Закон об экологической экспертизе с 2023

С 1 января 2023 г

В процессе проведения государственной экологической экспертизы у заказчика могут быть запрошены дополнительные материалы (в том числе сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экологической экспертизы), необходимые для всесторонней и объективной оценки объектов экспертизы и подготовки заключения.

При отсутствии оплаты проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 рабочих дней со дня направления уведомления о необходимости оплаты в форме электронного документа (со дня получения почтового заказного отправления — в случае направления уведомления почтой) или при непредставлении в установленный срок запрашиваемых материалов государственная экологическая экспертиза не проводится и материалы возвращаются заказчику.

Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком (физическим или юридическим лицом) на государственную экологическую экспертизу материалов, документов и документации требованиям Федерального закона «Об экологической экспертизе» и установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в их составе материалов, предусмотренных статьей 14 указанного Федерального закона, в том числе в отношении оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит государственной экологической экспертизе.

Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы определяется приказом Росприроднадзора (ее территориального органа) или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ (до наступления случаев, при которых положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу).

Федеральный закон от г

Внести в подпункт 79 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4556; 2006, № 52, ст. 5498; 2008, № 20, ст. 2260; 2009, № 1, ст. 17; 2011, № 30, ст. 4591, 4594; 2013, № 52, ст. 6971; 2023, № 26, ст. 3387; № 30, ст. 4220, 4262; 2023, № 1, ст. 11; № 27, ст. 3994; 2023, № 1, ст. 28; 2023, № 32, ст. 5114; № 53, ст. 8422; 2023, № 31, ст. 4453; № 51, ст. 7492; № 52, ст. 7768, 7771; 2023, № 29, ст. 4504; № 50, ст. 8061; 2023, № 1, ст. 44) изменение, изложив его в следующей редакции:

2. Положения подпункта 79 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правам и обязанностям, возникшим после дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2023 года № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации».

объектов социальной и транспортной инфраструктур, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах Арктической зоны Российской Федерации, за пределами особо охраняемых природных территорий;

3. Положительные заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, предусмотренных абзацами вторым — четвертым подпункта 79 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в редакции настоящего Федерального закона), действуют в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экологической экспертизы.

Обзор изменений законодательства в области экологического надзора и проверок за июнь 2023 года

непоступление в Росаккредитацию в течение 3 месяцев от аккредитованной в национальной системе аккредитации испытательной лаборатории (центра) сведений о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, порядок и сроки представления которых с использованием ФГИС Росаккредитации предусмотрены в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ;

  1. Определены случаи и порядок принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных испытательными лабораториями, аккредитованными в национальной системе аккредитации, в результате их деятельности

Документом предусматривается возможность проведения выездной оценки и выездной экспертизы соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации дистанционно, в том числе с помощью аудио- и видео-конференц-связи. Введение удаленной оценки позволит бизнесу экономить на оплате командировочных расходов экспертных групп.

Порядок разработан во исполнение положений Федерального закона от 31.07.2023 N 248-ФЗ «О государственном контроле и муниципальном контроле в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу правоотношений, и определяет, в том числе, процедуру направления требований и подведомственность объектов проверки прокурорам разных уровней и специализаций.

непоступление в Росаккредитацию в течение 3 месяцев от органа по сертификации сведений о выданных им сертификатах соответствия, зарегистрированных декларациях о соответствии, порядок и сроки представления которых с использованием ФГИС Росаккредитации предусмотрены в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»;

23. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) материалов, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.

обсуждаются проект заключения экспертной комиссии, материалы, обосновывающие учет при проведении государственной экологической экспертизы документов, отражающих общественное мнение, включая заключения общественных экологических экспертиз, на заседаниях экспертной комиссии.

а) соответствие документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды;

При отсутствии оплаты проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 рабочих дней со дня направления уведомления о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы в форме электронного документа (со дня получения почтового заказного отправления — в случае направления уведомления почтой) или при непредставлении в установленный срок запрашиваемых материалов государственная экологическая экспертиза не проводится и материалы возвращаются заказчику.

проводятся заседания экспертной комиссии, в том числе организационное заседание экспертной комиссии, на котором определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп (при их создании), выдаются задания экспертам и утверждается календарный план работы экспертной комиссии;

Вас может заинтересовать :  Попадает ли под амнистию в 2023 году статья 228 1 часть 1

Из объектов ГЭЭ исключается также проектная документация отдельных буровых скважин (не подлежащих ГЭЭ в соответствии с подпунктом 7.5 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе») и автомобильных дорог межмуниципального значения, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять за пределами населенных пунктов, ООПТ.

Принятый закон существенно снимает административные барьеры: из объектов ГЭЭ в границах Арктической зоны исключается проектная документация объектов социальной и транспортной инфраструктуры, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Их перечень готовит Минвостокразвития России и устанавливает Правительство Российской Федерации. Это объекты, не относящиеся к I и II категориям, размещаемые в границах населенных пунктов, за пределами особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Согласно действующему законодательству проектная документация всех объектов капитального строительства в Арктической зоне Российской Федерации подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня (ГЭЭ), что зачастую затягивает сроки введения социально значимых объектов.

«В Министерство поступило большое количество просьб губернаторов Арктических регионов об уточнении объектов государственной экологической экспертизы в Арктике. Так как из-за нововведений начались существенные задержки строительства объектов социальной и транспортной инфраструктуры, в том числе рамках федеральных проектов. Также компании-недропользователи обратились в министерство с предложением вывести из-под экологической экспертизы проектную документацию отдельных буровых скважин. Дело в том, что до принятия 194-ФЗ проектная документация отдельных буровых скважин не проходила государственную экологическую экспертизу. Их оценка осуществляется в в рамках экологической экспертизы проектов обустройства месторождений в целом.
Законопроект позволит исключить дублирование ГЭЭ в отношении проектной документации отдельных буровых скважин. А это позволит исключить увеличение сроков проведения геологоразведочных работ (бурения), снизятся риски отступления от планируемых сроков ввода в промышленную эксплуатацию ранее открытых месторождений, а также ненадлежащее исполнение пользователями недр условий, включенных в лицензии на пользование недрами до принятия закона», — прокомментировал министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.

Документы Статистика по документам и выполнению поручений

11. Состав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь и члены экспертной комиссии), а также сроки и задание на проведение государственной экологической экспертизы утверждаются приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (его территориального органа) или уполномоченного органа субъекта Российской Федерации.

13. Изменение срока проведения государственной экологической экспертизы в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящего Положения, оформляется приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) или уполномоченного органа субъекта Российской Федерации.

22. При одобрении проекта заключения экспертной комиссии, подготовленного ее руководителем и ответственным секретарем, большинством списочного состава экспертной комиссии проект заключения (отрицательного или положительного) подписывается членами экспертной комиссии в полном составе, после чего оно становится заключением, подготовленным экспертной комиссией. При равенстве голосов решающим является голос руководителя экспертной комиссии.

4. Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком (физическим или юридическим лицом) на государственную экологическую экспертизу материалов, документов и документации (далее — материалы) требованиям Федерального закона «Об экологической экспертизе» и установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в их составе материалов, предусмотренных статьей 14 указанного Федерального закона, в том числе в отношении оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит государственной экологической экспертизе.

по объектам экспертизы, предусмотренным подпунктами 7, 71 — 75, 77 — 79 статьи 11 и статьей 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» (в части проектной документации объектов капитального строительства), — с учетом срока реализации объекта экспертизы, но не менее 5 лет;

О результатах государственной экологической экспертизы (материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2023 до 01.08.2023, за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) (подробнее)

2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

О намечаемой к проведению государственной экологической экспертизе (материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области на период с 01.08.2023 до 01.08.2023, за исключением таких лимита и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения) (подробнее)

О намечаемой к проведению государственной экологической экспертизе (материалы, обосновывающие лимит и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории Ивановской области, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, на период с 01.08.2023 до 01.08.2023) (подробнее)

3) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности);

— обратиться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в федеральные органы исполнительной власти, определенные Правительством Российской Федерации, для привлечения дополнительных сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в случае, если разлив нефти и нефтепродуктов не может быть устранен силами аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

— обеспечить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, оповещение о факте разлива нефти и нефтепродуктов федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, на которой произошел разлив нефти и нефтепродуктов;

Согласно Федеральному закону план утверждается организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции (далее — эксплуатирующая организация), при условии наличия:

Вас может заинтересовать :  Куда оплачивать штраф за непредоставление сведений сзв-м 2023 рязань

Административный регламент устанавливает:
сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Росрыболовством и его территориальными управлениями в процессе государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, за исключением биоресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу РФ;
порядок взаимодействия между госорганами, организациями и гражданами в процессе осуществления указанного государственного контроля (надзора).

Росрыболовство (центральный аппарат) осуществляет: общую организацию государственного контроля (надзора); мероприятия по контролю за соблюдением установленных требований в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов; участие во внеплановых проверках, проводимых на основании поручения руководителя Росрыболовства.

Из объектов ГЭЭ исключается также проектная документация отдельных буровых скважин (не подлежащих ГЭЭ в соответствии с подпунктом 7.5 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе») и автомобильных дорог межмуниципального значения, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять за пределами населенных пунктов, ООПТ.

Согласно действующему законодательству проектная документация всех объектов капитального строительства в Арктической зоне Российской Федерации подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня (ГЭЭ), что зачастую затягивает сроки введения социально значимых объектов.

Принятый закон существенно снимает административные барьеры: из объектов ГЭЭ в границах Арктической зоны исключается проектная документация объектов социальной и транспортной инфраструктуры, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Их перечень готовит Минвостокразвития России и устанавливает Правительство Российской Федерации. Это объекты, не относящиеся к I и II категориям, размещаемые в границах населенных пунктов, за пределами особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

«В Министерство поступило большое количество просьб губернаторов Арктических регионов об уточнении объектов государственной экологической экспертизы в Арктике. Так как из-за нововведений начались существенные задержки строительства объектов социальной и транспортной инфраструктуры, в том числе рамках федеральных проектов. Также компании-недропользователи обратились в министерство с предложением вывести из-под экологической экспертизы проектную документацию отдельных буровых скважин. Дело в том, что до принятия 194-ФЗ проектная документация отдельных буровых скважин не проходила государственную экологическую экспертизу. Их оценка осуществляется в в рамках экологической экспертизы проектов обустройства месторождений в целом.
Законопроект позволит исключить дублирование ГЭЭ в отношении проектной документации отдельных буровых скважин. А это позволит исключить увеличение сроков проведения геологоразведочных работ (бурения), снизятся риски отступления от планируемых сроков ввода в промышленную эксплуатацию ранее открытых месторождений, а также ненадлежащее исполнение пользователями недр условий, включенных в лицензии на пользование недрами до принятия закона», — прокомментировал министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.

Внесены исключения в перечень объектов, подлежащих экологической экспертизе

Принятым Федеральным законом 02.07.2023 N 341-ФЗ некоторые из объектов, планируемых к строительству или реконструкции в Арктической зоне, выведены из этого перечня. Так, с принятием Федерального закона 02.07.2023 N 341-ФЗ больше не должна проходить государственную экологическую экспертизу проектная документация на строительство и реконструкцию:

— объектов социальной и транспортной инфраструктуры, чей перечень устанавливается Правительством Российской Федерации, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах Арктической зоны Российской Федерации, за пределами особо охраняемых природных территорий и которые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды не относятся к объектам I, II категорий;

— объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением объектов, планируемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов;

[проект нового постановления уже есть. Однако он так и не был зарегистрирован официально. Скорее всего уйдет в прошлое. Так как нормативы допустимых выбросов актуальны только для I и II категории предприятий. Разрабатываться будут в рамках Постановлений, которые обеспечивают разработку КЭР и ДВОС]

Данный документ представляет собой регуляторную гильотину. Этот механизм создан для масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду. На самом деле регуляторная гильотина коснулась не только экологии. Пересмотрены сотни правовых актов в разных сферах. Возвращаясь к настоящему Постановлению, выделю только основные (на наш взгляд) постановления, которые не будут действовать с 1 января 2023 года:

Данное постановление вступает в силу с 1 января 2023 года . М ы остановимся на некоторых более важных акцентах в документе. Полный текст вы сможете скачать на нашем сайте в начале статьи. По большому счету данный документ в полной мере описывает процедуру проведения государственной экологической экспертизы.

Предусматривается, что положения подпункта 7.9 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правам и обязанностям, возникшим после дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2023 года N 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации».

объектов социальной и транспортной инфраструктур, перечень которых устанавливается Правительством РФ, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах Арктической зоны РФ, за пределами особо охраняемых природных территорий;

Положительные заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, предусмотренных абзацами вторым — четвертым подпункта 7.9 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в редакции настоящего Федерального закона), действуют в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экологической экспертизы.

«Принятый закон существенно снижает административные барьеры: из объектов ГЭЭ в границах Арктической зоны исключается проектная документация объектов социальной и транспортной инфраструктуры, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Их перечень готовит Минвостокразвития и устанавливает правительство РФ. Это объекты, не относящиеся к I и II категориям, размещаемые в границах населенных пунктов, за пределами особо охраняемых природных территорий (ООПТ)», — уточняется в пресс-релизе.

Вас может заинтересовать :  Льгота в садик детям чернобыльцев

Согласно действующему законодательству, проектная документация всех объектов капитального строительства в Арктической зоне РФ подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня (ГЭЭ), что зачастую затягивает сроки введения социально значимых объектов.

Из объектов ГЭЭ исключается также проектная документация отдельных буровых скважин (не подлежащих ГЭЭ в соответствии с подпунктом 7.5 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе») и автомобильных дорог межмуниципального значения, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять за пределами населенных пунктов, ООПТ.

Как сообщалось, в 2023 году вместе с законом о господдержке арктических проектов были приняты изменения в закон об экологической экспертизе, согласно которым проектная документация всех объектов капитального строительства в Арктике должна проходить ГЭЭ. Главы нефтяных компаний просили премьер-министра Михаила Мишустина об отмене обязательной экологической экспертизы для скважин в Арктике. Минприроды поддержало идею исключить из законодательства необходимость проведения ГЭЭ поисковых скважин в Арктике, заменив дополнительными экологическими мерами при бурении.

Депутат Госдумы РФ Елена Вторыгина, поправка которой включила в арктическую зону Лешуконский и Пинежский районы Архангельской области, сообщила, что рабочая группа по арктическому законодательству при комитете ГД РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, где она работает, и которую возглавляет Денис Кравченко, уже готовит поправку, исключающую обязательную экологическую экспертизу по объектам капитального строительства. Подобную поправку готовит ряд других депутатов Госдумы РФ. Будет ли исключено дискриминационное положение, зависит и от арктических регионов, имеющих влияние на своих депутатов ГД РФ.

Министерством разработан и внесен в 2023 году на рассмотрение Госдумы РФ пакет «арктических законопроектов», которые вызвали исключительно восторженные отзывы. Но всякий предмет имеете две стороны. Так и здесь — с 28.08.2023 вступил в силу федеральный закон от 13.07.2023 № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», в соответствии с которым вносятся изменения, в том числе в ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Сергей Цыпленков, руководитель российского отделения «Гринписа», считает, что проекты объектов капитального строительства, представляющих угрозу экологии, должны обязательно проходить экологическую экспертизу. Но это далеко не все капитальные строения, и введенная экспертиза по всем зданиям закладывает бомбу под развитие арктических территорий.

Частью 6 статьи 49 Градостроительного кодекса предусмотрено проведение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство которых предполагается в Арктической зоне РФ. Также перечнем документов, направляемых для получения разрешения на строительство, п. 4, ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса (были внесены изменения в августе 2023 г) предусмотрено представление положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Алексей Сулицын, директор строительной фирмы «Модуль», считает, что нововведение имеет признаки коррупционной составляющей. Кроме того, на согласование проекта, экспертизы и всякие бумажные дела уходит не только время. По его подсчетам, если стоимость строительных работ — 60% сметы, то плата за согласования, экспертизы, подключения к сетям составит не менее 40% всей стоимости строительства.

Госдума предлагает отменить экологическую экспертизу для объектов социальной и транспортной инфраструктуры в Арктике

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла в первом чтении законопроект № 1102740-7 «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе», которым предлагается исключить требования о проведении экологической экспертизы федерального уровня для объектов социальной и транспортной инфраструктуры, строящихся или реконструируемых в границах населенных пунктов на территории Арктической зоны.

13 июля 2023 года был принят Федеральный закон № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне», благодаря которому резиденты, работающие на территории Арктики, получили преференции в виде льгот по налогообложению. В поддержку документа в тот же день приняли закон № 194-ФЗ, которым, в числе прочего, были внесены изменения в федеральный закон № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе». Теперь и частные, и государственные (муниципальные) объекты капитального строительства, реализуемые в Арктической зоне подлежат обязательной государственной экологической экспертизе федерального уровня.

«Мы направили множество обращений президенту, председателю правительства РФ, в Государственную Думу, где говорили о том, что реализация всех национальных проектов в Арктической зоне приостанавливается на длительный срок. Минприроды отвечает, что проведение государственной экологической экспертизы составляет всего 60 дней и 30 дней на возможное продление, но по факту на прохождение процедуры с учетом регламента уходит не меньше года из-за обязательности проведения общественных слушаний в три этапа, и даже больше – из-за необходимости повторного прохождения экологической экспертизы после внесения изменений в проект уже Главгосэкспертизой России», — констатировал Павел Павлов.

Наконец, в октябре 2023 года инициативной группой депутатов и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был направлен законопроект № 1039629-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе». В январе 2023 года документ переработали и снова отправили на рассмотрение уже как проект федерального закона № 1102740-7 «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе», который предусматривает исключение требования о проведении экологической экспертизы федерального уровня проектной документации объектов, возводимых или реконструируемых в границах населенных пунктов на территории Арктической зоны, при условии, что они не относятся к объектам I, II категорий в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, а также объектов капитального строительства, которые не являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня. Учитывая необходимость обеспечения экологической безопасности в Арктике, перечень таких объектов должен устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Представители ПАО «Гипротюменнефтегаз» предложили обратиться к правительству с законодательной инициативой о внесении в законодательство нормы о проведении государственной экологической экспертизы проектной документации всех объектов капитального строительства аттестованными экспертами в рамках государственной экспертизы в соответствии с Градостроительным кодексом РФ по регламенту Главгосэкспертизы России и в сроки, не превышающие 42 рабочих дней.