Налоговые льготы для нко 2023

Некоммерческиеорганизации и; налоги

Почти всё, что обычно собирают НКО, – частные пожертвования, членские взносы (для членских НКО), бесплатные услуги от бизнеса и волонтеров, – может не облагаться налогом при соблюдении минимальных требований к оформлению документов. По сути, НКО могут жить и чаще всего живут вообще без уплаты налогов с доходов, если ничего не продают, не оказывают платных услуг и не получают процентов по депозитам. Но есть важный нюанс: НКО должны раз в год отчитываться по всем своим необлагаемым налогом поступлениям. Для этих целей существует специальный отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Допустим, заработная плата работника по трудовому договору составляет 30 000 рублей в месяц. Человек не болел, отработал все рабочие дни месяца. Ему причитается вся сумма. Из нее мы удержим и перечислим в бюджет НДФЛ – 3 900 рублей (13%), в итоге человек получит 26 100 рублей. Также организация должна будет заплатить:

Если организация планирует оказывать платные услуги практически с нулевой прибылью, то предпочтительнее второй вариант. Если же она собирается продавать разное имущество или поделки на благотворительных мероприятиях или вообще не предполагает вести предпринимательскую деятельность, то лучше первый вариант.

С 1 января 2023 года налогом на имущество организаций облагается только недвижимое имущество , кроме земельных участков и объектов культурного наследия федерального значения. Соответственно, если у некоммерческой организации нет зданий и помещений и она применяет упрощенную систему налогообложения, то даже отчитываться по данному налогу не нужно.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены пониженные налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. В случае, если доходы НКО, перешедшей на УСН, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей (либо средняя численность работников НКО превысила 100 человек, но не превысила 130 человек), ставка налога 6% (15%) повышается до 8% (20%).

Как было. НКО привлекали дополнительных специалистов на свои проекты и заключали с ними договоры ГПХ — гражданско-правового характера. Для работодателя это удобно, потому что по таким договорам он может не предоставлять отпуска, не оплачивать больничные, не сохранять рабочее место во время декрета.

Это работает так. НКО обязана отправлять в Минюст информацию обо всех программах и мероприятиях, которые планирует проводить. Минюст может полностью запретить мероприятие или его часть. Если организация проигнорирует этот запрет, Минюст может обратиться в суд и потребовать ликвидировать НКО.

  1. Минюст проверил НКО, выявил нарушения, дал время на их устранение. Этот срок истек, а НКО ничего не исправила.
  2. В Минюст поступила информация, что организация нарушила российские законы или в ее деятельности есть признаки экстремизма.
  3. НКО участвует в выборах как наблюдатель. Избирательная комиссия нашла нарушения в финансировании выборов и сообщила об этом в Минюст.
  4. Президент, правительство или прокурор поручили Минюсту проверить НКО.

Как стало. С 3 октября к уже существующим добавляется еще одно основание. Теперь внеплановую проверку могут провести, если НКО участвует в мероприятиях неправительственных организаций, чья деятельность признана нежелательной на территории РФ.

  • организация несколько раз нарушала закон. Например, несколько раз не сдавала отчет о своей деятельности;
  • нарушения НКО нельзя было устранить;
  • деятельность НКО не соответствовала целям и задачам, описанным в ее уставе;
  • организацию заподозрили в экстремизме.

Официальный сайт Общественная палата Ульяновской области

С 1 января 2023 г. вступают в силу изменения в Налоговый кодекс, которые расширяют список целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Наряду с пожертвованиями, грантами к ним будут относиться также имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности.

  1. уменьшен срок документарных и выездных проверок — до 10 рабочих дней;
  2. взаимодействие с проверяющими органами будет происходить в электронной форме (информирование о действиях и решениях в рамках проверки, направление запрашиваемых документов, подача жалобы);
  3. закрепление приоритетности при осуществлении контроля профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), по отношению к контрольным (надзорным) мероприятия;
  4. допускается независимая оценка соблюдения обязательных требований, которую будут проводить аккредитованные организации (при подтверждении соблюдения требований юридическому лицу будет выдано заключение о соответствии, а плановые контрольные мероприятия в течение срока действия заключения проводиться не будут).
  5. освобождение проверяемого лица от проведения контрольных мероприятий в случае заключения договора страхования рисков причинения вреда (ущерба).
  6. установлены новые формы контрольных мероприятий: выборочный контроль, инспекционный визит, выездное обследование — которые могут проводиться без информирования проверяемого лица.

3) на работодателя возлагается обязанность по обеспечению работника необходимым техническим, программно-техническим оборудованием и иными средствами (с согласия работодателя допускается использование личного оборудования работника при условии выплаты компенсации работнику, а также возмещения расходов);

Приведенный порядок действует, в частности, для следующих выплат: пособие по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием); пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

В законе приведены 11 грубых нарушений, среди которых: нарушение периодичности проведения планового контрольного мероприятия, нарушение сроков их проведения, совершение в ходе контрольного мероприятия действий, не предусмотренных в законе для такого вида мероприятия.

Какие меры поддержки разработаны для НКО и как ими воспользоваться: инструкция

Программа стартует 1 июня. Помимо льготной ставки, доступны особые условия погашения. Тем организациям, которые сохранят не менее 90% сотрудников, кредит будет списан вместе с процентами — всю сумму выплатит государство. Если в штате останется не менее 80% работников, организация должна будет вернуть только половину ссуды и процентов по ней.

Вы можете получить кредит в любом банке, который участвует в программе Минэкономразвития РФ. По состоянию на 1 июня 2023 г., такие кредиты уже выдают: ПАО «Сбербанк», АО КБ «ЭНЕРГОТРАНСБАНК», ПАО РНКБ Банк, ПАО «Промсвязьбанк», ПАО ВТБ, ООО КБ «Кубань кредит», ПАО Банк «Кузнецкий», АО АИКБ «Енисейский объединенный банк», ПАО АК БАРС БАНК, ПАО ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК, ПАО «ЧЕЛИНДБАНК», ООО КБ Алтайкапиталбанк, АО АКБ «Энергобанк», ООО «СИБСОЦБАНК», АО «КОШЕЛЕВ-БАНК», АО АКБ «Алмазэргиэнбанк», ПАО «НБД-БАНК», «МСП Банк», ПАО КБ «Центр-инвест», АО «Датабанк». Список кредитных организаций будет пополняться.

Вариант 1. Применяется, если по итогам хотя бы одного месяца базового периода число работников заёмщика сократилось более чем на 20% по сравнению с численностью на 1 июня. В этом случае наступает период погашения. Вы должны выплатить кредит тремя равными платежами за три месяца: 28 декабря 2023 года, 28 января и 1 марта 2023 года.

Кредит выдаётся для покрытия любых документально подтверждённых расходов на деятельность организации. К ним относится выплата зарплаты, а также оплата ранее полученных кредитов по программам льготного кредитования и беспроцентных кредитов на поддержку и сохранение занятости.

Вас может заинтересовать :  Ремонтная Работа В Выходные Дни Квартире Шум Башкортостан 2023 Год

Информация о получения освобождения от уплаты арендных платежей по договорам аренды федерального имущества и отсрочки оплаты аренды иного федерального недвижимого имущества на весь период действия ограничительных мер размещена на официальном сайте Росимущества по адресу: https://www.rosim.ru/activities/rent/support

Льготы некоммерческим организациям

  • общественными организациями инвалидов (члены таких организаций должны быть инвалиды и их законные представители и составлять не менее 80% всех членов организации);
  • организациями, у которых уставный капитал полностью состоит из вкладов, которые указаны в статье 149 Налогового Кодекса Российской Федерации — общественных организаций инвалидов, в том случае если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%;
  • учреждением, единственным собственником имущества которых являются указанные в статье 149 НК РФ общественные организации инвалидов, созданные с образовательными, культурными, лечебно-оздоровительными, физкультурно-спортивными, научными, информационными и иными социальными целями, а также с целью оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

В статье 251 Налогового Кодекса содержится закрытый перечень доходов, которые не учитываются при исчислении налоговой базы. Таким образом, Налоговым Кодексом предусмотрено, что при формировании налоговой базы не учитывают целевые поступления.

Также не принимается во внимание при налогообложении безвозмездное пользование государственным и муниципальным имуществом, которое получено на основании решения государственного органа или органа местного самоуправления некоммерческими организациями направленное на ведение некоммерческой организацией уставной деятельности.

На данный момент налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрены специфические нормы в отношении НДС, которые применяются только для некоммерческих организаций. В соответствии с пунктом 3 статьи 149 Налогового Кодекса освобождены от налогообложения на территории РФ реализация товаров работ, услуг, которые производятся и реализуются:

Также общероссийские общественные организации инвалидов, членами которых является инвалиды и их законные представители, и их число составляет не менее 80% всех членов Организации, не облагаются налогом на имущество, которое используется Организацией на осуществление уставной деятельности данной некоммерческой Организации.

Так предполагается освобождение от налогообложения материальной помощи, оказываемой благотворительными и некоммерческими организациями детям, оставшимся без попечения родителей и инвалидам, освобождение от НДС услуг по уходу за больными, инвалидами, престарелыми, по социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также освобождение от налога на прибыль организаций грантов, выделяемых на поддержку программ охраны здоровья, развития физической культуры и массового спорта.

Претенденту-НКО на получение субсидий в 2023 году, важно учитывать сроки подачи документов и необходимость выполнения условий заключенного соглашения, в случае принятия положительного решения по поданному запросу. Если контролирующий орган выявит отклонения от условий договора, средства придется вернуть в установленном порядке.

  • обеспечить соответствие некоммерческой организации условиям, поставленными перед участниками программ субсидирования, путем своевременной уплаты налогов, приведения в порядок уставной документации и т.д.;
  • из средств массовой информации, или путем обращения в местный муниципалитет, получить информацию о проводимых конкурсах по предоставлению субсидий для НКО в 2023 году;
  • собрать необходимый комплект бумаг, составить заявление и подать документы с сопроводительным письмом организаторам отбора;
  • в назначенный день принять участие в конкурсе;
  • при принятии положительного решения на выделение субсидии некоммерческой организации, заключить соответствующее соглашение о получении помощи;
  • в завершение средства будут переведены на счет получателя, согласно условиям заключенного договора.

СПРАВКА! Ставка налога на прибыль для НКО такая же, как и для коммерческих структур: 24%, из которых 6,5% пойдет в федеральный бюджет, а 17,5% – в бюджет того субъекта РФ, к которому принадлежит некоммерческая организация. Последняя часть может быть снижена по инициативе местных властей, в чей бюджет она предназначается.

Принимая во внимание изложенное, а также положения статьи 2 Федерального закона от 12 января 2006 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», определяющие, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, некоммерческие организации не могут являться субъектами малого и среднего предпринимательства.

Соответственно, в примере, где организация перечисляет пожертвование в размере 5 тыс. руб., её совокупные затраты составят 5 тыс. руб. + 59 тыс. руб. = 64 тыс. руб., а там где перечисляемое пожертвование равно 30 тыс. руб., совокупные затраты составят 30 тыс. руб. + 58 тыс. руб. = 88 тыс. руб.

  • частные образовательные организации, имеющие лицензию на образовательную деятельность;
  • некоммерческие организации, являющиеся благотворительными организациями, зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и представившими в Министерство юстиции Российской Федерации отчетность по формам ОН0001 и ОН0002, утвержденным приказом Минюста России от 16 августа 2023 г. № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», за 2023–2023 годы;
  • НКО из перечня организаций, гранты которых предоставляются для поддержки науки, образования, культуры и искусства, и не подлежат налогообложению (информация получена из постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. № 602).

Льготой по налогу на прибыль могут воспользоваться любые организации, если часть полученной прибыли они перечислили в качестве пожертвования в адрес социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), включённых в реестры Минэкономразвития России, либо передали этим СО НКО имущество в этом качестве в натуральной форме.

Выводы: пожертвование – добрая воля владельцев коммерческой организации, а государство лишь частично поддерживает эту деятельность. Пожертвование перечисляется не вместо, а фактически дополнительно к уплачиваемому налогу, размер которого чуть-чуть сокращается.

В этом материале мы постарались ответить на наиболее часто встречающиеся вопросы, возникающие при получении льготы по налогу на прибыль, введённой Федеральным законом от 08.06.2023 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

«И это доверие между государством, бизнесом и некоммерческим сектором, которое прошло проверку, укрепилось в период испытаний должно стать основой для нашего дальнейшего развития. Для решения долгосрочных задач и в экономике, и социальной сфере, для повышения благополучия людей», — добавил президент.

«Мы понимаем существующие здесь риски для возможных схем с так называемой оптимизацией налогов, но глубоко убежден, что надо строить наши действия, не оглядываясь постоянно на то, что льготой могут воспользоваться нечистоплотные люди, — сказал он на видеовстрече с социальными работниками госучреждений и НКО. — Мы должны поддержать именно законопослушных и добропорядочных граждан, а их большинство».

Он также сообщил, что подписал поправки в Налоговый кодекс, которые предусматривают освобождение от НДФЛ все выплаты за работу в условиях борьбы с коронавирусом. Это коснется социальных и медицинских работников, а также граждан, которые берут на сопровождаемое проживание сирот, инвалидов, пожилых людей.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2023 года N 696 утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2023 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее соответственно — Правила N 696, субсидии, заемщик).

заемщик получателя субсидии по состоянию на дату обращения к получателю субсидии включен в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих меры поддержки с учетом введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее — реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих меры поддержки);

Вас может заинтересовать :  До какого нужно оплатить налоги в 2023 году

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 209-ФЗ) под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифу 10 процентов с сумм выплат физическим лицам, превышающим предельную величину базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования, плательщики страховых взносов, применяющие пониженные тарифы страховых взносов в соответствии с пунктом 2 статьи 427 Кодекса, не исчисляют и не уплачивают.

Особенности налогообложения некоммерческих организаций

  1. Учет целевых и нецелевых поступлений в НКО должен вестись раздельно, только тогда целевая прибыль может быть исключена из налогообложения на основании льготы для некоммерческих организаций. Естественно, эти средства должны применяться исключительно по прямому назначению, что необходимо подтверждать отчетом.
  2. Нецелевые доходы необходимо учитывать в числе «прочих», это два типа поступлений:
    • реализационные – доходы от выполнения работ, предоставления услуг (например, торговля брошюрами общества, продажа учебной литературы, организация семинаров, тренингов и пр.);
    • внереализационные – те, источник которых не имеет прямой связи с деятельностью НКО, например, штрафы за неуплату членского взноса, пеня за его просрочку, проценты с банковского счета, деньги за сдаваемую в аренду недвижимость – собственность члена НКО и др.
  1. Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами. Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
    • финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
    • государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
    • НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
    • спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
  2. Таможенная пошлина. А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.
  • присмотр за пожилыми людьми в домах для престарелых;
  • работа в центрах соцзащиты;
  • занятия с детьми в бесплатных кружках;
  • врачебные услуги частных медиков;
  • продажа товаров, сделанных инвалидами (или организациями, где людей с ограниченными возможностями не меньше половины);
  • благотворительные культурные мероприятия и др.

Пусть прибыль – не главная цель некоммерческих структур, но наличие ее возможно в большинстве случаев. Главное, чтобы ее получение преследовало заявленные организацией задачи, а не использовалось для прикрытия с целью налоговых льгот. Чтобы контролировать применение прибыли НКО по назначению, существуют положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ (свежая редакция от 31 декабря 2023 года) «О некоммерческих организациях».

Как правило, некоммерческие структуры не регистрируются в качестве предпринимателей, но в ходе функционирования им нередко приходится возмездно оказывать услуги или выполнять работы в пользу других лиц, чтобы заработать средства для финансирования организации, тем самым формируя налогооблагаемую прибыль.

Действующее законодательство гарантирует субъектам малого предпринимательства определенные привилегии при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд. Для них проводятся «спецторги», т. е. торги без представителей крупного бизнеса. Сумма обеспечения заявки ниже, а срок оплаты контракта меньше, чем в обычных закупках.

Огромные средства в помощь региональному бизнесу выделяются в рамках федеральной программы Минэкономразвития России. Деньги из федерального бюджета на конкурсной основе распределяются по регионам для выплат субсидий, предусмотренных региональными программами.

Относительно недвижимости: владельцы бизнеса должны заключить договор на срок более пяти лет. Льготная ставка действует на протяжении первых трех лет аренды: в первый год плата составляет 40% от базовой арендной платы (базового тарифа), во второй год – 60%, в третий – 80%. С четвертого года и далее предприниматель платит уже полную ставку.

Имущественную поддержку. Федеральные и местные власти часто располагают недвижимостью и земельными участками, которые используются неэффективно, либо вообще не используются. Государство предоставляет имущественную поддержку индивидуальным предпринимателям в виде льготной аренды такой муниципальной собственности.

Основная цель программ господдержки — поддержать бизнес на всех этапах его развития: от стартовой идеи до расширения и выхода на экспорт. Устраняются многие административные барьеры, популяризируется сам образ предпринимателя. В стране повышаются экономические показатели, увеличиваются рабочие места.

В договорах нужно внимательно обратить внимание на наименование услуги. Оно должно содержать формулировку «Разработка программного обеспечения для электронно-вычислительных машин» или «Разработка базы данных для электронно-вычислительных машин». Формулировки можно взять прямо из условий применения льготы на сайте Минкомсвязи.

Ранее формулировка п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ позволяла делать сайты и не выставлять НДС (сайт попадает под определение программы для ЭВМ по статье 1261 ГК РФ), то с 01.01.2023 это будет невозможно. У вас просто не примут заявку на регистрацию этого ПО, вы не сможете вписать корректные коды продукции и класс ПО.

  1. Нужен аккаунт организации в ЕСИА (по сути, Госуслуги). Если вы хоть раз сдавали отчетность по ООО, ваш бухгалтер уже должен был создать учетную запись.
  2. Нужна ЭЦП для подписи заявлений.
  3. Нужно подать заявление о регистрации ПО в реестр через сайт реестра (пункт 19). Авторизация в реестре происходит через ЕСИА. Вам потребуется зайти в личный кабинет и подать заявление: указать необходимые данные и приложить пакет документов. Список документов указан в официальной инструкции. Среди этих документов: устав; документы, подтверждающие исключительность права владения ПО; техническая документация и другие.
    Исчерпывающий список документов для подачи заявления представлен в этом документе (пункт 14 и 15).
  • Выручка = 50 млн рублей в год без учета НДС;
  • Расходы на подрядчиков и товары = 10 млн рублей в год без учета НДС;
  • Зарплата на руки по всем сотрудникам = 17,4 млн рублей в год;
  • НДФЛ = 2,6 млн рублей в год;
  • НДС с выручки = 50 * 20% = 10 млн рублей в год;
  • НДС входящий с подрядчиков = 10 млн * 20% = 2 млн рублей в год.
  1. Небольшие IT-компании в основном работают на УСН 6% или УСН 15%, поэтому маневр в НДС и по налогу на прибыль их будет мало касаться.
  2. IT-компании, которые работают на ОСН — это в основном крупные IT-компании, работающие с крупными заказчиками, которые так же на ОСН. Они, скорее всего, вообще не применяют эту льготу, чтобы давать НДС к вычету для своих покупателей.
  3. Компании на ОСН, которые оказывали услуги по разработке сайта для подрядчиков на УСН, не смогут применять льготу, потому что не смогут зарегистрировать сайт в реестре.
Вас может заинтересовать :  Код категории льготы 030 в мед. Учреждениях что это

Налоговые льготы для нко 2023

  • на 6 месяцев по выплатам физическим лицам за март – май 2023 г. (то есть за март нужно уплатить не позднее 15 октября, за апрель – не позднее 15 ноября, за май – не позднее 16 декабря),
  • на 4 месяца взносов с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за период с июня по июль 2023 года (то есть за июнь – не позднее 15 ноября, за июль – не позднее 16 декабря).

Социально ориентированным некоммерческим организациям (далее – НКО) предоставили налоговые льготы наряду с другими организациями, которые пострадали от пандемии коронавируса. Льготами могут воспользоваться некоммерческие организации, включенные в специальный реестр социально ориентированных НКО (п. 2.1 ст. 2 Закона от 12.01.1996 № 7). Речь идет о социально ориентированных некоммерческих организациях, которые включены:

  • социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • охрана окружающей среды и защита животных;
  • охрана и содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
  • оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
  • профилактика социально опасных форм поведения граждан;
  • благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства);
  • деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
  • формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
  • развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
  • деятельность в сфере патриотического (в том числе военно-патриотического) воспитания граждан Российской Федерации;
  • проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
  • участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
  • социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
  • мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
  • содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;
  • увековечение памяти жертв политических репрессий.

Перечисленные выше изменения вступили в силу с 18 мая 2023 года. Полагаем, что если на момент наступления этой даты сроки уплаты налогов и взносов, на которые распространяются льготы, уже прошли, контролирующие органы не должны начислять пени и применять меры ответственности, ведь нормы, отменяющие или освобождающие налогоплательщика от ответственности, имеют обратную силу (п. 3, 4 ст. 5 НК РФ).

Налоговые льготы для некоммерческих организаций

Законодательство устанавливает обязанность некоммерческих организаций, имеющих право на налоговые льготы, осуществлять отдельный учет доходов, по которым начисляется налог на прибыль. Более того, НКО обязаны доказать при необходимости факт целевого использования всех финансовых поступлений. Это необходимо для грамотного отражения целевых сумм при расчете прибыли и подлежащего уплате налога. По завершении налогового периода налогоплательщик должен направить отчет о целевом использовании полученных средств в свой налоговый орган.

услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных, профессиональных образовательных программ как основных, так и дополнительных, программ профессиональной подготовки, в соответствии с лицензией, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии;

предметов религиозного назначения и религиозной литературы по перечню, утв. Правительством РФ, производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), в рамках религиозной деятельности, а также организация и проведение такими организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;

При этом Налоговым кодексом РФ предусмотрены льготы по уплате налогов для некоммерческих объединений. Также закон «О некоммерческих организациях» устанавливает льготный режим по уплате налогов для социально направленных некоммерческих организаций. Так, к примеру, льготы при уплате сборов и налогов имеет благотворительный фонд.

  • религиозные объединения. Данная льгота действует в том случае, если имущество используется в религиозной деятельности;
  • общероссийские общественные организации инвалидов. Условия предоставления льготы – те же, что и по освобождению от НДС;
  • созданные общественными организациями инвалидов учреждения. Для получения льготы такая структура должна иметь статус общероссийской. Имущество, освобождаемое от налога, должно использоваться для достижения культурных, физкультурно-спортивных, информационных, лечебно-оздоровительных, социальных, научных и иных целей;
  • организации, созданные общественными объединениями инвалидов. Условия освобождения от налога на имущество – те же, что и для льготы по НДС. Уставный капитал должен состоять исключительно из взносов общественных объединений инвалидов. В штате организации должно быть не менее 50 % работников, имеющих инвалидность. Их заработная плата должна составлять не менее 25 % фонда оплаты труда.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2023 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2023 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.