Изменения в градостроительном кодексе по сдаче работ по благоустройству 2023год

В случае если в границах особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения полностью расположен населенный пункт, проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории такого населенного пункта, находящейся в границах указанной особо охраняемой природной территории, подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория. Предметом согласования является соответствие градостроительного регламента, устанавливаемого применительно к территории указанного населенного пункта, режиму особой охраны, предусмотренному законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях, и положением об особо охраняемой природной территории. Согласование осуществляется в порядке, установленном правительством РФ.

  • документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
  • документы, подтверждающие передачу гарантирующим поставщикам электрической энергии в эксплуатацию приборов учета электрической энергии многоквартирных домов и помещений в многоквартирных домах, подписанные представителями гарантирующих поставщиков электрической энергии.

Нормами статьи 25 ГрК РФ в новой редакции установлено, что проект генерального плана подлежит согласованию в части определения функциональных зон, в которых планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения муниципального района, в том числе в случае установления границ населенных пунктов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий.

В силу новой редакции статьи 32 ГрК РФ к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории населенного пункта, расположенного в границах особо охраняемой природной территории, следует обязательно приложить документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, в ведении которых находится данная особо охраняемая природная территория.

Письмо; Росреестра от N 14-1578-ГЕ/21; О применении отдельных положений действующего законодательства с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от N 404-ФЗ

3.1. О проверке на наличие или отсутствие предусмотренного пунктом 22 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ основания для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в части соответствия градостроительному регламенту, установленному правилами землепользования и застройки для определенной территориальной зоны.

соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК, другими федеральными законами.

В этой связи застройщик (правообладатель соответствующего земельного участка) вправе самостоятельно выбирать, в каком порядке оформлять права на жилой или садовый дом, строительство которого начато или осуществлено (закончено) до или после 04.08.2023, до или после 19.12.2023: в упрощенном порядке в соответствии с частью 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ или в уведомительном порядке в соответствии со статьями 51.1 и частями 16 — 21 статьи 55 ГрК или статьей 16 Закона N 340-ФЗ.

В соответствии с частью 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ до 01.03.2026 допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, без представления соответствующих уведомлений.

Вместе с тем основным предметом проверки в соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, исходя из его содержания, является соответствие объекта капитального строительства виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), а указание на несоответствие градостроительному регламенту в пункте 22 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ также обусловлено видом разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, когда он был изменен в результате выбора без согласований и разрешений правообладателем указанных объектов недвижимости. Иными словами, в данном случае речь идет о таких характеристиках объекта капитального строительства, как его назначение и (или) вид разрешенного использования созданного (создаваемого) объекта недвижимости.

Изменения в градостроительном законодательстве 2023: что нужно знать застройщикам

Федеральный закон № 505-ФЗ от 30.12.2023 скорректировал редакцию Градостроительного кодекса (ГрК РФ). Новые правила коснулись подготовки проектов правил землепользования и застройки, выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. Изменения в градостроительном законодательстве 2023 вступили в силу с 1 января.

В случае если в границах особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения полностью расположен населенный пункт, проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории такого населенного пункта, находящейся в границах указанной особо охраняемой природной территории, подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.

  1. Нужно подтвердить, что объект капитального строительства соответствует техническим условиям. Соответствующие документы следует подписать у представителей организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии).
  2. Предоставить документы, подтверждающие передачу энергетикам приборов учета в квартирах и МКД.

Предметом согласования является соответствие градостроительного регламента, устанавливаемого применительно к территории указанного населенного пункта, режиму особой охраны, предусмотренному законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях, и положением об особо охраняемой природной территории. Согласование осуществляется в порядке, установленном правительством РФ.

Проект генерального плана нужно согласовать в части определения функциональных зон, в которых планируется разместить объекты федерального, регионального и местного значения муниципального района и (или) местоположения линейных объектов федерального, регионального и местного значения муниципального района, в том числе в случае установления границ населенных пунктов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий.

Вас может заинтересовать :  Проект Трехстороннего Соглашения На 20232023 По Мрот

Письмо Росреестра от 19 января 2023 г

для целей выполнения кадастровых работ и подготовки технического плана объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома, осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанные объекты до 01.03.2026 не требуется наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Законом № 404-ФЗ внесены изменения, не только продлевающие период применения части 12 статьи 70 Закона № 218-ФЗ до 01.03.2026, но и распространяющие их применение на жилые дома, возведенные (возводимые) на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или для ведения в границах населенного пункта личного подсобного хозяйства, если указанные здания соответствуют параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 ГрК РФ.

особенности государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома, установленные Законом № 404-ФЗ, могут применяться в отношении объектов недвижимости, созданных как до, так и после его вступления в силу, независимо от того, было или не было получено ранее разрешение на строительство такого объекта капитального строительства, направлено или не направлено уведомление о планируемом строительстве или реконструкции указанных объектов и какое уведомление уполномоченного органа получено в этом случае застройщиком;

при этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется.

При соблюдении установленных действующим законодательством условий положения части 12 статьи 70 Закона № 218-ФЗ в отношении жилого или садового дома, созданного на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, допускают осуществление как государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанный объект в случае его строительства (создания), так и осуществление государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав на указанные дома в случае их реконструкции.

Обзор изменений в законодательстве и нормотворческих инициатив в строительной отрасли за март 2023 года

В дополнение к письмам от 22 января 2023 г. N 1886-ИФ/09, от 30 января 2023 года N 3290-ИФ/09, от 12 февраля 2023 г. N 5363-ИФ/09, от 24 февраля 2023 г. N 6799-ИФ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2023 года, включая строительно-монтажные и пусконаладочные работы.

Сообщается, в частности, что индексы фактической инфляции применяются для учета инфляционных процессов от даты утверждения проектной документации (уровня цен утверждения проектной документации) до даты определения НМЦК, а индексы прогнозной инфляции соответственно применяются для учета инфляционных процессов от даты определения НМЦК на период исполнения контракта.

Предлагается установить новые основания для изменения существенных условий цены контракта, которые позволят заказчику изменить цену контрактов, заключенных на срок не менее одного года, без необходимости заключения нового контракта. В частности, к таким основаниям добавлены случаи, когда в период исполнения контракта произошло существенное изменение стоимости одной и более позиций ценообразующих строительных ресурсов, приведшее к изменению общей стоимости выполнения работ более чем на 5%, и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

4. Определено, в каком случае застройщик, технический заказчик, лицо, обеспечивающее или осуществляющее подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицо, ответственное за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечивают формирование и ведение информационной модели

Формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства обеспечиваются в случае, если договор о подготовке проектной документации для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, заключен после 1 января 2023 г., за исключением объектов капитального строительства, которые создаются в интересах обороны и безопасности государства.

Генеральный план меняет правовой режим только тех участков, в отношении которых установлен градостроительный регламент

На практике суды толкуют эту норму следующим образом: сносить существующее не нужно, новое строительство (смена разрешенного использование участка) запрещено. По сути применяются п.п. 8,9 ст. 36 ГрК РФ, согласно которым земельные участки, которые не соответствуют градостроительному регламенту, могут застраиваться (в том числе через реконструкцию существующих объектов капитального строительства) только путем приведения в соответствие с градостроительным регламентом. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства на них также может осуществляться только путем приведения в соответствие с градостроительным регламентом.

Судебная практика часто не видит разницы, идет речь об изменении документом территориального планирования градостроительного регламента или же о планировании в этом месте территории общего пользования. Во всех случаях, суды склонны говорить о запрете нового строительства.

Таким образом, в случае если генеральный план поселения реализован через Правила землепользования и застройки, и, например, территория индивидуальной застройки отнесена к зоне многоэтажной многоквартирной застройки, то должен быть запрет на строительство нового индивидуального дома, а даже на его реконструкцию, путем надстройки второго этажа, например.

Однако, в этом случае законодательство содержит все ответы. Во-первых, любое ограничение права собственности на землю должно быть прямо предусмотрено законом. И запрета на новое строительство в случае с территориями пользования законодательством не предусмотрено. Зато есть другие положения.

Территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Их границы отображаются красными линиями на проектах планировки территорий.

Истекающие сроки градостроительных планов и разрешений на строительство продлили на один год автоматически

автоматически на 1 год продлевается срок применения проекта планировки территории и ГПЗУ для целей проведения экспертизы проектной документации (в соответствии с п.5.2 ст.49 ГрК РФ при проведении экспертизы проектной документации осуществляется оценка соответствия проектной документации требованиям, действовавшим на дату выдачи ГПЗУ, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет), если указанный срок истекает в период с 06.04.2023 до 01.01.2023;

Людмила Степанова, юрист практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры», подчеркивает, что сроки действия разрешительной документации в сфере строительства автоматически продлены на год в рамках поддержки государством бизнеса в период пандемии.

Вас может заинтересовать :  Сколько надо ждать после подачи заявления в загс 2023

автоматически на 1 год продлевается срок использования информации, указанной в ГПЗУ, для целей получения разрешения на строительство, внесения изменений в разрешение на строительство (в соответствии с положениями ГрК РФ информация, указанная в ГПЗУ, может быть использована для указанных целей в течение трех лет со дня его выдачи), в случае если указанный срок истекает в период с 06.04.2023 до 01.01.2023.

Отметим, что приложение N 3 к постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2023 года N 440 предусматривает также и иные изменения, в т.ч. продление срока действия квалификационных аттестатов на право подготовки заключений экспертизы проектной документации, экспертизы результатов инженерных изысканий, электронную форму аттестации, переаттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий до 01.01.2023.

14_4) снос объекта капитального строительства — ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей;

12) территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт дополнен со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ — см. предыдущую редакцию);

21) парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка;

14_2) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт дополнительно включен с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 215-ФЗ);

10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);

Градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий

Последнее изменение от 08.12.2023 № 416-ФЗ корректирует часть 6 статьи 49 Градостроительного кодекса: после слов «в границах водоохранных зон на территориях портов,» дополнить словами «проектной документации специализированных хранилищ агрохимикатов, если такие хранилища планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос,«.

– государственный регистратор не вправе определять величину отклонения площади построенного объекта, указанной в техническом плане, от первоначально запланированной площади объекта, исходя из проектной документации. Величина отклонения теперь определяется путем сравнения технического плана только с разрешением на строительство.

Законом определяется, что рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации, при этом подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно. Законом определяется перечень случаев, при которых изменения в рабочую документацию могут вноситься без синхронных изменений в проектную документацию. Согласно новым правилам указанные изменения рабочей документации с момента их утверждения застройщиком, техническим заказчиком признаются частью проектной документации.

Основными нововведениями принятого Федерального закона являются закрепление в Градостроительном кодексе Российской Федерации исчерпывающего перечня мероприятий, необходимых для реализации проектов по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, а также нормативное определение понятия «рабочая документация», оформление правового статуса рабочей документации. В данной части были учтены предложения НОСТРОЙ, который принимал активное участие в рассмотрении проекта Федерального закона. В частности, проект рассматривался Экспертным советом НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере.

Введение типового проектирования в целом положительно отразится на процессе реализации объектов строительства, позволит существенно сократить сроки разработки проектной документации и прохождения экспертизы за счет применения типовых проектных решений.

Вместе с тем, по мнению НОСТРОЙ, при дальнейшем совершенствовании института типового проектирования целесообразно предусмотреть нормы, регулирующие порядок внесения изменений в типовую проектную документацию в случае изменения обязательных требований в период между экспертизой проектной документации и, соответственно, её внесением в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации до её повторного использования.

Изменения Градостроительного Кодекса с г

  1. Часть 7 статьи 49 ГрК РФ дополняется положением о том, что в случаях и порядке, определенных Правительством Российской Федерации, по заявлению застройщика или технического заказчика срок проведения экспертизы может быть продлен еще не более чем на тридцать рабочих дней.
  1. В части осуществления строительства (реконструкции) объектов капитального строительства (статья 52 ГрК РФ) вносятся изменения в части применения рабочей документации.

Рабочая документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, их частей. Рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации. Подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно.

А в случае внесения в рабочую документацию изменений, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5 части 3 8 статьи 49 ГрК РФ, приведение в соответствие с такими изменениями проектной документации не требуется при условии, что такие изменения в рабочую документацию утверждены застройщиком, техническим заказчиком в соответствии с частью 15 статьи 48 ГрК РФ. В этом случае утвержденные застройщиком, техническим заказчиком изменения в рабочую документацию признаются частью проектной документации.

  1. Изменено название ЗОС в части 16 статьи 54 и пункте 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ: заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ требованиям проектной документации (в том числе, с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 ГрК РФ частью такой проектной документации).
  1. Часть 6.2 статьи 55 ГрК РФ дополняется следующим положением:
Вас может заинтересовать :  Косгу шиномонтаж расшифровка в 2023 году для бюджетных учреждений

Различие данных об указанной в техническом плане протяженности линейного объекта не более чем на пять процентов по отношению к данным о его протяженности, указанным в проектной документации и (или) разрешении на строительство, не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

С 2023 года все регионы должны обеспечить возможность проведения онлайн-голосований по благоустройству

Прежде всего, они касаются правил предоставления субсидий. Так, была изменена формула их расчета — с 2023 года будет применяться коэффициент, учитывающий среднее значение Индекса качества городской среды, число городов с благоприятной средой от общего числа городов в конкретном субъекте. При предоставлении субсидий будет учитываться наличие адресного перечня территорий на благоустройство.

В этом году были внесены изменения в правила проведения Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Помимо корректировки категорий и подгрупп были перенесены сроки подведения итогов конкурса — с 1 марта на 1 сентября. Подать конкурсную заявку стало возможным до 1 июня года проведения конкурса. Планируется, что срок реализации проектов будет сокращен до одного года — все работы на проектах-победителей должны быть завершены до 31 декабря года, следующего за конкурсом.

«Еще одно важное нововведение, касающееся формирования городской среды, — это электронные формы вовлечения граждан в вопросы благоустройства. К 2030 году 30% граждан в возрасте от 14 лет должны принимать участие в вопросах благоустройства своих городов. Чтобы охватить и учесть мнение максимального числа жителей, следует использовать наиболее удобные для них формы связи. Поэтому с нового года все регионы должны предусмотреть возможность проведения голосования по отбору территорий в онлайн-формате. Для этого необходимо дополнить нормативные акты на региональном уровне», — заключил Максим Егоров.

  • однократное изменение вида разрешенного использования, установленного градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, без изменения ранее установленных предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и (или)
  • однократное изменение одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на 10%.

Положительным моментом, на мой взгляд, является то, что указанные правки снимают излишние административные барьеры для землепользователей, упрощают прохождение процедур.

  • планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон, на территории портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов ФСБ России;
  • предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электростанций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше.

Кроме того, изменения затронули порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки, установленный ст. 33 ГрК. К случаям, не требующим проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, опубликования сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила застройки и землепользования, а также подготовки заключения комиссии, теперь также относятся:

Законом № 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленным на совершенствование законодательства в сфере организации деятельности заправочных станций для маломерных судов, разрешены строительство, реконструкция и эксплуатация автозаправочных станций и складов горюче-смазочных материалов в границах водоохранных зон.

  • введена новая глава 5.1 «Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий и порядок их осуществления»;
  • обязательным приложением к решению о развитии застроенной территории стали сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание их местоположения, перечень координат характерных точек в системе координат, установленных для ведения ЕГРН (ч. 6 ст. 46.1);
  • конкретизированы условия, при которых правообладатель земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости, не являющийся их собственником, может участвовать в комплексном развитии территории по своей инициативе (ст. 46.9);
  • внесены положения о комплексном развитии территорий по инициативе органов местного самоуправления (ст. 46.10).

Градостроительный кодекс РФ 2023, 2023

Градостроительный кодекс Российской Федерации – включает в себя нормы и правила, регулирующие вопросы градостроительной деятельности, территориального планирования, архитектурно-строительного проектирования, а также капремонта и реконструкции объектов капстроительства. Новый Градостроительный кодекс, принятый взамен устаревшего кодекса 1998 года определяет основные принципы законодательства в области градостроительной деятельности, сохранения объектов культурного наследия и создание благоприятных условий жизни.

Кодексом установлена ответственность за нарушение градостроительного законодательства и определены его особенности для городов федерального значения: Москва и Санкт-Петербург. Градостроительный кодекс РФ обеспечивает устойчивое развитие территорий посредством территориального планирования с учётом экономических, социальных и экологических факторов. В Градостроительном кодексе представлены условия для соблюдения всех инженерно-технических требований, требований безопасности, требований Гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций технического и природного характера.

Градостроительный кодекс устанавливает правила возмещения вреда, причинённого в результате нарушений законодательства как физическими, так и юридическими лицами. В новый градостроительный кодекс введена статья о саморегулировании инженерных изысканий, строительства, архитектурно-строительного проектирования, реконструкции и капремонта.

  • муниципальных и государственных служащих, занимающихся планированием развития территории, а также контролем проектирования, строительства и эксплуатации зданий;
  • организации, занимающиеся проектированием, строительством, сносом объектов и документами для обеспечения этих видов деятельности;
  • организации, обеспечивающие функционирование зданий;
  • людей, занимающихся индивидуальным домостроением.
  • увеличивать или уменьшать количество этажей;
  • обустроить или убрать антресольный этаж;
  • превратить чердачное помещение в мансарду;
  • возвести пристройку к нежилому зданию;
  • провести усиление конструкций;
  • установить новую систему коммуникаций.

1. Схемы территориального планирования Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такие схемы, утверждаются Правительством Российской Федерации, за исключением схем территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства. (в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

1_1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (часть дополнительно включена с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ).

2. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.