Нормы закона о коммунальных платежах в 2023 году

  • за содержание жилья в повышенном размере, если ранее не было принято соответствующее решение о повышении на общедомовом собрании жильцов. Решение принимается путем голосования и фиксируется в протоколе собрания. При этом проголосовать за повышение платы должно более половины собственников жилых помещений в МКД;
  • за установку и поверку общедомовых приборов учета потребления ресурсов. Они устанавливаются и обслуживаются управляющей компанией без взимания на это средств с жильцов дома. Исключение составляют ситуации, когда такое решение опять же принято жильцами на собрании;
  • при увеличении стоимости жилищно-коммунальных услуг свыше установленных нормативов. По каждому ресурсу региональным правительством устанавливается предельный норматив повышения тарифов.
  • расходы, связанные с содержанием жилья (услуги и работы по управлению домом, текущий ремонт и содержание общего имущества, потребленные коммунальные ресурсы, использованные на общедомовые нужды);
  • взносы на капитальный ремонт МКД;
  • коммунальные услуги, включающие в себя фактически потребленные (или по нормативу, если в квартире не установлены счетчики) воду холодную и горячую, электроэнергию, тепло, канализацию, газ, а также вывоз твердых бытовых отходов.

Обращение в суд. Образовавшуюся задолженность поставщик услуги ЖКХ вправе взыскать с потребителя в судебном порядке. В свою очередь, неплательщик может представить все необходимые доказательства своей правоты в письменной форме. Решение будет зависеть от позиции судьи.

ЖКХ – 2023: рост тарифов на коммунальные услуги, возобновление взыскания неустойки за просрочку платежей, новые правила пожарной безопасности в зданиях

Указанные поправки призваны предотвратить имеющиеся на практике случаи, когда граждане фактически лишаются права на получение рассматриваемых субсидии или компенсации из-за предоставления управляющими организациями недостоверных или неточных сведений, а также в связи с осуществлением ими некорректного расчета размера соответствующей платы и выставления задолженности с истекшим трехгодичным сроком давности. Это приводит к тому, что граждане в целях доказывания отсутствия задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги вынуждены жаловаться в органы госвласти, а порой – и отстаивать свои права в судах.

Что касается территорий населенных пунктов, то сохранятся действующие запреты на использование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, мусора, травы и иных отходов, оборудования и тары, размещения сооружений, в том числе временных, для разведения костров, установления мангалов и сжигания отходов. Как и ранее, нельзя будет разводить костры, в том числе для сжигания мусора, травы, листвы, для приготовления пищи, на землях общего пользования населенных пунктов, а также на территориях частных домовладений, расположенных на территориях населенных пунктов – для этого нужно использовать специально отведенные места и применять установленные способы. А автомобилистам надо будет следить за тем, чтобы их транспортные средства не перекрывали площадки для пожарной техники.

С 1 января 2023 года будет скорректирован порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Они предоставляются гражданам, расходы которых на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую устанавливаемой субъектом РФ максимально допустимой доле расходов граждан на эти цели в совокупном доходе семьи. Право на субсидии имеют как собственники жилых помещений и члены жилищных кооперативов, так и наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, а также пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (п. 1-2 ст. 159 Жилищного кодекса РФ).

Аналогичные корректировки претерпит порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Ее нельзя будет получить при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. А информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта РФ или управомоченное им учреждение будут получать из ГИС ЖКХ (ч. 3 ст. 160 Жилищного кодекса РФ).

Стоит отметить, что законодатель периодически инициирует рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением потребителей качественными коммунальными услугами и корректировкой порядка их оплаты. Несколько актуальных инициатив с поправками, срок начала действия которых запланирован на 2023 год, находится на рассмотрении в Госдуме.

Нормы закона о коммунальных платежах в 2023 году

  • возможности ограничения или приостановления исполнителем предоставления коммунальной услуги в случае неполной ее оплаты потребителем в порядке и сроки, установленные Правилами ЖКУ , при условии предварительного уведомления об этом потребителя ( подп. «а» п. 117 , п. 119 Правил ЖКУ );
  • обязанности потребителей, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за коммунальные услуги, уплатить исполнителю пени в размере, установленном ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ ( п. 159 Правил ЖКУ );
  • праве исполнителя требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) за потребленные коммунальные услуги ( подп. «а» п. 32 Правил ЖКУ );
  • праве исполнителя коммунальной услуги по обращению с ТКО требовать в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, уплаты неустоек (штрафов, пеней) ( п. 148.23 Правил ЖКУ ).

Нововведением, которое коснется каждого потребителя, станет повышение в следующем году платы за коммунальные услуги за счет индексации ее размера. Но стоит сразу оговориться, что, во-первых, такое повышение является плановым и традиционным, во-вторых, увеличение тарифов произойдет только с 1 июля 2023 года.

Наименьший показатель роста предусмотрен для Мурманской области (3,2%), а наибольший – для Чеченской Республики (6,5%). В 29 регионах России, включая республики Калмыкия, Марий Эл, Мордовия, Удмуртскую и Чувашскую республики, Ленинградскую, Астраханскую, Брянскую, Владимирскую, Ивановскую, Калининградскую, Калужскую, Пензенскую, Псковскую, Рязанскую, Тверскую, Тюменскую, Ярославскую области, Ставропольский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, предельный индекс повышения тарифов составит 3,4%. Достаточно высокие показатели определены для Новгородской области (6,4%), Республики Крым (6,2%), Республики Саха (6%) и Кабардино-Балкарской Республики (5,4%). Для Крыма и г. Севастополя, помимо индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установлены предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на период с 2023 по 2023 годы.

Напомним, размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги запрещается повышать выше предельных (максимальных) индексов изменения размера такой платы в муниципальных образованиях, утвержденных региональными властями ( ч. 1 ст. 157.1 Жилищного кодекса ). Между тем, предельные индексы определяются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ, устанавливаемых кабинетом министров, – на 2023 год они определены Распоряжением Правительства РФ от 30 октября 2023 г. № 2827-р .

Наконец, в следующем году продолжится реализация ведомственной целевой программы » Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг «, утв. Минстроем России 9 сентября 2023 г. № 17-П/05. В качестве целевых показателей программы на 2023 год указаны, в частности, оказание 19,57 тыс. семей господдержки в обеспечении жильем и предоставление компенсации оплаты взноса на капремонт общего имущества в МКД 100% граждан, имеющим право на получение такой компенсации и обратившимся за ней в установленном порядке.

С 1 января 2023 года не действует мораторий, введённый ПП РФ № 424 в отношении ИПУ не прошедших поверку. Теперь прибор учёта, у которого истёк срок поверки, будет считаться неисправным, пока не пройдёт повторную поверку. Показания такого счётчика более приниматься не будут.

С 1 января 2023 года вступили в силу Правила обращения с ртутьсодержащими отходами, утверждённые постановлением Правительства РФ от 28.12.2023 № 2314. За сбор и хранение отработавших ртутьсодержащих осветительных приборов в многоквартирных домах до момента вывоза отвечают управляющие домами.

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2023 № 1969 определены особенности проведения плановых проверок в текущем году. Срок проведения документарных и выездных проверок не будет превышать 10 рабочих дней. В течение всего 2023 года плановые проверки разрешено проводить дистанционно с помощью средств аудио- и видеосвязи.

  • использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий), если это не предусмотрено проектом (п. 8);
  • хранить и применять на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы (пп. «а» п. 16);
  • использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов (пп. «б» п. 16);
  • размещать и эксплуатировать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные помещения, а также хранить горючие материалы (пп. «в» п. 16);
  • устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением случаев, специально предусмотренных в нормативных правовых актах РФ и нормативных документах по пожарной безопасности (пп. «г» п. 16);
  • снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (пп. «д» п. 16);
  • проводить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода) (пп. «е» п. 16);
  • размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир (пп. «ж» п. 16);
  • закрывать жалюзи, остеклять балконы (открытые переходы наружных воздушных зон), лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам (пп. «и» п. 16);
  • устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы (пп. «к» п. 16);
  • размещать на лестничных клетках, в поэтажных коридорах, а также на открытых переходах наружных воздушных зон незадымляемых лестничных клеток внешние блоки кондиционеров (пп. «м» п. 16);
  • устраивать производственные и складские помещения для применения и хранения пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, а также изменять их функциональное назначение в квартирах (п. 85).
Вас может заинтересовать :  Положены ли бесплатные лекарства при 3 группе инвалидности

1 июля вступило в силу постановление Правительства РФ от 29.06.2023 № 950. Этим документом ответственность по установке, обслуживанию и ремонту счётчиков электроэнергии в многоквартирных домах закрепляется за энергосбытовыми организациями, в частных домах – за сетевыми компаниями.

105. При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем, а в случаях, предусмотренных подпунктами «б», «г» — «ж» пункта 17 настоящих Правил, — аварийно-диспетчерскую службу, деятельность которой организована управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (далее — аварийно-диспетчерская служба).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 июля 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2023 года N 897.

При этом проблемы расчета платы за потребленную тепловую энергию в Российской Федерации остаются. В тех домах, где приборов учета вообще нет, расчет производится по нормативам. По утверждению чиновников таковых в России еще 40%. Нередко по нормативам продолжают начислять, даже если есть счетчики, например, в Ленинградской области.

Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, осуществляется уполномоченными органами жилищного надзора исполнительной власти субъектов РФ в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса РФ. Большинство жителей многоэтажек и домов количеством квартир больше двух или трех четко знают правила предоставления коммунальных услуг пользователям и собственникам.

При выявлении отсутствия доступа к использованию коммунальных ресурсов собственников квартир в течение определенного времени за этот период производится перерасчет, согласно которому граждане оплачивают только фактический период пользования услугами ЖКХ.

  • условия, при выполнении которых предоставляются услуги (так, предоставление услуг начинается с момента приобретения права собственности, аренды и найма. Обязательства по оплате у собственников возникают и без заключения договора с поставщиками);
  • типовые формы и обязательные условия, права и обязанности (в том числе, по установке счетчиков и передаче информации о показателях, требования к счетчикам);
  • порядок расчета платы за коммуналку с формулами и коэффициентами (при отсутствии счетчиков – по нормативам потребления с учетом повышающих коэффициентов);
  • порядок учета с детальным описанием монтажа счетчиков;
  • порядок и основания для приостановления (основание – задолженность, порядок предполагает обязательно предварительное уведомление);
  • правила определения качества услуг;
  • меры ответственности.

Новости ЖКХ

Есть вероятность, что и в 2023 году Правительству позволят установить особенности начисления и уплаты пени. Это предусмотрено проектом № 1076904-7, однако он только ещё внесен в Госдуму, поэтому рассчитывать на новые отсрочки и освобождения сразу с января 2023 года должникам не стоит. Возможно, проект даже отклонят, или Правительство РФ просто не станет вновь устанавливать мораторий на начисление и взыскание пени.

Размер платы на остальные ЖКУ традиционно повышается не в январе, а в июле 2023 года. Это следует из распоряжения Правительства РФ от 30.10.2023 № 2827-р, которое утвердило средние по субъектам РФ индексы изменения размера вносимой гражданами платы за ЖКУ: на первое полугодие 2023 г. — 0% по всем субъектам РФ, а на II полугодие 2023 г. индексы различаются в зависимости от региона.

С 1 января ожидалось вступление в силу изменений в Жилищный кодекс РФ, касающихся предоставления субсидий и компенсаций расходов на оплату ЖКУ. В частности, речь шла о самостоятельном получении соцзащитой сведений о задолженности (писали раньше), при этом Жилищный кодекс дополнялся положением, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности. Однако вступление в силу этих положений переносится на 1 июля 2023 года. Это предусмотрено проектом № 938108-7, который уже принят Госдумой РФ и поступил в Совет Федерации.

В пункте 81(2) уточнили даты, с которых счётчик считается введённым в эксплуатацию в случае, если исполнитель не соизволил явиться для допуска прибора учета в эксплуатацию. Прежняя редакция предусматривала правила только в отношении счётчиков электроэнергии, теперь эту несправедливость устранили, и показания любого прибора учета можно будет учитывать, если исполнитель коммунальных услуг уклоняется от исполнения своих обязанностей.

Среди документов есть Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» и Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Правда ли, что жителей НЕ освободили от пеней за ЖКУ, а УО и ТСЖ — за коммунальные ресурсы? Ответ Минстроя

  1. Управляющая организация вправе начислить собственнику помещения в многоквартирном доме пени, предусмотренные ч. 14 ст. 155 ЖК, за период по 31.03.2023, но не вправе до 02.01.2023 года взыскать эти пени?
  2. С января 2023 года управляющая организация вправе будет начислить собственнику помещения пени, предусмотренные ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, за период просрочки с 01.04.2023 по 01.01.2023?
  3. Управляющие организации по-прежнему обязаны уплачивать ресурсоснабжающим организациям пени за поставленные им в целях предоставления коммунальных услуг коммунальные ресурсы?
  4. Какие-либо ограничения на взыскание с управляющей организации законной неустойки за несвоевременную оплату за полученные от ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы отсутствуют?

Ресурсоснабжающие организации однозначно могут взыскать с УО и ТСЖ помимо основной задолженности и неустойку в соответствии со ст. 395 ГК РФ. Возможность начисления и взыскания неустойки в большем размере находится под вопросом. С 2023 года РСО, скорее всего, смогут доначислить и взыскать неустойку за 2023 год.

Также Правительство РФ не приостановило действие частей 9.2 и 9.3 ст. 15 федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», ч. 2 ст. 26 федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», частей 6.3 и 6.4 ст. 13, частей 6.3 и 6.4 ст. 14 федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», установивших законную неустойку для управляющих организаций за несвоевременное внесение платы за полученные от ресурсоснабжающих компаний коммунальные ресурсы.

Вас может заинтересовать :  Косгу вода бутилированная для кулеров в 2023

Если решение о взыскании соответствующей неустойки принимается судом до 1 января 2023 г. (или в случае внесения изменений — иной даты окончания моратория на взыскание неустоек), то в резолютивной части решения суд указывает сумму неустойки, исчисленную за период до 6 апреля 2023 г. В части требований о взыскании неустойки до момента фактического исполнения обязательства суд отказывает на основании статьи 10 Закона N 98-ФЗ, пунктов 3 — 5 постановления N 424, как поданных преждевременно. Одновременно суд разъясняет заявителю право на обращение с таким требованием в отношении дней просрочки, которые наступят после завершения моратория.

Как видно, Минстрой не указал на наличие запрета на начисление и взыскание в 2023 году пеней жителям за просрочки оплаты, допущенные ими в 2023-м. Зато высказался о том, что в отношении управляющих организаций и ТСЖ, несвоевременно и (или) не полностью исполнивших обязательство по оплате коммунальных ресурсов, пени не начисляются до 1 января 2023 (видимо, 2023) года.

ИТОГ:
Разночтения требований законодательства, отсутствие НПА с разъяснениями по выходу из моратория по начислению пени потребовали гибкой настройки учета структуры задолженности в начислениях пени с произвольными интервалами.

Обратите внимание, что остальные положения Правил №354 не приостанавливали своё действие в период моратория, а именно не приостанавливалась обязанность потребителей своевременно вносить плату за ЖКУ в сроки, установленные Правилами или Договором управления:

Согласно ст.155 ЖК РФ лица, несвоевременно или не полностью внесшие плату обязаны оплатить пени от не выплаченной в срок суммы начиная с 31го дня, следующего за днем наступления указанного срока. Срок оплаты – 10е число месяца, следующего за расчетным периодом.

32. Исполнитель имеет право:
а) требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, — уплаты неустоек (штрафов, пеней);

Основание: ст. 155 ЖК РФ — несвоевременно внесшие плату обязаны оплатить пени начиная с 31 дня за днем наступления указанного срока — обязанность по оплате пени за задолженность на 01.12.2023 наступает 10.01.2023. Настройка: параметры Принципала → «Параметры начисления пени» Дата «Начало» = 01.01.2023

Право на льготы по оплате коммунальных услуг: размеры и оформление

Социальные группы граждан, кто имеет право на льготы по оплате коммунальных услуг не всегда информированы о своих правах и часто просто не знают, что их расходы на квартплату могут быть меньше. Статья ликвидирует этот пробел, рассказав, кому в 2023 году полагаются льготы и субсидии на коммунальные услуги.

Ведь стоимость коммунальных услуг неизменно увеличивается. А доходы большинства растут не так стремительно. Активные, трудоспособные россияне еще способны самостоятельно решить эту проблему, например, найти дополнительную или более доходную работу. Однако определенная часть населения не может оплачивать коммунальные услуги в полном объеме и нуждается в поддержке государства. И оно оказывает им помощь в виде льгот и субсидий (компенсаций).

Региональные власти могут установить еще более выгодные скидки на ЖКХ для федеральных льготников, если на это у субъекта России есть материальные средства. Также регионы обязали установить льготы на оплату ЖКХ для определенных слоев населения. Среди тех, кто имеет право на региональные льготы по ЖКХ, указаны следующие группы граждан:

ВАЖНО! Граждане, кто пользуется предоставленными государством льготами на коммунальные услуги, могут делать это не только там, где они постоянно зарегистрированы. Льготникам разрешается пользоваться своим преимуществом в любых местах их фактического пребывания.

  • паспорт гражданина России (с копией);
  • документ, подтверждающий статус заявителя, благодаря которому он имеет право на льготы по оплате коммунальных услуг – справка об инвалидности, «детские» свидетельства о рождении (сделать копии);
  • документы, на основании которых льготник проживает в жилом помещении – договор найма, свидетельство собственника (сделать ксерокс);
  • если льготник проживает не там, где постоянно зарегистрирован, то он должен предоставить справку, что не получает скидку по месту регистрации;
  • форму-9 (в некоторых случаях).

«В связи с уже принятым решением пролонгировать до 1 апреля постановление правительства о дополнительных субсидиях на оплату жилых помещений и коммунальных услуг мораторий потерял свою актуальность. Сейчас по сравнению с концом прошлого года нет острой ситуации с COVID-19, число заболевших стабильно снижается. К тому же, по мнению экспертов, в индивидуальном порядке решить вопрос о рассрочке можно будет непосредственно с управляющей компанией», — прокомментировал изданию решение Минстроя депутат.

В письме Минстроя подчеркивается, что с начала этого года предоставление коммунальных услуг и расчеты за потребленные коммунальные ресурсы осуществляются в соответствии с действующим жилищным законодательством РФ без послаблений, которые были установлены кабмином в прошлом апреле. Так, коммунальщикам, РСО и операторам ТКО в период пандемии было запрещено приостанавливать оказание коммунальных услуг при их неполной оплате. Теперь и эта мера будет применяться вновь.

«Действие постановления правительства РФ от 2 апреля 2023 года № 420 „О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг“ продлено по 1 апреля 2023 года. В случае, если срок предоставления субсидии истекает в период с 1 октября 2023 года по 1 апреля 2023 года, субсидия предоставляется в том же размере на следующие шесть месяцев в беззаявительном порядке», — уточняет ведомство.

„Ковид стал причиной серьезных экономических проблем, которые в свою очередь, привели к снижению доходов населения, почему и был введен мораторий. Отсюда простой вывод — мораторий нужно отменять не тогда, когда коронавирус отступил, а когда страна сможет преодолеть экономические проблемы, вызванные пандемией. А это процесс не быстрый“.

В 2023 году порядок оплаты коммунальных услуг для заказчиков изменится (КВР)

Внимание! С этого года заказчики применяют код вида расходов (далее – КВР) 247 для оплаты: потребленных энергетических и/или коммунальных ресурсов в рамках договоров поставки электроэнергии, газа, теплоснабжения; услуг транспортировки указанных энергетических и/или коммунальных ресурсов по газораспределительным и электрическим и теплосетям.

В письме Минфина России от 10 декабря 2023 г. N 02-08-10/109647 «Об отражении в учете расходов на горячее водоснабжение» указано на то, что в указанном описании приведён закрытый перечень видов энергетических и (или) коммунальных ресурсов, для отражения по виду расходов 247 иных расходов, не перечисленных в описании, нет оснований. В частности, КВР 247 не должен применятся: для оплаты оплате энергетических и (или) коммунальных ресурсов, приобретаемых (потребляемых) зарубежными аппаратами, представительствами государственных органов, функционирующими за пределами территории Российской Федерации (письмо Минфина России от 27 августа 2023 г. N 02-05-10/75430 «О применении вида расходов 247 “Закупка энергетических ресурсов” классификации расходов бюджетов»);

Таким образом, прочие коммунальные услуги такие, как водоснабжение и водоотведение, надо оплачивать по КВР 244. Многие заказчики столкнулись с проблемой того, что они заключили контракты на электроэнергию, теплоснабжение в 2023 году на 2023 год с КВР 244, или образовалась кредиторская задолженность по контрактам 2023 года, которую надо оплачивать по КВР 247.

В связи с чем заказчикам пришлось вносить изменения в реестр контрактов для изменения КВР, а федеральным заказчикам еще и бюджетные обязательства. В случае, если в контракте был указан КВР, то заказчикам следует подписать дополнительное соглашение о внесении изменений в контракт. Если в контракте не указан КВР, то потребуется внести изменения в сведения, указанные в реестре контрактов, используя функционал исправления сведений, на вкладке «За счет бюджетных средств», установить галочку на признаке «Были изменены относительно извещения: КБК», внести необходимые изменения. При этом поменять ИКЗ в плане-графике, контракте или реестре контрактов не удастся, поскольку он остается неизменным.

— Инфляцию никто не отменял. Поэтому расходы управляющих компаний и ресурсников реально растут. И их себестоимость растет. Поэтому либо надо повышать тарифы, либо компенсировать выпадающие доходы за счет бюджета, — говорит Анатолий Голов. — Управляющие компании находятся во многих случаях в бедственном положении. Мы делаем вид, что мы платим, а они делают вид, что нас обслуживают.

Двухэтапное повышение тарифов (зимой и летом) было разовой акцией в 2023 году. Тогда для этого был вполне обоснованный повод: повышение НДС. Это должно было удержать инфляцию и дать бюджету дополнительные деньги, которые власти планировали пустить на исполнение социального блока майских указов — образование и медицину. И если многие компании могли заложить эти деньги в стоимость товаров и услуг, то коммунальщикам пришлось сложнее: плату за ЖКУ просто так они поднять не могут. По закону делать это можно раз в год — 1 июля. Тогда поставщики ресурсов объявили, что будут работать в убыток, если им не разрешат поднять тарифы дважды за год. И создали отдельный законопроект, который бы решил этот вопрос.

Посмотрите, энергетики говорят, что им должны миллиарды рублей. При этом они живут замечательно. Посмотрите на водоканалы в каждом городе, посмотрите на других ресурсников, на тепловиков. Они живут — кум королю и сват министру. Это говорит о том, что тарифы, с одной стороны, завышены. С другой стороны, рынок здесь не работает, — говорит сопредседатель Союза потребителей РФ Анатолий Голов.

— То, что где-то решили не повышать тарифы, — это очень хорошо. Но, на мой взгляд, более разумным было то решение, которое было принято несколько лет назад и которое не выполняется. Это инфляция минус . Такой рост тарифов заставляет ресурсников снижать себестоимость. Потому что инфляция учтена, с одной стороны, с другой стороны, — не в полном объеме. Поэтому они должны искать способы, как сэкономить. И это было более разумно. Но, к сожалению, у нас это не соблюдается, — говорит Анатолий Голов.

Коронавирус ударил по всем. Выросло число безработных (по данным Минтруда, с начала пандемии эта цифра увеличилась на 1,3 миллиона человек — безработными официально числятся почти 5 миллионов россиян), а вместе с ним и коммунальные долги. Точную цифру эксперты пока не называют, но отмечают, что к концу года общая сумма долгов может достичь 1,6 триллиона рублей.

Нормы закона о коммунальных платежах в 2023 году

а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2023 годах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857;

в) в 5-месячный срок утвердить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации примерные условия энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме;

а) в 2-месячный срок представить по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549, и основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530;

«индивидуальный прибор учета» — средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении;

«домовладение» — жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты);

В пункте 81(2) уточнили даты, с которых счётчик считается введённым в эксплуатацию в случае, если исполнитель не соизволил явиться для допуска прибора учета в эксплуатацию. Прежняя редакция предусматривала правила только в отношении счётчиков электроэнергии, теперь эту несправедливость устранили, и показания любого прибора учета можно будет учитывать, если исполнитель коммунальных услуг уклоняется от исполнения своих обязанностей.

Обращаем внимание, что мораторий на внеплановые проверки, в том числе по жалобам, никто на 2023 год не продлевал. Вы можете писать жалобы в жилищные инспекции для проведения таких проверок. На всякий случай лучше поторопиться. В Совет Федерации уже поступил принятый Госдумой законопроект № 938108-7. Он предусматривает право Правительства РФ в 2023 году вновь установить особенности проведения проверок юридических лиц. Это совсем не значит, что Правительство будет снова вводить мораторий на внеплановые проверки, просто у него будет такая возможность, если понадобится.

С 1 января ожидалось вступление в силу изменений в Жилищный кодекс РФ, касающихся предоставления субсидий и компенсаций расходов на оплату ЖКУ. В частности, речь шла о самостоятельном получении соцзащитой сведений о задолженности (писали раньше), при этом Жилищный кодекс дополнялся положением, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности. Однако вступление в силу этих положений переносится на 1 июля 2023 года. Это предусмотрено проектом № 938108-7, который уже принят Госдумой РФ и поступил в Совет Федерации.

Среди документов есть Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» и Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Размер платы на остальные ЖКУ традиционно повышается не в январе, а в июле 2023 года. Это следует из распоряжения Правительства РФ от 30.10.2023 № 2827-р, которое утвердило средние по субъектам РФ индексы изменения размера вносимой гражданами платы за ЖКУ: на первое полугодие 2023 г. — 0% по всем субъектам РФ, а на II полугодие 2023 г. индексы различаются в зависимости от региона.

Они устанавливают среди прочего требования к заявлению о нарушении законодательства о рекламе (п. 14 Правил). Если понадобится жаловаться на несогласованные рекламные конструкции на фасаде многоквартирного дома или придомовой территории, то нужно перед обращением полистать этот документ, чтобы антимонопольный орган не завернул обращение.

Федеральный закон от 29 декабря 2023 г. № 468-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” переносит обязанность указывать идентификаторы гражданина-должника при составлении исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа до 2023 года (ст. 4).

  • Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861);
  • Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87);
  • Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178);
  • Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или ТСЖ либо кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 № 124);
  • Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).

Среди документов есть Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» и Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Есть вероятность, что и в 2023 году Правительству позволят установить особенности начисления и уплаты пени. Это предусмотрено проектом № 1076904 – 7, однако он только ещё внесен в Госдуму, поэтому рассчитывать на новые отсрочки и освобождения сразу с января 2023 года должникам не стоит. Возможно, проект даже отклонят, или Правительство РФ просто не станет вновь устанавливать мораторий на начисление и взыскание пени.