Градкодекс с изменениями 2023 последняя редакция

В случае если в границах особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения полностью расположен населенный пункт, проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории такого населенного пункта, находящейся в границах указанной особо охраняемой природной территории, подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория. Предметом согласования является соответствие градостроительного регламента, устанавливаемого применительно к территории указанного населенного пункта, режиму особой охраны, предусмотренному законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях, и положением об особо охраняемой природной территории. Согласование осуществляется в порядке, установленном правительством РФ.

  • документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
  • документы, подтверждающие передачу гарантирующим поставщикам электрической энергии в эксплуатацию приборов учета электрической энергии многоквартирных домов и помещений в многоквартирных домах, подписанные представителями гарантирующих поставщиков электрической энергии.

Нормами статьи 25 ГрК РФ в новой редакции установлено, что проект генерального плана подлежит согласованию в части определения функциональных зон, в которых планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения муниципального района, в том числе в случае установления границ населенных пунктов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий.

В силу новой редакции статьи 32 ГрК РФ к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории населенного пункта, расположенного в границах особо охраняемой природной территории, следует обязательно приложить документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, в ведении которых находится данная особо охраняемая природная территория.

приведение Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации с целью обеспечения возможности проведения комплексных кадастровых работ при отсутствии утвержденного проекта межевания территории

Таким образом, на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, разрешается возведение как объектов жилого назначения (жилой дом, жилое строение), так и объектов хозяйственного назначения (хозяйственных, производственных, бытовых строений и сооружений, хозяйственных построек, строений и сооружений вспомогательного использования и иных аналогичных объектов).

7. После поступления от застройщика (технического заказчика) извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства в соответствии с положениями ГрК РФ, Административным регламентом, приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1129, приказом Ростехнадзора от 15 июля 2023 г. N 275 проверяется наличие разрешения на строительство, проектной документации, положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию.

ФАС России и его территориальные органы рассматривают жалобы на нарушения, которые могли быть допущены при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни в сферах строительства, утверждаемые Правительством Российской Федерации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В рамках проводимой реформы института саморегулирования в строительстве с 1 июля 2023 года вводятся национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования и национальный реестр специалистов в области строительства (далее — национальный реестр специалистов), в которых будут содержаться сведения о высококвалифицированных специалистах. Их должностные обязанности строго регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс) и не могут выполняться иными работниками.

Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г

22 июля, 31 декабря 2005 г., 3 июня, 27 июля, 4, 18, 29 декабря 2006 г., 10 мая, 24 июля, 30 октября, 8 ноября, 4 декабря 2007 г., 13, 16 мая, 14, 22, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 17 июля, 23 ноября, 27 декабря 2009 г., 27 июля, 22, 29 ноября 2010 г., 20 марта, 21 апреля, 1, 11, 18, 19, 21 июля, 28, 30 ноября, 6 декабря 2011 г., 25 июня, 20, 28 июля, 12 ноября, 30 декабря 2012 г., 4 марта, 5 апреля, 7 июня, 2, 23 июля, 21 октября, 28 декабря 2013 г., 2, 20 апреля, 5 мая, 23, 28 июня, 21 июля, 14, 22 октября, 24 ноября, 29, 31 декабря 2023 г., 20 апреля, 29 июня, 13 июля, 28 ноября, 29, 30 декабря 2023 г., 23 июня, 3 июля, 19 декабря 2023 г., 7 марта, 18 июня, 1, 26, 29 июля, 28, 29, 31 декабря 2023 г., 23 апреля, 3 августа, 27 декабря 2023 г., 27 июня, 26 июля, 2 августа, 16, 27 декабря 2023 г., 24 апреля, 8 июня, 13, 31 июля, 8, 29, 30 декабря 2023 г., 30 апреля, 11 июня, 1, 2 июля 2023 г.

Градостроительная деятельность включает в себя территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территорий, архитектурно-строительное проектирование. Сюда также входят строительство, капремонт и реконструкция объектов капстроительства.

  • Глава 1. Общие положения (ст. 1 — 5.1)
    • Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
    • Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности
    • Статья 3. Законодательство о градостроительной деятельности
    • Статья 4. Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности
    • Статья 5. Субъекты градостроительных отношений
    • Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
  • Глава 2. Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности (ст. 6 — 8.2)
    • Статья 6. Полномочия органов государственной власти РФ в области градостроительной деятельности
    • Статья 6.1. Передача осуществления полномочий Российской Федерации в области градостроительной деятельности
    • Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области градостроительной деятельности
    • Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности
    • Статья 8.1. Контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности
    • Статья 8.2. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
  • Глава 2.1. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности, федеральный реестр сметных нормативов (ст. 8.3 — 8.4)
    • Статья 8.3. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности
    • Статья 8.4. Федеральный реестр сметных нормативов
  • Глава 3. Территориальное планирование (ст. 9 — 29)
    • Статья 9. Общие положения о документах территориального планирования
    • Статья 10. Содержание документов территориального планирования Российской Федерации
    • Статья 11. Подготовка и утверждение схем территориального планирования РФ
    • Статья 12. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования РФ
    • Статья 13. Реализация схемы территориального планирования РФ
    • Статья 13.1. Содержание документа территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации
    • Статья 13.2. Подготовка проекта и утверждение схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации
    • Статья 14. Содержание документов территориального планирования субъекта Российской Федерации
    • Статья 15. Подготовка и утверждение схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации
    • Статья 16. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации
    • Статья 17 (утратила силу)
    • Статья 18. Документы территориального планирования муниципальных образований
    • Статья 19. Содержание схемы территориального планирования муниципального района
    • Статья 20. Подготовка и утверждение схемы территориального планирования муниципального района
    • Статья 21. Особенности согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района
    • Статья 22 (утратила силу)
    • Статья 23. Содержание генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов
    • Статья 24. Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа
    • Статья 25. Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа
    • Статья 26. Реализация документов территориального планирования
    • Статья 27. Совместная подготовка проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления
    • Статья 28. Публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов
    • Статья 29 (утратила силу)
  • Глава 3.1. Нормативы градостроительного проектирования (ст. 29.1 — 29.4)
    • Статья 29.1. Нормативы градостроительного проектирования
    • Статья 29.2. Содержание нормативов градостроительного проектирования
    • Статья 29.3. Подготовка и утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования
    • Статья 29.4. Подготовка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
  • Глава 4. Градостроительное зонирование (ст. 30 — 40)
    • Статья 30. Правила землепользования и застройки
    • Статья 31. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки
    • Статья 32. Порядок утверждения правил землепользования и застройки
    • Статья 33. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки
    • Статья 34. Порядок установления территориальных зон
    • Статья 35. Виды и состав территориальных зон
    • Статья 36. Градостроительный регламент
    • Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
    • Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
    • Статья 39. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства
    • Статья 40. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
  • Глава 5. Планировка территории (ст. 41 — 46)
    • Статья 41. Назначение, виды документации по планировке территории
    • Статья 41.1. Общие требования к документации по планировке территории
    • Статья 41.2. Инженерные изыскания для подготовки документации по планировке территории
    • Статья 42. Проект планировки территории
    • Статья 43. Проект межевания территории
    • Статья 44. Градостроительные планы земельных участков (утратила силу)
    • Статья 45. Подготовка и утверждение документации по планировке территории, порядок внесения в нее изменений и ее отмены
    • Статья 46. Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа
  • Глава 5.1. Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и порядок их осуществления (утратила силу)
  • Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства (ст. 47 — 55)
    • Статья 47. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства
    • Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование
    • Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты
    • Статья 48.2. Экономически эффективная проектная документация повторного использования
    • Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации
    • Статья 49.1. Аттестация физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий
    • Статья 50. Аккредитация юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий
    • Статья 50.1. Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства
    • Статья 51. Разрешение на строительство
    • Статья 51.1. Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома
    • Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства
    • Статья 53. Строительный контроль
    • Статья 54. Государственный строительный надзор
    • Статья 55. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
  • Глава 6.1. Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (ст. 55.1 — 55.23)
    • Статья 55.1. Основные цели саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и содержание их деятельности
    • Статья 55.2. Приобретение статуса саморегулируемой организации
    • Статья 55.3. Виды саморегулируемых организаций
    • Статья 55.4. Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации
    • Статья 55.5. Стандарты и внутренние документы саморегулируемой организации
    • Статья 55.5-1. Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства
    • Статья 55.6. Прием в члены саморегулируемой организации
    • Статья 55.7. Прекращение членства в саморегулируемой организации
    • Статья 55.8. Право члена саморегулируемой организации выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства
    • Статья 55.9. Обеспечение саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов
    • Статья 55.10. Исключительная компетенция общего собрания членов саморегулируемой организации
    • Статья 55.11. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации (утратила силу)
    • Статья 55.12. Исполнительный орган саморегулируемой организации (утратила силу)
    • Статья 55.13. Контроль саморегулируемой организацией за деятельностью своих членов
    • Статья 55.14. Рассмотрение саморегулируемой организацией жалоб на действия своих членов и обращений
    • Статья 55.15. Применение саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации
    • Статья 55.16. Компенсационные фонды саморегулируемой организации
    • Статья 55.16-1. Размещение средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в кредитных организациях, инвестирование средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации
    • Статья 55.17. Ведение реестра членов саморегулируемой организации
    • Статья 55.18. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций
    • Статья 55.19. Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций
    • Статья 55.20. Национальные объединения саморегулируемых организаций
    • Статья 55.21. Всероссийский съезд саморегулируемых организаций
    • Статья 55.21-1. Полномочия президента Национального объединения саморегулируемых организаций
    • Статья 55.22. Совет Национального объединения саморегулируемых организаций
    • Статья 55.23. Федеральный государственный контроль за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций
  • Глава 6.2. Эксплуатация зданий, сооружений (ст. 55.24 — 55.26)
    • Статья 55.24. Требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений
    • Статья 55.25. Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения
    • Статья 55.26. Приостановление и прекращение эксплуатации зданий, сооружений
  • Глава 6.3. Освоение территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов (ст. 55.27 — 55.29)
    • Статья 55.27. Договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования
    • Статья 55.28. Порядок организации и проведения аукционов на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования, договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования
    • Статья 55.29. Требования к участникам аукционов на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования, договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования
  • Глава 6.4. Снос объектов капитального строительства (ст. 55.30 — 55.33)
    • Статья 55.30. Общие положения о сносе объектов капитального строительства
    • Статья 55.31. Осуществление сноса объекта капитального строительства
    • Статья 55.32. Особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями
    • Статья 55.33. Особенности сноса объектов капитального строительства, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий, или приведения таких объектов капитального строительства в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зон с особыми условиями использования территорий
  • Глава 7. Информационное обеспечение градостроительной деятельности (ст. 56 — 57.6)
    • Статья 56. Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности
    • Статья 57. Создание и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставление сведений, документов и материалов государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности
    • Статья 57.1. Федеральная государственная информационная система территориального планирования
    • Статья 57.2. Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве
    • Статья 57.3. Градостроительный план земельного участка
    • Статья 57.4. Реестр документов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса
    • Статья 57.5. Информационная модель объекта капитального строительства
    • Статья 57.6. Классификатор строительной информации
  • Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности (ст. 58 — 62)
    • Статья 58. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности
    • Статья 59. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при осуществлении территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории
    • Статья 60. Возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве, сносе объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения
    • Статья 60.1. Возмещение ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договора
    • Статья 61. Компенсация вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу физических лиц
    • Статья 62. Расследование случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности
  • Глава 9. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах РФ — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе (ст. 63)
    • Статья 63. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах РФ — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе
  • Глава 10. Комплексное развитие территории (ст. 64 — 70)
    • Статья 64. Цели комплексного развития территории
    • Статья 65. Виды комплексного развития территории
    • Статья 66. Порядок принятия и реализации решения о комплексном развитии территории
    • Статья 67. Решение о комплексном развитии территории
    • Статья 68. Договор о комплексном развитии территории
    • Статья 69. Порядок заключения договора о комплексном развитии территории
    • Статья 70. Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей
Вас может заинтересовать :  Какое Наказание Водителю В2023 Году За Езду На Арендованной Газели Без Путевого Листа

Определяются основные понятия, принципы законодательства, полномочия органов в области градостроительной деятельности. Так, одним из достоинств нового кодекса является установленный в нем принцип сохранения культурного наследия и благоприятных природных условий жизни. Он предусматривает участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности.

Подписан закон, направленный на совершенствование правового регулирования отношений в области градостроительной деятельности

Федеральным законом в Градостроительном кодексе Российской Федерации институт экономически эффективной проектной документации повторного использования заменяется институтом типовой проектной документации. Кроме того, вводится понятие «рабочая документация», которая разрабатывается на основании проектной документации и содержит материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства.

Также понятие «процедуры, включённые в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства» заменяется понятием «мероприятия, осуществляемые при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства». При этом под проектом по строительству понимается перечень мероприятий, осуществляемых застройщиком и (или) федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и (или) иными организациями, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства. Определяются этапы реализации проекта по строительству, а также мероприятия, которые может включать каждый из этих этапов.

исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, а также в целях осуществления государственной регистрации прав на такой объект;

Уточняются порядок выдачи разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, уведомлений о планируемом строительстве и сносе таких объектов, порядок подачи заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка, осуществления государственного строительного надзора. Кроме того, уточняются требования к эксплуатации зданий, сооружений, а также особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

Устанавливаются требования к проведению экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологической экспертизы, в частности предусматривается возможность установления Правительством Российской Федерации порядка проведения таких экспертиз по принципу «одного окна».

Изменения в градостроительном законодательстве 2023: что нужно знать застройщикам

Федеральный закон № 505-ФЗ от 30.12.2023 скорректировал редакцию Градостроительного кодекса (ГрК РФ). Новые правила коснулись подготовки проектов правил землепользования и застройки, выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. Изменения в градостроительном законодательстве 2023 вступили в силу с 1 января.

Вас может заинтересовать :  Кому с чернобильцов выплаты на пытание

Проект генерального плана нужно согласовать в части определения функциональных зон, в которых планируется разместить объекты федерального, регионального и местного значения муниципального района и (или) местоположения линейных объектов федерального, регионального и местного значения муниципального района, в том числе в случае установления границ населенных пунктов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий.

В случае если в границах особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения полностью расположен населенный пункт, проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории такого населенного пункта, находящейся в границах указанной особо охраняемой природной территории, подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.

Предметом согласования является соответствие градостроительного регламента, устанавливаемого применительно к территории указанного населенного пункта, режиму особой охраны, предусмотренному законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях, и положением об особо охраняемой природной территории. Согласование осуществляется в порядке, установленном правительством РФ.

  1. Нужно подтвердить, что объект капитального строительства соответствует техническим условиям. Соответствующие документы следует подписать у представителей организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии).
  2. Предоставить документы, подтверждающие передачу энергетикам приборов учета в квартирах и МКД.

Градостроительный кодекс РФ: обзор ключевых изменений

Законом № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» скорректированы положения ГрК о красных линиях, градостроительном зонировании, планировке территорий, а также о деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий.

Законом № 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленным на совершенствование законодательства в сфере организации деятельности заправочных станций для маломерных судов, разрешены строительство, реконструкция и эксплуатация автозаправочных станций и складов горюче-смазочных материалов в границах водоохранных зон.

Сокращены сроки ряда процедур. В частности, срок проверки уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления документации по планировке территории на соответствие требованиям закона теперь составляет 20 рабочих дней со дня поступления документов (вместо 30 дней) (ч. 12.1 ст. 45 ГрК).

  • планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон, на территории портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов ФСБ России;
  • предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электростанций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше.

Водный кодекс РФ и ранее в качестве исключения предусматривал размещение автозаправочных станций и складов горюче-смазочных материалов на территории инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды. Однако на практике сооружение автозаправочных станций для маломерных судов было крайне затруднительным. Требования законодательства об охране окружающей среды для этих объектов отсутствовали. Существовала проблема отнесения баз (сооружений) для стоянки маломерных судов к инфраструктуре водных путей.

В этой связи в декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Закона № 218-ФЗ, в отношении объекта индивидуального жилищного строительства указывается назначение «жилое» и вид разрешенного использования «объект индивидуального жилищного строительства».

В соответствии с пунктами 4 и 9 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в ЕГРН указываются в качестве дополнительных сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения, и о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом), если объектом недвижимости является здание.

наличие или отсутствие предусмотренных пунктами 1 — 10, 12, 14, 18, 19, 22, 35, 37, 41, 45 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, наличия правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок;

В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 51.1, пунктом 1 части 19 статьи 55 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проводит проверку допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными
в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

в этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации
(при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 Закона № 218-ФЗ;

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
— отсутствии фамилии и имени заявителя;
— указании неполного или недостоверного почтового адреса;
— наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
— наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
— использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
— отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
— наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

ГрК РФ является головным законом в своей сфере общественных отношений и согласно пп. 3, 4 статьи 3 ГрК РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных органов самоуправления, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Градостроительному кодексу РФ.

  • территориального планирования,
  • градостроительного зонирования,
  • планировки территории,
  • проектирования и строительства объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений,
  • обеспечения безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий,
  • приобретения, прекращения права СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на выдачу свидетельств о допуске к работам по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства,
  • создания искусственных земельных участков и строительства объектов капитального строительства на таких земельных участках.

К иному (смежному) законодательству, применяемому в градостроительной деятельности, могут, например, относиться Гражданский кодекс РФ, КоАП РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и других законах. К смежным с градостроительными отношениям относятся прежде всего земельные отношения, регулируемые Земельным Кодексом РФ.

Проект генерального плана нужно согласовать в части определения функциональных зон, в которых планируется разместить объекты федерального, регионального и местного значения муниципального района и (или) местоположения линейных объектов федерального, регионального и местного значения муниципального района, в том числе в случае установления границ населенных пунктов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий.

Предметом согласования является соответствие градостроительного регламента, устанавливаемого применительно к территории указанного населенного пункта, режиму особой охраны, предусмотренному законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях, и положением об особо охраняемой природной территории. Согласование осуществляется в порядке, установленном правительством РФ.

В случае если в границах особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения полностью расположен населенный пункт, проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории такого населенного пункта, находящейся в границах указанной особо охраняемой природной территории, подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.

Федеральный закон № 505-ФЗ от 30.12.2023 скорректировал редакцию Градостроительного кодекса (ГрК РФ). Новые правила коснулись подготовки проектов правил землепользования и застройки, выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. Изменения в градостроительном законодательстве 2023 вступили в силу с 1 января.

  1. Нужно подтвердить, что объект капитального строительства соответствует техническим условиям. Соответствующие документы следует подписать у представителей организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии).
  2. Предоставить документы, подтверждающие передачу энергетикам приборов учета в квартирах и МКД.

Градостроительный кодекс РФ: обзор ключевых изменений

  • планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон, на территории портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов ФСБ России;
  • предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электростанций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше.

Потребность в автозаправках, расположенных на территориях баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, характерна для субъектов РФ в границах Волго-Балтийского бассейна, Центрального федерального округа и регионов с развитой инфраструктурой водного туризма. И теперь законодателем созданы благоприятные условия для строительства данных сооружений.

Водный кодекс РФ и ранее в качестве исключения предусматривал размещение автозаправочных станций и складов горюче-смазочных материалов на территории инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды. Однако на практике сооружение автозаправочных станций для маломерных судов было крайне затруднительным. Требования законодательства об охране окружающей среды для этих объектов отсутствовали. Существовала проблема отнесения баз (сооружений) для стоянки маломерных судов к инфраструктуре водных путей.

Вас может заинтересовать :  Исполнительский сбор судебных приставов размер в 2023

Законом № 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленным на совершенствование законодательства в сфере организации деятельности заправочных станций для маломерных судов, разрешены строительство, реконструкция и эксплуатация автозаправочных станций и складов горюче-смазочных материалов в границах водоохранных зон.

Теперь указанная норма содержит исключения из общего правила, отсылая к Земельному кодексу РФ. Так, п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ допускает образование земельных участков, границы которых пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, образуемых для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Обзор изменений законодательства и нормотворческих инициатив в строительной отрасли в апреле 2023 года

В соответствии с пунктом 1.3.2 Методических указаний цены, приведенные в Справочниках, установлены в соответствии с составом и требованиями к содержанию разделов проектной документации на строительство предприятий, зданий, сооружений, предусмотренными Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87.

Типовая проектная документация будет представлять собой проектную документацию, подготовленную с применением экономичных ресурсо- и энергосберегающих архитектурно-планировочных, конструктивных, инженерно-технических, организационно-технологических решений, предназначенную для многократного применения при создании аналогичных (по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство) объектов капитального строительства.

Разработчиками законопроекта предлагается исключить из Градостроительного кодекса РФ институт экономически эффективной проектной документации повторного использования и развить институт типового проектирования, сделав типовую проектную документацию составной частью единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.

В настоящее время проходит процедуру утверждения в Минстрое России Методика определения сметной стоимости работ по подготовке проектной документации, устанавливающая порядок разработки методик определения нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации, с учетом современных требований к составу и содержанию проектной (в том числе сметной) документации.

В целях реализации положений федеральных законов от 31.07.2023 N 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 31.07.2023 N 264-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены поправки в:

Важные изменения коснулись и института экспертизы. Новым законом закреплена возможность проведения всех экспертиз, необходимых для осуществления строительства, по принципу «одного окна». Согласно данному принципу проведение указанных экспертиз должно осуществляться на основании однократного обращения заявителя, а взаимодействие между уполномоченными органами, организациями, должно осуществляться без участия заявителя.

Основными нововведениями принятого Федерального закона являются закрепление в Градостроительном кодексе Российской Федерации исчерпывающего перечня мероприятий, необходимых для реализации проектов по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, а также нормативное определение понятия «рабочая документация», оформление правового статуса рабочей документации. В данной части были учтены предложения НОСТРОЙ, который принимал активное участие в рассмотрении проекта Федерального закона. В частности, проект рассматривался Экспертным советом НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере.

– государственный регистратор не вправе определять величину отклонения площади построенного объекта, указанной в техническом плане, от первоначально запланированной площади объекта, исходя из проектной документации. Величина отклонения теперь определяется путем сравнения технического плана только с разрешением на строительство.

Введение типового проектирования в целом положительно отразится на процессе реализации объектов строительства, позволит существенно сократить сроки разработки проектной документации и прохождения экспертизы за счет применения типовых проектных решений.

Законом определяется, что рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации, при этом подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно. Законом определяется перечень случаев, при которых изменения в рабочую документацию могут вноситься без синхронных изменений в проектную документацию. Согласно новым правилам указанные изменения рабочей документации с момента их утверждения застройщиком, техническим заказчиком признаются частью проектной документации.

Градостроительный кодекс РФ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности
Статья 3. Законодательство о градостроительной деятельности
Статья 4. Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности
Статья 5. Субъекты градостроительных отношений

Статья 55.1. Основные цели саморегулируемых организаций и содержание их деятельности
Статья 55.2. Приобретение статуса саморегулируемой организации
Статья 55.3. Виды саморегулируемых организаций
Статья 55.4. Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации
Статья 55.5. Документы саморегулируемой организации
Статья 55.6. Прием в члены саморегулируемой организации
Статья 55.7. Прекращение членства в саморегулируемой организации
Статья 55.8. Допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
Статья 55.9. Обеспечение саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов
Статья 55.10. Исключительная компетенция общего собрания членов саморегулируемой организации
Статья 55.11. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации
Статья 55.12. Исполнительный орган саморегулируемой организации
Статья 55.13. Контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов
Статья 55.14. Рассмотрение саморегулируемой организацией жалоб на действия своих членов и обращений
Статья 55.15. Применение саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации
Статья 55.16. Компенсационный фонд саморегулируемой организации
Статья 55.17. Ведение реестра членов саморегулируемой организации
Статья 55.18. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций
Статья 55.19. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций
Статья 55.20. Национальные объединения саморегулируемых организаций
Статья 55.21. Всероссийский съезд саморегулируемых организаций
Статья 55.22. Совет Национального объединения саморегулируемых организаций
Статья 55.23. Государственный контроль за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций

Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности
Статья 6.1. Передача осуществления полномочий Российской Федерации в области градостроительной деятельности
Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности
Статья 8.1. Контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности

Статья 9. Общие положения о документах территориального планирования
Статья 10. Содержание документов территориального планирования Российской Федерации
Статья 11. Подготовка и утверждение схем территориального планирования Российской Федерации
Статья 12. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации
Статья 13. Утратила силу
Статья 14. Содержание документов территориального планирования субъектов Российской Федерации
Статья 15. Подготовка и утверждение схем территориального планирования субъектов Российской Федерации
Статья 16. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации
Статья 17. Утратила силу
Статья 18. Документы территориального планирования муниципальных образований
Статья 19. Содержание схемы территориального планирования муниципального района
Статья 20. Подготовка и утверждение схемы территориального планирования муниципального района
Статья 21. Особенности согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района
Статья 22. Утратила силу
Статья 23. Содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа
Статья 24. Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа
Статья 25. Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа
Статья 26. Реализация документов территориального планирования
Статья 27. Совместная подготовка проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления
Статья 28. Публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов
Статья 29. Утратила силу

Статья 47. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование
Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты
Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий
Статья 49.1. Аттестация физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий
Статья 50. Аккредитация юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий
Статья 51. Разрешение на строительство
Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства
Статья 53. Строительный контроль
Статья 54. Государственный строительный надзор
Статья 55. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Изменения Градостроительного Кодекса с г

В данной связи изменения вносятся в предмет государственного строительного надзора (в пункт 1 части 2 статьи 54 ГрК РФ): проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной проектной документации (с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и утвержденных застройщиком).

Также из предмета государственного строительного надзора исключено соблюдение параметров строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства, указанных в разрешении на строительство (пункт 2 части 3 статьи 54 ГрК РФ).

Из части 12 статьи 48 ГрК РФ исключен конкретный состав проектной документации. Вместо этого указано, что состав и содержание проектной документации определяются Правительством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться отдельные требования к составу и содержанию рабочей документации.

А в случае внесения в рабочую документацию изменений, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5 части 3 8 статьи 49 ГрК РФ, приведение в соответствие с такими изменениями проектной документации не требуется при условии, что такие изменения в рабочую документацию утверждены застройщиком, техническим заказчиком в соответствии с частью 15 статьи 48 ГрК РФ. В этом случае утвержденные застройщиком, техническим заказчиком изменения в рабочую документацию признаются частью проектной документации.

Различие данных об указанной в техническом плане протяженности линейного объекта не более чем на пять процентов по отношению к данным о его протяженности, указанным в проектной документации и (или) разрешении на строительство, не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.