Обязательный аудит по открытому конкурсу в 2023 году

Например, в одном из судебных разбирательств общество предоставило аудиторское заключение позже установленного срока. Причиной стало несвоевременное заключение договора на аудит по причине отсутствия денежных средств. Данное обстоятельство помогло обществу добиться минимальной суммы штрафа в сумме 350 000 руб., но не повлияло на решение суда в взыскании этой суммы (Постановление от 22.04.2023 № Ф03-1384/2023 Арбитражного суда дальневосточного округа).

Помимо финансового критерия, обязательному аудиту подлежат определенные виды НКО. В этом случае не имеет значения соблюдение критериев по выручке или валюта баланса НКО. Например, все фонды, за исключением международных и государственных внебюджетных фондов, иностранные агенты.

Обязательный аудит проводится ежегодно в один или в несколько этапов. При этом рекомендуем запланировать первую часть аудита до окончания срока сдачи отчетности и дополнить ее задачами по анализу налогового учета. Это даст дополнительные бонусы от проведения аудита.

К примеру, если даже финансовые показатели акционерного общества не превышают максимальные значения согласно новым критериям обязательного аудита по сумме дохода или активов (т.е. вроде как проводить аудит не нужно), но аудиторское заключение за 2023 год потребуется, в любом случае, на основании положений статьи 88 Закона об акционерных обществах N 208-ФЗ.

  • эффективность работы бухгалтерии;
  • состояние внутреннего контроля за хозяйственными процессами, в том числе с точки зрения предупреждения возможных хищений имущества и злоупотреблений при выполнении служебных обязанностей сотрудников и руководства;
  • выборочная проверка первичной бухгалтерской (финансовой) документации и операций на наличие ошибок (на основании специальных методик);
  • корректность применения законодательства;
  • выборочная инвентаризация имущества организации, с целью подтверждения его наличия и сохранности.

Малый бизнес освободили от обязательного аудита с 2023 года

Напомним, что сейчас обязательный аудит проходят организации, у которых выручка составляет более 400 млн рублей, а сумма активов — 60 млн рублей. Важно отметить, что раньше лимит был для выручки, а теперь — для суммы доходов, которая может отличаться от выручки и должна определяться в соответствии с НК РФ.

  1. Организаций, у которых в 2023 году доходы превысили 800 млн рублей или сумма активов баланса на конец года превысила 400 млн рублей (исключение — органы госвласти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и пр.). Достаточно выполнения одного условия, чтобы попасть под обязательный аудит.
  2. Организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.
  3. Профессиональных участников рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй.
  4. Фондов, если поступление имущества, в том числе денег, за 2023 год превышает 3 млн рублей. Исключение — государственные внебюджетные фонды, специализированные организации управления целевым капиталом и международные фонды.

Также из перечня исключили акционерные общества. Но это не значит, что их освободят от проверок. В ст. 5 добавили примечание о том, что обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами. Поэтому АО по-прежнему не получили освобождение.

Руководителем аудита может быть только аудитор в смысле Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», т.е. лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора, выданный саморегулируемой организацией аудиторов в соответствии с этим Федеральным законом, и являющееся членом саморегулируемой организации аудиторов. Аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», не может быть назначен руководителем аудита.

Федеральным законом от 2 июля 2023 г. № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию о членстве аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов, о внесении сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов).

Трудовым законодательством не раскрывается понятие «основное место работы» (равно как понятие «место основной работы»). По мнению Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России, изложенному в письме от 15 сентября 2023 г. № 14-2/В-880, основным может быть только одно место работы работника, где, соответственно, хранится его трудовая книжка. Кроме того, согласно статье 282 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» одним из требований к членству аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов является наличие не менее трех аудиторов, работающих в этой аудиторской организации на основании трудовых договоров. Федеральным законом от 2 июля 2023 г. № 359-ФЗ уточнено, что такие аудиторы должны быть работниками аудиторской организации по основному месту работы (ранее – такое требование не устанавливалось). Данное требование вступает в силу с 1 июля 2023 г.

Перечень информации о деятельности аудиторской организации, подлежащей раскрытию на Интернет-сайте этой организации, а также сроки раскрытия должны быть установлены Минфином России. Для аудиторских организаций на финансовом рынке Банк России вправе устанавливать дополнительные требования к указанным перечню и срокам, а также требования к форме раскрытия информации

Все, что нужно знать про обязательный аудит в 2023 году

Это, безусловно, наводит на мысль, что выбранный собственниками аудитор оказался «некомфортным» и руководителю пришлось найти более лояльного проверяющего. Сегодня на первой странице бухгалтерского баланса организации отражаются сведения об обязательном аудите (подлежит организация или нет) и аудиторе, с которым заключен договор. Это является, во-первых, мерой по предотвращению замены аудитора, а во-вторых, требует от аудируемого лица своевременно заключать договор на оказание услуг по обязательному аудиту.

Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.

Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно. А вот размещение сведений является платным. При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.

Вас может заинтересовать :  Статистика Малообеспеченных Семей 2023

В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.

Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

­Таким образом, даже если законодательство больше не требует от вашей компании проведение аудита, имеет смысл заказать инициативный аудит по индивидуальному техническому заданию. Кстати, не обязательно ограничиваться только проверкой бухгалтерского учета и отчетности. Чтобы получить больше пользы, можно поставить и иные задачи: проверка налогов и многое другое.

­Аудиторское заключение может дать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. В ходе обязательного аудита используется 48 международных стандартов (Приказ Минфина от 9 января 2023 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»).

как и ранее, отчетность, по которой есть аудиторское заключение (АЗ) имеет совершенно другой статус для внешних пользователей — вызывает больше доверия к показателям отчетности, деятельности компании в целом (многие крупные партнеры требуют от более мелких АЗ по бухгалтерской отчетности в качестве подтверждения их благонадежности);

Если ваша фирма попала под «переходные положения», не спешите расстраиваться и думать о несправедливости: вроде как освободили от аудита, а все равно проводить придется. Вы, наоборот, приобретете дополнительные преимущества от работы с аудиторами, по сравнению с компаниями, которые остались без аудита. В частности, для главных бухгалтеров положительное аудиторское заключение подтверждает их правомерные действия по ведению учета и составлению отчетности, т.е. позволяет им «спать спокойно». Для руководителей и собственников аудит — это возможность убедится в компетенции бухгалтерии и отсутствии рисков для них и компании, а также в сохранности активов компании.

­Без аудита невозможно быть уверенным в корректности отчетности и оптимальном налогообложении. Потому что даже супер опытные и добросовестные бухгалтеры могут упустить какой-то момент, который будет иметь значение для важных финансовых показателей фирмы. В процессе аудита можно выявить не только опасности, но и резервы проверяемого субъекта.

Аудиторская организация может назначить руководителем аудита как своего работника на основании трудового договора по основному месту работы, так и аудитора по совместительству здесь. Исключение – руководители аудита общественно значимых организаций (только по основному месту работы).

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.
  • передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну полученные сведения и документы;
  • разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме ЦБ и лица, которому оказывались аудиторские услуги (кроме случаев, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности и др. ФЗ (ранее такое требование не формулировалось).

Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).

  • терминология;
  • правовые основы регулирования аудиторской деятельности;
  • деятельность аудиторских организаций;
  • обязательный аудит и конкурсы;
  • оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям;
  • аудиторское заключение;
  • квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;
  • деятельность саморегулируемой организации (СРО) аудиторов;
  • контроль деятельности аудиторских организаций.

Также обязательный аудит должен проводиться в иных случаях, установленных федеральными законами. В частности, согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту.

Напомним, до внесения поправок обязательному аудиту подлежали организации, чья выручка превышала 400 млн рублей за год, предшествующий отчетному, или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышала 60 млн рублей.

  • органы государственной власти, органы местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные учреждения;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • сельскохозяйственные кооперативы, союзы этих кооперативов, организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • организации, имеющие организационно-правовую форму фонда, если поступление имущества (в том числе денежных средств) за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 млн рублей (исключение составляют государственный внебюджетный фонд, специализированные организации управления целевым капиталом и фонд, имеющий статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2023 № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»).
  • доход, полученный от предпринимательской деятельности, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн рублей (доход определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом);
  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн рублей.

Напомним, что сейчас обязательный аудит проходят организации, у которых выручка составляет более 400 млн рублей, а сумма активов — 60 млн рублей. Важно отметить, что раньше лимит был для выручки, а теперь — для суммы доходов, которая может отличаться от выручки и должна определяться в соответствии с НК РФ.

  1. Организаций, у которых в 2023 году доходы превысили 800 млн рублей или сумма активов баланса на конец года превысила 400 млн рублей (исключение — органы госвласти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и пр.). Достаточно выполнения одного условия, чтобы попасть под обязательный аудит.
  2. Организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.
  3. Профессиональных участников рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй.
  4. Фондов, если поступление имущества, в том числе денег, за 2023 год превышает 3 млн рублей. Исключение — государственные внебюджетные фонды, специализированные организации управления целевым капиталом и международные фонды.
Вас может заинтересовать :  Поправки по ст. 228.1 ч 5

Также из перечня исключили акционерные общества. Но это не значит, что их освободят от проверок. В ст. 5 добавили примечание о том, что обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами. Поэтому АО по-прежнему не получили освобождение.

Для каждого юридического лица план (программа) аудита утверждается индивидуально. Это зависит от организационно-правовой формы предприятия, сферы и видов деятельности, схемы налогообложения, особенностей бухгалтерского и налогового учета, других показателей. Все эти моменты определяются на начальном этапе работы.

На данный момент в Госдуме РФ находится на рассмотрении законопроект № 975888-7. Он успешно прошел экспертизу, общественное обсуждение. Законопроект предусматривает изменения в перечень организаций, которые должны проводить обязательную аудиторскую проверку. Если законопроект примут, из перечня исключать компании с выручкой до 800 млн. руб. и с суммой активов до 400 млн. руб. Это упростит работу и отчетность для малого и среднего бизнеса (одним из критериев для отнесения к малому бизнесу является лимит выручки до 800 млн. руб.).

Компании, чьи ценные бумаги допущены до организованных торгов, должны ежегодно заказать и провести независимую обязательную аудиторскую проверку. Заключение по итогам аудита необходимо представить организатору торгов, наряду с другими документами. Требования к компаниям-эмитентах и допуску из ценных бумаг на рынок регламентированы Законом № 39-ФЗ и Положением Банка России № 534-П. При отсутствии заключения или непредставлении его с заявкой компанию не допустят до торгов, привлекут к ответственности.

  • акционерные общества любой формы;
  • компания, чьи ценные бумаги выпущены в оборот и допущены к организованным торгам (организация-эмитент);
  • банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, НПФ, страховые компании, ряд других организаций в кредитной и финансовой сфере;
  • предприятие, чья выручка за прошлый год превысила 400 млн. руб.;
  • организация, сумма активов которых на конец предшествующего года превысила 60 млн. руб. (сумма определяется по бухгалтерскому балансу);
  • предприятие, раскрывающее годовую сводную бухгалтерскую или финансовую отчетность;
  • ряд других юридических лиц (застройщики, госкорпорации, НКО и т.д.).

Обязательная аудиторская проверка проводится на основании договора. Стоимость работы определяется по согласованию между сторонами, оплачивается заказчиком. Заключение выдается только организации, в отношении которой проводился аудит, либо заказчику по договору.

Изменены случаи обязательного аудита

а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн. руб.;

Объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или с умма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.

принимать решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора, в том числе выданного до 1 января 2011 г., в отношении своих членов и лиц, не являющихся членом ни одной саморегулируемой организации аудиторов (ранее – квалификационный аттестат аудитора, выданный до 1 января 2011 г. лицу, не являющемуся членом саморегулируемой организации аудиторов, аннулировался по решению Минфина России).

а) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В частности, согласно главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы ;

Федеральным законом от 29 декабря 2023 г. № 476-ФЗ изменен один из финансовых критериев, по которым определяется необходимость проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности. В качестве такого критерия надлежит использовать доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности (ранее — выручка от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) .

Обязательный аудит по открытому конкурсу в 2023 году

  • с суммой доходов за год более 800 млн руб. либо с суммой активов бухгалтерского баланса более 400 млн руб., за исключением ряда организаций с государственным участием. Решение о необходимости прохождения обязательного аудита принимается на основании данных отчетности за предыдущий год;
  • владельцев ценных бумаг, допущенных к организованным торгам;
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг или бюро кредитных историй;
  • с организационно-правовой формой фонда и поступлением имущества (в том числе денег) стоимостью более 3 млн руб. за год, предшествующий отчетному. Это не относится к государственным внебюджетным фондам, специализированным организациям управления целевым капиталом и международным фондам;
  • акционерных обществ.

Для уточнения статуса проверки следует связаться с аудиторами, а также изучить условия договора в части штрафных санкций, связанных с досрочным расторжением. Мы рекомендуем также посмотреть наш материал, который поможет качественно подготовиться к аудиторской проверке.

Поскольку при аудите отчетности за 2023 год особое внимание аудиторов будет обращено на эффективность системы внутреннего контроля компании в условиях неопределенности и изменений процессов в связи с пандемией, мы поможем Вам провести оценку системы внутреннего контроля и подготовим рекомендации по ее усовершенствованию с учетом аспектов, наиболее интересующих аудиторов.

Кто подпадает под обязательный аудит

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

Вас может заинтересовать :  Продление Группы Инвалидности Для Сотрудников Уфсин

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2023 № 534-П).

Требования к консолидированной отчетности (ее составлению, представлению и раскрытию) установлены законом «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ. Основные положения этого закона, помогающие разобраться с нюансами консолидированной отчетности, представлены на рисунке:

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

ЦБ и Казначейство, соответственно, должны будут определить порядок ведения реестров. Перечень включенных в них компаний будет доступен в интернете на страницах регуляторов. Решение о включении в реестр должно приниматься в течение 45 дней со дня подачи заявления. Принятый закон также прописывает основания отказа для включения в реестры.

Не относящиеся к этой категории компании, которые обязаны проводить обязательный аудит в связи с достижением пороговых значений по выручке и размеру активов в 800 млн рублей и 400 млн рублей соответственно, сейчас вправе обратиться к индивидуальному аудитору. Принятый закон обязует и эти компании пользоваться услугами только аудиторских организаций.

Согласно принятому депутатами закону, в РФ будут созданы два реестра аудиторских компаний. За реестр аудиторских организаций на финансовом рынке будет отвечать Банк России, только попавшие в него смогут оказывать услуги по аудиту так называемым общественно значимым организациям на финансовом рынке. К таковым проект относит, в частности, банки, страховые организации, бюро кредитных историй (БКИ), клиринговые организации, негосударственные пенсионные фонды, а также организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

Желающие попасть в реестры должны будут соответствовать ряду требований, среди них — к штатной численности аудиторов и к опыту работы. К примеру, в реестр Казначейства будут включаться аудиторские компании, в которых число штатных аудиторов до 1 января 2023 года было не менее трех, а после этой даты — не менее пяти. Для попадания в реестр Банка России в компании до 1 января 2023 года должно быть не менее семи штатных аудиторов, а после этой даты — не менее 12. Сама компания для попадания в любой из этих списков должна иметь опыт участия в оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям в течение трех лет.

Кроме того, документ выводит в отдельную категорию организаций БКИ, актуариев и кредитные рейтинговые агентства. Если ранее они назывались некредитными финансовыми организациями, то теперь вместе с аудиторами будут являться лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке.

Для уточнения статуса проверки следует связаться с аудиторами, а также изучить условия договора в части штрафных санкций, связанных с досрочным расторжением. Мы рекомендуем также посмотреть наш материал, который поможет качественно подготовиться к аудиторской проверке.

  • с суммой доходов за год более 800 млн руб. либо с суммой активов бухгалтерского баланса более 400 млн руб., за исключением ряда организаций с государственным участием. Решение о необходимости прохождения обязательного аудита принимается на основании данных отчетности за предыдущий год;
  • владельцев ценных бумаг, допущенных к организованным торгам;
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг или бюро кредитных историй;
  • с организационно-правовой формой фонда и поступлением имущества (в том числе денег) стоимостью более 3 млн руб. за год, предшествующий отчетному. Это не относится к государственным внебюджетным фондам, специализированным организациям управления целевым капиталом и международным фондам;
  • акционерных обществ.

Поскольку при аудите отчетности за 2023 год особое внимание аудиторов будет обращено на эффективность системы внутреннего контроля компании в условиях неопределенности и изменений процессов в связи с пандемией, мы поможем Вам провести оценку системы внутреннего контроля и подготовим рекомендации по ее усовершенствованию с учетом аспектов, наиболее интересующих аудиторов.

Во-вторых, комплексный или налоговый аудит гарантирует защиту ключевых лиц организации от негативных последствий ошибок в виде налоговых и иных рисков.
Народные мудрости гласят: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает» и «Доверяй, но проверяй». Так если вместо аудиторов на проверку приходит налоговый инспектор, то это практически всегда заканчивается серьезными налоговыми претензиями для организации и не только.

Также следует учитывать тренд, когда по итогам выездного налогового контроля привлекают к субсидиарной и уголовной ответственности руководителя и главного бухгалтера организации.
Примеров взыскания за налоговые долги компании достаточно. Так 98 млн. руб. составил долг руководителя и главного бухгалтера перед бюджетом — см. Определение ВС РФ от 27.11.2023 по делу № А40-161770/2023.
А по другому делу (Определение ВС РФ от 25.06.2023 № 305-ЭС19-17007), руководитель (он же собственник бизнеса) остался должен 53 млн. руб.

*С 1 января 2023 г. внесены изменения в ст. 5 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г. «Об аудиторской деятельности» — Федеральным законом от 29.12.2023 № 476-ФЗ.
Обязательный аудит проводится во всех случаях, предусмотренных федеральными законами. Поэтому обязательный аудит, не зависимо от стоимостных критериев, по-прежнему необходим: Акционерным обществам; банкам, их группам и холдингам; страховщикам.

Изменились критерии обязательного аудита для малого бизнеса с 2023 года. Для чего вообще нужен аудит? Понятно, что не каждый руководитель хочет разбираться в бухгалтерском и налоговом учете. Для большинства – это ЧЕРНЫЙ ЯЩИК. При этом каждый регулярно проводит ТО автомобиля для его бесперебойной работы и сохранения гарантий. В этой статье раскрою пользу от аудита для бизнеса и должностных лиц.

В-третьих, наличие аудиторского заключения (АЗ) дает бизнесу преимущества:
— отчетность с АЗ имеет совершенно другой статус – вызывает больше доверия для контрагентов, инвесторов и др.;
— при обращении в кредитные организации требуется АЗ к отчетности;
— при участии в тендерах, как правило, требуется АЗ.