Обмен налоговой информацией между странами 2023

  1. Счёт открыт в банке (или иной организации финансового рынка), расположенном на территории государства-члена ЕАЭС или государства, осуществляющего автоматический обмен финансовой информацией с Россией
  2. А) Общая сумма денег, зачисленных (списанных) с этого счёта, составила в пересчёте на рубли менее 600 000 рублей, либо
    Б) На счёт не поступало никаких денег, и остаток на счёте на конец года в пересчёте на рубли был менее 600 000 рублей.

ФНС России представила новый перечень государств и территорий, с которыми будет осуществляться автоматический обмен информацией в 2023 году. Новый перечень утверждён приказом ФНС России от 03.11.2023 N ЕД-7-17/788@. В обновлённом списке 79 иностранных государств и 12 территорий. По сравнению с 2023 годом список увеличился на две страны: в него были добавлены Турция и Нигерия.

С 2023 года действует измененный перечень стран, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией. Из этой статьи вы узнаете какие страны добавились в список, и почему изменения в списке стран важны для всех российских граждан, у которых есть активы за рубежом.

По информации ФНС России, в 2023 году автоматический обмен финансовой информацией прошёл более чем с 70 юрисдикциями (для сравнения, в 2023 году таких стран было только 58). За 2023 год данных по числу стран ещё нет, так как в связи с пандемией COVID-19 автообмен налоговой информацией был перенесен с сентября 2023 на более поздний срок.

Например, попадание Турции с 2023 года в перечень стран, ведущих автообмен финансовой информацией с Россией, делает законными любые операции по зачислению денежных средств, полученных от нерезидентов, на счета в турецких банках. Теперь вы можете спокойно получить деньги, например, от продажи недвижимости в Турции на счёт в турецком банке, не опасаясь штрафа за запрещённую валютную операцию.

ключевая ставка на 01.01.2023 = 4,25%, т.е. 1 млн руб. х 4,25% = 42.500 руб., т.е. это так называемый «необлагаемый максимум». Если доход в виде процентов за 2023 год превысит указанную сумму, то в бюджет нужно будет заплатить 13% с суммы превышения. Например, для вклада в размере 500.000 руб., со ставкой 5% годовых, размера дохода в виде процентов в год составит 500.000 руб. х 5% = 25.000 руб., что меньше необлагаемого максимума — налога НЕ возникнет. А вот при сумме вклада, например, 2.800.000 руб. при ставке 5%, сумма процентов за год составит 140.000 руб., и НДФЛ составит: (140.000 — 42.500) х 13% = 12.675 руб.

  • расчет НДФЛ к уплате будет производиться налоговым органом самостоятельно на основе переданной банком информации о сумме вкладов налогоплательщика в банках РФ. Самостоятельно декларировать полученный доход не требуется;
  • после обработки информации и произведении необходимых расчетов налоговый орган в срок до 1 декабря (первый раз — в срок до 01 декабря 2023 года) будет направлять налогоплательщикам квитанции на уплату НДФЛ в процентов по вкладам аналогично направлению квитанций на уплату имущественного налога;

Федеральным законом от 01.04.2023 N 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 214.2. НК РФ регулирует особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, начиная с 2023 года. Основные положения:

В 2023 году расчета НДФЛ актуален только для налоговых агентов (российских организаций или ИП), выплачивающих доход в пользу физических лиц и имеющих обязанность уплатить НДФЛ в бюджет по новым правилам вместе с выплатой дохода. Для физических лиц, получающих доходы в 2023 году, расчет НДФЛ по новым правилам станет актуален только при декларировании такого дохода в 2023 году (по общим правилам в срок до 30 апреля 2023 года).

Страны, которые продолжают НЕ обмениваться с Россией в автоматическом режиме (из наиболее популярных стран) на 2023 год: Великобритания (Соединенное Королевство), Остров Мэн и Нормандские острова (Гернси, Джерси), США, Канада, Литва, Черногория, Сербия, Македония, Албания, Таиланд, Украина, Грузия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Азербайджан, Молдавия и др. менее распространенные.

  • проценты по депозитам/на остаток на счете
  • заработную плату или иные выплаты от работы по трудовому договору за пределами РФ
  • суммы излишне уплаченных и возвращаемых налогов
  • суммы, возвращаемые за непроданный товар/не выполненную услугу
  • получать от финансовых учреждений своей страны информацию о счетах физических и юридических лиц-налоговых резидентов других стран-участников Соглашения
  • ежегодно передавать данную информацию компетентным органам этих стран
  • получать от компетентных органов других стран-участников Соглашения информацию о счетах физических и юридических лиц-налоговых резидентов своей страны

Проблема в том, что далеко не все банки, платежные системы и прочие финансовые организации знают какой деятельностью вы занимаетесь и не все могут оценить насколько активной она является. Поэтому, есть возможность проконтролировать какая информация о вашем счете была передана от вашего банка и в случае ошибок, есть время для внесения корректировок.

  1. Личные данные, адрес проживания, государство, которому резидент платит налоги, идентификационный код, дата и место рождения собственника счёта.
  2. Номер открытого банковского счета.
  3. Международный идентификационный номер финансовой организации и ее наименование.
  4. Состояние и баланс счета на конец подотчетного года или дату закрытия счета.
  5. Общая сумма начисленных процентов по счету.
  6. Валюта счёта и остаток денежных средств на балансе.

Далее Федеральная налоговая служба России отправляет в Министерство налогов и сборов Беларуси все необходимые сведения. В эти данные включена сумма начисленных дивидендов, дата начисления, применяемые ставки налогов и сумма начисленного налога по соглашению об избежании двойного налогообложения, заключенному между Беларусью и Россией.

  • Название (ФИО), юридический адрес, ИНН (или иной идентификационный налоговый номер) и место рождения (для физических лиц);
  • Номер счет или его аналог;
  • Наименование финансовой организации и её реквизиты, в которой находится данный счет;
  • Остаток денежных средств на конец отчетного года (31 декабря) или на дату закрытия счета.

Так, при условной прибыли с единственной КИК в 100 млн рублей сначала контролирующее лицо заплатит 5 млн рублей НДФЛ с фиксированной прибыли, а впоследствии заплатит еще 15 млн рублей НДФЛ при распределении фактической прибыли в виде дивидендов. В случае применения общего режима налогообложения прибыли КИК начисленный НДФЛ с прибыли КИК составит также

2) Ежегодное уведомление о наличии контролируемых иностранных компаний (КИК), ИСБОЮЛ. Если у налогового резидента РФ была КИК (ИСБОЮЛ) в 2023 году, то уведомление подается в 2023 году — не позднее 20 марта организацией и не позднее 30 апреля физическим лицом (ст. 25.14 НК РФ, п. 1.1. ст. 223 НК РФ, пп. 12 п. 4 ст. 271 НК РФ и письма Минфина России от 20.10.2023 г. № 03-03-06/60105). В аналогичном порядке подаются уведомления и за последующие года.

Пример. В Дании ставка по налогу на прибыль составляет 34 %, что в принципе выше российской ставки по налогу на прибыль организаций. Эффективная ставка налога на дивиденды в Дании составляет 10 %, что также больше 75 % средневзвешенной налоговой ставки налога на прибыль организаций в виде дивидендов в России (9,75 %). Таким образом, на любые доходы Датских компаний не распространяется порядок налогообложения, предусмотренный поправками о КИК. На Кипре эффективная ставка по налогу на прибыль составляет 12,5 %. Поэтому прибыль контролируемой кипрской компании может быть освобождена от налогообложения в России только при условии, что компания ведет активную (например, торговую) деятельность.

1. Иностранные банки и иные финансовые институты (депозитарные учреждения, брокеры, инвестиционные организации, страховые компании) собирают информацию об открытых у них финансовых счетах, (бенефициарными) владельцами которых являются налоговые резиденты России.

Вас может заинтересовать :  Компенсация многодетным семьям за проезд в республике коми 2023

2. Иностранные банки и иные финансовые институты предоставляют сведения о финансовых счетах российских резидентов и подконтрольных им компаний своим налоговым органам. Затем налоговые органы обрабатывают полученную информацию и один раз в год загружают сведения в специальную базу данных, доступ к которой имеется у каждой договаривающейся страны.

Мы о многом знаем»

Дмитрий Вольвач указал, что российские резиденты хорошо себя ведут. «Мы много чего интересного узнали. Но если сравнивать с той базой, которую сейчас мы видим, я могу высоко отозваться об уровне комплаенса наших уважаемых российских налогоплательщиков. Доля выявляемых нами несоответствий очень невелика по сравнению с тем количеством активов и счетов, которые мы видим и которые к нам поступают от наших зарубежных партнеров», – пояснил он.

В рамках CRS (Common Reporting Standard, стандарт автоматического обмена финансовой информацией для налоговых целей) организации финансового рынка обязаны проводить процедуры по выявлению среди своих клиентов лиц, которые являются иностранными налоговыми резидентами, а также лиц без налогового резидентства и направлять данные сведения в компетентный орган своей страны.

«Мы собираем с наших партнеров информацию о финансовых счетах налоговых резидентов РФ, которые открыты в организациях финансового рынка по всему миру. Это не хорошо и не плохо, что у людей есть зарубежные активы, задача стандарта – приучить и бизнес, и физлиц к одной простой мысли: для того, чтобы налоговое и бюджетное законодательство, международные стандарты выполнялись, каждый должен полностью и прозрачно декларировать свои доходы и платить с этих доходов налоги в соответствии с законодательством и международным, и законодательством той страны, налоговым резидентом которой является, или по месту получения соответствующего дохода», – отметил Вольвач.

Состав информации для обмена по CRS включает данные об организации финансового рынка, сообщившей о клиенте, сведения о клиенте (выгодоприобретателе, контролирующих лицах), в том числе налоговый идентификатор в стране налогового резидентства, сведения о договоре или счете, в том числе баланс на последний день отчетного года и общая сумма зачислений в течение отчетного года.

По его словам, за рубежом деньги хранят 400 тыс. налоговых резидентов – юридических и физических лиц. Данные о них поступают благодаря международному соглашению об автоматическом обмене налоговой информацией, которое Россия подписала в 2023 г. За счет этого ФНС знает реальную картину глобальной деятельности российских холдингов, а также может оценить размер и структуру иностранных активов российских налогоплательщиков.

Международный обмен информацией о зарубежных счетах

После начала действия обмена финансовой информацией российская налоговая служба сможет получать данные об иностранных счетах россиян из десятков разных стран, включая офшорные. Правда, российским налоговым органам придется подождать до сентября 2023 года (первый отчетный период – 2023 год), когда Соглашение начнет действовать. Еще одним условием для начала обмена информацией России с другими странами – это подписание с каждой страной-участницей международного обмена двухстороннего соглашения. Если же Россия не успеет подготовиться как законодательно, так и технически к данному обмену, то она сможет присоединиться по мере готовности, но затягивать с этим вряд ли будут намеренно.

Исключением является информация правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов и прочих юридических лиц, имеющих низкий уровень риска быть использованными в целях уклонения от уплаты налогов.

К Соглашению присоединились более 100 стран: государства территориальной Европы, Канада, островные государства (БВО, Сент-Китс и Невис, Багамские острова и т.д.), некоторые государства Азии (например, ОАЭ и Саудовская Аравия), популярные офшорные страны (Кипр, Виргинские острова, Лихтенштейн, Мальта и другие). В настоящее время уже подписано более 1 тысячи двухсторонних соглашений между более чем 40 странами для обмена межстрановыми отчетами. Полный перечень участников доступен на сайте ОЭСР . Присоединение к Соглашению не всегда означает, что страны готовы обмениваться информацией со всеми странами-участниками обмена. Только подписание с каждой страной-участницей обмена двухстороннего соглашения приведет к циркуляции финансовой информации. К странам, неготовым вступить в международный обмен, относятся, как правило, небольшие страны, такие как Грузия, Черногория, Мальдивы, Македония и другие.

Автоматический обмен может стать одним из альтернативных источников информации, с помощью которого налоговые органы РФ смогут установить факт наличия у налогового резидента РФ незадекларированного счёта в иностранном банке или незадекларированной контролируемой иностранной компании, а также получения дохода, подлежащего обложением НДФЛ. Все эти вновь выявленные обстоятельства будут являться правонарушением и могут повлечь меры налоговой (ст. 119, 122, 129.5, 129.6 НК РФ), административной (ст. 15.25 КоАП) или уголовной (ст. 198, 199 УК РФ) ответственности.

  • Номер счета (или аналогичный по функции эквивалент)
  • Наименование и идентификационный номер подотчётного финансового учреждения (банка)
  • Остаток денежных средств на счете на конец соответствующего календарного года (а если счет был закрыт в этом году – на момент закрытия счета)
  • По cчетам депо (Custodial Account):

    К освобожденным финансовым организациям относятся ЦБ РФ, Пенсионный, Медицинский и Социальный фонды, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, АО Российская венчурная корпорация, Государственная корпорация по страхованию вкладов, Фонд содействия реформированию ЖКХ, а также организации из списка, который утвержден совместно МИД и Минфином.

    Международное сотрудничество ведется в рамках принятой в середине 2023 года Конвенции об административной помощи по налоговым делам. На ее основе были разработаны многосторонние соглашения компетентных органов разных стран, а также единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах.

    Страны-участницы собираются обмениваться информацией о счетах, предусматривающих оказание финансовых услуг. Сюда относятся договоры банковского вклада или счета, добровольного страхования жизни, брокерского обслуживания, доверительного управления, депозитарного обслуживания, пенсионные и некоторые другие виды договоров. Кроме того, договором финансового обслуживания может быть признано любое соглашение, в рамках которого организация финансового рынка принимает от клиента денежные средства или финансовые активы и осуществляет их хранение, управление, сделки с ним в интересах клиента либо за его счет.

    1. О нерезидентах:
      • в отношении физических лиц — ФИО, гражданство, дата и место рождения, фактический адрес, номер налогоплательщика (аналог ИНН);
      • в отношении юридических лиц — наименование, адрес регистрации, страна налогового резидентства, номер налогоплательщика.
    2. О договоре финансовых услуг, а именно номер и дата договора, номер счета либо его аналог, сумму договора или остатка средств на счете.
    3. О прекращенных договорах, закрытых счетах, в том числе дату закрытия.
    Вас может заинтересовать :  Ветеран военной службы льготы в 2023 году

    В Налоговом кодексе не сказано, что финансовые организации должны направлять в ФНС сведения о резидентах только тех государств, с которыми у России заключены двусторонние соглашения. Информация должна передаваться в отношении всех нерезидентов и лиц, чье резидентство не установлено. Если таких не выявлено, об этом также следует уведомить ФНС.

    Чтобы Украина присоединилась к международной сети многостороннего автоматического обмена информацией, законодатель должен запустить второй раунд упрощения порядка раскрытия банковской тайны (для расширения возможностей налоговым органам получить доступ к счетам физических лиц), а также разработать нормативно-правовые акты касательно формы и порядка подачи отчетности, перечня подотчетных финансовых учреждений и правил идентификации подотчетных счетов.

    Международное регулирование обмена налоговой информацией начало развиваться задолго до имплементации государствами-участниками стандарта CRS. Поскольку такой обмен изначально осуществлялся только по принципу взаимности, основанием для него выступали многосторонние и двусторонние соглашения, которые можно классифицировать следующим образом.

    По данным Стратегии развития финансового сектора Украины до 2025 года, Глобальный форум ОЭСР должен оценить соблюдение Украиной требований конфиденциальности и защиты информацией для целей автоматического обмена (результаты ожидаем уже в ближайшее время), а выполнение мер технического характера, необходимых для осуществления автоматического обмена информацией, — до конца 2023 года.

    В условиях мировой экономической интеграции и конкурентных предложений от ряда юрисдикций минимизировать налоговую нагрузку для физических и для юридических лиц создается достаточно напряженная ситуация, в которой многие страны становятся более чувствительными к вопросам «налоговой справедливости».

    В отношении трастов предусмотрено особое регулирование. Контролирующими лицами, которые попадают в обмен, являясь налоговыми резидентами стран-участниц обмена, считаются: трастовый управляющий (трасти), протектор, бенефициары, иные лица, осуществляющие эффективный контроль над управлением траста.

    Президент РФ утвердил ратификацию Протокола об обмене налоговой информацией между странами СНГ

    Протокол разработан для реализации Соглашения между государствами — участниками СНГ о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере от 4 июня 1999 года. В соответствии с Соглашением, компетентные госорганы государств — участников используют, в том числе, следующие формы сотрудничества: обмен информацией о соблюдении налогового законодательства налогоплательщиками, включая информацию, связанную с нарушениями налогового законодательства, взаимодействие в проведении мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений налогового законодательства. Государства также обмениваются опытом и оказывают взаимную помощь в создании, функционировании и взаимодействии электронных средств связи.

    Также предусматривается обмен информацией о доходах физических лиц — граждан одного государства — участника Протокола, получаемых ими в другом государстве. Речь идет о доходах от работы по найму, вознаграждениях по договорам гражданско-правового характера, дивидендах, роялти, доходах от операций с ценными бумагами, доходах от отчуждения долей в уставном фонде (капитале) юрлица, от отчуждения недвижимого имущества и иных доходах.

    Президент России Владимир Путин подписал закон о ратификации Протокола об обмене информацией в электронном виде между государствами — участниками СНГ для осуществления налогового администрирования. Документ опубликован на официальном портале правовой информации в воскресенье.

    Протоколом предусматривается обмен в электронном виде информацией: о доходах юридического лица одного государства — участника Протокола, облагаемых налогом у источника выплаты в другом государстве — участнике Протокола (дивидендах, доходах по долговым обязательствам, роялти, доходах от сдачи в аренду имущества, доходах от отчуждения ценных бумаг, акций, долей, паев), о доходах юрлица одного государства, получаемых от деятельности через постоянное представительство в другом государстве — участнике. При обмене информацией о доходах обеспечивается предоставление о юрлицах такой информации, как организационно-правовая форма, полное наименование юрлица либо постоянного представительства, ИНН, юридический адрес, размер уставного фонда.

    Кроме того, обеспечивается предоставление об отдельных видах имущества, зарегистрированного (находящегося) на территории одного государства — участника Протокола, и его собственниках, являющихся юрлицами или гражданами других государств — участников Протокола. Эта информация является конфиденциальной и может быть использована для обеспечения контроля за соблюдением налогового законодательства государств — участников Протокола, принудительного взыскания, административного и судебного разбирательств.

    Впервые обмен отчетностью состоялся в сентябре этого года. Очевидно, что наибольшую заинтересованность в обмене информацией проявляют страны с высоким уровнем налогов, поскольку подобные соглашения позволяют им запрашивать информацию от иностранных банков об их клиентах — налоговых резидентах запрашивающей стороны, которые подозреваются в удержании средств в банковской системе страны, которой адресован запрос.

    Сложно представить, что страны, торгующие паспортами в обмен на инвестиции, будут стремиться разобраться в нюансах финансовых дел, лиц, вкладывающих реальные средства в их экономику. По той же причине они не спешат сейчас имплементировать CRS, ограничиваясь на деле лишь декларациями о готовности к сотрудничеству.

    Понимая плачевность ситуации, ОЭСР предлагает странам-участницам MCAA для осуществления CRS специальный план, включающий ряд шагов, направленных на достижение желаемых стандартов сбора и передачи информации. План предусматривает осуществление государством-участником гармонизации внутреннего законодательства и принятие ряда международных договоров, разработку профильных инструкций, инструкций по ведению внутренней отчетности, составление аргументированного списка добросовестных финансовых учреждений, представляющих низкие риски участия в схемах минимизации либо же уклонения от уплаты налогов.

    Однако, уже 30 лет назад было очевидно, что свободное передвижение людей и капиталов по земному шару способно было не только существенно мобилизовать взаимовыгодные торговые отношения, но и создавало сложности для фискалов всего мира, делая невозможным отслеживание финансовых потоков и подлежащих налогообложению прибылей.

    Кроме того, большинство участников MCAA, как легко подсчитать, не входят в G20, и их технической оснастки банально не хватает для сбора и хранения такого объема информации, что существенно затрудняет обмен ею. То же, но по иным причинам, можно сказать и об обмене информацией с государствами-оффшорами — они просто не владеют таким количеством данных о клиентах, инвестирующих деньги в их экономики, поскольку внутреннее законодательство этих стран попросту запрещает их сбор.

    ПРИМЕР:
    Компания в Великобритании контролируется налоговым резидентом России и имеет счет в банке Кипра.
    Великобритания, Россия и Кипр присоединились к автоматическому обмене. Кипрский банк перед формированием информации, подлежащей передаче проводит due diligence клиента и выявляет:

    Вас может заинтересовать :  Пособие На Усиленное Питание Кормящей Маме Какая Сумма В Воронеже

    Иными словами, подпасть под обмен можно в первую очередь открыв счет в банке страны, которая обменивается информацияей с Россией. Если счет открывается на компанию, то большинство банков мира в рамках проведения процедур compliance и KYC попросит клиента заявить бенефициара бизнеса — информация о нем и будет собираться и передаваться при определенных условиях в ФНС РФ.

    После присоединения России к Международной Конвенции ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией мировое сообщество вело активные споры по поводу того состоится ли по факту автоматический обмен налоговой информацией с Россией или нет. Главным аргументом в пользу того, что обмена не будет было отсутствии подписанных с Россией двусторонних соглашений об обмене. Напоминаю, что для осуществления обмена между конкретными двумя странами необходимо одновременное соблюдение двух условий: обе страны должны присоединиться к Конвенции ОЭСР и эти страны должны подписать между собой двустороннее соглашение об автоматическом обмене.

    Если у Вас есть иностранная компани, то в ФНС РФ будет передана информация только в отношении «Контролирующего лица» (Controlling Person) — лицо прямо или косвенно контролирующее более 25% акций компании либо иное лицо, осуществляющее фактический контроль над компанией, являющегося налоговым резидентом РФ.

    Как было указано выше, всего таких стран 94 — количество довольно внушительное. Это Австрия, Андорра, Аргентина, Австралия, Барбадос, Бельгия, Белиз, Бермудские острова, Бразилия, Британские Виргинские острова (BVI), Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Гибралтар, Греция, Гренландия, Гернси, Гонконг, Дания, Джерси, Израиль, Исландия, Испания, Индия, Индонезия, Ирландия, остров Мэн, Италия, Кайманы, Китай, Колумбия, о строва Кука, Коста-Рика, Кюрасао, Кипр, Корея, Латвия, Ливан, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Малайзия, Мальта, Маврикий, Мексика, Монсеррат, Науру, Нидерланды, Н.Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Польша, Португалия, Румыния, Сент Люсия, Сент Винсент и Гренадины, Самоа, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сейшельские острова, Сингапур, Словакия, Словения, острова Туркс и Кайкос, Чехия, Чили, Швеция, Швейцария, Уругвай, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Хорватия, Эстония, Южная Африка, Япония .

    Обмен налоговой информацией между странами 2023

    Более распространёнными соглашениями являются TIEA, в частности, они заключаются с оффшорами (ДИДН с оффшорами заключать нецелесообразно: если учесть, что налогообложения там практически нет, то и опасность двойного налогообложения в большинстве случаев отпадает). В TIEA процедура обмена налоговой информацией разработана значительно подробнее, чем в статье 26 Модельной конвенции.

    Россия не подписала данное соглашение, однако по информации ФНС Россия уже осуществляет автоматический обмен информацией в рамках Евразийского экономического союза, в который (кроме России) на настоящий момент входят Белоруссия, Казахстан и Армения. Россия также планирует запуск пилотных проектов автоматического обмена налоговой информацией с отдельными странами-членами ОЭСР на двусторонней основе.

    Соглашение подписано и с рядом офшорных юрисдикций, таких как Белиз и Британские Виргинские Острова (а Сент-Китс и Невис, наоборот, по-прежнему не является стороной по Конвенции), и юрисдикциями, компании которых стабильно используются в международном налоговом планировании: Сингапур, Нидерланды, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Швейцария и другие.

    Статьями 5 и 7 Конвенции предусмотрен обмен информацией по запросу и спонтанный обмен информацией. Такой обмен может производиться на основании Конвенции, и никаких дополнительных соглашений подписывать в такой ситуации не потребуется. При этом прописаны ситуации, в которых возможен спонтанный обмен (ранее данный пункт не был закреплен в статье 26 Модельной конвенции и модельном TIEA):

    1. Модельное соглашение ОЭСР об обмене информацией в сфере налогообложения (Agreement on Exchange of Information on Tax Matters, или Tax Information Exchange Agreements, далее — «TIEA»); или
    2. Модельная конвенция ОЭСР об избежании двойного налогообложения по налогам на доходы и капитал (Model convention with respect to taxes on income and on capital). Статья 26 данной конвенции регулирует вопросы обмена налоговой информацией.

    Кроме того, Беларусь, наряду с Кыргызстаном, Казахстаном, Арменией и Россией, является стороной Соглашения между государствами — участниками СНГ о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере от 4 июня 1999 г.

    Протокол об обмене информацией в электронном виде между государствами — участниками СНГ для осуществления налогового администрирования (далее — Протокол) был подписан премьер-министрами Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана еще два года назад, осенью 2023. После этого начался процесс ратификации Протокола отдельными странами — Беларусь стала последней из них.

    Обмен информацией между налоговыми органами отдельных стран как важный элемент налогового администрирования и ранее использовался нашей страной. Основанием для его осуществления является Указ Президента РБ от 15.10.2023 № 422 «О представлении информации налоговым органам иностранных государств», предусматривающий действия белорусских властей в рамках соответствующих двусторонних международных договоров.


    Обмен информацией будет осуществляться компетентными органами государств — участников Протокола в электронном виде по открытым каналам связи. При этом указанные органы самостоятельно разрабатывают программное обеспечение, предназначенное для формирования и обработки информации.

    Беларусь будет принимать участие в обмене налоговой информацией в рамках СНГ

    Протокол подписан в г. Астане 2 ноября 2023 года премьер-министрами Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины. Ответственным за выполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь по нему, назначено Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

    • предотвращение уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал (имущество);
    • взаимная административная помощь по налоговым делам, участниками которых являются страны;
    • усиление контроля за соблюдением налогового законодательства, а также своевременностью и полнотой поступления налогов в бюджеты государств.

    Обмен информацией между компетентными органами государств-участников осуществляется ежегодно по итогам отчетного года (начиная с предоставления информации за отчетный год, в котором настоящий Протокол вступает в силу). Кроме того, предусмотрено уточнение ранее полученной информации.

    Австралия; Андорра; Австрия; Антигуа и Барбуда; Азербайджан; Аргентина; Аруба; Багамы; Барбадос; Бахрейн; Белиз; Бельгия; Болгария; Бразилия; Вануату; Венгрия; Гана; Германия; Гренада; Греция; Дания; Доминика; Израиль; Индия; Индонезия; Ирландия; Исландия; Испания; Италия; Катар; Кипр; Китай; Колумбия; Республика Корея; Коста-Рика; Кувейт; Латвия; Ливан; Лихтенштейн; Люксембург; Маврикий; Маршалловы острова; Малайзия; Мальта; Мексика; Монако; Науру; Нидерланды; Новая Зеландия; Норвегия; ОАЭ; Пакистан; Панама; Польша; Португалия; Румыния; Самоа; Сан-Марино; Саудовская Аравия; Сейшелы; Сент-Винсент и Гренадины; Сент-Люсия; Сент-Китс и Невис; Сингапур; Словакия; Словения; Уругвай; Финляндия; Франция; Хорватия; Чехия; Чили; Швейцария; Швеция; Эстония; Южная Африка; Япония.

    В этом перечне нет Великобритании, США. Это означает, что для физических лиц — валютных резидентов РФ, которые большую часть календарного года проживают на территории РФ и у которых счета (вклады) открыты в банках в Великобритании или США, режим использования таких счетов (вкладов) значительно ухудшился, поскольку теперь они ограничены существующим перечнем операций для зачисления денег: