Ст 13 ТК РФ 2023 года

Ст 13 ТК РФ 2023 года

Под работниками государственных органов, органов местного самоуправления понимаются лица, замещающие на основании трудового договора в государственных органах или органах местного самоуправления должности, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы.

Работник государственного органа или органа местного самоуправления, замещающий должность, предусмотренную частью третьей настоящей статьи, обязан сообщить в письменной форме работодателю о прекращении гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в день, когда ему стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

2. Работники государственных органов или органов местного самоуправления, в отношении которых Трудовым кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) устанавливаются ограничения и которые в соответствии с частью 1 настоящей статьи сообщили работодателю о том, что не имеют гражданства Российской Федерации или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона могут продолжить работу на замещаемых ими должностях при условии представления в течение двадцати дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона работодателю документов, подтверждающих их намерение приобрести гражданство Российской Федерации, прекратить гражданство (подданство) иностранного государства или право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Трудовые договоры с работниками, не представившими в указанный срок таких документов, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае, если таких работников невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу в соответствии с частью второй статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.

3. Работники государственных органов или органов местного самоуправления, указанные в части 2 настоящей статьи, представившие работодателю документы, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, также обязаны представить работодателю документы, подтверждающие приобретение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в день получения таких документов, но не позднее пяти рабочих дней со дня приобретения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, или граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не допускаются к замещению в государственных органах или органах местного самоуправления должностей, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы и для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Действие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, содержащих нормы трудового права, естественно распространяется на всю государственную территорию России, которая окружена государственной границей (см. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1). Однако только этим пространством их действие не ограничивается, поскольку предметом нормативно-правового регулирования являются и те трудовые отношения, которые возникли за пределами границ России на ее так называемой условной территории. Примерами прямого распространения законодательства России на трудовые отношения данной группы могут служить: а) ст. ст. 337 — 341 ТК, устанавливающие особенности регулирования труда работников, направляемых в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей (см. статьи гл. 53 ТК РФ и комментарий к ним); б) ст. 57 Кодекса торгового мореплавания РФ, распространяющая действие законодательства РФ о труде на экипаж морского судна.

Вас может заинтересовать :  Поддержка многодетных семей в 2023 году в алтайском крае

Государственной территорией РФ считается пространство, в пределах которого она осуществляет свою верховную власть (суверенитет). В состав территории России входят суша, недра, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Существует также понятие «условная территория» государства, которое обозначает объекты, расположенные вне пределов государственной территории. Применительно к нашей стране к ним следует относить воздушные, морские, речные суда, космические корабли, станции и другие космические объекты, искусственные острова и сооружения в море, на его дне, в Антарктике, помещения дипломатических и консульских представительств России за рубежом. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 67) территория РФ включает в себя и территории ее субъектов.

2. Государственный суверенитет РФ охватывает всю ее территорию, в пределах которой Конституция РФ и федеральные законы имеют юридическое верховенство над всеми иными источниками норм трудового права (ст. 4 Конституции РФ). В сфере трудового права таким юридическим верховенством обладают, помимо норм, содержащихся в Конституции РФ, федеральных законах и актах международного права, нормы трудового права, содержащиеся во всех других нормативных правовых актах, принимаемых федеральными органами государственной власти и управления (см. ст. 5 ТК РФ и комментарий к ней). В то же время отдельные нормы трудового права, содержащиеся в законах и нормативных правовых актах РФ, могут действовать не на всей территории страны. Такая ситуация, в частности, возможна в том случае, когда сам закон ограничивает пространственную сферу своего применения определенным регионом страны. Примерами данного законодательства могут служить: Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и статьи гл. 50 ТК РФ (см. комментарий к ним).

3. По общему правилу региональные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются только на территорию того субъекта РФ, в котором они приняты. В то же время возможна ситуация, при которой работник, заключивший трудовой договор в одном субъекте РФ, трудится по заданию работодателя в другом субъекте. В таком случае регулирование его отношений должно осуществляться с помощью норм, находящихся в законах и нормативных правовых актах, действующих по месту нахождения работодателя, обязанного соблюдать местные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Исключение из этого правила составляют нормы федерального законодательства, которые распространяются на конкретный регион страны. Они фактически действуют по месту приложения труда конкретного работника. Например, нормы о гарантиях и льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, должны применяться ко всем работникам, занятым в таких местностях, безотносительно к тому, где с ними был заключен трудовой договор и где находится работодатель, направивший их на работу в данный регион.

Общая идея данной статьи состоит в том, что сфера властных полномочий органа или лица, принявшего (издавшего) закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, определяет и сферу действия соответствующих правовых норм. С этой точки зрения на всей территории России действуют акты, принятые только федеральными органами государственной и исполнительной власти. На территории субъекта РФ в дополнение к ним действуют акты государственной и исполнительной власти субъекта РФ. Рамками муниципального образования ограничивается сфера действия нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Локальные нормативные акты действуют в пределах хозяйственной сферы конкретного работодателя.

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801) и Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663) определяют дату вступления законов и иных нормативных правовых актов в силу и одновременно указывают, что они действуют на всей территории Российской Федерации. В конкретных нормативных правовых актах их действие в пространстве не определено в силу общего принципа — пределы регулирования законов и иных нормативных правовых актов зависят от уровня этого регулирования. Если правовое регулирование осуществляется на федеральном уровне, то законы и иные нормативные правовые акты действуют на всей территории Российской Федерации. Исключение возможно только в том случае, если оно предусмотрено в соответствующем законе или ином нормативном правовом акте. Так, Закон о Чернобыле предусматривает, что его действие распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В этом же Законе уточняются территории, которые подразделяются на зоны отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Вас может заинтересовать :  Налоги для малого бизнеса в 2023

Статья 13 ТК РФ непосредственно связана с предыдущей статьей, предусматривающей пределы действия во времени законов и иных нормативных правовых актов. Она определяет действие законов и иных нормативных правовых актов в пространстве. Связь этих статей объясняется тем, что любой нормативный правовой акт всегда действует и во времени, и в пространстве.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, указанные в ст 13 ТК РФ действуют на соответствующей территории. Пределы действия локального нормативного акта — организация или индивидуальный предприниматель. Если работник выполняет свои трудовые обязанности за пределами территории организации (индивидуального предпринимателя), то на него также распространяются локальные нормативные акты, изданные руководителем организации, с которой он находится в трудовых отношениях.

Статья 13 ТК РФ

Она указывает, что на всей территории страны действуют нормативные акты по трудовым взаимоотношениям, принятые на федеральном уровне. А акты, принятые на уровне территориального субъекта, ограничены к применению его границами. Из этого правила есть два исключения:

Чёткое определение государственной территории дано в ст. 67 Конституции РФ. В ней указано, что территория РФ включает сушу, воздушное пространство и т.д. В юридическом плане к территории страны относится то географическое пространство, где она обладает суверенитетом. Также надо отметить, что по отношению к пространству действия актов трудового права к этим территориям относят морские суда, диппредставительства за рубежом и иные подобные объекты.

В соответствии со ст. 4 Конституции РФ законодательство федерального уровня действует на всей территории страны, а в ст. 15 указано, что при возникновении противоречий этого законодательства с международными соглашениями применяются положения договоров международного уровня. Эту же мысль подтверждает и ст. 10 ТК, указывая на доминирующую роль международных договоров в сфере трудового права. Следовательно, нет необходимости специально указывать, что международные договора, касающиеся сферы трудовых взаимодействий, действуют на всей территории страны.

Начальная часть рассматриваемой статьи отведена под указание, что принятые в установленном порядке нормативные акты, связанные с трудовыми взаимоотношениями, используются на всей территории страны. Единственное исключение для этого правила – если в этих актах указаны иные обстоятельства.

  • в самом нормативном акте федерального уровня может быть указание о его ограниченном пространственном применении на определённой территории;
  • локальные акты, принятые на уровне конкретного работодателя, имеют силу на всей территории РФ, но лишь для его сотрудников.

Статья 13 ТК РФ

Комментируемая статья непосредственно связана со ст. 12 ТК, предусматривающей пределы действия во времени законов и иных нормативных правовых актов. Она определяет действие законов и иных нормативных правовых актов в пространстве. Связь этих статей объясняется тем, что любой нормативный правовой акт всегда действует и во времени, и в пространстве.

Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» определяют дату вступления законов и иных нормативных правовых актов в силу и одновременно указывают, что они действуют на всей территории Российской Федерации. В конкретных нормативных правовых актах их действие в пространстве не определено в силу общего принципа: пределы регулирования законов и иных нормативных правовых актов зависят от уровня этого регулирования. Если правовое регулирование осуществляется на федеральном уровне, то законы и иные нормативные правовые акты действуют на всей территории Российской Федерации. Исключение возможно только в том случае, если оно предусмотрено в соответствующем законе или ином нормативном правовом акте. Так, Закон о Чернобыле предусматривает, что его действие распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В этом же Законе уточняются территории, которые подразделяются на зоны отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Вас может заинтересовать :  Куда подавать заявление на получение пособия при проживании в чернобыльской зоне в орловской области

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют на соответствующей территории. Пределы действия локального нормативного акта — организация или индивидуальный предприниматель. Если работник выполняет свои трудовые обязанности за пределами территории организации (индивидуального предпринимателя), то на него также распространяются локальные нормативные акты, изданные руководителем организации, с которой он находится в трудовых отношениях.

Ст 13 ТК РФ 2023 года

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них; (в ред. Федерального закона от 24.11.2023 N 358-ФЗ)

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» определяют дату вступления законов и иных нормативных правовых актов в силу и одновременно указывают, что они действуют на всей территории Российской Федерации. В конкретных нормативных правовых актах их действие в пространстве не определено в силу общего принципа: пределы регулирования законов и иных нормативных правовых актов зависят от уровня этого регулирования. Если правовое регулирование осуществляется на федеральном уровне, то законы и иные нормативные правовые акты действуют на всей территории Российской Федерации. Исключение возможно только в том случае, если оно предусмотрено в соответствующем законе или ином нормативном правовом акте. Так, Закон о Чернобыле предусматривает, что его действие распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В этом же Законе уточняются территории, которые подразделяются на зоны отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом.

2. При осуществлении правового регулирования на федеральном уровне законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации (если в самих актах не установлено иное) с учетом особенностей, установленных актами, указанными в ст. 12 ТК.

Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.