О налоге для иностранных IT-компаний в России

Таким образом, предоставление (использование) прав на программное обеспечение в периодах, в которых указанное программное обеспечение не было включено в Реестр российских программ, облагается НДС в общем порядке, а начиная с периодов, в которых такое программное обеспечение было включено в Реестр российских программ, применяется освобождение по НДС.

Таким образом, по общему правилу иностранные организации самостоятельно исчисляют и уплачивают сумму НДС в случае, если предоставляют права на использование программ для ЭВМ (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности (абзац 2 пункта 1 и пункт 2 статьи 174.2 Кодекса).

a. Изменения в Кодексе, вызванные налоговым маневром в IT-отрасли, не вносят ограничения для компаний-разработчиков, привлекающих к разработке программ ЭВМ (баз данных) третьих лиц. Программы для ЭВМ могут разрабатываться как трудовыми ресурсами самой организации, так и силами привлеченных третьих лиц.

Комментарий: При расчете необходимой доли доходов российская организация вправе учитывать доходы от услуг по установке, тестированию и сопровождению только тех программ ЭВМ (баз данных), которые она ранее разрабатывала, или модернизировала, или адаптировала (пункт 1.15 статьи 284 и пункт 5 статьи 427 Кодекса). Аналогичного подхода придерживается Минфин (письмо Минфина России от 06.11.2023 N 03-15-06/96706).

Комментарий: Согласно подпункту 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса в редакции, действующей с 1 января 2023 года, реализация прав на программы ЭВМ (базы данных) освобождается от НДС, если указанные программы (базы данных) включены в Реестр российских программ. Таким образом, освобождение распространяется и на программы ЭВМ, входящие в состав программно-аппаратных комплексов, в случае если предусмотрено, что программа приобретается отдельно от «железа».

Налог на Google: особенности налогообложения иностранных IT‑компаний

Исчисленный по расчетной ставке налог подлежит перечислению в бюджет при каждой оплате иностранному лицу. Одновременно с платежным поручением в пользу иностранного контрагента налоговым агентом должно представляться платежное поручение на перечисление в бюджет удержанного из перечисляемой суммы налога.

Если деятельность по оказанию электронных услуг организациям и индивидуальным предпринимателям осуществляется с участием в расчетах посредника, то налоговым агентом признается такой посредник. Налоговым агентом признается та организация (индивидуальный предприниматель), которая осуществляет расчет непосредственно с покупателем, т.е. «последний посредник».

Льготы по НДС сохраняются при передаче неисключительных прав на компьютерные программы (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, п. 1 ст. 1235 ГК РФ). То, что льгота сохранилась, означает, что не только российские, но и иностранные организации вправе ее применять. Если иностранная компания зарегистрируется в России для уплаты налогов, она будет пользоваться льготой и сможет не платить НДС. Это не действует на рекламные услуги, услуги интернет-платформ, услуги хостинга. Они облагаются НДС по правилам статьи 174.2 Налогового кодекса.

Если иностранная компания оказывает электронные услуги юридическим лицам и ИП, состоящим на учете в российских налоговых органах, порядок налогообложения таких услуг не отличается от порядка налогообложения иных услуг, оказываемых иностранными компаниями на территории РФ. Обязанности по исчислению и уплате налога возлагаются на потребителей. Они обязаны удержать НДС из денег, которые выплачивают иностранному продавцу, и перечислить налог в бюджет.

  • посредниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги
  • при условии участия в «цепочке» нескольких посредников, налоговым агентом признается «последний» в «цепочке» посредник, который осуществляет предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами независимо от наличия у нее договора с иностранной организацией, оказывающей услуги.

Какой из этих двух вариантов одобрит ОЭСР, пока неизвестно. Однако в своем сообщении организация предупреждает, что отсутствие консенсусного решения может привести к распространению односторонних налогов на цифровые услуги и увеличению вредных налоговых и торговых споров, что подорвет налоговую определенность и инвестиции. При наихудшем сценарии члены ОЭСР предсказывают глобальную торговую войну, спровоцированную односторонними налогами на цифровые услуги во всем мире. По расчетам организации, неспособность достичь соглашения может сократить мировой ВВП более чем на 1% в год.

По словам собеседника Forbes в ИТ-компании, налог на цифровые компании будет введен по примеру существующей практики в Великобритании. Там налог на цифровые услуги начал действовать с 1 апреля 2023 года: он распространяется на такие технологические корпорации, как Amazon, Google и Facebook и составляет 2% от прибыли, полученной от британских пользователей социальных сетей, поисковых служб и торговых онлайн-платформ.

ОЭСР ведет переговоры с представителями разных стран о налогообложении крупных цифровых компаний с 2023 года. В 2023 году переговоры приостанавливали из-за пандемии коронавируса и возобновили лишь осенью. Тогда участники из 137 стран одобрили два варианта налогообложения для публичных обсуждений. В первом варианте многонациональные корпорации, использующие цифровые технологии, должны будут платить налоги там, где у них есть значительная клиентская база (даже если компания физически не присутствует на территории страны).

Практика внутригосударственного налогообложения цифровых услуг идет по пути установления налога не на прибыль, а на выручку (то есть на доход без учета расходов), в этом случае для государства значительно проще администрировать налог, объясняет адвокат Forward Legal Павел Капустин. «Пока дискуссия международного сообщества вокруг Pillar 1 и Pillar 2 продолжается, Россия уже сейчас может принять закон и начать пополнять бюджет. В европейских странах ставки по цифровому налогу варьируются в диапазоне от 1,5% (Польша) до 7,5% (Турция). Поэтому обсуждаемая в России ставка 3% кажется компромиссным решением», — считает он.

Правительство определилось с размером нового налога для цифровых компаний, он составит 3%, рассказал Forbes чиновник в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и подтвердил собеседник в ИТ-компании. Зарубежные цифровые компании должны будут заплатить 3% от дохода, который они получают именно с россиян, пояснил чиновник. По его словам, под действие нового налога попадут и маркетплейсы — они будут обязаны заплатить 3% от дохода, который получают от покупок россиян. Например, Facebook должен будет отдать 3% от того, сколько компания заработала на платежах россиян или на монетизации их обезличенных данных, добавил чиновник. Полученные с зарубежных компаний налоги направят на льготы для отечественных цифровых компаний, так как «их больше невозможно финансировать из государственного бюджета», добавил он.

Иностранные ИТ-компании в России обложат налогами, чтобы спасти их российских конкурентов

В России может появиться новый налог на деятельность иностранных ИТ-компаний. Как пишут «Ведомости», введение новых требований обсуждалось на совещании представителей отечественной ИТ-сферы с вице-премьером Дмитрием Чернышенко – мероприятие состоялось на прошлой неделе, но известно о нем стало лишь сейчас.

Владимир Путин распорядился выполнить поставленное требование не позднее 1 августа 2023 г., однако первые подвижки начались значительно раньше – в первых числах февраля 2023 г. Тогда стало известно о готовности законопроекта, обязывающего иностранные ИТ-компании открывать представительства в России. Рассказал об этом руководитель комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн.

Вас может заинтересовать :  Амортизационная группа ноутбуков в 2023 году

По закону иностранные компании должны зарегистрироваться в специальном электронном учете налоговой службы и самостоятельно платить НДС. Если у них есть свои российские подразделения или хотя бы контрагент в России, то именно они несут ответственность за уплату налога, вне зависимости от того, есть ли у них соответствующее соглашение с иностранными структурами.

Издание уточняет, что среди участников совещания были представители целого ряда российских ИТ-компаний, а также организаций, прямого отношения к ИТ не имеющего. В списке числятся «1С», Mail.ru Group, «Яндекс», «Центр компетенции по импортозамещению в сфере ИКТ», «1С», венчурный фонд Almaz Capital Partners, а также Альфа-банк и РЖД.

В рамках совещания Дмитрия Чернышенко и участников российской ИТ-отрасли обсуждался еще один вариант налогообложения иностранных компаний. Как известно, в России с 1 января 2023 г. действует так называемый «налог на Google», и было озвучено предложение по определенным его изменениям вместо принятия второго такого налога.

Более того — сейчас у нас даже нет механизма, который поможет разрешить противоречия по таким льготам. И нет уполномоченного госоргана. Не указаны основания, по которым можно точно установить, попадает ли конкретное ПО под исключения: техническая документация изготовителя, решения экспертной комиссии, произвольное усмотрение налогового инспектора.

Но налоговые работники (и в ФНС и на местах) будут читать и толковать именно текст закона, его букву, а не смысл. Если читать буквы внимательно, то в списке исключений перечислены отдельные возможности софта, причем достаточно попасть под одно любое из слов-критериев, а не обязательно под все вместе совокупно. Например, софт позволяет «заключать сделки» — подписание договоров по ЭДО здесь идет в первых рядах.

Что именно авторы подразумевают под «рекламной информацией» и доступом к ней — непонятно. Например, запрещено ли размещать баннеры? Можно ли оставлять ссылки на другие продукты компании? А если ПО для создания сайтов умеет собирать базовую информацию о посетителях — оно теперь не льготируется? Как выглядят такие программы — в тексте не указано. Даже толковый технический специалист не всегда сходу может сказать, что именно умеет софт. Как налоговый инспектор будет судить, подходит ли продукт под льготы? Рекламирует ли что-то? Проводит ли сделки?

Но оказалось, что ИТ-компании не смогут воспользоваться ИТ-льготами. Цены на софт вырастут, все начнут платить НДС и не смогут воспользоваться льготой по взносам и по налогу на прибыль. Разработчикам будет выгоднее уйти в западные юрисдикции за настоящими льготами и продавать свой софт в Россию из-за границы.

Ниже — наши варианты возможной трактовки неоднозначных фраз в законе.

  • «Распространять рекламную информацию». Что это значит? Даже ФАС не всегда может разобраться, что относится к рекламе. Текст о своем продукте на собственном сайте — не реклама, а баннер или призыв к покупке могут лишить вас льгот — потому что это уже будет рекламой.
  • «Получать доступ к такой информации». Это умеет любой браузер. Если в ПО есть окно с баннером и переадресацией в сеть — можно считать, что вы увидели рекламу с помощью софта. Выход в интернет есть практически всех технологичных продуктов.
  • «Размещать в Интернете предложения о покупке-продаже товаров (работ, услуг)». На рынке есть ПО для создания сайтов. Если вы сделали страницу с его помощью, на которой можно разместить информацию о своих товарах компания-разработчик автоматически не получает льгот и будет платить НДС. Под это определение попадает любой конструктор сайтов.
  • «Искать информацию о потенциальных покупателях (продавцах)». Такое можно сделать в любой поисковой системе или базе данных. Даже ЕГРЮЛ позволяет найти потенциальных клиентов по их виду деятельности.
  • «Заключать сделки». Кроме бумажных договоров, сделки заключают еще двумя путями: подписывают договор с помощью систем электронного документооборота или заключают сделку, оплачивая что-то по оферте. Значит, преференций может лишиться весь сектор интернет-торговли, даже ПО для финансовых транзакций.
  • По данным издания, собранные деньги планируется направить на поддержку IT-отрасли в России.
  • Участники совещания считают, что окончательное решение о введении нового налога будет принято до середины 2023 года.
  • В пресс-службе Дмитрия Чернышенко «Ведомостям» рассказали, что предложение в правительство о введении налога сейчас готовит Минцифры совместно c 200 представителями IT-компаний.

Правительство обсуждает введение нового налога для иностранных IT-компаний, которые пользуются данными россиян для формирования рекламы. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой участников совещания представителей IT-индустрии с вице-премьером Дмитрием Чернышенко.

  • Поддержка российских стартапов в 2023-2023 годах с помощью субсидирования. На эти цели из федерального бюджета в ближайшие 3 года будут направлены 750 млн рублей.
  • Введение нового налогового режима для разработчиков отечественного ПО. С января 2023 года IT-компании, у которых доля выручки от продажи собственных продуктов составляет более 90%, платят налоги фонда оплаты труда (ФОТ) не 14%, а 7,6%. Помимо этого, была снижен налог на прибыль — с 20% до 3%.
  • Госорганы и госкомпании обязали закупать отечественное программное обеспечение для работы, а также запретили самостоятельно разрабатывать для своих нужд софт. Организации из сферы образования и здравоохранения получили субсидии на закупку российского ПО.

Если поправки вступят в силу, то новый налог будут платить множество иностранных компаний. На сегодняшний день информацию о пользователях для предоставления персонализированной рекламы собирают Google, Facebook, Amazon, Netflix и другие. Дополнительные расходы компаний могут увеличить стоимость иностранных IT-продуктов для российского пользователя.

Чтобы получить повышенный коэффициент, надо представить в инспекцию отчет по госту о выполненных НИОКР и налоговую декларацию по налогу на прибыль. Обычно инспекция после этого назначает специальную экспертизу. Эксперты должны установить, действительно ли ваши разработки входят в перечень правительства.

  • суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам, используемым для выполнения этой работы. Если у вас есть компьютеры, на которых вы это проектируете, то амортизация этих компьютеров включается в расходы;
  • суммы расходов на оплату труда работников;
  • материальные расходы, непосредственно связанные с выполнением исследования;
  • cтоимость работ по договорам на выполнение, если вы, например, подключаете к работе сторонние организации.
  1. У компании есть государственная аккредитация в Минкомсвязи.
  2. Доля доходов от реализации ИТ-продуктов — не менее 90% в общей сумме всех доходов. У организации, которая создана не только что, долю доходов определяют по итогам 9 месяцев года, предшествующего году перехода на пониженные тарифы.
  3. Средняя численность работников — не менее 7 человек. Сюда входят лица, работающие по гражданско-правовым договорам — см. п. 77 Указаний, утвержденных Приказом Росстата от 26.10.2023 № 498.

Если вы российская компания и продаете в России права на использование программ и баз данных, то вы освобождены от НДС. Это круто, потому что иностранные компании, например Гугл, должны платить этот НДС. Бывают исключения, но, как правило, иностранные компании все-таки платят НДС.

Налог на прибыль считается так: берутся все доходы, из них вычитаются некоторые расходы, разницу умножают на ставку налога. По закону не все расходы можно вычесть из доходов (их как бы не признают) и не все из признанных считаются полностью. Если вы потратили 100 тысяч рублей, вы не всегда сможете учесть все 100 тысяч — в зависимости от типов расходов эта сумма может оказаться меньше.

Льготы для IT-компаний в 2023: кто и как может их получить

  1. Выручка от реализации ПО и баз данных должна составлять не менее 90%. Причем для давно функционирующей организации выручка считается за девять месяцев предыдущего года (организация хочет применять льготы в 2023, значит, за 9 месяцев 2023 года у нее должна быть выручка от реализации ПО в 90%), а для недавно созданной — за последний квартал (организация открылась в 2023 году, сдала квартальную отчетность, и если выручка от реализации ПО составляет 90%, то она может применять льготы).
  2. Среднесписочное количество сотрудников должно составлять не менее семи человек, по максимальному количеству ограничений нет. Условия соблюдения критерия для давно функционирующих организаций и для недавно открытых такие же, как для выручки. Среднесписочное число рассчитывается следующим образом = [общее количество сотрудников за девять месяцев или за последний квартал, которые были в компании] / [девять месяцев или три месяца].
  3. Для получения льгот по НДС потребуется подать документы через сайт реестра. Главные условия получения льгот: чтобы ПО попадало в коды продукции (их можно найти в приложении №1 к официальной методичке с сайта реестра), чтобы ПО попадало в нужный класс программного обеспечения (приложение №2 из официальной методички), чтобы организация имела исключительные права на ПО, доля участия граждан РФ составляла более 50% (пункт 2). Полные официальные требования указаны в правилах ведения реестра, пункт 5.
  1. Если организация самостоятельно подаст сведения об исключении ПО из реестра.
  2. Если организация передаст исключительные права на ПО организации, которая имеет в своем капитале более 50% иностранного присутствия (подпункт (а) пункта 5 и 42 Правил).
  3. Если обнаружится факт передачи недостоверных данных организацией в реестр при подаче заявления о включении в реестр и при изменении сведений.
  4. Один раз в год уполномоченный орган будет проверять действительность данных в реестре. Если будут найдены несоответствия, то ПО исключат из реестра. Методика проведения проверки устанавливается уполномоченным органом. (Пункт 30(4) Правил).
  5. Если организация не уведомит об изменениях в ПО в течение пяти рабочих дней после вступления в силу этих изменений. Например, уведомлять нужно при изменении следующих параметров:
  • названия ПО;
  • кода продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции;
  • адреса с документацией по ПО;
  • класса ПО;
  • адреса страницы, на которой размещена информация по стоимости ПО;
  • остальные пункты можно найти в пункте 30 и 4 Правил.

15%, как у обычных компаний (пункт 9 (а, б) статьи 2 №102-ФЗ от 01.04.2023). Льгота распространяется на всех сотрудников, от уборщиц до генерального директора.

  • Снижение налога на прибыль до 3% вместо 20% для IT-компаний на общей системе налогообложения.
  • Льгота по освобождению реализации от НДС работает, если организация внесет свое ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
  • Так что налоговый маневр для компаний на ОСН выходит не таким уж и плохим. Крупные компании все равно работают с НДС и льготу все же можно получить, но процесс значительно усложняется. Но существенный минус присутствует — для покупателей на УСН услуги станут на 20% дороже, если компания-разработчик не внесет свое ПО в реестр.

    • Выручка = 50 млн рублей в год без учета НДС;
    • Расходы на подрядчиков и товары = 10 млн рублей в год без учета НДС;
    • Зарплата на руки по всем сотрудникам = 17,4 млн рублей в год;
    • НДФЛ = 2,6 млн рублей в год;
    • НДС с выручки = 50 * 20% = 10 млн рублей в год;
    • НДС входящий с подрядчиков = 10 млн * 20% = 2 млн рублей в год.

    Иностранные IT-компании, работающие в российском сегменте сети; Интернет, обязали открывать на территории РФ свои филиалы и представительства

    Под иностранным лицом, осуществляющим деятельностью в сети «Интернет» на территории РФ, понимается иностранное лицо, осуществляющее любую деятельность, не запрещенную на территории РФ, осуществляемую при условии, что иностранное лицо является владельцем сайта в сети «Интернет», и (или) страницы сайта в сети «Интернет», и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей, находящихся на территории РФ, а также при одном из следующих условий:

    прием и рассмотрение обращений российских граждан, организаций к иностранному лицу, осуществляющему деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, исполнение решений судов, решений (требований) государственных органов РФ, принятых в отношении такого иностранного лица;

    Установлены правовые основы деятельности иностранных юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, включая полномочия органов государственной власти РФ, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами (результатами) такой деятельности.

    Указанные владельцы информационных ресурсов для работы в Российской Федерации должны будут создать филиалы или открыть представительства или учредить российские юридические лица, которые должны в полном объеме представлять интересы головных компаний и являться основным каналом взаимодействия российских регуляторов с ними на территории России.

    В случае неисполнения иностранным лицом положений настоящего федерального закона и иных требований, запретов и ограничений, предусмотренных законодательством РФ, в отношении указанного иностранного лица могут применяться одна или одновременно несколько из следующих мер понуждения:

    Налоги по-новому: чего ждать IT-компаниям в 2023 году

    Таким образом, производители или продавцы ПО иностранного происхождения с этого года фактически лишены ранее действовавшей льготы при реализации программного обеспечения в России по лицензионному договору. Можно предположить, что это приведёт к соответствующему повышению цен. В то же время, российские производители получили существенную меру государственной поддержки.

    Льготы по налогу на прибыль и страховым взносам претерпели существенные изменения. Стандартная ставка 20% по налогу на прибыль заменена ставкой 3%, общая ставка тарифов по страховым взносам снижена с 14% до 7,6%. Следует подчеркнуть, что обе льготы предоставляются и действуют одновременно при выполнении IT-компанией общих требований для данных преференций (то есть отдельно применить только одну из льгот нельзя).

    С начала года НДС не облагается только передача прав на программное обеспечение, которое включено в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Одним из основных условий для постановки программного продукта в данный реестр является российское «происхождение» компании-правообладателя. Так, компании с иностранным участием свыше 50% не смогут заявить своё программное обеспечение или базы данных в данный реестр.

    Закон предусматривает, что реализация и работы над «рекламным» программным обеспечением и базами данных не попадают под новые льготы. При этом буквальные формулировки закона сформулированы недостаточно четко, это означает, что применение нормы к каждому конкретному случаю не сможет быть бесспорным и однозначным. Иными словами, в каждом случае необходимо разбираться отдельно.

    Текущий год ознаменовался огромным количеством изменений в области налогообложения, и множество из них коснулось IT-компаний. Очевидно, что государство делает упор на развитии этого сектора, а для отечественных информационных компаний создаются всё более благоприятные условия. Рассмотрим, к чему готовиться, если вы работаете в сфере информационных технологий.

    Изменения по налогам и страховым взносам для IT-компаний с 1 января 2023 года

    В настоящее время от НДС освобождена передача прав на любые программы ЭВМ, а также на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау). Главное, чтобы эти права передавались на основании лицензионного договора (пп. 26 п. 2 ст.1 49 НК РФ, письмо Минфина России от 26.05.2023 N 03-07-11/44022, от 23.06.2023 N 03-07-11/36490). Хотя суды указывают, что реализация исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности освобождается от НДС безотносительно к виду договора (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.07.2012 N Ф08-3696/12, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2012 N Ф07-4961/12).

    С 1 января 2023 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» будет освобождаться от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

    По мнению автора, из данной формулировки не совсем понятно, что именно имел в виду законодатель — ситуации, когда под видом передачи прав на программы ЭВМ оказываются рекламные услуги в Интернет, услуги по предоставлению доступа к торговой платформе ИЛИ исключения касаются случаев, когда хотя бы одним из функционалов программы ЭВМ, на которую передаются права, является возможность делать рекламные рассылки, заключать сделки.

    • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
    • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
    • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

    С 1 января 2023 года вступят в силу изменения по НДС, налогу на прибыль и страховым взносам для организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий и разрабатывают электронную продукцию (Федеральный закон от 31 июля 2023 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ).

    Ключевые слова для этой статьи: ип доход в валюте, учет выручки в иностранной валюте, как открыть валютный счет ип, как открыть валютный счет ооо, документы необходимые для открытия валютного счета, работа на иностранного заказчика, доходы организации в иностранной валюте ● ● ●

    Следовательно, получив оплату от клиента на валютный счет, вы должны будете продать валюту по текущему курсу банка и получить средства на расчетный счет ИП или ООО в рублях. С него можно будет перечислить зарплаты сотрудникам и тратить деньги на другие нужды, придерживаясь правил. Вы вправе продать валюту сразу после поступления или дождаться курса получше.

    Валютный контроль — процедура, которую банки осуществляют по поручению государства. Она позволяет убедиться в том, что доходы получены законным путем, вы не замешаны в отмывании денег и не спонсируете террористов. Порядок проведения валютного контроля описан в Федеральном законе от 10.12.2003 N 173-ФЗ и статье 15.25 КоАП .

    Заключив импортный контракт на сумму от 3 миллионов рублей или экспортный контракт на сумму от 6 миллионов рублей, вы должны поставить его на учет. Присылаете скан подписанного документа, сотрудник банка регистрирует его, присваивает уникальный номер и передает информацию в ЦБ РФ. Все платежи, касающиеся данного документа, будут отслеживаться.

    Как быть, если согласована только почасовая ставка, и вы не знаете, какой будет итоговая стоимость услуг? Следить за суммой платежей, пересчитывая их в рубли по курсу ЦБ РФ на момент подписания контракта (в некоторых банках это делают менеджеры). Когда достигнете лимита в 3 или 6 миллионов, нужно будет поставить документ на учет.

    Максимальный срок для ответа на запрос налогоплательщика — 60 календарных дней. Отправьте запрос не позднее 1 ноября 2023 года, тогда гарантированно получите ответ до начала 2023 года. Форма запроса не регламентирована: опишите свою ситуацию, расскажите об особенностях вашего ПО и БД.

    Документы можно принести лично, передать с курьером или отправить по почте заказным письмом. За 30 рабочих дней в министерстве примут решение о включении компании в реестр аккредитованных организаций, еще за пять дней — направят вам выписку. Но дожидаться ответа не обязательно — вы можете сами посмотреть, появилась ли компания в реестре в соответствующем разделе на сайте Минкомсвязи.

    Если вы использовали льготу, то должны обосновать расходы. Для этого вместе с декларацией по налогу на прибыль сдайте в ИФНС отчет о проведенных НИОКР. Налоговики проверят данные, и, если потребуется, привлекут экспертов, чтобы подтвердить достоверность отчета.

    Так что вы самостоятельно контролируете соблюдение условий по доходам и количеству сотрудников, и своевременно платите взносы, если перестали им соответствовать. Иначе после проверки вам придется доплачивать не только взносы, но и платить пени и штраф, его размер — 20% от неуплаченной суммы.

    Если вы выполняете два других условия, по доходам и численности сотрудников, то можете применять льготные ставки по взносам с того месяца, когда организацию включили в реестр. Например, вас аккредитовали 15 сентября 2023 года, значит, пользуетесь льготой с 1 сентября.

    Открытие представительств иностранных IT-компаний в России

    Власти РФ планируют обязать иностранные IT-компании с большой аудиторией регистрировать в России дочерние структуры или представительства и платить налоги на территории РФ. При этом зарубежным соцсетям, контентным и игровым сервисам будет доступен формат «цифрового резидентства» — дистанционная регистрация в личном кабинете Федеральной Налоговой службы России.

    По поручению президента Владимира Путина правительство должно до 1 августа 2023 года подготовить дополнительные требования к иностранным IT-компаниям, в том числе по открытию их представительств в РФ, в связи с чем, Правительство РФ планирует к концу года создать в России систему «цифрового резидентства» для иностранных компаний и бизнеса из IT-сферы.

    Данные меры необходимы для обеспечения равных условий исполнения законодательства для иностранных и российских компаний, работающих на территории России. Российские компании, в отличие от иностранных, обязаны платить НДС, и такое неравенство заставляет их регистрироваться за рубежом. В их числе, например, «Яндекс» и Telegram.

    Как облагаются НДС электронные услуги иностранных компаний

    Согласно Письму Минфина России от 24.10.2023 № 03-07-08/76139, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учёт в России, ответственность за неуплату НДС несёт данная иностранная организация. Отметим, что налоговый орган не имеет права требовать от российского покупателя электронных услуг уплаты НДС за иностранного контрагента по причине того, что последний не встал на налоговый учёт в РФ.

    И здесь вступают в действие положения о налоговом агенте, установленные пунктом 2 статьи 161 НК РФ. Российские организации и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, не состоящей на учёте в России, обязаны исчислять и уплачивать НДС со стоимости таких услуг. Другими словами, разработчики ИП и организации должны удержать из комиссионного вознаграждения Apple российский НДС при его выплате в пользу Apple.

    Если иностранная организация не встанет на учёт в налоговых органах, а российская организация-покупатель самостоятельно уплатит НДС в бюджет, то с учётом разъяснений Минфина России это может повлечь налоговые риски для российской организаций в виде отказа в вычете.

    В общем же случае для принятия к вычету НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации в книге покупок регистрируется договор или расчётный документ, в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, и сумма НДС. Также указываются реквизиты документа о перечислении оплаты иностранной организации.

    В рамках оказания электронных услуг может быть предусмотрен расширенный перечень услуг, которые оказывает иностранная компания. Например, установлена единая цена за комплекс услуг, которые невозможно отделить от услуг в электронной форме. В этом случае налоговики пришли к выводу, что если условиями договора на оказание комплекса услуг, включающих как услуги в электронной форме, так и иную реализацию на территории РФ, при этом «иная реализация» является сопутствующей по отношению к основным услугам, то по такой «иной реализации» допустимо исчислять и уплачивать НДС в порядке, установленном статьёй 174.2 НК РФ (Письмо ФНС России от 29.05.2023 № СД-4-3/10374@).

    Вас может заинтересовать :  Компенсация за машину многодетным семьям в московской области