Плата за сервитут: с НДС или без

Надо ли платить НДС при безвозмездном сервитуте

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции или эксплуатации линейных объектов, а также других нужд собственника недвижимого имущества. Обременение участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Когда участок не может использоваться в соответствии с его целевым назначением, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования. Сервитут подлежит обязательной регистрации. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать плату за пользование участком.

Перечни операций, освобождаемых от НДС, предусмотрены пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 НК РФ. В указанные перечни операции по передаче права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута, публичного сервитута) государственному казенному учреждению не включены.

В случае перехода прав на земельный участок сервитут сохраняется. Но при этом сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества. По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

Нужно; ли отражать плату за; сервитут подобно аренде земли у; госорганов

Добрый день,
Если организация заключила соглашение об установлении сервитута в отношении арендуемого земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, то плата за сервитут не является арендной платой за пользование земельным участком, поэтому на сервитут не распространяется льгота, установленная пп.17 п.2 ст. 149 НК РФ. Следовательно, плата за сервитут облагается НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Если сервитут предоставляется органом местного самоуправления, то при реализации органом местного самоуправления права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута), плательщиком НДС является орган местного самоуправления и, соответственно, покупатель такого права (арендатор земельного участка) налоговым агентом по НДС не признается.

По правилам ведения бухгалтерского учета в финансовой отчетности организации найдет свое отражение только плата за сервитут. Поставить сервитут на баланс в качестве актива нельзя, так как у фирмы нет на него права собственности, да и самого объекта в материально-вещественной форме не существует. Поэтому учесть сервитут нельзя даже за балансом. В финансовой отчетности условия сервитута раскрываются в пояснительной записке.

Что касается собственника участка (если оно физическое лицо), то в соответствии со статьёй 274 п.5, он имеет право устанавливать соразмерную плату для тех, кто пользуется частью его земли. Собственник в свою очередь платит за эту землю, земельный налог в полном объёме, вне зависимости от того, что часть земельного угодья находится под сервитутом. Поэтому, в этом случае, законодатель решил, что денежные отношения здесь урегулированы и в казну средства так же поступают.

Используют сервитут обычно для прохода или проезда, прокладки инженерных сетей (временных или бессрочных), доступа к прибрежным полосам и другое. Причина возникновения сервитута обусловливает срок, на который он оформляется. Для бухгалтерского учета специфика отражения будет единой. В дебете собираются все расходы на сервитут в корреспонденции со счетом расчетов с поставщиками.

Вот если бы фирма несла ответственность за утрату имущества, на которое оформлен сервитут, тогда такой объект мог бы отражаться за балансом, но не в самом балансе. Ведь это лишь обременение, а не отдельно существующий актив. Конечно, информация о его существовании вносится в кадастр недвижимости, но не на счета бухгалтерского учета компании, хотя сервитут и неразрывен с самим участком, на который он наложен и передать его отдельно от земли нельзя.

Доходы от сервитута в налоговом учете признаются и у налогоплательщиков на ОСНО и УСН. «Упрощенцы» признают такие доходы в момент получения платы за сервитут. Фирмы на общем режиме отражают их методом начисления в соответствии с условиями договора. Такие доходы признаются в качестве внереализационных при расчете базы для налогообложения прибыли.

Напомним, что согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются в том числе операции по передаче имущественных прав на территории Российской Федерации. В соответствии с абз. 5 п. 1 ст. 153 НК РФ при передаче имущественных прав налоговая база по НДС определяется с учетом особенностей, установленных ст. 155 НК РФ.

Права ограниченного пользования земельным участком могут предоставляться органом местного самоуправления. В этом случае возникает вопрос о налоговом агентировании в рамках ст. 161 НК РФ. Специалисты финансового ведомства в письме от 31.08. 2023 № 03-07-11/55858 разъяснили, что особенностей уплаты НДС при реализации органом местного самоуправления права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) п. 3 ст. 161 НК РФ не установлено. Таким образом, при реализации указанного права плательщиком НДС является орган местного самоуправления и, соответственно, покупатель такого права налоговым агентом не признается.

Минфин России в рассматриваемом письме указал, что особенности определения налоговой базы по НДС при реализации права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) ст. 155 НК РФ не установлены. Поэтому при предоставлении вышеназванных прав налоговую базу по НДС следует определять в соответствии с п. 2 ст. 153 НК РФ. Согласно этой норме налоговая база определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

В свою очередь собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком (п. 5 ст. 274 ГК РФ). Аналогичное положение содержится в п. 6 ст. 23 Земельного кодекса РФ.

Пунктом 1 ст. 274 ГК РФ установлено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Консультации экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ

На основании п. 2 ст. 39.25 Земельного кодекса РФ, плата за сервитут в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется в порядке, установленном, соответственно, Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления. При этом в п. 3 ст. 39.25 ЗК РФ указано, что плата за сервитут поступает землепользователю, с которыми заключено соглашение об установлении сервитута, а в случае, если соглашение об установлении сервитута заключено с уполномоченным органом, государственным или муниципальным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, — по этому соглашению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ.

Вас может заинтересовать :  Пособие малоимущим пермь

В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключает, в частности, землепользователь (п. 6 ст. 274 ГК РФ, п. 1 ст. 39.24 Земельного кодекса РФ). Под землепользователем в данном случае понимается лицо, владеющее и пользующееся земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, т.е. ФГБНУ (п. 3 ст. 5 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком (п. 5 ст. 274 ГК РФ, п. 6 ст. 23 Земельного кодекса РФ).

Особенности определения налоговой базы при реализации имущественных прав установлены ст. 155 НК РФ. Однако особенности определения налоговой базы при реализации права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной ст. 155 НК РФ не установлены. Поэтому налоговая база определяется в соответствии со ст. 153 НК РФ исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате имущественных прав (п. 2 ст. 153 НК РФ).

Статья 161 НК РФ, устанавливающая особенности и порядок уплаты НДС налоговыми агентами в том числе в случае аренды или реализации имущества казны, также не содержит специальных норм в отношении предоставления права ограниченного пользования земельным участком или объектом недвижимости (сервитута), находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, при предоставлении вышеназванных прав налоговую базу по налогу на добавленную стоимость следует определять в соответствии с пунктом 2 статьи 153 Кодекса, согласно которому налоговая база определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Следует отметить, что в соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи 153 Кодекса при передаче имущественных прав налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется с учетом особенностей, установленных статьей 155 Кодекса. При этом особенности определения налоговой базы по НДС при реализации права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 Кодекса не установлены.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются, в том числе операции по передаче имущественных прав на территории Российской Федерации.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Под убытками от установленного сервитута подразумеваются убытки, которые понес собственник земельного участка, обремененного сервитутом, в связи с досрочным прекращением его обязательств перед третьими лицами в результате установления сервитута. При этом убыток складывается из следующих составляющих (п. 5.1 Методических рекомендаций):

1. Соответствуют ли требования налоговиков действующему законодательству в отношении обязанности представлять декларацию? Являются ли правильным установление в договоре платы за земельный сервитут в виде двух составляющих, а также возмещение других расходов собственника земельного участка?

Наше предприятие осуществляет строительство на выделенном ему земельном участке. Для того чтобы подвести к строящемуся объекту коммуникации, которые проходят через другой земельный участок, предприятие заключило с органом местного самоуправления договор земельного сервитута.

Под упущенной выгодой понимается неполученный доход, который собственник земельного участка получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его права не были ограничены. Размер упущенной выгоды рассчитывается путем дисконтирования будущих неполученных доходов, которые собственник земельного участка получил бы при обычных условиях ведения деятельности на этом участке, если бы его права не были нарушены (п. 4 Методических рекомендаций). Дисконтирование – это приведение всех будущих доходов к дате проведения расчета убытков по соответствующей ставке дисконтирования. При определении ставки дисконтирования следует учитывать:

В соответствии с ЗК РФ ст.39.24; 39.25 Правообладатель предоставляет Пользователю право ограниченного пользования (далее — Сервитут) земельным участком сроком 1 год в целях обеспечения строительства сантехнических скважин (без возведения наземных капитальных объектов). Оплату за установление сервитута Пользователь обязан уплачивать в бюджет города Москвы — в лице Департамента городского имущества г. Москвы

По общему правилу правообладатель земельного участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых данный сервитут установлен (п. 5 ст. 274 ГК РФ, п. 12 ст. 23 ЗК РФ).
Плата за него может быть единовременной или периодической (п. 12 Обзора о сервитутах, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023). Впоследствии стороны могут изменить ее по соглашению или через суд (см. Позицию Верховного Суда РФ).

По общему правилу, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель также вправе требовать от установивших его органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату (п. 13 ст. 23 ЗК РФ).
Размер платы за частный сервитут (сервитут) определяют:
1) по соглашению сторон (п. 4 ст. 421 ГК РФ);
2) решением суда, если стороны не смогли договориться сами (п. п. 3, 5 ст. 274 ГК РФ, п. 10 Обзора о сервитутах, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023);
3) нормативными правовыми актами для некоторых случаев (например, п. 11 ст. 39.20, п. 2 ст. 39.25 ЗК РФ).
Плату за публичный сервитут можно установить решением об установлении публичного сервитута, соглашением о его осуществлении или через суд (пп. 9 п. 4 ст. 39.43, пп. 8 п. 1, п. 12 ст. 39.47, п. 2 ст. 39.50, п. 14 ст. 23 ЗК РФ).
Безвозмездный сервитут
Право собственника (правообладателя) обремененного участка на получение платы предусмотрено законодательством (п. 5 ст. 274 ГК РФ, п. п. 12, 13 ст. 23 ЗК РФ). Однако он может согласиться и на безвозмездный сервитут (п. 4 ст. 421 ГК РФ; также об этом праве собственника упоминается в п. 12 Обзора о сервитутах, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023).
Однако, если сервитут устанавливает суд, он должен определить размер платежей, если только собственник обременяемого участка не согласен на безвозмездное пользование (п. 12 Обзора о сервитутах, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023). Представляется, что безвозмездный сервитут не является дарением, поскольку не предполагает передачу самой вещи, то есть перехода права собственности или права требования (п. 1 ст. 572 ГК РФ). Сервитут — это право на вещь, а не право требования (п. 1 ст. 216 ГК РФ). Поэтому коммерческие организации также вправе устанавливать безвозмездный сервитут.
Публичный сервитут, не приводящий к существенным затруднениям использования земельного участка, должен быть безвозмездным (п. 13 ст. 23 ЗК РФ). Кроме того, предусмотрены случаи, когда публичный сервитут может быть только безвозмездным (п. 6 ст. 39.46 ЗК РФ). Например, только безвозмездным может быть публичный сервитут, установленный в отношении участка, правообладатель которого является стороной договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения (в целях исполнения которого данный сервитут и был установлен) (пп. 3 п. 6 ст. 39.46 ЗК РФ).

Вас может заинтересовать :  Сколько Раз Дается Материнский Капитал 2023

Облагается ли сервитут НДС

Другое же отличие сервитута от аренды — это ограниченность права пользования «сервитутным» участком. Эта ограниченность имеет два критерия: временной и пространственный. Временной означает, что лицо, в пользу которого установлен сервитут, как правило, не будет пользоваться участком постоянно, а лишь время от времени. Пространственное ограничение состоит в том, что сервитут осуществляется способом, наименее обременительным для собственника земельного участка, в отношении которого он установлен (ч. 4 ст. 98 ЗК).

В п/п. 2.37 постановления Пленума ВХСУ от 17.05.2011 г. № 6 указывается, что при определении условий сервитута необходимо учитывать расходы собственника (владельца) земельного участка относительно уплаты арендной платы, земельного налога, содержания придомовой территории и т. п. в части той площади, на которой установлен земельный сервитут. То есть кроме платы за пользование земельным сервитутом, собственник или землепользователь может требовать возмещения расходов, связанных с предоставлением участка в ограниченное пользование.

7 Конечно, это не нравится налоговикам. В консультации, опубликованной в «Вестнике налоговой службы Украины» № 10/2006, они рекомендовали местным советам более взвешенно подходить к вопросам распоряжения землями и переоформлять договоры земельного сервитута на договоры аренды. Почему? Потому что арендная плата за госкомземли не может быть меньше размера земельного налога, в отличие от сервитута, для которого не существует ограничений при исчислении платы за его использование. В результате предоставление земельных участков не в аренду, а установление в отношении их земельного сервитута, отмечается в консультации, приводит к необоснованным потерям бюджетных средств. К тому же арендаторы должны представлять в налоговые органы декларации по плате за землю. Тоже контроль.

Если речь идёт о стандартной форме налогообложения, то здесь необходимо будет произвести признание расходов на оплату пользования сервитутом в качестве прочих оправданных и документально подтвержденных расходов (в соответствии с требованиями пп.49 п.1 ст.264 Налогового Кодекса Российской Федерации). Признать такие расходы будет необходимо в целях формирования базы обложения прибыли.

Выше мы уже подчеркивали, что земельную декларацию обязаны представлять именно плательщики платы за землю. Поскольку «сервитутщики», как выяснилось, не являются плательщиками платы за землю, то и представлять такие декларации им не нужно. 7 Тем же субъектам хозяйствования, которые последуют настойчивым советам местных налоговиков, придется решать кроссворд по заполнению налоговой декларации по плате за землю, ведь она не предназначена для целей отражения в ней платы за сервитут госкомземель.

ВС разъяснил, как повысить плату за сервитут

ВС, в частности, отмечает, что условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы. Каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом.

В другом деле предприниматель обратился с иском об изменении (увеличении) размера платы за сервитут, установленный соглашением, ссылаясь на то, что плата, которая была согласована сторонами, подлежит пересмотру, поскольку изменился характер и объем пользования его участком (увеличены интенсивность движения и грузоподъемность автотранспортных средств обладателя сервитута). Однако ответчик отказался от внесения изменений в договор.

Рассматривая спор, судебные инстанции, с учетом доводов и доказательств, приведенных сторонами, а также заключения эксперта об определении платы и о реальном использовании ответчиком земельного участка истца для проезда к своему объекту недвижимости, пришли к выводу о необходимости внесения изменений в условия соглашения о плате за сервитут и об увеличении ее размера с 3 500 до 5 000 рублей ежемесячно.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, пункт соглашения об установлении сервитута о плате был изложен в редакции, предложенной обществом: «Плата за сервитут составляет 1 000 рублей в месяц. Плата за пользование подлежит ежегодному изменению на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключено настоящее соглашение».

При этом суды указали, что истец доказал увеличение объема ограничения его прав по сравнению с моментом заключения соглашения ввиду увеличения площади используемого ответчиком земельного участка, количества автотранспортных средств, интенсивности движения.

Оплата за сервитут: учет и налогообложение

Расчет соразмерной платы за сервитут осуществляется на основании договора на оказание услуг по оценке соразмерной платы за сервитут и оформляется письменным заключением о величине соразмерной платы за сервитут, содержащим итоговую величину соразмерной платы за сервитут (п. п. 6.1, 6.3 Временных методических рекомендаций).

Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, в том числе сервитут подлежат государственной регистрации (ст. 4 Закона N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). За государственную регистрацию сервитутов взимается государственная пошлина в размере 4000 руб. (пп. 24 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ).

Частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, других нужд собственников земельных участков, обладателей права постоянного (бессрочного) пользования, обладателей права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, собственников иных объектов недвижимости, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

При этом сервитут может быть установлен только в отношении земельного участка, находящегося в собственности, но в интересах, как собственника соседнего участка, так и его пользователя или владельца (ФАС Московского округа в Постановлении от 4 марта 2010 г. N КГ-А41/14225-09).

Вас может заинтересовать :  Куда подают на чернобыльские таблетки

Согласно временным методическим рекомендациям по оценке соразмерной платы за сервитут (утв. Руководителем Росземкадастра 17 марта 2004года) плата за сервитут должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику земельного участка или объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением прав в результате установления сервитута.

ВС РФ об; установлении сервитута на; земельный участок

Сервитут запрашивается в отношении недвижимого имущества, которое можно использовать для предпринимательской деятельности:

  • если у сторон спора есть статус предпринимателей,
  • если спор идёт между ИП в отношении земли, не используемой для предпринимательской деятельности.

Заявителю отказали в регистрации сервитута, потому что данных о части земельного участка не было в ЕГРН. И порекомендовали:

  • провести кадастровые работы,
  • определить координаты характерных точек границ части участка,
  • поставить на кадастровый учет часть земельного участка.

Верховный суд в пример приводит определение районного суда. Он прекратил производство по иску об установлении сервитута. Истец имел статус индивидуального предпринимателя и просил установить сервитут в отношении земли. Сервитут ему был нужен, чтобы обеспечить доступ к принадлежащему ему земельному участку и нежилым помещениям.

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды рассматривают:

  • экономические споры;
  • дела с участием ЮЛ и ФЛ, осуществляющих предпринимательскую
  • деятельность без образования юридического лица и имеющих статус ИП;
  • дела с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов и т.д..

Заявитель обратился последовательно в несколько судов, но везде проиграл. Наконец, дело дошло до окружного суда. Его постановление отменило решения предыдущих судов, потому что в Законе о государственной регистрации прав нет обязательного требования о кадастровом учёте части земельного участка при заключении соглашения о сервитуте.

Как рассчитать стоимость сервитута

Если земельный участок поставлен на кадастровый учет, сведения о его стоимости содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Получить сведения можно на публичном кадастровой карте Росреестра, для этого достаточно перейти по ссылке
и в открывшемся окне ввести кадастровый номер земельного участка.

В таком случае плата за сервитут рассчитывается следующим образом: 1,5 процента от произведения площади земельного участка в границах действия сервитута, устанавливаемых в соответствии со схемой границ сервитута
на кадастровом плане территории, на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, категория которых не установлена, по муниципальному району, городскому округу, на территории которого планируется заключение такого соглашения, за каждый год срока действия сервитута.

Значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в муниципальном образовании можно уточнить в администрации. Кроме того, результаты государственной кадастровой оценки земель опубликованы Минэкологии МО и содержатся в основных справочно-правовых системах.

В случае установления сервитута в отношении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на срок до трех лет, проведение кадастровых работ и внесение сведений о сервитуте
в государственный кадастр недвижимости не требуется.

В случае установления постоянного сервитута или срочного сервитута
на срок три года и более, земельный участок, сведения о сервитуте и его границах подлежат обязательному внесению в государственный кадастр недвижимости, земельный участок имеет кадастровый номер.

Согласно мнению, озвученному в этом письме, плата за пользование земельным участком должна соответствовать тем неудобствам и ограничениям, которые испытывает собственник земельного участка в связи с использованием его участка обладателем сервитута. При этом размер такой платы может быть определен на основании материалов оценки в соответствии с правилами Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Для расчета платы за сервитут можно руководствоваться Временными методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Росземкадастром 17 марта 2004 г. (далее – Методические рекомендации). Пунктом 2.2 Методических рекомендаций определено, что величина соразмерной платы за сервитут складывается из следующих составляющих:

Со ссылкой на определение Верховного суда РФ от 12 июля 2006 г. № 5-Г06-57 в письме указано, что объектом налогообложения по земельному налогу вправе выступать лишь сформированный земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет.

Также порядок государственной регистрации сервитутов на земельные участки регламентируется Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минюста России от 26 июля 2004 г. № 132. Если на одном земельном участке устанавливают несколько сервитутов, то в отношении каждого из них в Едином государственном реестре делают отдельную запись.

Под убытками от установленного сервитута подразумеваются убытки, которые понес собственник земельного участка, обремененного сервитутом, в связи с досрочным прекращением его обязательств перед третьими лицами в результате установления сервитута. При этом убыток складывается из следующих составляющих (п. 5.1 Методических рекомендаций):

В частности, п.3 этой статьи говорит, что если соглашение об установлении сервитута и назначении порядка выплат за его использование не подписано в течение года, инициатор установления сервитута вносит всю сумму в депозит нотариуса по месту нахождения обремененного участка и приступает к использованию своего права.

В случае, если рассматривается вопрос об обложении налогом владельца земельного участка, то здесь речь идет о налоге на добавленную стоимость (так как такой налог устанавливается на продаваемые или передаваемые в пользование товары, работы или услуги — в конкретном случае речь идет об услугах), так и о втором налоге (в случае, если владелец участка — физическое лицо — речь идет о налоге на доходы физических лиц, а если юридическое — налог на прибыль организации).

Режим выплат также определяется в тексте договора или специально оформленном дополнительном соглашении на основе некоторого перечня данных:

Владелец участка, в отношении которого установлен сервитут, может в любой момент обратиться к нотариусу за этими средствами (но уже за вычетом комиссии, которую нотариус вправе взимать за хранение средств), но для получения суммы он должен обязательно предъявить подписанное с инициатором сервитута соглашение об установлении такого обременения.

  • Если изменяется степень обременения, установленного на земельный участок;
  • Если изменению подвергается срок использования сервитута (этот показатель напрямую заложен в расчет стоимости установленного сервитута);
  • Изменение соразмерной платы за сервитут может произойти в том случае, если стороны по своему обоюдному согласию высказали такое желание ввиду необходимости изменения установленного сервитута как в сторону увеличения обременения, так и в сторону уменьшения;
  • Соразмерная плата за публичный сервитут может быть изменена только в одном случае: если изменению подвергается тот нормативный акт, который этот сервитут установил. Если таких изменений нет, то и плату за сервитут изменять нельзя, независимо от того, в какую сторону происходит такое изменение.