Предпринимательский кодекс рк на 2023 год

Закон Парламента Республики Казахстан от № 53-VII О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан О введении в действие Кодекса Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)

«4-1. Погашение налогоплательщиком (налоговым агентом) суммы налоговой задолженности, указанной в распоряжении налогового органа о приостановлении расходных операций по банковским счетам налогоплательщика (налогового агента), является основанием для возобновления банком второго уровня или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, расходных операций по банковским счетам такого налогоплательщика (налогового агента).

Уполномоченный орган в области государственной поддержки индустриальной деятельности на основании сведений соответствующих уполномоченных органов публикует перечень продукции, производство которой отсутствует на территории Республики Казахстан либо не покрывает потребности Республики Казахстан, в соответствии с классификатором продукции по видам экономической деятельности, утвержденным уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования, по состоянию на 1 июля 2023 года не позднее 20 июля 2023 года и в последующем – ежегодно по состоянию на 1 января не позднее 10 января соответствующего года.

Положения настоящего подпункта применяются субъектом малого предпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, осуществляющим деятельность в обрабатывающей промышленности, применяющим общеустановленный порядок налогообложения, в сумме, не превышающей суммы налогооблагаемого дохода за отчетный налоговый период.

8. Специальное мобильное приложение может быть использовано индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, для исполнения налоговых обязательств по расчету индивидуального подоходного налога и социальных платежей, их уплате и представлению упрощенной декларации.

Положения настоящего подпункта распространяются на юридические лица, которые впервые вводят в эксплуатацию на территории Республики Казахстан здания, сооружения, машины и оборудование для осуществления деятельности по производству продукции в обрабатывающей промышленности (за исключением металлургической промышленности).»;

Субъекты предпринимательства при осуществлении предпринимательской деятельности, государственные органы, должностные лица государственных органов при осуществлении государственного регулирования предпринимательства обязаны соблюдать требования Конституции Республики Казахстан, настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Субъект предпринимательства также считается добросовестным, если при реализации прав, законных интересов и (или) исполнении обязанностей он руководствовался официальным разъяснением государственного органа, данным в пределах его компетенции, закрепленной в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Общественные отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, а также в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и не противоречит настоящему Кодексу, регулируются законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения.

Филиалы и представительства юридических лиц, являющихся субъектами предпринимательства, расположенные на территории Республики Казахстан, подлежат учетной регистрации без приобретения ими права юридического лица. Также изменения и дополнения вносятся в статью 577 «Порядок исчисления и уплаты» Налогового кодекса.

Уполномоченный орган по делам государственной службы обязан представлять сведения по политическим и административным государственным служащим из единой автоматизированной базы данных (информационной системы) по персоналу государственной службы в порядке, сроки и по форме, которые установлены уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным органом по делам государственной службы.

В декабре 2023 г. был утвержден пакет изменений и дополнений в НК РК, большая часть которых вступила в силу уже с 01.01.2023 г. Основную массу поправок внес закон №382-VI от 10.12.2023 г., но были приняты и некоторые другие нормативные акты, существенно изменившие ранее действовавшие нормы касательно ведения предпринимательской деятельности и налогообложения.

Плательщик НДС для снятия с регистрационного учета по НДС в связи с переходом на СНР розничного налога не позднее пяти рабочих дней до начала применения такого СНР представляет налоговое заявление (приложение 11 к приказу министра финансов РК от 12 февраля 2023 года № 160) (п. 1 ст. 85 Налогового кодекса).

1. Введение форм и средств государственного регулирования предпринимательства осуществляется в целях обеспечения достаточного уровня безопасности деятельности или действий (операций), максимально эффективной защиты прав потребителей при минимальной объективно необходимой нагрузке на субъектов предпринимательства.

2. Антимонопольное регулирование осуществляется в целях защиты конкуренции, создания условий для эффективного функционирования товарных рынков, обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и свободы экономической деятельности в Республике Казахстан.

Гражданам предоставлено право отсрочки по уплате ИПН при использовании ими единовременных пенсионных выплат, а также определяется порядок его исчисления, удержания и уплаты; вводится специальный налоговый режим розничного налога для предоставления права субъектам малого и среднего бизнеса.

Исчисление корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, при применении СНР розничного налога производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 %.

1. Для выполнения процедур организации и проведения государственных закупок заказчик определяет организатора государственных закупок, а также должностное лицо заказчика, представляющее интересы последнего в предстоящих государственных закупках, за исключением случаев, когда заказчик и организатор государственных закупок выступают в одном лице.

Крестьянским или фермерским хозяйством признается трудовое объединение лиц, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также переработкой и сбытом этой продукции.

Учитывая то, что сделки между предпринимателем и другими субъектами могут иметь длительный и переходящий характер (договор, например, может быть заключен в 2023 году, тогда же произведена предоплата, а окончательный расчет и поставка — в 2023 году), ФНС дала разъяснения по некоторым таким моментам. Подробнее читайте у нас на сайте «Сложности при исчислении НДС с 01.01.2023: разъяснения ФНС».

  • работающие на ЕНВД или ПСН, осуществляющие деятельность и соответствующие требованиям, указанным в п. 7.1 ст. 7 закона «О внесении изменений…» от 03.07.2023 № 290-ФЗ (далее — закон № 290-ФЗ);
  • работающие на основе УСН, оказывающие бытовые услуги населению при условии выдачи бланков строгой отчетности (п. 8 ст. 7 закона № 290-ФЗ);
  • осуществляющие перевозки пассажиров общественным транспортом (подп. «в» п. 5 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 03.07.2023 № 192-ФЗ, далее — закон № 192-ФЗ);
  • владельцы вендинговых аппаратов, у которых нет работников (п. 11.1 ст. 7 закона № 290-ФЗ);
  • осуществляющие расчеты с физлицами безналичным путем, принимающие плату за жилье и комуслуги, выдающие займы и другие, названные в п. 4 ст. 4 закона № 192-ФЗ.

Под налоговым периодом понимается период времени, установленный применительно к отдельным видам налогов и платежей в бюджет, по окончании которого определяются объект налогообложения, налоговая база, исчисляются суммы налогов и платежей, подлежащие уплате в бюджет.

4. Физическое лицо, признанное в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) плательщиком единого совокупного платежа, вправе не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

5. Запрещается использование предоставленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами прав в противоречии с их назначением с целью ущемления прав и законных интересов других субъектов предпринимательства или уклонения от исполнения существующих обязанностей или юридической ответственности за фактически совершенные правонарушения.

Вас может заинтересовать :  Заявление о мошенничестве в интернете в 2023 году — в полицию, образец, прокуратуру

3) осуществлять страхование арендуемых и собственных средств производства, а также посевов (посадок) сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, произведенной продукции, сырья, материалов на случай гибели или повреждения в соответствии с законодательством Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности;

4. Нарушение законодательства Республики Казахстан, допущенное субъектом предпринимательства, должно быть описано в ходе проведения проверок. Обоснование доводов и раскрытие обстоятельств, свидетельствующих о факте нарушения законодательства Республики Казахстан, возлагаются на государственные органы.

10. Субъект предпринимательства вправе не предоставлять государственным органам и должностным лицам при выполнении регистрационных, контрольных и надзорных функций и совершении других действий доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, кроме той, которая необходима для реализации возложенных на них функций.

Предпринимательский кодекс рк на 2023 год

Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 29 декабря 2023 года № ҚР ДСМ-332/2023 «О внесении изменений в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 2 апреля 2023 года № ҚР ДСМ-26/2023 «Об утверждении Правил оказания государственной услуги «Выдача информации об участии в качестве потребителя медицинских услуг и о перечисленных суммах отчислений и (или) взносов в системе обязательного социального медицинского страхования»

Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2023 года № 893 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2013 года № 1357 «Об утверждении Правил использования транспорта (кроме представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом) для прибытия в зону чрезвычайной ситуации социального характера, а также доставления лиц, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, в лечебные учреждения, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей, с возмещением материального ущерба собственникам в случае его причинения»

На территории населенных пунктов сбор, использование, применение, обезвреживание, транспортировка, хранение и захоронение отходов потребления осуществляют специализированные организации. В малых населенных пунктах при отсутствии специализированных организаций по сбору, вывозу и содержанию мест захоронения ТБО, организуются места с самостоятельным вывозом отходов, под контролем и обслуживанием службы местного исполнительного органа.

по пункту 10 части первой статьи 37 УПК РК в период с 1 января 1998 года по 25 ноября 2011 года до введения в действие Закона Республики Казахстан от 9 ноября 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной деятельности и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства»;

Согласно изменению в Правила, информация об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе применении современных средств поражения формируется службами наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования, в том числе сейсмологической службой, системами селевого оповещения, контроля за радиационной обстановкой и иными компетентными организациями независимо от их формы собственности и передается в Центр управления в кризисных ситуациях Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее — ЦУКС). Получение ЦУКС такой информации является основанием для организации оповещения населения и государственных органов.

Общественные отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, а также в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и не противоречит настоящему Кодексу, регулируются законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения.

Лицо, сообщившее о фактах нарушения применения контрольно-кассовой машины и оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек, в случае подтверждения такого факта подлежит вознаграждению в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Уточнено, что на вычеты по КПН относятся членские взносы, уплаченные в отчетном налоговом периоде за предыдущий или предшествующий предыдущему налоговые периоды.

Усиление и расширение взаимодействия налоговых органов с уполномоченными органами, введение инвестиционного налогового кредита, увеличение в 20 раз земельного налога по неиспользуемым земельным участкам и многое другое введено в налоговое законодательство. Подробности у корреспондента ИА «АгроИнфо».

Филиалы и представительства юридических лиц, являющихся субъектами предпринимательства, расположенные на территории Республики Казахстан, подлежат учетной регистрации без приобретения ими права юридического лица. Также изменения и дополнения вносятся в статью 577 «Порядок исчисления и уплаты» Налогового кодекса.

С 1 января 2023 года стартует первый этап всеобщего декларирования, начинает действовать новый налоговый режим, который должен облегчить жизнь МСБ, повышаются пенсии, зарплаты для учителей, а также пенсионный возраст для женщин. «Курсив» подготовил обзор значимых законодательных новелл, которые вступили в силу вместе с приходом нового года.

Изменения в Налоговом Кодексе в 2023 г

В декабре 2023 г. был утвержден пакет изменений и дополнений в НК РК, большая часть которых вступила в силу уже с 01.01.2023 г. Основную массу поправок внес закон №382-VI от 10.12.2023 г., но были приняты и некоторые другие нормативные акты, существенно изменившие ранее действовавшие нормы касательно ведения предпринимательской деятельности и налогообложения. Изменения коснулись обложения физлиц ИПН, были введены новые налоговые вычеты, изменилась ставка ОПВ для договоров ГПХ, а также было принято множество дополнений, касающихся выписки ЭСФ, установления лимитов по снятию наличных и т.д. Какие изменения законодательства необходимо учесть предпринимателю в 2023 г., узнайте далее…

В 2023-2023 гг. в Казахстане будет действовать Пилотный проект по визуальному осмотру, в котором обязаны принять участие субъекты предпринимательства, занятые в сфере торговли. Правила реализации Пилотного проекта утверждены приказом Минфина приказом №1232 от 24.12.2023 г.

Введение вычета объясняется защитой интересов работников, поскольку взносы на медстрахование удерживаются из дохода работника. Однако, возмущение бухгалтеров и предпринимателей вызвала дата вступления в силу обязанности по применению вычета по ВОСМС –ретроспективно, с 01.01.2023 г. Что автоматически означает обязанность пересчитать заработную плату к выдаче за весь 2023 г., корректировку отчетов и, как следствие, понижение критерия СУР. В данный момент решается вопрос о переносе срока корректировки, чтобы избавить все предпринимательское сообщество от необходимости пересдавать отчеты. Но пока ситуация в пользу предпринимателей не решилась.

Изменением, которое охватывает наибольшую массу предпринимателей и работников, стало введение нового вычета по ИПН для работников, с которыми заключены трудовые договора –вычет по ВОСМС. Теперь, при исчислении налогооблагаемого дохода по ИПН, необходимо исключать из суммы не только стандартный вычет в 1 МЗП и сумму ОПВ, но и сумму ВОСМС.

В 2023 г. права на вычеты по ИПН (помимо стандартного вычета в размере 882 МРП в год для отдельных категорий работников (усыновителей, имеющих детей-инвалидов и т.д.) у работающих по договорам ГПХ не было. Однако теперь с при расчете ИПН необходимо применять вычеты:

Предпринимательский кодекс рк на 2023 год

В соответствии с подпунктом 1 статьи 45-1 Закона о введении в период с 1 января 2023 года до 1 января 2023 года декларация об активах и обязательствах по форме 250.00 (приложение 1 к приказу министра финансов РК от 21 июня 2023 года № 617) представляется являющимися на 1 января года представления такой декларации лицами:

1. Предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан, кандасов и юридических лиц, направленная на получение чистого дохода путем использования имущества, производства, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, основанная на праве частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.

Субъекты предпринимательства в РК — это граждане, оралманы и негосударственные коммерческие юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (субъекты частного предпринимательства), государственные предприятия (субъекты государственного предпринимательства).

Вас может заинтересовать :  Как Получить Права Старого Образца 2023

— минимальный размер заработной платы — 42 500 тенге;
— минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты — 18 524 тенге;
минимальный размер пенсии — 43 272 тенге;
— МРП — 2 917 тенге;
— величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 34 302 тенге.

– на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом РК «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года № 2464 (далее – Закон о выборах в РК) и законами РК «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2023 года № 410-V, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года № 2444, «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000 года № 126-II, «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года № 461-II.

Статьи для бухгалтера

Уважаемые Коллеги!
24 июня 2023 Президентом Республики Казахстан подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»» (Налоговый кодекс)» (Нур-Султан, Акорда, 24 июня 2023 года № 53-VІI ЗРК)

Статья 1.
Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2023 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс):
2. В Закон Республики Казахстан от 25декабря 2023года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)»:
Статья 2.
Установить, что, несмотря на положение.

1. Деятельность, направленная на ограничение или устранение конкуренции, ущемление прав и законных интересов потребителей, недобросовестная конкуренция запрещаются.
Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом.
2. Антимонопольное регулирование осуществляется в целях защиты конкуренции, создания условий для эффективного функционирования товарных рынков, обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и свободы экономической деятельности в Республике Казахстан.

1. Введение форм и средств государственного регулирования предпринимательства осуществляется в целях обеспечения достаточного уровня безопасности деятельности или действий (операций), максимально эффективной защиты прав потребителей при минимальной объективно необходимой нагрузке на субъектов предпринимательства.
2. Государственные органы при осуществлении государственного регулирования не вправе требовать от субъектов предпринимательства представления документов и (или) дополнительных сведений, не предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
3. Квалификационные и разрешительные требования должны обеспечивать минимально необходимый набор ресурсов, нормативов и показателей, достаточных субъектам предпринимательства для обеспечения требуемого уровня безопасности осуществляемой деятельности, действий (операций) или безопасности объекта.

1. Субъекты предпринимательства при осуществлении предпринимательской деятельности, государственные органы, должностные лица государственных органов при осуществлении государственного регулирования предпринимательства обязаны соблюдать требования Конституции Республики Казахстан, настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Акты и решения государственных органов, противоречащие Конституции Республики Казахстан и соответствующим ей нормативным правовым актам Республики Казахстан по содержанию, оформлению и (или) процедурам их принятия, признаются незаконными и недействительными с момента их принятия и подлежат отмене.

1. Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности.
2. Субъекты предпринимательства вправе осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законами Республики Казахстан.

1. Предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан, оралманов и юридических лиц, направленная на получение чистого дохода путем использования имущества, производства, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, основанная на праве частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.
2. Предпринимательская деятельность может быть ограничена исключительно законами Республики Казахстан.
3. Запрещается принятие государственными органами нормативных правовых актов, устанавливающих привилегированное положение отдельно взятых субъектов предпринимательства.

Принятие Предпринимательского кодекса в РК создаст новую отрасль права

«В бизнес-сообществе с большими надеждами ждут этот кодекс. Учитывая, какой огромный пласт законодательства затрагивает предпринимательскую деятельность, решить все проблемы в первом же варианте кодекса практически невозможно. Тем не менее сегодня мы создаем конструкт, на который в дальнейшем сможем «наращивать мускулы» и развивать отрасль предпринимательского права», — заявил руководитель рабочей группы по законопроекту Азат Перуашев на состоявшемся в прошлую среду пленарном заседании мажилиса, передает Kazakhstan Today.

«Их взаимодействие с государством планируется осуществлять через институты участия в нормотворчестве, госзаказах, ГЧП, социальной ответственности, господдержки частного предпринимательства. Проект кодекса пополнили поправки депутатов, направленные, в частности, на регламентацию порядка госрегистрации индивидуальных предпринимателей и деятельности крестьянских или фермерских хозяйств. Парламентарии предлагают осуществлять кредитование субъектов частного предпринимательства не только через банки второго уровня, но и через иные юридические лица в соответствии с законодательством РК», — пояснили в пресс-службе мажилиса РК.

В своем выступлении руководитель рабочей группы обратил внимание коллег и на тот момент, что в результате выявления противоречий и пробелов в законодательстве проектом изменяются и приводятся к единым подходам 10 кодексов и 83 действующих закона, а еще десяток законов ставится на утрату.

«Впервые в этом кодексе закладывается такое принципиальное новшество для отечественной государственной политики, как поддержка не только малого, но и среднего бизнеса. До сих пор существовало противоречие — из года в год глава государства поручал поддерживать малый и средний бизнес, а в законах предусматривались преференции только для малых предприятий. Партия «Ак жол» неоднократно обращала внимание, что тем самым поддерживались торговля и услуги, а производственные предприятия оказывались без должного внимания. Теперь мы этот недостаток, наконец, устраняем. С учетом целого блока поправок депутатов по инвестиционной и индустриальной деятельности можно утверждать, что у этого кодекса будет ярко выраженный акцент на поддержку реального сектора экономики и промышленного производства. Есть масса и других законотворческих новелл», — пояснил А. Перуашев.

Лидер демократической фракции подчеркнул, что работа над законопроектом идет ежедневно. В заседаниях участвуют по 40-50 членов рабочей группы из числа депутатов, представителей госорганов и бизнеса. Поправки рассматриваются и принимаются в ходе острых и непростых дискуссий депутатов с госорганами. А. Перуашев поблагодарил руководство мажилиса, руководителей парламентских фракций «Нур Отан» и КНПК, а также представительство правительства за содействие в преодолении возникающих трудностей в спорах с чиновниками.

Предпринимательский кодекс заменил шесть законов

В Казахстане впервые принят Предпринимательский кодекс, поэтому шесть законов утратили свою силу.
С 1 января 2023 года введен в действие Предпринимательский кодекс. Его проект обсуждался населением и бизнес-сообществом в течение двух лет, в итоге в него внесено множество изменений.
Кодекс состоит из восьми разделов, 34 глав и 465 статей, которые определяют правовые, экономические, социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу предпринимательства в Республике Казахстан. Он регулирует общественные отношения, возникающие в ходе взаимодействия субъектов предпринимательства и государства, в том числе вопросы госрегулирования и поддержки.
Основная цель принятия Кодекса – систематизация законодательства для того, чтобы предпринимателям было легче ориентироваться и вести свой бизнес в соответствии с нормативно-правовыми актами.
В связи с его принятием шесть законов признаны утратившими силу с 1 января 2023 года. Это Законы РК «О крестьянском или фермерском хозяйстве», «Об инвестициях», «О частном предпринимательстве», «О конкуренции», «О государственном контроле и надзоре в РК» и «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности». Положения указанных законов сведены в одном нормативно-правовом акте – Предпринимательском кодексе. В связи с его принятием внесены изменения в 11 кодексов и 100 законов страны.
Следует отметить, что нововведениями Предпринимательского кодекса являются вопросы государственно-частного партнерства: взаимная ответственность государства и субъекта предпринимательства, а также такие принципы, как ограничение участия и вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, социальная ответственность бизнеса и саморегулирование в сфере предпринимательства.
Айнур КУШКИНБАЕВА,
руководитель отдела департамента юстиции области

Вас может заинтересовать :  Программа Обеспечение Жильем Молодых Семей Томской Области

Предпринимательский кодекс Республики Казахстан: принципы

Многое уже, наверное, знают об опубликовании Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. Авторы документа, среди которых есть и эксперты из России (насколько мне известно, в разработке Кодекса участвовал заведующий кафедрой предпринимательского права УрГЮУ Владимир Сергеевич Белых), избежали соблазна написать второй частноправовой кодекс специально для предпринимателей (чего нередко хотят сторонники концепций «предпринимательского права» и дуализма частного права). И это был правильный подход. В п. 2 ст. 1 Предпринимательского кодекса (далее также – Кодекс) прямо говорится, что основанные на равенстве участников имущественные отношения регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан.

Надо отметить, что добросовестность уже как презумпция возникает в статье 14 «Взаимная ответственность субъектов предпринимательства и государства», где говорится, что в процессе государственного регулирования предпринимательства при исполнении предпринимателями своих обязанностей или реализации их прав предполагается добросовестность их действий.

Поначалу вызывает вопросы соотношение принципа равенства субъектов предпринимательства (ст.6) и принципа поддержки отечественных производителей (ст. 17), но они снимаются тем, что второй принцип раскрывается через реализацию мер по созданию благоприятных условий для развития производства. Кроме того, Кодекс провозгласил, что при заключении международных договоров и участии в принятии решений международных организаций учитываются национальные интересы Республики Казахстан.

В Кодексе поименовано 19 (!) принципов взаимодействия субъектов предпринимательства и государства. Любопытно, что добросовестность как общий принцип в перечне прямо не поименована. Есть только добросовестная конкуренция (подп. 5 п. 2 ст. 3 Кодекса). Остается лишь задать вопрос: а разве добросовестная конкуренция это принцип взаимодействия субъектов предпринимательства и государства? Ответ есть в статье 8 «Добросовестная конкуренция», которой запрещается деятельность, направленная на ограничение конкуренции, ущемление прав и законных интересов потребителей, а также недобросовестная конкуренция.

Кодекс закрепил положение о запрещении использования прав в противоречии с их назначением, явно перекочевавшее из пункта 5 статьи 8 ГК Республики Казахстан, запрещающего такое поведение наряду с действиями, направленными на причинение вреда, и злоупотребление правом в иных формах. Предпринимательским кодексом также запрещается использование прав с целью уклонения от исполнения обязанностей или ответственности за совершенные правонарушения, причем речь идет не только о правах, предоставленных Кодексом, но и предоставленных другими нормативными правовыми актами.

Добро пожаловать на портал Ирис

«1. В договоре о залоге должны быть указаны предмет залога, существо, размер или максимальная сумма и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом. В случае, если предметом залога выступает недвижимое имущество, в договоре о залоге должна быть указана его оценка.

«Законами Республики Казахстан и (или) по требованию одной из сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки, в частности совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью юридического лица, если данное лицо в соответствии с законодательством Республики Казахстан должно иметь печать.»;

«В случае, если предметом залога выступает движимое имущество, право залога распространяется на отделимые плоды, продукцию и доходы (в том числе приобретенные в последующем активы и замененные активы), полученные в результате его использования, если иное не предусмотрено договором.

1. В Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1994 г., № 23-24 (приложение); 1995 г., № 15-16, ст. 109; № 20, ст. 121; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., № 2, ст. 187; № 14, ст. 274; № 19, ст. 370; 1997 г., № 1-2, ст. 8; № 5, ст. 55; № 12, ст. 183, 184; № 13-14, ст. 195, 205; 1998 г., № 2-3, ст. 23; № 5-6, ст. 50; № 11-12, ст. 178; № 17-18, ст. 224, 225; № 23, ст. 429; 1999 г., № 20, ст. 727, 731; № 23, ст. 916; 2000 г., № 18, ст. 336; № 22, ст. 408; 2001 г., № 1, ст. 7; № 8, ст. 52; № 17-18, ст. 240; № 24, ст. 338; 2002 г., № 2, ст. 17; № 10, ст. 102; 2003 г., № 1-2, ст. 3; № 11, ст. 56, 57, 66; № 15, ст. 139; № 19-20, ст. 146; 2004 г., № 6, ст. 42; № 10, ст. 56; № 16, ст. 91; № 23, ст. 142; 2005 г., № 10, ст. 31; № 14, ст. 58; № 23, ст. 104; 2006 г., № 1, ст. 4; № 3, ст. 22; № 4, ст. 24; № 8, ст. 45; № 10, ст. 52; № 11, ст. 55; № 13, ст. 85; 2007 г., № 2, ст. 18; № 3, ст. 20, 21; № 4, ст. 28; № 16, ст. 131; № 18, ст. 143; № 20, ст. 153; 2008 г., № 12, ст. 52; № 13-14, ст. 58; № 21, ст. 97; № 23, ст. 114, 115; 2009 г., № 2-3, ст. 7, 16, 18; № 8, ст. 44; № 17, ст. 81; № 19, ст. 88; № 24, ст. 125, 134; 2010 г., № 1-2, ст. 2; № 7, ст. 28; № 15, ст. 71; № 17-18, ст. 112; 2011 г., № 2, ст. 21, 28; № 3, ст. 32; № 4, ст. 37; № 5, ст. 43; № 6, ст. 50; № 16, ст. 129; № 24, ст. 196; 2012 г., № 1, ст. 5; № 2, ст. 13, 15; № 6, ст. 43; № 8, ст. 64; № 10, ст. 77; № 11, ст. 80; № 20, ст. 121; № 21-22, ст. 124; № 23-24, ст. 125; 2013 г., № 7, ст. 36; № 10-11, ст. 56; № 14, ст. 72; № 15, ст. 76; 2023 г., № 4-5, ст. 24; № 10, ст. 52; № 11, ст. 61, 63; № 14, ст. 84; № 21, ст. 122; № 23, ст. 143; 2023 г., № 7, ст. 34; № 8, ст. 42, 45; № 13, ст. 68; № 15, ст. 78; № 16, ст. 79; № 20-I, ст. 110; № 20-IV, ст. 113; № 20-VII, ст. 115; № 21-I, ст. 128; № 22-I, ст. 140, 143; № 22-V, ст. 156; № 22-VI, ст. 159; 2023 г., № 7-II, ст. 55; № 8-II, ст. 70; № 12, ст. 87; 2023 г., № 4, ст. 7; № 15, ст. 55; № 22-III, ст. 109; 2023 г., № 1, ст. 4):

Движимое имущество и (или) отдельные категории движимого имущества (включая машинное оборудование и запасы материальных оборотных средств), являющиеся предметом залога, могут иметь общее описание предмета залога без требования конкретного описания залогового обеспечения и без оценки предмета залога.