Взяточничество в уголовном праве научные статьи 2022-2022 год

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2022 г

2. Под злоупотреблением полномочиями (статья 201 УК РФ) и злоупотреблением полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (статья 201.1 УК РФ) следует понимать совершение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением им своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили законным интересам данной коммерческой или иной организации, а также тем целям и задачам, для достижения которых это лицо было наделено соответствующими полномочиями.

5. Обратить внимание судов на то, что обязательным признаком объективной стороны злоупотребления полномочиями (статья 201 УК РФ) и злоупотребления полномочиями частными нотариусами и аудиторами (статья 202 УК РФ) является причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, а в случае злоупотребления полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (статья 201.1 УК РФ) — причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства в данной сфере, в том числе обороноспособности и безопасности страны.

В тех случаях, когда лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, используя свои полномочия, наряду с хищением чужого имущества, совершило другие незаконные действия, связанные со злоупотреблением полномочиями с целью извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности указанных преступлений.

16. При отграничении превышения полномочий частным охранником, совершенного с применением насилия, использованием оружия или специальных средств (например, резиновой палки, наручников), от правомерных действий данного лица судам следует учитывать основания, условия и пределы применения физической силы, оружия или специальных средств, определенные в Законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а также условия правомерности причинения вреда при необходимой обороне, крайней необходимости или задержании лица, совершившего преступление.

13. Ответственность за преступления, предусмотренные статьями 201, 201.1, 202, 203 УК РФ, не исключается и в тех случаях, когда лица, их совершившие, были приняты на работу или приобрели определенный статус с нарушением требований или ограничений, например, когда лицо получило квалификационный аттестат аудитора или сдало квалификационный экзамен для занятия нотариальной деятельностью либо получило лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности или удостоверение частного охранника при отсутствии документа, подтверждающего получение необходимого образования (прохождение профессионального обучения), без требуемого стажа работы, при наличии судимости и т.п.

За цифрами скрывается моральная прочность коррупции. Недавно я слышал разговор двух студентов, которые рассуждали о том, сколько они украли, если бы были чиновниками. Это происходит от того, что патриотизм находится в конфликте с меркантильной идеей, доминирующей в головах людей.

Поправки, внесённые в закон «О противодействии коррупции», на данный момент находятся на стадии рассмотрения, при этом окончательное решение по ним будет принято после 8 февраля. На данный момент на сайте Минюста присутствует форма, в которой можно выразить свое мнение и дополнительные предложения касаемо закона.

Уже в начале проведения экономических и политических реформ наблюдался рост корыстных служебных злоупотреблений, и потому особенно важной стала проблема борьбы с коррупцией во всех эшелонах власти. Впервые в истории России коррупция стала угрожающей для жизнедеятельности общества.

В последний раз объявление амнистии состоялось в честь празднования 70-летия Победы в ВОВ в 2015 году. В настоящее время на рассмотрении находится проект документа, предложенный представителями думской фракции ЛДПР. По многим позициям законопроект очень схож с текстом решения от 2015 года, согласно которому обрели свободу 231558 человек.

Очевидно, что борьба с коррупцией ведется, но важно понять, о какой коррупции идет речь. На низшем уровне, когда тот или иной ректор уходит в отставку, поскольку его сын попадается на взяточничестве, коррупция уже практически не заметна. Однако на верхних этажах с ней пока по-настоящему не боролись. За нынешний год взыскано 2,3 млрд рублей по линии борьбы с коррупцией.

В уголовном праве достаточно долго рассматривался вопрос о двух видах взяток — подкупе и благодарности. Они имеют различия по объективным и субъективным признакам. Б. В. Здравомыслов подчеркивает, что должна быть обязательная связь между дачей взятки и служебным положением, что бы вознаграждение было получено в связи с действием или бездействием должностного лица. А Светлов А. Я. считает, что вознаграждение не может быть расценено как взятка, так как не побуждает взяткополучателя к действию и не может нести за собой преступное деяние [6, с. 31].

На сегодняшний день взяточничество является широкомасштабным коррупционным преступлением, обладающим латентностью, которая обуславливается тем, что данное преступление совершается без свидетелей, стереотипной необходимостью, вызванной в обществе, не эффективностью расследования.

Остается открытым вопрос о том, признавать ли взяткой услуги, которые исключены из легального оборота, к примеру услуги сексуального характера. Многие ученые не признают данную услугу разновидностью взятки так как, данная услуга носит спорный имущественный характер, кроме того представляется сложным определить размер взятки.

Остается открытым вопрос минимального размера вознаграждения, которое стоит расценивать как взятку. Если учесть мнение Б. В. Волженкина, то он считает, что взяткой необходимо считать любой предмет, так как он ставит перед собой цель склонить лицо к действию, которое буде выгодно взяткодателю. С этим мнением не соглашается Борков В. Н. и утверждает, что взяткой нужно считать лишь то, что составляет стоимость не менее одного минимального размера оплаты труда [5, с. 21].

Если же передается материальная ценность, то учитываются положения ст. 575 ГК. Здесь указывается, что если передается какой-либо предмет, стоимость которого меньше 3 тыс. руб., то он может являться подарком. Невозможно возбудить уголовное дело, если цена такого подарка меньше 3 тыс. руб. В остальных ситуациях оба участника процесса могут привлекаться к уголовной ответственности.

Квалифицирующий признак «клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления сексуального характера» заменили на признак «клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности».

В соответствии с п. 13 этого документа «получение или дача взятки, в том числе через посредника. если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом . «. Данная позиция имела на стадии обсуждения проекта постановления N 24 среди судей и учёных примерно столько же сторонников, сколько и противников. Последние полагали, что при указанных обстоятельствах речь должна идти лишь о покушении на получение или дачу взятки*(7). И такой подход, несмотря на то, что Пленумом он поддержан не был, представляется предпочтительным, поскольку, как указывал Б. Волженкин, когда, в частности, под видом взяткодателя выступает сотрудник внутренних дел, взятка как таковая должностному лицу не передаётся, поэтому действия последнего следует квалифицировать как покушение на получение взятки*(8).

Вас может заинтересовать :  Покупка картриджей для принтеров косгу 2022

Если же передается материальная ценность, то учитываются положения ст. 575 ГК. Здесь указывается, что если передается какой-либо предмет, стоимость которого меньше 3 тыс. руб., то он может являться подарком. Какой подарок не считается взяткой? Невозможно возбудить уголовное дело, если цена такого подарка меньше 3 тыс. руб. В остальных ситуациях оба участника процесса могут привлекаться к уголовной ответственности.

  • получение взятки (ст. 290);
  • дача взятки (ст. 291);
  • посредничество во взяточничестве (ст. 291.1);
  • мелкое взяточничество (ст. 291.2);
  • подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок (ст. 200.5);
  • коммерческий подкуп (ст. 204);
  • посредничество в коммерческом подкупе (ст. 204.1);
  • мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2);
  • провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304).

От посредничества в даче взятки следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество.

Получается, что за получение взятки в крупном размере п. «в» ч.5 ст. 290 УК РФ предусмотрено лишение свободы на срок от 7 до 12 лет. А если это не взятка, а мошенничество (ч. 3 ст. 159 УК РФ), то законом предусмотрено лишение свободы лица на срок до 6 лет. Поэтому правильная квалификация деяния имеет важное значение для дальнейшей судьбы обвиняемого.

2) Осуществлять организационно-распорядительные полномочия по принятию решений. Такое лицо наделено правом принимать обязательные для исполнения решения, имеющие юридическое значение и влекущие определенные юридические последствия в отношении: подчиненных лиц (находящихся в служебной зависимости); не подчиненных этому лицу граждан, организаций, учреждений.

О внутреннем распорядке в СИЗО (права и обязанности, правила поведения, примерный распорядок дня, разрешенные предметы, оказываемые дополнительные услуги и др.) указано в Приказе Минюста РФ от 14 октября 2005 г. № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (с изменениями и дополнениями).

Согласно примечанию к ст. 291 «Дача взятки» УК РФ, лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Даже дав объяснения следователю, но отказавшись признать себя виновным в совершении преступления, Вы с большой долей вероятности после допроса не вернетесь домой. Вы будете доставлены под конвоем в изолятор временного содержания (ИВС) или в суд, а через некоторое время, на основании постановления суда, в следственный изолятор (СИЗО).

Проектом предусматривается внести изменения в статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целях определения предварительного расследования по уголовным делам о таких преступлениях в форме дознания. Указанные дела будут подсудны мировому судье.

С учётом изложенного проектом предлагается дополнить санкции указанных статей альтернативными видами уголовного наказания, исходя из того, что цели наказания в отношении должностных лиц (лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации), получивших предмет коммерческого подкупа или взятку, могут быть достигнуты в случае возложения на них судом обязанности выплатить штраф в абсолютных величинах с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на длительные сроки.

С 2011 года наблюдается существенный рост доли штрафа, назначенного в качестве основного наказания за коммерческий подкуп и взяточничество. При этом в настоящее время единственной альтернативой уголовному наказанию в виде лишения свободы за совершение коррупционных преступлений, не относящихся к категории преступлений небольшой тяжести (части вторая – четвёртая статьи 204, части вторая – шестая статьи 290, части третья – пятая статьи 291, статья 291 1 Уголовного кодекса Российской Федерации), является штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее – проект) подготовлен во исполнение подпункта «а» пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 26 января 2022 года (№ Пр-299 от 16 февраля 2022 года) и направлен на усиление уголовной ответственности за коррупционные преступления.

В свою очередь, назначение судами несоизмеримо крупных размеров штрафа согласно санкции уголовного закона лицам, очевидно не имеющим реальной возможности его уплаты, не обеспечивает принципа неотвратимости наказания и, кроме того, вынуждает судебных приставов-исполнителей обращаться в суды с ходатайством о замене штрафа лишением свободы.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ

Законодатель, устанавливая максимальный штраф в размере 500 000 000 рублей породил на практике существенные проблемы. При изучении приговоров за получение взятки выявлена тенденция, при котором суды по-возможности назначают либо ниже низшего предела, чем предусмотрено за данное преступление либо минимальный размер штрафа, который предусмотрен санкцией. Вызвано это, скорее всего, тем фактом, что осужденному не по силам было бы выплатить штраф, если бы суд назначил его в пределах санкции.

Также следует отметить, что в последние годы число осужденных к штрафу за получение взятки возросло – на 30 %. Причем кратные штрафы в первую очередь стали заменять лишение свободы на определенный срок и условное лишение свободы. Доля осужденных к лишению свободы сократилась – на 3%, а к условному лишению свободы – на 30 %.

3. Данным актом снизился срок лишения свободы за получение взятки до трех лет. Причиной этому является задумка законодателя о том, что установление экономических мер в виде кратных штрафов в борьбе со взяточничеством будет более эффективным, чем лишение свободы даже на большой срок, тем самым установлены штрафы в размере до стократной суммы взятки, но не менее двадцати пяти тысяч рублей и не более пятисот миллионов рублей. За получение взятки установлены штрафы в размере до 100-кратной суммы взятки, но не менее 25 000 рублей и не более 500 000 000 рублей. При этом минимальный размер штрафа превышает максимальный в 20 000 раз.

2. В санкции за получение взятки на первом месте в числе наказаний указан штраф. Лишение свободы выступает альтернативным для штрафа наказанием. Штраф назначается как обязательное и дополнительное наказание при лишении свободы. Одновременно с этим в части 5 статьи 46 Уголовного кодекса РФ закреплено положение, согласно которому в случае злостного уклонения от уплаты штрафа он в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 32 Уголовно-исполнительного кодекса, заменялся лишением свободы в пределах санкции, предусмотренной статьей 290 Уголовного кодекса РФ. Кроме того, указано, что если осужденный злостно уклоняется от уплаты штрафа, то в соответствии с частью 3 статьи 32 Уголовно-исполнительного кодекса взыскание штрафа должно производиться в принудительном порядке, предусмотренном, в частности, статьями 68 и 103 Федерального закона от 22 октября 2007 г. № 229 «Об исполнительном производстве» [2.].

Вас может заинтересовать :  Проект Поправки 2022 Ук Рф Ст 158 228

2. В целях обеспечения дальнейшей дифференциации и индивидуализации наказания и повышения исполнимости наказания в виде штрафа санкции части 1 статьи 290 Уголовного кодекса РФ дополнены исправительными работами и штрафом в фиксированном размере с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Следите за изменениями в работе с помощью КонсультантПлюс. Настройте индивидуальный профиль и получайте уведомления о новостях и поправках сразу, как они появляются. Инструкции в системе обновляются сразу после изменений и всегда актуальны. Попробуйте бесплатно 2 дня!

  • за клевету, совершенную публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей;
  • за умышленное блокирование объектов транспортной инфраструктуры и воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов, если эти деяния создали угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан;
  • за хулиганство, совершенное с применением насилия к гражданам либо угрозой его применения.

Квалифицирующий признак «клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления сексуального характера» заменили на признак «клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности».

  • штрафом в размере до 3 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • обязательными работами на срок до 400 часов;
  • принудительными работами на срок до четырех лет;
  • арестом на срок от трех до шести месяцев;
  • лишением свободы на срок до четырех лет.
  • штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • обязательными работами на срок до 240 часов;
  • принудительными работами на срок до одного года;
  • лишением свободы на срок до одного года.

В п. 48 Верховный Суд указал, что нарушение тайны совещания судей при постановлении приговора, выразившееся в принятии во время нахождения в совещательной комнате по уголовному делу решений по другим делам (в частности, гражданским), является существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечет безусловную отмену приговора (Определение № 19-УД20-27).

Адвокат АП Белгородской области Алексей Нехаенко обратил внимание на дело из практики Судебной коллегии по уголовным делам в п. 41 Обзора (Определение № 3-УДП20-22-К3). В нем указано, что неустановление в ходе предварительного расследования размера наркотического средства само по себе не исключает уголовной ответственности по ч. 1 ст. 228.1 УК при условии подтверждения факта сбыта этого средства совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.

Президиум Верховного Суда отметил, что согласно п. 4 ст. 307 УПК описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора должна содержать мотивы решения всех вопросов, относящихся к назначению уголовного наказания, в том числе обоснование вывода о признании в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, особо активной роли осужденного в совершении преступления.

Адвокат КА «Галоганов и партнеры» Юрий Катейкин указал, что в данном пункте присутствует рекомендация – разъяснение высшей судебной инстанции судебным органам на местах и криминалистам по вопросу правильной квалификации действий виновных по ч. 1 ст. 228.1 УК. ВС напомнил о том, что для применения указанной нормы закона не требуется установление массы вещества, тем более в случаях, когда вещество употреблено и уже физически «отсутствует». Если не установлена «значительная» масса и нет других квалифицирующих признаков, предусмотренных ч. 2,3,4,5 ст. 228.1 УК, при наличии «достаточности» доказательств с соблюдением правил их «допустимости», действия виновного должны квалифицироваться по ч. 1 ст. 228.1 УК, в том числе в случаях когда не установлена «масса». «Объективная сторона ч. 1 ст. 228.1 УК не содержит такое условие. ВС исправил эту очевидную ошибку», – указал адвокат.

Согласно п. 45 в случае, если на день вступления в силу акта об амнистии обвинительный приговор, которым подтвержден факт совершения осужденным новых преступлений в период испытательного срока, установленного предыдущим приговором, не вступил в законную силу, то основания для назначения наказания по ст. 70 УК отсутствуют. Это же дело вошло и в п. 46 обзора, в котором ВС заметил, что истечение срока давности уголовного преследования после провозглашения приговора, но до его вступления в законную силу влечет освобождение осужденного от наказания. (Определение № 32-О20-1).

Научное исследование по теме «Деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступлениями коррупционной направленности в 2022 г

Проанализированы криминогенная обстановка и криминологические тенденции, связанные с выявлением и раскрытием преступлений коррупционной направленности, степень и причины латентности указанного вида преступлений с учетом оценок граждан, общественных организаций и международных органов.

Исследованы состояние прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, при выявлении и пресечении преступлений коррупционной направленности, состояние прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности, а также результаты участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях данной категории.

Результаты исследования свидетельствуют, что общее количество зарегистрированных преступлений коррупционной направленности на протяжении последних лет практически не меняется. В 2022 г. возросло количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ (получение взятки), ст. 291 УК РФ (дача взятки) и ст. 291 1 УК РФ (посредничество во взяточничестве). Одновременно количество выявленных фактов мелкого взяточничества (ст. 291 2 УК РФ) сократилось, при этом доля мелкого взяточничества в структуре всех преступлений, связанных со взяточничеством, составляет более трети. Активизировалась работа по возмещению ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности.

По его словам, важным требованием при подготовке поправок является эффективность применения на практике. «Мы не должны вносить те изменения, которые будут заранее неисполнимы, неприменимы, — обратил внимание глава Администрации Президента. — Уголовный закон должен соответствовать реальной обстановке в стране и в мире. Должна учитываться и мировая практика.

Перед правоохранительными органами сейчас нет цели выявлять мелкие взятки, и с точки зрения отчетности эта группа преступлений не представляет большого интереса, рассуждает замдиректора российского отделения Transparency International Илья Шуманов. «Мелкие взятки находятся как бы на низшем уровне пищевой цепи и скорее выявляются как сопутствующие преступления.

Н. взятку в размере 3000 рублей за совершение названным должностным лицом заведомо незаконного бездействия, направленного на недокументирование факта совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поправки, внесённые в закон «О противодействии коррупции», на данный момент находятся на стадии рассмотрения, при этом окончательное решение по ним будет принято после 8 февраля. На данный момент на сайте Минюста присутствует форма, в которой можно выразить свое мнение и дополнительные предложения касаемо закона.

Однако существует и ряд существенных отличий. В частности, кардинально сокращен перечень категорий граждан, получающих право на освобождение. С большой долей вероятности под амнистию попадут участники боевых действий, в т.ч. принимавшие участие в операциях на Кавказе, лица, награжденные государственными наградами СССР и РФ, а также воины-интернационалисты.

Эксперт о коррупции среди чиновников: «В 2022 году нас ждут громкие уголовные дела»

«В 2022 году рассматривается порядка 16 тысяч уголовных дел по статье «Коррупция», фигурантами которых стали 7 тысяч человек. Очевидно, что борьба с коррупцией ведется, но важно понять, о какой коррупции идет речь. На низшем уровне, когда тот или иной ректор уходит в отставку, поскольку его сын попадается на взяточничестве, коррупция уже практически не заметна. Однако на верхних этажах с ней пока по-настоящему не боролись.

Вас может заинтересовать :  Кто относится к категории дети чернобыльцев

Надо понимать, что коррупционеры высокого уровня все прячут в офшорах. Полномасштабная кампания по борьбе с коррупцией в верхних эшелонах имеет главную проблему – взяточник не считает себя безнравственным. Сейчас если ты, работая чиновником, не разбогател, то зачем ты этим занимался? Кому нужны общественные интересы? И сам коррупционер, как правило, при аресте жалеет не о том, что он воровал, а о том, что его поймали.

Сегодня, 9 декабря, отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В России все чаще стали задерживать и арестовывать высокопоставленных чиновников. Это говорит об успехах в борьбе с нечистыми на руку государственными мужами или просто воровать стали больше? Экспертным мнением о коррупционной составляющей в нашей стране с «ФедералПресс» поделился руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов:

За цифрами скрывается моральная прочность коррупции. Недавно я слышал разговор двух студентов, которые рассуждали о том, сколько они украли, если бы были чиновниками. Это происходит от того, что патриотизм находится в конфликте с меркантильной идеей, доминирующей в головах людей.

За нынешний год взыскано 2,3 млрд рублей по линии борьбы с коррупцией. Однако это не сотни миллиардов, если бы были затронуты верхние уровни. Думаю, что они будут задеты позднее. И это станет главным предвыборным сюрпризом, который нас ожидает в будущем году. Нас ждем избирательная кампания в Государственную думу, и вот тогда развернется несколько очень интересных коррупционных дел похлеще дела бывшего полковника Дмитрия Захарченко, приговоренного к 12,5 года колонии за коррупцию и воспрепятствование правосудию.

Взяточничество в уголовном праве научные статьи 2022-2022 год

Смежным по отношению к составу преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, является состав превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Получение взятки для чиновника становится возможным благодаря его должностному положению. При этом он явно выходит за пределы своей компетенции и совершает такие действия, «которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе свершить».

В том случае, если указанное лицо получило ценности за совершение действий (бездействие), которые в действительности оно не может осуществить ввиду отсутствия служебных полномочий и невозможности использовать свое служебное положение, такие действия при наличии умысла на приобретение ценностей следует квалифицировать как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.

Закон вводит ограничения на работу журналистов на акциях – им будет запрещено агитировать, собирать подписи, использовать символику или «иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения», а также скрывать «признак представителя СМИ».

Квалифицирующий признак «клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления сексуального характера» заменили на признак «клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности».

2. Часто на практике взятка получается за действия, которые сами по себе образуют составы таких преступлений, как служебный подлог (ст. 292 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). В связи с этим возникает вопрос относительно возможности вменения совокупности получения взятки и того преступления, которое совершается «взамен» взятки.

Генпрокуратура РФ заявила о росте уровня коррупции в 2022 году

В январе–феврале 2022 года число выявленных коррупционных преступлений в России выросло на 11,8%, половина из них связана со взяточничеством. По сравнению с началом прошлого года количество взяток выросло более чем на 20%. Об этом говорится в сводных материалах Генпрокуратуры РФ, на которые обратила внимание газета «Коммерсантъ».

«В сравнении с предшествующим годом на 11,8% увеличился массив преступлений коррупционной направленности (с 6,3 тыс. до 7,1 тыс.). В их структуре на факты взяточничества приходится около половины выявленных преступлений (3,5 тыс.), относительно января-февраля 2022 года их число возросло на 21,1%», — сообщают в ведомстве.

Ранее в марте Генпрокуратура рапортовала о том, что ущерб от коррупционных преступлений в России по уголовным делам, возбужденным в 2022 году, превысил 63 млрд рублей. По статистике ведомства, взятки до 10 тыс. рублей чаще других берут представители полиции, педагоги и сотрудники уголовно-исполнительной системы.

Среди регионов лидерами по взяточничеству в прошлом году стали Москва, Татарстан и Ставропольский край. Самый низкий уровень взяточничества в 2022 году был зафиксирован на Чукотке. С 2022 года Россия находится в подвале «индекса восприятия коррупции», находясь рядом с Папуа — Новой Гвинеей, Ливаном и Ираном.

Взятка ст

Государственные должности РФ устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственными органами РФ. Государственные должности субъектов РФ устанавливаются конституциями (уставами) и законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственными органами субъектов РФ;
4) получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п.»а» ч.5);
5) получение взятки с ее вымогательством (п.»б» ч.5);
6) получение взятки в крупном размере (п.»в» ч.5).

В ч.4 субъектом преступления является только лицо, занимающее государственную должность, либо глава органа местного самоуправления. Во всех случаях обязательным признаком субъекта преступления должно быть наличие служебных полномочий по совершению действия (бездействия), за совершение которого лицо получает взятку, либо в силу должностного положения возможности способствовать таким действиям (бездействию);
4) субъективная сторона: характеризуется прямым умыслом.

К квалифицирующим признакам преступления относятся:
1) получение взятки в значительном размере (ч.2). Значительный размер взятки определен примечанием к комментируемой статье и составляет сумму, превышающую 25 тысяч рублей;
2) получение взятки за незаконные действия (ч.3);
3) получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч.4).

в комментарии к статье 285 УК РФ), иностранные должностные лица (любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия), должностные лица публичной международной организации (международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени). В ч.5-6 комментируемой статьи субъектом преступления, наряду с указанными лицами, является лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно глава органа местного самоуправления.

  • прекращения уголовного дела или преследования по ст.290 УК РФ (ст.ст. 291, 291.1, 291.2);
  • вынесения оправдательного приговора;
  • переквалификации совершенного деяния на иную статью УК РФ, предусматривающую более мягкое наказание;
  • переквалификации деяния с частей 2—6 на ч.1 ст.290 УК РФ.
  • назначения более мягкого из возможных наказаний.