Куда можно обратится чтобы инвалидность связали на аварии с чаэс

Содержание

Медико-социальная экспертиза ->

Таким образом, установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц из подразделений особого риска осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 21.04.2005 № 289 «Об утверждении Положения о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов».

При этом сообщаем, что Министерством здравоохранения и
социального развития Российской Федерации планируется провести работу по подготовке нормативного правового
документа о внесении соответствующих изменений в разъяснение Минтруда России от 15.04.2003 № 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утвержденное постановлением Минтруда России от 15.04.2003 № 17.

Согласно части второй статьи 29 вышеназванного Закона, очередное переосвидетельствование лиц, указанных в настоящей статье, полностью или частично утративших трудоспособность, производится ВТЭК (с 1 января 2005 года федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы) через пять лет, при этом лицам, достигшим возраста выхода на пенсию по старости, инвалидность устанавливается бессрочно.

Департамент развития социальной защиты Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации сообщает, что в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ в статью 24 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 1 января 2005 года установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется исключительно межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.

Вышеназванный Закон является специализированным для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В связи с этим полагаем, что при установлении данной категории граждан срока инвалидности федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы следует руководствоваться именно этим Законом.
Заместитель директора Департамента развития социальной защиты

Приказ МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 8 декабря 2006 г

В соответствии с частью четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст. 699; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25), постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 818 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5489; 2005, N 26, ст. 2650) приказываем:

1. Утвердить прилагаемый Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы.

Приказ МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ
от 8 декабря 2006 г. N 728/832/166н
«Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы»

2. Установить, что Положение о порядке оформления и выдачи удостоверений для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и их последствий на атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику, утвержденное Госкомчернобылем России, Минздравом России, Минсоцзащиты России, Минобороны России, МВД России, МБ России, Минатомом России (письмо Госкомчернобыля России от 22 марта 1993 г. N ВД-8-1278) (зарегистрировано Минюстом России 29 марта 1993 г., регистрационный N 194), не применяется в отношении граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.

Исключением являются граждане, работающие или проходящие военную (приравненную к ней) службу в системе федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба, а также получающие пенсионное обеспечение в этих органах, и члены их семьи.

и принимали в 1986–1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или являетесь членом семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986–1987 годов из числа лиц, перечисленных выше.

  • эвакуированным (переселенным), а также добровольно выехавшим из населенных пунктов (в том числе эвакуированным (переселенным) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) проводилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, а также военнослужащим, вольнонаемному составу войсковых частей и спецконтингенту, эвакуированному в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения;
  • проживавшим в 1949–1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, и получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), или свыше 35 сЗв (бэр);
  • добровольно выехавшим на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв.

Для оформления удостоверения эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС дополнительно понадобятся документы, подтверждающие факт проживания или прохождения военной службы в зонах радиоактивного загрязнения (предоставляются по желанию заявителя).

  • гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным, в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития;
  • гражданам, постоянно работающим на территории зоны проживания с правом на отселение;
  • гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
  • военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходившим военную службу в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение.

О порядке установления причинной связи заболевания и инвалидности с последствиями Чернобыльской катастрофы

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения ущерба, причиненного здоровью граждан, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 01.01.01 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями Чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации.

Врачебно-трудовые экспертные комиссии устанавливают причинную связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных органах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в отношении следующих лиц (из указанной выше категории):

Вас может заинтересовать :  Увольнение по сокращению штатов пошаговая инструкция 2023

В случае признания инвалидами вышеназванных лиц в соответствии с Законом Российской Федерации причина инвалидности устанавливается: «увечье связано с аварией на ЧАЭС», для инвалидов из числа военнослужащих и лиц, приравненных к ним по пенсионному обеспечению: «Увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ЧАЭС».

Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 10.08.2023) «О порядке и условиях признания лица инвалидом»VI. Порядок обжалования решений бюро,главного бюро, Федерального бюро 42. Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.43. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.44. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.45. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.46. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 28.12.2023) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»Статья 24. Организация медицинского обслуживания и радиационной защиты лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭСУстановление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

. 42. Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

В соответствии с ПостановлениемПравительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 10.08.2023) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» муж может обжаловать решение комиссии в Главное бюро СМЭ в месячный срок с момента, когда Вам стало известно решение комиссии.

Единственным исключением, не требующим прохождения переосвидетельствования на территории Российской Федерации, являются граждане, инвалидность которым была установлена на территории республик СССР до его распада, то есть до 8 декабря 1991 года. У Вас инвалидность установлена в 1995 года, таким образом переосвидетельствование было обязательны.

Решение Федерального бюро МСЭ можно обжаловать только в суд. Решение главного бюро МСЭ по субъекту РФ можно обжаловать в Федеральное бюро МСЭ и (или) в суд. Решение бюро — филиала бюро МСЭ по субъекту РФ можно обжаловать в главное бюро МСЭ и (или) в суд (п. п. 42 — 46 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95).

Жалоба может быть направлена по почте, через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ), с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта Администрации Санкт‑Петербурга (www.gov.spb.ru), федерального Портала (www.gosuslugi.ru) либо Портала (www.gu.spb.ru), а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Заявители имеют право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы (претензии). Администрация и ее должностные лица обязаны предоставлять заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если не имеется установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к информации, содержащейся в этих документах, материалах. При этом документы, ранее поданные заявителями в Администрацию, и организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, выдаются по их просьбе в виде выписок или копий.

II. Принятие решения Администрации о выдаче удостоверения (дубликата удостоверения) либо об отказе в выдаче удостоверения (дубликата удостоверения) Специалист ОСЗН, ответственный за подготовку проекта решения о выдаче удостоверения (дубликата удостоверения) (по согласованию с начальником ОСЗН):

При получении удостоверения другим лицом (законным представителем гражданина) в ведомость вносятся паспортные данные этого лица, а также реквизиты доверенности на получение удостоверения (дубликата удостоверения), оформленной в установленном порядке. В этом случае в ведомости расписывается лицо, получившее оформленное удостоверение (дубликат удостоверения).

Жалоба, поступившая в Администрацию, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Администрации, должностного лица Администрации, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

10. Подробная выписка из медицинской документации (истории болезни, амбулаторной карты) с описанием состояния здоровья до и после радиационного воздействия с указанием времени начала заболевания, частоты обострений, данных о временной утрате трудоспособности, частоты обострений, данных о временной утрате нетрудоспособности, результатов клинических исследований (заверенные печатью лечебного учреждения, выдавшего документ), копии выписок из стационаров за все годы наблюдения, выписки из истории болезни онкологического больного с данными гистологического исследования опухоли. Если больной наблюдается у врача-психиатра — выписки из амбулаторной карты, стационара.

Для ликвидаторов указывается время работы, адреса населенных пунктов или их названия, время работы в данных населенных пунктах, характер выполняемых работ (непосредственно выполняемые работы и время их выполнения). Указывается место проживания (населенный пункт и характер жилого помещения). Место питания. Способ доставки от места проживания к месту работы.

2.2. Организовать патолого-анатомические исследования умерших участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭ, лиц с установленной причинной связью заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием и выдачу родственникам заверенной копии патолого-анатомического заключения о причине смерти для принятия решения МЭС о связи смерти с радиационным воздействием. Если вскрытие не производилось, необходима копия подробного врачебного свидетельства о смерти с описанием обстоятельств смерти, кто констатировал смерть, почему не было проведено вскрытие.

Перечень документов представляемых на рассмотрение экспертного совета для решения вопроса о связи заболеваний, инвалидности, смерти с воздействием радиационных факторов участников ликвидации аварии на ЧАЭС, ПО «Маяк», ветеранов подразделений особого риска, лиц, проживавших в районе Семипалатинского полигона и реки Теча

7. Подробная выписка из медицинской документации (истории болезни, амбулаторной карты) с описанием состояния здоровья до и после радиационного воздействия с указанием времени начала заболевания, частоты обострений, данных о временной утрате трудоспособности, частоты обострений, данных о временной утрате нетрудоспособности, результатов клинических исследований (заверенные печатью лечебного учреждения, выдавшего документ), копии выписок из стационаров за все годы наблюдения, выписки из истории болезни онкологического больного с данными гистологического исследования опухоли. Копии выписок из стационаров (за период с 1986 г. по настоящее время).

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 — 1990 годах службу в зоне отчуждения;

3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

Вас может заинтересовать :  Как оформить землю в собственность в 2023 году

6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;

12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Помимо «чернобыльской» ЕДВ пострадавшие лица могут получать вторую ЕДВ, если на то есть основания. Например, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, признанные инвалидами (первая ЕДВ выплачивается как ликвидатору, вторая ЕДВ — как инвалиду). Такое исключение предусмотрено только для лиц, имеющих право на ЕДВ как «чернобыльцы» — остальные категории граждан могут получать лишь одну выплату.

Также право на получение двух пенсий имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца — участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, инвалида вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также лица, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы. Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и пенсия по старости (инвалидности).

Гражданам, которые являются получателями одновременно двух выплат, набор социальных услуг (далее — НСУ) по «чернобыльской» ЕДВ предоставляется со дня назначения в денежном эквиваленте, а по второй ЕДВ автоматически предоставляется в натуральном виде. Таким образом, им нет необходимости подавать заявление о предоставлении НСУ. При этом, они, как инвалиды или как ветераны, могут подать заявление об отказе в предоставлении НСУ в натуральном виде и получать НСУ в денежном выражении.

В отдельных случаях «чернобыльцы» могут получать и государственную, и страховую пенсии одновременно. Так, на две пенсии имеют право граждане, получившие инвалидность вследствие военной травмы (полученной при исполнении обязанностей военной службы) при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — военнослужащие срочной службы, а также лица, призванные на военные сборы.

26 апреля 2023 года исполняется 35 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. За ликвидаторами последствий радиационных аварий и пострадавшими в радиационных авариях и катастрофах после тех трагических событий закрепилось такое понятие как «чернобыльцы». Для этой особой категории граждан государство предусмотрело специальные меры поддержки.

Гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда граждан с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца.

Граждане, указанные в статье 13 настоящего Закона, а также их дети, родившиеся после 26 апреля 1986 года, подлежат обязательному медицинскому страхованию в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и обязательному специальному медицинскому наблюдению (диспансеризации) в течение всей жизни.

Настоящим Законом под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы.

Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Территориальные программы обязательного медицинского страхования разрабатываются и утверждаются на основе базовой программы и по своему объему, качеству и условиям оказания медицинской и лекарственной помощи не могут быть ниже уровня, установленного базовой программой.

Напомним, как и все федеральные льготники, чернобыльцы имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты, а в некоторых случаях — сразу на две выплаты по разным основаниям. Полагается им и набор социальных услуг или любые его части — медицинская, санаторно-курортная или транспортная. Все эти выплаты ежегодно индексируются.

В этом году исполняется 33 года, как случилась крупнейшая в истории атомной энергетики катастрофа — авария на Чернобыльской АЭС. Людей, которые пострадали в результате той аварии, и ликвидаторов ее последствий, отнесли к особой категории — «чернобыльцы». Именно для них законодательно предусмотрены специальные меры поддержки: досрочный выход на пенсию, установление пенсий по инвалидности или по случаю потери кормильца, возможность получать две пенсии и ежемесячные денежные выплаты. В крае, по данным на 1 апреля текущего года, проживает более 1,5 тысяч человек, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Средний размер пенсии у данной категории получателей составляет 12628,17 рублей.

— Граждане, которые не являются инвалидами, но подверглись воздействию радиации, имеют право на снижение пенсионного возраста, — разъясняет начальник управления организации назначения и выплаты пенсий краевого Отделения Пенсионного фонда РФ Ирина Неверова.- Те, кто призывался на ликвидацию последствий аварии или находился в командировках от предприятий, также имеют право на снижение пенсионного возраста, в зависимости от года участия. Так, например, находившиеся в чернобыльской зоне в 1986-1987 годах, могут уйти на пенсию раньше на 10 лет, а участие в ликвидационных работах в 1988-1990 годах гарантирует выход на пенсию раньше на 5 лет. Есть среди чернобыльцев и те, кто может получать две пенсии одновременно. На две пенсии могут рассчитывать граждане, получившие инвалидность в результате увечья или заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы. В отдельных случаях пенсию по потере кормильца-чернобыльца могут получать дети и супруги, а также родители.

Помимо всего перечисленного, жителям края, имеющим инвалидность, связанную с ликвидацией аварии на ЧАЭС, полагается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение. Его размер составляет 1000 рублей.
В центрах «Мои Документы» Алтайского края Вы можете оформить следующие услуги для лиц, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы:

Постановление Конституционного Суда РФ от N 7-П; По делу о проверке конституционности пункта 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ; О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ; О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; и в статью 2 Федерального закона; О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; и положения пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 22 августа 2004

1.2. Как следует из статьи 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и статей 36, 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации принимает к рассмотрению жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод законом, примененным в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, если придет к выводу, что оспариваемые законоположения затрагивают конституционные права и свободы граждан и что имеется неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли эти законоположения Конституции Российской Федерации; Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению, оценивая как буквальный смысл рассматриваемых законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых норм.

Поскольку право на возмещение такого вреда возникло у них до вступления в силу названного Федерального закона, им была обеспечена возможность его реализации в объеме, который был признан государством в конкретных правоотношениях. Уменьшение объема возмещения вреда вступало бы в противоречие с вытекающими из Конституции Российской Федерации требованиями стабильности длящихся конституционно-правовых отношений и запретом умаления или ограничения права на возмещение вреда при совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.

Вас может заинтересовать :  Программа Молодая Семья Томск

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

3.1. Инвалидность может устанавливаться на определенный срок (в качестве общего правила) или же бессрочно. Между тем, в изъятие из общего правила, согласно которому инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год (пункт 9 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95), очередное медицинское переосвидетельствование инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы через пять лет, при этом лицам, достигшим возраста выхода на пенсию по старости, инвалидность устанавливается бессрочно (часть пятая статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»); в зависимости от степени тяжести имеющихся у инвалидов-чернобыльцев заболеваний, а также с учетом результатов реабилитационных мероприятий инвалидность при очередном переосвидетельствовании может быть установлена бессрочно и до достижения возраста выхода на пенсию по старости.

3.2. В отличие от названной категории инвалидов-чернобыльцев лица, приобретшие до 15 февраля 2001 года данный статус и получавшие до этой даты возмещение вреда здоровью в размере, исчисленном из среднего заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, были наделены правом сохранить ранее установленный размер возмещения вреда, причем — по смыслу части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ — безотносительно к тому, подлежали ли они переосвидетельствованию, и независимо от результатов такого переосвидетельствования.

Инвалиды-чернобыльцы вправе получать две пенсии

Однако ни в Постановлении № 95 в редакции Постановления № 772, ни в письме Министерства труда и социальной защиты РФ и ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 октября 2023 г. № 31656/2023 не разъяснено, в чем разница в их применении для назначения второй пенсии по инвалидности дополнительно к пенсии по старости.

Для нас – и в первую очередь для врачей медико-социальной экспертизы – любая из указанных формулировок предоставляет инвалиду-чернобыльцу право на вторую пенсию, исходя из норм подп. 1 п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении, применяемого совместно с п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона о соцзащите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Все суды общей юрисдикции, включая судью Верховного Суда РФ, поддержали позицию ПФР и посчитали, что сейчас (после изменения пенсионного закона) для получения права на две пенсии должны применяться только формулировки, указанные ПФР. Никакие иные такого права не предоставляют.

Однако сотрудники ПФР посчитали, что для получения права на две пенсии должна быть единственная формулировка, что Алексей Подвязников получил инвалидность вследствие военной травмы при ликвидации аварии на ЧАЭС (такой в постановлении нет) или просто вследствие военной травмы (замечу: несмотря на то что эта формулировка есть в постановлении, она не дает чернобыльцам специальных преимуществ, а лишь приравнивает инвалидов к ветеранам военной службы, имеющим право получать пенсию как ветераны военной службы и дополнительную гражданскую пенсию по истечении 25 лет рабочего стажа. Такое право имеют любые военнослужащие – независимо от того, были они на ликвидации радиационных аварий или нет). Использовать названные формулировки в качестве причины инвалидности мой доверитель не мог.

Мобилизация гражданских лиц в чрезвычайных ситуациях без придания им правового статуса военнослужащих была в СССР регулярной практикой. Призванные на военные сборы военнослужащие запаса (так называемые «партизаны») приравнены законом к военнослужащим. Если, например, в период сборов они получали травмы, повлекшие инвалидность, или, не дай Бог, гибли – то им как во времена СССР, так и в настоящее время полагается выплата военных пенсий.

Как получить удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

Вопросы определения статуса граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, а также порядка выдачи им удостоверений участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, дающих право на меры социальной поддержки, решаются в строгом соответствии с:

• военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения; гражданам, в том числе военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие», младшему и среднему медицинскому персоналу, врачам и другим работникам лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившим сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в настоящем абзаце;

• органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации -гражданам, работающим в указанных органах исполнительной власти, а также в учреждениях и организациях, находящихся в их ведении, работникам организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, неработающим гражданам (за исключением инвалидов) и гражданам, работающим в органах государственной власти, не относящихся к органам, уполномоченным на оформление и выдачу удостоверений, а также членам семьи;

• приказом МЧС России, Минздравсоцразвития России и Минфина России от 21.04.2023 № 253/207н/73н (зарегистрирован в Минюсте России 18.08.2023, регистрационный № 59305), утвердившим Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее — Порядок).

• гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1988 — 1990 годах службу в зоне отчуждения, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в настоящем абзаце.

Выплата чернобыльцам одновременно двух пенсий

Также будет назначена доплата за каждого нетрудоспособного члена семьи. Для инвалидов I и II групп она составит размер социальной пенсии + 1726 руб. 75 коп. на каждого иждивенца (но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи). Для инвалидов III группы с иждивенцами определяется по формуле: 250% размера социальной пенсии + 1726.75 руб. (на каждого иждивенца, но не более трех) — 125% размера социальной пенсии.

  • для близкой родни умершего чернобыльца — 125%;
  • для лиц, проживающих и трудящихся в зоне отчуждения в соответствии с Законом № 1244-1 — 200%;
  • для тех, кто занимался ликвидацией аварии, а также дети матерей-одиночек, сироты и инвалиды I и II степени, в т. ч. граждане с инвалидностью III категории, имеющие нетрудоспособных подопечных — 250%.

Гражданин является ликвидатором последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году и имеет инвалидность II группы (бессрочно) с причиной «заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с катастрофой на ЧАЭС». К моменту обращения за назначением второй пенсии — трудовой пенсии по старости заявитель достиг возраста 50 лет, имеет страховой стаж менее 25 лет (имеется 13 лет 4 месяца 18 дней, с учетом п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» составляет 15 лет 8 месяцев 8 дней), следовательно, право на одновременное установление двух пенсии отсутствует.

На основании законодательных актов чернобыльцы вправе оформить получение двух ЕДВ одновременно. Согласно действий лица при ликвидации последствий аварии, гражданин имеет право оформить ЕДВ, как ликвидатор. В результате полученной инвалидности лицо имеет право на вторую ЕДВ как инвалид.

  • пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по старости (инвалидности);
  • пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца);
  • гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»: