Учетная политика 2023 для учреждений

Проводим ревизию учетной политики: какие изменения нужно внести на 2023 год

К сожалению, некоторые бухгалтеры считают учетную политику ненужной формальностью. И это несмотря на то, что обязанность разработки и утверждения данного локального акта закреплена Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и федеральным стандартом «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Между тем, как правило, в самом начале проверки ревизоры требуют предоставить учетную политику, ведь именно в ней должны быть отражены все особенности ведения бухгалтерского учета в учреждении. Эта информация необходима проверяющим для оценки правильности и правомерности учета тех или иных операций. Отсутствие утвержденной учетной политики или ее важных элементов контролеры фиксируют в актах как нарушение.

На сегодняшний день уже внесено много изменений в нормативные акты, руководствоваться которыми предстоит в 2023 году: скорректированы некоторые федеральные стандарты бухучета, изменились требования Приказа № 52н к оформлению первичных документов и регистров, обновлены Порядок применения КОСГУ и Инструкция № 157н. На подходе – изменения в Инструкции № 162н, № 174н и № 183н. А еще с 1 января 2023 года нам предстоит начать применять еще целый ряд новых федеральных стандартов.

Поэтому и периодическая «ревизия» действующей учетной политики должна стать для бухгалтера обязательной процедурой. Целью такой проверки является не только подтверждение факта отражения в учетной политике необходимых способов и методов ведения учета в зависимости от осуществляемых видов деятельности, но и оценка их правильности и рациональности, а также целесообразности внесения в нее соответствующих изменений.

Чем нужно дополнить учетную политику в связи с появлением новых стандартов? Какие положения учетной политики можно исключить, поскольку соответствующие вопросы теперь урегулированы нормативными актами? Какие изменения необходимо учесть при составлении Учетной политики на 2023 год, а какие – необязательны, но их внесение в локальный акт позволит урегулировать ряд важных моментов и усовершенствовать работу бухгалтерии? Ответы на эти и другие вопросы по наполнению учетной политики – 2023 – в нашей специальной Памятке.

N 2 (306) ФЕВРАЛЬ 2023

  • обеспечить наличие у представителя личной карточки, заверенной подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца (при наличии печати), с фотографией, указанием ФИО представителя продавца, а также сведений о продавце;
  • обеспечить наличие прейскуранта;
  • передавать потребителю товарный чек.

Сдать бухгалтерскую отчетность за 2023 г. нужно не позднее 31 марта. Теперь все организации обязаны представлять в налоговый орган годовую бухгалтерскую отчетность в электронной форме. Подготовить ее поможет «Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности — 2023». В пособии рассмотрен порядок заполнения каждой строки всех форм отчетности, включая пояснения, а также порядок заполнения упрощенных форм бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.

Так, с 2023 г. обязательно применять ФСБУ 5/2023 «Запасы». В связи с этим в конструкторе скорректированы положения об учете сырья и материалов, товаров для перепродажи, незавершенного производства и готовой продукции. Кроме того, исключен из учетной политики раздел, посвященный учету спецодежды, специнструментов и других спецпредметов.

  • премии к праздникам и юбилейным датам;
  • оплата сверхурочной, ночной работы, работы в выходные и праздники;
  • северные надбавки и районные коэффициенты;
  • зарплата внутренних совместителей (так как ее выплачивают в рамках отдельного трудового договора);
  • доплата за совмещение должностей;
  • выплаты, которые ваш регион запретил включать в расчет минимальной заработной платы. Например, в Москве сверх МРОТ идут компенсации и надбавки за сверхурочную, вредную и опасную работу, работу ночью, в выходные и праздники, за совмещение профессий и должностей, увеличение объема работы, исполнение обязанностей отсутствующего работника.

По общему правилу товар может получить как сам потребитель, так и иное лицо, предъявившее информацию о номере заказа либо другое подтверждение заключения договора (оформления заказа). Ранее иное лицо могло получить товар только при предъявлении квитанции или другого подтверждающего документа.

Теперь льгота по освобождению от НДС касается тех компаний, которые внесли своё ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Другие услуги, связанные с деятельностью в ИТ-сфере, от НДС не освобождаются.

Новый ФСБУ 5/2023 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2023 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2023 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2023 «Запасы» (ФСБУ 5/2023).

Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

  1. Разработать текст изменений или дополнений с обоснованиями. Если они касаются законодательства о налогах и сборах, желательно указать ссылку на статьи закона и дату вступления поправок в силу.
  2. Установить дату их вступления в силу. Например, 1 января следующего года.
  3. Утвердить изменения или дополнения отдельным приказом — заменить устаревшие положения и ввести новые.

С 1 января 2023 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.

Топ‑10 изменений с 2023 года для бухгалтера бюджетной сферы

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
  • отчет о результатах деятельности (ф. 0503721);
  • отчет о движении денежных средств (ф. 0503723);
  • пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760):
  1. таблица № 1 «Сведения о направлениях деятельности» — ранее «Сведения об основных направлениях деятельности»;
  2. таблица № 4 «Сведения об основных положениях учетной политики учреждения» — ранее «Сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета»;
  3. сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности» (ф. 0503766) — ранее «Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766)»;
  4. сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
  5. сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
  6. сведения о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771);
  7. сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773);
  8. сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775);
  9. сведения об остатках денежных средств (ф. 0503779);
  10. сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства (ф. 0503790).
  • баланс главного распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов, источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503130);
  • отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
  • справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
  • пояснительная записка к балансу (ф. 0503160):
  1. таблица № 1 «Сведения о направлениях деятельности» — ранее «Сведения об основных направлениях деятельности»;
  2. таблица № 4 «Сведения об основных положениях учетной политики» — ранее «Сведения об особенностях ведения бюджетного учета»;
  3. сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164);
  4. сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166);
  5. сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168);
  6. сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169);
  7. сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173);
  8. сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175);
  9. сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190).
Вас может заинтересовать :  Порядок приватизации садового участка

В Порядок № 85н добавили шесть новых кодов видов расходов. В частности, КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». С 2023 года по этому коду нужно отражать расходы на электроэнергию, газ и теплоснабжение. Еще закрепили закрытый перечень расходов, которые нужно оплачивать по КВР 119, 129, 139 и 149.

Внесли поправки в Порядок № 209н и добавили новые доходные и расходные коды, а также скорректировали описание действующих КОСГУ. Например, с 2023 года появился новый КОСГУ 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов». По коду следует учитывать доходы (возмещение) от фонда на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний сотрудников, а также на санаторно-курортное лечение сотрудников, которые работают во вредных условиях.

Также внесли изменения в методику расчета минимального размера оплаты труда. Больше МРОТ не зависит от стоимости потребительской корзины. Теперь он будет составлять 42% от медианной зарплаты за прошлый год. Это величина, от которой 50% населения получают зарплату выше, а 50% — ниже.

Учетная политика — 2023: изменения, проверка УП 2023

Еще с 2023 года наметилась модификация в бухгалтерском учете, вытекающая из постепенного внедрения норм МСФО в систему бухгалтерского учета РФ. Уже изданы ФСБУ, которые компании вправе брать на вооружение с 2023 года добровольно, а ФСБУ 5/2023 вообще неизбежен. Помимо этого, с 1 января 2023 года стали действовать многочисленные корректировки в НК РФ.

  • объекты основных средств или прочих внеоборотных активов (кроме финансовых вложений), которыми не пользуются (их решили продать) и снова с ними работать не будут (последнее должно подтверждаться);
  • материальные ценности для продажи, которые образовались от выбытия внеоборотных активов или появились при текущем содержании, ремонте, модернизации, реконструкции внеоборотных активов. Кроме ситуаций, в которых ценности стали материалами, запасными частями или другими запасами, которые в дальнейшем будут пущены в производство продукции, выполнение работ, оказание услуг.

Для корректного учета налога на прибыль юридическому лицу надлежит создать и провести утверждение в учетной политике формы регистра налогового учета «регистр учета временных разниц». Это список признаваемых в бухгалтерском балансе активов и обязательств и объектов налогового учета.

  • выбор свернутого или развернутого порядка раскрытия информации о доходах, связанных с пришедшими бюджетными средствами на оплату капитальных и текущих трат;
  • способ представления в бухгалтерском балансе доходов будущих периодов, которые признаны в связи с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат:
    • в качестве обособленной статьи в составе долгосрочных обязательств;
    • в качестве регулирующей величины, снижающую балансовую стоимость внеоборотных активов.

Корректировки потребовались для того, чтобы раскрытие информации о прекращаемой деятельности в бухотчетности не противоречило Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность».

src] => [SRC] => /upload/iblock/f7f/f7f3e0e092fd2fd62e7d9238a1437a67.doc ) [14] => Array ( [ID] => 65529 [TIMESTAMP_X] => 30.12.2023 09:53:47 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 0 [WIDTH] => 0 [FILE_SIZE] => 23552 [CONTENT_TYPE] => application/msword [SUBDIR] => iblock/6bb [FILE_NAME] => 6bb781a4e936797cacf7ab10cae87de5.doc [ORIGINAL_NAME] => 10 дефектная ведомость к акту осмотра транспортного средства.doc [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 66d6af13797a8715b8313dc1991a3358 [

Бюджетный учет в администрации муниципального образования Северский район (далее — Учреждение), осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402 ФЗ), Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 157н), Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденного Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N 162 н, Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 30 марта 2023 года № 52-н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по их применению» (далее — приказ №52н), иными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы бухгалтерского (бюджетного) учета, приказом Министерства Финансов Российской федерации от 8 июня 2023 года №132-н «О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения (далее приказ № 132н), приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 29 ноября 2023 года №209н «Об утверждении Порядка применения классификации операции сектора государственного управления» (далее — приказ №209н), федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденными приказами Министерства Финансов Российской Федерации от 31 декабря 2023 года №256н, №257н, №258н, №259н, №260н (далее — соответственно СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности»,СГС «Основные средства», СГС «Аренда», СГС «Обесценение активов», СГС «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности), от 30 декабря 2023года №247н, №275н, №278н (далее соответственно СГС «Учетная политика,оценочные значения и ошибки»,СГС «События после отчетной даты», СГС «Отчет о движении денежных средств»), от 27 февраля 2023 года № 32н, (далее — СГС «Доходы»), от 30 мая 2023 года №122н (далее -СГС «Влияния изменений курсов иностранных валют»), от 28.02.2023 года № 34н (далее- СГС «Непроизведенные активы»), от 15.11.2023 года № 181н, 182н, 183н, 184н (далее- СГС «Нематериальные активы», СГС «Затраты по заимствованиям», СГС «Совместная деятельность», СГС «Выплаты персоналу»), от 30.12.2023 года № 277н (далее- СГС «Информация о связных сторонах»), от 30.06.2023 года № 129н (далее- «Финансовые инструменты»), от 07.12.2023 №256н (далее- СГС «Запасы»), от 30.05.2023 №124н (далее- СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активов»), от 29.06.2023 года №145н, 146Н (далее- СГС «Долгосрочные договоры», СГС «Конценсионные соглашения»).

src] => [SRC] => /upload/iblock/ac2/ac210f3afe101e2210fd1ce6e162429c.odt ) [3] => Array ( [ID] => 65518 [TIMESTAMP_X] => 30.12.2023 09:53:47 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 0 [WIDTH] => 0 [FILE_SIZE] => 29356 [CONTENT_TYPE] => application/vnd.oasis.opendocument.text [SUBDIR] => iblock/4e4 [FILE_NAME] => 4e4a4a783712fa9fe61f8072ed13140b.odt [ORIGINAL_NAME] => выдаче наличных средств прил.1.odt [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 75ad1501daeb1216692394d3e2276c48 [

src] => [SRC] => /upload/iblock/e18/e1890113346755b4476eb3f9ee612860.xls ) [6] => Array ( [ID] => 65521 [TIMESTAMP_X] => 30.12.2023 09:53:47 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 0 [WIDTH] => 0 [FILE_SIZE] => 21504 [CONTENT_TYPE] => application/msword [SUBDIR] => iblock/9be [FILE_NAME] => 9be05aef3612c56eafe5663d8f573a98.doc [ORIGINAL_NAME] => 2 Дефектная ведомость к тек ремонту №2.doc [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => f91794149a31fd1f53a1e5781c917178 [

DEFAULT_VALUE] => ) [OLD_ID] => Array ( [ID] => 306 [TIMESTAMP_X] => 2023-10-30 16:09:20 [IBLOCK_ID] => 177 [NAME] => Старый id новости [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => OLD_ID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [

И только если деятельность ИП не предполагает использования разных вариантов учёта и ведения раздельного учёта, предприниматель вправе не утверждать учётную политику для целей налогообложения. Например, такое может быть при применении УСН (доходы) или патентной системы налогообложения (ПСН).

  • метод определения доходов и расходов (кассовый или начисления);
  • способы признания, оценки и распределения доходов и расходов;
  • выбор других показателей, без которых учёт будет неполным или неверным. Например, показателя для расчёта доли прибыли по обособленному подразделению.
  • изменилось законодательство о налогах и сборах. Изменения в УП действуют с момента вступления в силу измененных норм;
  • появились новые виды деятельности. Изменения в УП действуют с момента появления новых видов деятельности;
  • изменились методы учёта. Изменения в УП действуют с начала следующего года.
  • изменилось законодательство или бухгалтерская нормативка. Изменения в УП действуют с момента вступления в силу измененных норм;
  • существенно изменились условия хозяйствования организации, например, произошла реорганизация или изменились виды деятельности. Изменения в УП действуют с момента изменения условий хозяйствования;
  • организация разработала новый способ учёта, который повышает качество бухгалтерской информации. Изменения в УП действуют с начала следующего года.

Пример 3.С 1 января 2023 года действует дополнение к ст. 288 НК РФ о том, что если налогоплательщик применяет пониженные ставки налога на прибыль и у него есть обособленные подразделения, нужно определять долю прибыли каждой обособки для каждой налоговой базы отдельно. Поэтому в УП необходимо внести дополнительный пункт о выборе показателя для расчёта:

  • среднесписочная численность;
  • расходы на оплату труда.

Изменения в учётной политике в 2023 году

  1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
  2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
  3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.
Вас может заинтересовать :  Положена ли молочная кухня после 6 месяцев

С 1 января 2023 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.

Новый ФСБУ 5/2023 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2023 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2023 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2023 «Запасы» (ФСБУ 5/2023).

Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2023 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2023 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.

С 2023 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.

Учётная политика на 2023 год

Учётная политика включает в себя способы ведения учёта, а также формы первичных документов, используемых в компании. Руководство вправе отразить конкретный вид документов или способ учёта, если на законодательном уровне существуют несколько их вариантов. При этом компания должна неукоснительно соответствовать положениям, прописанным в учётной политике, иначе инспекторы в ходе проверки могут применить штрафные санкции. О том, как правильно составить учётную политику на 2023 год разберём в статье.

Согласно нормам бухгалтерского учёта, любая организация обязана создавать резервы по предстоящим отпускам, исключение составляют только малые предприятия, при этом сама методика расчёта резерва не установлена, поэтому компания может самостоятельно решить: производить расчёт персонально по каждому сотруднику или в целом по подразделениям.

  • для целей бухгалтерского учёта – в течение 90 дней с момента регистрации или до 1 января при внесении изменений в ранее утверждённый документ (ПБУ 1/2008)
  • для учёта по НДС – до завершения первого отчётного периода, нормы распространяются на деятельность с момента создания (п.12 167 НК РФ)
  • для учёта по налогу на прибыль – сроки не определены, но применять нужно до завершения текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ)

Единственным требованием к компаниям является составление внутреннего приказа об утверждении учётной политики за подписью руководителя (ПБУ 1/2008). Его отсутствие может повлечь за собой финансовые санкции со стороны проверяющих органов, поскольку некоторые хозяйственные операции могут быть признаны неверно оформленными. Приказ составляется в свободной форме с указанием перечня лиц, ответственных за учётную политику, обязательным является наличие следующих реквизитов: номер, дата и подпись руководителя.

  • в связи с отменой ЕНВД необходимо решить, какая система налогообложения будет использоваться в учёте, если выбор падёт на УСН, то до завершения 2023 года необходимо уведомить налоговую инспекцию о своём решении (см. подробнее На какой режим перейти после ЕНВД?)
  • с будущего года большее количество компаний сможет претендовать на применение УСН в связи с увеличением предельных значений обязательных лимитов
  • для субъектов МСП в 2023 году будут применяться пониженные ставки по страховым взносам для заработной платы свыше МРОТ, которые также влияют на размер резерва по отпускным
  • с будущего года разрешается придерживаться требований Федерального стандарта «Основные средства» вместо ПБУ6/01
  • IT-компании могут применять пониженную ставку по страховым взносам и налогу на прибыль (см. подробнее Налог на прибыль. Изменения на 2023 год)
  • изменился бланк путевого листа, в учётной политике необходимо отразить способ оформления: бумажный или электронный

Учетная политика 2023 для учреждений

1.4. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной, налоговой и статистической отчетности.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерские службы необходимых документов и сведений являются обязательными для всех сотрудников учреждения, включая сотрудников обособленных подразделений учреждения.

Допускается накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита в дни выплаты зарплаты, стипендий, социальных выплат. Продолжительность срока выдачи указанных выплат составляет пять рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты) (основание: указания Банка России от 11.03.2023 N 3210-У).

если в программе отключена функциональность по учету спецодежды, оборудования и инструментов (форма Функциональность программы – Запасы), то в макете Учетная политика по налоговому учету будет отсутствовать подраздел, посвященный учету таких спецпредметов для целей налогообложения прибыли;

В перечне первичных учетных документов содержатся как регламентированные законодательством формы (например, универсальный корректировочный документ, приходный кассовый ордер (КО-1), товарная накладная ТОРГ-12 и т. д.), так и другие формы, реализованные в программе (например, акт на списание материалов, разнообразные справки-расчеты и т. д.). Печатные формы первичных документов, не регламентированных законодательством, по умолчанию помечены флагами в настройках печатных форм и автоматически включаются в Приложение № 3 при печати.

Состав разделов и подразделов учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета (Приложения № 1 и № 5) зависит от используемой функциональности программы в целом (раздел Главное – Функциональность), а также от применяемой системы налогообложения и выполненных настроек учетной политики для конкретной организации. Например:

если организация не выпускает продукцию и не выполняет работы производственного характера, то в макетах печатных форм учетной политики по бухгалтерскому и налоговому учету будут отсутствовать подразделы, посвященные незавершенному производству и готовой продукции;

Вас может заинтересовать :  Налог работодателя за работника 2023

Вновь созданные организации и организации, возникшие в результате реорганизации, должны разработать и утвердить учетную политику не позднее 90 дней со дня своей госрегистрации. В таких случаях учетная политика будет считаться применяемой со дня такой регистрации.

1) При определении оценки запасов на отчетную дату в случае использования показателя чистой продажи запасов использовать предполагаемую их цену за вычетом предполагаемых затрат на производство, подготовку к продаже и продажу запасов — это величина, равная приходящейся на запасы доле предполагаемой цены, по которой организация может продать аналогичные запасы по состоянию на отчетную дату или цена, по которой можно приобрести аналогичные запасы по состоянию на отчетную дату (наименьшая из этих величин).

Все остальные новшества по ФСБУ 5/2023 являются обязательными к применению (если конечно вы не микропредприятие) без права выбора одного из способов, закрепляемого в учетной политике. Поэтому переписывать весь новый стандарт по запасам в свою учетную политику вам не надо, все положения определены в данном нормативном акте. В учетную политику мы заносим только один из вариантов учета, предлагаемый ФСБУ.

3) Если запчасти используются в ремонтных работах, которые проводятся с периодичностью раз в 3 года – отражать в составе запасов (счет 10), т.к. такие активы не могут выполнять самостоятельных функций, не соответствуют понятию «инвентарного объекта основных средств».

В учетной политике необходимо будет скорректировать состав МПЗ, правила их оценки при признании и последующей оценки с учетом изменений. Информацию, подлежащую отражению в учетной политике, в связи со вступлением в силу нового ФСБУ 5/2023, для удобства отразим в таблице:

В этом номере мы с вами подробно разобрали переход на новый стандарт учета запасов с 01.01.2023 г. И как того требует п. 10 ПБУ 1/2008 «Учетная политика» необходимо внести изменения в учетную политику, отразив в ней новшества и выбранные способы учета запасов, которые будут применяться в следующем году. Надеюсь, в новогодние праздники все поработают над учетной политикой, хотя утвердить ее надо на 2023 год до конца 2023 года. Что нужно учесть?

  • описывается суть распоряжения, то есть фиксируется факт утверждения учетной политики, с указанием точной даты, с которой она вводится в действие;
  • дается ссылка на приложения к приказу — документы, которые, собственно и определяют основные положения учетной политики;
  • прописывается обязанность руководителей подразделений ознакомить с ней подчиненных.

Каждый издаваемый в организации приказ должен иметь обоснование и основание для выпуска. В данном случае, в качестве обоснования можно вписать необходимость совершенствования бухгалтерской и налоговой деятельности предприятия (пишется всегда после слов «В связи с…»), а в качестве основания дать ссылку на федеральные законы и акты.

Учетная политика любого предприятия формируется, как правило, главным бухгалтером или лицом, выполняющим его обязанности. Именно этот сотрудник определяет основные ее положения, а после того, как учетная политика окончательно подготавливается, он же согласовывает ее с руководством компании и утверждает у директора. Затем происходит составление необходимой распорядительной документации, т.е. приказа.

После того, как содержание приказа будет сформулировано, его надо отдать на подпись директору или его заместителю/представителю, обладающему доверенностью на право подписи документов (при этом использование факсимильных, т.е. отпечатанных каким-либо методом, автографов недопустимо, т.е. подпись должна быть «живой»).

Удостоверять приказ при помощи штемпельных изделий (штампов и печатей) на сегодня необходимо только в одном случае — если это правило закреплено в локальных нормативно-правовых бумагах организации.
Пишется приказ всегда в одном экземпляре, но при надобности можно сделать его дополнительные, заверенные надлежащим образом, копии. Составленный приказ нужно зарегистрировать в журнале учета распорядительной документации.

если организация применяет упрощенную систему налогообложения, то в макете Учетная политика по налоговому учету будет содержаться только раздел Налог на доходы физических лиц, а в макете Регистры налогового учета будут отсутствовать формы регистров налогового учета по налогу на прибыль;

Выполненные настройки сохраняются в виде записи регистра сведений Учетная политика и действуют начиная с даты, указанной в поле Применять с. Каждая запись регистра характеризует состояние учетной политики организации за определенный период. Перейти к списку настроек учетной политики можно по гиперссылке История изменений.

Несоблюдение правил учетной политики расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ. Минимальный штраф по данной норме составляет 10 000 рублей. Максимальный же штраф, который назначается за несоблюдение учетной политики, приведшее к занижению налоговой базы, составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

Учетную политику организация формирует самостоятельно, но с соблюдением ряда обязательных требований. Данные требования установлены в том числе положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н.

Обратите внимание, что предлагаемые варианты макетов печатных форм Учетная политика по бухгалтерскому учету (Приложение № 1) и Учетная политика по налоговому учету (Приложение № 5) ориентированы прежде всего на предприятия малого бизнеса и формируются по принципу разумного и необходимого минимума.

  • Для предприятий IT-отрасли предусмотрены льготы по налогу на прибыль.
  • Для СМП с 01.04.2023 года снизили ставки в 2 раза по страховым взносам.
  • Изменились лимиты по доходам УСН.
  • Транспортный и земельный налог для юрлиц ФНС будет рассчитывать самостоятельно. Декларировать налоги больше не нужно. Подробности см. здесь.

Причиной этого, возможно, следует считать особые взгляды российских законодателей на учет. Данные учета в первую очередь рассматриваются как данные для исчисления, удержания и контроля налогов. В то время как распространенные в мире системы стандартов и правил (например, IFRS или GAAP) ориентированы на формирование и представление данных, годных для принятия решений в отношении фирмы заинтересованными лицами. Налоговые расчеты, как правило, остаются именно расчетами, без обособления в отдельный (почти ведущий) раздел учета.

  • увеличение ставки НДС с 18% до 20% — подробности см. здесь;
  • спецрежимники на ЕСХН стали плательщиками НДС — подробности в этом материале;
  • установлен норматив в 700 руб. по НДФЛ с полевого довольствия;
  • отменен налог на движимое имущество — о нюансах читайте здесь.
  • Услуги бухгалтеров также по-прежнему будут нужны налогоплательщикам для ведения управленческого учета, необходимого для принятия менеджерских решений и планирования деятельности (в том числе в сфере налоговых вопросов, например, выбора системы налогообложения).
  • появились варианты определения размера резерва по сомнительным долгам;
  • ограничена величиной 50% доля прибыли, которую можно использовать для списания убытков прошлых лет, но снято 10-летнее ограничение срока на списание;
  • изменено соотношение распределения налога на прибыль между бюджетами (3 и 17% вместо 2 и 18%);
  • обновлены ОКОФ и классификатор ОС;
  • увеличены лимиты, значимые для применения УСН (до 112,5 млн руб. — 9-месячный доход, до 150 млн руб. — общий годовой доход, до 150 млн руб. — предел стоимости ОС);
  • регионам предоставлено право принятия решения о применении освобождения от налога на имущество движимых объектов, приобретенных после 2012 года;
  • страховые взносы на ОПС, ОМС, ОСС (по нетрудоспособности и материнству) начали подчиняться положениям НК РФ, пределы баз по ним традиционно выросли, появилось ограничение для сумм суточных, не облагаемых взносами;
  • определена последовательность предпочтений при выборе образца в случае самостоятельной разработки способов ведения бухучета: стандарты МСФО — аналоги в стандартах РСБУ — рекомендации в области РСБУ;
  • шире стал перечень энергоэффективных объектов, допускающих применение ускоренной амортизации.