Ответственность за отсутствие аудиторского заключения в 2023 году

С 1 января 2023 года вводятся новые критерии проведения обязательного аудита отчетности

В новой редакции перечня случаев проведения обязательного аудита отсутствует упоминание организаций, имеющих организационно-правовую форму акционерного общества. При этом необходимо учитывать, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, предусмотренных статьей 5 Закона об аудите, а также в случаях, установленных федеральными законами (пункт 1 статьи 5 Закона об аудите).

Ответственность за отсутствие аудиторского заключения в 2023 году

Обоснование позиции:
Аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности (или её части) аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», далее — Закон об аудиторской деятельности).
В силу п. 4 ст. 67.1 ГК РФ, ст. 48 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) аудиторская проверка ООО является обязательной, проводимой ежегодно в случаях, установленных законами (ч. 2 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности), в частности, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) ООО за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности)*(2).
В рассматриваемой ситуации аудиторы в рамках проведения ежегодного обязательного аудита будут исследовать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность организации за 2023 год.
По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение. Официальный документ содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО. Аудиторское заключение должно храниться ООО не менее пяти лет после отчетного года (ч. 1 ст. 6 Закона об аудиторской деятельности, п. 1 ст. 50 Закона об ООО, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).
Действующим законодательством ответственность за непроведение обязательного аудита в настоящее время не предусмотрена, при этом установлена административная ответственность за отсутствие (непредставление, неопубликование) аудиторского заключения*(3).
В частности, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным, отсутствие у экономического субъекта аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение установленных сроков хранения (пять лет после отчетного года) таких документов в соответствии с ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ является грубым нарушением требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. рублей. Повторное правонарушение может обернуться штрафом на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. рублей или повлечь дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ).
Протоколы об административном нарушении, предусмотренном ст. 15.11 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Давность привлечения к ответственности за нарушения законодательства в области бухгалтерского учета — два года с момента совершения либо обнаружения правонарушения, если оно будет признано длящимся (части 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Из писем Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724, УФНС России по г. Москве от 31.03.2023 N 13-11/030545, от 20.01.2023 N 16-15/003855 следует, что в налоговые органы аудиторское заключение в составе бухгалтерской отчетности организации представлять не обязаны.
Следует отметить, что вступивший в силу с 01.01.2013 Закон N 402-ФЗ не устанавливал обязанности представления аудиторского заключения по итогам отчетного периода ни для одной организации. Только для обществ, публикующих свою отчетность, была предусмотрена обязанность публикации аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчетностью (ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).
Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ с 1 сентября 2013 года в ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ были внесены поправки, в соответствии с которыми отчетность, подлежащая обязательной публикации, а также обязательному аудиту, должна не только публиковаться вместе с аудиторским заключением, но и представляться вместе с ним. Однако Федеральным законом от 21.12.2013 N 357-ФЗ (далее — Закон N 357-ФЗ) эти поправки исключены. С 1 января 2023 года ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ вернулась в прежнюю редакцию. Одновременно Законом N 357-ФЗ с 1 января 2023 года ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ дополнена нормой, предусматривающей, что при представлении в органы государственной статистики обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой подписания аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Напомним, что отчетным годом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица (ч. 1 ст. 15 Закона N 402-ФЗ).
То есть в рассматриваемом случае аудиторское заключение в отношении годовой бухгалтерской отчетности организации за 2023 год должно быть представлено в орган государственной статистики не позднее 31 декабря 2023 года.
В связи с непредставлением в установленный срок аудиторского заключения организация и ее должностные лица, виновные в совершении правонарушения, могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 19.7 КоАП РФ (смотрите письма Росстата от 04.12.2023 N 04-4-04-4/136-СМИ, от 16.02.2023 N 13-13-2/28-СМИ, от 16.12.2013 N 1578/ОГ, постановление Свердловского областного суда от 06.08.2023 N 4А-660/2023, постановление Президиума Самарского областного суда от 26.08.2011 N а-424/2011, решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 07.09.2012 N 12-824/2012).
Санкция указанной выше статьи предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 300 до 500 рублей; на юридических лиц — от 3 до 5 тыс. рублей.
При этом несвоевременное представление (непредставление) бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения к ней — это два отдельных нарушения, и штраф может быть взыскан за каждое из них (письмо Росстата от 16.02.2023 N 13-13-2/28-СМИ).
Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ составляет три месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). При этом административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (абзац 3 п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Поэтому привлекать по этой статье можно только в течение трех месяцев после наступления последнего дня срока представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности (аудиторского заключения). В рассматриваемой ситуации последний день срока представления экземпляра аудиторского заключения — 31 декабря 2023 года.
Обязанность представлять аудиторское заключение иным государственным органам Закон N 402-ФЗ не предусматривает.
Согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Сделать это должен заказчик аудита, т.е. организация.
Несвоевременное представление сведений, а также непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в Реестр в случаях, если такое внесение предусмотрено законом, может явиться основанием для привлечения к административной ответственности по ч.ч. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ (предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. рублей; повторное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет).
Формирование и ведение Реестра осуществляются его оператором, функцию которого на настоящий момент осуществляет ЗАО «Интерфакс» (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 228-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов», п. 2 приказа Минэкономразвития России от 21.03.2011 N 121 «Об определении оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве»).
С порядком внесения сведений в Реестр Вы можете ознакомиться в материале: Энциклопедия решений. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Относительно штрафных санкций в размере семидесяти тысяч рублей отметим следующее.
Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. рублей; на юридических лиц — от 20 до 70 тыс. рублей (при повторном нарушении — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 до 150 тыс. рублей) предусмотрено ст. 13.19 КоАП РФ. Такое наказание может быть применено к организации за непредоставление первичных статистических данных в органы статистики (или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных данных).
Первичные статистические данные — это документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»). Обязанность респондентов по предоставлению первичных статистических данных установлена в ст. 8 Закона N 282-ФЗ.
Заметим, что с 28 ноября 2023 г. вступили в силу поправки в Закон N 402-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 28.11.2023 N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Большинство поправок вступает в силу с 1 января 2023 года. Поэтому бухгалтерскую отчетность за 2023 год следует представлять в прежнем порядке, а за 2023 год — уже по новым правилам. Форматы и порядок представления отчетности и аудиторских заключений (АЗ) в электронном виде будут утверждаться ФНС. Налоговое ведомство также будет обеспечивать доступ заинтересованных лиц к государственному информационному ресурсу.
Организации, подлежащие обязательному аудиту, наряду с бухгалтерской отчетностью должны будут представлять в налоговый орган аудиторское заключение. Его нужно будет представлять тоже в виде электронного документа в те же сроки:
— вместе с годовой отчетностью;
— либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Одновременно с Законом N 444-ФЗ также был принят Федеральный закон от 28.11.2023 N 447-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 части первой НК РФ», также вступающий в силу с 1 января 2023 г.
Ныне действующий пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ законодатель указанным Законом N 447-ФЗ разделил на две части. Пункт 1 дополнен подпунктом 5.1 с 1 января 2023 г. В нем обособленно закреплены требования к организациям, у которых отсутствует обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляющую государственный информационный ресурс в соответствии с Законом N 402-ФЗ (в редакции закона N 444-ФЗ). Это организации, отчетность которых содержит сведения, отнесенные к гостайне, а также другие организации в случаях, установленных Правительством РФ. Они должны подавать годовую бухотчетность как в территориальные органы статистики, так и в ИФНС по месту нахождения организации. При этом сведения из их отчетности налоговики не будут учитывать при формировании государственного информационного ресурса.
Минфин России 28.11.2023 разработал законопроект «О внесении изменений в КоАП РФ в части установления ответственности за непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения к ней» (ID N 02/04/06-18/00081866, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru/projects#search=02/04/06-18/00081866&npa=), который содержит положения, изменяющие штрафные санкции.
Проектом закона предусмотрено дополнить главу 15 КоАП РФ статьей 15.11.1. Размер штрафа по данному проекту будет зависеть от того, необходимо ли проведение обязательного аудита. Если да — то штраф существенно больше (досье проекта в интернет-версии системы ГАРАНТ смотрите на странице https://base.garant.ru/56774776/). Так, согласно данному проекту несвоевременное представление юрлицом отчетности, а равно представление ее в неполном составе может повлечь наложение штрафа до 200 тыс. руб.; до 500 тыс. руб. — если такая отчетность подлежит обязательному аудиту.
В случае непредставления отчетности размер штрафа для юрлиц в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, может составить до 700 тыс. рублей.

Вас может заинтересовать :  Закон о социальной стипендии 2023

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО;
— Энциклопедия решений. Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики;
— Энциклопедия решений. Аудиторское заключение;
— Энциклопедия решений. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц;
— Вопрос: ООО на общей системе налогообложения, выручка за 2023 год составила более 800 млн. руб., численность работников — менее 100 человек. Какая предусмотрена ответственность за непроведение обязательного аудита с 2023 года? Что подразумевает обязательный аудит: проверку бухгалтерской отчетности или налоговой отчетности? Какие документы исследуются в ходе обязательного аудита? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2023 г.)
— Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность: порядок представления по принципу одного окна (Т. Маслова, журнал «Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)», N 1, январь 2023 г.);
— Комментарий к Федеральному закону от 28 ноября 2023 г. N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (Б.Л. Сваин, журнал «Нормативные акты для бухгалтера», N 1, январь 2023 г.).

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Штрафные санкции для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита в настоящее время законодательством не предусмотрены.
Вместе с тем за непредставление в органы государственной статистики аудиторского заключения организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 19.7 КоАП РФ. Санкция указанной статьи предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 300 до 500 рублей; на юридических лиц — от 3 000 до 5 000 рублей.
Срок давности привлечения по ст. 19.7 КоАП РФ составляет три месяца после наступления последнего дня срока представления аудиторского заключения. В рассматриваемой ситуации последний день срока представления обязательного экземпляра аудиторского заключения — 31 декабря 2023 года.
Обязанность представлять аудиторское заключение иным государственным органам Федеральным законом N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не предусмотрена.
Налоговые органы при проведении камеральной проверки могут привлечь организацию к ответственности за отсутствие аудиторского заключения (в течение установленных сроков хранения). Должностные лица организации, у которой нет аудиторских заключений за прошлые годы, могут быть оштрафованы на сумму от 5 000 до 10 000 рублей (примечание 1 к ст. 15.11 КоАП РФ)*(1).

————————————————————————-
*(1) Статья 15.11 КоАП дополнена примечанием 1.1 с 9 июня 2023 г. (Федеральный закон от 29.05.2023 N 113-ФЗ):
1.1. Предусмотренная настоящей статьей административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и к лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.
*(2) Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 г. приведен в Информации Минфина России от 15.01.2023 «Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год (согласно законодательству Российской Федерации)». В Перечне обобщены предусмотренные законодательством РФ случаи обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год. Для каждого случая указано, каким законом установлена обязательность аудита, виды аудируемой отчетности, а также лица, которые вправе провести аудит (смотрите также Информационное сообщение Минфина России от 16.01.2023 N ИС-аудит-27 «О перечне случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 г.»).
*(3) По общему правилу общество с ограниченной ответственностью, в отличие, например, от акционерных обществ, не обязано публиковать отчетность о своей деятельности (п. 1 ст. 49 Закона об ООО). Смотрите Энциклопедию решений. Публичная отчетность ООО.

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» требования к форме и содержанию аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности. Федеральным законом от 2 июля 2023 г. № 359-ФЗ уточнено, что по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации аудиторская организация обязана выдать «расширенное» аудиторское заключение (ранее – согласно МСА 701 такое заключение выдавалось лишь по отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также в обстоятельствах, когда аудиторская организация (индивидуальный аудитор) принимали решение проинформировать о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении). В указанном заключении помимо «обычных» элементов, определенных международными стандартами аудита, должны быть раскрыты обстоятельства, которые оказали или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, в отношении которой проведен аудит, события и (или) условия, которые могут поставить под сомнение способность общественно значимой организации непрерывно продолжать свою деятельность.

Согласно этому Федеральному закону требования к форме и содержанию аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности. Такими стандартами, в частности, являются МСА 700 (пересмотренный), МСА 701, МСА 705 (пересмотренный), МСА 706 (пересмотренный).

Аудитор, подписавший аудиторское заключение, признанное ненадлежащим в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности, не может быть назначен руководителем аудита общественно значимой организации на финансовом рынке (за исключением эмитента ценных бумаг). Срок данного ограничения — три года, непосредственно предшествовавших году начала оказания аудиторской услуги общественно значимой организации на финансовом рынке.

уточнен в части лиц, являющихся членами специализированных органов внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов саморегулируемой организации аудиторов, а также работников саморегулируемой организации аудиторов, выполняющих трудовую функцию по осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций 6 (ранее – лиц, выполняющих в саморегулируемых организациях аудиторов функции членов и работников специализированных органов внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов);

Федеральное казначейство является надлежащим истцом в отношении аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций 6 (ранее – в отношении аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»);

Напомним, что сейчас обязательный аудит проходят организации, у которых выручка составляет более 400 млн рублей, а сумма активов — 60 млн рублей. Важно отметить, что раньше лимит был для выручки, а теперь — для суммы доходов, которая может отличаться от выручки и должна определяться в соответствии с НК РФ.

  1. Организаций, у которых в 2023 году доходы превысили 800 млн рублей или сумма активов баланса на конец года превысила 400 млн рублей (исключение — органы госвласти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и пр.). Достаточно выполнения одного условия, чтобы попасть под обязательный аудит.
  2. Организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.
  3. Профессиональных участников рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй.
  4. Фондов, если поступление имущества, в том числе денег, за 2023 год превышает 3 млн рублей. Исключение — государственные внебюджетные фонды, специализированные организации управления целевым капиталом и международные фонды.

Также из перечня исключили акционерные общества. Но это не значит, что их освободят от проверок. В ст. 5 добавили примечание о том, что обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами. Поэтому АО по-прежнему не получили освобождение.

  • дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита общественно значимой организации;
  • дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита отдельных видов общественно значимых организаций на финансовом рынке;
  • особенностей обязательного ежегодного повышения квалификации руководителей аудита отдельных видов общественно значимых организаций на фин. рынке.

Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).

  • на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг;
  • сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (кроме случаев, в которых Правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации);
  • воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Законом об аудиторской деятельности, другими ФЗ.
  • для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • оказания иной аудиторской услуги;
  • банковского надзора;
  • контроля и надзора в сфере финансовых рынков и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах Банком России.
Вас может заинтересовать :  Дачная амнистия 4 августа 2023

В законодательство об аудиторской деятельности введено новое понятие «руководитель аудита», которого ранее не было. Это аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу. В том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу.

Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, будет полезно не просто «проаудироваться» и получить аудиторское заключение до конца календарного года. Гораздо лучше заказать аудит отчетности таким образом, чтобы можно было успеть скорректировать отчетность по результатам аудита (по нашему опыту это требуется достаточно часто) и подать в налоговый орган «уточненку». После утверждения отчетности собственниками исправлять ее нельзя. Исходя из этого, обязательный аудит нужен до того, как состоится годовое собрание собственников (акционеров). Напомним, для ООО срок проведения общего собрания до 30 апреля, а для АО — до 30 июня.

  • выполнение расширенного техзадания: скрупулезная проверка не только бухучета, но и налогов;
  • широкую выборку документов для проверки: 85% (при «стандартном» аудите, как правило, менее 50%);
  • поэтапное проведение проверки в течение года — позволяет устранить ошибки «в моменте», не дожидаясь претензий контролирующих органов;
  • защиту от претензий налоговых органов — налоговые юристы в течение 3-х лет с момента окончания проверяемого периода будут представлять интересы по вопросам, возникающим у ИФНС по этому периоду, в т.ч. в суде;
  • страховку от налоговых рисков (рекомендации экспертов и риски невыявления налоговых ошибок застрахованы Ингосстрах) — мало кто из аудиторских компаний готов предложить страховку от налоговых претензий. Это могут сделать только те, кто уверен в качестве проверки и профессионализме своих сотрудников. Более того, в этом должна быть уверена и страховая компания, предоставляющая страховку.
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг; бюро кредитных историй;
  • фонды (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда), если к ним за предшествующий отчетному период, пришло имущества больше, чем на 3 млн руб.
  • юридические лица с доходом более 800 млн руб. за год, который был перед отчетным, или если в указанном году балансовые активы на 31 декабря составляли более 400 млн руб. (кроме органов власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов, с/х кооперативов, организаций потребкооперации).

Если до 1 января 2023 года аудит фактически начался (аудиторы вышли на проверку за 2023 год и т.д.), то бухгалтерская отчетность этих компаний за 2023 год требует обязательного аудита. Для них будет действовать прежняя редакция Закона об аудиторской деятельности. Следовательно, им придется закончить проверку и получить аудиторское заключение (п. 2 ст. 2 Закона от 29.12.2023 № 476-ФЗ).

Пример 3: ООО «Успешная фирма» получила от реализации за 2023 год доход в размере 490 млн руб. Директор подписал договор на обязательный аудит отчетности за 2023 год в мае 2023 года. До конца ноября 2023 года закончился первый этап аудиторской проверки. «Налоговые» доходы ООО «Успешная фирма» за 2023 год составили 530 млн руб., т.е. ниже вновь принятого «доходного» условия (800 млн руб.). Но несмотря на это ООО «Успешная фирма» должно пройти до конца аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год. Для этой компании применительно к отчетности за 2023 год будут применяться прежние критерии (400 млн руб. по выручке и 60 млн руб. по активам баланса).

2) постановлениями ЦБ РФ от 27.02.2023 N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4667/3110-1, N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4668/3110-1 ЗАО «МТО» привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ, назначен штраф в размере 500 000 руб. Решениями судов нескольких инстанций наложенный штраф оставлен в силе.

Например, требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2023 г. № 454-П (далее по тексту — Положение). Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности (п.71.4 Положения).

За отсутствие (непредставление, не опубликование) аудиторского заключения на Федресурсе законодательством предусмотрена административная ответственность: п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 5000 до 50000 рублей, а в случае повторного правонарушения — дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет.

Проектом закона предусмотрено дополнить главу 15 КоАП РФ статьей 15.11.1. Размер штрафа по данному проекту будет зависеть от того, необходимо ли проведение обязательного аудита. Если да — то штраф существенно больше. Так, согласно данному проекту, несвоевременное представление юрлицом отчетности, а равно представление ее в неполном составе может повлечь наложение штрафа до 200 тыс. руб.; до 500 тыс. руб. — если такая отчетность подлежит обязательному аудиту. В случае непредставления отчетности размер штрафа для юрлиц в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, может составить до 700 тыс. рублей.

Учитывая, что размер административных санкций не обеспечивает должным образом исполнение обязанности по обязательному прохождению аудиторской проверки в 2023 году Минфином РФ подготовлен Проект Федерального закона «О внесении изменений в КоАП РФ (в части установления ответственности за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс)».

Также обязательный аудит должен проводиться в иных случаях, установленных федеральными законами. В частности, согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту.

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • организации, имеющие организационно-правовую форму фонда, если поступление имущества (в том числе денежных средств) за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 млн рублей (исключение составляют государственный внебюджетный фонд, специализированные организации управления целевым капиталом и фонд, имеющий статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2023 № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»).
  • органы государственной власти, органы местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные учреждения;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • сельскохозяйственные кооперативы, союзы этих кооперативов, организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
  • доход, полученный от предпринимательской деятельности, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн рублей (доход определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом);
  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн рублей.

Напомним, до внесения поправок обязательному аудиту подлежали организации, чья выручка превышала 400 млн рублей за год, предшествующий отчетному, или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышала 60 млн рублей.

Кого оштрафуют за отсутствие обязательного аудита

Ряд организаций, в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 307-ФЗ от 30.12.2008, обязаны проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности. За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.

  1. По публично-правовой форме:
    • акционерные общества;
    • общества с государственной долей, превышающей четверть;
    • государственные унитарные предприятия;
    • фонды (кроме внебюджетных);
    • государственные корпорации и компании;
    • публично-правовые компании.
  2. По финансовым показателям:
    • объем выручки за прошлый год — более 400 млн рублей;
    • стоимость активов за прошлый год — более 60 млн рублей.
  3. По видам деятельности:
    • банковские и кредитные;
    • страховые;
    • клиринговые;
    • микрофинансовые;
    • СРО;
    • участники рынка ценных бумаг;
    • организаторы торгов;
    • депозитарии;
    • инвестиционные фонды;
    • политические партии;
    • застройщики, работающие в сфере долевого строительства;
    • региональные операторы в сфере ЖКХ;
    • туроператоры.

Наконец, организация может попасть и под штраф за отсутствие обязательного аудита 2023 на сайте акционерного общества, назначаемый по статье 15.19 . По этой статье наказывают за неопубликование аудиторских заключений в интернете в установленный срок. Здесь уже санкции более крупные:

Инициировать привлечение к административной ответственности за отсутствие аудиторского заключения имеют право ФНС, Росфиннадзор, Росстат. То есть государственные органы, проверяющие отчетность. А в случае с финансовыми организациями таковым выступает и Центробанк.

Обязательный аудит в 2023 году: кто должен проводить и кто освобожден

  • получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб.;
  • ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг или бюро кредитных историй;
  • являющихся фондами с поступлением имущества (в том числе денежных средств) за год, предшествующий отчетному, более 3 млн руб. (кроме государственных внебюджетных фондов, специализированных организаций управления целевым капиталом и международных фондов);
  • иных организаций в соответствии с федеральными законами (акционерные общества, инвестиционные фонды, клиринговые, кредитные, страховые, микрофинансовые и др.).

В органы государственной статистики бухотчетность и аудиторское заключение о ее достоверности представлять не нужно. Это требование отменено с отчетности за 2023 год для всех организаций, кроме тех, в которых годовая бухгалтерская отчетность содержит сведения, отнесенные к государственной тайне. Также это требование сохраняется еще в некоторых случаях, установленных Правительством РФ.

Если не внести данные в Реестр или внести их с ошибками, то должностных лиц организации оштрафуют на сумму от 5000 до 10 000 рублей (п. 7 ст. 14.25 КоАП РФ). А несвоевременное представление сведений в Реестр влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей (п. 6 ст. 14.25 КоАП РФ).

  1. С 2023 года изменились критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности.
  2. Теперь аудит обязателен для организаций, получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб.
  3. Малый бизнес от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности с 2023 года освобожден.
  4. Минфин ежегодно публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Перечень поможет определить, должна ли организация проводить аудит отчетности за 2023 год.
  5. Аудиторское заключение тем, кто подпадает под проведение обязательного аудита, нужно представить в налоговый орган и в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
  6. За непредоставление информации о проведении аудита организации и ее должностные лица могут быть оштрафованы.
Вас может заинтересовать :  Акция летние каникулы для студентов от ржд в 2023 году

Такие штрафы компаниям удавалось оспаривать в судебном порядке (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2023 № А55-24924/2023). Суды сходились во мнении, что непредставление в составе отчетности аудиторских заключений не образует состава правонарушения по вышеуказанной статье.

  1. подготовительный (предварительный) этап — получение общей информации о компании, согласование сроков, стоимости и направлений работы, заключение договора и утверждение плана аудита;
  2. проведение аудита — включает анализ документов и сведений, правильности ведения учета и достоверности отчетности, другие мероприятия по плану (программе) аудита;
  3. оформление заключения по итогам обязательного аудита — для этого применяются стандарты аудиторской деятельности, нормы Закона № 307-ФЗ;
  4. передача заключения заказчику — организация получит документ, подтверждающий достоверность ее бухгалтерской и финансовой отчетности.

Обязательная аудиторская проверка проводится на основании договора. Стоимость работы определяется по согласованию между сторонами, оплачивается заказчиком. Заключение выдается только организации, в отношении которой проводился аудит, либо заказчику по договору.

Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.

  • акционерные общества любой формы;
  • компания, чьи ценные бумаги выпущены в оборот и допущены к организованным торгам (организация-эмитент);
  • банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, НПФ, страховые компании, ряд других организаций в кредитной и финансовой сфере;
  • предприятие, чья выручка за прошлый год превысила 400 млн. руб.;
  • организация, сумма активов которых на конец предшествующего года превысила 60 млн. руб. (сумма определяется по бухгалтерскому балансу);
  • предприятие, раскрывающее годовую сводную бухгалтерскую или финансовую отчетность;
  • ряд других юридических лиц (застройщики, госкорпорации, НКО и т.д.).
  • аудиторской деятельность могут заниматься организации и частные эксперты, состоящие в СРО (аудиторы обязаны иметь квалификационный аттестат);
  • организация должна ежегодно проводить независимый обязательный аудит, если это предусмотрено статьей 5 Закона № 307-ФЗ;
  • любое предприятие может заказать инициативный (добровольный) аудит, чтобы получить заключение о состоянии дел по финансовой, экономической и хозяйственной деятельности;
  • заключение аудиторов является официальным документом, который можно использовать в текущей деятельности, для подготовки годовых отчетов, при обращении в государственные органы, для других целей.

Ответственность в 2023 году за непредоставление аудиторского заключения в 2023 году

История 3. Аудиторское заключение было опубликовано в июне, и общество сослалось на отсутствие денежных средств. Данное обстоятельство было учтено при назначении обществу штрафа в уменьшенном размере 350 000 руб., который был оставлен судом без изменений (Постановление от 26.12.2023 № 06АП-7003/2023 Шестого арбитражного апелляционного суда).

История 1. Общество не избрало и не привлекло аудитора и поэтому не предоставило аудиторское заключение в установленный срок. Организации был назначен штраф в размере 700 000 руб. Данный штраф был оспорен обществом, но суды оставили штраф без изменений (постановление от 9.04.2023 № 06АП-615/2023 Шестого арбитражного апелляционного суда).

История 6. Суд признал правонарушением отсутствие аудиторского заключения у общества, которое было признано банкротом и в отношении которого было открыто конкурсное производство, и согласился с назначением штрафа конкурсному управляющему (Постановление от 15.01.2023 Верховного суда республики Башкортостан).

Порядок опубликования установлен п. 71.4 Положения «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденным ЦБ РФ 30.12.2023 № 454-П, в котором указано, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее 3 дней с даты составления аудиторского заключения (но не позднее 3 дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра в органы статистики).

В отношении акционерных обществ предусмотрено больше ответственности: компаниям назначают выплатить штраф 700 000-1 000 000 руб., должностным лицам — 30 000-50 000 рублей или дисквалифицируют на срок 1-2 года. Ответственность наступает в случае неопубликования аудиторского заключения в установленный срок. По общему правилу в 2023 году раскрыть, т.е. опубликовать отчетность вместе с аудиторским заключением будет необходимо не позднее 05.04.2023. Подробнее прописано в п. 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Банком России 30.12.2023 No 454-П и зарегистрированного в Минюсте России 12.02.2023 No 35989. Ответственность предусмотрена в ч. 2 ст. 15.19 КоАП.

Тем не менее, сумма штрафа для бизнеса все также не представляет особых проблем: административный штраф в этом случае составляет 5 000 — 10 000 руб. для должностных лиц, а при повторном совершении данного правонарушения — 10 000-20 000 руб. или же предусмотрена дисквалификация на срок 1-2 года.

Обратите внимание, что не сдать заключение и не сделать его — совершенно разные вещи. Для тех, кто решил проигнорировать требования законодательства и в течение 5 лет потерял или не получил аудиторское заключение предусмотрена более жесткая классификация — «грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчётности». Тем не менее, сумма штрафа для бизнеса все также не представляет особых проблем: административный штраф в этом случае составляет 5 000 — 10 000 руб. для должностных лиц, а при повторном совершении данного правонарушения — 10 000-20 000 руб. или же предусмотрена дисквалификация на срок 1-2 года.

Налоговые органы могут привлечь к ответственности должностное лицо организации за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, если при проведении налоговой проверки будет установлено отсутствие аудиторского заключения. Штраф составляет (п. 1 ст. 15.11 КоАП РФ):

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», определенная категория организаций обязана проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности (аудит). За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом.

Таким образом, отсутствие аудиторского заключения является нарушением требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ и влечет за собой наложение штрафа:

Основания, тонкости и наступающая ответственность, если не проводить обязательный аудит

С точки зрения собственника финансовые затраты на аудиторскую проверку балансируются уверенностью в достоверности данных для анализа финансового положения бизнеса, подготовленных бухгалтерской службой, тестируется качество бухгалтерской службы как составной части организации, выявляются риски финансовых потерь.

За не предоставление аудиторского заключения в налоговый орган ответственность не установлена (ст. 14 Закона № 402-ФЗ; подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ), тем не менее, налоговый орган, установив при проверке отсутствие у проверяемого лица аудиторского заключения, вправе составить протокол об административном правонарушении.

Ответственность за отсутствие обязательного аудита — это штрафные санкции, которые применяются к организациям, перечисленным в законе «Об аудиторской деятельности». Для них независимая проверка бухгалтерии обязательна. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.

За отсутствие (непредставление, не опубликование) аудиторского заключения на Федресурсе законодательством предусмотрена административная ответственность: п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 5000 до 50000 рублей, а в случае повторного правонарушения — дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет.

Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным). Сумма штрафа для руководителя за отсутствие заключения составляет от 5 000 до 10 000 руб., а при повторном нарушении — от 10 000 до 20 000 руб., либо руководителю грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Ответственность за непроведение обязательного аудита в 2023 году

Полностью изменен 4 пункт. Теперь критерии доходов и стоимости активов для обязательного аудита увеличены до 800 млн. и до 400 млн. рублей соответственно. Законодатели лимит выручки сравняли со значениями для отнесения к субъектам малого предпринимательства.

Плановая ежегодная проверка независимой организацией почти всегда выявляет ошибки в бухгалтерском и налоговом учете. За большинство этих нарушений предусмотрены финансовые санкции в виде штрафов и пеней. Аудиторы подскажут как их исправить с наименьшим риском для компании.

Помощь в публикации аудиторского заключения могут оказать специальные сервисы. Этот метод намного проще самостоятельного. Не нужно покупать КЭП, программное обеспечение, устанавливать его на компьютер. Время размещения на электронной площадке не превышает 3 часов.

Больших изменений в первых трех группах организаций нет. Как и в прошлых редакциях, обязательный аудит организации положен компаниям, выпускающим и торгующим ценными бумагами. В этот список также включены все фонды с поступлениями имущества от 3 млн. рублей в год и БКИ.

Из всех юридических лиц, для кого размещение аудиторского заключения на фед.ресурсе обязательно, законодатели выбрали акционерные общества для наложения усиленных санкций. Если публикации не будет, руководителя АО, ПАО, ЗАО могут оштрафовать до 30 тысяч, а организацию на сумму до 700 тысяч рублей.