Ставка налог на воду 2023 год

Для ставок по водоснабжению населения коэффициенты не используются, но на период 2023–2025 годов предусмотрено планомерное ежегодное увеличение их конкретных рублевых значений. Для 2023 года действует ставка 186 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды(п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Эта ставка применяется во всех субъектах РФ.

С 2023 года ко всем базовым ставкам (кроме относящихся к водоснабжению населения) применяется обязательный для всех плательщиков налога повышающий коэффициент, величина которого на каждый год из периода 2023–2025 установлена в определенном значении. Для 2023 года он равен 2,66.

С 2026 года для всех видов забора воды (включая водоснабжение населения) будет действовать единый подход в отношении ежегодной корректировки величины ставки. Применяемый к ней коэффициент станет расчетным, зависящим от изменения уровня потребительских цен.

Особое место среди ставок, связанных с забором воды, занимает ставка, установленная для отбора с целью водоснабжения населения. Она имеет то же выражение (число рублей за 1 000 куб. м отобранной воды), но не зависит от вида объекта и принадлежности к определенному региону или бассейну.

Ставки, действующие при использовании для гидроэнергетики или лесосплава, дифференцированы по принадлежности к бассейну определенного водного объекта. Выражаются они в одинаковой оценке (в количестве рублей), но применительно к различным оцениваемым единицам:

Нормативные правовые акты

В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», приказом ФСТ России от 16.07.2023 № 1154-э «Об утверждении Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 № 1346 «О Комитете по тарифам
Санкт-Петербурга» и на основании протокола заседания правления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 16.12.2023 № 270:

Водный налог

Некоторые граждане ошибочно считают, что водный налог следует платить за передвижение по водоемам. Однако платить за пользование ресурсами следует не только предприятиям и частным предпринимателем, но и физлицам. Рассмотрим более подробно, когда и в каких размерах требуется оплачивать водный налог.

  • когда водный объект содержит полезные ископаемые (актуально для подземных вод);
  • когда воду используют для тушения пожара.
  • при эксплуатации воды морскими судами для функционирования технического оборудования;
  • при рыбной ловле;
  • при движении либо стоянке водного транспорта;
  • в случае применения акватории для организации отдыха ветеранов, инвалидов, детей;
  • при заборе воды на нужды сельского хозяйства, в т.ч. для орошения лугов и пастбищ.

Для каждого из объектов утверждены разные налоговые ставки. На их размер влияет целый ряд факторов, в том числе и тип водоема: наземный или подземный. Кроме того акватории делятся на экономические зоны, которые также отражаются на итоговых суммах. Подробнее с тарифами можно ознакомиться в ст. 333 Налогового кодекса.

В 2023-м не предусмотрено наличие льгот по водному налогу ни для каких категорий: платить придется всем пользователям. Следует учитывать, что опоздавшим с оплатой придется потратить дополнительные средства – на пени. Все штрафные санкции налоговые органы РФ рассчитывают по единой величине – ставке рефинансирования.

Новое в водном налоге в 2023 (последние новости)

Несколько особняком стоит ситуация, когда забор водных ресурсов осуществляется без использования измерительных систем и устройств. Тогда к ставке, определенной по ст. 333.12 НК РФ, добавляется еще и множитель 1,1. Если речь идет о добыче подземных вод с целью их последующей перепродажи к базовой ставке надлежит добавлять множитель 10.

Между тем как информирует Минфин РФ (см. письмо № 03-06-06-02/42833 от 06.07.2023), за неправомерное пользование недрами (например, без лицензии либо с нарушением лицензионных условий) предусмотрена адм. ответственность. В подобных ситуациях применяются нормы ст. 7.3 и 7.6 КоАП РФ (ФЗ РФ № 195 от 30.12.2001) и нарушителей штрафуют.

Организация, имеющая лицензию, осуществляет забор воды для нужд производства. Скважина находится в бассейне Невы. Измерительные средства для целей забора воды имеются. Допустим, лимит водопользования (за квартал) равен 32 тыс. руб., а организация за второй квартал произвела забор в пределах установленного лимита.

Не оплачивают ВН те, кто обеспечивает водой (для обороны, безопасности государства). Платить ВН не должны юрлица и физлица, которые пользуются водными объектами по соглашению водопользования либо на основании решений о предоставлении их в пользование. При этом учитываются только те соглашения и решения, которые имели место после того, как начали применять нормы ВК РФ, утвержденного ФЗ РФ № 74 от 03.06.2006 (ред. от 27.12.2023).

Подробнее требования к оформлению, заполнению KHД 1151072 изложены в Приложении 2 к Приказу ФНС № 29н. Последние изменения, которые вносились в настоящий порядок заполнения декларации, датированы 12.02.2007. Они же применяются и в 2023 г. Внесение правок допускается по правилам, описанным в данном приложении. Исправлять погрешности при помощи корректирующего и иного идентичного средства не разрешается.

217-ФЗ внес в список участков недр местного значения, участки, используемые для целей хозяйственно-бытового водоснабжения СНТ и ОНТ (не в коммерческих целях), а значит теперь за использование скважин общего пользования в СНТ и ОНТ, придется платить. Т.е. необходимо получить соответствующую лицензию, поставить счетчики, на основании которых будет производиться оплата потребляемой воды (подробнее читайте в нашей статье: «Лицензия на скважину в СНТ»).

Спекуляций на теме нового налога на воду в 2023 г. тьма тьмущая, причем «теоретики» уже объединили в одно «судопроизводство» и увеличение расходов госбюджета, и поправки в конституцию, и COVID-19. Согласно их теории, все это повлияло на то, что использование подземных вод теперь будет платным, ведь это недра.
Первое, что хочется разъяснить, так это то, что действительно, использование недр – услуга платная, но так было всегда и останется в 2023 году! На использование недр во все времена получалась соответствующая лицензия, которая четко определяла условия, сроки и объемы использования природных богатств, а подземные воды – это самые натуральные недра.
Однако, в законе «О недрах» давно существует Статья 19, которая гласит:

Вас может заинтересовать :  В каком месяце будут выплаты есв полиции в 2023 году

Шумиха вокруг водного налога развернулась нешуточная, ведь последние поправки в законы «О недрах» и «О садоводстве и огородничестве» диктуют новые правила использования подземных вод, которые являются недрами и, соответственно, принадлежат государству. Так давайте разберемся каким же будет водный налог с 2023 года и так ли страшен черт, как его малюют.

Конечно, если на вашем участке находится скважина, с помощью которой вы добываете подземные воды для их последующих бутилирования и продажи, за такое использование недр придется заплатить. За использование же подземных вод для собственных нужд на территории личного участка по-прежнему платить не надо.

Эта статья никуда не делась и до сих пор «жива и здорова», а значит продолжаем пользоваться личными колодцами на своих участках бесплатно (при соблюдении лимита в 100 м 3 /сутки и при использовании в личных (некоммерческих) целях, конечно). Также смело черпаем воду для полива своих участков из ближайших водных объектов, поскольку сие действие не является объектом налогообложения.

Ставка налог на воду 2023 год

1.1. Налоговые ставки, установленные в пункте 1 настоящей статьи с учетом положений пунктов 2, 4 и 5 настоящей статьи, применяются в 2023 году с коэффициентом 1,15, в 2023 году — с коэффициентом 1,32, в 2023 году — с коэффициентом 1,52, в 2023 году — с коэффициентом 1,75, в 2023 году — с коэффициентом 2,01, в 2023 году — с коэффициентом 2,31, в 2023 году — с коэффициентом 2,66, в 2023 году — с коэффициентом 3,06, в 2023 году — с коэффициентом 3,52, в 2024 году — с коэффициентом 4,05, в 2025 году — с коэффициентом 4,65.

4. Налогоплательщики, не имеющие средств измерений (технических систем и устройств с измерительными функциями) для измерения количества водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, применяют ставку водного налога, определяемую с учетом положений пункта 1.1 настоящей статьи, с дополнительным коэффициентом 1,1.

Начиная с 2026 года налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, применяются с коэффициентами, определенными в соответствии с настоящим пунктом для года, предшествующего году налогового периода, умноженными на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

2. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 настоящей статьи с учетом коэффициентов, установленных пунктом 1.1 настоящей статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

  1. В ходе личного визита в налоговые органы: тогда придется сразу подготовить два экземпляра документа;
  2. Путем отправки заказным письмом, когда в почтовом отделении запрашивается опись приложенных бумаг;
  3. В электронном виде декларацию можно онлайн заполнить на официальном сайте ИФНС.

С 2004 установленные на государственном уровне тарифы данного налога не подвергались изменению, однако в 2023 году была введена система коэффициентов постепенного повышения, которые предполагали, что обязательный сбор будет индексироваться по отношению к предыдущему году на такие значения:

  • 1 – сведения об используемом водном объекте;
  • 2 – налоговая база и сумма к оплате;
  • 2.1 – сведения о масштабах забора воды;
  • 2.2 – информация об эксплуатации акватории объекта;
  • 2.3 – данные о применении объекта в гидроэнергетике;
  • 2.4 – информация о сплаве древесины.

Физические или юридические лица, которые в ходе своей деятельности используют водные ресурсы, находящиеся в федеральной собственности, обязаны платить водный налог. Разберемся более детально в вопросах заполнения и представления декларации по водному налогу в ИФНС.

Декларация по водному налогу должна заполняться каждый квартал. Поквартально производиться и внесение обязательного сбора в казну. Конечным сроком подачи документов и оплаты за водный налог в 2023 году для юридических лиц считается 20-е число квартала, следующего за отчетным.

Кто и за что оплачивает водный налог

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).
Вас может заинтересовать :  Детские пособия в 2023 году

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

Для каждого из объектов утверждены разные налоговые ставки. На их размер влияет целый ряд факторов, в том числе и тип водоема: наземный или подземный. Кроме того акватории делятся на экономические зоны, которые также отражаются на итоговых суммах. Подробнее с тарифами можно ознакомиться в ст. 333 Налогового кодекса.

Некоторые граждане ошибочно считают, что водный налог следует платить за передвижение по водоемам. Однако платить за пользование ресурсами следует не только предприятиям и частным предпринимателем, но и физлицам. Рассмотрим более подробно, когда и в каких размерах требуется оплачивать водный налог.

  • когда водный объект содержит полезные ископаемые (актуально для подземных вод);
  • когда воду используют для тушения пожара.
  • при эксплуатации воды морскими судами для функционирования технического оборудования;
  • при рыбной ловле;
  • при движении либо стоянке водного транспорта;
  • в случае применения акватории для организации отдыха ветеранов, инвалидов, детей;
  • при заборе воды на нужды сельского хозяйства, в т.ч. для орошения лугов и пастбищ.

В 2023-м не предусмотрено наличие льгот по водному налогу ни для каких категорий: платить придется всем пользователям. Следует учитывать, что опоздавшим с оплатой придется потратить дополнительные средства – на пени. Все штрафные санкции налоговые органы РФ рассчитывают по единой величине – ставке рефинансирования.

Налоги в СНТ: полный гид для дачников

При расчете земельного налога для дачников в 2023 году учитываются несколько факторов:

  • кадастровая стоимость участка;
  • налоговая ставка, установленная в регионе;
  • наличие льгот для налогоплательщика.

Самым главным показателем при расчете является налоговая база, равная кадастровой стоимости участка. Информация по ней вносится в Росреестр ежегодно до 1 февраля.

Уменьшить налоговую базу в 2023 году могут:

  • ветераны ВОВ;
  • инвалиды боевых действий;
  • лица, пострадавшие при атомных авариях или ликвидации их последствий;
  • герои СССР или РФ;
  • ветераны труда;
  • военные пенсионеры;
  • инвалиды I и II групп;
  • многодетные семьи;
  • пенсионеры и люди предпенсионного возраст (с 55 лет – для женщин, с 60 лет – для мужчин).

Полный список категорий граждан, имеющих право на льготы, представлен в п. 1 ст. 407 Налогового кодекса РФ. Для всех этих лиц налог рассчитывается за вычетом 6 соток. Например, размер земельного участка, принадлежащего льготнику, – 14 соток. Тогда из общей кадастровой стоимости земли вычитается стоимость 6 соток, а полученная разница умножается на налоговую ставку.

Зная кадастровую стоимость участка и налоговую ставку, установленную в регионе, можно рассчитать сумму налога. Для этого потребуется умножить размер налоговой базы на процентную ставку. Если для владельца участка предусмотрена сниженная стоимость земельного налога, то сумма льгот предварительно вычитается из налоговой базы, а только потом разница умножается на налоговую ставку.

Льготы на земельный налог имеют заявительный характер. Для уменьшения суммы выплат в государственный бюджет, налогоплательщику нужно:

  • лично обратиться в налоговый орган;
  • предоставить заявление и документы, подтверждающие право на получение льготы.

Согласно п.6 ст. 408 НК РФ, перерасчет налогов будет произведен не более чем за три периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения права на налоговую льготу.

В нашей статье мы не будем рассматривать достаточно редко встречающиеся среди обычных организаций платежи: налог на игорный бизнес, налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, сбор за использование объектов животного мира и систему налогов при выполнении соглашения о разделе продукции.

При применении УСН юрлицо должно (при наличии оснований) платить все налоги, кроме тех, которые заменены единым налогом. По ЕСХН ситуация несколько иная. При нем не уплачивается торговый сбор (п. 2 ст. 411 НК РФ), а акцизы, НДПИ, налог на игорный бизнес и сбор за использование объектов животного мира несовместимы с этим режимом по определению.

Применение спецрежимов (УСН, ЕСХН, соглашение о разделе продукции) либо освобождает организацию от уплаты основных налогов (прибыль, НДС, имущество), заменяя их единым соответствующим налогом (УСН, ЕСХН), либо позволяет использовать систему льгот, относящуюся практически ко всем уплачиваемым организацией налогам (соглашение о разделе продукции). Спецрежим ПСН могут применять только ИП.

Организации в целях налогообложения применяют одну из систем, установленных НК РФ. Если юрлицо не проявляет желания использовать спецрежим, то ему придется работать на ОСНО и уплачивать все налоги, установленные НК РФ при наличии базы налогообложения по ним.

Что касается транспортного и земельного налогов, то с 01.01.2023 сроки их уплаты являются едиными для всех территорий и закреплены на федеральном уровне. У региональных и местных властей полномочий по определению платежных дат больше нет. Налоги по итогу года нужно уплачивать не позднее 1 марта следующего года, а авансы — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. Новый порядок применяется начиная с годовых платежей по итогам 2023 года.

Разорят ли дачников новые тарифы на воду

«В соответствии с пунктом 1 статьи 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию».

«Для Московской области налоговая ставка по водному налогу определяется по ставкам для Центрального экономического района по бассейну р. Волга и составляет 831,6 рубля за 1 тыс. куб. м воды (ставка по водному налогу 360 рублей за 1 тыс. куб. м воды, умноженная на коэффициент, который в 2023 году составляет 2,31). Таким образом, при объеме добычи, равном 100,0 кубических метров в сутки (это примерно на сто садовых участков), сумма налога за квартал при условии ежедневной добычи подземных вод для нужд, не связанных с поливом, на территории Московской области составит: 100 куб. м x 90 (количество дней в квартале) x 360 x 2,31 = 7484,4 руб. в квартал со всего СНТ (садового некоммерческого товарищества. — М. В.), то есть по 75 рублей с одного садового участка в квартал. В случае использования подземных вод исключительно для полива сумма налога составит 0 рублей. При этом ставка налога не различается для СНТ и сельской местности, например деревень, при централизованном водоснабжении».

При этом скважины и колодцы глубиной менее 20 метров налогом не облагаются. Но бывает так, что скважина в садово-огороднических товариществах не вписывается в льготные лимиты, поскольку орошает множество участков. Специалисты министерства любезно предоставили нам расчеты по Подмосковью.

Вас может заинтересовать :  Ликвидация Аварии На Чаэс Вторая Пенсия

По поводу амнистии — все правда. В 2023 году было объявлено, что скважину или колодец на участках в садоводческих и огороднических товариществах можно оформить совершенно бесплатно. Так было вплоть до 2023 года. Теперь же вступают новые правила. Какие же? В заметке, которую прислала мама, говорилось, что теперь на каждую скважину нужно ставить водосчетчик. И что налогоплательщик обязан сам исчислять размер налога и платить его ежеквартально. Сколько именно — не указывалось.

Зато автор скрупулезно прописал штрафы за неуплату. Они составляют от трех до пяти тысяч рублей для физических лиц, от 30 до 50 тысяч рублей — для должностных лиц, от 800 тысяч до миллиона рублей — для юридических лиц. Неслабо, да? Многие дачники, попав на свои участки только в середине лета из-за коронавируса, лишь теперь услышали о каких-то тарифах. Которые, как оказалось, действуют аж с Нового года. И по этому поводу пребывают в замешательстве.

Ставки водного налога в 2023 году: таблица

  1. Для компаний, осуществляющих забор воды из различных источников, – тысяча кубометров жидкости.
  2. Для организаций, использующих водную акваторию, базой признается площадь эксплуатируемого участка согласно данным лицензии.
  3. Для производителей гидроэнергии за базу принимается каждая тысяча киловатт энергии.
  4. Для хозяйствующих субъектов, занятых лесосплавом, база рассчитывается в тысячах кубических метров леса на каждые 100 км сплава.
  • зависимость от расположения бассейна водного ресурса в данном экономическом районе;
  • зависимость от типа использования воды;
  • зависимость забора вод от поверхностных или подземных источников;
  • зависимость от количества забора вод (в пределах установленных лимитов или выше).

Полный список можно найти в НК РФ. Что касается определения субъектов, которые должны уплачивать сбор или освобождаться от него, то здесь все зависит от вида использования водных ресурсов. Если объект, который находится в их пользовании, является объектом для налогообложения, то соответственно придется внести платежи в бюджет. В противном случае происходит освобождение от его уплаты.

При заборе воды налоговая база представляет собой определенный объем воды, который был забран в течение налогового периода. Обозначение данной величины производится в соответствии с показаниями приборов учета, которые обязательно отражаются в журнале первичного учета. При отсутствии таковых исчисление объема происходит с учетом времени работы, а также производительности технических средств.

В случае, когда используется акватория, налоговая база будет определяться иным путем, а именно площадью используемого водного объекта. Она в свою очередь указана в соответствующих документах, которые регламентируют использование конкретного пространства. Для электростанций, которые используют воду в производстве, база налога – объем выработанной электроэнергии.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2023 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Что касается платы за пользование водными объектами, то ставки, порядок расчета и взимания такой платы устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Если плательщик использует водоемы для добычи недр, то будет применима к таким действиям статья 9 часть 3 (Водный кодекс).Если организации признаются налогоплательщиками водного налога в качестве крупнейших, они должны подавать отчет по месту регистрации как крупнейшие плательщики (ст. 83).

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».