Продажи новых авто в октябре 2023

Тем не менее за первые семь месяцев этого года в России продано без малого 954 тысячи новых легковых автомобилей и легких коммерческих машин, что все же на 28,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Впрочем, этот показатель мог бы быть и выше: рост российского авторынка по-прежнему сдерживается дефицитом некоторых моделей, отчасти вызванным нехваткой чипов для электронных блоков. Положительной динамикой могут похвастать далеко не все бренды, причем из лидеров рынка едва заметный прирост только у Лады. Skoda, Volkswagen и Nissan, несмотря на серьезный спад, сохранили места в первой десятке, но к ним понемногу подбираются китайские марки Chery, Haval и Geely, которым удалось закрепиться в верхней части таблицы.

В апреле и мае российский рынок показывал фантастический рост по сравнению с показателями прошлого года (+290% и +134 соответственно) из-за карантина, введенного весной 2023-го. Однако через пару месяцев период «низкой базы» уже успел подойти к концу: летом прошлого года дилерские центры возобновили работу и к июлю начали наращивать продажи — не в последнюю очередь благодаря отложенному спросу. Как результат в прошлом месяце российский рынок легковых автомобилей продемонстрировал спад продаж по сравнению с июлем 2023-го: покупателей нашли менее 133 тысяч машин против почти 142 тысяч, то есть на 6,5% меньше, чем годом ранее.

Список самых популярных моделей на рынке тоже изменился по сравнению с июлем прошлого года: да, Гранта и Веста по-прежнему занимают первые строчки, однако Creta пропустила Rio вперед, а Volkswagen Polo переместился с пятого места (сейчас его занимает Hyundai Solaris, который со скрипом обошел внедорожное семейство Лады) на восьмое, проиграв родственному Рапиду. Toyota Camry вплотную подобралась к десятке лидеров, которую замыкают Kia K5 и Renault Duster. Любопытно, что в прошлом месяце кроссоверы Nissan X-Trail, Skoda Kodiaq и Renault Arkana не попали в список бестселлеров, зато пробиться в топ-25 удалось китайскому паркетнику Geely Coolray.

Продажи новых автомобилей в России сократились впервые за 5 месяцев

Лучший рост в июле зафиксирован за Chery: аудитория китайского производителя выросла в 3,5 раза, обеспечив ему место в топ‑10. Далеко за пределами десятки прибавила и марка Genesis — плюс 257%: расширение и обновление модельного ряда за счёт кроссовера явно пошло корейскому бренду в плюс.

«Как мы указали в июньском пресс-релизе, в этом месяце рынок переживает небольшой спад по сравнению с прошлым годом. В июле 2023 года было продано 132 640 легковых и лёгких коммерческих автомобилей, что на 6,5% меньше, чем в июле 2023 года после снятия ограничений, связанных с пандемией. В январе–июле 2023 года россияне приобрели 953 760 автомобилей, что всё же на 28,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В ближайшие месяцы можно ожидать дальнейших корректировок, связанных с ограничи­вающими эффектами сокращения производства во всём мире из-за нехватки электронных компонентов».

За Renault зафиксирован и один из лучших результатов в топ‑10: плюс 26% и 14,6 тысячи машин. Причина — высокий спрос на бестселлер французского бренда, кроссовер Renault Duster. И, конечно, сказался эффект низкой базы, когда год назад россияне снизили активность в ожидании выхода модели нового поколения.

Спрос на китайские автомобили с начала года подскочил на 140%, до 56,6 тысячи машин. В июле этот тренд замедлился — плюс 84,3%, 9,7 тысячи машин. Однако о доминиро­вании речи пока не идёт. Для сравнения: японских машин с начала года было продано 139,5 тысячи штук (плюс 0,2%), а в июле — 19 тысяч штук (минус 23,7%). Бестселлер — Toyota — раскупается также успешно, как топ‑3 «китайцев».

C начала года большинство популярных брендов сохранили положительную динамику спроса. Исключение — Nissan, который ушёл в минус на 7%. Рекордный рост — снова за Chery: плюс 386%. Ближайшие конкуренты в лице Haval и Geely прибавили меньше: плюс 126% и плюс 103% соответственно.

В топ-3 по продажам среди марок в июле вошли Lada (32 013 автомобилей), Kia (17 071) и Hyundai (13 383). Самыми популярными автомобилями в прошлом месяце стали Lada Granta (10 885 единиц), Lada Vesta (10 223) и Kia Rio (5640). Ежемесячные отчеты АЕБ не включают информацию о продажах BMW и Mercedes-Benz Rus, так как штаб-квартиры этих производителей решили публиковать данные о продажах раз в квартал, отмечает РБК.

Продажи новых автомобилей в России в июле упали на 6,5% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В прошлом месяце было продано 132 640 легковых и легких коммерческих автомобилей, уточняет ассоциация. При этом продажи в январе — июле по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 28,4% (до 953 760 автомобилей).

Ранее продажи новых автомобилей в России росли несколько месяцев. Последний раз падение было зафиксировано в марте, когда число проданных машин сократилось на 5,7% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. В апреле продажи выросли почти в три раза (на 290%) по сравнению с апрелем 2023 года, когда в России действовали жесткие коронавирусные ограничения. В мае рост составил 133,8%, в июне — 28,7%.

Покупать сейчас или ждать: когда подешевеют новые автомобили

С дефицитом 2023 года всё предельно ясно: пандемия, неопределённость, заводы простаивали. Однако в 2023 году, как бы странно это ни звучало, но маленькие чипы, которые миллионами используют в домашней и носимой электронике, стали причиной больших проблем у автопроизводителей. Сложилось множество факторов вместе: производство чипов сосредоточено в руках нескольких азиатских компаний (TSMC – крупнейшая из них), которые останавливали работу из-за пандемии и создали очереди, производственные мощности забронировали производители потребительской электроники на волне повышенного спроса на смартфоны, компьютеры, телевизоры и прочие необходимые для удалённой работы и самоизоляции вещи. Тайваньский TSMC столкнулся с рекордной за 56 лет засухой, из-за которой водные резервуары компании в мае 2023 года были заполнены лишь на 11%-23%, а в марте 2023 года в Японии сгорело производство кремниевых пластин компании «Renesas» – третьего по величине производителя автокомпонентов в мире.

Если автомобиль собран из российских компонентов, это ещё не значит, что он отечественный. Автокомпоненты зачастую производятся из импортных сырья и деталей. Такой «скрытый импорт» может составлять значительную часть стоимости машины. Исследования показали, что «Lada Vesta» отечественная (если смотреть по расходам на производство) только на 47%, «Lada Largus» — на 27%, а «Lada XRAY» — лишь на 22%. И это данные от 2023 года, когда средний курс доллара составлял 66,9 рублей. Сейчас доллар дороже почти на 12%, а значит и импорт может занимать большую долю – значительного прогресса за последние 5 лет не наблюдалось. Даже у флагманского лимузина «Aurus Senat», гордости России, на отечественную продукцию приходится не более 53% деталей и компонентов.

На первый взгляд – идеальная ситуация для того, чтобы вмешаться государству и начать регулировать цены. Это ведь даже не сахар, здесь суммы куда больше. И значимость серьезная: обеспеченность транспортом позволяет экономике развиваться. Но государство бессильно. А иногда оно даже действует на руку жадным дилерам. Так, например, автопроизводитель не может диктовать дилерам, по какой цене продавать машины или тем более ограничить верхнюю планку цен. Это уже сговор и нарушение антимонопольного законодательства, ФАС за такое выпишет штраф. А накручивать три цены за каждый чих – это легально. Можно ещё вспомнить импортные пошлины и акцизы, которые огораживают наш рынок от потока подержанных машин из других стран. Но, как поясняет Антон Шапарин, их отмена приведёт к большим проблемам у российских автопроизводителей, которые содержат огромный штат сотрудников, заключали с государством инвестиционные соглашения – СПИКи:

Вас может заинтересовать :  Порядок получения разрешения на строительство 2023

И ещё дефицит подогревается спросом: люди готовы покупать даже сильно подорожавшие машины. Данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) говорят о том, что в первом полугодии 2023 года проданы 871 тыс автомобилей – это на 5,1% больше, чем в доковидном 2023-м. Хотя до показателей 2013 года, когда трава была зеленее, деревья выше, а доллар ниже, ещё очень далеко. Тогда за первые 6 месяцев реализовали 1,33 млн автомобилей. Производители больше не вытягивают. Зато в ожидании того, что вскоре машины станут ещё дороже, а денег в заначке будет меньше, люди готовы выкладывать немалые суммы прямо здесь и сейчас. По данным Росстата, новые иномарки за год подорожали на 17,5%, новые отечественные машины – на 12,2%. А за 2 года рост составил 25,5% и 21,6%. Не такая уж и большая разница между отечественными машинами и иномарками. А как же локализация, импортозамещение, которые должны были отвязать отечественный автопром от курса доллара и евро? Всё это так и осталось в планах чиновников. Антон Шапарин вообще советует забыть о разделении машин на «отечественные» и «иномарки».

— Цены на таком уровне, как сейчас, долго оставаться не могут и не будут. У нас экономика не растет такими темпами, чтобы выдержать этот рост цен. Поэтому, как только ажиотаж схлынет, сразу же все вернется плюс-минус на круги своя. Более того, дилерам тоже нужно будет отчитываться перед автопроизводителями за план продаж, и начнутся скидки вместо накрутки. Так что этот период просто нужно переждать.

AutoSpot › Блог › Когда лучше покупать новый автомобиль: календарь скидок

Декабрь радует подарками и скидками. Дилеры стремятся закрыть год с хорошими показателями, чтобы получить хорошую квоту по машинам на следующий год и заработать бонус от производителя. В это время много специальных предложений вроде бесплатных комплектов зимних колес, аксессуаров, подарочных сертификатов на ТО и даже путешествий.

Все автолюбители делятся на две категории: одни верят в скидки автосалонов, другие считают их очередной «заманухой». Мы вас обрадуем: дождаться скидок действительно можно. Но дьявол скрыт в деталях. Нужно обязательно читать условия покупки — везде есть нюансы. Давайте разберемся, когда лучше покупать автомобиль в салоне.

В сентябре часто бывают скидки — это конец III квартала, и дилерам надо улучшить статистику продаж. В октябре подарков мало, бонусов мало, скидки если и бывают, то очень скромные, и все это на фоне растущего спроса. С ноября начинаются хорошие скидки — дилеры борются за клиента и предлагают лучшие цены. Такая конкуренция всегда на пользу покупателям. Еще в ноябре появляются первые ощутимые спецпредложения. Рынок готовится к декабрьским скидкам.

С мая по июль в автосалонах немноголюдно. Потенциальные покупатели разъезжаются по отпускам, и в это время некоторые дилеры стараются стимулировать граждан сезонными распродажами. Существенные скидки бывают в конце квартала, то есть во второй половине июня.

Перед тем, как воспользоваться выгодной скидкой, разберитесь во всех деталях покупки. Скидки часто существуют не сами по себе, а как дополнение к выполненным условиям. Например, специальная цена на автомобиль возможна только при покупке его в кредит, который вы взяли в автосалоне, или если сдали свой текущий автомобиль в трейд-ин.

Авторынок России в июле 2023 года сократился на 4,1%

Июль 2023 года ознаменовался снижением уровня продаж новых автомобилей на 4,1%. Это на 5 884 единицы меньше по сравнению с июлем 2023 года, когда были сняты ограничения, связанные с пандемией, сообщает Комитет автопроизводителей АЕБ. Продажи составили 136 040 автомобилей.

Лидерство на российском авторынке удерживает марка Lada, чьи продажи в июле увеличились на 3% и составили 32 013 автомобилей. Второе место и лидерство на рынке иномарок сохраняет Kia с 17 071 проданной машиной (-5%). Третья позиция принадлежит Renault с 14 623 проданными автомобилями, что на 26% выше показателя годичной давности.

Динамика авторынка России в 1 полугодии 2023 года

По итогам января — июня продажи новых автомобилей в России демонстрируют рост как в массовом, так и в премиальном сегменте, констатируют эксперты агентства «АВТОСТАТ». В массовом реализация машин выросла на 37% до 749,5 тыс. единиц. Тем не менее, у четырех брендов, входящих в ТОП-25 по объему продаж, отмечена отрицательная динамика.

Самое большое падение по итогам полугодия показали Chevrolet (-43,2%) и Lifan (-32%), небольшое снижение продемонстрировали Honda (-2,1%) и Nissan (-1,6%). При этом 21 марка находится в «плюсе». Самый стремительный рост — у немецкого Opel (примерно в 15 раз), на низкой базе прошлого периода. В 5,3 раза увеличились показатели реализации автомобилей Chery, в 2,5 раза — у Peugeot и Haval, в 2 раза — у Geely и FAW. В диапазоне от 50% до 100% выросли объемы продаж у LADA, Suzuki, Subaru, Skoda и Сitroen. От 25% до 50% нарастили число проданных машин Mazda, Volkswagen, Kia, Renault и Hyundai.

Что касается премиальных брендов, здесь реализация автомобилей выросла на 41% до 84,5 тыс. единиц. Уверенный рост наблюдается по всем брендам, за исключением Jaguar, продажи которого снизились вдвое. Лидер по динамике — Cadillac, реализация машин которого выросла на 125%. В 2 раза увеличил продажи Genesis. Более чем на 50% нарастили их Volvo (+83,4%) и Infiniti (+76,2%). В диапазоне от 25% до 50% улучшили свои показатели Jeep (+29,4%), BMW (+36,7%), MINI (+43,4%), Mercedes-Benz (+46,5%), Audi (+46,9%), Porsche (+48,1%).

«Большинство автопроизводителей исходит из того, что в будущем году российский авторынок покажет умеренный рост, и в соответствии с этим прогнозом планируют поставки. Будет продолжаться и постепенный рост цен. Можно прогнозировать, что ощутимый виток подорожания на рынке произойдет в начале будущего года», — отмечает он. Но есть и другой фактор, который вносит долю неопределенности в следующем году — это ситуация с коронавирусом. Чем быстрее она разрешится в большинстве стран, тем стабильнее будут поставки и тем меньше будет дефицит автомобилей на рынке, добавляет Мирошников.

Дефицит на рынке сохранится в начале 2023 г., ситуация может измениться к концу I квартала — началу II квартала, прогнозирует Алексей Гуляев. Отчасти дефицит на рынке усилило и беспокойство покупателей из-за колебаний курса рубля: многие решили поспешить с покупкой автомобиля. В свою очередь эксперты агентства «Автостат» оценивают объем автомобильного рынка в России в 2023 г. в 1,35 млн новых легковых машин, что будет соответствовать падению на 5 – 6% относительно нынешнего года.

«Импортеры всегда четко следят за изменением курса валюты и оценивают это в долгосрочной перспективе. В 2023 году с января по октябрь цены на автомобили выросли в среднем от 3 до 15%. Среди основных факторов роста можно отметить колебания курса, инфляцию, обновление модельного года», — отмечает операционный директор «Авилона» Алексей Гуляев.

Вас может заинтересовать :  Срок уплаты налога на имущество физических лиц в 2023 году новосибирске

Традиционная индексация цен на новые автомобили по многим брендам произойдет 1 января. Гуляев считает, на этот процесс могут оказать влияние и сопутствующие факторы. Например, в этом году на индексации цен в январе частично сказался и рост утилизационного сбора. Согласно сообщениям РИА «Новости» и «Коммерсанта», в ноябре с инициативой повышения утильсбора [выступил] Минпромторг: с начала 2023 г. правительство может его увеличить на 25-30% для всех видов транспорта.

За 11 месяцев 2023 г. продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) упали более чем на 10%. При этом в ноябре уходящего года по сравнению с ноябрем прошлого этот показатель вырос на 5,9%. В 2023 г., по оценкам экспертов «Автостата», объем российского авторынка может составить 1,35 млн новых легковых машин, что будет соответствовать падению на 5 – 6% относительно текущего года.

Под эти условия попадает весь модельный ряд АвтоВАЗа, практически все модели Renault — Logan, Sandero, Kaptur, Duster, Arkana, Volkswagen Polo, Skoda Rapid, Hyundai Solaris и Kia Rio. Все это самые популярные и востребованные автомобили, которые не всегда есть на складах у дилеров. Но их, разумеется, можно будет приобрести по предзаказу.

Есть и вероятность того, что ситуация постепенно начнет стабилизироваться, и дорожать машины ещё больше не будут. Ключевую ставку уже повышают, кредиты дорожают, и это охлаждает спрос. При оптимистичном раскладе Мигаль допускает даже незначительное снижение цен к концу года.

При этом Минпромторг не планирует возобновлять программу льготного автокредитования в августе из-за нехватки автомобилей, ссылаясь на рост продаж и высокий спрос на рынке. С другой стороны, по данным «Коммерсанта», в июле дефицит новых автомобилей в России привел к падению продаж на 10%.

«Если производство сейчас наладится, то ситуация на рынке кардинально изменится, потому что производители начнут заваливать дилеров машинами, но покупателей в таком объёме, как в прошлом году, уже не будет», — полагает генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.

МОСКВА, 4 авг — ПРАЙМ, Ульяна Крайняя. Государство пока не планирует стимулировать спрос на новые автомобили, при этом цены продолжают расти на фоне дефицита машин у дилеров. Что ждёт российский авторынок в ближайшем будущем — крутое пике или наоборот, рост продаж? Ведь за недоступное люди часто готовы переплачивать — даже если денег не хватает.

Однако причина не только в этом. В целом автомобильный рынок сейчас слишком перегрет и не выдерживает роста цен, обусловленного как объективными факторами (рост цен на металлы и автокомпоненты), так и банальной жадностью дилеров, которые на фоне нехватки машин накручивают к рекомендованной цене производителя еще 10-20% сверху. Плюс в июле россияне традиционно много тратят на отдых, а тут как раз открыли так любимую нашими соотечественниками Турцию – свободных денег на покупку машин попросту не осталось.

По итогам июля продажи новых автомобилей на российском рынке сократились сразу на 6,5%, при том, что еще в июне они взлетели почти на 29%. В Ассоциации Европейского Автобизнеса считают, что продажи снизились из-за дефицита машин у дилеров на фоне продолжающихся проблем с нехваткой микрочипов. И еще к июлю прошлого года в России как раз закончился локдаун, после чего спрос на новые машины резко пошел вверх.

Но, как бы там не было, итог для большинства автопроизводителей не радующий. По сравнению с результатами июля прошлого года в пятерке лидеров российского авторынка в небольшом плюсе только Lada, а Kia, Hyundai и Renault демонстрируют падение в пределах 3-7%. Замыкающая Топ-5 Skoda рухнула сразу на 36%. Не лучше дела и у VW – минус 32%. При этом Chery смогла нарастить продажи на 248% и впервые стать самой популярной китайской маркой в России, обогнав Haval, прибавивший в июле «всего» 60%. Geely немного отстает, но тоже показывает неплохой рост – плюс 87%.

В Топ-5 самых популярных автомобилей в России подросли продажи только у Lada Vesta и Hyundai Solaris, а у остальных упали, причем у иномарок (Hyundai Creta, Kia Rio) – заметнее всего. В десятке бестселлеров схожая ситуация: заметно выросли продажи Lada Niva, и вдвое меньший рост показал Renault Duster, а вот VW Polo и Skoda Rapid ушли в минус, причем у «Поло» продажи упали более чем на треть.

АЕБ обновит прогноз для российского авторынка на 2023 год

Текущий прогноз, озвученный АЕБ еще в начале года, предполагает, что в 2023 году при отсутствии форс-мажоров и локдаунов рынок может вырасти на 2,1%, до 1,632 млн шт., что ниже докризисного уровня на 7,2%. По итогам 2023 г. рынок под влиянием пандемии COVID-19 упал до 1,599 млн машин (-9,1%).

«Скорее всего прогноз АЕБ будет повышен, исходя из действующих тенденций. Спрос пока остается хорошим, что отчасти связано с опасениями роста цен на автомобили и дефицитом определенных моделей. Эти опасения оттягивают будущий спрос на текущий период. Понятно, что во втором полугодии будет заметное замедление темпов роста за счет более высокой по сравнению с первым полугодием базы. В целом по итогам года рынок, думаю, будет в районе +5%», — сказал «Интерфаксу» аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов.

Данные АЕБ за январь-май 2023 г. свидетельствуют, что объемы продаж автомобилей в РФ не только ожидаемо превышают показатели прошлого года из-за его «низкой базы» во втором квартале, но и перекрывают докризисный уровень. За январь-май 2023 г. в РФ было реализовано 663,312 тыс. автомобилей: +3% к 2023 г. и +38,7% к 2023 г.

Ключевой игрок российского автомобильного рынка «АвтоВАЗ», несмотря на приостановки производства из-за дефицита чипов, ранее отчитался о положительных результатах продаж. За июнь компания реализовала в РФ 40,096 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей Lada (+30,2% к 2023 г. и +43,1% к 2023 г.), за первое полугодие — 200,219 тыс. шт. (+14,9% к 2023 г. и +51% к 2023 г.)

А еще здесь же, в дорогом сегменте, стоит взглянуть на продажи электромобилей. До революции нам пока далеко: в первом квартале года зарегистрировано 307 электрических машин. Правда, в прошлом году их было всего 53, так что фактически мы имеем прирост, в 6 раз. Причем этот прирост обеспечила не только Tesla с 67 проданными машинами против 15, но и новинки сегмента в лице Porsche Taycan и Audi E-Tron.

Из более скромных премиум-брендов хорошими результатами могут похвастать Porsche, Genesis и Cadillac. Немцы, конечно, тоже слегка не дотягивают до заявленного прироста в 16%, но +10% по числу регистраций – все равно очень неплохо. Вдобавок доля прошлогодних машин здесь низкая – всего треть. Корейцы в разы уступают Porsche по объемам продаж, но зато прирост клиентских машин даже выше, чем дилерских, а доля прошлогодних автомобилей тоже составляет около 30%. Ну а Cadillac демонстрирует самые впечатляющие процентные прибавки: +73% по данным АЕБ и +44% по расчетам ГИБДД. Расширение модельного ряда кроссоверов моделями XT6, XT5, XT4 приносит свои плоды, пусть продажи и прирастают в основном за счет скидок на прошлогодние экземпляры.

Можно начать в алфавитном порядке, чтобы сразу наткнуться на ту самую любопытную нестыковку. Audi занимает четвертое место в премиум-сегменте по объемам продаж, причем как «желтых», так и «белых». При этом число зарегистрированных в начале года машин даже превышает данные, поданные в АЕБ: 4510 штук против 4112. Здесь сказывается то самое затоваривание складов и отложенный спрос: в начале года покупатели начали покупать прошлогодние машины, чтобы получить максимальную выгоду от «старых» цен и скидок за год в ПТС. Это наглядно подтверждается цифрами: 2,5 из 4,5 тысяч зарегистрированных машин – прошлогодние. Но это не так удивительно для первого квартала. Самое интересное здесь другое: по данным АЕБ, Audi закончила квартал с приростом продаж в 4%, а вот статистика регистраций в ГИБДД говорит ровно об обратном: минус 15%. Вот такая занимательная математика в начале года.

Вас может заинтересовать :  Ликвидаторы чернобыль куда обращаться

У остальных игроков сегмента ситуация отрицательная. Само собой, в разной степени: так, если Volvo при заявленном росте в 6% потеряла в регистрациях 8%, то Jaguar «честно» просел примерно на 70%, продав около сотни машин за квартал. У Jeep и Mini теория и практика тоже сходятся, а вот Infiniti «бравирует»: заявлен прирост в 1%, но на учет встало на четверть меньше машин, чем в прошлом году. Вдобавок абсолютно все они были 2023, а то и 2023 года выпуска – посмотрим, появятся ли свежие поставки в следующем квартале.

А вот в среднем и бюджетном сегментах, которые точнее отражают реальную рыночную ситуацию, похвастаться хорошими результатами почти некому. В «честном» плюсе – только Mazda и Lada. Японцы не только успешны, но и прозрачны: число регистраций почти в точности совпадает с числом проданных машин, и неважно, что более 80% из них – прошлого года выпуска. Ну а прирост Lada не очень удивителен, на фоне роста цен и снижения реальных доходов все больше покупателей обращаются к самым бюджетным автомобилям на рынке. Вдобавок в начале года дилеры не только выдавали самые ходовые модели, но и распродали часть складов, так что прирост по числу регистраций вдвое превысил официальную динамику по отгрузкам – 10% против 5%. При этом даже у абсолютного и вечного лидера доля прошлогодних машин в первом квартале составила 45% – это можно держать в уме при оценке результатов других марок.

Что будет с ценами на автомобили в России во втором полугодии 2023

Компания «АвтоВАЗ», являющаяся самым востребованным производителем российского авторынка, может служить в качестве своеобразного маркера, на основе которого можно прогнозировать движение цен. Этот выбор можно объяснить двумя причинами. Во-первых, «АвтоВАЗ» имеет серьезную поддержку со стороны государства. Поэтому компания нередко до последнего удерживает цены на прежнем уровне. Во-вторых, удорожание автомобилей марки Lada заставляет многих покупателей обращать внимание на иностранные аналоги. То есть повышение цен не выгодно и самому «АвтоВАЗу».

Компания Renault, которую тоже можно считать одним из маркеров российского рынка, немного выбилась из приведенного графика. С начала года цены на французские модели увеличились на 0,8-5,4%, или на 8-47 тысяч рублей. Отчасти такая динамика обусловлена выходом на рынок Duster нового поколения. Именно он показал прибавку в цене на 47 тысяч рублей. Но бюджетные Sandero и Logan за первый квартал подорожали на 8-12 тысяч рублей, а Arkana — на 22 тысячи рублей.

«АвтоВАЗ» не единственный в стране производитель, который по несколько раз за год пересматривает прайс-листы. При более детальном рассмотрении динамики цен становится понятным, что Волжский автозавод — один из немногих, кому действительно удавалось избегать подорожания автомобилей. Так, если обратиться к другой популярной в России марке Kia, то становится понятным, что цены на новые машины в нашей стране растут очень быстро.

Если приведенная динамика сохранится, то к началу осени 2023 года цены на новые автомобили бюджетного класса в России поднимутся еще на 8% относительно апреля. Такие изменения произойдут с продукцией «АвтоВАЗа», Kia, Hyundai и Renault. С середины осени также можно ждать очередного подорожания новых автомобилей. Причем в этом случае сложнее определить, на сколько повысятся цены. Ближе к середине осени многие производители в России традиционно корректируют свои прайс-листы в соответствии с инфляцией. А ее размер сейчас предсказать сложнее.

С начала 2023 года все производители, представленные на российском авторынке, неоднократно переписывали ценники. Объясняется это сразу несколькими причинами. В первый раз повышение цен было обусловлено ростом ставки НДС. В дальнейшем подорожание было связано с падением курса национальной валюты, инфляцией и пандемией коронавируса. Из-за нее часть предприятий временно перестала работать, вследствие чего производители стали испытывать острый дефицит комплектующих. Как оказалось, в 2023 году ситуация на российском рынке не изменилась. Более того, текущая тенденция показывает, что во втором полугодии цены на новые автомобили существенно вырастут.

В России резко снизились продажи легковых машин

Продажи легковых и лёгких коммерческих автомобилей в июле упали на 10%, хотя за месяц до этого рынок показал уверенный рост на 28,7% — до 157 800 машин. Продажи Lada в июле увеличились лишь на 2,7%, в июне рост составил 43%. По итогам первой половины 2023 года на этот бренд пришлась четверть всего отечественного рынка. Об этом сообщил «Коммерсант» со ссылкой на данные автопроизводителей.

Недостаток полупроводников затронул прежде всего машины с большим количеством электроники. «Их нехватка влияет на весь рынок новых автомобилей, но в большей степени касается моделей с самым современным уровнем мультимедиасистем, технически наиболее сложных», — заявил «Коммерсанту» глава автодилера «Авилон» Андрей Павлович. По его мнению, ситуация вряд ли улучшится до конца 2023 года.

Итоги продаж новых автомобилей в 2023 году

Как мы помним, в апреле прошлого года вся страна в ее подавляющем большинстве ушла на удаленную работу, а работа сферы услуг, предоставление которых было возможно только в очном режиме, была, фактически, под запретом. На этом фоне, рынок продаж новых автомобилей продемонстрировал драматическое падение, когда было реализовано всего 39 тыс. новый автомобилей, – это минимальный объем ежемесячных продаж за последние несколько лет – до этого никогда в последние годы в месяц не продавалось меньше 100 тыс. новых машин, а среднемесячный объем продаж колебался в районе 150 тыс. единиц. Тем особенно было интересно отследить, как будут идти продажи новых машин в этом году.

В потоке новостей начала мая как-то не получила должного внимания информация об итогах продаж новых автомобилей в 2023 году. Вполне возможно, было достаточно других информационных поводов, которые преобладали в это время, либо просто было скромные результаты продаж в первом квартале не способствовали росту интереса.

Картинка, примерно, та же самая, однако, несложно заметить, что непосредственно в апреле серьезный рывок сделали корейские автопроизводители KIA и Hyundai, тем роста которых был наибольшим в группе лидеров – 341% и 534% соответственно. Этот рост, в том числе, способствовал увеличению доли в объеме продаж. Причем настолько, что доля практически всех остальных производителей снизились.

Также далее будет интересно понаблюдать за продажами в летний и осенний периоды – в 2023 году в эти месяцы наблюдался, достаточно, высокий спрос на машины, который большинство экспертов связывали с фактом отложенных покупок – можем ли утверждать, что высокий темп роста апреля и ожидаемый рост мая – это, всего лишь, смещение отложенного спроса с будущих месяцев, или продажи машин так себя не ведут?

Стоит отметить, что в период сильного падения продаж в прошлом году именно продаж марки Toyota, практически не изменились по количеству относительно предыдущего года, в то время как лидерами по падению в группе наиболее продаваемых марок были корейские автопроизводители. Вполне возможно полагать, что клиентский сегмент данных марок сильно дифференцирован и по-разному реагирует на экономические потрясения.