Закон о земельном кадастре с 1 января 2023 года
Содержание
В 2023 году в Подмосковье пройдет новая кадастровая оценка всей недвижимости
Государственная кадастровая оценка всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории Московской области пройдет в Московской области в 2023 году. Министерством имущественных отношений Московской области издано соответствующее распоряжение от 23.07.2023 № 15ВР-1008, которое опубликовано на официальном сайте министерства (https://mio.mosreg.ru/dokumenty/normotvorchestvo/rasporyaditelnye-akty-prinyatye-ministerstvom/11-08-2023-17-14-16-rasporyazhenie-ministerstva-imushchestvennykh-otno).
Как отметил директор ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» Павел Бабкин, подать декларацию о характеристиках объекта недвижимости можно также в электронном виде. На портал государственных и муниципальных услуг Московской области uslugi.mosreg.ru (далее – РПГУ) выведена услуга «Подача декларации о характеристиках объекта недвижимости».
«Предыдущая кадастровая оценка была проведена в 2023 году, в следующем году наступает срок проведения новой оценки объектов недвижимости. В 2023 года были оценены более 12,3 млн объектов недвижимости, в 2023 году оценка затронет дополнительно порядка миллиона объектов, поскольку добавятся земли лесного фонда и новые объекты недвижимости. Государственная кадастровая оценка будет проведена по Федеральному закону № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» Государственным бюджетным учреждением Московской области «Центр кадастровой оценки», с учетом поправок установленных новым федеральным законом №269-ФЗ от 31.07.2023. Уже сейчас собственники земли и объектов капитального строительства могут подать декларацию о характеристиках объектов недвижимости в Центр кадастровой оценки, чтобы в рамках новой кадастровой оценки были использованы максимально полные данные об объектах. Это поможет более точному определению кадастровой стоимости объектов и, конечно, обеспечит справедливый имущественный налог», — отметила министр имущественных отношений Московской области Наталья Адигамова.
Декларация поможет уточнить характеристики объектов недвижимости, используемые в кадастровой оценке (например, местоположение, вид использования, материал стен, год постройки и др.). Если какие-то характеристики недвижимости объекта не соответствуют или не указаны в сведениях объекта в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), кадастровая стоимость может значительно отличаться от рыночной.
Проводить процесс установки границ участка, его площади и точного расположения может только специалист. Таковым является кадастровый инженер. Это может быть любое лицо (физическое, юридическое или индивидуальный предприниматель), но обязательно иметь на то официальный документ.
Закон о земельном кадастре 28-ФЗ действовал с 2000 года. Но за все время его действия лишь чуть больше трети земель России оказались занесенными в базы кадастра. На сегодняшний день этот закон утратил силу и вместо него приняли от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
С вступлением в силу поправок в Земельный кодекс РФ межевание земельного участка приняло обязательный характер. Межевание участка является необходимым условием владения землей по праву и ее распоряжением. Эту процедуру законодатель планирует завершить до марта 2026 года. Тем, кто этого не сделает, станет невозможным узаконить постройки на данном участке, а также продать его, подарить и т.д.
Межевание земельного участка в 2023 году является обязательным, если собственник желает совершить с ним сделку. Надел, поставленный на кадастровый учет до 1 марта 2008 года, имеет статус «ранее учтенный», что не дает возможности его продать или совершить иные операции.
- не более, чем на минимальную площадь земельного участка, установленного законодательными актами в соответствии с его целевым назначением. Например, региональным нормативным актом в отношении земель ЛПХ установлен минимальный размер участка в 6 соток. Тогда при межевании увеличить свой надел можно только на площадь не более 6 соток;
- на 10% от указанной в документах площади, если для данного вида использования земли не установлены минимальные пределы. Например, надел в 25 соток можно увеличить не более, чем на 2,5 сотки.
Приняты масштабные поправки в Закон о государственной регистрации недвижимости
— На законодательном уровне закреплена выработанная судебной практикой правовая позиция, в соответствии с которой в случае ликвидации юридического лица, являющегося продавцом объекта недвижимости, переход права собственности на этот объект может быть зарегистрирован по заявлению покупателя, если объект передан ему во владение и покупатель исполнил обязанность по оплате. Аналогичным образом этот вопрос будет решаться в случае исключения организации-продавца из ЕГРЮЛ.
— Скорректирована ст. 42 Закона о государственной регистрации недвижимости, предусматривающая случаи, в которых обязательное нотариальное удостоверение сделок по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество не требуется. В частности, в ней закреплена выработанная судебной практикой правовая позиция, в соответствии с которой, если предметом сделки является доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, то такие сделки не требуют нотариального удостоверения (ранее указанной нормой было предусмотрено, что требование об обязательном нотариальном удостоверении сделок по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество не распространяется на случаи отчуждения земельных долей).
— Установлено, что в тех случаях, когда отказ в осуществлении кадастрового учета (госрегистрации) признан судом незаконным и в решении суда указано на необходимость осуществить учет (регистрацию), указанные действия осуществляются без подачи заявления на основании решения суда, поступившего в регистрирующий орган.
— Непосредственно в Законе о госрегистрации закреплены полномочия подведомственного учреждения Росреестра (Федеральной кадастровой палаты). К таким полномочиям отнесены, в частности, выездной прием заявлений о кадастровом учете и госрегистрации, выдача заявителям связанных с учетом (регистрацией) документов, предоставление содержащихся в ЕГРН сведений, выполнение функций оператора информационной системы ведения ЕГРН.
— Корректируются сроки госрегистрации по некоторым предусмотренным законом основаниям. Например, последующие договоры ДДУ, заключенные после государственной регистрации первого такого договора, по общему правилу будут регистрироваться в течение 5 рабочих дней с даты поступления в регистрирующий орган необходимых документов (в случае поступления документов в электронной форме — в течение 3 рабочих дней). При подаче соответствующих документов через МФЦ срок регистрации составит до 7 рабочих дней. Таким образом, срок регистрации последующих договоров ДДУ сократится на два рабочих дня.
Также законопроект предусматривает переход от судебного порядка оспаривания кадастровой стоимости к внесудебному (заявительному) порядку установления в качестве кадастровой индивидуальной рыночной оценки объекта недвижимости. Она определяется на основании отчета оценщика.
Так, предусматривается федеральный надзор за проведением в регионах государственной кадастровой оценки. Устанавливается правило о ретроспективном применении кадастровой стоимости (налоговой базы). Если в результате оспаривания она уменьшена судом или специализированной комиссией в соответствии с законом об оценочной деятельности, то это значение распространяется на весь период со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) первоначальной кадастровой стоимости.
Кроме того, методологическая ошибка в определении кадастровой стоимости теперь будет исправляться с учетом законных интересов налогоплательщика. Если такая коррекция влечет уменьшение кадастровой стоимости, то она применяется ретроспективно на весь период со дня внесения в ЕГРН первоначальной кадастровой стоимости. Если же исправление приводит к увеличению кадастровой стоимости, то ее новое значение будет применяться со следующего года.
- Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
- Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.
Если заявление рассмотрено, и дан положительный ответ, тогда следующим шагом будет Соглашение о перераспределении земельных участков.
Соглашение о перераспределении земельных участков заключается обязательно в письменном виде – это добровольное желание сторон с подробным описанием способов и мотивов перераспределения.
Соглашение составляется между заинтересованными собственниками участков. Собственниками могут выступать как частники, так и государство или муниципалитет.
Какие существуют особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2023 года? По закону нельзя перераспределить дачные участки. Но это связано лишь с тем, что понятие дачный участок с 2023 года упразднили и заменили на садовый участок. Другие новшества в законодательстве касаются общих изменений в системе кадастра. Они связаны со вступлением в силу с 16.09.2023 закона 150-ФЗ (от 17.06.2023), который предусматривает новый порядок комплексных кадастровых работ для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан. Что же получается в результате перераспределения земельного участка между собственниками? Все просто — возникает новый участок (участки), с другими координатами и площадью. Насчет кадастрового номера – будет ли он изменен или нет, это решит кадастровая палата.
В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:
Заявление типовое, заполняется легко. Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте.
3. При выполнении комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет внебюджетных средств, получение сведений Единого государственного реестра недвижимости, государственного адресного реестра и иных необходимых для выполнения таких работ сведений, материалов или документов осуществляется исполнителем комплексных кадастровых работ самостоятельно, если иное не установлено договором подряда на выполнение комплексных кадастровых работ.
15. Заявление органа федерального государственного надзора об исключении сведений о саморегулируемой организации кадастровых инженеров и (или) национальном объединении из государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров представляется в арбитражный суд по месту ведения государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
2.2. В случае, если судом принято решение о сносе самовольной постройки (части самовольной постройки) или о ее реконструкции, кадастровые работы по подготовке акта обследования, подтверждающего осуществление такого сноса, либо технического плана, подтверждающего осуществление сноса части самовольной постройки или ее реконструкции, могут быть выполнены кадастровым инженером на основании договора подряда, заключенного с органом государственной власти или органом местного самоуправления.
6. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и настоящим Федеральным законом.
2) отказаться от выполнения кадастровых работ в случае, если заказчик кадастровых работ нарушил условия договора подряда на выполнение кадастровых работ и не обеспечил предоставление необходимой информации и (или) необходимых в соответствии с федеральным законом для выполнения кадастровых работ документов или не обеспечил доступ на объект, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровому инженеру, выполняющему такие работы;
15 Мар 2023 uristinhome 114