Ответственность за нарушения бюджетного законодательства рф 2023

Какова ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Ст. 15.4 КоАП РФ содержит варианты наказаний для нарушителей бюджетного законодательства в отношении целевого использования средств. Если были выявлены факты оплаты услуг или товаров, работ по статьям бюджетной сметы, которые не были предусмотрены или были запланированы в меньшем объеме, имеет место нецелевой характер расходования выделяемых ресурсов. При отсутствии уголовной составляющей мера ответственности предполагает:

Если финансовый орган задержал возврат кредита или отказался от его погашения, то на сумму остатка начисляется пеня. Она рассчитывается путем вычисления 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за все дни просроченного платежа. Вместо этой процедуры может быть инициировано приостановление процедур предоставления разных видов межбюджетных трансфертов. Допускается совместное применение к одному финансовому органу обеих мер принуждения.

  • нарушения порядка подготовки и сдачи бюджетной отчетности (ст. 15.15.6);
  • отказа в предоставлении сведений, без которых невозможно просчитать проект бюджета (ст. 15.15.7);
  • неправильной организации распределения и доведения ассигнований, включая срывы сроков (ст. 15.15.11).

Нецелевой расход средств определяется путем сопоставления предписанных бюджетом целей и направления фактических трат выделенных сумм. Если деньги полностью или частично были использованы не по обозначенному бюджетной сметой направлению, выявленный факт приравнивается к нарушению. В отношении обнаруженного нецелевого расходования средств из межбюджетных субсидий, субвенций и других трансфертов, кредитов применяется мера принуждения в виде бесспорного взыскания.

Если нарушителем процедуры предоставления межбюджетных трансфертов или субсидий признан получатель средств, то по отношению к его должностным лицам применяется система штрафов от 10 до 30 тыс. рублей, может использоваться мера наказания в форме дисквалификации (1-2 года).

Об ответственности бюджетных организаций за нарушение бюджетного законодательства

Казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Пунктом 8 Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2023 № 221н (далее – Порядок) предусмотрено, что постановка бюджетных обязательств на учет осуществляется путем направления в орган казначейства сведений о принятом бюджетном обязательстве в течение 3 рабочих дней с момента их принятия, т.е. заключения соответствующего договора или контракта.

Бюджетное учреждение – некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В соответствии с п. 1 ст. 306.1 БК РФ, бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Управление Федерального казначейства по краю (далее – УФК по краю), его территориальные отделы осуществляют кассовое обслуживание исполнения местного бюджета в соответствии со ст. ст. 166.1, 168, 220.1, 241.1 БК РФ, Порядком кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и Порядком осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденным приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н (далее – Порядок), включающим в себя, в том числе, учет бюджетных обязательств в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, осуществление контроля за непревышением бюджетных данных над доведенными бюджетными данными.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

  1. нецелевое использование бюджетных средств;
  2. неправомерное использование бюджетных средств;
  3. неэффективное использование бюджетных средств;
  4. принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) ЛБО (ст. 15.15.10 КоАП РФ);
  5. нарушение условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5 КоАП РФ);
  6. невыполнение государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.5-1 КоАП РФ);
  7. нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, составлению и представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 15.15.6 КоАП РФ);
  8. нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов, а также при их исполнении (ст. 15.15.7 КоАП РФ).
  • расходование средств субсидии на госзадание на цели, не связанные с выполнением государственного задания (Представление Счетной палаты РФ от 30.09.2023 N ПР 09-230/09-02);
  • оплата невыполненных работ (неоказанных услуг) (Представление Счетной палаты РФ от 17.12.2023 N ПР 09-264/09-04);
  • не перечисление в доход бюджета бюджетных средств, а использование на текущие расходы (Представление Счетной палаты РФ от 29.12.2023 N ПР 14-370/14-03);
  • совершение операций без оправдательных документов (Определение Верховного Суда РФ от 12.04.2023 N 302-КГ17-169 по делу N А69-19/2023);
  • осуществление авансовых платежей сверх установленного размера;
  • переплата зарплаты.

Ответственность за неэффективное использование бюджетных средств законодательно не установлена. Средства, признанные проверяющими как неэффективно использованные, могут потребовать возместить в бюджет на основании предписания контролирующего органа. Проверяющие также вправе обязать учреждение устранить нарушение и предпринять меры по недопущению неэффективного расходования средств (п. 3 ст. 270.2 БК РФ).

Такие деяния наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Так, например, в одном из таких дел при отведенных на это трех рабочих днях сведения о бюджетных обязательствах, возникших на основании заключенных казенным учреждением договоров, были сформированы лишь через 20-30 рабочих дней. Это стало основанием для привлечения руководителя учреждения к ответственности по ч. 3 ст. 15.15.7 КоАП, и региональный орган финконтроля оштрафовал его на 10 000 рублей. Суд первого уровня поддержал такое решение.

Именно к такому выводу дважды в прошлом году приходил Астраханский областной суд – в Решениях от 16 октября 2023 г. № 21-630/2023 и от 18 декабря 2023 г. № 21-693/2023, вынесенных в отношении одного должностного лица. Ситуация складывалась следующим образом: Территориальному органу федерального органа власти расходным расписанием дважды были доведены дополнительные ЛБО по определенным КБК. Изменения в бюджетную смету следовало сформировать и подписать в ГИС «Электронный бюджет» в течение 10 рабочих дней со дня их доведения. Однако учреждение внесло изменения с опозданием – в одном случае на 5 дней, в другом на 27 дней. К ответственности привлекли должностное лицо – заместителя начальника отдела, в чьи обязанности входила работа со сметой.

Вас может заинтересовать :  Кпс 11402023023000140 в 2023г

При проверке ревизоры Казначейства установили, что после доведения территориальному управлению ФСИН лимитов бюджетных обязательств изменения в показатели бюджетной сметы были внесены им с опозданием – позже установленного срока на два дня. Заместителя главного бухгалтера, ответственного за этот участок работы, оштрафовали по ч. 2 ст. 15.15.7 КоАП на 10 тыс. руб..

В суде чиновник пояснил, что нарушение срока связано со сбоем в работе ГИС «Электронный бюджет» – программа была недоступна. Сбои в работе программы подтвердил и представитель Казначейства. Судьи пришли к выводу, что в данном случае имеет место хотя и формальное, но все же правонарушение, однако при таких обстоятельствах его можно рассматривать как малозначительное, что позволяет освободить должностное лицо от ответственности.

При подаче апелляционной жалобы руководитель учреждения пытался убедить судей, что функции получателей средств регионального бюджета по формированию и направлению сведений о постановке на учет бюджетных обязательств четко не определены – нет соответствующего нормативного акта на уровне субъекта РФ. Однако судьи эти доводы не приняли. Согласно положениям регионального Порядка исполнения бюджета постановка на учет бюджетного обязательства и внесение изменений осуществляются УФК в порядке, установленном для ПБС федерального бюджета, то есть в соответствии с действовавшим до 31 декабря 2023 г. Порядком № 221н. Поэтому нет оснований считать, что функции ПБС регионального бюджета по формированию и направлению сведений о постановке на учет определены нечетко. К такому заключению пришел Хабаровский краевой суд в решении от 17 марта 2023 г. по делу № 21-232/2023. Руководителю казенного учреждения придется заплатить штраф.

Памятка: Ответственность за нарушения бюджетного законодательства

Согласно ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком:

4) нарушение установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд требований к планированию, обоснованию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также требований к изменению, расторжению государственного (муниципального) контракта;

  • расходование средств субсидии на госзадание на цели, не связанные с выполнением государственного задания (Представление Счетной палаты РФ от 30.09.2023 N ПР 09-230/09-02);
  • оплата невыполненных работ (неоказанных услуг) (Представление Счетной палаты РФ от 17.12.2023 N ПР 09-264/09-04);
  • не перечисление в доход бюджета бюджетных средств, а использование на текущие расходы (Представление Счетной палаты РФ от 29.12.2023 N ПР 14-370/14-03);
  • совершение операций без оправдательных документов (Определение Верховного Суда РФ от 12.04.2023 N 302-КГ17-169 по делу N А69-19/2023);
  • осуществление авансовых платежей сверх установленного размера;
  • переплата зарплаты.
  1. Какая ответственность установлена за нарушение бюджетного законодательства

Ответственность за неэффективное использование бюджетных средств законодательно не установлена. Средства, признанные проверяющими как неэффективно использованные, могут потребовать возместить в бюджет на основании предписания контролирующего органа. Проверяющие также вправе обязать учреждение устранить нарушение и предпринять меры по недопущению неэффективного расходования средств (п. 3 ст. 270.2 БК РФ).

Таким нарушением признают действие (бездействие) учреждения, противоречащее положениям Бюджетного кодекса РФ, федерального закона (закона субъекта РФ, муниципального правового акта) о бюджете, иных федеральных законов (аналогичных законов на региональном уровне и муниципальных актов на местном уровне), регулирующих бюджетные правоотношения (ст. 2 БК РФ).

Также вводится административная ответственность за бюджетные нарушения требований, установленных бюджетным законодательством РФ. В силу положений вводимой ст. 15.43 КоАП РФ несоблюдение органами государственной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления) условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (из бюджета субъекта РФ), определенных п. 2 – 4 ст. 130 БК РФ (п. 2 – 4 ст. 136 БК РФ), нарушение органами государственной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления) предельных значений размера дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета), объема заимствований субъектов РФ (муниципальных заимствований) и объема государственного долга субъекта РФ (муниципального долга), установленных п. 2 и 3 ст. 92.1, ст. 106 и 107 БК РФ, невыполнение органами государственной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления) условий соглашения о мерах по восстановлению платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования) и (или) плана восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования), а также невыполнение органами государственной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления), в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета (доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы РФ и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации, замененной дополнительными нормативами отчислений)) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ (50 % объема доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставленных на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, а также в муниципальных образованиях, которые не имеют годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более трех последних отчетных финансовых лет), обязательств, установленных соглашениями, предусматривающими меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов РФ в соответствии с п. 10 ст. 131 БК РФ (по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных образований в силу п. 8 ст. 137 и п. 8 ст. 138 БК РФ), повлечет наложение на высшее должностное лицо субъекта РФ (главу муниципального образования) административного штрафа в размере от 50 000 до 100 000 руб. (от 20 000 до 50 000 руб.).

Отметим, что законопроектом предусмотрено увеличение размера административного штрафа за нарушение кредитором условий предоставления бюджетного кредита. После вступления законопроекта в силу административный штраф будет налагаться в размере от 20 000 до 50 000 руб. (в настоящее время от 10 000 до 30 000 руб.).

Кроме того, вводится административная ответственность за бюджетные нарушения финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены субсидии и (или) иные межбюджетные трансферты в целях достижения результатов федеральных проектов в части мероприятий, реализуемых в субъекте РФ в рамках региональных проектов, порядка и (или) условий предоставления (расходования) указанных субсидий (или) иных межбюджетных трансфертов (ч. 4 ст. 15.15.3 КоАП РФ). Данное деяние также повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или их дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых обозначенным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административная ответственность за нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов установлена в ст. 15.15.3 КоАП РФ. Законопроектом положения данной статьи будут дополнены новой ч. 2.1, предусматривающей административную ответственность нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии и (или) иные межбюджетные трансферты в целях достижения результатов федеральных проектов в части мероприятий, реализуемых в субъекте РФ в рамках региональных проектов, порядка и (или) условий предоставления указанных субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов либо неисполнение ими решения о предоставлении субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов. Совершение такого деяния повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. (или их дисквалификацию на срок от одного года до двух лет).

Вас может заинтересовать :  Индексация пенсий в 2023 году неработающим

Необходимо отметить, что на практике встречаются случаи привлечения должностных лиц казенных учреждений к административной ответственности по ст. 15.15.7 за непредставление в орган Федерального казначейства сведений об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, в течение установленного срока. По нашему мнению, такие действия неправомерны.

Исходя из положений ст. 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания. Напомним, что порядок составления и направления представлений регламентируется:

Комментируемым Федеральным законом от 07.06.2023 № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон № 118-ФЗ) в гл. 15 КоАП РФ внесен ряд изменений, направленных на усиление административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Рассмотрим изменения.

Однако в силу ст. 166.1 БК РФ доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств является бюджетным полномочием Федерального казначейства.

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (п. 3 ст. 69.2 БК РФ).

Такие деяния наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Таким нарушением признают действие (бездействие) учреждения, противоречащее положениям Бюджетного кодекса РФ, федерального закона (закона субъекта РФ, муниципального правового акта) о бюджете, иных федеральных законов (аналогичных законов на региональном уровне и муниципальных актов на местном уровне), регулирующих бюджетные правоотношения (ст. 2 БК РФ).

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления выражается в действии — расходовании (трате) бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения этих бюджетных средств, совершенном в крупном размере. Указанные условия при этом определяются утвержденными: бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

· документов, являющихся правовым основанием принятия бюджетных обязательств (контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, и государственных (муниципальных) контрактов).

Согласно ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком:

В КоАП внесены изменения, направленные на усиление ответственности за нарушение бюджетного законодательства

статья 15.15 5 «Нарушение условий предоставления субсидий» дополнена частью 1 1 , устанавливающей ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности;

в диспозиции статей 15.15 6 «Нарушение порядка представления бюджетной отчетности», 15.15 7 «Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет», части 20 статьи 19.5 «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль», а также в наименование и диспозицию статьи 15.15 11 «Нарушение сроков доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств» внесены уточняющие изменения;

Статья 281

В настоящее время существует борьба мнений по вопросу юридической квалификации вышеуказанных составов правонарушений. Первая точка зрения состоит в том, что данные правонарушения являются, наряду с административными, особым видом бюджетных правонарушений, влекущих соответствующие меры бюджетной ответственности.

Если разобрать состав нарушения бюджетного законодательства дальше, то видно, что помимо различия по объекту имеются различия субъективной стороны административного правонарушения и нарушения бюджетного законодательства. Субъективной стороны для нарушения бюджетного законодательства не существует, как в отношении физического лица (это ответственность руководителя либо лица, замещающего соответствующую должность), так и в отношении юридического лица. Вина при применении таких мер принуждения, как вынесение предупреждения о нарушении бюджетного законодательства, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях, начисление пени, не имеет значения. Все вышеперечисленные санкции являются мерами, применяемыми собственником (государством — казной) для восстановления нанесенного ущерба. Единственной мерой принуждения, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства после вынесения Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 17 декабря 1996 г. № 20-П только в судебном порядке, является наложение штрафа.

Комментируемая статья Бюджетного кодекса по своему местоположению и общему смыслу дает определение правонарушений, составы которых описаны главой 28 Кодекса, совершение которых влечет за собой применение соответствующих мер принуждения, установленных настоящим Кодексом.

Иная точка зрения состоит в том, что нарушения бюджетного законодательства, определенные статьей 281 Бюджетного кодекса, по своей правовой природе являются административными правонарушениями и влекут применение мер административного взыскания по правилам, установленным законодательством об административных правонарушениях. Данный подход, безусловно, является более систематическим, однако его принятие влечет целый ряд неразрешимых проблем.

Административное правонарушение, в том виде, в каком оно установлено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, вступающим в силу с 1 июля 2002 г., по своему определению значительно отличается от правонарушений, описанных частью четвертой Бюджетного кодекса. Действительно, в соответствии со статьей 2.1 нового КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность только за три из восемнадцати видов нарушений бюджетного законодательства, перечисленных в 28 главе Бюджетного кодекса, несмотря на то что в статьях 292 — 306 данного Кодекса имеется прямая отсылка на КоАП РСФСР. Таким образом, в силу прямого указания закона, правонарушения, описанные вышеуказанными статьями, не могут являться административными правонарушениями.

Штрафы за нарушения бюджетного законодательства увеличат

Минфин России разработал проект закона, который вносит изменения в КоАП касательно сроков давности и размера штрафных санкций за нарушения бюджетного законодательства. Если поправки будут приняты, то применять их начнут с 1 января 2023 года. С текстом законопроекта «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Если же число таких штрафов за календарный год составит больше четырех, то на высшее должностное лицо такого субъекта РФ (главу муниципального образования) налагается еще один – в размере от 50 до 100 тысяч рублей, если нарушения были совершены в период исполнения его полномочий.

Также будут введены новые виды штрафов. Так, за нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка и условий предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов в рамках региональных проектов предусматривается штраф в размере от 20 тысяч рублей до 50 тысяч рублей или дисквалификация должностного лица на срок от одного года до двух лет. Аналогичные санкции предлагают ввести и для получателей средств, в случае выявления нарушений с их стороны.

Предлагают ввести ответственность и за недостижение целей, показателей и результатов федерального проекта. Так, на руководителя регионального проекта может быть наложен штраф в размере от 20 до 50 тысяч рублей или дисквалифицировать его на срок от одного года до двух лет. Если штрафов за календарный год было пять и более, то к административной ответственности будет привлекаться высшее должностное лицо субъекта РФ аналогично нарушениям порядка предоставления субсидий.

Вас может заинтересовать :  Позволяет ли потеря кормильца в семье поступить в бюджет на магистратуру

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на: оплату труда в соответствии с трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ; оплату товаров, работ, услуг по заключенным государственным и муниципальным контрактам, оплату товаров работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Статья 15.15.10. Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств
Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Бюджетный кодекс РФ не дает характеристику признаков и состава бюджетного нарушения, но, исходя из общетеоретических положений, их можно определить следующим образом: под бюджетным нарушением следует понимать общественно опасное, противоправное, виновное действие (бездействие), совершенное субъектом бюджетных правоотношений, за которое бюджетным законодательством предусмотрена ответственность. Соответственно признаками бюджетного нарушения являются:

В БК РФ не используются термины «санкция», «наказание», а употребляется термин «бюджетные меры принуждения».
Думается, меры принуждения, перечисленные в ст. 306.2 БК РФ, являются санкциями. Под бюджетной санкцией следует понимать меру бюджетной ответственности, применяемую уполномоченными на то государственными органами к организациям за нарушение бюджетного законодательства, состоящие в возложении на правонарушителя дополнительных обременений имущественного характера в целях приведения его поведения в соответствие с предъявляемым законом требованиями.

Наиболее дискуссионным в юридической литературе является вопрос о виновности как признаке бюджетного нарушения. Проводя аналогию с НК РФ и КоАП РФ, регулирующими публичные отношения, можно заметить, что в этих кодифицированных актах виновность называется в качестве обязательного признака налоговых и административных правонарушений. Бюджетные нарушения также имеют публичный характер, поэтому, на наш взгляд, виновность следует считать обязательным признаком бюджетного нарушения.

Ответственность за нарушения бюджетного законодательства рф 2023

Уголовная ответственность за нарушение бюджетного законодательства наступает в тех случаях, когда совершенное должностным лицом нарушение бюджетного законодательства характеризуется повышенной общественной опасностью и подпадает под признаки уголовного преступления, совершенного в бюджетной сфере.

Так согласно ч. 1 ст. 285.1 УК РФ ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств наступает в случае расходования бюджетных средств должностным лицом получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенного в крупном размере.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрен ряд составов преступлений, предусматривающих ответственность за действия (бездействие), повлекшие неправомерное расходование бюджетных средств, к таковым следует отнести: ст.ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 286 (превышение должностных полномочий), 293 (халатность) УК РФ.

Диспозиция данной статьи корреспондирует положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть первая статьи 306.4).

За совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.1 УК РФ, установлены следующие виды наказаний: штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Составление и ведение обоснований (расчетов) плановых сметных показателей учреждений и их обособленных подразделений осуществляется в соответствии с Порядком составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.06.2023 № 141 н (далее — Порядок Х 141).

В частности, анализом доведения до Филиала-отряда лимитов бюджетных обязательств (далее — ЛБО) на 2023 финансовый год (на плановый период 2023 и 2023 годов), на 2023 финансовый год (на плановый период 2023 и 2023 годов), а также соответствия показателей бюджетной сметы Филиала-отряда доведенным J БО установлено, что при уменьшении 26.12.20 19 лимитов бюджетных обязательств на плановый период 2023 года в размере 32 700,00 рублей и 2023 года в размере 32 700,00 рублей Филиалом-отрядом изменения в утвержденную бюджетную смету на 2023 финансовый год (на плановый период 2023 и 2023 годов) не внесены.

Порядок составления, утверждения и ведения Филиалом-отрядом бюджетной сметы определен приказом Минфина России от 28.12.2023 № 294н «Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Министерства финансов Российской Федерации и федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации» (далее — Порядок № 294).

Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений утверждены приказом Минфина России от 14.02.2023 Х 26н (далее — Общие требования Х2 26н). Пунктом 14 Общих требований № 26н установлено, что ведением сметы является внесение изменении в показатели сметы в пределах, доведенных учреждению в установленном законодательством Российской Федерации порядке лимитов бюджетных обязательств. Изменения показателей сметы составляются учреждением.

Изменение ЛБО Филиала-отряда, произведенное 26.12.2023, осуществлено на основании расходного расписания от 26.12.2023
№ 092/74088/025. Указанное расходное расписание введено в действие 26.12.2023, то есть в течение действия трёхлетнего периода (2023-2023 гг.), на который доведены ЛБО и утверждена бюджетная смета Филиала-отряда.

Структура бюджетного правонарушения следующая. Субъекты нарушений бюджетного законодательства — это прежде всего непосредственные участники бюджетных правоотношений, к которым принято относить территориальные субъекты бюджетного права, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, ответственные за исполнение соответствующих бюджетов, и лиц, которые их возглавляют.

Выделяемые государством из бюджета денежные средства автономным и бюджетным учреждениям могут быть потрачены только на определенные цели. Они определяются по заранее составленному плану, а также находятся под строгим контролем надзорных органов. Направление этих денег на иные задачи является грубым правонарушением. Оно признается, как нецелевое использование бюджетных средств. В статье 285.2 УК РФ установлена ответственность за нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов. Объектом этого преступления также являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ.

За нарушение налогового законодательства могут применяться меры административной, уголовной и налогово-правовой ответственности. Применение того или иного вида юридической ответственности обусловлено субъектом правонарушения и характером посягательства. Каждый вид юридической ответственности за нарушение…

Согласно ему при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Кроме того, законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ и Уголовный кодекс РФ новыми статьями, устанавливающими административную и уголовную ответственность для должностных и юридических лиц – получателей бюджетных средств (ПБС) и средств государственных внебюджетных фондов, допустивших нерезультативное (неэффективное) их использование.