Ответственность за ДТП с пострадавшими

Водителя, который не пропустил автомобиль с преимущественным правом проезда и столкнулся с ним на перекрестке, – если при этом пострадали люди, – допустимо наказать сразу по двум статьям КоАП: и по ч. 2 ст. 12.13 Кодекса – за то, что не пропустил (штраф накладывает ГИБДД), и по ст. 12.24 – за нарушение ПДД с последствиями в виде вреда здоровью легкой/средней тяжести (штрафует и лишает прав суд). В таких обстоятельствах два постановления об административном наказании не свидетельствуют о том, что за одно деяние лицо привлеклось к ответственности дважды (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 15 января 2023 г. № 48-АД18-13).

Автолюбительница сочла это нарушением ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ: никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Со ссылкой на этот правовой принцип она просила отменить второе постановление (о лишении прав) и прекратить производство по делу.

Впоследствии было установлено, что пострадавшему в ДТП пассажиру причинен вред здоровью средней тяжести. И вот уже спустя два месяца после ДТП в отношении автоледи сотрудниками ГИБДД был составлен второй протокол об АП, в этот раз по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ (нарушение ПДД, повлекшее вред здоровью потерпевшего). Событие правонарушения в протоколе было сформулировано так: «в нарушение п. 13.9 ПДД не уступила дорогу другому транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестка, совершив с ним столкновение». Затем районный суд, рассмотрев протокол и материалы дела, отобрал у нарушительницы водительские права на ближайшие полтора года.

В тот же день инспектор ГИБДД привлек даму к ответственности по ч. 2 ст. 12.13 КоАП РФ (нарушение правил проезда перекрестков) и наложил на нее административный штраф в размере одной тыс. руб. Постановление об административном правонарушении содержало следующую формулировку: «в нарушение п. 13.9 ПДД не предоставила преимущество движению другому транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестка, совершив с ним столкновение».

  • согласно п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об АП не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий лицом, в отношении которого ведется производство по делу об АП, постановления о назначении административного наказания, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи КоАП РФ;
  • однако эти положения неприменимы к данным обстоятельствам, поскольку по факту совершения ею противоправных действий не имеется актов, перечисленных в п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Ведь оба постановления об АП вынесены по различным статьям КоАП РФ –первое за нарушение правил проезда перекрестков, второе – за нарушение ПДД со специфическими последствиями (причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего);
  • следовательно, каждое из названных противоправных действий образует самостоятельные составы административных правонарушений, оснований для применения п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ не имеется;
  • а значит, наличие «первого» постановления об АП не свидетельствует о привлечении автолюбительницы к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.

Минимальный размер административного штрафа при ДТП с пострадавшими, получившими средней тяжести ущерб здоровью, установлен в 10 тысяч рублей. Поэтому если в ходе следствия и судебного разбирательства, виновник аварии установлен, то, как минимум, ему придется заплатить эту сумму. Максимальный размер штрафа установлен в 25 тысяч рублей. Окончательная сумма определяется в ходе следствия. Например, на размер административного штрафа влияет степень травм пострадавшего и степень виновности водителя.

Пешеходный переход — специально отведенное место на дороге, которым могут пользоваться пешие граждане. Водители не имеют права не пропустить переходящего по “зебре” человека. Поэтому все дорожно-транспортные происшествия с наездами на пешеходном переходе в априори происходят только по вине водителя, который управляет транспортным средством. Мера наказания зависит от степени причиненного пешеходу вреда.

Административный кодекс четко устанавливает виды наказания при причинении легкого вреда здоровью — административный штраф или лишение права управления транспортным средством на усмотрение суда. При этом под последним понимается полное лишение прав, независимо от категории. Например, если человек имеет право управлять мотоциклом, легковым автомобилем и грузовым, то при наказании в виде лишения водительского удостоверения, теряется право управлять всеми видами транспорта. Срок лишения составляет от 1 года до 1,5.

  1. Оказать первичную медицинскую помощь пострадавшим самостоятельно. В случае если причиненные травмы носят серьезный характер, вызвать скорую помощь незамедлительно. Если жизни и здоровью пострадавшего угрожает опасность, допускается отправление его на попутных машинах до ближайшего медицинского учреждения.
  2. Вызвать сотрудников ГИБДД.
  3. Зафиксировать расположение транспортных средств после аварии, объекты инфраструктуры, вещи и прочие детали, имеющие отношение к ДТП с пострадавшими. Приветствуется фиксация с помощью видео или фотосъемки.
  4. Если движение другого транспорта невозможно из-за аварии, то после фиксации положения участников аварии необходимо освободить проезжую часть. При этом если имеется обочина для объезда, то трогать транспортные средства, попавшие в дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими лицами, не рекомендуется.
  5. Опросить очевидцев аварии и записать их данные.
Вас может заинтересовать :  Социальные Стипендии Студентам В 2023 Году В России

Редкое дорожно-транспортное происшествие обходится без жертв. При этом под пострадавшими понимаются не только лица, получившие серьезные травмы, но и те, кто получил легкие ушибы и царапины. При подобном ДТП важно заранее знать, какая мера ответственности предусмотрена законодательством, в каких случаях возмещение ущерба ложится на плечи виновника аварии, а в каких подразумевается лишение водительских прав и свободы.

Какой размер штрафа за совершение ДТП? С пострадавшими, за скрытие, за виновность

  • виновнику ДТП назначат штраф за нарушение ПДД как причину происшествия,
  • также постановление могут выписать за несоблюдение требований Правил поведения после ДТП на дороге – в зоне риска уже оба участника,
  • кроме того, любые другие выявленные по приезду сотрудников ГИБДД нарушения могут стать причиной штрафа (нет страховки ОСАГО, нетрезвое состояние, отсутствие прав и так далее) – здесь также ответственность может понести и потерпевший.
  • Если ДТП незначительное без пострадавших и погибших, либо если вред здоровью причинён лёгкий или средней степени, а один из участников (не обязательно виновник) скрылся с места ДТП, то грозит лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет или арест до 15 суток по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ.
  • В случае же тяжкого вреда здоровью оставление происшествия будет грозить виновнику частью 2 статьи 264 УК РФ с максимальным наказанием вплоть до лишения свободы до 7 лет.
  • Те же обстоятельства, но если кто-то в ДТП погиб, приведёт к части 4 этой же уголовной статьи – максимум лишение свободы до 12 лет.
  • А если погибли несколько человек, то лишить свободы виновника могут до 15 лет по части 6 статьи.
  1. в ДТП нет пострадавших,
  2. транспортное средство перекрывает дорогу – то есть создаёт помехи движению других авто (вынуждает те изменять скорость или траекторию движения) – в том числе даже во дворах, на стоянках и парковках,
  3. перед убиранием автомобиля произведена фото- или видеосъёмка обстоятельств аварии.
  • произвести остановку и не перемещать автомобиль водитель-участник ДТП должен сразу после столкновения,
  • если пострадавших и погибших нет, то все участники должны сфотографировать или произвести видеозапись обстоятельств аварии и убрать машины с дороги, если они создают помехи движению потока,
  • если есть пострадавшие/погибшие, то не трогать автомобиль,
  • но при наличии пострадавших, если их нужно доставить в больницу и невозможно это сделать на попутных авто, тогда можно отправиться с ними в медучреждение, но затем обязательно вернуться на место ДТП.

От европротокола вы можете отказаться, даже если соблюдены все законодательные условия для возможности его оформления. Равно как можете с помощью лазейки в законе избежать поездки в ГИБДД. Всё очень просто – в обоих случаях при вызове ГИБДД просто укажите, что у вас отсутствует ручка и листы бумаги для записи очевидцев и участников ДТП, как того требует пункт 2.6.1 Правил, а также нет средств для фотофиксации.

Следователь определил, что опасность возникла с момента, когда мужчина вышел из-за грузовика. Эксперт принял от следователя эти данные и путем расчетов определил, что технической возможностью избежать наезда водитель не обладал, вследствие чего следователь вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Мы это постановление обжаловали и в самой жалобе указали 2 момента:

Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Теперь о том, как конкретно рассчитывается техническая возможность избежать ДТП. Сначала необходимо определить остановочный путь автомобиля в случае применения экстренного торможения. Это зависит от скорости автомобиля, времени реакции водителя (скорость реакции водителя является табличным значением и составляет от 0,6 секунд до 1,4 в зависимости от дорожной ситуации), от времени запаздывания тормозного привода (обычно составляет 0,1 секунду), от времени замедления автомобиля, от нарастания замедления, которое также зависит от коэффициента сцепления шин с дорожным покрытием. После того, как мы определили остановочный путь автомобиля, необходимо определить расстояние от автомобиля до места наезда, в момент, когда водитель должен был применить экстренное торможение (то есть в момент возникновения опасности для движения). Это расстояние зависит от скорости пешехода до места наезда (табличные значения, которые зависят от возраста, пола пешехода и времени года), от расстояния, которое преодолел пешеход до места наезда, от скорости автомобиля, от пути автомобиля в заторможенном состоянии после наезда.

Вас может заинтересовать :  Пособия Для Малоимущих Семей Владимирская Область

Проблема этого пункта ПДД состоит в его неопределенности для водителя — обывателя. Дело в том, что формулировка данного пункта правил сразу же порождает огромное количество вопросов, ответов на которые в правилах дорожного движения нет. И в свое время это было огромной проблемой для правоприменителя, потому что разъяснений никаких не было и появились они только через 12 лет после принятия уголовного кодекса РФ.

В законе нет четкого алгоритма, как определять момент, с которого возникла опасность, более того, даже профессиональная литература об этом говорит не так много, все отдается на усмотрение следователя, (что кстати критикуется), однако сформировалась определенная устойчивая практика. Например, опасность для движения возникает с момента выхода пешехода на проезжую часть. При таких обстоятельствах водитель должен предпринять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. На дорогах, разделенных трамвайным полотном или разделительной линией опасность возникает с момента начала движения пешехода от середины проезжей части. Более интересными представляются другие случаи.

  • ДТП из-за правомерного маневра;
  • Ущерб нанесен пешеходу, который пересекал магистраль в неположенном месте;
  • Пострадавшие в аварии находились в состоянии опьянения либо под действием наркотиков;
  • Неблагоприятные погодные условия;
  • Траектория движения ТС, указывающая на то, что водитель пытался предотвратить столкновение;
  • Положительный результат психологической проверки водителя.

Важно знать! Следует отметить, что на месте ДТП сотрудники ГИБДД не занимаются поиском виновных. Задача представителей этой службы заключается в том, чтобы четко зафиксировать все детали происшествий. Дальнейшее следствие ведется при рассмотрении дела в суде.

Важно знать! Согласно статистическим данным, чаще всего смертельный исход в ДТП наступает из-за того, что пострадавшему поздно вызвали скорую помощь. Сотрудники медицинской службы нужны даже в том случае, если потерпевшие не имеют тяжких увечий. Присутствие врачей позволяется исключить возможные риски, связанные с шоковыми состояниями.

Данный вид ответственности предусматривает возмещение виновником компенсации за нанесенные увечья. Размер суммы определяется с учетом различных критериев. К такому наказанию могут привлечь водителя при ДТП с любой степенью тяжести. Нередко помимо материального ущерба нужно оплатить моральный, но только при условии, что факт его наличия будет доказан пострадавшим.

Данные вид происшествия расценивается как преступление. Поэтому аварии, в которых нанесены телесные повреждения другому водителю, пассажирам или пешеходам, подлежат тщательному разбору. Только после этого можно определить степень ответственности виновника ДТП с пострадавшими.

И помните: если уголовная и административная ответственность наступает только при наличии вины водителя, то гражданско-правовая ответственность по восстановлению здоровья пострадавшего применяется и к невиновным в ДТП водителям. Так как транспортное средство является источником повышенной опасности, то если вам под колеса попал неосторожный пешеход, а вашей вины нет, закон все равно обяжет вас оплатить его лечение. Об этом говорит статья 1079 Гражданского Кодекса РФ.

Что такое «легкий вред»? Это кратковременное расстройство здоровья и трудоспособности. Лечение должно длиться при этом не более 21 дня. Стационарное или амбулаторное было лечение, значения не имеет – главное, чтобы были подтверждающие медицинские документы, история болезни и амбулаторная карта.

Что такое «тяжкий вред»? Опасный для жизни вред здоровью, а при отсутствии этого признака – последствия причинения вреда здоровью: потеря зрения, речи, слуха, какого-либо органа либо утрата органом его функций, неизгладимое обезображивание лица, расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть, полная утрата профессиональной трудоспособности, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией или токсикоманией.

В случае, если дело дошло до суда, то пострадавший вправе потребовать от виновника аварии возмещения потерянного заработка и морального вреда. При этом под моральным вредом понимаются все физические и нравственные страдания больного человека и его родственников, связанные с получением травмы.

  • стоимость стационарного лечения;
  • стоимость амбулаторного и восстановительного лечения: физиопроцедуры, инъекции, сбор анализов, лечебный массаж, наложение гипса, пользование костылями, УЗИ, рентген, снимки, лекарственные препараты и т.д.;
  • наем автомобиля (такси) для поездок в поликлинику (больницу);
  • стоимость косметических операций: при травмах головы и лица на первом этапе лечения восстанавливают костную структуру черепа, последующие этапы кожной (косметической) пластики платные и очень дорогостоящие;
  • стоимость услуг сиделки: при переломах костей таза, позвоночника, ног пострадавшего, который не в состоянии самостоятельно передвигаться и нуждается в дополнительном уходе.
Вас может заинтересовать :  Подлежит ли аресту дарственное движимое и недвижимое имущество

Права, если попали в ДТП

  1. Сначала оплачивают расходы на восстановление здоровья по нормативам. Их можно считать ориентировочными. За разные виды вреда здоровью — разные суммы возмещения. Например, при повреждении органов зрения положено возмещение в размере от 5 до 15% страховой суммы.
  2. Вторая выплата производится, если затраты на восстановление здоровья в итоге были больше, чем оценили сначала. Это должна подтвердить медицинская экспертиза. Еще дополнительные выплаты положены, если в результате травмы человек получил инвалидность.

Можно попробовать договориться со страховой. По письменному соглашению она может одобрить ремонт на выбранной вами СТО и перевести деньги ей. Есть еще один вариант, как заранее обеспечить ремонт в проверенной мастерской: выбрать ее при заключении договора ОСАГО.

Как это работает. Европротокол — это упрощенный порядок оформления ДТП для получения выплат по ОСАГО. Он удобен тем, что не нужно вызывать инспектора ДПС и представителей страховой. Можно оформить ДТП на месте, отправить фотографии в страховую через приложение и уехать по своим делам.

Как это работает. Выдать направление на ремонт или перечислить выплаты в счет ремонта страховая компания должна в течение 20 дней. Имеются в виду календарные дни. Но праздничные нерабочие дни не учитываются. То есть новогодние каникулы и другие официальные праздники продлят срок для ответа, если попадут в 20-дневный период.

Логика здесь такая: водитель причинил ущерб другой машине, значит, он должен его возместить. Вместо виновника это делает страховая, в которой он купил полис ОСАГО. Но у страховой есть установленные законом лимиты и правила расчета страхового возмещения. Больше этих лимитов она выплатить не может. Поэтому разницу должен заплатить тот самый виновный человек. Полис покрывает его ответственность только частично, остальное пусть отдает за свой счет.

— Областной суд может направить дело на новое рассмотрение в районный суд, отменить решение или же оставить его без изменения, — говорит Лев Воропаев. — В двух последних случаях постановление сразу же вступает в силу. Тогда его можно будет оспорить, подав надзорную жалобу в областной суд (жалоба на вступившее в силу постановление. — Прим. автора). А после этого — уже только через Верховный суд.

1. Нарушение Правил. повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

Степень тяжести вреда здоровью определяет судмедэксперт. Тяжкий вред — это, как правило, вред, опасный для жизни человека, потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа, а также неизгладимое обезображивание лица, значительная или полная утрата трудоспособности. Средний вред — длительное расстройство здоровья, значительная утрата общей трудоспособности менее чем на треть. Лёгкий вред — кратковременное расстройство здоровья, незначительная стойкая утрата трудоспособности.

Состояние алкогольного опьянения — отягчающее обстоятельство при дорожно-транспортном происшествии. Так, за вождение транспортного средства в состоянии опьянения без происшествий предусмотрено наказание в виде лишения прав на срок от 1,5 до 2 лет, а так же административный штраф в размере 30 тысяч рублей. Если же ДТП произошло по вине нетрезвого водителя, в результате чего пострадавший получил ущерб здоровью средней тяжести, то виновнику вменяется наказание по двум статьям Административного кодекса: 12.24 и 12.8. В этом случае накладывается штраф в размере 30 тысяч рублей, изымаются права на 1,5-2 года и дополнительно выписывается штраф в размере 10-25 тысяч рублей. За повторное преступление мера наказания увеличивается.

В какую страховую обращаться пострадавшему? Если он не является водителем и не имеет полиса ОСАГО, то должен обратиться в страховую компанию виновника аварии. При отсутствии у водителя полиса ОСАГО, необходимо самостоятельно собрать документы о причинении вреда и обратиться с иском непосредственно к виновнику инцидента.