Кто должен благоустроить территорию около государственного магазина

Определением от 12.03.2023 Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ оставила в силе решение Арбитражного суда Брянской области, которым были признаны не соответствующими законодательству Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Брянска в части, возлагающей на юридических лиц обязанность соблюдать и поддерживать порядок на территориях, прилегающих к принадлежащим им на праве собственности или аренды объектам недвижимости.

Обладание имуществом на праве собственности означает не только наличие прав по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом. Собственники зданий, строений, сооружений и других объектов, как правило, сталкиваются с проблемой содержания и самого объекта, и прилегающей к нему территории.

Организации и предприниматели, не согласные с таким порядком, предпринимали попытки судебного обжалования муниципальных правовых актов в сфере благоустройства, возлагающих на них обязанности по уборке прилегающей к их объектам территории, и такие попытки оказывались успешными [2] . В марте этого года владельцев недвижимости поддержал Верховный Суд РФ.

В большинстве случаев субъекты предпринимательской деятельности осуществляют благоустройство, уборку и содержание прилегающей к принадлежащим им объектам территории по доброй воле и собственной инициативе. Однако нередко обязанность содержать прилегающую территорию вменяется собственникам путем властного предписания органов местного самоуправления, закрепленного в соответствующих муниципальных правовых актах. Более того, за ненадлежащее исполнение обязанностей по благоустройству прилегающей территории владельцы недвижимости привлекаются к административной ответственности на основании законов, изданных субъектами Российской Федерации.

Верховный Суд, в частности, отметил, что обязанность осуществлять содержание прилегающей территории может быть возложена на собственников, владельцев, пользователей земельных участков и объектов недвижи мости либо на основании федерального закона, либо на основании договора, но не на основании решения органа местного самоуправления . Федеральное законодательство, в свою очередь, такой обязанности не предусматривает [3] .

Стоимость ручной уборки снега в зимнее время стартует от 500 рублей. Точная цена зависит от объема предстоящих работ.

  • Летний период: подметание территории, сухая уборка или полив асфальта, обслуживание газонов, вывоз урн, чистка водостоков от листвы и пр. Минимальная стоимость комплексной уборки в летнее время – 30 рублей за квадратный метр.
  • Вывоз мусора. Эта услуга оплачивается отдельно.
  • Если владелец магазина будет игнорировать уборку территории, это приведет к антисанитарии. Мусор – благодатная среда для размножения насекомых и грызунов, которые быстро заселят не только уличные урны и мусорные контейнера, но и расширят свой ореол обитания на коммерческие помещения.

    Дворник, обслуживающий данную территорию, не обязан выполнять работу по очищению площадей, принадлежащих магазину. Поэтому позаботиться о чистоте придется хозяину коммерческого предприятия. Эти правила распространяются на отдельно стоящие постройки.

    1. Рядом с магазином не должны формироваться свалки, предприятия по переработке кожи, костей и иные места с массовым скоплением выплода мух.
    2. Уборка двора осуществляется ежедневно. В теплое время года необходимо поливать растения и газоны.
    3. В зимнее время участки, покрытые уплотненным снегом или льдом, очищаются специальной техникой, либо вручную. Образовавший скол недопустимо оставлять на территории, его сразу собирают и вывозят к местам складирования. Возможно складирование снега на газонах, а также на территориях, свободных от насаждений.
    4. Уборку рекомендуется выполнять рано утром или поздно вечером, когда поток пешеходов незначительный.
    5. Мойку тротуаров осуществляют со шлангов, по направлению от зданий в сторону проезжей части.
    6. Весной работники выполняют помывку и расчистку канавок для оттока талых вод. В этот же период необходимо обеспечить сгон воды к люкам и колодцам, которые входят в систему ливневки.
    7. После окончания таяния снега работник собирает мусор и доставляет его к местам складирования.
    8. Урны выносятся и промываются ежедневно. Для их дезинфекции используется раствор хлорной извести концентрацией 5%.
    9. Каждый день очищают от грязи и пыли решетки и коврики для чистки обуви. Они должны располагаться перед входом в магазин. Недопустима их обработка в коридорах или на лестницах, ведущих в торговую точку.
    10. В течение дня работники осуществляют патрульную уборку территории магазина.

    Если объект расположен на первом этаже многоквартирного дома, то его владелец не является единственным ответственным лицом, обязанным поддерживать порядок. В этом ему должны помогать работники управляющей компании, к которой относится жилое здание. Более того, владелец торговой точки не обязан ежедневно контролировать чистоту территории. Это входит в компетенцию районной администрации.

    • деятельность по развитию территорий, осуществляемая, среди прочего, в виде благоустройства территорий, является градостроительной деятельностью;
    • а благоустройство территорий – это деятельность, в том числе, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, их прилегающих территорий;
    • при этом новая (с 28 июня 2023 года) редакция Градостроительного кодекса предусматривает обязанность лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения, сооружения (кроме МКД, под которыми не образованы земельные участки, или образованы по границам дома), принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования;
    • одновременно п. 13 ст. 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (тоже в редакции от 28 июня 2023 года) устанавливает, что местные правила благоустройства вправе регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий;
    • наконец, согласно п. 37 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ прилегающая территория – это та территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку, и границы которой определены муниципальными Правилами благоустройства.

    Одна из управляющих МКД организаций сочла, что муниципалитет незаконно возлагает на нее – как на лицо, ответственное за содержание МКД, – обязанность содержать «чужую» территорию, не входящую в общее имущество собственников. И попыталась признать спорные положения недействующими с момента издания.

    Лицо, ответственное за эксплуатацию здания, должно участвовать, в том числе деньгами, в содержании прилегающих территорий общего пользования, а размер этих прилегающих территорий определяется муниципальными правилами благоустройства. На это обратил внимание Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая дело об оспаривании некоторых положений городских Правил благоустройства (Определение ВС РФ от 5 июля 2023 г. № 2-АПА19-5).

    Спорные Правила требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Владельцам разных объектов «досталось» по-разному: например, для ларьков такая территория определялась в 10 м по периметру, для рекламных конструкций – 5 м, а для МКД – аж целых 15 метров по периметру от границ земельного участка, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства, но не более 15 метров от границ МКД.

    Напомним, что еще год назад подобные нормы муниципальных правил благоустройства признавались недействительными чуть ли не в массовом порядке, потому что противоречили ст. 210 Гражданского кодекса о том, что собственник несет бремя содержания лишь принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (определение ВС РФ от 17 апреля 2023 г. № 50-КГ18-6 и определение ВС РФ от 17 апреля 2023 г. № 50-КГ18-7, определение ВС РФ от 20 декабря 2023 г. № 56-АПГ17-21, определение ВС РФ от 3 октября 2023 г. № 47-АПГ18-4).

    Частный магазин ткани/одежда, вход на торце жилой пятиэтажки, крыльцо, пешеходный тротуар выложен брусчаткой в соответствии с планом, далее газон идущий вдоль всей улицы. Местная администрация требует вывезти снег с этого газона! Если провести линии границы моей части фасада здания, на газоне моих (моих ли?) только три метра! Выписывают штраф. Вот вопрос: как определяется граница ответственности за прилегающую территорию, кто должен вывозить снег с газона? Спасибо!

    2.1) принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке;

    Вас может заинтересовать :  Как оформить дарение квартиры маме

    Если собственник земельного участка — администрация, то она в соответствии ст ст. 210 ГК РФ и обязана асфальтировать! Но! худой мир лучше доброй войны! Коль скоро администрация является собственником, то она вправе оборудовать на земельном участке пешеходную зону и газон! Так что подумайте, что вам затратнее! В идеале бы конечно лучше размежевать участок и взять его в аренду.

    В городе небольшой земельный участок в собственности, на нем магазин (небольшой), в собственности. Вопрос: Можно ли помещение магазина перевести в жилой дом? Рядом около магазина есть земля. На ней можно ли построить, что Я хочу или только пристройка-к-магазину? Вся эта земля один участок (имеет 1 юридический адрес).

    Территорию должен содержать собственник в силу ст. 210 ГК РФ. Поэтому если это территория города, то делать это должна администрация. А не перекладывать на вас без оснований. Требования незаконны. Они были бы законными, в том случае если бы границы Вашего участка были определены.

    ПРИМЕР 3. Муниципальные правила благоустройства требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Для ларьков такая территория определялась в 10 м, для рекламных конструкций — в 5 м, а для МКД — в 15 м по периметру от границ земельного участка, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Одна из управляющих МКД организаций сочла, что муниципалитет незаконно возлагает на нее как на лицо, ответственное за содержание МКД, обязанность содержать территорию, не входящую в общее имущество собственников. Организация попыталась оспорить положения правил благоустройства в суде.

    Судьи согласились с прокурором. Из правил благоустройства следует, что прилегающая территория — это территория общего пользования. Земли общего пользования — это земли, не предоставленные в собственность или пользование физическим и юридическим лицам. Такие земли находятся в собственности муниципального образования (ст. 16–19 ЗК). Статья 210 ГК дает собственнику возможность перенести бремя содержания имущества на других лиц полностью или частично. Но это допустимо лишь в случаях, указанных в законе или договоре.

    Муниципальные правила благоустройства, которые обязывают правообладателей жилых и нежилых помещений убирать прилегающую территорию, суды признавали недействующими как по искам самих собственников, так и по прокурорским искам в защиту прав неопределенного круга лиц.

    Областной, а затем и Верховный суд отказали в административном иске. Суд указал, что благоустройство территорий — деятельность в том числе по содержанию расположенных на них объектов, а также прилегающих к ним территорий. Градостроительный кодекс в редакции Закона № 463-ФЗ предусматривает обязанность лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения или сооружения, принимать участие в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются муниципальными правилами благоустройства. Этими правилами муниципалитеты вправе регулировать вопросы участия в содержании прилегающих территорий собственников и владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (п. 13 ч. 2 ст. 45.1 Закона № 131-ФЗ). Основания для признания недействующими норм муниципальных правил благоустройства могут быть только процедурными. В рассмотренном случае порядок принятия этих правил нарушен не был (определение Верховного суда от 05.07.2023 № 2-АПА19-5).

    Если земельный участок, на котором расположен МКД, сформирован и поставлен на кадастровый учет, он принадлежит собственникам помещений в доме и относится к их общему имуществу. Такой участок обязаны содержать собственники помещений в МКД. Если земельный участок под домом не сформирован и на учет его не поставили, он находится в собственности муниципального образования. Территорию вокруг дома в этом случае должен содержать муниципалитет. Такие выводы суды делали из статьи 210 ГК. Муниципальные правила благоустройства, которые противоречили этой норме, судьи признавали недействительными.

    Следующий шаг для формирования комфортной дворовой территории – обустройство парковок. Минстрой РФ рекомендует организовать плоскостную парковку для жильцов дома и линейные – для гостей. Количество парковочных мест рекомендуется обсуждать вместе с собственниками. Обязательно необходимо предусмотреть парковочные места для инвалидов.

    Предлагаем изучить, какие принципы благоустройства дворовой территории выделяет Минстрой РФ. Прежде всего ведомство отмечает, что все дворы России объединяет ряд проблем:

    • нет чётких границ между общегородской территорией и двором,
    • не хватает парковочных мест,
    • не настроено освещение,
    • не развита инфраструктура для разных групп пользователей,
    • не предусмотрены площадки для выгула домашних животных,
    • климатический дискомфорт.

    Разумеется, перечисленное выше не означает, что вся ответственность ложится на плечи управляющих организаций. Над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ» работает коллектив из муниципальных властей, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и ЖК и жильцов.

    В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФуправляющая организация по договору управления обязуется:

    • выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД,
    • создавать благоприятные и безопасные условия для проживания граждан,
    • предоставлять КУ потребителям в МКД,
    • производить работы и оказывать услуги по содержанию и ремонту ОИ в МКД.

    Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества, утверждённых ПП РФ N 491, управляющая организация в том числе:

    • убирает и проводит санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, земельного участка, который входит в состав ОИ,
    • собирает и вывозит ТКО и ТБО,
    • ухаживает за элементами озеленения и благоустройства, объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД.

    Обязать Вас не могут. Но (чтобы не было препятствий со стороны муниципалитета, который действительно как собственник может заблокировать для Вас использование прилегающей территории) Вам действительно стоит рассмотреть вопрос о закреплении (получении разрешения на пользование) за Вами указанного участка в целях его благоустройства и т.д.

    Выводы судов о недопустимости возложения на кого-либо в одностороннем порядке обязанности по содержанию земель общего пользования логичны — ведь это земля муниципальная и именно муниципалитет несет бремя ее содержания. Возникает ситуация, когда землепользователь нуждается в некоем прилегающем участке, а администрация (собственник) заинтересована в содержании этого участка. Новые методические рекомендации по правилам благоустройства от Минстроя РФ учитывают эти замечания и рекомендуют (на основании закона уже субъекта РФ — в Вашем случае Московской области) закреплять территории для уборки\благоустройства по согласованию с физическими\юридическими лицами.

    Статья 3. Лица, обязанные организовывать и/или производить работы по уборке и содержанию территорий и иных объектов, расположенных на территории Московской области
    1. Обязанности по организации и/или производству работ по уборке и содержанию территорий и иных объектов возлагаются:
    1) по уборке и содержанию мест производства земляных, строительных, дорожно-ремонтных работ, работ по ремонту инженерных сетей и коммуникаций, фасадов и иных элементов строений, зданий и сооружений, установки средств размещения информации, рекламных конструкций, а также прилегающей территории на расстоянии не менее 5 метров — на заказчиков и производителей работ;
    2) по содержанию строений, зданий, сооружений и объектов инфраструктуры — на собственников, владельцев, пользователей указанных объектов, а по бесхозяйным объектам — на собственников, владельцев, пользователей земельных участков;
    3) по уборке и содержанию мест временной уличной торговли, территорий, прилегающих к объектам торговли (торговые павильоны, торговые комплексы, палатки, киоски, тонары и т.п.) на расстоянии не менее 5 метров, — на собственников, владельцев или пользователей объектов торговли;
    4) по уборке и содержанию неиспользуемых и неосваиваемых территорий, территорий после сноса строений — на собственников, владельцев, пользователей данной территории, организации, выполняющие работы по сносу строений;
    5) по уборке и содержанию территории въездов и выездов автозаправочных станций, станций технического обслуживания, мест мойки автотранспорта, автозаправочных комплексов, рынков, торговых и развлекательных центров и прилегающих к ним территорий на расстоянии не менее 5 метров и туалетных кабин, расположенных на этих объектах — на собственников, владельцев или пользователей указанных объектов;
    6) по уборке и содержанию территорий хозяйствующих субъектов и прилегающей территории на расстоянии не менее 5 метров — на хозяйствующий субъект, в собственности, владении или пользовании которого находится указанная территория;
    7) по уборке и содержанию водных объектов в зонах отдыха и прилегающих к ним территорий — на хозяйствующие субъекты, за которыми закреплены зоны отдыха;
    8) по уборке и содержанию территории частного домовладения и прилегающей территории со стороны дорог, улиц (переулков, проходов, проездов) на расстоянии не менее 5 м — на собственника соответствующего частного домовладения;
    9) по содержанию зеленых насаждений, расположенных в пределах полосы отвода автомобильных и железных дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов — на собственников, владельцев автомобильных и железных дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов.

    В собственности находится магазин. Помещение магазина является пристройкой к жилому дому. На прилегающей территории магазина оборудована парковка для посетителей, а также пешеходная зона и небольшие зеленые насаждения. Данная территория является территорией общего пользования. Местная администрация требует чтобы мы провели ремонт этой территории (асфальтирование). В противном случае грозится оборудовать на этом месте пешеходную зону и засеять газоном.

    Вас может заинтересовать :  Пособие за 3 ребенка в чувашской республике.

    В соответствии с ранее существовавшими методическими рекомендациями по разработке правил благоустройства обязанность по содержанию в надлежащем состоянии т.н. прилегающих территорий лежала на собственниках\пользователях соответствующих смежных участков. Впоследствии эти рекомендации были отменены (спор ЗАО «Тандер» против г. Брянска).

    21.2. Границы прилегающей территории к зданию, строению, сооружению, земельному участку рекомендуется устанавливать дифференцированно исходя из площади, расположения, вида разрешенного использования и функционального назначения здания, строения, сооружения, земельного участка или их групп, а также их площади и протяженности границы, а также требований, установленных законом субъекта Российской Федерации.

    14.2. В рамках решения задачи обеспечения качества городской среды при создании и благоустройстве МАФ рекомендуется учитывать принципы функционального разнообразия, комфортной среды для общения, обеспечения разнообразия визуального облика благоустраиваемой территории, создания условий для различных видов социальной активности и коммуникаций между людьми, применения экологичных материалов, создания условий для ведения здорового образа жизни всех категорий населения.

    7.5. Входные группы зданий жилого и общественного назначения (участки входов в здания) рекомендуется оборудовать осветительным оборудованием, навесом (козырьком), элементами сопряжения поверхностей, устройствами и приспособлениями для перемещения инвалидов и других МГН (пандусами, перилами и другими устройствами с учетом особенностей и потребностей МГН).

    12.7. Площадки рекомендуется изолировать от транзитного пешеходного движения. Не рекомендуется организовывать подходы к площадкам с проездов и улиц. В условиях существующей застройки на проездах и улицах, с которых осуществляется подход площадкам, рекомендуется устанавливать искусственные неровности, предназначенные для принудительного снижения скорости водителями.

    ж) использование цвето-графического оформления ограждений согласно цветовым решениям, предусмотренным дизайн-кодом населенного пункта (при его наличии), с учетом рекомендуемых натуральных цветов материалов (камень, металл, дерево и подобные), иных нейтральных цветов.

    О пределах обязанности по благоустройству и содержанию прилегающей территории // Обзор дела № А75-5671/2023

    Требование мотивировано наличием в собственности соответчиков торгового центра и наличием в силу требований правил благоустройства городского поселения у собственников здания обязанности участвовать в благоустройстве территории, прилегающей к территории торгового центра.

    Ответчики указали об отсутствии у них обязанности выполнять работы по благоустройству прилегающей территории, о неопределенности предмета иска, отсутствии в правилах благоустройства городского поселения порядка привлечения собственников к содержанию прилегающих территорий.

    В соответствии со статьей 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

    Согласно пункта 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 No 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Правилах благоустройства территории муниципального образования, кроме прочего, должны предусматриваться порядок содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями, а так же порядок участия, в том числе финансового, с обственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий.

    Под прилегающей территорией в силу пункта 37 статьи 1 ГрК РФ следует понимать территорию общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

    Благоустройство территории для коммерческих объектов

    Благоустройство территории для коммерческих объектов требует специализированного подхода. Оно выполняется в первую очередь с практическими целями, чтобы обеспечить комфортное и безопасное использование и самой территории, и расположенных на ней объектов. Декоративная составляющая также имеет большое значение. И в условиях городской застройки, и за ее пределами благоустройство специалистами строительной компанией «Олимпия» выполняется так, чтобы сформировать эстетичный облик объекта, гарантировать сохранность и защиту окружающей среды, максимально повысить комфорт эксплуатации.

    Инженерные работы. Предполагают прокладку необходимых коммуникаций, обустройство дренажа, ливневой канализации и т.п. Стоки ливневой канализации промышленных, производственных и других коммерческих предприятий могут сбрасываться в централизованную систему или водоемы только после предварительной очистки. При прокладке вспомогательных коммуникаций (электромонтаж для подключения уличного освещения, систем безопасности, водопроводные линии для систем автополива, фонтанных групп и т.п.) подключение и порядок работ согласовываются с ресурсоснабжающими организациями.

    Декоративная составляющая. Должна органично вписываться в оформление всего комплекса, дополнять и развивать функциональность территории. Для декора обустраивают клумбы и цветники, сажают декоративные кустарники и деревья, используют малые архитектурные формы и т.п. При размещении в черте городской застройки ландшафтный дизайн-проект согласовывается отдельно и должен соответствовать требованиям комитета по архитектуре и градостроительству.

    Озеленение. Выполняется в первую очередь с практическими целями. Так, газон защищает грунт от выдувания, помогает сохранять территорию чистой. Большое количество зеленых насаждений улучшает экологическую обстановку, снижает нагрузку на окружающую среду. В отдельных случаях по периметру прилегающего к коммерческому объекту участка могут сажать шумо- и пылезащитные полосы из деревьев. Они могут защищать как саму территорию, если она расположена рядом с трассой с интенсивным движением, так и прилегающие районы, если предприятие является источником загрязнения воздуха.

    Обустройство подъездных путей и парковок. Выполняется в соответствии с предполагаемой нагрузкой на дорожное покрытие. Если она является средней и предполагается проезд в основном легкового транспорта, допускается мощение плиткой. При высокой нагрузке, использовании проездов и парковок для тяжелого грузового транспорта рекомендуется асфальтирование. В ходе обустройства парковок и подъездных путей дополнительно предусматривают линейные водоотводы по их краям, необходимую разметку, разграничение проезжей части и тротуаров бордюрным камнем и т.п.

    Определением от 12.03.2023 Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ оставила в силе решение Арбитражного суда Брянской области, которым были признаны не соответствующими законодательству Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Брянска в части, возлагающей на юридических лиц обязанность соблюдать и поддерживать порядок на территориях, прилегающих к принадлежащим им на праве собственности или аренды объектам недвижимости.

    Определение правил благоустройства территории, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий и т.п. законодательство относит к вопросам местного значения [1] . Исходя из этого, принимая местные правила благоустройства, органы местного самоуправления нередко предусматривают в них обязанность владельцев недвижимости (а зачастую и нестационарных объектов) осуществлять содержание, уборку и благоустройство прилегающей к ней территории.

    Верховный Суд, в частности, отметил, что обязанность осуществлять содержание прилегающей территории может быть возложена на собственников, владельцев, пользователей земельных участков и объектов недвижи мости либо на основании федерального закона, либо на основании договора, но не на основании решения органа местного самоуправления . Федеральное законодательство, в свою очередь, такой обязанности не предусматривает [3] .

    Вас может заинтересовать :  До Скольки Продают Алкоголь В Питере 2023

    В большинстве случаев субъекты предпринимательской деятельности осуществляют благоустройство, уборку и содержание прилегающей к принадлежащим им объектам территории по доброй воле и собственной инициативе. Однако нередко обязанность содержать прилегающую территорию вменяется собственникам путем властного предписания органов местного самоуправления, закрепленного в соответствующих муниципальных правовых актах. Более того, за ненадлежащее исполнение обязанностей по благоустройству прилегающей территории владельцы недвижимости привлекаются к административной ответственности на основании законов, изданных субъектами Российской Федерации.

    Обладание имуществом на праве собственности означает не только наличие прав по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом. Собственники зданий, строений, сооружений и других объектов, как правило, сталкиваются с проблемой содержания и самого объекта, и прилегающей к нему территории.

    Письмо; Минстроя России от N 7778-МЕ/06; О мероприятиях в рамках федерального проекта; Формирование комфортной городской среды

    При этом расходные обязательства субъекта Российской Федерации по предоставлению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий в соответствии с дополнительным перечнем работ по благоустройству софинансируются из федерального бюджета:

    В соответствии с пунктом г) пункта 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды — приложение N 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2023 г. N 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее — Правила N 1710), правила предоставления и распределения субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, включаемые в государственную программу, должны предусматривать в том числе перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий, в целях софинансирования которых бюджету субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии из федерального бюджета, в случае принятия субъектом Российской Федерации решения об установлении такого перечня.

    Таким образом, введена предельная дата контрактования для мероприятий текущего года, продление предельной даты возможно только в случае, если были решения Федеральной антимонопольной службы об отмене торгов: до 1 июля — для общественных территорий, до 1 мая — для дворовых территорий.

    В 2023 году голосование по отбору общественных территорий, благоустройство которых должно быть осуществлено в 2023 году, должно быть проведено в период с 1 января 2023 по 1 марта 2023 г. В 2023 году голосование по отбору общественных территорий может быть проведено в любую дату в период с 1 марта 2023 г. по 1 марта 2023 г. В 2023 — 2024 сроки проведения голосования по отбору общественных территорий по принципу 2023 года.

    Согласно пунктам 3, 4 статьи 17.3 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

    Что понимается под благоустройством территории

    Прежде чем перейти непосредственно к вопросам учета названных расходов, определимся с понятием «благоустройство территории». Согласно п. 36 ст. 1 ГрК РФ это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная:

    • на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан;
    • поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории;
    • содержание территории населенных пунктов и расположенных на ней объектов (включая территории общего пользования), земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

    Методические рекомендации по подготовке соответствующих правил на муниципальном уровне утверждены Приказом Минстроя России от 13.04.2023 N 711/пр. В этом документе приводится перечень объектов и элементов благоустройства, раскрываются основные принципы, подходы, качественные характеристики и показатели, рекомендуемые к применению.

    • детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга;
    • площадки для выгула и дрессировки собак;
    • площадки автостоянок;
    • улицы (в том числе пешеходные) и дороги;
    • парки, скверы, иные зеленые зоны;
    • площади, набережные и другие территории;
    • технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны;
    • контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.

    В соответствии с п. 3.12, 3.2 СП 82.13330.2023 объектами благоустройства являются территории различного функционального назначения, на которых проводятся мероприятия по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.

    Компания «СКИФ ПРО» оказывает профессиональные услуги по разработке проектов благоустройства придомовой территории, в том числе с установкой детских площадок. Для клиентов компании создан сервис по разработке дизайн-проектов игровых и спортивных площадок для разных возрастных категорий детей.

    Исходя из пожеланий заказчика, утвержденного перечня работ по благоустройству, на основе имеющейся сметы менеджеры компании предложат варианты обустройства детской площадки. Причем при помощи программы 3D моделирования можно «увидеть» будущую площадку еще на этапе разработки и корректировать варианты размещения оборудования. Визуализация проекта позволит заранее предусмотреть разнообразные функциональные зоны, их комплектацию оборудованием.

    • Протокол общего собрания жильцов с рассмотрением вопросов о включении двора в программу, согласованный перечень минимальных и дополнительных работ, источниках финансирования (или рабочего участия жильцов) в дополнительных мероприятиях;
    • Решение о создании инициативной группы жильцов и выборах полномочного представителя коллектива граждан, проживающих в данном дворе;
    • Фотографии существующих объектов инфраструктуры на придомовой территории (с целью подтверждения необходимости их ремонта, демонтажа, проведения работ по благоустройству);
    • Копия паспорта из кадастра на земельный участок дома (домов);
    • Копия технического паспорта дома (домов);
    • Справка управляющей организации с указанным сроком введения сооружения в эксплуатацию

    Проект разрабатывался как составная часть государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Он утвержден Постановлением Кабинета Министров Российской Федерации от 30.12.2023 (№1710).

    Заявление на участие в программе подается от имени жильцов многоквартирного дома (домов), подписывается уполномоченным представителем, выбранным на общем собрании. В заявлении необходимо указать очередность выполнения мероприятий по благоустройству территории с просьбой рассмотреть данный перечень на заседании соответствующей комиссии администрации населенного пункта.

    «37) прилегающая территория — территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;».

    3.6.2. Внешняя часть границ прилегающей территории для многоквартирных домов определяется в пределах 15 метров по периметру от границ земельного участка, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства, но не более 15 метров от границ дома.

    Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

    б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

    выгодно взять на баланс ОМС ПТ и миллионы под содержание получить, и благоустройство, что и делается на практике, без учета (без установления границ ЗУ и внесения в кадастр) этих ПТ,как объектов, оперируя в тендерной документации словами»вблизи» дома №. это в условиях круглой земли