Закон о сми последняя редакция 2023

Закон РФ О средствах массовой информации (о СМИ) 2023, 2023

Федеральный закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (О СМИ) – это свод норм и правил, регулирующих отношения между обществом, государством, гражданами с одной стороны и СМИ, издательствами, редакциями, авторами и источниками информации с другой. Новый закон предусматривает запрет цензуры и создаёт юридические возможности для учреждения независимых газет, журналов, агентств новостей, радио- и телепрограмм. Федеральный закон «О средствах массовой информации» запрещает любую цензуру массовой информации, предварительное согласование сообщений и материалов, наложение запретов на распространение информации и злоупотребление свободой массовой информации.

Федеральный закон «О СМИ» устанавливает порядок регистрации СМИ, основания для приостановления или прекращения деятельности СМИ, выдачи лицензии на вещание, распространение рекламы. Федеральный закон «О средствах массовой информации» закрепляет права и обязанности журналистов, редакторов и издателей СМИ. За нарушения в сфере СМИ Федеральный закон предусматривает ответственность предприятий и общественных объединений, учредителей, издателей, журналистов, авторов сообщений и информационных материалов.

Закон О СМИ

13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г., 27 июля, 16 октября 2006 г., 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 9 февраля 2009 г., 14 июня, 11, 21 июля 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 14 октября, 24 ноября 2023 г., 8 марта, 13 июля, 30 декабря 2023 г., 5 апреля, 3 июля 2023 г., 7 июня, 29 июля, 25 ноября 2023 г., 18 апреля, 30 октября, 27 декабря 2023 г., 1 мая, 6 июня, 2, 27 декабря 2023 г., 1 марта, 30 декабря 2023 г.

Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Определены лица, которые не могут выступать учредителями. Редакция СМИ осуществляет свою деятельность после его регистрации в установленном порядке. Рассмотрены основания прекращения и приостановления деятельности СМИ, вопросы о статусах учредителя и редакции СМИ. Закреплены и иные положения об организации деятельности СМИ.

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 6)
    • Статья 1. Свобода массовой информации
    • Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
    • Статья 3. Недопустимость цензуры
    • Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации
    • Статья 5. Законодательство о средствах массовой информации
    • Статья 6. Применение Закона
    • Статья 6.1. Государственная информационная система в области средств массовой информации
  • Глава II. Организация деятельности средств массовой информации (ст.ст. 7 — 24)
    • Статья 7. Учредитель
    • Статья 8. Регистрация средства массовой информации
    • Статья 9. Недопустимость повторной регистрации
    • Статья 10. Заявление о регистрации
    • Статья 11. Внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации и уведомление регистрирующего органа
    • Статья 12. Освобождение от регистрации
    • Статья 13. Отказ в регистрации средства массовой информации или во внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации
    • Статья 14. Государственная пошлина
    • Статья 15. Признание регистрации средства массовой информации недействительной
    • Статья 16. Прекращение и приостановление деятельности
    • Статья 16.1. Приостановление выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах
    • Статья 17. Возникновение прав и обязанностей
    • Статья 18. Статус учредителя
    • Статья 19. Статус редакции
    • Статья 19.1. Ограничения, связанные с учреждением средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание
    • Статья 19.2. Уведомление о получении редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем денежных средств от иностранных источников
    • Статья 20. Устав редакции
    • Статья 21. Статус издателя
    • Статья 22. Договоры
    • Статья 23. Информационные агентства
    • Статья 24. Иные средства массовой информации (утратила силу)
  • Глава II.1. Исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)
    • Статья 24.1. Основные принципы проведения исследований объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)
    • Статья 24.2. Уполномоченная организация по исследованию объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)
  • Глава III. Распространение массовой информации (ст.ст. 25 — 37)
    • Статья 25. Порядок распространения
    • Статья 25.1. Распространение на территории Российской Федерации сообщений и материалов иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента
    • Статья 26. Выход в свет (в эфир)
    • Статья 27. Выходные данные
    • Статья 28. Тираж
    • Статья 29. (утратила силу)
    • Статья 30. (утратила силу)
    • Статья 31. Лицензия на вещание
    • Статья 31.1. Действие лицензии на телевизионное вещание, радиовещание
    • Статья 31.2. Требования к заявлению о предоставлении лицензии на телевизионное вещание, радиовещание
    • Статья 31.3. Переоформление лицензии на телевизионное вещание, радиовещание
    • Статья 31.4. Продление срока действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание
    • Статья 31.5. Отказ в предоставлении или переоформлении лицензии
    • Статья 31.6. Лицензионный контроль
    • Статья 31.7. Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии
    • Статья 31.8. Реестр лицензий на телевизионное вещание, радиовещание
    • Статья 31.9. Информация об операторах связи, осуществляющих трансляцию телеканала, радиоканала по договору с вещателем, и о лицах, распространяющих телеканал, радиоканал в неизменном виде по договору с вещателем
    • Статья 32. Аннулирование лицензии (утратила силу)
    • Статья 32.1. Обязательные общедоступные телеканалы и (или) радиоканалы
    • Статья 33. Искусственные помехи
    • Статья 34. Хранение материалов радио- и телепередач
    • Статья 35. Обязательные сообщения
    • Статья 36. Распространение рекламы
    • Статья 37. Эротические издания
  • Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями (ст.ст. 38 — 46)
    • Статья 38. Право на получение информации
    • Статья 39. Запрос информации
    • Статья 40. Отказ и отсрочка в предоставлении информации
    • Статья 41. Обеспечение конфиденциальности информации
    • Статья 42. Авторские произведения и письма
    • Статья 43. Право на опровержение
    • Статья 44. Порядок опровержения
    • Статья 45. Основания отказа в опровержении
    • Статья 46. Право на ответ
  • Глава V. Права и обязанности журналиста (ст.ст. 47 — 52)
    • Статья 47. Права журналиста
    • Статья 47.1. Выполнение поручения редакции в особых условиях
    • Статья 48. Аккредитация
    • Статья 49. Обязанности журналиста
    • Статья 50. Скрытая запись
    • Статья 51. Недопустимость злоупотребления правами журналиста
    • Статья 52. Специальный статус
  • Глава VI. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации (ст.ст. 53 — 55)
    • Статья 53. Межгосударственные договоры и соглашения
    • Статья 54. Распространение зарубежной информации
    • Статья 55. Зарубежные корреспонденты
  • Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации (ст.ст. 56 — 62)
    • Статья 56. Возложение ответственности
    • Статья 57. Освобождение от ответственности
    • Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации
    • Статья 59. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации
    • Статья 60. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации
    • Статья 61. Порядок обжалования
    • Статья 62. Возмещение морального вреда

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции СМИ со стороны уполномоченных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов (их отдельных частей), не допускается. Запрещается злоупотребление свободой массовой информации.

Самостоятельный раздел Закона посвящен распространению массовой информации. Рассматриваются вопросы: выдачи и аннулирования лицензии на вещание; хранения материалов радио- и телепередач; распространения рекламы; выходных данных; тиража; и т.д. Государственную политику в области лицензирования радио- и телевещания вырабатывает и проводит Федеральная комиссия по телерадиовещанию.

Ответственность редакций СМИ по новым правилам

  • не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций;
  • ущемляющих права и законные интересы граждан;
  • наносящих вред здоровью и (или) развитию детей;
  • представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста,
Вас может заинтересовать :  Налог на роскошь автомобили 2023 коэффициент

Нужно отметить, что в ряде случаев главный редактор может быть вообще не назначен по объективным причинам — человек умер или снял с себя полномочия. Поэтому то, как законодатель представляет себе процедуру установления журналистом конкретного лица, выполняющего функции главного редактора цитируемого СМИ, — пока остается загадкой. По логике вещей такими вопросами должен заниматься все-таки уполномоченный орган.

По какой-то причине поправки не коснулись пункта 2 статьи 57 Закона о СМИ, в котором сформулировано условие освобождения от ответственности журналиста, редакции и главного редактора в случае получения ими цитируемых сведений от информационных агентств, на которые, замечу, также распространяется правовой режим СМИ.

Логично предположить, что сведения о главном редакторе должны содержаться в Реестре зарегистрированных СМИ, который ведется Роскомнадзором, однако в нем такая информация отсутствует. Обязанность направлять данные главного редактора в уполномоченный орган для редакций и учредителей СМИ законом не установлена.

  • переложил возможную ответственность за распространение спорных сведений со СМИ – первоисточника на его главного редактора;
  • обязал журналистов и редакции СМИ во избежание ответственности перед цитированием другого СМИ осуществлять мероприятия, направленные на установление личности его главного редактора.

Закон о сми последняя редакция 2023

под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;

В целях предоставления физическим лицам, организациям, органам государственной власти, органам местного самоуправления актуальной информации о зарегистрированных средствах массовой информации, о лицах, осуществляющих деятельность в области средств массовой информации (учредителях, редакциях, главных редакторах, издателях, вещателях, распространителях, информационных агентствах), обеспечения получения от заинтересованных лиц и направления им документов, предусмотренных настоящим Законом, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе посредством обеспечения авторизованного доступа к подсистеме «личный кабинет», создается и функционирует государственная информационная система в области средств массовой информации.

Создание государственной информационной системы в области средств массовой информации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2011 года Федеральным законом от 14 июня 2011 года N 142-ФЗ.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 2 декабря 2023 года N 426-ФЗ)

Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных.

под обязательными общедоступными телеканалами и (или) радиоканалами понимаются телеканалы и (или) радиоканалы, которые определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом и подлежат распространению во всех средах вещания без взимания платы с потребителей (телезрителей, радиослушателей) за право просмотра, прослушивания;

Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, о способах и местах культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

(Часть в редакции, введенной в действие с 26 июля 1995 года Федеральным законом Российской Федерации от 19 июля 1995 года N 114-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 29 октября 2006 года Федеральным законом от 16 октября 2006 года N 160-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 211-ФЗ — см. предыдущую редакцию)

В качестве «иных лиц, обеспечивающих размещение в сети “Интернет” информационного ресурса» Роскомнадзор часто определяет владельцев сетевых адресов (IP), используя при этом общедоступные сервисы типа WHOIS (с августа 2023 года — LookUp). Именно им Роскомнадзор зачастую направляет свои требования.

10 января 2023 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, права и свобод граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», нормативные акты дополнены новыми положениями, предусматривающими ответные меры на цензуру со стороны владельцев веб-сайтов и ответную блокировку их ресурсов в России.

10 января 2023 года в силу вступил федеральный закон, позволяющий органам государственной власти применять режим конфиденциальности в отношении своих должностных лиц и запрещать выдавать третьим лицам сведения о них Федеральный закон от 30.12.2023 № 515-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об осуществлении оперативно-розыскной деятельности» . Хотя отрицать его значение для результатов журналистских расследований нельзя, у закона есть и другая сторона.

  • Закон устанавливает обязанности для всех владельцев социальных сетей, ориентированных на российскую аудиторию. Критерии таких соцсетей: возможность публикации материалов пользователями на языках народов России, возможность публикации рекламы для российских потребителей и посещаемость ресурса не менее 500 тыс. пользователей из России в сутки.
  • Для учета социальных сетей Роскомнадзором будет создан реестр социальных сетей. Включение сведений в него будет осуществляться по инициативе Роскомнадзора на основе данных, представленных владельцами соцсетей.
  • Владельцы социальных сетей обязаны самостоятельно проводить мониторинг в отношении 12 видов информации, относимой законодателем к запрещенной, рассматривать касающиеся ее обращения пользователей, самостоятельно блокировать ее или обращаться в Роскомнадзор при наличии сомнений в ее противоправности.
  • Правила пользования социальной сетью должны быть опубликованы и доведены до российской аудитории, а также не противоречить отечественному законодательству.
  • К ответственности могут быть привлечены владельцы сайтов и интернет-страниц, провайдеры хостинга или «лица, обеспечивающие размещение сайтов в сети “Интернет”».
  • Административные штрафы для граждан составляют от 50 до 100 тыс. рублей, для должностных лиц — от 200 до 400 тыс. рублей, для организаций — от 800 тыс. до четырех млн рублей.
  • За повторное нарушение размеры штрафов для граждан увеличиваются до 500 тыс. рублей, для должностных лиц — до одного млн рублей, для организаций — до восьми млн рублей.
  • Закон не касается случаев неисполнения требований Роскомнадзора в отношении «пиратского» контента.
  • Осуществление контроля возложено на Роскомнадзор.
Вас может заинтересовать :  Сколько Действительна Выписка Из Егрн 2023

В РФ ужесточаются правила и ответственность за цитирование в СМИ; фейковых СМИ

16:42, Москва, Государственная Дума РФ приняла сегодня в окончательном, третьем чтении законопроект, который ужесточает ответственность за цитирование в СМИ источников из других СМИ. Речь идёт о так называемых «фейковых СМИ», на которые иногда ссылаются СМИ настоящие. Отныне за такие ссылки на несуществующие СМИ, для настоящих СМИ предусматривается ответственность.

Другими словами, СМИ начинают нести ответственность за распространение ложной и фейковой информации, полученной ими из скрытых источников, которые часто, являются выдумкой самого СМИ, которое распространяет такую информацию. СМИ будет освобождаться от ответственности за распространение подобной информации только в том случае, если можно установить должное лицо — главного редактора того СМИ, на которое ссылается журналист, публикующий соответствующий материал. Если же таких данных установить невозможно, то всю полноту ответственности за публикацию такого материала, будет нести СМИ, опубликовавшее подобный материал.

СМИ будут нести ответственность за такое цитирование других «фейковых СМИ», если речь идёт о распространении недостоверной, фейковой, ложной или противоправной информации, и при этом невозможно установить главного редактора такого «фейкового СМИ», на которое ссылается в своих материалах СМИ настоящее.

Стоит отметить, что данные новации можно только приветствовать, эти нововведения давно назрели. Они должны быть положительно восприняты реальным журналистским сообществом, так как в последнее время развелось просто множество самых настоящий «фейковых СМИ», публикующих различные фейки и делающие различные «вбросы». При дательном изучении, как правило, на сайтах подобных якобы СМИ, которые внешне очень похожи на СМИ настоящие, отсутствует необходимая по закону маркировка СМИ, с указанием лицензии выданной Роскомнадзором, ФИО главного редактора и контактами для связи с редакцией, отсутствует любая другая, установленная законом выходная информация о СМИ.

Соответствующие поправки вносятся законопроектом, принятым Госдумой, в федеральный «Закон о СМИ». Ранее, журналист и СМИ освобождались от ответственности, если подобная недостоверная или ложная информация была дословным воспроизведением (цитатой) другого СМИ. Теперь же, если невозможно установить главного редактора такого цитируемого СМИ, то ответственность за такое распространение ложной информации, будет нести то СМИ, которое это и распространяет, со ссылкой на «фейковое СМИ», главного редактора которого установить невозможно, чтобы привлечь к ответственности его.

Президент уже подписал закон, вводящий запрет на разглашение личных данных силовиков. Закон запрещает официальным органам выдавать сведения о частной жизни и имуществе сотрудников ФСБ, МВД, ФСИН и других ведомств без их согласия, он также распространяется на родственников силовиков.

Расширяется и круг тех, кого можно «оклеветать» с риском лишиться свободы: пострадавшими могут оказаться «индивидуально неопределенные лица» (то есть целая группа). Риски уголовного преследования могут возникнуть при попытке обобщать антигероев публикации: «депутаты Госдумы», «силовики…» , предупреждает юрист «Открытой России» Анастасия Буракова. Верховный суд в своём отзыве на законопроект справедливо заметил, что порочить можно конкретного человека, поэтому правоприменение в такой формулировке непонятно, напоминает она. Но депутатов это не смутило.

За невыполнение этого требования СМИ грозит штраф от 4 до 5 тысяч рублей для физлиц, и от 40 до 50 тысяч рублей для юрлиц. Как отмечает Оленичев, в самих законах, содержащих запреты, не упоминают граждан как распространителей информации, однако в части поправок к КоАП также фигурируют граждане (со штрафом в 2−3 тысячи рублей). «Скорее всего, к ответственности будет привлекаться должностное лицо — директор или юрлицо, а в случае с незарегистрированными СМИ будут пытаться привлекать к ответственности физлицо, учредившее это медиа», — полагает юрист.

В поправках отдельно обозначается ещё одна категория физлиц-иноагентов — целенаправленно собирающих сведения в области военной и военно-технической деятельности, которые при получении иностранными источниками «могут быть использованы против безопасности» РФ. Что это за сведения — пока неизвестно, их перечень должен быть отдельно утверждён ФСБ, но исходя из практики можно предположить, что пострадают в первую очередь учёные, исследователи и журналисты, изучающие военную тематику, рассуждает Оленичев из «Команды 29». Если человек не подал уведомление о включении в реестр иноагентов перед тем, как заниматься такой деятельностью, ему грозит до 5 лет колонии.

Наверно, только сами авторы законопроекта знают, что следует понимать под термином «индивидуально неопределённые лица», говорит адвокат «Агоры» Станислав Селезнев: здесь явно нарушен принцип правовой определенности. Юрист отмечает, что клевета относится к делам частного обвинения, то есть доказывать факт распространения порочащих сведений должны не следователи и прокуроры, а сами пострадавшие. Именно этим объясняется необычно высокий процент оправдательных приговоров по делам о клевете. Правда, в законе есть оговорка о том, что если оскорбившее лицо неизвестно, то дело может инициировать и прокурор, отмечает Селезнев. Но там ничего не сказано о случаях, когда неизвестны пострадавшие. «Здесь явно присутствует мотив защиты репутации какой-то группы лиц, но не понятно —кого именно», — заключает эксперт.

Позже этот законопроект объединили в один пакет с поправками к закону «О СМИ». Однако в пояснительной записке к пакету объясняется лишь необходимость уточнения правил возрастной маркировки рекламы мероприятий. Надобность внесенного уточнения случаев ответственности изданий за цитирование ложной и противоправной информации не обосновывается.

В этой статье говорится, что с редакции снимается ответственность, если ложная, запрещенная или порочащая информация была дословным воспроизведением сообщений, материалов или их фрагментов, распространенных другим СМИ, которое может быть установлено и привлечено к ответственности.

Теперь уточняется, что ответственность за цитирование издания снимается только в том случае, если его «главный редактор может быть установлен и привлечен к ответственности за данное нарушение законодательства». Таким образом, если главреда процитированного СМИ нельзя установить и привлечь к ответственности, то ее будет нести процитировавшее текст издание.

Как сообщают «Ведомости», этот законопроект изначально был внесен как поправки к федеральному закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Они призваны уточнить правила возрастной маркировки анонсов зрелищных мероприятий в СМИ, особенно в случае претензий со стороны Роскомнадзора.

Госдума приняла в третьем чтении законопроект, согласно которому журналисты будут нести ответственность за цитирование ложных и противоправных материалов других средств массовой информации, если главных редакторов этих СМИ нельзя установить и привлечь к ответственности.

Новое в Законе «О персональных данных» 2023

Оператор обязан обеспечить субъекту персональных данных возможность определить перечень персональных данных по каждой категории персональных данных, указанной в согласии на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.

В согласии на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, субъект персональных данных вправе установить запреты на передачу (кроме предоставления доступа) этих персональных данных оператором неограниченному кругу лиц, а также запреты на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) этих персональных данных неограниченным кругом лиц. Отказ оператора в установлении субъектом персональных данных запретов и условий, предусмотренных настоящей статьей, не допускается.

В случае раскрытия персональных данных неопределенному кругу лиц самим субъектом персональных данных без предоставления оператору согласия, предусмотренного настоящей статьей, обязанность предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение или иную обработку.

Правила использования информационной системы уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, в том числе порядок взаимодействия субъекта персональных данных с оператором, определяются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

Помните пример про три сайта и чиновника? Так вот чиновник может потребовать удалить информацию как с одного, так и со всех трех. Где увидит статью о себе, туда и напишет. А может пойти сразу в суд. Соответственно, каждый сайт должен прекратить публикацию данных чиновника в течение трех дней.

Цитируете другое СМИ? Убедитесь, что есть инфа о его главреде

«Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо наносящих вред здоровью и (или) развитию детей, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста».

Законодатели хотят ужесточить правила цитирования СМИ друг друга. Так, если главный редактор процитированного СМИ не может быть найден и наказан за размещение ложной, порочащей или запрещенной информации, то за это хотят наказывать редакцию СМИ, которое разместило цитату.

«Если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации (за исключением случаев распространения информации, указанной в части шестой статьи 4 настоящего Закона), которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации».

«Если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, в том числе сетевым изданием (за исключением случаев распространения информации, указанной в части шестой статьи 4 настоящего Закона), главный редактор которого может быть установлен и привлечен к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации».

Вас может заинтересовать :  Госпошлина за выдачу водительского удостоверения на пластиковой основе 2023 сыктывкар

СМИ: как контролируются, права и свободы

В конце 80-х годов, на волне демократических преобразований в Союзе ССР, цензура в государстве была отменена. Отныне СМИ были полностью свободны в том, какого характера материалы они вправе публиковать. Однако во многих случаях это приводило к злоупотреблению свободой средств массовой информации, что потребовало от государства законодательного регулирования данного вопроса. Это привело к тому, что в 1991 году был принят закон РФ о СМИ (о средствах массовой информации).

Глава 1 устанавливает общие положения, относящиеся к предмету регулирования рассматриваемого нормативного акта. Так, ст. 1 декларирует и гарантирует свободу информации, а ст. 3 устанавливает недопустимость цензуры в стране. В то же время 4 статья не допускает злоупотребления правом свободы информации и приводит перечень того, сведения какого рода не подлежат общедоступному распространению.

Третьей главой определен порядок распространения массовой информации. Кроме этого, ст. 31 устанавливает, что для осуществления телевизионного или радиовещания требуется лицензия. Отдельные нормы регулируют порядок ее получения, переоформления, продления, а также основания для ее аннулирования. Кроме этого, прописано право СМИ осуществлять показы передач эротического содержания. Однако для этого предусмотрены временные рамки – с 23 часов вечера и до 4 часов утра.

Глава 2 определяет порядок регистрации СМИ (ст. 8-14), основания для прекращения или приостановки их деятельности (ст. 16). Кроме этого, устанавливаются иные организационные моменты, связанные с конкретизацией правового статуса учредителя, издателя, редакции и т. п.

Закон РФ от 27.12. 1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» был принят на следующий день после распада СССР, в непростое для нашей страны время. Однако он открывал большие возможности для выражения свободы слова и мысли, что по тем временам являлось беспрецедентным. Основное же назначение рассматриваемого акта – нормативное регулирование правоотношений, возникающих между государством, гражданами и СМИ в рамках осуществления профессиональной деятельности последними.

Закон РФ от N 2124-1 (ред

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, не вправе отказаться от обращения в суд на основании представления соответствующей избирательной комиссии о приостановлении выпуска средства массовой информации, если главным редактором или организацией, осуществляющей выпуск средства массовой информации, в период одной избирательной кампании, кампании референдума совершено более двух нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, повлекших назначение административного наказания на основании вступивших в силу решений суда.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, обязан разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию, предоставленную редакцией средства массовой информации, вещателем и издателем в соответствии с настоящей статьей, в течение десяти дней со дня получения от них соответствующего уведомления.

В случае подачи заявления о регистрации средства массовой информации или о внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации в форме электронного документа, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, извещение об отказе в регистрации средства массовой информации или во внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации направляется заявителю в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность.

Распространение продукции средства массовой информации считается коммерческим, если за нее взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку «Бесплатно» и не может быть предметом коммерческого распространения.

Стоит обратить внимание на то, что права и обязанности учредителя и редакции, предусмотренные Законом о СМИ, возникают с момента регистрации СМИ, а предусмотренные уставом редакции – с момента его утверждения. Учредитель, редакция, издатель, распространитель могут дополнительно установить на договорной основе взаимные права и обязанности.

Главный редактор несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности СМИ Законом о СМИ и другими законодательными актами Российской Федерации, в том числе за выполнением требований, предъявляемых к выходным данным сетевого издания (статья 27 Закона о СМИ). Так, согласно указанной статье сетевое издание в выходных данных должно содержать следующие сведения:

Также учредитель обязан в течение месяца со дня изменения места нахождения учредителя и (или) редакции, периодичности выпуска и максимального объема СМИ, принятия решения о прекращении, приостановлении или возобновлении деятельности СМИ уведомить об этом регистрирующий орган (статья 11 Закона о СМИ).

Получение лицензии на вещание необходимо в случае использования технических средств эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания для распространения продукции средств массовой информации. Такие технические средства не используются при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет.

К сообщениям и изображениям, составляющим содержание сайта в сети Интернет, любое лицо может иметь доступ из любого места и в любое время по своему выбору при условии наличия соответствующих устройств и возможности подключения к сети. В этой связи для сетевых изданий территория распространения (пункт 8 заявления) указывается в следующей редакции: «Российская Федерация, зарубежные страны».

Наряду с этим Федеральным законом устанавливается запрет для операторов связи, оказывающих услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (кроме услуг связи для целей проводного радиовещания), на изменение телеканалов и (или) радиоканалов, включая совокупность теле-, радиопрограмм и (или) иных аудиовизуальных, звуковых, текстовых сообщений и материалов, транслируемых в эксплуатируемых ими сетях, за исключением случаев предварительного согласования возможности такого изменения с вещателями телеканалов и (или) радиоканалов, а также случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом предусматривается порядок присоединения сетей связи операторов обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов к сетям связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, а также последовательность позиций обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов.

Федеральным законом вводится определение обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов как телерадиоканалов, подлежащих распространению во всех средах вещания без взимания платы с потребителей (телезрителей, радиослушателей), а также предусматриваются категории телерадиоканалов, относящихся к обязательным общедоступным.

Кроме того, Федеральным законом предлагается новая редакция пункта 2 статьи 19.2 Федерального закона «О связи», согласно которой оператора связи, осуществляющего эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, а также эфирную цифровую наземную трансляцию телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах, определяет Президент Российской Федерации.