Последствия чернобыля для мсэк, критерии инчалидности

Содержание

Как оформить инвалидность после изменений 2021 года

  • имеющим заболевания, дефекты, необратимые изменения или нарушения, включенные в перечень, утвержденный постановлением правительства № 95 от 20.02.2006;
  • направляемым на МСЭ с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) при наличии ранее проведенных в течение 12 месяцев обследований, подтверждающих заболевания, дефекты, необратимые изменения и степень выраженности нарушений функций органов и систем организма.
  • медицинским учреждением по факту проведения комплекса мероприятий, несмотря на которые сохраняется стойкое нарушение функций организма;
  • ПФР или соцзащитой — при наличии документов, которые подтверждают отклонения в функциях из-за болезни, травм, дефектов.
  1. Установление диагноза в медицинском учреждении.
  2. Медорганизация самостоятельно направляет документы на МСЭ.
  3. Пациента вызывают для прохождения комиссии.
  4. Документы с результатами и установленной группой направляют в ПФР для назначения пенсии.

Для II группы показателем является отклонение от нормы в 70-80%. Человек в состоянии совершать простые действия (в том числе прибегая к спецсредствам или помощи иных лиц). Он работает, несмотря на физические или психические отклонения, но в особых условиях. Среди заболеваний:

  • рак в начальной стадии;
  • отсутствие одного глаза;
  • птоз одного глаза (постоянный, сохраняющийся после лечения);
  • двусторонняя глухота;
  • дефекты челюсти при отсутствии способности жевать;
  • дефекты лица, устранимые только путем хирургического вмешательства;
  • дефекты костей черепа;
  • паралич кисти, одной из конечностей, вызывающий гипотрофию мышц;
  • наличие инородного предмета в головном мозге после травмы;
  • установка инородного тела в область сердца (кардиостимулятор, искусственный клапан);
  • ампутация кисти, одного или нескольких пальцев;
  • одна почка или легкое.

Однако при назначении пенсии по потере кормильца-участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на военные сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой, требуется заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы.

До вступления в силу Разъяснения (до 27.05.2003), причина инвалидности данной категории граждан устанавливалась с формулировкой, предусмотренной Указанием Министерства социальной защиты населения РСФСР от 11.09.1992 № 1-76-У, — «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ЧАЭС». В соответствии с пунктом 12 Разъяснения, устанавливается причина инвалидности «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС».

Для бывших военнослужащих и граждан из числа гражданских лиц, призванных на военные сборы, ставших инвалидами в результате заболеваний, полученных при исполнении обязанностей, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, пунктом 12 Разъяснения предусмотрена мотивировка причины инвалидности «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС».

Дети ликвидаторов не приравнены по статусу к ликвидаторам.
Дети 1-го и 2-го поколения имеют право на льготы и компенсации на основании удостоверений и заключений межведомственного экспертного совета.
Причина инвалидности льготой не является, поэтому по достижении возраста 18 лет дети из категории «ребёнок-инвалид» переходят в категорию «инвалидов с детства» («чернобыльские причины инвалидности им не устанавливаются»).

На граждан из числа гражданских лиц, призванных на военные сборы, ставших инвалидами в результате заболеваний, полученных при исполнении обязанностей, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.02.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», статус военнослужащих распространяется только в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом и другими федеральными законами и нормативными правовыми актами (к примеру, эта категория граждан подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» отнесена к ветеранам боевых действий). Однако пункт 3 статьи 14 Закона РФ «О ветеранах», предусматривающий приравнивание военнослужащих и лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), к инвалидам войны, соответствующих норм в отношении лиц, призванных на военные сборы, не содержит.
На граждан, инвалидность которым обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС, меры социальной поддержки, предоставляемые в силу п. 3 ст. 14 данного документа, не распространяются, поскольку установленные данной нормой льготы предоставляются гражданам, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей то есть при наличии формулировки инвалидности «военная травма» (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2006 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006).

Переосвидетельствование, подтверждение инвалидности ликвидаторам ЧАЭС

Если отказали в присвоении инвалидности, то такое решение надо оспаривать в порядке подчиненности или в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих установлен Разделом V » Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы», утвержденного Приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59 н. Получать инвалидность необходимо в установленном порядке. Критерии присвоения инвалидности в Молдове могут не соответствовать применяемым в РФ, а при этом РФ не обязана признавать подобные статусы лиц, полученные ими в иностранных государствах. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в ст. 1 гласит:

Вопрос установления инвалидности решится только на МСЭ, которая проводится в соответствии с Приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59 н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы». При этом «Правила признания лица инвалидом» утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95.

Решение Федерального бюро МСЭ можно обжаловать только в суд. Решение главного бюро МСЭ по субъекту РФ можно обжаловать в Федеральное бюро МСЭ и (или) в суд. Решение бюро — филиала бюро МСЭ по субъекту РФ можно обжаловать в главное бюро МСЭ и (или) в суд (п. п. 42 — 46 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95).

Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 10.08.2016) «О порядке и условиях признания лица инвалидом»VI. Порядок обжалования решений бюро,главного бюро, Федерального бюро 42. Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.43. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.44. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.45. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.46. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 28.12.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»Статья 24. Организация медицинского обслуживания и радиационной защиты лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭСУстановление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Сейчас это достаточно распространенное явление, видимо просто государственная политика с целью снижения расходов на население. Надо обжаловать Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» VI. Порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро

Вас может заинтересовать :  График зачисления пенсии на карту сбербанка 2022

В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.

В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного или уполномоченного представителя), либо по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам);

Как оформить инвалидность

(Приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н (ред. от 05.07.2016) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2016 N 40650) Зарегистрировано в Минюсте России 20 января 2016 г. N 40650)

При установлении инвалидности учитывается количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций организма человека при новообразованиях. Она основывается преимущественно на оценке локальных факторов прогноза: локализация и размер опухоли, анатомическая форма роста, темп роста, степень прорастания стенки органа (степень инвазии), гистологическое строение и степень дифференцировки, степень злокачественности, характер поражения регионарных лимфатических узлов, наличие или отсутствие отдаленных метастазов, стадия опухолевого процесса (по системе TNMG). Учитывается также возможность адаптации и компенсации, наличие осложнений.

Если вам отказывают в направлении на МСЭ, то должны выдать справку об отказе в направлении на МСЭ, что дает вам право подать документы на МСЭ самостоятельно без направления (п. 19 Правил признания лица инвалидом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №95).

Работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья (ст. 73 ТК РФ), за работником сохраняется прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода. Также, согласно п. 9 Правил признания лица инвалидом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №95, инвалидность I группы устанавливается на два года, а инвалидность II и III групп — на один год. Таким образом, если работник-инвалид, нуждающийся в более легкой работе, предоставил работодателю документы, подтверждающие установление инвалидности на указанный срок, оформляется временный перевод.

Работник вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, указанных в ИПРА (ИПР), а также от реализации программы в целом. В этом случае работодатель освобождается от ответственности за ее исполнение. (ч. 5 ст. 11 Закона N 181-ФЗ, ч. 7 ст. 11 Закона N 181-ФЗ.)

5 Утверждена постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 5 декабря 2002 г., регистрационный N 3999) с изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. N 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный N 32284) и от 14 ноября 2016 г. N 640н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2016 г., регистрационный N 44893).

п. 1) инвалидность вследствие ранения (контузии, увечья), полученного в связи с участием в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 г. в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан;

14 Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1993 г. N 596 «О порядке установления инвалидности лицам, принимавшим участие в боевых действиях в составе партизанских частей и соединений в период Великой Отечественной войны в тылу противника» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 19, ст. 1684).

18. Причина инвалидности «заболевание (ранение, контузия, увечье), полученное лицом, обслуживавшим действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий» устанавливается гражданам, упомянутым в подпункте 6 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» 26 , если инвалидность указанной категории граждан наступила вследствие заболевания (ранения, контузии, увечья), полученного при обслуживании действующих воинских частей Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившихся на территориях других государств, в период ведения в этих государствах боевых действий.

Основанием для установления указанной причины инвалидности являются медицинские документы медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, в которой пострадавший находился на лечении, подтверждающие, что нарушение здоровья, приведшее к инвалидности, развилось в результате аварии в г. Арзамасе 4 июня 1988 г.;

В случае признания инвалидами вышеназванных лиц в соответствии с Законом Российской Федерации причина инвалидности устанавливается: «увечье связано с аварией на ЧАЭС», а для инвалидов из числа военнослужащих и лиц, приравненных к ним по пенсионному обеспечению: «Увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ЧАЭС».

В соответствии с Законом Российской Федерации от 13 июня 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями Чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации.

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;

Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопросов об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения ущерба, причиненного здоровью граждан, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Врачебно-трудовые экспертные комиссии устанавливают причинную связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в отношении следующих лиц (из указанной выше категории):

Постановление Конституционного Суда РФ от N 7-П; По делу о проверке конституционности пункта 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ; О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ; О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; и в статью 2 Федерального закона; О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; и положения пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 22 августа 2004

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был внесен ряд изменений и дополнений, в том числе в части установления инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы компенсаций и льгот. Так, пунктом 25 части первой статьи 14 названного Закона в новой редакции, вступившей в силу 2 марта 1996 года, инвалидам-чернобыльцам гарантировалось возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности.

Поскольку право на возмещение такого вреда возникло у них до вступления в силу названного Федерального закона, им была обеспечена возможность его реализации в объеме, который был признан государством в конкретных правоотношениях. Уменьшение объема возмещения вреда вступало бы в противоречие с вытекающими из Конституции Российской Федерации требованиями стабильности длящихся конституционно-правовых отношений и запретом умаления или ограничения права на возмещение вреда при совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.

Если же инвалидность была установлена на определенный срок, то при очередном переосвидетельствовании учреждением медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием соответствующих классификаций и критериев (статьи 1, 7 и 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») может быть принято решение об отказе в подтверждении инвалидности либо об изменении группы инвалидности.

Вас может заинтересовать :  Программа Для Многодетных Семей В Ставропольском Крае

При этом ограничение сохраняемых за такими лицами сумм возмещения вреда максимальным размером 10 000 руб., предусмотренное частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, было признано Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим статьям 42 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, которые предполагают стабильность длящихся конституционно-правовых отношений и недопустимость понижения ранее установленного объема возмещения вреда, а следовательно, запрет умаления или ограничения права на возмещение вреда при совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы. Исходя из конституционных принципов справедливости, равенства всех перед законом, а также принимая во внимание равенство ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, и с учетом того, что предельный уровень возмещения вреда не должен быть ниже, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства, в данном случае ориентирующее значение было придано уровню возмещения вреда, предусмотренному законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пункты 3.1 — 3.3 мотивировочной части, пункты 1 и 3 резолютивной части Постановления от 19 июня 2002 года N 11-П).

4. Таким образом, пункт 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и положение пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку данные нормы в их взаимосвязи — по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — не предполагают возможность снижения исчисленного из среднего заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, установленной гражданам, которые до 15 февраля 2001 года были признаны инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы и которым при очередном переосвидетельствовании была установлена более низкая группа инвалидности без определения степени утраты профессиональной трудоспособности.

13.1. Граждане, которым установлена категория «ребенок-инвалид», по достижении возраста 18 лет подлежат переосвидетельствованию в порядке, установленном настоящими Правилами. При этом исчисление сроков, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 13 настоящих Правил, осуществляется со дня установления им категории «ребенок-инвалид».

Категория «ребенок-инвалид» сроком на 5 лет, до достижения возраста 14 лет либо 18 лет устанавливается гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделами I, II и II(1) приложения к настоящим Правилам.

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории «ребенок-инвалид») по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом I приложения к настоящим Правилам;

п) заболевание (ранение, контузия, увечье), полученное лицом, обслуживавшим действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий;

е) заключения межведомственных экспертных советов о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием — для установления причин инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», непосредственного участия в действиях подразделений особого риска.

Заявление в день его подачи проходит процедуру регистрации в журнале входящей документации. Если заявление о предоставлении государственной услуги подано без необходимых документов, то данные документы должны быть представлены получателем государственной услуги в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления. Срок предоставления государственной услуги в данном случае исчисляется с даты подачи необходимых документов. Датой подачи необходимых документов считается дата их регистрации в журнале регистрации входящей документации.

Заключение об установлении причины смерти, оформленное в виде электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро, главного (Федерального) бюро (уполномоченного заместителя руководителя главного (Федерального) бюро) и доводится до получателя государственной услуги с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе посредством Портала.

в) сведения, представленные организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, и подтверждающие наличие оснований для отнесения начала заболевания бывшего военнослужащего к периоду пребывания на фронте (к периоду выполнения интернационального долга в Республике Афганистан) — для установления причины инвалидности «военная травма» без военно-медицинских документов;

б) сведения, представленные медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, и подтверждающие наличие нарушения здоровья, которое привело к стойким ограничениям жизнедеятельности у заявителя в возрасте до 16 лет (у учащихся — до 18 лет) вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны — для установления причины инвалидности «инвалид с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанной с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны»;

Эксперт отметила, что начиная с 2003 г. медико-социальные экспертные учреждения продлевали инвалидность чернобыльцам, но вопрос по определению (продлению) степени утраты трудоспособности экспертами не затрагивался. «Это давало незаконные основания снижать объем суммы возмещения вреда такой категории граждан и переводить инвалидов-чернобыльцев на суммы возмещения в твердых размерах в зависимости от имеющейся у них группы инвалидности, что на практике составляло гораздо меньшие суммы выплат, нежели те, которые ликвидаторы получали до введения изменений в законодательство», – указала Марина Сомова.

В обоснование своей позиции суды указали, что действующее правовое регулирование не предусматривает изменения размера возмещения вреда в связи с изменением степени утраты трудоспособности, а при введении в действие поправок в Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, которые были признаны инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы до его вступления в силу (то есть до 15 февраля 2001 г.), было предоставлено право на сохранение ежемесячной денежной компенсации в ранее назначенной сумме, но не право выбирать способ определения размера ежемесячных выплат в возмещение вреда.

В 1997 г. он был признан инвалидом III группы вследствие чернобыльской катастрофы с утратой 60% профессиональной трудоспособности. В 1998 г. в связи с ухудшением течения заболевания он был направлен на досрочное переосвидетельствование, по результатам которого ему установили инвалидность II группы с утратой 90% профессиональной трудоспособности сроком на 5 лет. В 2003 и 2008 гг. наличие у него инвалидности данной группы было подтверждено, при этом освидетельствование в целях определения степени утраты профессиональной трудоспособности не проводилось и, соответственно, степень утраты трудоспособности не изменялась.

Адвокат АК «Гражданские компенсации» Марина Сомова подчеркнула, что рассматриваемое постановление является революционным, так как защищает права инвалидов-чернобыльцев, которые получили группу инвалидности до 15 февраля 2001 г. и которым инвалидность была установлена на определенный срок.

Конституционный Суд подчеркнул, что законодатель, сообразуясь с конституционными нормами и принципами, предоставил равную возможность выбора ежемесячной денежной компенсации в твердом размере, если он окажется выше ранее назначенного (например, в случае усиления группы инвалидности), на условиях, которые определены для граждан, впервые обратившихся за установлением данной выплаты после 15 февраля 2001 г.

ВМП оказывается в соответствии с Перечнем видов ВМП, включенных в базовую программу ОМС, и Перечнем видов ВМП, не включенных в базовую программу ОМС. Независимо от вида ВМП является бесплатной, поскольку включена в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и финансируется ФФОМС.

Работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья (ст. 73 ТК РФ), за работником сохраняется прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода. Также, согласно п. 9 Правил признания лица инвалидом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №95, инвалидность I группы устанавливается на два года, а инвалидность II и III групп — на один год. Таким образом, если работник-инвалид, нуждающийся в более легкой работе, предоставил работодателю документы, подтверждающие установление инвалидности на указанный срок, оформляется временный перевод.

Вас может заинтересовать :  Экзамен охранника 6 разряда 2022г

Обязанность работника представлять документы, подтверждающие его инвалидность, работодателю нормативно не предусмотрена. Работник может представить такие документы по собственному желанию, причем как при приеме на работу, так и в процессе трудовой деятельности.

Если получатель государственной услуги не может явиться в бюро и необходимо провести МСЭ на дому, дополнительно представляется соответствующее заключение медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (п. 90 Регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы).

ИПРА инвалида — комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Как оформить инвалидность: о прохождении медико-социальной экспертизы

Решение о признании человека инвалидом принимается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы по результатам экспертизы. Однако много вопросов о том, как оформить инвалидность поступает в Департамент труда и соцзащиты Москвы. Рассказываем алгоритм действий.

  • Согласие гражданина (его законного или уполномоченного представителя);
  • Документ, удостоверяющий личность (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность), для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ — дополнительно «вид на жительство»; удостоверение беженца предъявляется лично, для иногородних граждан — свидетельство о регистрации по месту проживания;
  • Направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией или органом социальной защиты населения, или пенсионным органом;
  • Акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (заверенная копия);
  • Акт о профессиональном заболевании (заверенная копия);
  • Для уволенных с военной службы — свидетельство о болезни, составленное ВВК (заверенная копия, подлинник предъявляется лично);
  • Заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, инвалидности с воздействием радиоактивных факторов (заверенная копия, подлинник предъявляется лично);
  • Удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС или проживающего в зоне отчуждения или отселения (копия, подлинник предъявляется лично);
  • Копия трудовой книжки;
  • Медицинские или военно-медицинские документы, свидетельствующие о состоянии здоровья гражданина (амбулаторная карта, выписки из стационаров, заключения консультантов, результаты обследования, красноармейская или военная книжка, справка о ранении и другое);
  • Профессионально-производственная характеристика с последнего места работы.

Признание гражданина инвалидом, срок переосвидетельствования которого наступает в период действия Временного порядка, при отсутствии направления на МСЭ осуществляется путем продления ранее установленной группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»), причины инвалидности, а также разработки новой индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), включающей ранее рекомендованные реабилитационные или абилитационные мероприятия.

Если по результатам проведенной экспертизы человек не признан инвалидом, то ему, по желанию заявителя, выдается справка о результатах МСЭ. Обжаловать решение МСЭ можно в течение месяца с момента проведения экспертизы обратившись в бюро, проводившее МСЭ, в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде на сайте Госуслуг. Также в бюро работает горячая линия по вопросам медико-социальной экспертизы: 8 (495) 916-03-09.

Направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ) можно получить в медицинских организациях, а также в органах, осуществляющих пенсионное обеспечение, в органах социальной защиты населения при наличии у гражданина медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. Только лечащий врач, зная диагноз, результаты лечения, реабилитации и абилитации пациента, определяет, есть ли признаки инвалидности, поэтому лучше всего обращаться за направлением на МСЭ к нему.

Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 № 16/19 (пункт 33) «заключение о причинной связи смерти бывших военнослужащих с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным в период прохождения им военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин; заключение о причинной связи смерти лица с катастрофой на Чернобыльской АЭС и другими радиационными и техногенными катастрофами подтверждается Федеральным учреждением медико-социальной экспертизы».
В соответствии с разъяснением Заместителя руководителя Департамента по вопросам социальной защиты Минтруда России, данным в ответ на наш запрос письмом от 16.06.2004 № 1841-14, межведомственные экспертные советы выносят медицинские заключения о причинной связи смерти с последствиями чернобыльской катастрофы, а учреждения медико-социальной экспертизы принимают медико-социальные экспертные решения в отношении причинной связи смерти пострадавших лиц.
При формулировании причин смерти пострадавших лиц, учреждения МСЭ используют Разъяснение.
В связи с этим медико-социальные экспертные решения учреждений МСЭ не могут просто дублировать заключения межведомственных экспертных советов, что подтверждается и письмом Заместителя руководителя Департамента по вопросам социальной защиты Минтруда России А.М.Панова от 02.07.2007 №1879-18 в ответ на наш запрос.

В соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», под увечьем, полученным в период прохождения военной службы, подразумевается ранение, травма, контузия.
Закон № 1244-1, являющийся специальным для граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, предусматривает установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности, а не военной травмы и инвалидности, с последствиями Чернобыльской катастрофы.
Кроме того, подпунктом «г» пункта 41 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 № 123, определено, что военно-врачебная комиссия при установлении причинной связи заболеваний военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС выносит заключение с формулировкой «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС».

В Разъяснении Минтруда России приведены формулировки причин инвалидности в зависимости от отнесения к той или иной категории граждан, поименованной в статье 13 Федерального закона № 1244-1.
Для бывших военнослужащих, у которых инвалидность наступила вследствие заболевания, связанного с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, либо вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, предусмотрены мотивировки причин инвалидности соответственно «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС» (пункт 9 Разъяснения) и «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС» (пункт 10 Разъяснения) (устанавливается на основании соответствующего заключения ВВК.

Что касается срока, на который устанавливается инвалидность, то согласно ст. 29 Закона № 1244-1, очередное переосвидетельствование лиц, указанных в этой статье, производится через пять лет, при этом лицам, достигшим возраста выхода на пенсию, инвалидность устанавливается бессрочно. Возраст же выхода на пенсию данной категории граждан определён ст. 28.1: для мужчин — 50 лет, для женщин — 45 лет.

Установление причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего, возложено на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (пункт 6 статьи 8) и приказом Минздравсоцразвития России от 17.11.2009 № 906н (ранее — постановлением Правительством РФ от 16.12.2004 № 805).

О порядке признания лица инвалидом и установления степени утраты профессиональной трудоспособности

В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро направления на медико-социальную экспертизу. Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).

В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается первая, вторая или третья группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

Гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом III приложения к Правилам признания лица инвалидом, при первичном признании гражданина инвалидом устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, – категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет.

Степень утраты профессиональной трудоспособности при повторных несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях определяется на момент освидетельствования по каждому из них раздельно, независимо от того, имели они место в период работы у одного работодателя или разных работодателей, с учетом профессиональных знаний и умений пострадавшего и в целом не может превышать 100 процентов.