Бюджет российской федерации на 2023

Дефицит федерального бюджета в 2023 году может быть существенно ниже плана – около 1% ВВП вместо 2,4% ВВП, если во втором полугодии не произойдет серьезных изменений конъюнктуры, заявлял в начале июня министр финансов РФ Антон Силуанов. Эксперты, между тем, все чаще говорят о профиците по итогам года. Аналитики «ВТБ Капитала», чей прогноз по профициту за полугодие (около 600 млрд руб.) оказался близок к предварительной оценке Минфина, ждут профицит 200-700 млрд руб., или 0,2-0,6% ВВП, по итогам 2023 г.

Поступление нефтегазовых доходов за 6 месяцев составило 3,776 трлн рублей (63,1% от годового плана), ненефтегазовых – 7,488 трлн рублей (58,6%). Нефтегазовые доходы в июне были на уровне 647 млрд рублей, в мае — 617,6 млрд рублей, ненефтегазовые — 1,298 трлн рублей и 1,215 трлн рублей.

Москва. 12 июля. INTERFAX.RU — Федеральный бюджет РФ в январе-июне 2023 года, по предварительной оценке, исполнен с профицитом в размере 625,913 млрд рублей, сообщил Минфин. Министерство вновь не стало публиковать оценку размера дефицита/профицита по отношению к объему ВВП, хотя в мае этот показатель появлялся в материалах министерства после паузы в 9 месяцев.

Доходы бюджета в январе-июне составили 11 трлн 264,9 млрд рублей, или 60% к общему утвержденному объему на год, расходы – 10 трлн 639,05 трлн рублей (49,4% общего объема расходов, утвержденного законом о бюджете, и 46,8% к сводной бюджетной росписи с учетом внесенных изменений).

В июне также был зафиксирован профицит – 183,81 млрд рублей, в мае он, по уточненным данным, составил 112,2 млрд рублей. Предварительная оценка за май показывала дефицит в 17,8 млрд рублей, такая же картина сложилась и с исполнением бюджета за апрель: после пересчета дефицит в 81,6 млрд руб., по предварительной оценке, превратился в профицит в 42,24 млрд руб.

6) уплата денежных взысканий (штрафов), поступающих в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2023 года, подлежит отражению по отдельному коду бюджетной классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета доходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2023 год и на 2023 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 124 223 млрд. рублей и 132 822 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,0 процента (декабрь 2023 года к декабрю 2023 года) и 4,0 процента (декабрь 2023 года к декабрю 2023 года):

4) уплата процентов, начисленных при нарушении срока возврата (зачета) сумм излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, соответствующих пеней, и процентов, начисленных на суммы излишне взысканных ввозных таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, соответствующих пеней, подлежит отражению по коду классификации доходов бюджетов, предусмотренному для учета сумм, перечисляемых в федеральный бюджет после распределения ввозных таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, уплаченных на территории Российской Федерации, с применением отдельного кода подвида доходов;

1) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации (в том числе городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если законодательством города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя не установлено иное), в муниципальной собственности (за исключением земельных участков, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей части), — в бюджет соответствующего публично-правового образования, в собственности которого находится земельный участок, по нормативу 100 процентов;

11. Доходы от сумм административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, если постановления о наложении указанных административных штрафов вынесены по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включенными в перечни, утвержденные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), поступающие в бюджеты субъектов Российской Федерации в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2023 года, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, действовавшим в 2023 году.

Бюджет российской федерации на 2023

3. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территориях Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению соответственно в бюджеты Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением налоговых доходов от налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджет Тюменской области по нормативу согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

в бюджеты городских поселений и сельских поселений в отношении земельных участков, которые расположены в границах городских, сельских поселений, по нормативу не менее 50 процентов, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;

2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2023 год и на 2023 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 124223 млрд. рублей и 132822 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,0 процента (декабрь 2023 года к декабрю 2023 года) и 4,0 процента (декабрь 2023 года к декабрю 2023 года):

11. Доходы от сумм административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, если постановления о наложении указанных административных штрафов вынесены по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включенными в перечни, утвержденные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), поступающие в бюджеты субъектов Российской Федерации в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2023 года, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, действовавшим в 2023 году.

1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2023 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 115533 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 3,7 процента (декабрь 2023 года к декабрю 2023 года):

Вас может заинтересовать :  Пособие для многодетных в 2023 пермь

В документе прописываются основные источники роста доходов. Во-первых, в правительстве рассчитывают на улучшение поступлений доходов от нефти и газа. По нефтегазовым доходам прогнозируется рост по отношению к ВВП с 4,8% в 2023 г. до 5,6% ВВП к 2023 г. «На фоне постепенного повышения цен на нефть и ожидаемого роста объемов добычи углеводородного сырья со второго полугодия 2023 г. (после выполнения обязательств по их снижению в рамках соглашения ОПЕК+), а также с учетом изменения налогового законодательства в части налогообложения нефтегазового сектора, что приведет к росту доли нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета с 28,7% в 2023 г. до 33,6% в 2023 г.», — говорится в документе.

Дефицит бюджета в 2023 г. запланирован в размере 2,75 трлн руб. (2,4% ВВП), в 2023 г. — 1,250 трлн руб. (1% ВВП), в 2023 г. — 1,412 трлн руб. (1,1% ВВП). Доходы бюджета составят в 2023 г. 18,77 трлн руб., в 2023 г. — 20,64 трлн руб., в 2023 г. — 22,26 трлн руб.; расходы — 21,52 трлн руб., 21,88 трлн руб. и 23,67 трлн руб. соответственно.

Объем ВВП в 2023 г. запланирован на уровне 115 трлн 533 млрд руб., в 2023 г. — 124 трлн 223 млрд руб., в 2023 г. — 132 трлн 822 млрд руб. Верхний предел государственного внутреннего долга: на 1 января 2023 г. — 18 трлн 315,3 млрд руб., на 1 января 2023 г. — 20 трлн 519,2 млрд руб., на 1 января 2024 г.- 22 трлн 946,9 млрд руб. Верхний предел государственного внешнего долга: на 1 января 2023 г. — $72 млрд, на 1 января 2023 г. — $73,2 млрд, на 1 января 2024 г. — $73,6 млрд.

Во-вторых, в правительстве рассчитывают на поступление дополнительных доходов за счет модификации параметров режима НДД, отмены ряда льгот в нефтянке, повышения НДПИ для металлургов и производителей удобрений, повышение акциза на табачную продукцию, введения НДФЛ с доходов в виде процентов по вкладам, введения прогрессивного НДФЛ, изменения законодательства в части налога на прибыль организаций за счет внесения изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения.

В бюджете 2023 года предусмотрено сокращение общих расходов. Если в 2023 году они составляли 23,7 трлн руб., то на текущий год запланировано потратить 21,52 трлн руб. Первая шестерка расходных статей выглядит так (в триллионах рублей и в процентах от общего объема расходной части):

В 2023 году нефтегазовые доходы останутся основным источником пополнения бюджета и принесут 6 трлн руб. или 31,9% общего объема (почти каждый третий рубль). В целом до 2023 года прогнозируется повышение их доли к общему объему ВВП до 5,6% (на фоне 4,8% в 2023 году). Например, отмена льгот по экспортной пошлине и налогу на добычу полезных ископаемых в нефтяной отрасли принесет дополнительно не менее 200 млрд руб.

Большую часть средств (около 2,74 трлн руб.) на финансирование дефицита бюджета планируется получить в 2023 году внутри страны – посредством заимствований в виде облигаций. Необходимый остаток суммы – за счет Фонда национального благосостояния России и внешних заимствований (в виде иностранных кредитов и размещения ОФЗ).

  • повышение ставки НДФЛ до 15% (при годовом заработке более 5 млн руб., но увеличенная ставка будет взиматься только с суммы превышения);
  • налогообложение доходов граждан по крупным банковским вкладам (за вычетом необлагаемой суммы процентов);
  • увеличение на 20% акцизных ставок на табачную продукцию;
  • рост налога на добычу металлов и удобрений.

Бюджет России на 2023 год и плановые 2023-2023 гг. утвержден Федеральным законом № 385-ФЗ, подписанным Президентом 8 декабря 2023 года. В основных цифрах впервые за три года наблюдается дефицит – расходная часть превысит доходную. Подобная картина объясняется множеством факторов: коронавирусными ограничениями, экономическим локдауном, вынужденными дополнительными расходами на меры поддержки государства для граждан и экономики в целом. Причем Министр финансов Антон Силуанов прогнозирует такую тенденцию как минимум до 2024 года.

При формировании бюджета учтены законодательные поправки, касающиеся в т. ч. обложения НДФЛ доходов в виде процентов по вкладам в банках, повышенного налогообложения доходов, превышающих 5 млн руб. в год. Установлены особенности казначейского сопровождения средств на определенные цели.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 8 декабря 2023 г. N 0001202312080106, в «Российской газете» от 11 декабря 2023 г. N 280 (без Приложений), в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 декабря 2023 г. N 50 (часть I, II, III) ст. 8030

Нет, кое-какие показатели бюджета могут пересмотреть уже в начале следующего года. Об этом еще осенью говорил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. Он отметил, что бюджет основывается на макропрогнозе, согласно которому в 2023 году ожидается восстановительный рост.

По понятным причинам к здравоохранению приковано особое внимание. Всего на него в 2023 году планируется потратить рублей. Деньги получит не только Минздрав (хотя на него приходится половина всей суммы), но и другие министерства и ведомства. Например, существующая Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения получит .

Говоря о медицине, нужно уточнить, что финансирование непосредственно лечения пациентов — дело в основном бюджета Фонда обязательного медицинского страхования, который принимается отдельно. Согласно принятому Госдумой законопроекту, общий объем расходов бюджета Фонда составит рублей.

Изначально бюджет на 2023 год был профицитным — его составляли с расчетом на то, что доходы федеральной казны будут превышать расходы. Однако после всех событий текущего года в бюджете образовалась дыра: ожидаемый дефицит — уже рублей. Без особого энтузиазма бюджет на 2023 год записали дефицитным.

— Сегодня экономическая ситуация очень непростая — это связано и с общим экономическим спадом во всем мире, и со снижением нефтяной конъюнктуры, и, конечно, с пандемией, — объясняет причины дефицита бюджета первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков. — Всё это в свою очередь отразилось на доходах федерального бюджета относительно того, что планировали в прошлом году. Снижение доходов федерального бюджета относительно трехлетнего плана составит в 2023 году более трех триллионов рублей. В бюджете предусмотрены средства для выполнения всех социальных обязательств государства, реализации нацпроектов и послания президента, несмотря на снижение доходов.

Проект бюджета свёрстан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития. Он предусматривает медленное восстановление мировой экономики из-за сохранения ограничений, связанных с распространением COVID-19. Согласно прогнозу, российская экономика в 2023 году вырастет на 3,3%, в 2023 году – на 3,4%, в 2023 году – на 3%. Весь этот период инфляция не будет превышать 4%.

Вас может заинтересовать :  Упрощенная Система Налогообложения В 2023 Году Доходы

Дефицит бюджета в 2023 году будет равен 2,75 трлн рублей, в 2023 году – 1,25 трлн рублей, в 2023 году – 1,41 трлн рублей. Основным источником его финансирования станут государственные заимствования, что позволит сохранить социальную направленность бюджета и ориентир на поступательный рост.

Согласно проекту, доходы бюджета будут устойчиво расти и в 2023 году составят 18,77 трлн рублей, в 2023 году – 20,64 трлн рублей, в 2023 году – 22,26 трлн рублей. Расходы в 2023 году запланированы на уровне 21,52 трлн рублей, в 2023 году – 21,88 трлн рублей, в 2023 году – 23,67 трлн рублей. При этом на реализацию национальных проектов в 2023 году предусмотрено 2,25 трлн рублей, в 2023 году – 2,62 трлн рублей, в 2023 году – 2,79 трлн рублей.

В нижнюю палату парламента также направлены проекты бюджетов внебюджетных фондов, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, прогноз социально-экономического развития и ряд других документов, имеющих определяющее значение для государственных финансов. Бюджетный пакет внесён в Госдуму в электронном виде.

В бюджете 2023 года предусмотрено сокращение общих расходов. Если в 2023 году они составляли 23,7 трлн руб., то на текущий год запланировано потратить 21,52 трлн руб. Первая шестерка расходных статей выглядит так (в триллионах рублей и в процентах от общего объема расходной части):

  • социальная политика – 5,6 (26%);
  • национальная экономика – 3,3 (15,5%);
  • национальная оборона – 3,1 (14,5%);
  • нацбезопасность и правоохранительная деятельность – 2,5 (11,4%);
  • национальные проекты – 2,2 (более 10%);
  • общегосударственные вопросы – 1,6 (7,4%).

В 2023 году нефтегазовые доходы останутся основным источником пополнения бюджета и принесут 6 трлн руб. или 31,9% общего объема (почти каждый третий рубль). В целом до 2023 года прогнозируется повышение их доли к общему объему ВВП до 5,6% (на фоне 4,8% в 2023 году). Например, отмена льгот по экспортной пошлине и налогу на добычу полезных ископаемых в нефтяной отрасли принесет дополнительно не менее 200 млрд руб.

  • Существенное сокращение трат на чиновников (раздел «Общегосударственные вопросы). По сравнению с 2023 г., когда в эту статью было заложено 3,6 трлн руб., суммы сократятся более чем в 2 раза – до 1,6 трлн руб.
  • Рост затрат на здравоохранение. Из бюджета выделят на 15% больше по сравнению с предыдущим годом – 1,1 трлн руб. Так, дополнительные 138,1 млн руб. получит Федеральное медико-биологическое агентство на мероприятия, связанные с разработкой вакцины против коронавируса.
  • Увеличение финансирования для СМИ. Общая сумма составит 0,5% расходов или 102,8 млрд руб. Так, Первому каналу государство выделит на 6 млрд руб. больше, ВГТРК – на 3,6 млрд руб., Russia Today – на 776 млн.

Валютный курс на 2023 год прогнозируется 72,4 руб./1 долл., на 2023 и 2023 годы – 73,1 и 73,8 рублей соответственно. Несмотря на тенденцию к умеренному ослаблению курса в долгосрочной перспективе, власти говорят о сохранении стабильности национальной валюты в реальном эффективном выражении. Это должно поддерживать конкурентоспособность экономики страны и способствовать наращиванию объемов несырьевого экспорта.

О параметрах проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2023 и 2023 годов»

Правительством Российской Федерации в течение текущего года были приняты беспрецедентные меры по поддержке бизнеса и населения, реализация которых позволила не допустить неконтролируемого роста заболеваемости населения, избежать негативного развития ситуации на рынке труда и обеспечить восстановление деловой активности.

рассмотреть вопрос об уточнении порядка обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации драгоценных металлов, лома и отходов драгоценных металлов в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и продуктов, содержащих драгоценные металлы, в целях исключения возможности уклонения от налогообложения и создания равных условий в сфере оборота драгоценных металлов;

продолжить работу по передаче на федеральный уровень полномочий по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности;

Участники парламентских слушаний считают, что для повышения эффективности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики необходимо активизировать работу по увеличению вовлеченности внутренних частных инвесторов в работу финансового рынка, что станет фактором развития института «длинных» денег и роста экономики.

разработать дополнительный комплекс мер, направленных на сокращение дифференциации в уровне экономического развития и бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, в том числе с учетом разработки совместно с субъектами Российской Федерации программ их социально-экономического развития, а также путем предоставления межбюджетных трансфертов в целях развития перспективных отраслей экономики субъектов Российской Федерации;

На 2023 год было смягчено бюджетное правило, ограничивающее трату дополнительных нефтегазовых доходов — полученных от цены нефти Urals выше планки отсечения. Эта планка составляет 43,3 доллара в 2023 году, 44,2 доллара в 2023 году и 45 долларов в 2023 году при прогнозе среднегодовой цены в 45,3 доллара за баррель, 46,6 и 47,5 доллара соответственно.

Закон предусматривает рост доходов бюджета РФ с 18,765 триллиона рублей в 2023 году до 20,637 триллиона в 2023 году и 22,263 триллиона в 2023 году, расходов — с 21,52 триллиона рублей до 21,884 триллиона и 23,671 триллиона соответственно. В итоге образуется дефицит в 2,4% ВВП в 2023 году, 1% ВВП в 2023 году и 1,1% ВВП в 2023 году.

МОСКВА, 8 дек — ПРАЙМ. Президент России Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете РФ на 2023 год и плановый период 2023 и 2023 годов с сохранением дефицита на весь трехлетний период, соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации.

«Недостачу», включая образующийся после изъятия нефтегазовых сверхдоходов «бумажный дефицит», планируется покрывать в основном за счет внутренних займов: чистое привлечение (доходы от размещения минус расходы на обслуживание долга) в бюджет от этого источника закладывается в 2,9 триллиона рублей в 2023 году, 2,1 триллиона в 2023 году и 2,4 триллиона в 2023 году.

Сказочный бюджет РФ: доллар по 72 и устойчивый рост экономики

Ранее L.R рассказывал, что правительство, пытаясь сбалансировать бюджет в условиях кризиса, идет на весьма чувствительные сокращения расходов. В частности, приостанавливается ежегодная индексация должностных окладов судей, а также депутатов, сенаторов и государственных гражданских служащих.

Вас может заинтересовать :  Могут ли приставы арестовать жилье, которое оформлено по дарственной

Как уже рассказывал L.R, правительство России планирует сократить бюджетные ассигнования на деятельность Следственного комитета и прокуратуры в период с 2023 по 2023 год. Об этом говорится в методике расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета Министерства финансов, на которую обратил внимание Legal.Report.

Силовикам больше, медицине меньше: Путин подписал бюджет на ближайшие три года

В основу бюджета заложен базовый прогноз Минэкономразвития, согласно которому российская нефть Urals будет продаваться за рубеж в среднем по 45,3 доллара за баррель, а среднегодовой курс доллара составит 72,4 рубля. Это принесет в бюджет 5,987 трлн рублей нефтегазовых доходов — на 860 млрд больше, чем в текущем году, но почти на 2 триллиона меньше, чем в докризисном 2023-м.

Это, впрочем, компенсируют увеличением финансирования других силовых ведомств. Ассигнования по статье «национальная безопасность и правоохранительная деятельность» увеличатся на 97,6 млрд рублей, до 2,456 трлн. В сумме силовики «съедят» 5,569 трлн рублей, или 25% федерального бюджета.

Доля нефтегазовых доходов в бюджете РФ в 1-м квартале 2023 г

Москва, 20 апр — ИА Neftegaz.RU. Доля нефтегазовых доходов в общем объеме поступлений в федеральный бюджет РФ в 1 м квартале 2023 г. составила 30%, что стало рекордно низким показателем за всю историю наблюдений с 2011 г.
Об этом пишут Известия со ссылкой на расчеты НИУ ВШЭ.

Согласно данным Минфина РФ, в 1 м квартале 2023 г:

  • доходы федерального бюджета достигли 5,3 трлн руб., что на 12% больше, чем за аналогичный период 2023 г. QoQ.
  • нефтегазовые доходы от продажи энергоресурсов — 1,6 трлн руб., сократившись почти на 10% по сравнению с 1 м кварталом 2023 г.

Таким образом, доля нефтегазовых доходов в бюджетных поступлениях составила 30%, что стало абсолютным минимумом в квартальном исчислении.
Предыдущий минимальный показатель за 1 й квартал был достигнут в 2023 г., когда доля поступлений от продажи энергоресурсов составила 34%.

  • основной российский экспортный сорт нефти Urals в среднем стоил 60,2 долл. США/барр., что примерно соответствует уровню января и февраля 2023 г.
  • в марте 2023 г. произошел обвал нефтяных цен после признания ВОЗ ситуации с COVID-19 пандемией и срывом продления предыдущей версии Венского соглашения о сокращении добычи нефти ОПЕК + .
  • в апреле 2023 г. цена на нефть сорта Urals достигла исторического минимума — 16,3 долл. США/барр.

По мере стабилизации ситуации с распространением коронавируса, снятием ограничений и реализации нового соглашения ОПЕК + с гораздо более жестким сокращением добычи, рынок начал приближаться к балансировке, а цены на нефть — восстанавливаться.

  • Ненефтегазовые доходы в 1 м квартале 2023 г:
    • выросли на 25% и приблизились к 3,7 трлн руб:
    • сильнее всего увеличились поступления от НДС — как внутренние, так и ввозные — примерно на 27%, до 2,2 трлн руб,
    • это связано с ослаблением рубля в 1 м квартале на 2023 г. 12% в годовом сравнении, повышением товарного импорта в январе-феврале на 8%, улучшением собираемости налога и усилением контроля по его возврату.
  • Расходы бюджета в 1 м квартале 2023 г. увеличились на 10%, до 5,1 трлн руб,
  • Баланс бюджета положительный — 200 млрд руб.

Это обусловлено существенным профицитом в марте 2023 г. в размере 741 млрд руб., тогда как в январе-феврале был зафиксирован дефицит.
На март 2023 г. пришлись дополнительные поступления от ЦБ в счет продажи акций Сбербанка — регулятор перечислил в бюджет оставшиеся 200 млрд руб.
Также увеличились доходы от продажи энергоресурсов в связи с улучшением конъюнктуры на нефтяном рынке.

В 2023 г. В. Путин в ряде своих выступлений говаривал о необходимости снижении зависимости экономики России от нефтегазовых доходов:

  • в ходе Всероссийского открытого онлайн-урока 1 сентября 2023 г. говорил:
    • Россия не является страной-бензоколонкой,
    • имеет выраженные технологические возможности, которые позволили достойно встретить вызовы внезапно возникшей пандемии.
  • на большой пресс-конференции в декабре 2023 г. повторил эту мысль, сделав упор на постепенном структурном изменении российской экономики:
    • уже 70% российского бюджета формируется не за счет нефтегазовых доходов,
    • за 2 года зависимость от нефтегаза удалось снизить на 10%.

Согласно данным Счетной палаты РФ, доля нефтегазовых доходов бюджета РФ в 2023 г. сократилась до 28% по сравнению с 39,3% в 2023 г.
В абсолютном выражении нефтегазовые доходы в 2023 г. составили 5,235 трлн руб., сократились на 33,9% по сравнению с 2023 г. (суммарный объем доходов федерального бюджета в 2023 г. составил 18,722 трлн руб.).

Госдума смягчила бюджетное правило на 2023 год

Согласно принятому закону, эта сумма увеличится до 1,46 трлн рублей на 2023 год. Для этого при расчете предельного уровня нефтегазовых расходов власти будут исходить из прежних прогнозов объема добычи нефти, которые не учитывают сделку ОПЕК+, повлекшую существенное снижение добычи. Закон также продлевает право правительства использовать средства ФНБ в следующем году на финансирование дефицита бюджета в пределах 1% ВВП.

На 2023 год продлевается и действие отдельных статей Бюджетного кодекса, которые позволяют правительству выделять средства на финансирование антикризисных мероприятий, мер по профилактике и устранению последствий коронавируса без внесения изменений в закон о бюджете. Не потребуется правка бюджета и для перераспределения межбюджетных трансфертов на финансирование программ социально-экономического развития российских субъектов.

«Предлагаемое повышение предельного объема расходов в 2023 году обеспечит постепенную адаптацию бюджета к новым макроэкономическим условиям и позволит продолжить использование мер, необходимых для обеспечения восстановления экономики и реальных доходов граждан, в целях борьбы с последствиями распространения новой коронавирусной инфекции», — говорится в пояснительной записке к закону.

Бюджетное правило предусматривает накопление в резервах дополнительных доходов бюджета от продажи нефти, когда ее стоимость выше заложенной в бюджете цены отсечения (в 2023 году это $42,4 за баррель), и расходование накопленных средств при падении цен. Сейчас бюджетное правило ограничивает расходование нефтегазовых доходов. Предельный уровень расходов устанавливается по специальной формуле с учетом нефтяных цен, прогнозируемых объемов добычи нефти и прогнозного курса рубля. Бюджетный кодекс при этом устанавливает объем дополнительных нефтегазовых доходов, которые могут направляться на расходы: 585 млрд рублей ежегодно на период до 2023 года.

Кроме того, согласно новому закону, поступления налога по депозитам и ценным бумагам, а также по дивидендам и процентам, выплачиваемым нерезидентам, будут полностью поступать в бюджет. Поступления НДФЛ, связанные с его планируемым увеличением до 15% для доходов свыше 5 млн рублей в год, будут распределяться следующим образом: 13% — в федеральный бюджет, 87% — в региональные и местные бюджеты.