Применение мсфо в россии 2023

О введении в действие на территории РФ четырех документов МСФО

  • документ МСФО «Поправки к ссылкам на «Концептуальные основы» (Поправки к МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнесов»)»;
  • документ МСФО «Основные средства — поступления до использования по назначению (Поправки к МСФО (IAS) 16 «Основные средства»)»;
  • документ МСФО «Обременительные договоры — затраты на исполнение договора (Поправки к МСФО (IAS) 37)»;
  • документ МСФО «Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2023 — 2023 гг.».

МСФО в 2023 году: тенденции и перемены

  • основные формы отчетности (Совет по МСФО решил выпускать стандарт, но дальнейшие сроки не указал);
  • пересмотр МСФО для малого и среднего бизнеса;
  • финансовые инструменты с характеристиками капитала;
  • обязательства при продаже с обратной арендой;
  • объединения бизнесов под общим контролем;
  • пенсионные обязательства, зависящие от доходности на активы;
  • изучение практики применения МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность», МСФО (IFRS) 11 «Совместное предпринимательство» и МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других организациях», МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты»;
  • гудвил и обесценение (дискуссионный документ/ discussion paper);
  • проект стандарта ED/2023/1 «Активы и обязательства в сфере тарифного регулирования» (Regulatory Assets and Regulatory Liabilities), который в дальнейшем заменит МСФО (IFRS) 14 «Счета отложенных тарифных разниц»
  • поправки к МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов»

Основная цель правок, вносимых Советом, – повышение качества финансовой отчетности, поскольку ожидается, что данные правки помогут составителям выявлять и раскрывать существенную информацию об учетной политике и исключать несущественную, которая может завуалировать важные данные.

В 2023 году был совершен еще один важный шаг российского регулятора в сторону МСФО: теперь еще один значимый блок работы Совета по МСФО в виде дополнительных рекомендаций будет официально публиковаться Минфином в переводе на русский язык. До настоящего времени отечественным финансистам были доступны только сами стандарты МСФО (IAS и IFRS) и разъяснения к ним (SIC и IFRIC), а Основы для выводов (Basis for Conclusion) и Практические рекомендации (Practice Statement) официально переведены не были. А в конце января 2023 года Минфин опубликовал документ Практические рекомендации №2 по применению МСФО «Формирование суждений о существенности» (Practice Statement 2 Making Materiality Judgements). Соответственно, в ближайшее время будем ожидать перевода практических рекомендаций №1 «Комментарии менеджмента» (Practice Statement 1: Management Commentary), в который Совет по МСФО планирует внести изменения в апреле 2023 года.

Стоит отметить также корректировки, внесенные Советом в выпущенные ранее поправки к МСФО (IFRS) 16 «Аренда», направленные на упрощение учета уступок по аренде у арендаторов. Если быть точным, было скорректировано одно из условий дополнительного освобождения от учета модификации аренды (для уступок по аренде, возникающих как прямое следствие пандемии COVID-19 в 2023 году). Напомним, что предлагаемое упрощение практического характера в виде освобождения от модификации договора аренды (с последующим пересчетом всей расчетной модели по аренде) могло быть применено при одновременном выполнении следующих условий:

Немного более подробно посмотрим в настоящей статье изменения МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Итак, в МСФО (IAS) 1 произошли изменения в части требований к раскрытию в финансовой отчетности положений учетной политики. Термин «значительный» (significant), ранее применяемый в рамках пп. 114-117, регламентирующих раскрытие об учетной политике компании, был заменен на термин «существенный» (material). Совет по МСФО посудил, что понятие «существенный» уже определено в МСФО и более понятно всем составителям и пользователям отчетности, поэтому в IAS (МСФО) 1 вместо требования раскрывать «значительные» положения учетной политики, появилось требование раскрывать информацию о «существенных» положениях учетной политики.

Еще один важный нюанс: резерв под обесценение финансовых активов в международном учете начисляется всегда. Даже если дебиторская задолженность не просрочена, а деньги организация хранит на счетах в надежных банках, резерв все равно нужно оценить и признать. Это связано с концепцией кредитного риска. МСФО 9 «Финансовые инструменты» говорит о том, что минимальный кредитный риск есть всегда, а значит, есть и минимальное обесценение.

  • Проекта ФСБУ «Финансовые инструменты» пока нет в открытом доступе. Минфин РФ сообщал, что новый стандарт будет основан на МСФО 9 «Финансовые инструменты». Если это действительно так, то по справедливой стоимости нужно будет учитывать инструменты хеджирования, финансовые вложения в долговые инструменты (акции, облигации) и даже некоторые виды займов. Такие изменения произведут настоящую революцию в российском учете.

В РСБУ определение справедливой стоимости отсутствует. Но это не означает, что концепция совсем не применяется. ПБУ 6/01 «Учет основных средств» разрешает, хотя и не обязывает, проводить ежегодную переоценку основных средств организации. Методы оценки стоимости основных средств, используемые в российском учете, аналогичны МСФО.

Что касается финансовых активов, то согласно МСФО 9 «Финансовые инструменты» резерв начисляется практически на все финансовые активы, включая краткосрочные депозиты и деньги на счетах компании в банках. Исключение составляют только финансовые активы, которые учитываются по справедливой стоимости через прибыль или убыток.

Еще один важный принцип МСФО — временная стоимость денег. Долгосрочные активы и обязательства по МСФО дисконтируются для отражения эффекта временной стоимости денег. Это правило касается таких статей, как долгосрочная дебиторская и кредиторская задолженность, а также некоторых видов долгосрочных финансовых инструментов и оценочных обязательств. По РСБУ дисконтирование тоже есть, но оно применяется только для долгосрочных оценочных обязательств. Эта разница в учетных подходах затрудняет сравнение отчетностей по РСБУ и МСФО. Необходимость дисконтирования усложняет учет по международным стандартам, но помогает сделать отчетность более прозрачной. Почему так происходит?

IASB вносит в МСФО (IAS) 8 поправки, уточняющие определение бухгалтерских оценок

  • Согласно новому определению, бухгалтерские оценки — это «денежные суммы в финансовой отчетности, оценка которых связана с неопределенностью» (monetary amounts in financial statements that are subject to measurement uncertainty).
  • Совет по МСФО (IASB) поясняет, что изменение в бухгалтерской оценке в результате появления новой информации или развития событий не является исправлением ошибки. Кроме того, эффекты от изменения исходных данных или метода оценки, использованного для расчета бухгалтерской оценки, представляют собой изменения в бухгалтерских оценках, если они не являются результатом исправления ошибок предыдущего периода.
  • Поправки вступают в силу для годовых периодов, начинающихся 1 января 2023 года или после этой даты, в отношении изменений в учетной политике и изменений в бухгалтерских оценках, которые произойдут на эту дату или после этой даты. Досрочное применение разрешено.
Вас может заинтересовать :  Бесплатная Электричка Для Пенсионеров Ленинградской Области

IASB вносит поправки в МСФО (IAS) 8, определяя бухгалтерские оценки как «денежные суммы в финансовой отчетности, оценка которых связана с неопределенностью» (monetary amounts in financial statements that are subject to measurement uncertainty).

  • Резерв под ожидаемые кредитные убытки (IFRS 9 «Финансовые инструменты»).
  • Чистая возможная цена продажи запасов (IAS 2 «Запасы»).
  • Справедливая стоимость актива или обязательства (IFRS 13 «Оценка справедливой стоимости»).
  • Амортизационные расходы по объекту основных средств (IAS 16 «Основные средства»).
  • Резерв по гарантийным обязательствам (IAS 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»).

Учетная политика может требовать, чтобы статьи в финансовой отчетности оценивались способом, который связан с неопределенностью оценки. То есть, учетная политика может требовать, чтобы такие статьи оценивались в денежных суммах, которые не могут наблюдаться напрямую, а должны быть оценены.

  • Изменение бухгалтерской оценки в результате появления новой информации или развития событий не является исправлением ошибки.
  • Эффекты изменения исходных данных или метода оценки, использованных для выполнения бухгалтерской оценки, являются изменениями в бухгалтерских, если они не являются результатом исправления ошибок предыдущего периода.

МСФО 2023: ключевые изменения и нюансы перехода

Таксономия МСФО (IFRS Taxonomy) — это единый формат электронного представления финансовой отчетности по МСФО. Проект разработал Комитет по МСФО и ежегодно его обновляет с учетом требований к представлению отчетности. Например, в 2023-м году поправки к Таксономии МСФО коснулись «маркировки» в основных формах отчетности. В проект добавят электронные теги для отражения учетной политики.

Обновленные «Концептуальные основы» МСФО в 2023 году все также будут обязательны к применению. Совет МСФО использует этот документ, как основу для разработки новых стандартов. В нем содержатся ключевые цели финансовой отчетности, требования к ее качеству, элементам и критериям признания.

  • устранены пробелы по изменениям и раскрытию информации
  • уточнены ключевые определения «актив», «обязательства» и критерии их признания
  • введено новое определение «отчитывающаяся организация», а также новые понятия «ответственность за информацию, изложенную в финансовой отчетности», «осмотрительность при подготовке финансовой отчетности» и пр.
  • сделан акцент на экономическом содержании, а не на форме стандартов

Соответственно бухгалтерам и финансовым специалистам, которые так или иначе связаны с этими категориями предприятий, необходимо научиться работать с отчетностью по МСФО. А также разобраться в нюансах трансформации и консолидации финансовой отчетности по международным стандартам, чтобы быть ценным специалистом на предприятии.

Главным решением в данном случае является разработка целенаправленных программ и курсов подготовки специалистов бухгалтерии и других финансовых отделов. Повышение их квалификации должно быть направлено на составление и самостоятельный анализ отчетности, а не на технические вопросы ведения бухгалтерского учета.

Обязательства по оставшейся части страхового покрытия включают в себя денежные потоки по выполнению договоров применительно к услугам будущих периодов, отнесенные к данной группе на эту дату по соответствующей оценке, и маржу за предусмотренные договором услуги по данной группе договоров, оцененную на эту дату.

Организация должна прекратить признание договора страхования и выполнить соответствующие корректировки денежных потоков, маржи и количества единиц страхового покрытия по ожидаемому оставшемуся страховому покрытию тогда и только тогда, когда он погашен, то есть когда предусмотренная договором страхования обязанность прекращена по истечении срока, исполнена или аннулирована; либо соблюдается любое из условий модификации договора страхования.

Денежный поток состоит из расчетной оценки всех будущих денежных потоков, финансовых корректировок и нефинансовых корректировок. Ставки дисконтирования, применяемые к расчетным оценкам будущих денежных потоков, должны отражать временную стоимость денег, характеристики денежных потоков и характеристики ликвидности договоров страхования; соответствовать наблюдаемым текущим рыночным ценам (при их наличии) на финансовые инструменты, предусматривающие денежные потоки, характеристики которых соответствуют характеристикам денежных потоков по договорам страхования, например, по срокам, валюте и ликвидности; и исключать эффект факторов, которые оказывают влияние на такие наблюдаемые рыночные цены, но не влияют на будущие денежные потоки по договорам страхования.

Один из самых сложных стандартов Совета по Международным стандартам финансовой отчетности МСФО (IFRS 17) «Договоры страхования» должен был вступить в силу в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2023 года. Поправки к стандарту спровоцировали перенос даты вступления в силу на новый срок, и в марте 2023 года Совет по МСФО отложил дату начала применения МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования» на 1 января 2023 года.

  • формирование портфелей договоров страхования, которые включают в себя договоры, подверженные аналогичным рискам и управляются совместно;
  • определение требований оценки, в соответствии с моделями оценок и видами стандартов;
  • группировка договоров по году выпуска и по виду обременения: являются обременительными на момент первоначального признания, если таковые есть; в отношении которых на момент первоначального признания отсутствует значительная вероятность того, что впоследствии они станут обременительными, если таковые есть; и оставшихся в портфеле договоров, если таковые есть;
  • в случае модификации условий договора страхования, например, по соглашению сторон по договору или вследствие изменения нормативно-правового регулирования, организация должна прекратить признание первоначального договора и признать модифицированный договор в качестве нового договора.

Смысл МСФО как единого регламента денежного учета состоит в том, что на него не влияют международные различия: культурные реалии, традиции, финансовые модели, законодательные нормы разных государств. Экономические законы объективны независимо от способов их применения. Поэтому основополагающим принципом МСФО является преобладание экономического содержания над формой.

  • банковские организации;
  • страховые компании (кроме предприятий по обязательному медстрахованию);
  • ипотечные фирмы;
  • коммерческие пенсионные фонды;
  • инвестиционные компании;
  • акционерные общества с акциями, принадлежащими государству (по перечню Правительства РФ);
  • компании, чьи ценные бумаги значатся в официальных котировках.

С прогрессирующей глобализацией нарастает взаимодействие не только между предприятиями, но и между странами, в том числе и с отличающимися финансовыми системами. Чтобы предоставляемая контрагентам финансовая информация была более полной и прозрачной, она должна подаваться в относительно унифицированной форме.

  1. Действующие IFRS и IAS вместе со стандартными приложениями к ним.
  2. Разъяснения Комитета по МСФО (IFRIC и SIC).
  3. Приложения к Международным стандартам, не входящие в официальную версию.
  4. Рекомендации по внедрению в конкретной стране.

Приближенным аналогом для российского предпринимателя может служить термин «стандарты бухгалтерского учета». Но главное отличие ПБУ от МСФО состоит в том, что в последних отсутствует первичная документация. Если ПБУ диктует правила ведения учета, то МСФО провозглашает его принципы. Можно сказать, что МСФО – итоговый показатель бухгалтерского учета, в который уже не нужно включать:

  1. разрабатывается учетная политика компании;
  2. определяется функциональная валюта для заполнения отчетов;
  3. выполняет насчет начальных балансов, активов;
  4. определяется модель (способ) трансформации;
  5. проводится анализ и оценка структуры компании (учитываются все филиалы, дочерние компании, совместные и аффилированные организации);
  6. собирается и анализируется информация для расчета корректировок при трансформации;
  7. проводится реклассификация, перегруппировка и трансформация под требования международного стандарта;
  8. заполняются отчеты.
Вас может заинтересовать :  Зарплата работника мчс в 2023 году

Суть трансформации заключается в переводе показателей бухучета по нормам внутреннего законодательства под требования международных стандартов. Ввиду различий ПБУ, РСБУ и МСФО, трансформация включает корректировку статей, изменение группировки данных из бухучета. Для трансформации используется программное обеспечение, разработанное специально под эти цели.

  • отчет о финансовом положении (баланс);
  • отчет о совокупном доходе (может делиться на отдельные отчеты по доходам, убыткам);
  • отчет об изменении капитала (показывает изменение прибыли за определенный период);
  • отчет о движении средств (показывает финансовые операции компании с группировкой по инвестициям, финансированию, другим показателям).
  • кредитные учреждения;
  • страховщики (кроме компаний, работающих исключительно по программе ОМС);
  • НПФ;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, НПФ;
  • клиринговые компании;
  • ФГУП, чей перечень регламентирован Распоряжением Правительства РФ № 2176-р;
  • АО, чьи акции принадлежат государству (их перечень также есть в Распоряжении № 2176-р);
  • иные компании, если их ценные бумаги допущены к организованным торгам.

Используя МСФО в бухгалтерии, компания все равно обязана вести проводки, обрабатывать и учитывать операции, работать с первичной документации по российскому законодательству. Непосредственно в международных стандартах таких правил нет. Поэтому для перевода показателей бухучета в отчетность по международным стандартам проводится трансформация.

Переход на МСФО (IFRS) 17 с учетом поправок, внесенных в июне 2023 года

7.2.38 Организация, которая впервые применяет МСФО (IFRS) 17 в измененной редакции от июня 2023 года после первоначального применения настоящего стандарта, должна применять пункты 7.2.39 — 7.2.42. Организация должна также применять другие переходные положения настоящего стандарта, необходимые для применения данных поправок. В этих целях ссылки на дату первоначального применения следует рассматривать как ссылки на дату начала отчетного периода, в котором организация впервые применяет данные поправки (дата первоначального применения данных поправок).

Такие решения о классификации по усмотрению организации и об отмене этой классификации должны приниматься на основе фактов и обстоятельств, существующих на дату первоначального применения настоящих поправок. Выбранная классификация должна применяться ретроспективно.

(b) вправе по собственному усмотрению классифицировать финансовое обязательство как оцениваемое по справедливой стоимости через прибыль или убыток, если такая классификация прежде не отвечала бы условию, предусмотренному пунктом 4.2.2(a), но теперь это условие выполняется вследствие применения настоящих поправок.

7.2.40 Организация не обязана пересчитывать информацию за прошлые периоды для отражения применения настоящих поправок. Организация вправе произвести пересчет информации за прошлые периоды только в том случае, если такой пересчет возможен без использования более поздней информации. Если организация пересчитывает информацию за прошлые периоды, то пересчитанная финансовая отчетность должна отражать все требования настоящего стандарта в отношении затронутых финансовых инструментов. Если организация не производит пересчет информации за прошлые периоды, она должна признать разницу между прежней балансовой стоимостью соответствующего инструмента и его балансовой стоимостью на начало годового отчетного периода, включающего в себя дату первоначального применения настоящих поправок, в составе вступительного сальдо нераспределенной прибыли (или другого компонента собственного капитала, по ситуации) того годового отчетного периода, который включает дату первоначального применения настоящих поправок.

(a) должна отменить свое предыдущее решение о классификации финансового обязательства как оцениваемого по справедливой стоимости через прибыль или убыток, если такое решение ранее было принято в соответствии с условием, предусмотренным пунктом 4.2.2(a), но вследствие применения настоящих поправок данное условие более не выполняется; и

МСФО И ФСБУ В 2023 ГОДУ: УЧЕТНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ

  • Концептуальные основы МСФО.
  • Элементы финансовой отчётности.
  • Признание и оценка.
  • Обесценение активов (МСФО (IAS) 36)
  • Состав и содержание финансовой отчётности (МСФО (IAS) 1, МСФО (IAS) 7)
  • Учётная политика, изменения в расчетных оценках, ошибки (МСФО (IAS) 8)

2. Правила признания, оценки и отражения в отчетности отдельных активов и обязательств организации

  • Затраты по займам (МСФО (IAS) 23)
  • Запасы (МСФО (IAS) 2). Сравнительный анализ МСФО (IAS) 2 с ФСБУ 5/2023 «Запасы»
  • Основные средства (МСФО (IAS) 16). Сравнительный анализ МСФО (IAS) 16 с ФСБУ 6/2023 «Основные средства»
  • Нематериальные активы (МСФО (IAS) 38)
  • Инвестиционная собственность (МСФО (IAS) 40
  • Резервы, условные обязательства и условные активы (МСФО (IAS) 37)

3. Отражение в отчетности результатов деятельности организации.

Учетная политика — 2023: изменения, проверка УП 2023

При формулировании положений УП для заданного объекта бухучета следует выбирать из ряда способов, предлагаемых ФСБУ. В ситуациях, когда есть нехватка нормативного регулирования в ФСБУ — нужно самостоятельно разработать способ, учитывая действующую «нормативку» о бухгалтерском учете.

Корректировки потребовались для того, чтобы раскрытие информации о прекращаемой деятельности в бухотчетности не противоречило Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность».

Еще с 2023 года наметилась модификация в бухгалтерском учете, вытекающая из постепенного внедрения норм МСФО в систему бухгалтерского учета РФ. Уже изданы ФСБУ, которые компании вправе брать на вооружение с 2023 года добровольно, а ФСБУ 5/2023 вообще неизбежен. Помимо этого, с 1 января 2023 года стали действовать многочисленные корректировки в НК РФ.

Учетной политике нужно придать надлежащий вид, тем более, если предстоит аудиторская проверка. Не редкость, когда фирмы забывают оформить юридически (закрепить в учетной политике) то, что активно применяют в практике бухучета. Напомним о важнейших вопросах, которые нужно было оговорить в УП на 2023 год.

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, включающий синтетические и аналитические счета, которые используются для осуществления полного и своевременного бухгалтерского учета + для оформления надлежащей с точки зрения законодательства отчетности;
  • бланки «первички», регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности;
  • процедуру осуществления инвентаризации активов и обязательств компании;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • график оборота документов;
  • процедуру надзора за хозяйственными операциями;
  • ответы на другие вопросы, которые нужны для функционирования бухгалтерского учета.

Порядок учета основных средств по новым правилам с 1 января 2023 года ФСБУ 6/2023 разработан на основе МСФО (IAS) 16 «Основные средства»

в) инвестиционная недвижимость – недвижимость, предназначенная для предоставления за плату во временное пользование и (или) получения дохода от прироста ее стоимости (ранее – понятие инвестиционной недвижимости отсутствовало; основные средства, предназначенные исключительно для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражались в составе доходных вложений в материальные ценности). В связи с введением понятия «инвестиционная недвижимость» понятие «доходные вложения в материальные ценности» не используется применительно к основным средствам;

Стандарт заменяет Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 6/01) «Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н. В связи с принятием этого стандарта с 1 января 2023 г. утрачивают силу Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Вас может заинтересовать :  Закон об оружии 2023 хранение

7) изменена основа для расчета суммы амортизации за отчетный период: такая сумма рассчитывается на основе балансовой стоимости основного средства, оставшегося срока полезного использования, уточненной ликвидационной стоимости (ранее – на основе первоначальной стоимости основного средства и общего срока полезного использования);

в) приостанавливается в случае, когда ликвидационная стоимость объекта становится равной или превышает его балансовую стоимость. Если впоследствии ликвидационная стоимость такого объекта становится меньше его балансовой стоимости, начисление амортизации по нему возобновляется (ранее – начисление амортизации по объекту производилось до полного погашения его стоимости либо списания его с бухгалтерского учета);

г) результате обесценения основных средств и восстановления обесценения, включенном в расходы или доходы отчетного периода; сумме обесценения основных средств, отнесенной в отчетном периоде на уменьшение накопленного результата переоценки; иной предусмотренной МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» информацией об обесценении основных средств;

Что такое РСБУ и МСФО и какие между ними различия

Глобальные различия между международной и российской системами финансовой отчетности и бухучете заключаются в концепции составления документации. Хотя Минфин России и работает над их сближением, пока существенная разница сохраняется. Ведь у этих двух стандартов разные цели составления финансовой отчетности. Условно их можно обозначить так:

редко затрагивают одну и ту же компанию одновременно. Чаще всего бухгалтерам хватает национальных стандартов, которые Минфин предложил видеть в Положениях о бухгалтерском учете (ПБУ). Международные стандарты необходимы только тем организациям, которые имеют иностранные инвестиции, сами инвестируют в заграничный бизнес, представлены в других странах или реализуют свои акции на Московской и других биржах. Именно им нужно иметь возможность сформировать финансовую отчетность одновременно по РСБУ и МСФО. Ведь хотя Минфин и ввел международные стандарты в действие на территории России, Росстат и ФНС не примет отчетность, выполненную по МСФО, а инвесторы, в свою очередь, вряд ли захотят почитать отчет о финансовых результатах, составленный по нормам РСБУ. Дело в том, что прибыль по МСФО и РСБУ будет существенно различаться. Разберемся, почему так происходит.

Производные финансовые инструменты не выделяются как особый вид имущества и учитываются на забалансовых счетах. В балансе определяется итоговый расчет по операциям с ними. Для конвертируемых инструментов общие специальные правила отсутствуют. Они могут быть как капиталом (акции), так и и обязательством (облигации).

  1. Приоритет в МФСО экономического содержания над юридической документальной формой.
  2. Принципы соответствия доходов и расходов.
  3. Валюта отчетности и временная стоимость денежных средств.
  4. Консолидация отчетности.
  5. Учет обесценивания долгосрочных активов.
  6. Преобладание в МФСО профессионального мнения бухгалтера над первичным документом.
  7. Определение отчетного периода.
  8. Определение процентного дохода.
  9. Многокомпонентные соглашения и их содержание.
  10. Принципы определения налоговой базы.
  11. Принципы отчетности о движении денежных средств.

Таким образом мы видим, что сходств между этими стандартами на сегодняшний день действительно мало. А вот отличия МСФО от РСБУ (таблица) видны очень явно. В России к финансовой отчетности до сих пор сохраняется более формальный подход, основанный на множестве инструкций и правил, не дающих бухгалтеру проявлять гибкость в оценке происходящего в компании. Отчеты о финансовых результатах и движении денежных средств готовятся практически независимо друг от друга. Отдельно от них находится и сам баланс, показывающий всю финансовую картину. Его обычно компании составляют первым. Это связано с тем, что современная бухгалтерия мало реформировалась, по сравнению с недавним советским прошлым, основанном на монополии государства и плановой экономике.

Второй (нормативный) уровень — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ, российские стандарты), утверждаемые Минфином РФ, в которых излагаются принципы и основные правила национального бухгалтерского учета; положения по бухгалтерскому учету по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности), утвержденные Приказом Минфина от 28.12.2023 № 217н. К нормативному уровню также можно отнести План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105).

Третий (методологический) уровень — инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень. Подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами, профессиональным объединением бухгалтеров на основе документов первого и второго уровней. К документам этого уровня относятся инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.

Первый (законодательный) уровень – федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Также право регулировать бухгалтерский учет предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, другим ведомствам. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) — это стандарты национального российского бухгалтерского учёта. ПБУ регламентируют организацию бухгалтерского учета и порядок ведения учёта активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным.

Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются и утверждаются Министерством Финансов РФ. В представленной таблице собраны все действующие на данный момент ПБУ (всего их 24) с изменениями, актуальными на 2023 год. ПБУ уже опубликованы с изменениями, вступающими в силу с 2023 года. В таблице указаны номер ПБУ, его наименование (по ссылке можно перейти на полный текст Положения), а также дата начала действия ПБУ и дата его последнего изменения.

  • Концептуальные основы МСФО.
  • Элементы финансовой отчётности.
  • Признание и оценка.
  • Обесценение активов (МСФО (IAS) 36)
  • Состав и содержание финансовой отчётности (МСФО (IAS) 1, МСФО (IAS) 7)
  • Учётная политика, изменения в расчетных оценках, ошибки (МСФО (IAS) 8)

2. Правила признания, оценки и отражения в отчетности отдельных активов и обязательств организации

  • Затраты по займам (МСФО (IAS) 23)
  • Запасы (МСФО (IAS) 2). Сравнительный анализ МСФО (IAS) 2 с ФСБУ 5/2023 «Запасы»
  • Основные средства (МСФО (IAS) 16). Сравнительный анализ МСФО (IAS) 16 с ФСБУ 6/2023 «Основные средства»
  • Нематериальные активы (МСФО (IAS) 38)
  • Инвестиционная собственность (МСФО (IAS) 40
  • Резервы, условные обязательства и условные активы (МСФО (IAS) 37)

3. Отражение в отчетности результатов деятельности организации.