П 8 ст 161 нк рф 2023

Статья 161

В целях осуществления контроля за правильностью исчисления и уплаты налога федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведения о включении данных о гражданских воздушных судах в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации, а также сведения об исключении данных о гражданских воздушных судах из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации и о причинах исключения этих данных. Состав и порядок направления таких сведений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. В случае реализации судна (гражданского воздушного судна) на территории Российской Федерации, если в течение 90 календарных дней со дня передачи этого судна (гражданского воздушного судна) налогоплательщиком покупателю (заказчику) государственная регистрация судна в Российском международном реестре судов (гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации) не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно (гражданское воздушное судно) было ему реализовано, либо как стоимость реализованных работ (услуг) по строительству этого судна (гражданского воздушного судна).

Для целей применения настоящего пункта налоговым агентом является арендатор (лизингополучатель), получивший от арендодателя (лизингодателя) гражданское воздушное судно по договору аренды (лизинга), по истечении 90 календарных дней со дня передачи гражданского воздушного судна.

5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 174.2 настоящего Кодекса. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

Положения пункта 6.2 статьи 161 настоящего Кодекса применяются в случае исключения из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации данных о гражданском воздушном судне, операция по реализации которого на территории Российской Федерации осуществлена после 29 сентября 2023 г.

Налоговый агент может заявить вычет после уплаты налога в бюджет при условии соблюдения остальных условий для вычета (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.) В общем случае уплата налоговым агентом удержанного НДС производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из 3 месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ). Следовательно, удержанный и уплаченный НДС может быть поставлен к вычету только по итогам того периода, в котором налоговый агент перечислил налог в бюджет (то есть не раньше квартала, следующего за кварталом, за который подана декларация, где определена налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате налоговым агентом).

  • конфискованное имущество;
  • имущество, реализуемое по решению суда (за исключением реализации имущества должников-банкротов);
  • бесхозяйные ценности, клады, скупленные ценности;
  • ценности, перешедшие по праву наследования государству;
  • в качестве посредников (с участием в расчетах) товары (работы, услуги, имущественные права) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете

ВАЖНО! За лиц, не признаваемых плательщиками НДС, уплачивать налог не нужно. Так, налог не уплачивается при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного лица, не являющегося предпринимателем (письмо Минфина России от 05.03.2010 № 03-07-08/62), а также при реализации арестованного имущества физического лица (письмо Минфина России от 18.11.2010 № 03-07-14/81).

  • приобретает товары (работы, услуги) у иностранного лица, не зарегистрированного в качестве налогоплательщика на территории РФ, с целью их последующей реализации на территории РФ (пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ);
  • осуществляет операции (аренду, покупку, передачу) с имуществом, принадлежащим органам государственной власти Российской Федерации, субъектам, муниципалитетам и органам местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ);

Нередко встает вопрос о том, нужно ли налоговому агенту получать вычет в отчетном периоде или можно перенести его на более поздний период. Ответ на этот вопрос дал Минфин России в письмах от 17.11.2023 № 03-07-08/67622, от 09.04.2023 № 03-07-11/20290. В них разъяснено, что вычет «агентского» НДС можно заявить только в том квартале, в котором выполнены условия для этого вычета. Переносить вычет на более поздние периоды нельзя.

Для получения данного освобождения от обязательств уплаты по НДС не требуется каких-то специальных мер, а также нет необходимости уведомлять сотрудников налоговой службы о его применении. Юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю достаточно будет соблюдались условия, прописанные в положениях ст. 149 НК РФ.

Получить разрешение не уплачивать налоговые обязательства согласно положениям ст. 149 Налогового Кодекса РФ можно в том случае, когда освобождение применяется не по деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в целом, а исключительно в отношении отдельных операций. Например, к таковым операциям относятся

Для информирования налоговых органов существует определённая форма сообщения, так называемое уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Формат данного уведомления утверждён индивидуально для лиц, уплачивающих ЕСХН и для тех, кто данный налог не уплачивает (приказ Минфина от 26.12.2023 № 286н). Скачать формы бланков для сельхозпроизводителей можно на сайте ИФНС, впрочем, как и общую форму уведомления.

Освобождение от налоговых обязательств, которое оформляется согласно положениям ст. 145 Налогового Кодекса РФ, относится ко всей, без исключения, деятельности плательщика налогов, а не только к отдельным видам бизнеса или каких-либо операций. При получении такого освобождения бизнесмену следует учитывать, что данная льгота не распространяется на обязательства по уплате импортного, а также агентского НДС (п. 3 ст. 145, ст. 161 НК РФ).

  • продажи отдельных видов отечественных и(ли) зарубежных товаров медицинского назначения, согласно перечню, который был утверждён Правительством РФ (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ)
  • оказание услуг медицинского характера (подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ)
  • продажа или осуществление иных действий с долями уставного капитала юридических лиц (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ)
  • реализация авторских прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и т.п. объекты интеллектуальной собственности (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ)
  • банковские операции (подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ)
  • осуществление операции кредитования (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ) и др

Для целей применения настоящего пункта налоговым агентом является арендатор (лизингополучатель), получивший от арендодателя (лизингодателя) гражданское воздушное судно по договору аренды (лизинга), по истечении 90 календарных дней со дня передачи гражданского воздушного судна.

При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Налоговая база, указанная в абзаце первом настоящего пункта, определяется налоговыми агентами, если иное не установлено настоящим пунктом. Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой, или нет.

Вас может заинтересовать :  Минимальный прожиточный минимум в башкирии в 2023 году на ребенка для социальной стипендии

В случае установления факта недостоверного проставления налогоплательщиком — продавцом товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в договоре, первичном учетном документе отметки «Без налога (НДС)» обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на такого налогоплательщика — продавца товаров.

5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 174.2 настоящего Кодекса. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

Налоговая реконструкция — 2023: важные изменения для бизнеса

Налоговый кодекс охватывает не только прямой умысел, но и косвенный, когда налогоплательщик знает, что его контрагент не платит в бюджет, но относится к этому безразлично. И это тоже признается умыслом. В этом случае применим штраф в размере 40 % от неуплаченной суммы налога.

2. Если исполнитель не установлен, вычет сумм НДС не предоставляется, а расходы определяются расчетным способом по ст. 31 НК РФ. Судебная практика показывает, что доказывание рыночной цены — это бремя налогоплательщика, и расчеты берутся по минимуму. То есть это проблема самого налогоплательщика, так как он должен был осознать, с кем имеет дело.

В Письме ФНС от 10.03.2023 № БВ-4-7/3060@ есть фрагмент, где уточняется, что статья 54.1 НК РФ «подлежит применению в случае, если налогоплательщиками допускается искажение сведений о фактах хозяйственной жизни с целью обхода условий применения норм, определяющих правила налогообложения, и формальное соблюдение установленных ими требований».

Например, налоговый орган установил, что непосредственный получатель дивидендов из России, кипрская компания, в действительности просто запись в реестре. То есть это компания, которой не существует в экономической жизни, поэтому она не может быть фактическим получателем доходов.

1. Общая антиуклонительная норма применяется только в случае причинения ущерба бюджету. Например, ранее, налоговые органы могли установить отсутствие деловой цели в выдаче внутригруппового займа между двумя российскими компаниями. В этом случае, ссылаясь на ст. 54.1 НК РФ, они могли «снять» с заёмщика вычет процентов. При этом не было установлено ущерба бюджету, а заимодавец с этих процентов уплатил налоги по такой же ставке. Свежее письмо ФНС делает такую ситуацию невозможной. Если бюджет не пострадал, никаких доначислений, снятия расходов, НДС быть не должно.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 19.02.2013 N А03-7098/2012 (Определением ВАС РФ от 12.04.2013 N ВАС-3729/13 отказано в передаче дела N А03-7098/2012 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления) считает, что апелляционный суд, руководствуясь нормативными положениями НК РФ и Закона N 395-ФЗ, учитывая разъяснения, изложенные в письме Федеральной налоговой службы от 12.05.2011 N КЕ-4-3/7618@, согласованном с Министерством финансов Российской Федерации, установив, что в данном случае переход права собственности на муниципальное имущество зарегистрирован за налогоплательщиком в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.03.2010 (то есть до 01.04.2011), при этом в данный период положения подпункта 12 пункта 2 статьи 146 НК РФ не действовали (соответственно, на указанные правоотношения не распространялись), пришел к верному выводу о том, что именно 16.03.2010 возникает объект налогообложения на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, в связи с чем налогоплательщик при выплате доходов продавцу должен уплатить НДС в бюджет, в том числе из денежных средств, выплачиваемых продавцу после 01.04.2011 по договорам с рассрочкой платежа. В связи с указанными обстоятельствами правомерен вывод об отсутствии оснований у налогового органа для учета спорной суммы при доначислении налогоплательщику НДС за III квартал 2011 года в качестве переплаты.

По обстоятельствам дела, рассмотренного ФАС Уральского округа в Постановлении от 30.07.2012 N Ф09-6744/12, основанием для доначисления НДС послужили выводы налогового органа о том, что индивидуальный предприниматель — налогоплательщик, являющийся покупателем муниципального имущества и, соответственно, налоговым агентом, в нарушение пункта 3 статьи 161 НК РФ не исчислил и не уплатил в бюджет НДС. Суды нижестоящих инстанций установили, что по условиям договора купли-продажи объекта муниципальной собственности с рассрочкой платежа, заключенного налогоплательщиком с департаментом имущественных отношений исполнительного органа муниципального образования, ИП приобрел в собственность встроенные нежилые помещения. Цена продажи установлена сторонами без НДС. При этом денежные средства перечислены не ИП, а организацией, в то же время в назначении платежа указано, что оплата осуществлена за ИП по договору купли-продажи.

Условием применения освобождения от налога на добавленную стоимость в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации судов, подлежащих регистрации в РМРС, является нахождение таких судов в РМРС не менее 5 лет со дня выпуска указанных судов таможенными органами. При этом смена собственника судна не является нарушением условия предоставления данного освобождения в случае, если в результате такой смены судно не исключается из РМРС. Поэтому при переходе права собственности на ввезенное судно, зарегистрированное в РМРС, от одной российской организации к другой российской организации на основании договорных обязательств между ними, в том числе от лизинговой компании к лизингополучателю по истечении срока лизинга (5 — 7 лет), без исключения указанного судна из РМРС налог на добавленную стоимость не уплачивается.

На основании пункта 1 статьи 233 ГК РФ клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 174.2 настоящего Кодекса. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

Статья 161 НК РФ

5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 174.2 настоящего Кодекса. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

2. Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

6. В случае реализации судна (гражданского воздушного судна) на территории Российской Федерации, если в течение 90 календарных дней со дня передачи этого судна (гражданского воздушного судна) налогоплательщиком покупателю (заказчику) государственная регистрация судна в Российском международном реестре судов (гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации) не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно (гражданское воздушное судно) было ему реализовано, либо как стоимость реализованных работ (услуг) по строительству этого судна (гражданского воздушного судна).

Вас может заинтересовать :  Краснодарский край пенсия по потере кормильца 9258 льготы нам положены ещё

6.2. При исключении данных о гражданском воздушном судне, реализованном на территории Российской Федерации, из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость гражданского воздушного судна, по которой оно было реализовано, или как стоимость работ (услуг) по строительству этого гражданского воздушного судна.

6.1. В случае передачи по договору аренды (лизинга) гражданского воздушного судна на территории Российской Федерации, если в течение 90 календарных дней со дня передачи по договору аренды (лизинга) гражданского воздушного судна государственная регистрация гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации не осуществлена, налоговая база по услугам по передаче гражданских воздушных судов определяется налоговым агентом как стоимость этих услуг по договору аренды (лизинга).

В поле 108 нужно указать номер документа — основания платежа. Если это текущий платеж по налоговой декларации (в поле 106 стоит «ТП»), то нужно проставить ноль («0»). При погашении недоимки по требованию инспекции нужно проставить номер требования. При этом знак номера «№» не проставляется.

Компания или предприниматель также признаются налоговыми агентами при покупке работ и услуг у иностранных лиц, которые не состоят на налоговом учете в РФ. В этом случае уплатить НДС нужно одновременно с перечислением подрядчику денежных средств (п. 4 ст. 174 НК РФ). То есть в банк нужно представить два платежных поручения: одно — на перечисление денег иностранцу, другое — на перечисление в бюджет суммы удержанного НДС. В противном случае банк не примет платежку на выплату денежных средств иностранной компании или ИП (письмо Минфина РФ от 10.10.2023 № 03-07-08/77819).

  • приобретают товары у иностранных лиц, которые не состоят на налоговом учете в РФ;
  • арендуют или приобретают имущество, принадлежащее федеральным и региональным органам госвласти и муниципалитетам;
  • реализуют имущество по решению суда, а также продают бесхозные ценности, конфискованное имущество;
  • выступают посредниками при продаже товаров, работ, услуг иностранными лицами, которые не состоят на налоговом учете в РФ;
  • оказывают услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава или контейнеров на основании договоров поручения, комиссии, агентских договоров;
  • владеют судном, которое в течение 90 дней с момента покупки не было зарегистрировано в Российском международном реестре судов;
  • продают сырые шкуры животных, лом черных и цветных металлов, макулатуру,

В договоре установлено, что сумма арендной платы составляет 500 тыс. рублей без НДС. Налоговая база будет равна 500 тыс. 500 тыс. х 20 процентов = 600 тыс., а НДС — 100 тыс. рублей (600 тыс. х 20/120). Арендодателю следует перечислить арендную плату по договору 500 тыс. рублей и уплатить в бюджет НДС 100 тыс. рублей.

Федеральное казначейство переходит на новую систему счетов. С 01.01.2023 по 30.04.2023 действует переходный период, в течение которого функционируют одновременно два счета: банковские счета, которые в дальнейшем будут закрыты, и казначейские счета. С 01.05.2023 нужно будет использовать только новые реквизиты:

Для получения данного освобождения от обязательств уплаты по НДС не требуется каких-то специальных мер, а также нет необходимости уведомлять сотрудников налоговой службы о его применении. Юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю достаточно будет соблюдались условия, прописанные в положениях ст. 149 НК РФ.

Налоговый Кодекс также предусматривает возможность отказа от применения освобождения от НДС (п. 5 ст. 149 НК РФ), но только по тем операциям, перечень которых приведён в п. 3 ст. 149 НК РФ. Выгода данного отказа заключается в приобретении плательщиком налогов права на применение вычетов НДС и на отказ от ведения раздельного учёта.

Освобождение от налоговых обязательств, которое оформляется согласно положениям ст. 145 Налогового Кодекса РФ, относится ко всей, без исключения, деятельности плательщика налогов, а не только к отдельным видам бизнеса или каких-либо операций. При получении такого освобождения бизнесмену следует учитывать, что данная льгота не распространяется на обязательства по уплате импортного, а также агентского НДС (п. 3 ст. 145, ст. 161 НК РФ).

Отсутствие 3-месячной выручки не является препятствием к подаче документации на освобождение от НДС, т.е. законное право не исчислять и не уплачивать НДС могут запрашивать заново созданные юридические лица и индивидуальные предприниматели, на протяжении первого квартала работы (см. письмо Минфина от 23.08.2023 № 03-07-14/64961).

Получить разрешение не уплачивать налоговые обязательства согласно положениям ст. 149 Налогового Кодекса РФ можно в том случае, когда освобождение применяется не по деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в целом, а исключительно в отношении отдельных операций. Например, к таковым операциям относятся

П 8 ст 161 нк рф 2023

Получение пояснений имеет целью выяснение причин имеющихся в отчетности ошибок и противоречий. Поэтому при отсутствии таковых в налоговой декларации и представленных документах пояснения истребоваться не могут (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.05.2023 по делу № А78-5678/2013, ФАС Московского округа от 28.04.2012 по делу № А40-87461/11-99-409 и Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.09.2023 по делу № А03-18421/2013)

1. При проверке (камеральной или выездной) у вашего контрагента или у любого другого налогоплательщика c которым и у вас, и у проверяемого имеется какая-либо связь, в т.ч. контрагента второго и последующего звеньев (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.08.2023 № Ф09-4001/18 по делу № А60-47578/2023)

1. Любые документы, подтверждающие обоснованность применения заявленных в декларации вычетов, в т.ч. счета-фактуры; книги покупок и продаж (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.07.2023 № Ф06-9229/2023 по делу № А72-14847/2023); документы бухгалтерского и иного учета, подтверждающие оприходование товаров, работ, услуг (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.03.2023 № Ф09-781/19 по делу № А60-7088/2023); договоры и документы о приобретении продукции, акты выполненных работ, оказанных услуг, товарные накладные и т.п. (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.05.2023 по делу № А19-15468/2013)

3. Копии документов, оригиналы которых на дату оформления требования находятся в распоряжении налогового органа (постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.07.2023 № Ф01-2558/2023 по делу № А31-9307/2023, Северо-Западного округа от 21.01.2023 № Ф07-15324/2023 по делу № А42-3000/2023 и от 30.03.2023 № Ф07-1891/2023 по делу № А42-7924/2023) в т.ч. и в ситуации, когда налогоплательщик отказался получить их обратно (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17.04.2023 № Ф10-698/2023 по делу № А36-7272/2023)

Требование нужно уметь читать. И на основании прочтения принимать решение об исполнении этого требования (в том числе частичном) или об обжаловании требования в связи с его незаконностью. Ниже приведены сведения о том, в каком случае и что могут требовать налоговые органы.

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.
  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2023 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

Вас может заинтересовать :  Купить дверь косгу в 2023 году

Одновременно ФНС России обращает внимание на то, что в случае реализации сырых шкур и лома налогоплательщиками-продавцами, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Кодекса, а также лицами, не являющимися налогоплательщиками, обязанности налогового агента у покупателей (получателей) таких товаров не возникает. При этом продавцы указанных товаров в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют о и, соответственно, налог на добавленную стоимость не исчисляют.

При реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют о.

При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признся покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

1. Так, статья 161 Кодекса дополнена пунктом 8, согласно которому при реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов (далее – сырые шкуры и лом) налоговая база определяется налоговыми агентами исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 с учетом налога.

Налоговая база, указанная в абзаце первом настоящего пункта, определяется налоговыми агентами, если иное не установлено настоящим пунктом. Налоговыми агентами признся покупатели (получатели) товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой, или нет.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении ФАС Поволжского округа от 26.11.2012 № А55-2438/2012 (Определением ВАС РФ от 18.02.2013 № ВАС-752/13 отказано в передаче дела № А55-2438/2012 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления), имуществом должника может признаваться только то имущество, которое принадлежит ему на законных основаниях. При этом сумма НДС, перечисленная в соответствии с условиями договора, противоречащими требованиям законодательства, на счет должника, подлежащая уплате в бюджет, при применении положений пункта 4.1 статьи 161 НК РФ не входит в стоимость реализованного имущества, следовательно, не относится к имуществу должника и не может быть распределена в порядке статьи 138 Закона № 127-ФЗ.

Так, на основании пункта 1 статьи 313 ГК РФ исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично.

С указанной же даты перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения по НДС, дополнен операциями по выполнению работ (оказанию услуг) казенными учреждениями (подпункт 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ). Следовательно, казенное учреждение — арендодатель не предъявляет организации-арендатору сумму НДС в отношении сумм арендной платы.

Так, согласно пункту 1 статьи 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Внимание! Пунктом 3 статьи 161 НК РФ установлены особенности уплаты налога на добавленную стоимость при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, а также при реализации (передаче) на территории Российской Федерации имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего казну.

Как облагаются НДС электронные услуги иностранных компаний

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признаётся территория РФ, подлежит постановке на учёт в налоговом органе на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ[7]. Об этом также говорится в Письме Минфина России от 28.03.2023 № 03-07-08/21484[8]. Постановка на учёт иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признаётся территория РФ, и осуществляющей расчёты непосредственно с покупателями этих услуг, производится налоговым органом на основании заявления о постановке на учёт.

С 01.01.2023 обязанность по исчислению НДС возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, ИП или юридическое лицо. Российские организации — непосредственные покупатели таких услуг теперь не признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 174.2 НК РФ, письма Минфина России от 24.10.2023 № 03-07-08/76139, от 13.09.2023 № 03-07-05/65680, от 03.09.2023 № 03-07-08/62624, ФНС России от 29.05.2023 № СД-4-3/10374@)[6].

И здесь вступают в действие положения о налоговом агенте, установленные пунктом 2 статьи 161 НК РФ. Российские организации и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, не состоящей на учёте в России, обязаны исчислять и уплачивать НДС со стоимости таких услуг. Другими словами, разработчики ИП и организации должны удержать из комиссионного вознаграждения Apple российский НДС при его выплате в пользу Apple.

В общем же случае для принятия к вычету НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации в книге покупок регистрируется договор или расчётный документ, в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, и сумма НДС. Также указываются реквизиты документа о перечислении оплаты иностранной организации.

При этом позднее Минфин России высказался, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 10.04.2023 № 03-07-14/28744[13]).

П 8 ст 161 нк рф 2023

При реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также макулатуры налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3, с учетом налога.

При реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)».

Налоговая база, указанная в абзаце первом настоящего пункта, определяется налоговыми агентами, если иное не установлено настоящим пунктом. Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой, или нет.

В случае установления факта недостоверного проставления налогоплательщиком — продавцом товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в договоре, первичном учетном документе отметки «Без налога (НДС)» обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на такого налогоплательщика — продавца товаров.

Налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение специальных налоговых режимов в соответствии с главами 26.1, 26.2, 26.3, 26.5 настоящего Кодекса исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, начиная с периода, в котором указанные лица перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов.