Кто входит в отдельные категории граждан какой закон

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

Постановление Правительства РФ от 5 июля 2013 г

б) работнику запрещается получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Запрет не распространяется на случаи получения работником подарков в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками, с другими официальными мероприятиями и иные случаи, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, определяющими особенности правового положения и специфику трудовой деятельности работника;

входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

уведомлять работодателя в порядке, определенном работодателем в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, как только ему станет об этом известно;

представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

4. Установить, что работники, замещающие должности руководителей, главных бухгалтеров и должности, связанные с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий, в федеральных государственных учреждениях или в федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях), созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и граждане, претендующие на замещение таких должностей, не могут осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего учреждения или предприятия, замещающим одну из указанных должностей, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Категории граждан, которым в соответствии с областным законом от 24 сентября 2012 года № 536-33-ОЗ «О бесплатной юридической помощи, правовом информировании и правовом просвещении в Архангельской области» оказывается бесплатная юридическая помощь государственным юридическим бюро Архангельской области:

  1. Граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Архангельской области, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума.
  2. Инвалиды I и II группы.
  3. Ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации.
  4. Дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей.
  5. Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью.
  6. Усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей.
  7. Многодетные семьи, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов своих несовершеннолетних детей (рожденных, усыновленных), предоставлением мер социальной поддержки таким семьям, при условии, что размер среднедушевого дохода многодетной семьи не превышает полуторную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную постановлением Правительства Архангельской области;
  8. Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме.
  9. Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве).
  10. Граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерацииот 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
  11. Граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан.
  12. Граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации.
  13. Граждане, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации.
  14. Граждане, желающие подать или подавшие сообщение о фактах коррупции, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с составлением и подачей таких сообщений.
  15. Граждане, законные права и интересы которых нарушены в связи с тем, что они подали или желают подать сообщение о факте коррупции, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с защитой от таких нарушений.
  16. Граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, включенные в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в соответствии с областным законом от 02 июля 2012 года № 522-32-ОЗ «Об организации деятельности в сфере защиты прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, на территории Архангельской области»;
  17. Граждане предпенсионного возраста, под которым понимается предшествующий назначению пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации возрастной период продолжительностью до пяти лет, признанные в установленном порядке безработными;
  18. Иные категории граждан, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим законом. В настоящее время исчерпывающий перечень таких категорий граждан не определен.

3. Социальные гарантии, установленные для пребывающих в отставке судей в Российской Федерации Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», распространяются на лиц, указанных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, с 1 января 2023 года.

1. Лица, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, по их выбору имеют право на назначение пенсии на общих основаниях или на ежемесячное пожизненное содержание в соответствии с нормами пункта 5 статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

1) судей в отставке, постоянно проживавших на 18 марта 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и являвшихся на 18 марта 2023 года получателями ежемесячного пожизненного денежного содержания, назначенного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2023 года;

5. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, размеры ежемесячного пожизненного содержания увеличиваются (индексируются) в размерах и сроки, которые предусмотрены для увеличения (индексации) размеров должностных окладов судей в Российской Федерации, а также в случае увеличения (индексации) любых составляющих ежемесячного денежного вознаграждения судьи.

4) замещавших на 18 марта 2023 года должности судей судов, действовавших на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, постоянно проживавших на 18 марта 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и назначенных на должности судей при формировании в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2023 года N 156-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» первоначальных составов судов Российской Федерации.

Ответ: Не только. Государственная социальная помощь (льгота) — это «предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров». Виды государственной социальной помощи поделены на:

  • Социальное пособие — это безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
  • Субсидия — это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.
  • Набор социальных услуг — это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  • Социальная доплата к пенсии — это предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации») в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
  • Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
  • Социальный контракт — это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин — реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
  • Программа социальной адаптации — это разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, и включают в себя виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.
  1. Перечень категорий граждан имеющих право на получение государственной социальной помощи по федеральной льготе является «закрытым», а перечень категорий граждан по региональной льготе может изменяться.
  2. Федеральные льготники, имеющие право на получение государственной социальной помощи, получают ее за счет средств, выделяемых для этих целей непосредственно из «федерального бюджета». Это значит что приобретенный для федеральных льготников «анальгин» (условно) будет распределяться только среди федеральных льготников. Отпуск «анальгина» (условно), приобретенного для федеральных льготников, распределению среди региональных льготников запрещен.
  3. Региональные льготники, имеющие право на получение государственной социальной помощи, получают ее за счет средств, выделяемых для этих целей непосредственно из «регионального бюджета». Это значит что приобретенный для региональных льготников «аспирин» (условно) будет распределяться только среди региональных льготников. Отпуск «аспирина» (условно), приобретенного для региональных льготников, распределению среди федеральных льготников запрещен.
  4. Денежные средства, направляемые для обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан по «федеральной льготе» и «региональной льготе» отличаются.
  1. Сходить в Вашу поликлинику (лечебно-профилактическое учреждение) и задать своему лечащему врачу вопрос «Могу ли я рассчитывать на получение государственной социальной помощи, согласно Федерального Закона Российской Федерации № 178-ФЗ от 17.07.1999 г.?»
  2. Если врач Вам даст положительный ответ, то Вам придется уточнить к какой «виду льготников» Вы будете относиться?
  3. Если Вы имеете право на получение государственной социальной помощи по федеральной льготе, то Вам придется еще сходить в территориальное отделение Пенсионного Фонда. В Пенсионном Фонде Вы должны будете написать заявление установленного образца с предоставлением копий следующих документов: паспорта (или свидетельства о рождении ребенка), СНИЛС (пенсионное удостоверение), справки об инвалидности (при наличии) или другого документа, подтверждающего Ваше право на получение государственной социальной помощи. Пенсионный Фонд после рассмотрения Вашего заявления (в случае положительного ответа) должен выдать Вам справку о том, что Вы начиная с определенной даты имеете право на получение государственной социальной помощи. Это будет Вашим основным документом с которым Вам будет необходимо являться ежемесячно в свою поликлинику (лечебно-профилактическое учреждение) для получения «льготных рецептов», дающих право после их выдачи получить в аптечной организации лекарственного препарата или изделия медицинского назначения (ИМН).
  4. Финалом оформления Вашего права на получение государственной социальной помощи должно стать внесение соответствующей записи в Вашей «амбулаторной карте».
Вас может заинтересовать :  Продажа авто по свидетельству о праве на наследство

«Региональные льготники» — перечень категорий граждан определяется каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно (статья 5.1 Федерального Закона Российской Федерации № 178-ФЗ от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи»), которая гласит: «органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.»

2.Ветераны, инвалиды, несовершеннолетние, многодетные семьи и малоимущие граждане — при рассмотрении в их отношении обращений в органах прокуратуры. Таким обращениям должно уделяться повышенное внимание (п. 1.2 Указания Генпрокуратуры России от 06.03.2023 N 137/9; п. 3.8 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45).

В отдельных нормативных актах (как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также в международных актах, участником которых является РФ) и в правоприменительной практике группы социально незащищенных граждан указываются применительно к регулируемым правоотношениям. Традиционно это лица, которые в силу возраста, состояния здоровья, сложных жизненных обстоятельств нуждаются в социальной поддержке и защите. Для отнесения к данной категории уровень дохода (среднедушевого дохода) гражданина, как правило, не имеет значения, важен определенный социальный статус лица — пенсионер, инвалид, сирота и т.д. Для сравнения отметим, что оценка дохода (среднедушевого дохода) требуется, например, для признания одиноко проживающего гражданина малоимущим в целях получения государственной социальной помощи (преамбула Закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ; ст. 1, ч. 4 ст. 8 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).

В настоящее время в целях оказания предусмотренных законодательством мер государственной социальной поддержки преимущественно учитывается указанный выше социальный статус граждан и уровень их имущественной обеспеченности, а не просто отнесение их к категории социально незащищенных граждан.

Законодательство РФ не содержит единого определения категории «социально незащищенные граждане (группы населения)». Часто при упоминании данной категории в нормативных актах не определяется и круг относящихся к ней лиц (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ; п. 5 ст. 5 Закона от 30.12.2023 N 489-ФЗ; п. 3 Положения, утв. Приказом Минтруда России от 23.12.2023 N 938; ч. 2 ст. 27 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60).

4.Дети из многодетных семей, сироты, лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, пожилые люди — в целях приоритетного развития среди них физической культуры и спорта (п. п. 2.3, 3.1, 3.2.3 Стратегии развития сотрудничества на 2023 — 2030 гг., принятой Решением Совета глав правительств СНГ 29.05.2023).

В соответствии со статьей 20 Федерального Закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:
1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее — малоимущие граждане);
2) инвалиды I и II группы;
3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
5) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
6) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
7) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
8) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
9) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
10) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
11) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:
а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;
б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;
е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество, либо документы в результате чрезвычайной ситуации;
12) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Закона Свердловской области от 05 октября 2012 года № 79-ОЗ «О бесплатной юридической помощи в Свердловской области»:
1. Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи путем обращения в государственные юридические бюро дополнительно предоставляется следующим категориям граждан:
1) пенсионерам, получающим страховую пенсию по старости;
2) гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или страховую пенсию по случаю потери кормильца, достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости;
3) гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей;
4) женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;
5) одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), иным лицам, воспитывающим ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет) без матери.
2. Право на получение бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной форме путем обращения в государственные юридические бюро дополнительно предоставляется следующим категориям граждан:
1) неработающим инвалидам III группы;
2) ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий;
3) ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости;
4) беременным женщинам, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с отказом работодателя в заключении трудового договора, нарушающим гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановлением на работе, взысканием заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсацией морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя, назначением, перерасчетом и взысканием пособия по беременности и родам;
5) гражданам, признанным в установленном порядке безработными, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с отказом работодателя в заключении трудового договора, нарушающим гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановлением на работе, взысканием заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсацией морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя, установлением и взысканием пособия по безработице;
6) гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России»;
7) детям, не достигшим возраста 16 лет, их законным представителям и представителям, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей.

Вас может заинтересовать :  Какая статья за распространение насвая в россии

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
  3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
  1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
  2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
  1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
  2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
  1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Категории граждан, которым в соответствии с областным законом от 24 сентября 2012 года № 536-33-ОЗ «О бесплатной юридической помощи, правовом информировании и правовом просвещении в Архангельской области» оказывается бесплатная юридическая помощь государственным юридическим бюро Архангельской области:

  1. Граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Архангельской области, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума.
  2. Инвалиды I и II группы.
  3. Ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации.
  4. Дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей.
  5. Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью.
  6. Усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей.
  7. Многодетные семьи, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов своих несовершеннолетних детей (рожденных, усыновленных), предоставлением мер социальной поддержки таким семьям, при условии, что размер среднедушевого дохода многодетной семьи не превышает полуторную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную постановлением Правительства Архангельской области;
  8. Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме.
  9. Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве).
  10. Граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерацииот 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
  11. Граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан.
  12. Граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации.
  13. Граждане, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации.
  14. Граждане, желающие подать или подавшие сообщение о фактах коррупции, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с составлением и подачей таких сообщений.
  15. Граждане, законные права и интересы которых нарушены в связи с тем, что они подали или желают подать сообщение о факте коррупции, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с защитой от таких нарушений.
  16. Граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, включенные в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в соответствии с областным законом от 02 июля 2012 года № 522-32-ОЗ «Об организации деятельности в сфере защиты прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, на территории Архангельской области»;
  17. Граждане предпенсионного возраста, под которым понимается предшествующий назначению пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации возрастной период продолжительностью до пяти лет, признанные в установленном порядке безработными;
  18. Иные категории граждан, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим законом. В настоящее время исчерпывающий перечень таких категорий граждан не определен.

Социальные права граждан

Каждый имеет право на жилище — одно из самых необходимых жизненных благ — и произвольно никто не может быть лишен жилища (ст. 40 Конституции РФ, ст. 55 Конституции РТ). Под жилищем понимается благоустроенное помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания граждан. Это социальное право обеспечивается развитием и охраной государственного, муниципального, кооперативного и индивидуального строительства. Малоимущим и иным гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату в соответствии с установленными законом нормами.

Социальные права граждан затрагивают большую часть трудовых отношений, связанных с защитой наемных работников, вопросы безопасности труда, отдыха и воспроизводства способностей к труду, условий среды обитания людей, их здоровья и социального обеспечения.


Право на социальное обеспечение
предполагает право отдельных категорий граждан (престарелых, больных, инвалидов) на получение государственных пенсий, социальных пособий и иных видов помощи в установленном законом порядке (ст.39 Конституции РФ, ст. 54 Конституции РТ). Для этого поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Пенсии и пособия должны обеспечить уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Право на защиту от безработицы. Это право означает и то, что в случае безработицы государство обязано помочь гражданину, поддержать его — получить работу или переквалифицироваться на специальность, которая в этот момент нужна обществу. К основным направлениям государственной политики в области занятости относится:

  • обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации, Республики Татарстан в реализации прав на труд и свободный выбор занятости;
  • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы, содействие развитию их способностей к профессиональному и творческому труду;
  • соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан в выборе вида занятости;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудность в поиске работы, координацию деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, регулирование роста и распределения доходов, предупреждение инфляции;
  • поощрение работодателей, создающих новые рабочие места и прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы и некоторые другие.

Таблица социальных пособий: сколько и кому выплачивают после индексации 2023 года

Перед подачей заявки обратитесь за консультацией в МФЦ. С собой возьмите паспорт и документы, подтверждающие основания для назначения пособия. Работники многофункционального центра бесплатно проконсультируют по любому вопросу, связанному с назначением соцвыплат.

Из-за распространения коронавирусной инфекции в стране сложилась неблагоприятная экономическая обстановка. Наиболее уязвимыми оказались российские семьи с детьми. Чтобы поддержать население, президент России вводил новые социальные выплаты на детей. В 2023 году выдавались следующие виды материальной помощи семьям:

  • для инвалидов с детства I группы и детей-инвалидов — 13 912,10 руб.;
  • для инвалидов I группы, инвалидов с детства II группы — 11 593,52 руб.;
  • для инвалидов II группы (кроме инвалидов с детства) — 5796,76 руб.;
  • для инвалидов III группы — 4927,25 руб.
  • справка с последнего места работы;
  • справка о заработной плате;
  • справка о заработной плате супруга и всех трудоспособных членов семьи для установления среднего дохода на каждого члена семьи;
  • справка о составе семьи;
  • платежки по коммунальным услугам;
  • договоры с компаниями, поставляющими энергоресурсы;
  • справки с места учебы несовершеннолетних детей.
  • пенсии инвалидам — от 4927,29 до 13 912,10 рублей;
  • выплаты по беременности — от 708,23 до 340 795;
  • при рождении, усыновлении ребенка — 18 886,32;
  • по уходу до 1,5 лет — от 7082,85 до 29 600,48;
  • поддержка безработных — от 1500 до 12 130.

Кто входит в отдельные категории граждан какой закон

Социальное обслуживание граждан – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Государство гарантирует гражданам право вне зависимости от пола и возраста на получение социальных услуг в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации.

Вас может заинтересовать :  Является ли день увольнения рабочим днем и оплачивается ли он: дата увольнения в заявлении

Полустационарная форма социального обслуживания и предоставление социальных услуг на дому. Бесплатно социальные услуги предоставляются: несовершеннолетним детям; лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов; гражданам, среднедушевой доход которых на дату обращения за предоставлением социальных услуг ниже или равен полуторной величине прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ; иным категориям граждан, которые установлены нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Дом-интернат (отделение) милосердия для престарелых и инвалидов – государственное специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов первой и второй групп, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью, создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, а также для организации питания, ухода и посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Для остальных категорий граждан социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и на дому предоставляются за плату или частичную плату. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальных услуг и полуторной величиной прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ.

Учреждения социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий – это дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации и другие. Указанные учреждения являются государственными специализированными учреждениями социальной помощи, предназначенными для предоставления временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам старшего возраста и инвалидам, а также для оказания содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы) к условиям жизни в обществе.

Обеспечение санаторно-курортным лечением льготной категории граждан

Ответ: Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда заявителю при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно являются:
· заявление о предоставлении государственной услуги, по рекомендуемой форме;
· справка для получения путевки по форме № 070/у, выдаваемая лечебно-профилактическим учреждением по месту жительства.

Ответ: Приобретение путевок для граждан осуществляется региональным отделением в строгом соответствии с действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В пределах выделенных средств региональное отделение проводит открытые аукционы в электронной форме на закупку санаторных путевок, по результатам которых заключаются соответствующие контракты с санаторно-курортными организациями.

Ответ: В соответствии с действующим законодательством периодом предоставления гражданам социальных услуг, в частности санаторного лечения, является календарный год, в течение которого может быть предоставлена путевка.
При существующем правовом механизме и объеме финансирования ежегодно обеспечить путевками всех граждан, обратившихся за их получением, не представляется возможным. Обязательства регионального отделения по обеспечению санаторным лечением граждан исполняются в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на закупку путевок. Заявления граждан рассматриваются в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о предоставлении путевки, а также с учетом необеспеченных заявок в предыдущие годы.

Ответ: Документы могут быть поданы заявителем или лицом, представляющим его интересы (законным представителем ребенка-инвалида или иным лицом на основании доверенности, оформленной в установленном порядке):
· при личном обращении в отделение Фонда по адресу: г.Петрозаводск, ул.Красная, д.49, каб. 312;
· по почте по адресу: 185035, г.Петрозаводск, ул.Красная, д.49
· путем обращения в электронном виде на Единый портал государственных и муниципальных услуг Российской Федерации www.gosuslugi.ru (подробная пошаговая инструкция по регистрации на портале размещена на сайте отделения Фонда);
· путем обращения в государственное бюджетное учреждение Республики Карелия «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Карелия» по адресу: «МФЦ» .

Ответ: За движением очереди Вы можете следить на сайте отделения Фонда по адресу: r10.fss.ru в разделе «Электронная очередь граждан, имеющих право на получение социальных услуг в части санаторно-курортного лечения» путем введения номера СНИЛС получателя государственной услуги в формате 11 цифр без пробелов и дефисов и нажатия кнопки «Найти» или при личном обращении в отделение Фонда.

  • удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации либо кавалера ордена Славы трех степеней (полный кавалер ордена Славы);
  • членов семей умерших (погибших) Героев или полных кавалеров ордена Славы (вдова (вдовец), родители, дети в возрасте до 18 лет, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
  • удостоенных звания Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации либо награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней (полные кавалеры ордена Трудовой Славы)

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации гражданам из числа ветеранов, инвалидов, включая детей-инвалидов, бывших несовершеннолетних узников фашизма и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, ПФР осуществляются ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ).

Граждане из числа получателей ЕДВ также имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Кроме того, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов вследствие военной травмы устанавливается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363 и от 1 августа 2005 года № 887. На сегодняшний день получателями ЕДВ и ДЕМО через органы Пенсионного фонда Российской Федерации являются свыше 15,1 миллионов граждан.

Предоставление земельных участков в связи с развитием отдельных территорий РФ
Бесплатное предоставление земельных участков предусмотрено законодателем, в частности, в целях социально-экономического развития отдельных территорий РФ. В данной группе можно выделить следующие случаи.
1. Участок, предоставленный гражданину на территориях, определенных региональным законодательством, в безвозмездное пользование для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности КФХ, по истечении пяти лет может быть предоставлен в собственность такого гражданина бесплатно.
Подобное правило действует в отношении участков, предоставленных в безвозмездное пользование для ИЖС или ведения личного подсобного хозяйства гражданам, работающим по основному месту работы на территориях и по специальностям, установленных региональным законодательством. Необходимым условием для получения таких участков бесплатно является их использование в течение пяти лет в соответствии с установленным разрешенным использованием (пп. 4, 5 ст. 39.5 ЗК РФ).
2. Участок площадью не более одного гектара на территории Дальневосточного федерального округа может быть бесплатно передан в собственность гражданина РФ.
Такой участок передается в собственность по истечении пяти лет со дня предоставления его гражданину в безвозмездное пользование, а в случае если на участке расположен объект ИЖС, принадлежащий гражданину на праве собственности и соответствующий установленным требованиям, либо если гражданину предоставлен кредит на строительство такого объекта ИЖС с условием передачи земельного участка после регистрации права собственности на него в залог кредитной организации, — до истечения указанного срока. Также у гражданина есть право арендовать указанный участок или приобрести его в собственность за плату, если его площадь превышает один гектар (пп. 9 ст. 39.5 ЗК РФ; ч. 2, 5, 6.1, 6.2 ст. 2 Закона от 01.05.2023 N 119-ФЗ; п. п. 1, 2 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 16.09.2023 N 1459).

Земельный участок может быть предоставлен в собственность бесплатно, если гражданин уже владел им до 30.10.2001, а также в целях развития отдельных территорий РФ, в том числе Дальневосточного округа. Такая же возможность предоставлена отдельным категориям граждан, например многодетным и Героям РФ.
Одним из принципов земельного законодательства РФ является принцип платности использования земли. Однако в определенных случаях земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам в собственность бесплатно (пп. 7 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 15, ст. 39.5 ЗК РФ).
Случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, можно разделить на три группы.

Предоставление земельных участков в связи с нахождением их во владении (пользовании) до 30.10.2001
К данной группе относятся следующие случаи бесплатного предоставления гражданам земельных участков.
1. На участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина РФ, расположен жилой дом, право собственности на который возникло у данного гражданина (либо у лица, передавшего ему дом по наследству) до 30.10.2001 (дата вступления в силу Земельного кодекса РФ). В таком случае гражданин вправе приобрести указанный участок в собственность бесплатно (п. 4 ст. 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
2. Участок, предоставленный гражданину до 30.10.2001 на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, изымается для государственных или муниципальных нужд. В этом случае гражданину может быть предоставлен без проведения торгов бесплатно в собственность другой участок взамен изымаемого (п. 27 ст. 3 Закона N 137-ФЗ).
3. Участок предоставлен гражданину до 30.10.2001 на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства или индивидуального жилищного строительства (далее — ИЖС). В таком случае гражданин вправе зарегистрировать право собственности на этот участок. Такое же право принадлежит гражданам, к которым перешло в порядке наследования (или по иным основаниям) право собственности на здания (строения, сооружения), расположенные на указанных участках (п. 9.1 ст. 3 Закона N 137-ФЗ).

Справка. Дальневосточный федеральный округ
В Дальневосточный федеральный округ входят территории Республики Саха (Якутия), Камчатского, Приморского и Хабаровского края, Амурской, Магаданской и Сахалинской области, Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа (ст. 1 Закона N 119-ФЗ).

В отношении земельного участка из состава земель лесного фонда на территории Дальневосточного округа установлено иное правило: по истечении пяти лет со дня предоставления такого участка в безвозмездное пользование он может быть предоставлен лишь в аренду. Затем, по прошествии десяти лет со дня заключения договора аренды, при условии предварительного перевода участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, участок может быть передан в собственность (ч. 6 ст. 2, ч. 13 ст. 10 Закона N 119-ФЗ).