Покупка и установка кондиционера какой косгу

Ответ недели: покупка и монтаж кондиционера

Приобретенный ранее кондиционер учитывайте в составе материальных запасов, поскольку это оборудование, требующее монтажа (п. 99 Инструкции N 157н). Расходы на его приобретение (если условия договора не включали установку) отражаются по подстатье 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ;

  • по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, если такие работы проводятся по договору (контракту) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием);
  • по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ, если в рамках договора на проведение ремонтных работ (капитальный или текущий ремонт), реставрации предусмотрен монтаж кондиционера.Готовое решение: По каким статьям КОСГУ отражаются расходы на монтаж (демонтаж) (КонсультантПлюс, 2023)

Порядок учета расходов на установку сплит-системы для бюджетной организации

По каким КВР и статье КОСГУ следует учесть установку сплит-систем, которые уже находились на учете в бюджетной организации (использовались в другом здании)? Если сплит-системы куплены по одному договору, а установка производилась по другому договору, то какие КВР и статью КОСГУ следует применить? Какие бухгалтерские проводки следует сделать в этих ситуациях?

Согласно пп. 51.2.4.4 Порядка N 132н по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» отражаются расходы учреждений на закупку товаров, работ, услуг, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240 «Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». В частности, в числе таких расходов по КВР 244 отражаются расходы на оплату договоров на монтаж, обеспечение функционирования и поддержку работоспособности систем, не относящихся к сфере информационно-коммуникационных технологий.

В соответствии с п. 15 Стандарта «Основные средства» в первоначальную стоимость объекта основных средств включаются любые фактические затраты на приобретение, создание объекта основных средств, в том числе на доставку его к месту назначения и приведение в состояние, пригодное для эксплуатации. Соответственно, расходы на монтаж кондиционера обоснованно могут быть включены в его первоначальную (балансовую) стоимость. Для учета операций по формированию фактических вложений в объекты основных средств применяется счет 106 01 «Вложения в основные средства» (п. 130 Инструкции N 157н).

Таким образом, если учреждением заключены два договора: один на приобретение сплит-систем, а другой на их монтаж, то такие расходы подлежат отражению по КВР 244 в увязке с КОСГУ 310 — в части расходов на приобретение сплит-систем и КОСГУ 228 — в части расходов на их монтаж. Хозяйственные операции по приобретению сплит-системы по договору купли-продажи и их монтажу в рамках отдельного договора подлежат отражению в бухгалтерском учете учреждения следующими проводками:

В свою очередь, расходы на приобретение (изготовление) объектов, которые в дальнейшем в соответствии с положениями федерального стандарта «Основные средства», а также Инструкции N 157н могут учитываться в составе основных средств, относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (п. 11.1 Порядка N 209н).

Кондиционеры как основные средства: принятие к учету и отражение расходов

По разъяснениям Минфина, если объект прямо не упомянут в новом ОКОФ, а при применении переходных ключей возникли противоречия, комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения самостоятельно принимает решение об отнесении такого объекта к соответствующей группе основных фондов (Письмо от 27.12.2023 № 02-07-08/78243).

В случае если договором предусмотрена поставка кондиционера без монтажа, то до момента установки его следует учитывать в составе материальных запасов (счета 0 105 24 000, 0 105 34 000). Такие требования предусмотрены п. 99 Инструкции № 157н[6], согласно которому оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки, признается материальными запасами. Определено, что к оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования.

Срок полезного использования – период, в течение которого предусматривается использование учреждением в его деятельности актива в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (использование в запланированных целях) (п. 7 СГС «Основные средства»[5]).

Согласно СанПиН 2.2.4.3359-16 восьмичасовой рабочий день на работах, не связанных с физическими нагрузками и постоянными перемещениями (например, работа в офисе), сохраняется при температуре воздуха в рабочем помещении не выше 28 °С. При повышении температуры рекомендуется сокращать рабочий день:

Поскольку кондиционеры сейчас не включены в Классификацию, их срок полезного использования определяется комиссией на основании документов производителей. Гарантийный срок службы таких объектов, предоставляемый производителями, как правило, составляет три года и более.

Таблица КВР и КОСГУ для госзакупок

Еще в 2023 году все затратные операции в бюджете классифицировались по КОСГУ. Кодификатор являлся неотъемлемой частью кода бюджетной классификации. 20-значный КБК каждой расходной операции заканчивался тремя символами — КОСГУ. Но уже с января 2023 года правила поменялись, и бюджетная классификация по КОСГУ не формируется. Вместо классификации операций сектора государственного управления в КБК указывают код вида расходов, или КВР.

После исключения КОСГУ из структуры расходных кодов бюджетной классификации кодификатор не утратил актуальности. Бюджетники обязаны классифицировать операции по КОСГУ. Например, казенные учреждения и сектор управления работают только по кодификатору. Они используют КОСГУ в следующих случаях:

КОСГУ и КВР — это универсальные кодификаторы в работе бюджетников. Коды применяются не только в бухучете учреждений государственной сферы, но и в планировании, бюджетировании и закупочной деятельности госсектора. Чиновники обновили увязки между кодами на 2023 год.

Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.

Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.

Для того чтобы четко понимать, какие расходы следует относить на статью 225, а какие на статью 310 КОСГУ (ремонт или реконструкция (мо¬дернизация, дооборудование)), следует отталкиваться от первопричины (цели) выполнения работ. Если целью является улучшение характери¬стик исправного объекта, то такие расходы не относятся к статье у 225 КОСГУ. Например, монтаж оборудования или дератизацию помещения, которые учреждению не принадлежат, отражают по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Если и на следующий год учреждение решит благоустроить ту же самую территорию (посадить цветы и обновить клумбы), то классификация расходов будет иной. Затраты надо учесть по подстатье 225 КОСГУ, поскольку к моменту начала работ у учреждения уже есть имущество (клумбы) и оно оплачивает мероприятия по их содержанию.

К подстатье 225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию имущества» относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, ока¬зание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием, ремонтом имущества, полученного в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

Допустим, учреждение благоустраивает территорию впервые. Все мероприятия – устройство цветников, клумб, посадку цветов, кустарников – подрядчик выполнил по одному контракту. Стоимость материалов, которые использовал исполнитель, отдельно в контракте не выделена. В этом случае бухгалтер должен отнести расходы на подстатью 226 КОСГУ. Оснований применять подстатью 225 КОСГУ нет. Ведь работы направлены не на содержание имущества, а на первоначальное озеленение территории.

Если подрядчики делают уборку или санитарно-гигиеническую очистку помещений, такие работы отражают по подстатье 225 КОСГУ. Этот порядок применяется, даже если подрядчик указал в документах перечень и стоимость израсходованных им материалов. Но все не так просто. Если в договоре сказано, что учреждение оплачивает ремонтные работы согласно смете, то расходы относят на подстатью 225 КОСГУ. А если в нем есть только формулировки «установка» или «монтаж», в большинстве случаев нужно применить подстатью 226 КОСГУ.

КОСГУ текущий и капитальный ремонт в 2023 году

Осуществляемые в процессе деятельности госучреждений ремонты разделяют на текущий и капитальный. К текущему причисляют работы по поддержанию объектов основных средств в надлежащем виде (устранение небольших неполадок или профилактические работы, направленные на защиту активов от преждевременного изнашивания), к капитальному – работы по полному восстановлению первоначальных качеств объектов ОС, включая замену старых деталей.

Несмотря на то, что текущий ремонт учитывается также по подстатье 225 КОСГУ, вид затрат по КВР будет другим – 244 «Прочие закупки товаров, работ, услуг». Т.е. этим кодам будет соответствовать комплекс ремонтных работ помещений, оконных и дверных проемов, крыши, различных систем здания, если в договоре будет указано, что работы относятся к текущему содержанию, а в спецификации к договору обоснован их характер.

Таким образом, капитальный ремонт КОСГУ отражают на подстатье 225. Сопоставимым видом затрат является КВР 243 «Закупка товаров, услуг, работ в целях капремонта государственного и муниципального имущества». Указанными шифрами идентифицируют расходы по капремонту имущества или его реставрации, т.е. выполнение определенных работ, связанных с капремонтом или реставрацией, а также передача госзаказчику результатов этих работ. По КВР 243 в рамках капремонта (КОСГУ 225) могут быть отнесены работы по ремонту здания и помещений в нем, кровли, оконных блоков, коммуникационных систем, благоустройства и т.п.

Осуществление ремонтных работ сопряжено с закупом ТМЦ и запчастей. Подстатья 225 КОСГУ используется, если ремонт проводится силами и из материалов исполнителя. Если же договором предусмотрено выполнение ремонта из материала заказчика, то их покупка отразится по подстатьям увеличения стоимости материалов – 344, 346, 347 по видам материальных запасов. Коды затрат по КВР при этом будут теми же – 243 (капремонт) и 244 (текущий ремонт).

Так, под текущим ремонтом зданий понимается комплекс работ, обеспечивающих их нормальную эксплуатацию, т.е. поддержания характеристик надежности, исправности конструкций, систем инженерно-технического обеспечения (ИТО) согласно требованиям техрегламентов и проектов. Капремонт – это восстановление конструкций или их элементов и систем ИТО, либо их замена на подобные или улучшенные.

Для каких расходов применяется КОСГУ 228

Согласно последним разъяснениям Минфина КОСГУ 228 применяется для расходов на:
монтаж единых функционирующих систем (сигнализаций) в рамках реконструкции или модернизации здания;
установку/монтаж оборудования в составе систем, если стоимость монтажа выделена для каждого оборудования, которое будет учтено в качестве ОС.

Если решите оставить КОСГУ 228, подготовьте документы так, чтобы при возможной проверке не было претензий от проверяющих:
либо оформите как модернизацию здания, но здесь скорее всего надо увязать с КВР группы 400;
либо примите к учету оборудование сигнализации как объекты ОС, а всю сумму по договору распределите между этими объектами. Дело в том, что затраты по КОСГУ 228 можно списать ТОЛЬКО на увеличение стоимости основных средств (п. 10.2.8 Порядка КОСГУ № 209н). Списывать их на финансовый результат нельзя.

Замена окон в уже эксплуатировавшем здании тоже соответствует таким критериям и может быть оплачена за счет подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. При этом в предмете договора и в первичных документах, которые будет оформлять подрядная организация, желательно использовать формулировку «ремонтные работы».

Ранее бухгалтеры автономных учреждений использовали КОСГУ для внутренней аналитики, обязанности вести ее не было. Однако Минфин РФ своим приказом от 16.11.2023 № 209н распространил действие Инструкции, утвержденной Минфином РФ от 01.12.2010 года № 157н (далее — Инструкция № 157н), на все типы учреждений бюджетной сферы.

Обратите внимание: расходы на дезинсекцию от насекомых следует причислить к той же 225 КОГСУ как комплекс мер, направленных на сохранение имущества. А вот расходы на акарицидную обработку от клещей лягут на КОСГУ 226, т.к. это санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия на объектах заказчика (Письмо Минфина РФ от 01.08.2012 № 02-05-11/2999)

В Указаниях № 65н подробно расписаны правила отнесения расходов, связанных с монтажом и ремонтом окон, однако именно в этой ситуации бухгалтеры часто допускают ошибки. Формулировки в договоре могут указывать на разные статьи (подстатьи) КОСГУ, от того, как вы составите договор будет зависеть разнесение расходов по статьям (подстатьям).

Аналогичное правило применяется для расходов на экспертизу нефинансовых активов, подлежащих списанию. Собственные сотрудники не всегда обладают достаточной квалификацией, и учреждения частенько прибегают к услугам специализированных организаций. На первый взгляд, такая услуга никак не связана с содержанием и эксплуатацией имущества, поэтому может быть отнесена на КОСГУ 226. Однако в Указаниях № 65н есть уточнение: поскольку цель экспертизы — определить, можно ли и дальше эксплуатировать объект, то следует применять статью 225.

Коды видов расходов используются при определении структуры КБК расходных операций. Если составляется код для доходного поступления, то используйте АГПД в бюджете — это код аналитической группы подвида доходов. Шифры представляют собой укрупненную группировку кодов ОСГУ. Например, при отражении субсидии на выполнение муниципального задания АГПД — 130, а КОСГУ — 131.

  • коммунальные услуги по счетам управляющих компаний в многоквартирных домах;
  • компенсацию стоимости коммунальных услуг арендодателей и ссудодателей;
  • поставку топлива (исключение — природный газ по газораспределительной сети);
  • водоснабжение и горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу;
  • энергосервисные договоры и контракты.

В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, теплоснабжение, а также оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется)

Специальные кодификаторы следует применять в учете и планировании расходов учреждения бюджетной сферы. Их используют при подготовке бюджета на отчетный период и планировании закупок. Шифр не используется обособленно, так как является структурной частью целого — кода бюджетной классификации.

Код вида расхода, или КВР, — это специальный числовой код, позволяющий сгруппировать однородные виды расходных операций по их содержанию с целью управления бюджетным процессом в части расходования средств и контроля над его исполнением в соответствии с действующими требованиями бюджетного законодательства.

  • по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ, если устанавливаете (заменяете) перегородки, которые приобретены для целей, не связанных с капвложениями;
  • по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ, если устанавливаете перегородки, приобретенные для капвложений и (или) формирования (увеличения) стоимости основных фондов (когда производится отражение на счетах 1 106 01 000, 1 106 02 000) (Письмо Минфина России от 24.07.2023 N 02-08-10/55310).
  • по подстатье 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ, если перегородки приобретены для выполнения строительных работ, не связанных с капвложениями (п. 11.4.4 Порядка N 209н, Письмо Минфина России от 02.07.2023 N 02-08-05/48683);
  • по подстатье 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ, если приобретаете для капвложений (п. 11.4.7 Порядка N 209н, Письмо Минфина России от 02.07.2023 N 02-08-05/48683).

Перегородки, которые необходимы для ремонта зданий (помещений), относите к материальным запасам как готовые к установке строительные конструкции и детали. Хотя срок их эксплуатации составляет больше года, они не являются основным средством, так как не могут использоваться самостоятельно (п. 10 СГС «Основные средства», п. п. 99, 118 Инструкции N 157н);

  • устранение неисправностей (восстановление работоспособности) отдельных объектов нефинансовых активов, а также объектов и систем (охранная, пожарная сигнализация, система вентиляции и тому подобное), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов;
  • поддержание технико-экономических и эксплуатационных показателей объектов нефинансовых активов (срок полезного использования, мощность, качество применения, количество и площадь объектов, пропускная способность и тому подобное) на изначально предусмотренном уровне;
  • проведение некапитальной перепланировки помещений;

Если монтаж металлопластиковой перегородки входной зоны будет отнесен к вышеперечисленным случаям, то после окончания работ и при условии улучшения основного средства увеличьте первоначальную стоимость объекта на сумму затрат по техническому перевооружению (достройке, дооборудованию).

Монтаж сплит косгу 2023

В свою очередь, осуществляемые учреждением расходы, связанные с монтажом обогревателей в центральную систему отопления, могут предполагать применение различных статей (подстатей) КОСГУ. Например, работы по монтажу обогревателей могут рассматриваться в качестве работ по ремонту (подстатья 225 КОСГУ) или дооборудованию системы отопления здания (статья 310 КОСГУ). Квалифицировать характер произведенных работ — компетенция технических специалистов учреждения.

Утечка фреона может происходить по разным причинам. Его недостаток может привести к нарушению работы кондиционера (перегреву), вплоть до полного выхода из строя. В связи с этим специалисты должны периодически проверять уровень охлаждающего вещества и при необходимости его заправлять (дозаправлять).

В результате проведения ремонтных работ могут быть затронуты (изменены) конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов нефинансовых активов, однако проведение ремонтных работ не приводит к увеличению стоимости объектов нефинансовых активов.К расходам на проведение ремонтных работ также относится оплата работ по восстановлению эффективности функционирования систем, гидродинамическая, гидрохимическая очистка, осуществляемые сверх регламентированного условиями поставки коммунальных услуг перечня работ (технологических нужд), отражаемых по подстатье 223. затраты на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами; закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение и иные выплаты населению;

Необходимо отметить следующее: установка, наладка, монтаж систем видеонаблюдения и контроля доступа должны относиться на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КСГУ; расходы на приобретение и изготовление основных средств – включая и затраты на изготовление объектов основных средств из материалов подрядчика – нужно относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ; приобретение запасных и составных частей к объектам основных средств – в том числе и запасных частей для оборудования, оргтехника систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно- вычислительных систем — следует рассматривать как приобретение прочих материальных запасов» по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

В любом офисе или на предприятии, с помощью специальных приборов, поддерживается оптимальная температура воздуха, и воздухообмен. Это необходимо для организации комфортного рабочего процесса. Среди разновидностей приборов используют трубопровод это оборудование или сооружение: вытяжки, кондиционеры различных модификаций, вентиляционные шахты с естественным и искусственным охлаждением.

Приведение территории в соответствие с требованиями экологического законодательства, санитарно-гигиенических, противопожарных нормативов (ст. 42 Земельного кодекса РФ) — это одна из обязанностей землепользователей. Поэтому учреждения регулярно тратят определенные средства, например, на стрижку деревьев, оформление кустов и пр. Эти расходы — на подстатью 225 КОСГУ.

Подскажите, пожалуйста, ремонт системы отопления арендованного помещения — это КОСГУ 225?
А если приобретать отдельно радиаторы — КОСГУ 340, а работы по установке по КОСГУ 225?
Замена котла — это тоже 225?
А какие работы по ремонту помещения можно провести по КОСГУ 226?

Решение об отнесении расходов по монтажу обогревателей на соответствующие коды бюджетной классификации должно основываться на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для принятия подобных решений.

Операции по оплату услуг и работ группируются по статье 220 «Оплата работ, услуг». Бухгалтерам следует помнить о том, что обязательным становится разграничение между услугами, которые потребляются учреждением и сотрудниками для их личных нужд, никак не связанных с трудовыми обязанностями. Во втором случае услуги относятся к подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме».

Наиболее важные изменения в применении КОСГУ связаны с переходом всех регионов на прямые выплаты пособий ФСС РФ, а также с вступлением в силу федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2023 № 181н.

Расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями Правил (п. 1.3 Правил).

Таким образом, установка приборов учета тепловой энергии сопряжена с исполнением требований Правил. А согласно Указаниям N 190н расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, подлежат отнесению на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Дело в том, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).

Сразу отметим, что в случае принятия должностными лицами учреждения решения об учете теплосчетчиков и кондиционеров в составе основных средств, по нашему мнению, они могут быть приняты к бюджетному учету в качестве основных средств только после окончательного формирования их первоначальной стоимости, то есть после установки. При этом первоначальная стоимость данных объектов должна включать и стоимость монтажных работ, которая будет учтена на счете 010631 000 «Вложения в основные средства — иное движимое имущество учреждения».

Вместе с тем если при оплате работ по установке (монтажу) кондиционера никаких сомнений в порядке применения бюджетной классификации не возникает, то оплата работ по установке теплосчетчиков по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ при определенных обстоятельствах может стать предметом разногласий с органами финансового контроля — все зависит от трактовки конкретными должностными лицами отдельных положений действующих нормативных правовых актов.

В состав основных средств включите отдельные приборы и аппаратуру системы, если они соответствуют критериям основных средств. Например, видеокамеры, мониторы, средства измерения и управления, средства преобразования, принятия, передачи и хранения информации, вычислительная техника, оргтехника. Как будете учитывать такие элементы, пропишите в учетной политике:

Расходы на установку систем в рамках текущих работ для выполнения требований законодательства, например, о пожарной безопасности стоимость здания не увеличивают. Затраты на монтаж спишите в текущие расходы: на счет 401.20 «Расходы текущего финансового года» или на счет 109.00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».Если расходные материалы покупали отдельно, например провода, розетки, короба, их стоимость также спишите в текущие расходы. Такой вывод следует из пунктов 45, 130, 134, 295 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и разъяснений письма Минфина от 21.06.2023 № 02-08-10/46506.

Также пропишите в учетной политике, по какой стоимости будете их учитывать. В частности, включайте в нее затраты на монтаж, если его стоимость выделена отдельно для каждого конкретного оборудования. Ранее Минфин рекомендовал вести учет по стоимости, которая указана в справке КС-3 (письма Минфина от 14.04.2011 № 02-06-10/1370, от 04.06.2010 № 02-06-10/2058).

Строительство. Монтаж систем в строящемся здании входит в общую стоимость строительства. Все затраты на строительство, в том числе на установку единых функционирующих систем списываются на счет 106.11 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество» (п. 23, 45, 130 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Затраты на оборудование систем, которое включите в состав основных средств, отнесите на счет 106.01 «Вложения в основные средства».По завершении монтажа стоимость оборудования, учтенную на счете 106.01, спишите на счет 101.00 «Основные средства». Подробнее смотрите в рекомендации. Такие правила установлены в пунктах 38, 130 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

В силу п. 99 Инструкции N 157н оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки, подлежит учету в составе материальных запасов. К нему относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. При этом в состав оборудования включается и контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и другие материальные ценности, необходимые для строительно-монтажных работ.
Из вышеизложенного следует, что приобретаемый бюджетным учреждением кондиционер требует монтажа, поэтому он не относится к объектам основных средств, а принимается на учет в составе материальных запасов. Оборудование, требующее монтажа и предназначенное к установке, учитывается на счетах:
– 0 105 24 000 «Строительные материалы – особо ценное движимое имущество учреждения»;
– 0 105 34 000 «Строительные материалы – иное движимое имущество учреждения».
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н (далее – Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ), отражение расходов на приобретение кондиционеров осуществляется по подстатье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Расходы на монтаж кондиционера следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
В соответствии с п. 38 Инструкции N 157н*(2) материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, принимаются к учету в качестве основных средств.
Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 41 Инструкции N 157н).
Таким образом, установленный кондиционер удовлетворяет указанным требованиям и поэтому в целях бухгалтерского учета его следует относить к основным средствам. В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, кондиционеры бытовые (код 16 2930274) относятся к 3-й амортизационной группе со сроком полезного использования от трех до пяти лет включительно.
Согласно п. 47 Инструкции N 157н в целях определения первоначальной стоимости объекта основных средств при его приобретении за плату, сооружении и (или) изготовлении фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, сооружения и (или) изготовления объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ.
В соответствии с п. 37 Инструкции N 174н*(3) передача материальных запасов для изготовления объекта нефинансовых активов отражается на основании первичных учетных документов по соответствующей операции и объекту учета (требования-накладной (ф. 0315006) по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» (0 106 21 310, 0 106 31 310), и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» (0 105 24 440, 0 105 34 440).
Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Согласно п. 45 Инструкции N 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект также со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет либо обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
В случае наличия у одного конструктивно сочлененного объекта нескольких частей – основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Если по комплексу конструктивно сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный объект учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь требованиями п. 45 Инструкции N 157н, согласно которому если по комплексу конструктивно сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный объект учитывается как самостоятельный инвентарный объект на счетах 101 26 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь – особо ценное движимое имущество учреждения», 101 36 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь – иное движимое имущество учреждения».
В соответствии с п. 9 Инструкции N 174н принятие к бухгалтерскому учету объектов основных средств по первоначальной стоимости, сформированной при их приобретении, создании, изготовлении, в том числе хозяйственным способом, отражается на основании первичных учетных документов: акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031) по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».
Рассмотрим пример отражения расходов на приобретение и монтаж кондиционера.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасные и здоровые условия труда работников. Кроме того, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что организации обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов РФ к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
В целях обеспечения санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций работодатель по установленным нормам оборудует и создает:
– санитарно-бытовые помещения;

– помещения для приема пищи;
– помещения для оказания медицинской помощи;
– комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки;
– санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи;
– проводит другие мероприятия.
В частности, в целях выполнения санитарных требований к микроклимату производственных помещений в указанных помещениях могут быть установлены системы кондиционирования воздуха. Требования к показателям микроклимата на рабочих местах всех видов производственных помещений установлены СанПиН 2.2.4.548-96 «Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы», утвержденными Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 01.10.1996 N 21. Показатели микроклимата должны обеспечивать сохранение теплового баланса человека с окружающей средой и поддержание оптимального или допустимого теплового состояния организма.
В соответствии с п. 4.3 СанПиН 2.2.4.548-96 к показателям, характеризующим микроклимат в производственных помещениях, относятся:
– температура воздуха;
– температура поверхностей (температура поверхностей ограждающих конструкций (стены, потолок, пол), устройств (экраны и т.п.), а также технологического оборудования или ограждающих его устройств);
– относительная влажность воздуха;
– скорость движения воздуха;
– интенсивность теплового облучения.
Оптимальные параметры микроклимата на рабочих местах должны соответствовать величинам, приведенным в таблице 1 СанПиН 2.2.4.548-96, применительно к выполнению работ различных категорий в холодный и теплый периоды года. Так, например, температура воздуха в теплое время года в производственных помещениях не должна превышать 25°C. Кроме того, перепады температуры воздуха по высоте и по горизонтали, а также изменения температуры воздуха в течение смены при обеспечении оптимальных величин микроклимата на рабочих местах не должны превышать 2°C (п. 5.4 СанПиН 2.2.4.548-96).
В целях защиты работающих от возможного перегревания или охлаждения при температуре воздуха на рабочих местах выше или ниже допустимых величин время пребывания на рабочих местах (непрерывно или суммарно за рабочую смену) должно быть ограничено величинами, указанными в таблицах 1 и 2 приложения 3 к СанПиН 2.2.4.548-96. Например, при температуре воздуха в производственном помещении 30°C время пребывания на рабочих местах не должно превышать пяти часов, а при температуре 31°C – трех часов.
Согласно Рекомендациям по организации режимов труда и отдыха работников в условиях экстремальных высоких температур и задымления, доведенным Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2010, в целях профилактики неблагоприятного воздействия вредных факторов работодателем могут использоваться защитные мероприятия (системы местного кондиционирования воздуха, воздушное душирование, средства индивидуальной защиты – в частности, влажные марлевые повязки и респираторы, помещения для отдыха, регламентация времени работы, в частности, перерывы в работе и др.).

В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе*(1) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений.
Согласно ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2023-р. Указанный перечень содержит код 29.23.12 «Оборудование для кондиционирования воздуха (кондиционеры)», который включает в себя установки для кондиционирования воздуха, оборудованные вентилятором с двигателем и приборами для изменения температуры и влажности воздуха, включая кондиционеры, в которых влажность не может регулироваться отдельно.
Таким образом, размещение заказа на приобретение кондиционеров должно осуществляться путем проведения электронного аукциона.
Напомним, что Бюджетные учреждения вправе не применять положения Закона о контрактной системе:
1) в отношении грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2) когда выступают в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
3) в отношении средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Для того чтобы бюджетные учреждения могли не применять Закон о контрактной системе в перечисленных случаях, им нужно разработать положение о закупках в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и разместить его до начала года на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. В этом случае в отношении организации закупок за счет вышеперечисленных средств бюджетное учреждение будет руководствоваться этим положением.
Также следует учитывать, что, помимо обязанности использовать исключительно электронный аукцион в качестве одного из способов размещения заказов, бюджетные учреждения вправе осуществлять размещение заказа по приобретению кондиционеров путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (подрядчика) при соблюдении ограничений для использования данных процедур, установленных Законом о контрактной системе.

Пример
Бюджетное учреждение за счет средств от приносящей доход деятельности приобрело кондиционер стоимостью 20 000 руб. Для монтажа кондиционера учреждение заключило договор с подрядной организацией. Стоимость работ составила 5 000 руб. Кондиционер относится к иному движимому имуществу.
В бухгалтерском учете операции по приобретению кондиционера отражаются следующим образом:

Вас может заинтересовать :  6 ндфл образец заполнения 2023