатов мониторинга и оценки защищенности. Стандарт применим для всех организаций, независимо от типа или размера.

Стандарт устанавливает требования к компетентности специалистов по системам менеджмента информационной безопасности (СМИБ-специалистов), выполняющих или участвующих в разработке, реализации, осуществлении контроля и постоянном совершенствовании одного или нескольких процессов менеджмента информационной безопасности, соответствующих ИСО/МЭК 27001.

24. Российская Федерация выступает за расширение равноправного многостороннего сотрудничества, укрепление и развитие универсальных международных институтов в целях снижения глобальной напряженности, укрепления международной безопасности, выработки механизмов взаимодействия и согласования интересов разных центров развития, определения общих подходов и правил поведения в экономической и торговой сферах. Сближение позиций и общая ответственность за будущее мира позволят всем государствам получить больше возможностей для совместного решения глобальных проблем, выравнивания социально-экономического развития стран и регионов планеты, сбережения морального и физического здоровья человечества.

4) обеспечение национальной безопасности — реализация органами публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества и организациями политических, правовых, военных, социально-экономических, информационных, организационных и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности;

Конституцией Российской Федерации закреплены фундаментальные ценности и принципы, формирующие основы российского общества, безопасности страны, дальнейшего развития России в качестве правового социального государства, в котором высшее значение имеют соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, повышение благосостояния народа, защита достоинства граждан Российской Федерации (далее — граждане).

22. Основными факторами, определяющими положение и роль Российской Федерации в мире в долгосрочной перспективе, становятся высокое качество человеческого потенциала, способность обеспечить технологическое лидерство, эффективность государственного управления и перевод экономики на новую технологическую основу. Состояние науки, инновационной сферы, промышленности, системы образования, здравоохранения и культуры превращается в ключевой индикатор конкурентоспособности России. Выход на передовые позиции в этих областях обеспечит дальнейшее укрепление обороноспособности страны, достижение национальных целей развития, создаст условия для повышения международного авторитета Российской Федерации и привлекательности сотрудничества с ней для других государств. Сохранение российской самобытности, культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и патриотическое воспитание граждан будут способствовать дальнейшему развитию демократического устройства Российской Федерации и ее открытости миру.

18. Стремление изолировать Российскую Федерацию и использование в международной политике двойных стандартов препятствуют повышению эффективности многостороннего сотрудничества на таких важных для мирового сообщества направлениях, как обеспечение равной и неделимой безопасности для всех государств, в том числе в Европе, урегулирование конфликтов, борьба с терроризмом, экстремизмом, наркобизнесом, организованной преступностью, распространением инфекционных заболеваний, обеспечение международной информационной безопасности, решение экологических проблем.

Например, обновленный СП 131.13330.2023 «Строительная климатология» учитывает климатические параметры Крыма и Севастополя, а также повышение температурных параметров. С одной стороны, реализована возможность снижения ресурсоемкости строительных конструкций и инженерных систем. С другой стороны, в северных регионах наблюдается размораживание грунтов, что требует проведения мероприятий для поддержания несущей способности оснований зданий и сооружений и ограничения увеличения деформативности таких оснований. Данные изменения позволят существенно снизить стоимость и повысить безопасность строительства. Изменениями в СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» предусмотрена возможность проектирования 5-этажных зданий школ, что позволяет в районах существующей застройки решать задачу обеспечения учебными местами. Повысились требования к приведенному сопротивлению теплопередаче светопрозрачных ограждающих конструкций в составе СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий», что обеспечивает широкое внедрение новых энергоэффективных оконных конструкций со стеклами с низкоэмиссионным покрытием.

Постановлением федерального правительства от 4 июля 2023 г. № 985 утвержден обновленный перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который вступит в силу 1 августа 2023 года.
Актуализация перечня велась при активном участии представителей профессионального и экспертного сообщества. Структура документа осталась прежней – в него включены отдельные пункты 74 сводов правил и 4 государственных стандарта (ГОСТ).

При этом в новый перечень не вошли излишние и дублирующие нормы, теперь он содержит на 30% меньше обязательных требований (ранее документ содержал порядка 10 000 таких требований), что существенно сократит нагрузку на бизнес, позволит снизить количество разрабатываемых СТУ. Вместе с тем, сокращенный перечень позволит в полной мере соблюсти положения основополагающего технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного в 2009 году.

«С момента утверждения в 2023 году предыдущей редакции перечня Минстрой осуществил переработку 90% массива включенных в него сводов правил и стандартов. Пересмотрены 70 из 78 документов, содержащих обязательные требования. В измененные стандарты и своды правил включены актуализированные по результатам прикладных научных исследований нормируемые параметры и передовые технологии, а также требования, апробированные ранее через механизм специальных технических условий. Актуализированный перечень позволяет применять на обязательной основе современные технические нормы взамен устаревших», — акцентировал замглавы Минстроя России Дмитрий Волков.

Вас может заинтересовать :  Какая сумма по алиментам для неработающих в 2023 году в узбекистане

Отметим, что, в соответствии с пунктом 2 постановления правительства России от 4 июля 2023 г. № 985, принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и результаты инженерных изысканий, разработка которых начата до 1 августа и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил, включенным в старый перечень, действующий до 1 августа 2023 года.

2. Управлению стандартизации (И.А. Киреева) обеспечить размещение информации об утвержденном настоящим приказом стандарте на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт) с учетом законодательства о стандартизации.

3. Федеральному государственному унитарному предприятию «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (К.В. Леонидов) разместить утвержденный настоящим приказом стандарт на официальном сайте в установленном порядке.

  • Технические регламенты
  • Национальные стандарты Российской Федерации, межгосударственные стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р)
  • Правила и рекомендации по стандартизации и метрологии (ПР, Р, ПМГ, РМГ)
  • Тематические сборники национальных стандартов
  • Общероссийские и межгосударственные классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОК, МК).
  • Международные стандарты (ISO, IEС и др.)
  • Национальные стандарты зарубежных стран (DIN, BS и др.)
  • Отраслевые стандарты и технические условия (ОСТы и ТУ, зарегистрированные до 1993 г.)
  • Годовые
  • «Национальные стандарты»
  • «Руководящие документы, рекомендации и правила»
  • «Технические условия»
  • «Государственный реестр средств измерений»
  • «Отмененные и замененные национальные стандарты»
  • Ежемесячные
  • «Национальные стандарты» (ИУС) с бесплатным приложением «Бланк заказа»
  • «Технические условия» (ИУТУ)

    В перечнях, утверждаемых Евразийской экономической комиссией, встречаются ГОСТы (напомним, что ГОСТ — это межгосударственный стандарт стран СНГ), применение которых прекращено на территории РФ, в связи с утверждением и введением в действие национального стандарта (ГОСТ Р). Вопрос: в данном случае приоритет у какого документа: «отмененного» ГОСТ или «действующего» ГОСТ Р?

    Данный стандарт распространяется на вторичные ресурсы и вторичное сырье, образующиеся из отходов производства и потребления в процессах хозяйственной деятельности, в которых хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) добивается ресурсо- и энергосбережения с одновременным снижением негативного воздействия на окружающую среду.

    «Об утверждении Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

    • в случаях, когда предполагается включение разрабатываемого стандарта в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, быть увязаны с требованиями технического регламента применительно к группе однородной продукции или процессу ее проектирования, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, транспортирования, хранения, реализации и утилизации;

    ГОСТ Р 59365-2023 «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Релейная защита и автоматика. Система мониторинга переходных режимов. Устройства синхронизированных векторных измерений. Нормы и требования» содержит основные требования к устройствам синхронизированных векторных измерений (УСВИ), определяет методику проведения испытаний УСВИ на соответствие этим требованиям.

    Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) приказами от 14 апреля 2023 года утвердило три новых национальных стандарта в составе серии «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Система мониторинга переходных режимов», разработанные специалистами АО «СО ЕЭС» в техническом комитете по стандартизации ТК 016 «Электроэнергетика» Росстандарта.

    ГОСТ Р 59366-2023 «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Релейная защита и автоматика. Система мониторинга переходных режимов. Концентраторы синхронизированных векторных данных. Нормы и требования» содержит основные требования к концентраторам синхронизированных векторных данных (КСВД), определяет методику проведения испытаний КСВД на соответствие указанным требованиям.

    Разработка стандартов по СМПР проводилась в развитие положений Правил технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2023 № 937, а также требований к оснащению линий электропередачи и оборудования объектов электроэнергетики классом напряжения 110 кВ и выше устройствами и комплексами РЗА и требований к принципам функционирования устройств и комплексов РЗА, – оба документа утверждены приказом Минэнерго России от 13.02.2023 № 10.
    Национальные стандарты вводятся в действие с 1 мая 2023 года. После издания официальный текст стандартов будет доступен для ознакомления на сайте Росстандарта, а также для заказа в интернет-магазине уполномоченной организации ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ».

    В серию входят стандарты, устанавливающие и обеспечивающие реализацию требований к системе мониторинга переходных режимов (СМПР) и отдельным видам устройств СМПР в Единой энергетической системе России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах. Документы разработаны АО «СО ЕЭС» по Программе национальной стандартизации в рамках деятельности подкомитета ПК-1 «Электроэнергетические системы» технического комитета по стандартизации ТК 016 «Электроэнергетика».

    В перечень ГОСТов и СП постановления №815, обеспечивающих требования технического регламента по безопасности зданий и сооружений, входят стандарты, описывающие требования к строительным материалам и конструкциям, инженерным коммуникациям, планировочным решениям, конструктивным частям (фундаменты, полы и т. д.) зданий и сооружений, а также к различным их видам, в частности, мостам, трубопроводам, гидротехническим сооружениям и т. д. Их полный перечень приведен в постановлении.

    31 мая 2023 года на официальном интернет-портале правовой информации опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2023 №815 (ПП №815) «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2023 г. № 985».

    • Если проектная документация либо инженерные изыскания разработаны в период с 1.08.2023 по 1.09.2023 и представлены на экспертизу, заказчик или застройщик вправе выбирать, на соблюдение требований какого из обеспечивающих соблюдение требований техрегламента по безопасности зданий и сооружений документа будет проверена строительная документация: ПП №815 либо ПП №985.
    • Если проектная документация разработана до 1.08.2023 и представлена на экспертизу, проверяется ее соответствие, по выбору заказчика/застройщика, либо требованиям постановления №1521 от 26.12.2023, либо ПП №815.

    Постановление вступает в силу 1 сентября 2023 года. Правительственный документ определяет перечень ГОСТов и СП, обязательных к использованию при проектировании, строительстве и экспертизе объектов капитального строительства, а также устанавливает этапность применения требований нового документа к проектной документации и результатам инженерных изысканий, представленных на экспертизу.

    Таким образом, после 1 сентября 2023 года единственным документом, определяющим, какие стандарты применимы для обеспечения соответствия строительных объектов требованиям ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», становится постановление Правительства РФ №815.

    Государственный стандарт — это стандарты, принятые национальным органом по стандартизации любого государства и доступный широкому кругу пользователей. В России стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иного государства носит название «стандарт иностранного государства».

    ГОСТы разрабатывают организации, специализирующиеся на определенных областях деятельности. Разработанные ГОСТы регистрирует Госстандарт России. Требования ГОСТа обязательны к соблюдению всеми государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности.