Производственный экологический контроль на предприятии пример 2023
Содержание
- 1 Программа производственного экологического контроля
- 2 Производственный экологический контроль на предприятии пример 2023
- 3 Производственный экологический контроль на предприятии пример 2023
- 4 Программа ПЭК 2023
- 5 Производственный экологический контроль на предприятии пример 2023
- 6 Производственный экологический контроль: новые требования к программе и отчету
- 7 Производственный экологический контроль на предприятии пример 2023
- 8 Разработка программы производственного экологического контроля (ПЭК)
Во всех ситуациях отчет составляется в двух экземплярах. Один из них остается у разработчика в качестве доказательства того, что отчетная документация была составлена вовремя и с выполнением действующих правил. Второй экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган. Его разрешается оформлять в бумажном виде, однако в этой ситуации к отправляемому отчету необходимо приложить электронную версию, сохраненную на магнитном носителе. Можно отправить отчет полностью в электронном формате: его необходимо будет снабдить усиленной электронной цифровой подписью.
Выполнение контролирующих мер осуществляется под руководством лица, назначенного для этих целей руководителем организации. В крупных компаниях для выполнения этого требования обычно создают обособленное подразделение. В 2023 году действующий порядок требует, чтобы уполномоченные лица и подразделения были определены в каждом обособленном подразделении организации, включая ее филиалы и представительства.
- для рядовых работников организаций – штраф в размере 500-1000 рублей;
- для должностных лиц, уполномоченных следить за достоверностью представляемых сведений, — 3-6 тысяч рублей;
- для организаций – 20-80 тысяч рублей.
Заказать расчет стоимости
Пересмотр программы в перечисленных случаях потребуется, если результатом описанных изменений стало существенное усиление или ослабление вредоносного действия производства на данном предприятии на состояние окружающей среды. При этом в качестве существенного рассматривается изменение интересующих параметров более чем на 10%. Если это так, дожидаться очередного пересмотра программы по установленному в организации графику нельзя: произошедшие корректировки необходимо отразить в ней в течение 60 дней после наступления таких обстоятельств.
- приказ Минприроды от 16 октября 2023 года N 522, который определяет список важнейших методических рекомендаций, подлежащих учету в ходе заполнения отчетной документации о выполнении ПЭК;
- национальный стандарт ГОСТ Р 56061-2023, который устанавливает правила выполнения производственного экологического контроля и определяет правила составления программы мероприятий по этому направлению;
- приказ Минприроды от 14.06.2023 N 261, устанавливающий формы отчетной документации по результатам выполнения ПЭК.
Программа производственного экологического контроля
- Существенных корректировок в программе ПЭК не планируется. К нормативам, на базе которых разрабатывается ПЭК, относятся:
- ГОСТ Р 56062-2023.
- ГОСТ Р 56061-2023.
- К более значительным изменениям подвергнутся объекты 1-й категории, которые являются наиболее опасными по загрязнению экологии. К ним относятся:
- Металлургические предприятия.
- Текстильные учреждения.
- Кожевенное производство
- Энергетические объекты
- Мясокомбинаты
- Предприятия химической отрасли и т. д.
- Общие положения.
- Данные об инвентаризации выбросов в атмосферу и их источниках.
- Данные об инвентаризации сбросов наружу и их источниках.
- Данные об инвентаризации накопленных учреждением отходов и месте их размещения.
- Данные о должностных работниках, контролирующих экологию производства.
- Данные о исследовательских лабораториях, соответствующих законодательству РФ.
- Данные о периодичности и способах надзора за выбросами, о местах выделения проб и способах замеров.
Закон РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г в п. 1 ст. 26. «Об отходах…» (изменения от 25.11.2013 г.) обязывает юридические лица осуществлять необходимые меры по выбросу вредных веществ, организовывать и обеспечивать наблюдение за выполнением требований отображенных в законодательстве РФ в данном сегменте.
- Инвентаризация выбросов отходов в атмосферу и их источники.
- Инвентаризация сбросов отходов наружу и их источники.
- Инвентаризация отходов от производства и место их вывоза.
- Работники, отвечающие за соблюдением ПЭК.
- Наличие исследовательских лабораторий, соответствующих законодательству РФ.
- Периодичность, способы и места взятия проб и виды замеров.
Особый контроль Ростехнадзор осуществляет, при разработке проектных и разрешительных документов по работе с отходами. Необходимо обеспечить проектирование норм выделения и ограничения вывоза отходов (ПНООЛР), оформить паспорта вредных отходов (отдельно по каждому виду), получить лицензию на работу с отходами, а также разработать мероприятия ПЭК, охватывающие весь цикл поэтапной деятельности с отходами.
Производственный экологический контроль на предприятии пример 2023
Как разработка самой программы, так и отчета о ее выполнении может производиться штатным экологом предприятия. Но гораздо эффективнее доверить их исполнение экологической коммерческой организации. Это позволяет сократить сроки разработки, избежать вероятности возникновения ошибок и недочетов.
Во втором случае услуги предоставляются на платной договорной основе. При этом стоимость документа составляет от 25 тысяч рублей и займет в среднем 15 дней. Если же рассматривать отчет о выполнении ПЭК, то нужно ориентироваться на сумму от 5000 рублей и сроки 1 недели.
В разделе рекомендуется также дать описание всем применяемым методам контроля, привести перечень нормативных документов, в соответствии с которым составлен пан наблюдений по каждому компоненту окружающей среды ил источнику загрязнения, составить план-график контроля с четким указанием времени и точек отбора проб. Также в разделе требуется привести графические материалы, на которых отражены места точек контроля.
- Первый раздел «Общие положения» содержит в себе такие сведения, как:
- наименование предприятия;
- организационно-правовая форма;
- адрес месторасположения и контактные данные;
- категория объекта как источника негативного влияния на окружающую среду;
- реквизиты – ИНН, ОКВЭД, регистрационный номер;
- правоустанавливающие документы на используемые земельные участки;
- для объектов I категории – степень соответствия применяемой технологии уровню наилучших доступных технологий;
- наименование организации, принимающей отчет о выполнении программы и сведения об ответственном за передачу данного отчета сотруднике предприятия;
- дата составления программы.
- Второй раздел охватывает комплекс сведения об инвентаризации источников загрязнения атмосферы. В него войдут такие данные, как:
- дата последней инвентаризации и объем выбрасываемых загрязняющих веществ, выявленный в ее ходе;
- описание технологического процесса с выявлением мест образования источников загрязнения атмосферы, а также данные об используемом сырье, материалах и топливе;
- перечень стационарных источников загрязнения атмосферы, определенный по данным инвентаризации, с указанием их высоты и наличием очистных установок;
- сведения об установленных для предприятия нормативах — временно согласованных или предельно-допустимых выбросах, включая перечень веществ, для которых они установлены;
- порядок действий в случае оповещения о неблагоприятных метеоусловиях:
- карта-схема с нанесёнными источниками загрязнения;
- перечень действующих методик, используемых для расчета объема выделяемых в атмосферу загрязняющих веществ.
- Третьим формируется раздел «Сведения об инвентаризации источников сброса». В состав данного раздела включается информация о:
- применяемых на предприятии схемах по обеспечению водоснабжения/водоотведения;
- сформированный на основании проведенной инвентаризации перечень источников образования сточных вод;
- суммарный объем выброса и перечень загрязняющих веществ, поступающих с ним в окружающую среду, с указанием установленных для каждого вещества временно согласованных или предельно допустимых сбросов;
- данные о наличии сооружений, обеспечивающих очистку стоков.
- Четвертый раздел охватывает данные о проведенной на объекте инвентаризации отходов и мест их размещения. В раздел входят:
- наименования образующихся отходов в соответствии с данными ФККО;
- характеристика эксплуатируемых мест размещения и накопления отходов;
- сведения о сотрудниках, имеющих допуск к обращению с отходами 1-4 класса опасности, с указанием документов о прохождении ими специальной подготовки по данному вопросу;
- копию приказа о назначении ответственного лица за допуск работников к управлению отходами;
- информация о наличии установок, применяемых для вторичной переработки, внутреннего использования, обезвреживания или утилизации отходов;
- перечень нормативов, установленных для каждого наименования образующихся отходов.
- Следующий раздел посвящен подразделениям и отдельным сотрудникам предприятия, являющихся ответственными за организацию производственного экологического контроля. В разделе приводятся:
- перечень ответственных сотрудников или наименования ответственных подразделений;
- общая численность работников предприятия;
- информации об уровне образования ответственных сотрудников и наличии у них свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации, переподготовке по вопросам охраны окружающей среды или обращению с отходами.
- В следующем разделе приводятся данные о лабораториях, задействованных в процессах проведения ПЭК – как собственных, так и привлекаемых по договору найма. В разделе требуется указать следующие данные:
- наименование и адрес привлекаемой лаборатории;
- номер и область аттестата аккредитации.
- Последний раздел программы охватывает сведения о периодичности осуществления контроля, местах наблюдений за окружающей средой, применяемых для контроля методах и методиках. Данный раздел включает несколько подразделов, содержащих сведения:
- об охране атмосферного воздуха;
- об охране водных объектов;
- системе обращения с отходами;
- об охране земель;
- об использовании недр;
- об охране растительного и животного мира.
Необходимость составления документа регламентирована содержанием закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ (статья 67). Содержание должно соответствовать требованиям, изложенным в таких законах РФ, как Закон «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ, «Водному кодексу», Закона «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ.
Производственная деятельность компаний, сооружений для очистки, предприятий перерабатывающего профиля и иных объектов производства тщательно проверяется государственными органами. Поэтому руководитель любой организации должен осуществлять постоянный мониторинг за изменениями законодательства в этой сфере, своевременно проводить требуемые мероприятия и сдавать отчетность. Особенно с учетом того, что санкции за неисполнение требований постоянно ужесточаются.
Производственный экологический контроль представляет собой совокупность мер, цель которых в предотвращении, обнаружении и сокращении числа нарушений в сфере охраны окружающей среды. Процедура возлагается на экологическую службу (или отдельного работника) бюджетной организации и преследует целью мониторинг исполнения в процессе хозяйственной и другой деятельности планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, соблюдению требований качества.
- системы, предусмотренные для очистки отходящих газов;
- передвижные и стационарные объекты выброса вредных веществ в окружающую атмосферу;
- системы для очистки использованных вод;
- источники загрязняющих веществ, которые выбрасываются в канализационную систему, в водные объекты и т.д.;
- цеха, участки и иные источники формирования отходов производства;
- склады и иные места для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
- почвы, а так же воды, которые были загрязнены по вине предприятия;
- зоны, попадающие под санитарную защиту.
Организация производственного экологического контроля зависит, в первую очередь, от специфики предприятия. Экологический контроль проводит директор бюджетной организации, начальники функциональных служб (главный инженер, энергетик, технолог, механик и другие) и структурных отделов. На практике наиболее рациональным может быть контроль, производимый экологическими службами.
- инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в воздух и их источников;
- инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- инвентаризация отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- подразделения или должностные лица, отвечающие за осуществление ПЭК;
- собственные или привлекаемые испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в соответствии с законодательством РФ;
- периодичность и методы осуществления процедуры, места отбора проб и методики измерений.
Производственный экологический контроль на предприятии пример 2023
При этом искажение информации, предоставленной в каких-то видах экологической документации, рассматривается как отдельное нарушение. Наказание за него регулируется отдельной статьей 8.5 КоАП РФ. Она предписывает применение следующих типов воздействия на нарушителей:
Мы ведем необходимые журналы, составляем статистическую отчетность, декларации об оплате за негативные воздействия, подаем сведения в сводный кадастр, подготавливаем отчет ПЭК и разрабатываем полную отчетность по образованию, использованию, обезвреживанию и размещению отходов. При необходимости создаем и курируем личный кабинет пользователя.
С учетом того, что разработка программы ПЭК является законодательным требованием, то ответственность за ее отсутствие наступает согласно 8 главы Кодекса об административных правонарушениях. Так, например, ответственность может наступить согласно пункту 8.1, а штраф на сумму до 100 тысяч рулей.
- все предприятия I категории, а также компании II и III категорий, за которыми предусматривается федеральный экологический надзор, подают отчетную документацию в территориальное подразделение Росприроднадзора по месту работы компании;
- остальные компании II и III категорий подают отчетность в орган исполнительной власти региона, на который согласно законодательству субъекта РФ возложены обязанности по выполнению государственного экологического надзора.
Сдают такой отчет абсолютно все юридические лица и индивидуальные предприниматели, для которых установлена обязанность по разработке ПЭК. Есть требования и к формату предоставления: экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе. При отправлении по почте нужно сделать опись вложения.
Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.
Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.
Напоминаем, что природопользователям необходимо представить форму 2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля 2023 года! В форме нужно указывать фактическое образование отходов, при этом медицинские, биологические и радиоактивные отходы в форму не включаются.
– федеральные нормативные и методические документы, утвержденные или согласованные специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, определяющие критерии и величины предельно допустимых нормативов или лимитов воздействия на компоненты окружающей природной среды, лимитов размещения отходов, порядок и методы контроля соблюдения природоохранных норм и нормативов, ответственность за их нарушения;
Отсутствие внутреннего регламентирующего документа об экоконтроле может стать причиной невозможности исполнения всех требований СанПиН, что может существенно затруднить хозяйственную деятельность предприятия. При разработке документации во избежание ошибок и последующего привлечения к административной ответственности рекомендуется обратиться к специалистам, предоставив достоверную и точную информацию о предприятии.
Программа ПЭК 2023
Что делать тем предприятиям, у которых нет тома ПДВ и соответственно заполнить вышеуказанные разделы программы ПЭК они не могут? Делать инвентаризацию выбросов и на основании ее результатов делать программу ПЭК. После получения тома ПДВ программу можно подкорректировать.
Контроль состава сточных вод осуществляется аккредитованной лабораторией организации ВКХ в соответствии с утвержденным для нее планом-графиком контроля. Контроль осуществляется в соответствии с [16]. Нормативы и требования к составу и свойствам сточных вод устанавливаются в соответствии с [15] двух видов:
Суммарная масса выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику приводится в разделе 2 инвентаризации выбросов и таблице 2.2.1 данного раздела. Наименования загрязняющих веществ указаны в соответствии с разделом I «Для атмосферного воздуха» [9].
Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.
В данной статье представлены 2 образца программы ПЭК на выбор для вас, использовав которые вы можете самостоятельно разработать программу ПЭК для вашего предприятия (не оплачивая услуги разработчиков). Программа ПЭК — разработайте ее самостоятельно! Обращаю внимание на второй вариант — он интереснее.
- контроль состояния окружающей среды и оборудования;
- отбор проб;
- проведение испытаний;
- контроль, выполняемый в ходе технологического процесса с целью проверки соответствия промежуточной продукции и (или) продукции заданным требованиям;
- корректировка параметров технологического процесса;
- проверка на соответствие требованиям спецификаций, а также процедуры организации, документирования и выдачи разрешения на выпуск.
ж) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
Чистые помещения и чистые зоны, технологическое и лабораторное оборудование, системы приточно-вытяжной вентиляции с кондиционированием, инженерные системы чистых сред и компьютеризированные системы являются объектами квалификации. Технологические процессы, процессы очистки оборудования, аналитические методы контроля качества являются объектами валидации.
- разрабатывается с учетом категории объекта, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду;
- утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами;
- корректируется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
Сегодня большинство предприятий располагают собственными лабораториями, используемыми для контроля условий производства и качества выпускаемой продукции, в связи с чем руководство предприятий нередко делегирует лабораториям разработку и организацию производственного контроля.
Производственный экологический контроль на предприятии пример 2023
В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
план-график контроля стационарных источников выбросов (далее — План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов;
9.2.5. Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной, предусмотренная абзацем пятым пункта 9.2 настоящих требований, содержит перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений, использованных при проведении наблюдений за водным объектом.
1. Программа производственного экологического контроля (далее — Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее — объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с подпунктом 5.2.42 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2023 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, N 47, ст. 6586; 2023, N 2, ст. 325; N 25, ст. 3811; N 28, ст. 4741; N 29, ст. 4816; N 38, ст. 5564; N 39, ст. 5658; N 49, ст. 6904; 2023, N 42, ст. 6163), приказываю:
Производственный экологический контроль: новые требования к программе и отчету
- отсутствие аттестованных в установленном законодательством РФ о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;
- отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов);
- выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли ПДК.
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Минприроды России утвердил требования к содержанию программы производственного экологического контроля, а также порядок и сроки представления отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля[1].
Специалисты «Пепеляев Групп» готовы предоставить подробные консультации о применении новых требований как по вопросам, связанным с подготовкой Программы ПЭК, так и по вопросам подготовки Отчета по результатам осуществления ПЭК, а также оказать помощь во взаимодействии с контролирующим органом, как при подготовке запросов о предоставлении разъяснений, так и в случае возникновения спорных ситуаций.
- по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору – в территориальный орган Росприроднадзора;
- по объектам, подлежащим региональному государственному экологическому надзору – в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.
- план-график контроля стационарных источников выбросов,
- с указанием номера и наименования источников выбросов загрязняющих веществ,
- периодичности проведения контроля,
- мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля загрязняющих веществ в источниках выбросов,
- в отношении загрязняющих веществ, включая маркерные, по которым установлены технологические нормативы,
- в отношении каждого источника, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки,
- за исключением источников, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия;
- план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений):
- адреса (географические координаты) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдения;
- перечень контролируемых на каждом пункте загрязняющих веществ;
- методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
- периодичность отбора проб атмосферного воздуха.
- перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.
Производственный экологический контроль на предприятии пример 2023
В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, выдаваемому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте, в соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.25; N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 27, ст.3213; 2008, N 26, ст.3012; N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 11, ст.1261; N 52, ст.6450; 2011, N 1, ст.54; N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N 48, ст.6732; N 50, ст.7359; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 11, ст.1164; N 27, ст.3477; N 30, ст.4059; N 52, ст.6971, ст.6974; 2023, N 11, ст.1092; N 30, ст.4220; N 48, ст.6642; 2023, N 1, ст.11; N 27, ст.3994; N 29, ст.4359; N 48, ст.6723; 2023, N 1, ст.24; N 15, ст.2066; N 26, ст.3887; N 27, ст.4187, ст.4286, ст.4291; 2023, N 31, ст.4829; 2023 N 1, ст.47, ст.87).
наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, с указанием идентификационного номера налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер;
сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект , в том числе сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета.
показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее — маркерные вещества);
Разработка программы производственного экологического контроля (ПЭК)
Мы ведем необходимые журналы, составляем статистическую отчетность, декларации об оплате за негативные воздействия, подаем сведения в сводный кадастр, подготавливаем отчет ПЭК и разрабатываем полную отчетность по образованию, использованию, обезвреживанию и размещению отходов. При необходимости создаем и курируем личный кабинет пользователя.
Любая организация, будь то юридическое лицо или предприниматель, которая работает с отходами, а также лицо или предприятие с категорией I, II или III согласно ст. 67 ФЗ-№ 7 могут обращаться в нашу компанию за помощью. Цена за услуги часто гораздо меньше содержания полноценного сотрудника в штате и позволяет получать грамотное сопровождение регулярно. Результат нашей работы позволяет проводить осуществление производственного экологического контроля на высшем уровне и без ошибок.
Мы грамотно подходим к решению любых вопросов и отвечаем за все последствия. Проведение любых проверок сможет обезопасить предприятие и поднимет его на более высокий уровень развития. Индивидуальный подход, учет всех требований и все проблемы, возникающие в процессе, мы берем на себя. Наши специалисты четко понимают и знают все тонкости проверок и отчетности, поэтому вы не будете тратить время на поиск правильных документов, соответствующих нормам, и получите грамотные решения по оптимальным ценам.
Исходя из этого, программа ПЭК и осуществление производственного экологического контроля требуют разработки на любом предприятии, которое эксплуатирует ОНВОС категории I, II или III, отдельно для каждого объекта. Определение категории происходит путем подачи заявления и постановки на учет в территориальных органах Росприроднадзора (федеральный уровень) или Министерстве природных ресурсов и экологии (региональный уровень). При получении свидетельства за производством закрепляется статус объекта НВОС.
Снижение выбросов, их утилизация и тотальный контроль помогают избежать глобальных проблем в будущем. Стоимость услуг наших сотрудников и осуществление производственного контроля на предприятии обойдется для руководителя гораздо экономичнее, чем самостоятельная разработка профилирующей документации.
Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, в соответствии с утвержденной программой ПЭК. Программа ПЭК содержит, в том числе, сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Программу ПЭК необходимо разрабатывать предприятиям и организациям, осуществляющим деятельность на объектах I, II и III категории. Необходимость разработки определяется требованиями законодательства (ст. 67, гл. XI Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 67, гл. XI)
- Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 25 гл. V, абзац 7, п. 1, ст. 30 гл. VII)
- Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 26 гл. VI)
- Водный кодекс Российской Федерации от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ (пп. 5, п. 2, ст. 39, гл. 5)
- Приказ Минприроды России от 28 февраля 2023 г. № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»
Надзорные органы
- Территориальный орган Росприроднадзора (для объектов федерального надзора)
- Уполномоченный орган субъекта РФ (для объектов регионального надзора)
Результат работ
- Программа ПЭК
Срок действия
- Бессрочно при условии неизменности технологического процесса. В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, программа ПЭК подлежит корректировке в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений
Ответственность
- ст. 8.1 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 100 тыс. руб.
- ст. 8.5 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 80 тыс. руб.
Дополнительно могут быть указаны сроки выполнения каждого из пунктов. Например, под первым пунктом введения в действие Положения можно указать срок выхода приказа. А под пунктами, которые предусматривают распространение копий Положения и приказа, – недельный срок.
Однако приказ – это не единственный и не основной документ. На каждом предприятии необходимо иметь специальное Положение о производственном контроле, для того чтобы у проверяющих организаций не было шанса наложить административную ответственность на компанию.
- Разработка Положения. Нет типового бланка или образца этого документа, верного для всех предприятий. Положение должно разрабатываться каждый раз заново. При этом должна учитываться специфика каждого учреждения, отмечаться важные нюансы в конкретной сфере и условиях.
- Прохождение согласования разработанного документа в Ростехнадзоре. Этот орган должен не только подтвердить юридическую грамотность разработанного документа, но и присвоить ему регистрационный номер. В него отправляются две копии положения. Одна – возвращается.
- Приказ о производственном контроле вводит утвержденную документацию к действию. Он заключительная часть алгоритма.
Кстати, перед тем как послать его на утверждение, рекомендуется проконсультироваться со специалистами Ростехнадзора о возможности утверждения. Иначе есть вероятность получить отказ в присвоении регистрационного номера ввиду несоответствия с существующими требованиями.
Помимо введения в действие Положения, приказом можно назначить ответственных лиц (как чаще всего и поступают). Поэтому основная часть приказа в прикрепленном образце состоит из нескольких пунктов. Начинается приказ с шапки. В ней обязательно прописываются наименование организации и номер приказа. Он необходим для систематической регистрации такого вида документов в журналах предприятия.
Производственная деятельность компаний, сооружений для очистки, предприятий перерабатывающего профиля и иных объектов производства тщательно проверяется государственными органами. Поэтому руководитель любой организации должен осуществлять постоянный мониторинг за изменениями законодательства в этой сфере, своевременно проводить требуемые мероприятия и сдавать отчетность. Особенно с учетом того, что санкции за неисполнение требований постоянно ужесточаются.
- инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в воздух и их источников;
- инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- инвентаризация отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- подразделения или должностные лица, отвечающие за осуществление ПЭК;
- собственные или привлекаемые испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в соответствии с законодательством РФ;
- периодичность и методы осуществления процедуры, места отбора проб и методики измерений.
Формирование этого важного документа целиком и полностью возлагается на учредителя организации, но самостоятельная разработка программы ПЭК является сложной процедурой. Неучтенные параметры необходимого производственного обслуживания могут привести не только к штрафным санкциям, но и полностью остановить работу компании.
Содержание ПЭК зависит, в первую очередь, от специфики предприятия. Экологический контроль проводит директор бюджетной организации, начальники функциональных служб (главный инженер, энергетик, технолог, механик и другие) и структурных отделов. На практике наиболее рациональным может быть контроль, производимый экологическими службами.
- системы, предусмотренные для очистки отходящих газов;
- передвижные и стационарные объекты выброса вредных веществ в окружающую атмосферу;
- системы для очистки использованных вод;
- источники загрязняющих веществ, которые выбрасываются в канализационную систему, в водные объекты и т.д.;
- цеха, участки и иные источники формирования отходов производства;
- склады и иные места для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
- почвы, а так же воды, которые были загрязнены по вине предприятия;
- зоны, попадающие под санитарную защиту.