Нуждаемость в улучшении жилищных условий

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ граждане, состоящие на учете в соответствии с настоящим пунктом, проживающие в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие настоящего Кодекса, не могут быть выселены без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось ранее на основании закона

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

КАК СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

Оказание различных форм и видов государственной поддержки Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан осуществляется в отношении граждан, принятых

  • на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий или
  • на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма (признанные в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий).

На учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге»), принимаются граждане проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, являющиеся нанимателями и(или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы* площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге и относящиеся к следующим категориям:

  1. Граждане, признанные малоимущими (чей ежемесячный доход не превышает двукратной официально установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения, а стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышает десятикратную среднюю рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге).
  2. Граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.
  3. Ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий.
  4. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
  5. Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семей.
  6. Реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении.

    На учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (в соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан»), принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в следующих случаях:

    1. Граждане проживающие в коммунальной квартире, подлежащей расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге», (в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 17 октября 2007 года N 513-101 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге»).
    2. Если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире), или обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетного норматива жилищной обеспеченности **, применяемого в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий, и относятся к следующим категориям:
      • инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
      • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
      • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
      • члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
    3. Граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетного норматива жилищной обеспеченности **.
        ** Учетный норматив жилищной обеспеченности в соответствии со статьей 7 настоящего Закона Санкт-Петербурга устанавливается в размере 10 кв. м. общей площади жилого помещения на одного проживающего.
    4. Граждане проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

    * Учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет:

    • 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.
    • 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

    При наличии у гражданина и(или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и(или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Нормативные документы:

  1. Закон Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге».
  2. Закон Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан».

Статья 51 ЖК РФ

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Адмиралтейский район

1) они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире), и относятся к следующим категориям:

В соответствии с Законом Санкт — Петербурга от 28.07.2004 № 409-61 «О содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий» на учет нуждающихся в содействии Санкт — Петербурга в улучшении жилищных условий принимаются граждане, проживающие в городе на законном основании в общей сложности не менее 10 лет, если:

2) они имеют трех и более несовершеннолетних детей и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетного норматива жилищной обеспеченности, применяемого в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий (далее — учетный норматив жилищной обеспеченности), в соответствии со статьей 7 настоящего Закона Санкт‑Петербурга;

В соответствии в пунктом 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

  • инвалиды Великой Отечественной войны;
  • участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

3. Настоящий Закон Санкт-Петербурга применяется к правоотношениям, возникшим после его вступления в силу. По правоотношениям, возникшим до вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления его в силу.

Абзац второй исключен с 1 июля 2011 года — Закон Санкт-Петербурга от 14 июня 2011 года N 359-68. — См. предыдущую редакцию.
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 августа 2005 года Законом Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N 407-65, — см. предыдущую редакцию)

5. В случае если в результате актуализации данных жилищного учета, проводимой в соответствии с пунктом 3 статьи 11 настоящего Закона Санкт-Петербурга, выявляется отсутствие оснований для оказания содействия, уполномоченный орган принимает решение о снятии гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи с жилищного учета.

9. В случаях, когда снятие с жилищного учета явилось результатом ошибочных (неправомерных) действий уполномоченного органа, в случае отмены решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, отмены решения суда об объявлении гражданина умершим, а также в случае предоставления гражданином сведений, необходимых для проведения актуализации данных жилищного учета в соответствии с пунктом 5 статьи 11 настоящего Закона Санкт-Петербурга, гражданин, нуждающийся в содействии в улучшении жилищных условий, подлежит восстановлению на жилищном учете с сохранением прежней даты постановки на жилищный учет и номера очередности.
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 августа 2005 года Законом Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N 407-65, — см. предыдущую редакцию)

4. Решение о принятии на жилищный учет или об отказе в принятии на жилищный учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на жилищный учет и иных представленных в соответствии с настоящей статьей документов уполномоченным органом не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в уполномоченный орган.

Ведение жилищных учётов нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) В избранное

  1. Обновляет сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи: справка о регистрации по месту жительства (форма 9), характеристика занимаемого жилого помещения (форма 7) в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют ГКУ ЖА.
  2. Запрашивает в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт‑Петербургу:
    • выписка из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости;
    • выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
    • выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
  3. Запрашивает в Санкт‑Петербургском государственном автономном учреждении «Центр занятости населения Санкт‑Петербурга» сведения о размере пособия по безработице.
  4. Запрашивает в Отделении Пенсионного фонда РФ по Санкт‑Петербургу и Ленинградской области сведения о размере пенсии, СНИЛС.
  5. Запрашивает в Управлении Федеральной налоговой службы России по Санкт‑Петербургу о предоставлении сведений:
    • из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) в отношении организации социального обслуживания, за исключением Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства»;
    • об идентификационном номере налогоплательщика;
    • из документов, содержащих сведения из свидетельств о рождении, выданных органами ЗАГС Санкт-Петербурга на основании записей актов гражданского состояния, составленных органами ЗАГС Санкт-Петербурга и содержащихся в ФГИС «ЕГР ЗАГС».
  6. Запрашивает в Комитете по социальной политике Санкт‑Петербурга сведения о постановке заявителя и членов его семьи на учет граждан Российской Федерации без определенного места жительства, сведения из свидетельства многодетной семьи, сведения из удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, участника войны, ветерана боевых действий, инвалида Отечественной войны, сведения из удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, сведения о реабилитации либо о признании лица пострадавшим от политических репрессий.
  7. Запрашивает у заявителя:
    • документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи: справка о регистрации по месту жительства (форма 9), характеристику занимаемого жилого помещения (форма 7) в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют не ГКУ ЖА;
    • справку, подтверждающую, что гражданин страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;
    • документы, подтверждающие основания владения и пользования гражданином и членами его семьи жилыми помещениями, в случае если право не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости — ЕГРН, за исключением жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт‑Петербурга, в частности:
    • договор найма жилого помещения, заключенный в письменной форме, с указанием граждан, постоянно проживающих в жилом помещении вместе с нанимателем;
    • справку жилищного или жилищно‑строительного кооператива о полной выплате заявителем, являющимся членом кооператива, паевого взноса за предоставленную этому лицу кооперативом квартиру, выданную уполномоченным органом управления кооператива в соответствии с установленной его уставом компетенцией;
    • документ, подтверждающий возникновение права собственности на жилое помещение до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122‑ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». К таким документам могут быть отнесены заключенные в соответствии с законодательством Российской Федерации договор об отчуждении жилого помещения (например, купли‑продажи, мены, дарения), акт (свидетельство, договор) о приватизации жилого помещения;
    • вступивший в законную силу судебный акт (решение или определение суда) в отношении права собственности на жилое помещение;
    • свидетельство о праве на наследство по закону или завещанию;
    • договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан;
    • договор участия в долевом строительстве и документ о передаче объекта долевого строительства;
    • договор об уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве;
    • справку о доходах физического лица с места работы по форме 2‑НДФЛ;
    • документы, содержащие сведения о стоимости находящегося в собственности заявителя и членов его семьи имущества, подлежащего налогообложению: заключения (отчеты), справки об инвентаризационной стоимости жилых помещений, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений, о рыночной стоимости транспортных средств;
    • сведения об иных доходах физических лиц по основному месту работы, доходах от предпринимательской деятельности, доходах от принадлежащего на праве собственности имущества, пенсии, стипендии, пособиях, пособиях по безработице, полученных алиментах, компенсационные выплатах и иные видах доходах;
    • свидетельство многодетной семьи, кроме выданного на территории Санкт‑Петербурга;
    • удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, кроме выданного на территории Санкт‑Петербурга;
    • справку, выданную федеральным государственным учреждением медико‑социальной экспертизы, о наличии инвалидности.
  8. Учитывает поступившую в Администрацию посредством личного обращения гражданина либо через МФЦ информацию об изменении следующих сведений (при наличии):
    • об изменении паспортных данных;
    • о регистрации по месту жительства, характеристике жилого помещения в отношении жилых помещений частного жилищного фонда, паспортно‑регистрационное обслуживание которых осуществляется собственниками жилых помещений, уполномоченными лицами товариществ собственников жилья, управляющих организаций, органов управления жилищными и жилищно‑строительными кооперативами;
    • о наличии жилых помещений на территории других субъектов Российской Федерации;
    • о доходах заявителя и членов его семьи;
    • об изменении состава семьи;
    • о праве гражданина на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди (для граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди);
    • о правоустанавливающих документах на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН.
  9. Анализирует полученную информацию.
  10. Вносит информацию о проведенной актуализации в учетное дело гражданина, в ОИС «Очередники Санкт‑Петербурга».
  • непредставление или представление заявителем не в полном объеме документов;
  • ответ органов (организаций) на межведомственный запрос, свидетельствующий об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • представлены документы, которые не подтверждают право заявителя состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями;
  • не истек пятилетний срок со дня совершения намеренных действий по ухудшению жилищных условий, в результате которых заявитель может быть признан нуждающимся в жилых помещениях.

В случае если жалоба подается через представителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  1. Рассматривает проект распоряжения Администрации.
  2. В случае несогласия с проектом распоряжения Администрации излагает замечания к проекту распоряжения Администрации и возвращает начальнику Жилищного отдела на исправление и доработку.
  3. В случае одобрения подписывает распоряжение Администрации.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Естественно, что чиновники на местах пишут отказы, очень часто, но это оспаривается административным исковым заявлением. В настоящее время мы в одно из районных судов обжалуем отказ комитета по имуществу Саратова. пошлина всего 300 рублей и то, если у вас справка о малообеспеченности, то можно просить её отменить. Подача иска идёт через Госулсуги и ГАС «Правосудие». Если нужна помощь- пишите мне

На практике случается, что местная администрация рассматривает заявления формально. Например, смотрит только на прописку. Суды стараются учесть все обстоятельства, поэтому решения администраций часто отменяют. Часто, но не всегда. Приведу несколько примеров, где суд решал вопрос о праве молодых семей улучшить жилищные условия по госпрограмме.

  1. У гражданина и членов его семьи нет своего жилья.
  2. У гражданина или членов его семьи есть свое жилье, но его очень мало.
  3. Жилье есть, но жить в нем нельзя: например, дом признан аварийным.
  4. Член семьи болен тяжелым заболеванием, совместное проживание невозможно, а в квартире — несколько семей.

Здравствуйте, помогите пожалуйста, мы с ребёнком прописаны в квартире у отца, квартира 36кв, м, в доме печь, плесень, отовсюду дует, дома всегда холодно, ребёнок болеет бронхит ом с детства, справки об этом тоже есть, как нам встать на очередь улучшения жилищных условий, я ещё и мать одиночка к этому, мать не работает, отец тоже не работает, живёт, на пенсию папы инвалида 5000т, и мои пособие 14000, в четвером

Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Имеем ли мы право на участие в госпрограмме? Мы оф. женаты. Проживаем в 2-комнатной квартире свекрови в Москве площадь 56,90, вместе со свекровью. В квартире прописано 3 человека, в том числе муж. Собственность оформлена на свекровь.
Я прописана и имею собственность 1/6 родительской квартиры в Московской области в городе Долгопрудный. Площадь этой квартиры около 60 метров. Есть у нас возможность на получение субсидии?

В соответствии с Законом Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», Законом Московской области
№ 106/2023-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области», Законом Московской области
№ 107/2023-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области наделены правом, самостоятельно принимать нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления земельных участков на своих территориях.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков
для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства
и садоводства. Вместе с тем указанная статья регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

Первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются
в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.

Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является отсутствие у заявителя постоянной регистрации на территории соответствующего муниципального образования, непредставление справки об инвалидности, документа, подтверждающего постановку на учет в качестве нуждающегося
в улучшении жилищных условий.

Как получить жилье от государства

Заявитель и члены его семьи подают заявление через любой центр госуслуг «Мои документы» в Москве о признании их малоимущими в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма. К заявлению прикладываются документы о праве собственности на движимое и недвижимое имущество; документы, подтверждающие доходы каждого члена семьи за 2 последних года.

Возможна и иная ситуация. Для ДГИ г. Москвы единственным доказательством длительного проживания в столице является регистрация по месту жительства. Но бывает так, что гражданин живет в Москве 10 лет или даже больше, а регистрации по месту жительства в течение необходимого времени не имеет. В этом случае можно обратиться в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания в Москве на протяжении 10 или более лет, предоставив доказательства (работа в городе, прикрепление к поликлинике, свидетельские показания). Однако, к сожалению, шансы на удовлетворение такого заявления крайне малы (Апелляционное определение Московского городского суда от 20 февраля 2023 г. по делу № 33-6752/2023, Апелляционное определение Московского городского суда от 18 декабря 2023 г. по делу № 33-53649/2023).

ДГИ г. Москвы учитывает жилищную обеспеченность детей и супруга заявителя, даже если они не проживают в одном жилом помещении с ним. Однако суды признают подобные действия департамента незаконными. В таких случаях выясняется, имеется ли у желающего встать на жилищный учет самостоятельное право пользования имуществом детей или супруга, которые не зарегистрированы в жилом помещении совместно с ним и на улучшение жилищных условий не претендуют (Апелляционное определение Московского городского суда от 10 февраля 2023 г. по делу № 33-5255/2023).

До 2005 г., т.е. до момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ, проживающие в одной квартире граждане могли встать на жилищный учет как разные семьи. Сейчас такое невозможно. Согласно действующему законодательству те, кто зарегистрирован в одной квартире, являются одной семьей, – если, конечно, квартира не коммунальная. В судебном порядке установить факт проживания в квартире разных семей не получится.

Методика определения общей стоимости жилого помещения, необходимого семье: норма предоставления жилплощади на одного человека X на количество членов семьи – общая площадь жилого помещения, в отношении которого члены семьи имеют самостоятельное право пользования.

Как направить материнский капитал на улучшение жилищных условий

    о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости и принадлежащем лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат, праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды либо безвозмездного пользования в отношении земельного участка, который предназначен для индивидуального жилищного строительства или ведения садоводства и на котором построен (реконструирован) объект индивидуального жилищного строительства;

Распорядиться материнским капиталом на улучшение жилищных условий можно, когда ребенку, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, исполнится три года. Исключение – уплата первоначального взноса по жилищному кредиту или займу, а также направление средств материнского капитала на погашение жилищных кредитов и займов. В этом случае воспользоваться материнским капиталом можно сразу после рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

В случае прекращения договора счета эскроу при расторжении договора участия в долевом строительстве средства материнского (семейного) капитала подлежат возврату в Пенсионный фонд Российской Федерации. Лицо, получившее сертификат, на счет которого вернулись средства материнского (семейного) капитала, имеет право использовать возвращенные средства по направлениям, предусмотренным Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Заявление о распоряжении материнским капиталом можно подать в любой территориальный орган Пенсионного фонда России независимо от места жительства (пребывания) или фактического проживания лично, через личный кабинет или в МФЦ, а также через кредитную организацию или единый институт развития в жилищной сфере. Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации, заявление о распоряжении материнским капиталом и необходимые для этого документы (копии документов, сведения из документов) вправе подать в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанное заявление может быть подано лично (через доверенное лицо), либо направлено по почте. Личный прием указанных граждан (их доверенных лиц), а также прием документов (копии документов, сведения из документов) от них осуществляется Департаментом по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, ПФР по адресу: г. Москва, ул. Анохина 20 корп. А (ст. метро «Юго-Западная»). Направление в ПФР заявления и документов почтовой связью осуществляется по адресу: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д.4, ГСП-1.

из документа, подтверждающего проведение основных работ по реконструкции объекта ИЖС, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) увеличилась не менее чем на учетную норму площади жилого помещения. Эта норма устанавливается в соответствии с жилищным законодательством РФ. Такой документ выдает орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство.

  • полный состав лиц, претендующих на учет;
  • список объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности или соцнайма;
  • основание, по которому заявители просят признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий (аварийность объекта, несоответствие учетной норме и т.д.);
  • личные подписи всех заявителей.
  • отсутствие недвижимости в собственности или по соцнайму, т.е. у заявителей попросту нет квартиры или иного объекта для постоянно размещения;
  • если уровень обеспечения жилплощадью в квартире ниже учетной нормы;
  • если помещение не отвечает нормативным критериям, т.е. является непригодным;
  • если среди жильцов есть больной, чье заболевание включено в специальный федеральный реестр, а в квартире проживает несколько семей.

Желание переехать в новое жилье или расширить жилплощадь за счет государства должно соответствовать требованиям ЖК РФ. Прежде всего, необходимо признание нуждающимся в улучшении жилищных условий – потребуется подтвердить факт отсутствия жилья либо несоответствия условий проживания законодательным нормативам.

В Санкт-Петербурге учетная норма жилья на одного человека составляет 15 метров, а в Новгородской области 14 кв. метров. В квартире, в которой подарена доля, прописано 2 человека (отец и его жена) и они вдвоем занимают соответственно 28 кв. метров учетной нормы. Получается, что для нашей семьи, в указанной квартире, остается 19,9 кв.м. учетной нормы.

Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях [Жилищный кодекс РФ]
[Глава 7]
[Статья 56]
1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование,
за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов
федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной
власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на
приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа
государственной власти или органа местного самоуправления земельного
участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих
трех и более детей; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий
принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и
послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий
должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении
вопроса о принятии на учет. 2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых
помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого
такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение
тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся
основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в
качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания
снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства,
предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета
граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или
направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не
позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут
быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. 3. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых
помещениях органами местного самоуправления муниципального образования
по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с
предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений
жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных
в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской
Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и
Севастополе — в муниципальном образовании другого субъекта Российской
Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых
помещениях по предыдущему месту их жительства.

И в заключение отметим самое главное. Как говорится в известной пословице: «Было гладко на бумаге, да забыли про овраги, а по ним — ходить». По данной программе Счетная палата РФ опубликовала отчет, из которого следует, что на самом деле помощь пробуксовывает (https://ach.gov.ru/news). Основная причина — недостаток финансирования, а отсюда — очереди за выплатами субсидии.

Например, норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Челябинской области составляет 33 070 рублей, в Краснодарском крае — 46 811 рублей. В Московской области — 110 087 рублей (Приказ Минстроительства и ЖКХ РФ от 29.06.2023 г. № 351/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по РФ на 2 полугодие 2023 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на III квартал 2023 года»).

  • Федеральный проект «Ипотека». Цель программы — обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 процентов. Программа рассчитана до 2024 года.
  • Федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей». Цель программы — предоставление ипотечных кредитов, займов семьям, имеющим двух и более детей, по ставке 6 процентов годовых. Программа рассчитана до 2024 года.

Несмотря на известный афоризм: «ничто так не разделяет людей, как общее жилье», молодые семьи стараются жить отдельно от родителей, в благоустроенной квартире. Многие семьи мечтают жить в собственном доме, чтобы не стать героями анекдота: «после выключения телевизора вы убеждаетесь, что слушали телевизор соседа».

Орган местного самоуправления в течение 14 рабочих дней со дня получения заявки проверяет ее и перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве субсидии. А далее — в течение 5 рабочих дней со дня поступления на банковский счет указанных средств они перечисляются лицу, в пользу которого осуществляется платеж, например, продавцу жилья.

  • в квартире проживают несколько семей;
  • в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний;
  • проживание с этими больными в одной квартире невозможно;
  • у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.

5. При рассмотрении такого основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, как невозможность совместного проживания в одной квартире с больными, страдающими тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 комментируемой статьи), надо иметь в виду следующее. Для признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилья не имеет значения, идет ли речь о коммунальной (густонаселенной) квартире, в которой проживает несколько семей, или об отдельной квартире, где две или более семьи проживают по одному договору. Не имеет значения также и то, что граждане (все или их часть) являются собственниками всей квартиры (жилого дома) или собственниками отдельных комнат и т.д. Не принимается во внимание и размер занимаемого жилого помещения, как и факт наличия (или отсутствия) родственных отношений между семьями.

При определении уровня обеспеченности общей площадью на одного человека учитывается площадь всех имеющихся у заявителей жилых помещений на основании договоров социального найма и (или) находящихся в их собственности (или собственности одного либо нескольких членов семьи) (ч. 2 ст. 51 ЖК). Например, семья из пяти человек проживает в квартире площадью 35 кв. м, предоставленной по договору социального найма. Один из членов семьи является собственником квартиры площадью 28,9 кв. м. При определении того, являются ли такие граждане нуждающимися в жилых помещениях, нужно учитывать площадь обеих квартир (35 + 28,9). Если, предположим, в данном муниципальном образовании учетная норма составляет 15 кв. м, то такие граждане признаются нуждающимися в жилье, поскольку на одного человека приходится менее чем по 15 кв. м.

  • не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
  • проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Жилое помещение не отвечает установленным требованиям, если оно темное, сырое, в нем шум свыше установленных норм и т.д. Соответствующие обстоятельства могут подтверждаться заключениями санитарно-эпидемиологической службы, органов здравоохранения, противопожарной службы и т.д. (см. также п. п. п. 5 — 11 комментария к ст. 15 ЖК).

2. Граждане, принятые на учет для приобретения жилого помещения в доме ЖСК до 1 февраля 1998 года, при соблюдении общих положений (норма постановки на учет, уровень дохода, а также положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан) имеют право на предоставление жилого помещения по договору коммерческого найма. При этом учитывается период пребывания в очереди для приобретения жилого помещения в доме ЖСК.

Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве и имеющих в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений во внеочередном и первоочередном порядке, при невозможности возврата ранее занимаемых ими помещений (дом снесен или переоборудован в нежилой после капитального ремонта, ранее занимаемые помещения заселены в установленном порядке на основании решения органа исполнительной власти) производится исполнительными органами государственной власти города Москвы по месту нахождения утраченного жилого помещения.

2) проживающие в квартирах коммунального заселения, кроме граждан, получивших отдельную квартиру с учетом размера общей площади занимаемого жилого помещения, использовавших субсидии, ссуды на возвратной основе, иные виды государственной помощи на строительство или приобретение жилища, а также граждан и членов их семей, обладающих самостоятельным правом пользования отдельной квартирой.

Граждане, перечисленные в настоящей части, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по категории «Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения» вместе с членами их семей при отсутствии у граждан и членов их семей отдельных квартир, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования.

11. При предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования граждане и члены их семей обязаны освободить и передать в установленном порядке занимаемое по договору социального найма или договору безвозмездного пользования жилое помещение, кроме случаев предоставления жилого помещения с учетом размера общей площади занимаемого и пригодного для проживания жилого помещения.

Как встать в очередь на улучшение жилищных условий в Москве в 2023 году (как встать в очередь на квартиру)

  • нуждающиеся в улучшении жилищных условий (те, кто встал на учет до 1 марта 2005 года);
  • нуждающиеся в жилых помещениях (те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года и был признан малоимущим);
  • нуждающиеся в содействии в приобретении жилых помещений (те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года и не был признан малоимущим).

С 2023 года можно встать на жилищный учет только в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Те, кто встал в очередь на улучшение жилищных условий до 2023 года, перейти в другую категорию не могут. По данным, указанным на mos.ru, В случае важных изменений (у вас поменялся состав семьи, адрес регистрации и так далее) в учетное дело на жилищном учете нужно вносить изменения.

Для семьи с детьми норма жилой площади, при которой можно встать в очередь на улучшение жилищных условий в Москве в 2023 году составляет менее 10 квадратных метров на человека от общей площади отдельной квартиры и 15 квадратных метров на человека от общей площади коммунальных квартир.
При рассмотрении возможности получения субсидии учитывается вся жилая площадь, которая есть у каждого члена семьи, претендующего на право получения субсидии. Учитывается жилая площадь (не важно, в Москве или в другом городе), на которой он зарегистрирован (прописан) и которая находится в его собственности.

Существует еще ряд дополнительных оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые регламентируются Законом города Москвы от 15.01.2003 №22 (ред. от 17.12.2003) «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы».
Для того, чтобы получить субсидию, Вам необходимо написать соответствующее заявление в жилищное управление административного округа, в котором заведено учетное дело о постановке Вас на очередь. Субсидия может быть использована гражданами по их желанию: на приобретение готового жилья по их выбору; на финансирование приобретения квартиры в новостройке при условии готовности дома не менее 70%. на покупку отчуждаемого жилого помещения (комнаты) в коммунальной квартире в дополнение к занимаемому помещению (комнате) в данной квартире. Субсидия предоставляется только в безналичном порядке, т.е. получить в кассе наличными ее нельзя. Субсидия может быть использована гражданами в течение 6 месяцев, т.е. Вы должны подобрать подходящее жилье и оформить покупку с использованием субсидии в течение полугода. Если срок пропущен, Вас ставят в начало очереди, и процедура ее получения начинается заново. Размер субсидии. Размер субсидии определяется в процентном отношении к нормативной стоимости предоставления жилых помещений, определяемой как произведение средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в домах типовых серий в районах массовой застройки и общей площади жилого помещения, предоставляемого семье данной численности в пределах социальной нормы.

Но только в случае если они успели подать заявление на улучшение жилищных условий одним из этих способов до 9 января 2023 года. Выбор способа улучшения жилищных условий после 09 января 2023 года для этой категории очередников не предусмотрен, так как законодательством не определены формы оказания содействия в приобретении жилья.

Вас может заинтересовать :  Тариф по льготам горячая вода с 01 01 2023