Учет и анализ налогов организации

Как; выбрать систему налогообложения для; бизнеса

ОСН. Подходит всем бизнесам, но выгоднее всего на ней работать тем, кто планирует сотрудничать с крупными компаниями. Большинство крупных компаний работают на ОСН, и если у вас тоже ОСН, они могут получить вычет по НДС. Это имеет значение, если вы, например, собираетесь заниматься оптом и будете работать напрямую с производителями и большими розничными сетями.

Специфика бизнеса. Если бизнес сезонный, это тоже надо учитывать при выборе системы налогообложения. Например, если ИП работает только летом и осенью, а зимой — нет, есть смысл выбрать патент, оформить его на полгода и не платить налоги за время простоя.

Для расчета налога при УСН доход берем без НДС, то есть доход будет 10 000 000 ₽, а не 12 000 000 ₽. Дело в том, что НДС бизнес добавляет как бы сверх своей цены, по которой он готов продавать товар, потому что всю сумму НДС он передает в бюджет. Поэтому если компания работает без НДС, она может позволить себе продавать товар дешевле и оставаться в плюсе.

ЕСХН. Подойдет только тем, кто самостоятельно выращивает, перерабатывает, продает сельхозпродукцию. Например, предприниматель выращивает и продает яблоки или делает из них сидр. Или компания ловит рыбу, обрабатывает и поставляет ее в рестораны города. Но если ИП покупает малину и делает из нее варенье, ЕСХН уже использовать нельзя, потому что он не выращивал сырье самостоятельно.

Контрагенты. Если большинство ваших контрагентов работают на ОСН, вам, скорее всего, будет выгодно тоже применять эту систему. Дело в вычетах по НДС — когда два партнера на ОСН, они могут сокращать налог на сумму НДС, которую заплатили друг другу. Это может быть важно, если вы работаете с оптовыми компаниями: они почти все на ОСН. Но если у вас небольшой бизнес, то можно не ориентироваться на контрагентов и выбирать ту систему, где вы заплатите меньше.

Анализ и оценка налоговой нагрузки организации

Естественно, все стремятся свести расходы к минимуму и тем самым повысить эффективность управления финансами компании. Но в то же время недальновидная экономия на налогах может привести к еще большим проблемам и затратам в виде доначислений и штрафов по результатам налоговых проверок. Поэтому важно выработать стратегию снижения нагрузки в рамках действующего законодательства.

От эффективности данных действий зависит, как будут складываться взаимоотношения с ФНС. Ведь в списке критериев, по которым налогоплательщик может сам узнать, не находится ли он в группе риска, значится: «Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виде экономической деятельности)».

Способы оценки налоговой нагрузки являются «подвижными формулами», реагирующими на изменения в законодательстве, особенности конкретного бизнеса, региональные показатели рентабельности. Поэтому лучше использовать не один метод оценки, а их совокупность. Комплексный подход позволит учитывать все внешние и внутренние факторы, а, следовательно, результаты исследования принесут практическую пользу руководителю компании и собственникам бизнеса.

Несмотря на то, что официально плана по штрафам и доначислениям не существует, по факту основной задачей инспекторов остается максимально возможное пополнение бюджета за счет налогоплательщиков. И идут в первую очередь они в те компании, где можно к чему-то придраться. А свою строгость, кстати, оправдывают объективными экономическими факторами.

Оценить степень налогового давления можно и «на глазок», не используя сложные расчеты. Если величина налоговых расходов превышает 40% от прибыли, то налоговая нагрузка уже перешла в налоговое бремя – ту степень давления, когда интересы государства в бизнесе преобладают над интересами собственников. Налоговая нагрузка считается нормальной в интервале от 20 до 40 %. Чем ближе к 40%, тем больше неиспользованных возможностей по оптимизации расходов. Показатель меньше 20% является предупреждением, что на организацию могут обратить внимание налоговики.

Управление налогами в организации

Возможность управления налогами заложена в налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам налоговые льготы. В практической сфере управление налогами можно подразделить на текущее исполнение налоговых обязательств и налоговое планирование.

  • такое состояние бухгалтерского учета и отчетности, которое позволяет получать актуальную и достоверную информацию и для налоговых целей. При принятии управленческих решений менеджер должен быть уверен, что обладает всей полнотой налоговой информации, а также в том, что используемая информация надежна;
  • налоговый календарь, необходимый для контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты налоговых платежей, а также представления отчетности, что снижает высокие риски, связанные с несвоевременной уплатой налогов. Нарушение установленных предельных сроков влечет за собой штрафные санкции в виде пени. Кроме того, необходимо учитывать и надежность банка. Если банк внушает опасения, от его услуг надо отказаться, а налоги следует платить заранее;
  • своевременное исполнение обязательств, что позволяет избежать финансовых потерь в виде пеней и штрафных санкций за неуплату налогов.

Налоговое планирование основано на признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование в организации является составной частью стратегического, финансового планирования предпринимательской деятельности и бизнес-плана. Его важнейшая цель — минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Вас может заинтересовать :  Поправки в уголовного кодекса рф по ст.162 ч.4

Пример 2. Российская оптово-торговая фирма ввозит в Россию продукцию из европейской страны на сумму 1 000 000 долл. Если поставка идет напрямую, без участия оффшора, то размер таможенной пошлины составит 20%, или 200 000 долл. Однако поставка осуществляется через свою собственную зарубежную оффшорную компанию, которая исходя из поставленной задачи занижении таможенной пошлины выставляет счет-фактуру (инвойс) на меньшую сумму — 200 000 долл. Размер таможенной пошлины в этом случае составит 40 000 долл. Затем продукция продается на внутреннем рынке за 1 500 000 долл.

Основной принцип схем вывода деятельности предприятий из-под жесткого внутреннего налогообложения состоит в том, что российские компании и предприятия формально оформляют свою деятельность через оффшорную компанию. При этом оффшорная компания принимает на себя основные налоговые платежи российских компаний.

  • воздержания от совершения тех сделок, исполнение по которым ведет к необходимости платить налоги. Например, если при бартерной сделке у налоговых органов возникает право контроля над применяемыми организацией ценами и соответственно есть возможность увеличить налоговые обязательства по НДС и налогу на прибыль, то замена двустороннего договора мены на два договора купли-продажи с последующим зачетом взаимных требований к росту налоговых баз не приводит;
  • получения дохода в тех формах, по которым установлены льготы.Например, получение доходов в виде дивидендов не подлежит обложению единым социальным налогом и взносом на обязательное пенсионное страхование;
  • выезда налогоплательщика из страны для изменения налогового резидентства;
  • выбора (при возможности) таких сделок, которые влекут меньшие налоговые последствия. Так, плательщикам НДС целесообразно вступать в договорные отношения с плательщиками НДС, так как в этом случае действует механизм возмещения НДС. Также определенные преимущества могут иметь экспортные сделки по сравнению с реализацией на внутреннем рынке.

Схемы, используемые налогоплательщиками для оптимизации налоговых платежей и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, можно разделить на две группы.

Примерные расчеты можно сделать и самостоятельно без использования сложных формул и методик. Например, если вам приходится платить до 40% налогов в сравнении с прибылью, то работа компании однозначно требует оптимизации. Нормальной считается нагрузка, когда размер платежей находится в промежутке между 20% и 40%. Все, что ниже — слишком рискованно, так как обязательно вызовет повышенное внимание со стороны сотрудников.

  • Включение субъекта предпринимательства в план проверок;
  • Направление запроса для получения пояснений и подтверждающих документов;
  • Вызов на комиссию в налоговую службу. На ней в большинстве случаев предпринимателя убеждают подать уточненную декларацию и уменьшить размер вычетов.

Обратите внимание, что иногда должностные лица ИФНС неправильно определяют налоговую нагрузку, так как при расчетах используют только один из налогов. Например, на прибыль. После чего требуют у компании пояснения. В этом случае достаточно предоставить копии документов, подтверждающих начисление и уплату всех налоговых платежей с письменными объяснениями.

Обратите внимание, что налоговая нагрузка рассматривается ФНС как размер обязательств, которые должны быть уплачены в виде налогов. То есть, ее нельзя уменьшат за счет повышения цен или других факторов, а также уменьшать с помощью налогового планирования и другими способами.

От того, насколько эффективной будет выбранная налоговая стратегия, зависят взаимоотношения с подразделениями ИФНС. Поэтому задача собственника компании или ее руководителя — правильно и строго в рамках действующего законодательства проводит коррекцию налоговой нагрузки.

Состав бухгалтерской отчётности. Содержание и порядок формирования показателей форм бухгалтерской отчётности. Порядок и сроки предоставления бухгалтерской отчётности. Принципы построения бухгалтерского баланса. Значение и функции отчета о прибылях и убытках. Структура и содержание показателей отчета о движении денежных средств. Взаимосвязь учетной политики и бухгалтерских отчетов. Содержание пояснительной записки и ее значение для пользователей. Нормативное регулирование раскрытия в отчетности учетной политики организации и состава пояснительной записки в зависимости от запросов пользователей отчетной информации.

Раздел 1. Внеоборотные активы.Определение внеоборотных активов. Учёт долгосрочных инвестиций и финансовых вложений. Виды и оценка вложений во внеоборотные активы. Источники финансирования вложений во внеоборотные активы. Учёт строительства объектов основных средств. Способы производства строительных работ организацией. Определение первоначальной стоимости законченных строительством объектов.

Классификация кредитов. Банковский и коммерческий кредиты. Целевое назначение кредита и размер уплачиваемых процентов. Учёт займов. Основные различия между договорами кредита и займа. Учёт процентов в целях налогообложения прибыли в зависимости от метода определения доходов и расходов.

Учёт доходов и расходов. Доходы и расходы по обычным видам деятельности. Прочие доходы и расходы. Структура финансового результата деятельности предприятия. Порядок формирования прибыли: определение брутто-прибыли; определение прибыли от продаж; определение прибыли отчётного периода (бухгалтерской прибыли); определение чистой прибыли, т.е. прибыли после налогообложения; определение нераспределённой прибыли отчётного периода.

Раздел 3. Учёт нематериальных активов.Понятие и классификация нематериальных активов. Объекты интеллектуальной собственности и деловая репутация организации (гудвилл). Объекты, регулируемые авторским и патентным правом. Поступление, создание и выбытие НМА. Особенности начисления амортизации по НМА. Виды охранных документов и их разновидности. Первичная документация, связанная с поступлением и выбытием нематериальных активов.

Главной целью анализа, как и учета финансовых результатов, является оценка состояния предприятия в целом. Такие данные необходимы не только для руководства предприятия, но и для специалистов компании, ответственных за ее развитие в дальнейшем. В основном при анализе используется дедуктивный способ, то есть движение от общих данных учета финансовых результатов к частным.

Финансовый результат финансового года показывает эффективность коммерческой деятельности предприятия. Своевременный и полный учет финансовых результатов важен с экономической точки, так как позволяет получить наиболее достоверные данные и выводы. Анализ позволяет выявить слабые стороны предприятия, найти более рациональное применение имеющимся ресурсам. Данные анализа могут быть использованы для текущего и стратегического планирования деятельности компании в будущем.

Вас может заинтересовать :  Положена ли социальная карта по потере кормилица ребёнку в московской области

Как определить, получило предприятие прибыль или убыток? Для этого нужно суммарные обороты по дебету счетов 90.2, 90.3, 90.4 сопоставить с оборотом по кредиту 90.1. Если кредит счета 90.1 больше оборотов по дебету, то предприятие может отразить прибыль: Дт 90.9 Кт 99. Если же результат противоположный, то говорят о полученном убытке: Дт 99 Кт 90.9. Отметим, что в конце отчетного периода на счете 90 не должно быть остатка.

Финансовый результат — это экономический итог хозяйственной жизни организации, который выражается в виде полученной прибыли или убытка. Прибыль — это сумма, на которую полученная выручка превышает понесенные расходы. Проще говоря, когда предприятие остается «в плюсе». В случае когда организация понесла расходов больше, чем выручила от своей деятельности, говорят о полученном убытке. Сведения о финансовых результатах важны не только для внутрифирменного контроля и управления, но и для внешних лиц, заинтересованных в информации подобного рода. К ним относятся банковские организации, которые выдают заемные ресурсы в пользование компании под определенные проценты, страховые компании, страхующие имущество организации, инвесторы, осуществляющие вложения в развитие компании, и другие.

  • себестоимость и затраты, отнесенные к продаже активов;
  • НДС по реализационным операциям;
  • возмещение ущерба сторонним контрагентам;
  • штрафы, пеня и неустойки, предназначенные к уплате;
  • комиссия кредитных компаний за проводимые расчетные операции;
  • дебиторская задолженность после прекращения срока давности;
  • отрицательные курсовые разницы;
  • экономические выгоды по полученным кредитам и займам и другие.

Налоговый анализ

ФНС России рекомендует организациям периодически проводить налоговый анализ собственной деятельности. В ходе него следует исследовать основные показатели уплаченных налогов за различные периоды (кварталы и годы), а также динамику этих показателей. Это необходимо для выявления факторов и причин формирования налоговой базы и дальнейшего устранения причин их возникновения при необходимости.

Во время проведения анализа налоговой нагрузки большую роль играет кредиторская задолженность организации перед любым государственным внебюджетным фондом или бюджетом по налогам и сборам. Это обуславливается тем, что такие обязательства часто сопровождаются штрафами, санкциями и пени, которые, накапливаясь словно снежный ком, ведут к постоянному увеличению величины долга и, в конечном счете, к низкой платежеспособности предприятия. А, как известно, именно такие трудности являются наиболее распространенной причиной, побуждающей проведение внеплановой налоговой проверки со стороны ФНС.

Кроме того, анализ налоговой нагрузки на систематической основе позволяет отследить возникновение того или иного обязательства и актуальность его погашения, а также выявить все случаи просроченных задолженностей перед ФНС России, чтобы своевременно устранить их.

Своевременное исследование основных налоговых и финансовых показателей позволяет менеджменту компании адекватно оценивать перспективы развития бизнеса и вовремя вносить в него коррективы. Анализ налоговой отчетности можно проводить вручную, сопоставляя различные показатели деятельности организации. Но это достаточно сложная и трудоемкая процедура, отнимающая много времени и требующая определенного уровня компетентности сотрудников, которые проводят его.

Мы предлагаем современным компаниям автоматизировать данный процесс посредством внедрения специализированного программного продукта «СБИС Анализ финансов». Внедрение и дальнейшее использование этой системы позволяет современным предприятиям планировать стратегию развития компании на основе реальных показателей в результате анализа налогов и налоговой нагрузки предприятия.

В числе расчетных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации анализу подлежат суммы убытков на протяжении нескольких налоговых периодов; значительные суммы налоговых вычетов за определенный период; опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг); размер среднемесячной заработной платы на одного работника; уровень рентабельности деятельности и др.

Аналитическая работа должна осуществляться систематически. Это позволит отслеживать динамику возникновения обязательств и своевременность их погашения, выявлять просроченную задолженность перед налоговыми органами, контролировать изменение налоговой нагрузки с точки зрения ее оптимальности для осуществления данного вида деятельности и предупреждать налоговые правонарушения.

Налоговые органы рекомендуют анализировать суммы исчисленных налоговых платежей и их динамику; суммы уплаченных налогов (по каждому виду налога или сбора) и их динамику; показатели налоговой и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и их динамику (выявление отклонений показателей текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени; выявление противоречий в представленных документах); факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.

Налоговые показатели в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности. В соответствии с требованиями отчетности организаций Приказа Минфина России от 22.07.2003 N 67н информация о налоговых активах и обязательствах организации находит отражение в бухгалтерском балансе (форма N 1) и отчете о прибылях и убытках (форма N 2) за отчетный период (табл. 1).

Например за непредставление расчетов по обязательным страховым взносам в течение более 180 календарных дней, со дня истечения установленного срока представления будет взиматься штраф в размере 30 % суммы страховых взносов, которые подлежали уплате на основании данного расчета, и 10 % суммы страховых взносов, которые подлежали уплате, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 рублей [4].

Не все руководители предприятий и организаций, имеющих задолженность, приходят на комиссию. Есть руководители, которые постоянно игнорируют приглашение разобраться в причинах неуплаты страховых взносов, в причинах нарушения пенсионного законодательства. Руководители несут социальную ответственность перед работающими у них гражданами. Они заранее лишают работников накопительной части трудовой пенсии.

Вас может заинтересовать :  Росбанк справка по форме банка скачать для кредита 2023

Также, не менее значимым методом ухода от налогов является искусственное начисление штрафных санкций по договорам. То есть, намеренным уклонением от уплаты налога на прибыль будет признаваться создание заведомо невыполнимых условий для исполнения договора в целях понижения налога на сумму финансовых санкций.

Что касается социальной сферы то дальнейший успех развития российской пенсионной системы, по нашему мнению, во многом будет зависеть от того, насколько успешно будет проводится политика повышения финансовой грамотности населения России путем проведения информационных кампаний в средствах массовой информации, финансовых семинаров для работодателей и работников, введения предметов по изучению финансового рынка со старших классов школьного образования; создать гарантийный фонд, аналогичный

Кроме того, уклонение от уплаты налогов может иметь серьезные экономические последствия в виде нарушения принципов конкуренции. Так например, два одинаковых предприятия, занимающихся, например, производством определенных товаров, будут находиться в неравных условиях в случае уклонения одного из них от налоговых платежей.

Налоговый учет и отчетность

Налоговый учет использует данные бухгалтерского учета. В то же время НУ имеет место во всех случаях, когда на налогоплательщика законодательством о налогах и сборах возложена обязанность ведения своих доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, вне зависимости от того, обязан или нет этот налогоплательщик вести бухгалтерский учет и достаточно ли налогоплательщику данных его бухгалтерского учета для решения задач налогового учета.

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 минимальных размеров оплаты труда (статья 15.11 КоАП РФ).

Действующее законодательство устанавливает различный порядок изъятия документов (в том числе первичных учетных документов), в зависимости от того в пределах какого вида контрольной или правоохранительной деятельности органов государственной власти осуществляется изъятие. Так, возможность изъятия учетных документов предусмотрена в рамках:

Обязанность по выставлению счетов-фактур возложена на налогоплательщиков налога на добавленную стоимость. Согласно статье 168 главы 2 части второй НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). При реализации товаров (работ, услуг), операции по которым не подлежат налогообложению, а также при освобождении налогоплательщика от исполнения обязанностей налогоплательщика расчетные и первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)». В случае реализации товаров за наличный расчет организациями и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания (или предоставляющими платные услуги непосредственно населению) требования по оформлению документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или другой документ установленной формы.

В учебном пособии в краткой форме раскрываются различные аспекты налогового учета и учетной политики, объясняются основные понятия и методы, особенности налогового учета различных видов и субъектов деятельности. Материал излагается в соответствии с последними законодательными актами. Издание предназначено для студентов вузов, а также всех, кто интересуется вопросами налогообложения, организации и ведения бухгалтерского и налогового учета.

Налогоплательщики, за исключением иностранных организаций, подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе. Порядок постановки на учет определен Приказом Министра РФ по налогам и сборам от 31 октября 2000 г. N БГ-3-12/375, в соответствии с которым налогоплательщикам в течение трех дней с момента предоставления соответствующих деклараций по НДС выдаются свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по установленным формам.

Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Определение элементов налогообложения по налогу на имущество организаций и методика исчисления налога регламентируются Законом РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» и Инструкцией Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. N 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» и внесенными в нее в законодательном порядке изменениями.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.