Регламент проверки контрагентов образец 2023

Сегодня разумный подход заключается в выстраивании определенной системы мер, которая должна включать не только сбор и анализ общедоступной информации, но и доказательств того, что деловой партнер располагает достаточным количеством ресурсов, у него есть квалифицированные сотрудники и т.д.

Например, есть целый набор бесплатных ресурсов ФНС для поиска контрагента по ИНН, проверки задолженности по уплате налогов, выявления адресов массовой регистрации, поиска людей в реестре дисквалифицированных лиц и др. Также уже не первый год работает сервис «Прозрачный бизнес», с помощью которого можно получить комплексную информацию о налогоплательщике. В рамках этого ресурса ФНС открывает всё больше полезных данных, которыми можно воспользоваться, чтобы минимизировать риски.

В 2023 году появилась ст. 54.1 НК РФ, которая требует от налогоплательщика не злоупотреблять правом. То есть сделка должна быть реальной, она должна осуществляться тем контрагентом, который заявлен по документам, и у сторон не должно быть намерения не платить или недоплатить налоги.

В этом документе была предпринята попытка описать правила и желаемое поведение налогоплательщика и налоговых органов. Именно тогда сформировалась концепция необоснованной налоговой выгоды и появилась другая терминология, которую суды используют по сей день, рассматривая спорные ситуации с заявленными вычетами.

Также полезно провести сбор дополнительной информации на основе уже имеющегося опыта взаимодействия с контрагентом. Помните о том, что одного только наличия информации, «не пропущенной» через аналитику, не дает полного представления о рисках. Прежде всего важно собирать документы, которые подтверждают реальность совершения хозяйственных операций.

  • Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде (nalog.ru) https://egrul.nalog.ru/about.html
  • Сервис ФНС России «Прозрачный бизнес» https://pb.nalog.ru/index.html
  • Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (адреса «массовой» регистрации) https://service.nalog.ru/addrfind.do
  • Сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц («массовый» учредитель/руководитель) https://service.nalog.ru/mru.do
  • Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке https://service.nalog.ru/svl.do?t=1607444342662
  • Реестр дисквалифицированных лиц https://service.nalog.ru/disqualified.do
  • Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года https://service.nalog.ru/zd.do
  • Данные о бухгалтерской отчетности http://www.gks.ru/accounting_report
  • Реестр обеспечительных мер https://service.nalog.ru/rom/
  • Реестр недобросовестных поставщиков/подрядчиков https://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/search/search.html
  • Картотека арбитражных дел https://kad.arbitr.ru/
  • Банк данных исполнительных производств https://fssp.gov.ru/iss/ip/
  • Единый федеральный реестр сведений о банкротстве https://bankrot.fedresurs.ru/?attempt=1
  • совершение сделки в противоречие с бизнес-стратегией налогоплательщика (непрофильная, сверхрисковая и т.п.);
  • наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота либо от условий иных аналогичных договоров, заключенных налогоплательщиком (например, условий о длительных отсрочках платежа, о поставке крупных партий товаров без предоставления обеспечения исполнения, о договорной ответственности, размер которой несопоставим с последствиями возможного нарушения, о приобретении товаров (работ, услуг) по цене, которая существенно ниже рыночного уровня и т.п.);
  • установление цены приобретения товаров (работ, услуг) в размере, который существенно ниже цены по сопоставимым сделкам (при совершении сделки с «технической» компанией с целью приобретения ресурсов в недекларируемом в целях налогообложения обороте) или выше рыночной стоимости (при встраивании «технической» компании во взаимоотношения с лицом, осуществившим фактическое исполнение по сделке);
  • наличие в договорах и в документах, которыми оформлено исполнение сделки, противоречий в сведениях и неполноты заполнения обязательных реквизитов, которые могут свидетельствовать, в частности, о подписании документов в нарушение логики бизнес-процесса или ранее момента наступления соответствующих событий;
  • отсутствие у налогоплательщиков документов, которые должны были быть составлены исходя из характера исполнения (например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику строительной площадки);
  • отсутствие оплаты, использование в расчетах «неликвидных» векселей, принятие в счет погашения долга права требования к третьему лицу, платежеспособность которого не позволяет получить исполнение по данному требованию в полном объеме.
  • оценивать обоснованность выбора контрагента проверяемым налогоплательщиком;
  • исследовать вопросы, отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота или установленной самим налогоплательщиком практики осуществления выбора контрагентов;
  • каким образом оценивались условия сделки и их коммерческая привлекательность, деловая репутация, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта;
  • заключались ли налогоплательщиком сделки преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязательств.

Реалии таковы, что сбор доказательств проявления коммерческой осмотрительности при выборе контрагента давно стал практикой делового оборота. Но важно учитывать, что только актуальный стандарт проверки контрагента может защитить вашу компанию от риска налоговых претензий.

Определить «глубину» проверки контрагентов с учетом существенности сделки для налогоплательщика. Критерии существенности сделки (виды сделок, цена сделки, способы и формы расчетов, вероятность причинения убытков и т.п.) определяются индивидуально с учетом особенностей каждого конкретного бизнеса.

Составьте документ, который закрывает все вопросы по должной осмотрительности

На практике, если у вас в компании не внедрен Регламент проверки контрагентов, инспекция всегда может заявить (и, скорее всего, заявит), что предпринятые меры по проверке контрагентов были недостаточными и неполными, как бы вы ни проверяли отдельных контрагентов.

  • упорядочена и расписана работа по проверке контрагентов;
  • определены критерии благонадежности контрагентов;
  • определены конкретные мероприятия по проверке контрагентов;
  • установлены требования и условия начала работы с контрагентом;
  • прописана ответственность сотрудников компании за нарушение Регламента.

Инспекции придётся согласиться с тем, что вы проявили должную осмотрительность, только если у вас утвержден Регламент проверки контрагентов, и ответственные за его исполнение сотрудники и отделы проверили контрагентов по всем пунктам, которые указаны в Регламенте.

Бизнесмены в России уже привыкли, что при выборе контрагентов нужно проявлять должную осмотрительность — то есть заранее проверить, может ли контрагент исполнить свои обязательства по договору. Но в первую очередь проверять контрагента приходится для налоговой, чтобы она не объявила его фиктивным и не убрала входящий НДС и расходы.

Умно составленный Регламент выбора контрагентов грамотно «размывает» ответственность за их выбор между разными службами и сотрудниками компании. А значит, директор фирмы может не нести ответственность за выбор контрагента, даже если он оказался ненадежным.

До сих пор немалое число налогоплательщиков сводят работу по проверке контрагентов к простому сбору основных сведений из общедоступных источников. Это необходимая, но, увы, в 2023 году уже не достаточная часть работы. В неё входит поиск контрагента по ИНН, поиск налоговых задолженностей, проверка на массовость директора и её адреса, проверки руководства в реестре дисквалифицированных лиц и не только. Эти и другие сводные данные можно найти на карточке компании в системе Контур.Фокус.

Кроме того, налоговые органы начали активнее бороться с однодневками, а также с незаконными налоговыми вычетами и возмещениями. Копилась судебная практика. Главной проблемой было то, что налогоплательщики плохо понимали, какие средства могут послужить доказательством добросовестности при подборе контрагентов. Первый ответ на данный вопрос был сформулирован в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.

Ведомство начало выпускать письма, раскрывающие внутренний регламент проверки контрагентов. В том числе был сформулирован так называемый риск-ориентированный подход, в соответствии с которым все налогоплательщики делятся на группы и для каждого из них рассчитывается риск-фактор. От риск-фактора и зависит строгость налогового контроля.

Нужно будет найти ответы на следующие вопросы. Платит ли партнёр все полагающиеся налоги? Какие документы послужат подтверждением этому без нарушения коммерческой тайны? Привлекает ли партнёр других подрядчиков к выполнению заявленной работы? Вся ли цепочка подряда Вам известна?

Вас может заинтересовать :  Положено ли ликвидатору чаэс бесплатно поставить памятник

2010 год внёс дополнительную ясность. Кроме ведомственных писем и разъяснений, в помощь налоговикам появилась АСК НДС-2 — автоматизированная система контроля за возмещением НДС. Уже тогда было очевидно, что ФНС подошла к решению проблемы системно. Отсюда следовало, что системной должна быть и реакция предпринимателей.

Проверьте физическую возможность со стороны контрагента исполнить договорные обязательства (поставить товар, выполнить работы, оказать услуги): имеется ли у него квалифицированный персонал, оборудование, транспортные средства, а также иные активы, необходимые для исполнения принятых по договору обязательств. Дополнительно можно запросить сведения о штатной численности контрагента, его имущественном положении, составе и стоимости основных средств, рекомендательные письма контрагентов об опыте работы в той или иной сфере. Так, отсутствие в штате сотрудников или их минимальное количество (один-два человека) часто является одним из признаков «компаний-однодневок». А вот информация о том, что компания неоднократно заключала госконтракты и исполняла в срок свои обязательства, может, напротив, свидетельствовать о надежности контрагента.

  • «Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств» . Если организация существует, вы увидите информацию о ее ИНН, ОГРН, юридическом адресе, ФИО руководителя и учредителей, видах деятельности;
  • «Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке»;
  • «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года»;
  • «Сведения, опубликованные в журнале Вестник государственной регистрации о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц». Исключение из ЕГРЮЛ приравнивается к ликвидации;
  • «Проверка по списку недействительных российских паспортов». Здесь вы можете проверить данные паспорта руководителя контрагента.

Проверка контрагента позволяет не только защититься от возможного мошенничества, но и снизить налоговые риски. Чем крупнее предстоящая сделка, тем тщательнее нужно проверить контрагента. Одних регистрационных документов недостаточно — нужно убедиться, что у партнёра есть ресурсы для выполнения обязательств.

ИНН, адрес) Запрос Согласно абз. 1 п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом. Поскольку налогоплательщик обязан соблюдать должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов, просим подтвердить (опровергнуть) факт недобросовестности , (наименование будущего партнера, ИНН, ОГРН) в том числе указать следующую информацию: — о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; — сдает ли данное лицо бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации; — уплачивает ли данное лицо налоги и т.д.

Общие положения. 1.1.
N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом. Поскольку налогоплательщик обязан соблюдать должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов, просим подтвердить (опровергнуть) факт дисквалификации руководителя (наименование будущего партнера, ИНН, ОГРН) (Ф.И.О. руководителя будущего партнера) с уважением, директор (наименование вашей организации) подпись, расшифровка дата Типовая форма письма в налоговый орган с просьбой подтвердить факт недобросовестности контрагента Начальнику ИФНС России (название налогового органа) (Ф. И. О.
Установить следующий порядок подписания договоров с контрагентами: 2.1. Полностью подготовить лист обоснования, в котором указать преимущества перед другими контрагентами, если таковые имеются. 2.2. Оформить лист согласования, в который вносятся все замечания и предложения заинтересованных лиц и служб предприятия.
2.3. Оформленный лист согласования вместе с проектом договора и другими документами представить на рассмотрение и возможное подписание руководителю предприятия. 3. Установить, что без наличия анкеты претендента, листа обоснования, листа согласования, договор не может быть представлен на подписание руководителю. 4. Установить, что лист согласования и лист обоснования в случае подписания договора, хранятся вместе с экземпляром договора.

Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента

Однако формальное следование положениям указанных документов не всегда гарантирует налогоплательщику отсутствие претензий со стороны налоговых органов. Они все более успешно доказывают нереальность отраженных в учете сомнительных хозопераций, в т. ч. с использованием аргументов, дополняющих разработанные ФНС России критерии. И все чаще точка зрения ИФНС находит поддержку у судей.

Однако существуют разработанные ФНС России (приказ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333) критерии, согласно которым из числа налогоплательщиков осуществляется отбор наиболее вероятных кандидатов на выездную налоговую проверку. Среди этих критериев присутствует и такой, как ведение деятельности с высоким уровнем налогового риска, описание которого (п. 12 приложения 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333) содержит перечень признаков, составляющих основу для оценки контрагентов с точки зрения возможных рисков работы с ними.

Почему же проявление должной осмотрительности оказывается одним из ключевых вопросов непосредственно для самого налогоплательщика? Потому что предпринимательская деятельность ведется на свой страх и риск. То есть негативные последствия, возникающие из-за неправильного выбора контрагента, тоже становятся риском налогоплательщика. А если при этом налоговый орган докажет отсутствие реальности операций (то есть фиктивность осуществленной сделки), то неизбежными будут и налоговые доначисления.

Все получаемые о контрагенте данные предпочтительно иметь в форме документов (оригиналов, копий, распечаток с сайтов, скринов страниц интернета, фотографий, электронных писем, рекламной продукции, аудио- и видеозаписей) и хранить их сформированными в дело (досье).

Однако не стоит ограничиваться вышеперечисленным, поскольку любая дополнительная информация (в т. ч., например, переписка, предшествующая заключению договора либо ведущаяся в процессе его исполнения, или протокол встречи руководителей) будет служить подтверждением реальности существования контрагента и действительного ведения им той деятельности, результаты которой налогоплательщик примет у себя к учету.

Какие проверки ждут малый и средний бизнес в 2023 году

К плановым проверкам относятся любые мероприятия, которые проводятся по заранее составленному графику. Законом определена периодичность визитов – не чаще 1 раза в 3 года. На 2023 год Правительство освободило малый бизнес от визитов представителей ФНС, Роспотребнадзора, Роструда, Ростехнадзора, МЧС (пожарная инспекция), Россельхознадзора, таможенных органов, а также органов внутренних дел.

Впрочем, есть несколько важных нюансов. Полное освобождение получили только НКО с числом сотрудников до 200 человек, а вот для МСП мораторий действует избирательно. Освобождение не коснется предпринимателей, чей бизнес связан со следующими сферами деятельности:

Несмотря на то что правительство продлило мораторий на плановые проверки малого бизнеса до конца 2023 года, к отдельным предпринимателям все еще могут заглянуть инспекторы. Рассказываем, какой бизнес находится в сфере интересов проверяющих органов и как подготовиться к внеплановым визитам инспекторов из разных ведомств.

Кроме этого, правительство ограничит срок проведения остальных выездных мероприятий – не более 10 дней. Впрочем, в некоторых случаях визиты и не понадобятся: с июля ведомства могут осуществлять проверки дистанционно, с помощью программ для аудио или видеосвязи (п.1 Постановления Правительства РФ №1969 от 30.11.2023).

С 1 июля 2023 года вступят в силу новые правила проведения проверок. К примеру, вместо длительных выездных мероприятий инспекторы могут выбрать формат визита: инспекторы минимум за 10 дней предупредят о проверке, а затем в течение рабочего дня на месте проводят мероприятия, прописанные в регламенте проверки.

Вас может заинтересовать :  Сколько составляет срок годности борной кислоты в порошке

Согласно этой статье, организация может получить вычет или уменьшить базу по налогу, если не было искажения информации, у сделки была деловая цель, и исполнил ее действительно контрагент. А если контрагент нарушает налоговое законодательство или документы подписаны неуполномоченным лицом – это еще не повод наказывать за это налогоплательщика.

В письме ФНС России от 12.05.2023 № АС-4-2/8872 так и говорится, что список документов и действий не может быть исчерпывающим. А в письме от 15.09.2023 № 14-15/145350 УФНС России по Москве уточняет, что проявление должной осмотрительности – это комплексный анализ многих аспектов деятельности контрагента, а не просто подтверждение факта его регистрации на сайте ФНС.

Особого внимания заслуживает электронный сервис ФНС «Прозрачный бизнес». Его запуск откладывали несколько раз, но в 2023 году сервис наконец заработал. С его помощью можно узнать, действующая ли компания, не находится ли в стадии ликвидации, есть ли отметка о недостоверности сведений и т.д.

Исходя из текста постановления, сам факт, что ваш контрагент не исполняет свои обязательства перед бюджетом – еще не повод для доначислений, ведь вашей вины в этом нет. Но избежать санкций и обвинений в получении необоснованной налоговой выгоды удастся, только если докажете, что вы ничего об этом не знали, сами в схеме не участвовали и со своей стороны сделали все возможное, чтобы убедиться в добросовестности контрагента.

Все это не значит, что теперь можно заключать договоры с кем попало. Должная осмотрительность при этом никуда не делась, суды по-прежнему учитывают ее в своих решениях, но теперь для налогоплательщика важно доказать, что у сделки была четкая деловая цель и убедиться, что у контрагента есть все необходимые ресурсы, чтобы исполнить договоренности: персонал, оборудование, транспорт, производственные мощности и т.д.

Не забывайте, что для выбора контрагента необходимо привлекать не только сотрудников бухгалтерии, но и других профильных специалистов – юристов, службу безопасности, логистов и др. Важно всесторонне оценить благонадежность компании, чтобы не только сократить риски, связанные со сделкой, но и снизить риски штрафных санкций налоговой в виде доначислений.

Федеральная налоговая служба требует от налогоплательщиков проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов для работы. В последние годы это требования стало касаться не только выбора поставщиков первого, но и предыдущих уровней цепи поставок. Демонстрации формального соблюдения осмотрительности стало недостаточной, необходимо доказывать реальное существование контрагентов и их благонадежность.

Анализ судебных дел 2023 года показывает, что требования налоговых органов становятся все более серьезными. Необходимо проведение функционального анализа контрагента и всей цепочки сделки в целом. Только такой подход поможет удостовериться в благонадежности проекта. При этом у каждого элемента бизнес-цепочки должно быть готово полное понимание как своей роли, так и роли других звеньев в рамках реализации проекта.

Здесь следует ориентироваться на критерии, которыми рекомендует пользоваться налоговая, а также опираться на судебную практику. Например, на этом этапе очень важно проверить репутацию потенциального партнера, наличие сотрудников для выполнения проекта, их навыки и компетенции.

Чтобы соответствовать требованиям ведомства, компании должны выстроить конкретные бизнес-процессы, связанные с применением мер по оценке контрагентов. Эти меры должны включать в себя не только общедоступную информацию, но и конкретные ответы на конкретные вопросы – например, достаточно ли сотрудников в организации контрагента? Есть ли у него необходимые ресурсы? Самостоятельно ли он будет выполнять проект или привлечет для него субподряд? Понятна ли на момент заключения сделки вся цепочка? Благонадежна ли компания в аспекте своевременной уплаты налогов государству? Есть ли ей что скрывать?

Не всегда в отношении с партнёрами есть возможность проверить их полномочия. В частности, это достаточно сложно сделать в отношении иностранных контрагентов. В данном случае нельзя запросить данные в ФНС, да и проверить данные, предоставленные самим контрагентом достаточно непросто. В этом случае Федеральная служба по финансовому мониторингу рекомендует пользоваться открытыми сервисами по предоставлению информации. В частности, в Письме Росфинмониторинга от 15.02.2023 № 04-02-01/3276 упомянуты следующие источники: информационное агентство ЗАО «Интерфакс» (система СПАРК, Центр раскрытия корпоративной информации), акционерное общество «Финмаркет» (X-Compliance), ООО «Интерфакс — Ди энд Би» (система DBAI, GRS, отчёты «Знай своего клиента»), BUREAU VAN DIJK ( www.bvdinfo.com ), Amadeus ( www.amadeus.bvdinfo.com ), Complinet ( www.complinet.com ), LexisNexis (global.lexisnexis.com/ru), World-Check ( www.world-check.com ), Orbis (www.orbis.bvdinfo.com) и др.

Как и в ранее приведённом примере, руководитель компании заявил, что документы по сделке не подписывал. В итоге суд признал документы недостоверными. Кроме того, в данном деле была исследована выписка с расчётного счёта компании, результатом чего стало установление разового характера выплаты заработной платы, перечисления поступающих денежных средств на счёт других фирм-однодневок с их последующим обналичиванием. Всё это свидетельствовало об отсутствии фактической хозяйственной деятельности, а значит, и о фиктивности документооборота.

При рассмотрении дела суды пришли к выводу о формальности документооборота. Обосновал суд это следующим: отсутствовало уведомление заказчика о привлечении субподрядчика; работники, непосредственно выполняющие работы, не имели никакого отношения к компании-подрядчику; показания не подтверждают привлечение третьих лиц к выполнению работы; денежные средства, перечисленные «субподрядчикам» в конечном итоге, пройдя цепочку сомнительных операций, были обезличены. В результате всего перечисленного налогоплательщик был привлечён к ответственности по пункту 3 статьи 122 НК РФ.

Как известно, статья 421 ГК РФ наделяет стороны договора полномочиями, которые могут быть ограничены только законом или договором. В частности, часть первая указанной статьи говорит о свободе сторон при заключении договора . Однако налоговые органы могут посчитать, что трата средств компании на оплату услуг или работ третьего лица не обоснована, поскольку налогоплательщик сам обладает ресурсами, достаточными для получения желаемого результата.

Нормы Гражданского и Налогового кодексов позволяют привлекать к исполнению договоров третьих лиц. Однако у сторон договора в связи с этим могут возникнуть дополнительные обязанности. В частности, договор может предусматривать обязательное уведомление другой стороны о привлечении субподрядчика к исполнению договора. Неисполнение такого требования может быть чревато спорами с налоговыми органами.

1 августа налоговая опубликовала в открытом доступе больше информации о компаниях. Но эту информацию не так-то просто найти, поэтому я подготовила Регламент проверки контрагента, который можно распечатать и прикладывать к сделкам. Так вы покажете налоговой или суду, что проверили партнера максимально подробно.

Например, для ООО по закону крупная сделка — это сделка или цепочка сделок стоимостью выше 25% стоимости активов общества. Иногда собственники бизнеса ограничивают крупные сделки конкретной цифрой. Например, считают крупной сделку на сумму от 500 тысяч рублей. В таком случае директор не может подписать договор, если он не одобрен решением собственников организации.

В ходе проверки налоговая выяснила, что паспорта человека, подписавшего договор от имени контрагента, не существует, а подписи поддельные. Потом к этому делу подключились сотрудники полиции — началось настоящее веселье. Полиция искала непоставленный товар, генерального директора и подняла на уши всех партнеров нечестного контрагента, в том числе нашу несчастную компанию, которой в итоге пришлось доплатить налоги и уплатить штраф.

Проверьте основные данные организации, с которой вы собираетесь заключить договор. Для этого возьмите бесплатную выписку из ЕГРЮЛ , в которой посмотрите общие данные: дату регистрации, адрес, уставный капитал, телефоны, ФИО или наименования руководителей и учредителей, виды деятельности организации.

Договор поставки, который заключила компания из предыдущего примера, был связан с нефтепродуктами. Но почему-то нефтепродукты компания купила у фирмы, которая по документам торгует лакокрасочными материалами, листовым стеклом, санитарно-техническим оборудованием и другими строительными материалами. Налоговой это не понравилось.

Вас может заинтересовать :  Изменения для ветеранов боевых действий в 2023 году последние новости

Регламент проверки контрагентов образец 2023

Предусмотрен также такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований. Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки (ст. 54 Закона № 248-ФЗ).

Закон № 248-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2023 года (за исключением некоторых положений). Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля на основе этого закона должны быть приняты не позднее 1 января 2023 года. До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утвержденным Законом № 294-ФЗ.

При этом предполагается, что новые виды контроля потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролерами или вовсе избежать контактов. Кроме того, инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ст. 56 Закона № 248-ФЗ).

В Законе № 248-ФЗ подробно прописана процедура проведения контрольно-надзорных мероприятий. При этом устанавливается, что вмешательство контролеров в деятельность контролируемых лиц должно быть соразмерно возможным последствиям допущенных ими нарушений. Кроме того, при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия необходимо соблюдать принцип недопустимости проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля (ст. 9, пп. 7 п. 8 ст. 66 Закона № 248-ФЗ).

Отдельная глава Закона № 248-ФЗ посвящена обеспечению защиты прав лиц, в отношении которых проводятся контрольные (надзорные) мероприятия. В частности, закон определяет порядок возмещения вреда, если он был причинен в ходе контрольного мероприятия, порядок досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов. В законе закреплена возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением (сейчас согласно ст. 20 закона № 294-ФЗ это возможно только в отношении результатов одного мероприятия – проверки). Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой (Глава 8, 9, ст. 91 Закона № 248-ФЗ).

Организованный документооборот и регламенты необходимы для быстрого и качественного выполнения преддоговорной и периодической проверки контрагентов. Как правило, начинается проверка с запроса у контрагента перечня документов, включающего, помимо уставных документов, сведения о задолженностях перед бюджетом, налоговые декларации, штатное расписание, справку о материально-технических ресурсах и другие. Параллельно контрагент проверяется по открытым источникам информации (быстро и качественно, с небольшой аналитикой по проверяемой компании это делают СПАРК, Контур-Фокус и т.д.).

В деятельности большинства компаний существуют риски неполучения оплаты от контрагентов, что влечет долгий переговорный процесс, зависшую дебиторскую задолженность и затраты на судебные разбирательства, после которых может выясниться, что платить должнику нечем. Такие ситуации помимо затрат на их обслуживание влекут изъятие средств из оборота компании и как следствие прямые убытки.

Самостоятельно осуществлять проверку контрагентов целесообразно если есть достаточное количество квалифицированного персонала, необходимое программное обеспечение, разработанные регламенты (которые существуют не просто на бумаге из где-то найденных шаблонов, а реально работают как часть общего бизнес-процесса), четко организованный документооборот. Квалифицированный персонал необходим для понимания сути проверки, методологии, правильного фиксирования результатов и их доведения до лиц, принимающих решения. Как правило, в крупных и некоторых средних компаниях этим занимаются сотрудники службы безопасности с привлечением юристов.

Кроме всего прочего, если доначисление налогов или другие действия привели к банкротству компании, для ее руководителя и учредителя появляются довольно весомые риски привлечения к субсидиарной ответственности и необходимости возместить убыток всем кредиторам компании.

Бухгалтеры и юристы привыкли, что налоговая и банки обращают на контрагентов пристальное внимание. Первая упрекает во взаимодействии с фирмами-однодневками, снимает расходы и доначисляет налоги, а вторые запрашивают документы по сделкам и пояснения по работе с контрагентом, после чего часто отказывают в проведении операций и отключают от дистанционного банковского обслуживания.

Налоговые проверки бизнеса в 2023 году

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

Проверка контрагентов перед заключением договора — самый эффективный способ защиты от налоговых претензий

Приведем несколько примеров из судебной практики. Так, ОАО «Красцветмет» (дело А40-23565/2023) по результатам выездной налоговой проверки столкнулось с претензиями на сумму 2,7 млрд руб., ЗАО «Ланит» (дело А40-152602/2023) — 1,5 млрд руб., ООО «НГСК» (дело А40-163188/2023) — 1,5 млрд руб., ООО «РИА «Панда» (дело А56-50884/2023) – претензии на сумму 1,2 млрд рублей.

Во всех судебных делах основанием для предъявления налоговых претензий явилось сотрудничество проверяемых компаний с сомнительными контрагентами, которыми не могли быть исполнены обязательства по договорам. Существенные суммы доначислений свидетельствуют о системных недостатках в организации процедуры проверки контрагентов при их выборе, поэтому построение системы налогового комплаенса, позволяющей отсеивать неблагонадежных поставщиков и подрядчиков на этапе заключения сделки, позволит компании избежать крупных налоговых претензий.

Приведенная статистика свидетельствует, что перспективы обжалования налоговых претензий в современных реалиях невысоки, а потому делать ставку на успешное обжалование сегодня не самая безопасная концепция. Эти факты говорят нам о том, что действовать необходимо так, чтобы не допустить налоговых претензий.

На сайте ФНС России опубликована статистика по налоговым спорам за 2023 год. Согласно отчёта об исполнении показателей деятельности ФНС России за прошлый год доля решений налоговых органов, признанных судом недействительными, составила всего 0,01% от общего количества принятых решений. Соотношение сумм требований, рассмотренных судами в пользу налоговых органов, относительно общих сумм по судебным спорам с налогоплательщиками составило 82,6%.

Необходимость наличия в бизнесе подобной системы налогового комплаенса трудно переоценить, его можно сравнить, например, с ежедневной чисткой зубов. Если не хотите испытать острую зубную боль и экстренно обращаться за помощью к стоматологу, то нужно регулярно чистить зубы. Это знают даже дети. Ситуация аналогична и с налоговым комплаенсом. Избежать налоговых претензий и защитить свой бизнес от сотрудничества с фирмами-«однодневками» возможно, если проводить тщательную проверку контрагентов каждый раз при заключении сделок.