Закон о проверке контрагентов на благонадежность 2023

Согласно этой статье, организация может получить вычет или уменьшить базу по налогу, если не было искажения информации, у сделки была деловая цель, и исполнил ее действительно контрагент. А если контрагент нарушает налоговое законодательство или документы подписаны неуполномоченным лицом – это еще не повод наказывать за это налогоплательщика.

В письме ФНС России от 12.05.2023 № АС-4-2/8872 так и говорится, что список документов и действий не может быть исчерпывающим. А в письме от 15.09.2023 № 14-15/145350 УФНС России по Москве уточняет, что проявление должной осмотрительности – это комплексный анализ многих аспектов деятельности контрагента, а не просто подтверждение факта его регистрации на сайте ФНС.

Все это не значит, что теперь можно заключать договоры с кем попало. Должная осмотрительность при этом никуда не делась, суды по-прежнему учитывают ее в своих решениях, но теперь для налогоплательщика важно доказать, что у сделки была четкая деловая цель и убедиться, что у контрагента есть все необходимые ресурсы, чтобы исполнить договоренности: персонал, оборудование, транспорт, производственные мощности и т.д.

  • О выданных лицензиях, если деятельность контрагента лицензируется. Вы можете и самостоятельно проверить наличие действующих лицензий в открытых источниках. Список ресурсов для проверки доступен по этой ссылке.
  • О членстве в СРО. Информация о членах саморегулируемых организаций есть на сайтах этих организаций. Общий список СРО и их сайтов есть здесь .
  • О среднесписочной численности. Это поможет убедиться, что у контрагента есть персонал для осуществления сделки.
  • Бухгалтерская отчетность с отметкой налоговой инспекции. По ней можно увидеть, ведет ли компания хозяйственную деятельность, и оценить финансовую устойчивость.
  • Информация о наличии других ресурсов (оборудования, производственных мощностей, транспорта и т.д.) для выполнения сделки, или информация об этих ресурсах и субподрядчика, который будет исполнять сделку.

Налоговики решили, что сделка была нереальной, а работы заказчик выполнял сам. Но организация предоставила полный набор доказательств, что отношения с контрагентами были реальными: первичные документы, переписка, свидетельские показания, списки пропусков на объекты, документы СРО и т.д. Суд решил, что нужно руководствоваться фактами, а не домыслами, и встал на сторону организации.

Разумно собрать и дополнительные данные, опираясь на уже накопленный опыт сотрудничества. Сам факт выявления сведений, не попавших в анализ, ещё не показывает полную картину возможных рисков. Нужно собирать документы, доказывающие реальность заявленной хозяйственной деятельности.

Первая попытка сформулировать правила и описать желательную стратегию предпринимателя при подборе деловых партнёров была сделана в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. Прошло 14 лет, однако, существует немало организаций, где по сей день верят, что необходимая и достаточная проверка контрагента — это поиск базовых сведений из открытых источников. Такие сведения, разумеется, полезны, но судебная практика говорит, что этого уже не достаточно.

Нужно будет найти ответы на следующие вопросы. Платит ли партнёр все полагающиеся налоги? Какие документы послужат подтверждением этому без нарушения коммерческой тайны? Привлекает ли партнёр других подрядчиков к выполнению заявленной работы? Вся ли цепочка подряда Вам известна?

Кроме того, налоговые органы начали активнее бороться с однодневками, а также с незаконными налоговыми вычетами и возмещениями. Копилась судебная практика. Главной проблемой было то, что налогоплательщики плохо понимали, какие средства могут послужить доказательством добросовестности при подборе контрагентов. Первый ответ на данный вопрос был сформулирован в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.

Отслеживайте динамику состояния дел выбранного контрагента с помощью функции наблюдения за контрагентом в Контур.Фокус. Проверяйте операции и транзакции, отмечайте для себя интересные факты в работе этой фирмы. Так Вы вовремя заметите тревожные симптомы, способные плохо повлиять на перспективы сотрудничества и как на деловую репутацию партнёра, так и на Вашу собственную.

С середины 2023 года проверять бизнес будут по-новому

Например, организация может быть освобождена от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба). Похожее правило предлагается применять и к членам саморегулируемых организаций, в отношении которых саморегулируемая организация проводит контроль.

Закреплена также возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением (сейчас согласно ст. 20 закона № 294-ФЗ это возможно только в отношении результатов одного мероприятия – проверки). Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой.

В первой половине 2023 года мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований закона будут проводиться по утвержденной ранее программе профилактики на 2023 год. В период с 1 июля по 31 декабря 2023 года профилактические мероприятия будут проводиться по правилам нового Закона без утверждения программы профилактики.

В качестве одного из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий предлагается мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом. Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъемку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа. А лицо, находящееся под таким мониторингом, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга.

Он предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять.

Закон о проверке контрагентов на благонадежность 2023

По мере ужесточения налогового контроля и формирования проналогового подхода в судебной практике расширялся и перечень мер должной осмотрительности: от подтверждения действующего статуса поставщика посредством представления выписки из ЕГРЮЛ и его учредительных документов до необходимости представления целого портфолио на контрагента, содержащего информацию о деловой репутации и наличии у него необходимых ресурсов (кадровых, технических, производственных и т.п.).

Поскольку обязанность по подтверждению достаточности и разумности принятых мер по проверке контрагента лежит непосредственно на налогоплательщиках, последние, руководствуясь разъяснениями налоговых органов, вынуждены были формировать целое досье на каждого поставщика товара (работ, услуг). Причем в целях минимизации возможных налоговых претензий критерий значимости сделки для компании зачастую не учитывался.

При квалификации действий налогоплательщика как недобросовестных или неразумных ФНС рекомендует исходить из положений постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 62 «О возмещении убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица», согласно которому к числу таковых, в частности, должны быть отнесены:

Является ли он абсолютно новым? Пожалуй, нет. На схожую совокупность обстоятельств налоговики призывали обращать внимание и ранее, в том числе в рассмотренном выше письме от 23 марта 2023 г. № ЕД-5-9/547@. Причем уже тогда акцент от формальных критериев оценки контрагента (правоспособность, сдача отчетности и т.п.) был смещен в сторону оценки возможности реального исполнения сделки этим контрагентом (деловая репутация, наличие ресурсов и т.п.).

  • о правоспособности контрагента (учредительные документы, выписки из ЕГРЮЛ и т.п.);
  • подтверждающие полномочия лиц, действующих от имени контрагента (протоколы, доверенности, паспорта и т.п.);
  • отчет с результатами проверки контрагента по сервисам, содержащим информацию об организациях в формате открытых данных;
  • данные об источниках получения информации о контрагенте (сайт, реклама в Интернете, выставки, рекомендации и пр.);
  • информацию о деловой репутации контрагента (сколько лет на рынке, реализуемые проекты, рекомендации партнеров и т.п.);
  • документы, подтверждающие наличие у контрагента ресурсов, необходимых для исполнения сделки (персонал, офис/склад, транспорт, лицензии/допуски и т.п.);
  • обоснование выбора налогоплательщиком именно этого контрагента;
  • документы, оформляемые в рамках хозяйственных взаимоотношений с контрагентами (коммерческие предложения, деловая переписка, протоколы встреч, заявки, претензии и пр.)

Проверка контрагента — 2023: что важно для налоговых органов сегодня

Изначально фокус проверок был направлен на борьбу с фирмами-однодневками. Налоговики старались выявлять компании, которые создавались на короткий срок и не ставили цель осуществлять реальную экономическую деятельность. Именно на них налоговая отработала свой подход к проверке контрагента.

Этот блок самый простой. Он включает анализ данных из открытых источников, а также запрос необходимых документов: копии устава организации, свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, документов, удостоверяющих личность руководителя и др.

Вас может заинтересовать :  Пособия За 3 Ребенка В Казани

Ольга Одинцова, ассоциированный партнер EY, считает, что нужно отталкиваться от результатов судебных разбирательств за последний год. А они свидетельствуют о том, что налоговые органы готовы перейти к функциональному анализу бизнес-цепочек. Это необходимо для того, чтобы понять роли каждого звена в этой цепочке.

В этот же период набирала обороты тема борьбы с фирмами-однодневками и с незаконными вычетами по НДС и возмещениями по НДС. Накапливалась судебная практика. Проблема заключалась в одном: налогоплательщикам было неясно, какими действиями можно доказать свою добросовестность в выборе делового партнера. Ответ на этот вопрос впервые появился в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.

В этом документе была предпринята попытка описать правила и желаемое поведение налогоплательщика и налоговых органов. Именно тогда сформировалась концепция необоснованной налоговой выгоды и появилась другая терминология, которую суды используют по сей день, рассматривая спорные ситуации с заявленными вычетами.

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

Не забывайте, что для выбора контрагента необходимо привлекать не только сотрудников бухгалтерии, но и других профильных специалистов – юристов, службу безопасности, логистов и др. Важно всесторонне оценить благонадежность компании, чтобы не только сократить риски, связанные со сделкой, но и снизить риски штрафных санкций налоговой в виде доначислений.

Чтобы соответствовать требованиям ведомства, компании должны выстроить конкретные бизнес-процессы, связанные с применением мер по оценке контрагентов. Эти меры должны включать в себя не только общедоступную информацию, но и конкретные ответы на конкретные вопросы – например, достаточно ли сотрудников в организации контрагента? Есть ли у него необходимые ресурсы? Самостоятельно ли он будет выполнять проект или привлечет для него субподряд? Понятна ли на момент заключения сделки вся цепочка? Благонадежна ли компания в аспекте своевременной уплаты налогов государству? Есть ли ей что скрывать?

Использование открытых ресурсов для поиска информации о контрагентах стало недостаточной мерой – требуется более тщательный подход, который позволит избежать рисков или сократить их до минимума. Опираться при этом следует на требования законодательных актов, реальную судебную практику, а также разъяснения и комментарии, которые выпускает сама ФНС.

Федеральная налоговая служба требует от налогоплательщиков проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов для работы. В последние годы это требования стало касаться не только выбора поставщиков первого, но и предыдущих уровней цепи поставок. Демонстрации формального соблюдения осмотрительности стало недостаточной, необходимо доказывать реальное существование контрагентов и их благонадежность.

Анализ судебных дел 2023 года показывает, что требования налоговых органов становятся все более серьезными. Необходимо проведение функционального анализа контрагента и всей цепочки сделки в целом. Только такой подход поможет удостовериться в благонадежности проекта. При этом у каждого элемента бизнес-цепочки должно быть готово полное понимание как своей роли, так и роли других звеньев в рамках реализации проекта.

Зачастую на практике – как правило, в малых и средних компаниях- выбором контрагента и заключением договора с ним, занимаются специалисты – ответственные за закупку, а оформление документации полностью — или в большей ее части – это зона ответственности бухгалтера.

Встроены в систему контроля банки и финансовые компании. Аудиторы и нотариусы получили методику по выявлению неблагополучных клиентов. Юридические и бухгалтерские фирмы тоже обязаны участвовать. Проявлять бдительность — выявлять подозрительных, пресекать незаконные действия и сообщать куда следует. За бездействие — прилетит ответственность.

Поэтому вопрос коммерческой осмотрительности в выборе контрагентов актуален и важен. И до заключения договора, и в ходе его исполнениянужно четко понимать с кем компания имеет дело и как это отразится на ее налоговой судьбе. И, конечно, запасаться неопровержимыми доказательствами предпринимаемой осмотрительности и осторожности. И простым сбором досье уже не обойтись.

И еще одна новость! 9 ноября 2023 г. ФНС порадовала еще одним полезным сервисом для проверки контрагента. Да еще в онлайн режиме! В сервис по ссылке https://service.nalog.ru/regmon вводится свой адрес электронной почты и оформляется запрос на получение информации обо всех регистрационных действиях интересующего вас контрагента ( по ИНН) . И на указанный e-mail будут приходить уведомления. Причем достаточно быстро — не позднее следующего рабочего дня. Удобно отслеживать все изменения — смену адреса, директора и другие — по всем своим партнерам.

  • электронную выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. На сайте ФНС масса других полезных сервисов – о налоговой задолженности, о дисквалифицированных лицах, о массовости адресов, учредителей и руководителей. Чем компания старше – тем больше вероятность, что она добросовестна;
  • наличие непогашенных задолженностей по исполнительным листам в банке данных исполнительных производств http://fssprus.ru/iss/ip/;
  • судебные споры контрагента в картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru/;
  • актуальность нотариальной доверенности представителя (в случае подписания договора доверенным лицом) на сайте Федеральной нотариальной палаты (http://reestr-dover.ru/;
  • лицензии — на сайтах соответствующих лицензирующих органов (например, Росалкогольрегулирования — http://www.fsrar.ru/licens/reestr);
  • для проверки российского паспорта лица, подписывающего договор – на сайте ГУ по вопросам миграции МВД России (http://сервисы.гувм.мвд.рф/info-service.htm?sid=2000,
  • база заключенных госконтрактов – если контрагент в ней есть – это хороший знак.

Основные изменения в законодательстве о проверках в 2023 — 2023 годах

Правила распространяются на заказчиков всех уровней. В отношении заказчиков проводятся плановые (по общему правилу длительностью не более 20 рабочих дней) и внеплановые (не более 10 рабочих дней) проверки. О продлении проверки заказчик уведомляется письмом, направленным по почте, факсу или электронной почтой. После 1 июля 2023 года такие уведомления рассылаться не будут, достаточно будет размещения информации в ЕИС.

Новым основанием для проверки аптек является двукратный и более рост количества приобретенных и проданных лекарств, подлежащих ПКУ. Индикатором может быть также двукратное и более превышение средних показателей отпуска таких лекарств для аптек этого же субъекта за квартал по сравнению с предыдущим кварталом.

Плановые выездные проверки, которые должны начаться 31 июля или позднее, контрольный орган может заменить новой формой контроля — инспекционный визит. Решение о замене принимается не позднее чем за 20 рабочих дней до начала проверки. В течение 10 рабочих дней о решении должно быть уведомлено проверяемое лицо.

Основанием для внеплановой проверки медорганизации будет двукратный и более рост количества актов, протоколов, заключений или иных документов о результатах клинических испытаний медизделий, выданных медорганизацией, за календарный год в сравнении с предшествующим годом.

При осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей не проводятся плановые проверки в отношении изготовителей, исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций и ИП, импортеров, владельцев агрегаторов информации о товарах и услугах.

Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента

Почему же проявление должной осмотрительности оказывается одним из ключевых вопросов непосредственно для самого налогоплательщика? Потому что предпринимательская деятельность ведется на свой страх и риск. То есть негативные последствия, возникающие из-за неправильного выбора контрагента, тоже становятся риском налогоплательщика. А если при этом налоговый орган докажет отсутствие реальности операций (то есть фиктивность осуществленной сделки), то неизбежными будут и налоговые доначисления.

Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента— категория, интересующая, прежде всего, налоговые органы, выявляющие ситуации, влекущие за собой получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Особую значимость эти моменты приобрели в связи с контролем за реальностью операций, учитываемых при расчете 2 основных налогов: на прибыль и НДС.

Вас может заинтересовать :  Образец расчета задолженности для искового

Все получаемые о контрагенте данные предпочтительно иметь в форме документов (оригиналов, копий, распечаток с сайтов, скринов страниц интернета, фотографий, электронных писем, рекламной продукции, аудио- и видеозаписей) и хранить их сформированными в дело (досье).

  • на легитимность (присутствие в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), отсутствие массового адреса регистрации и дисквалифицированного руководителя, наличие необходимых для ведения соответствующей деятельности разрешений);
  • реальность осуществляемой деятельности (фактическое нахождение по месту регистрации, наличие обладающего необходимыми полномочиями руководителя, физически существующих по указанным адресам офиса и складов, необходимого оборудования и транспорта, персонала, действующего расчетного счета, присутствие информации в СМИ и интернете);
  • надежность (отсутствие среди не сдающих отчетность, неплательщиков налогов, банкротов, лиц, участвующих в судебных разбирательствах в связи с допускаемыми ими неплатежами или работой с однодневками, наличие рекомендаций со стороны партнеров по бизнесу, длительность ведения деятельности и поддержки взаимоотношений с одними и теми же партнерами).
  • у банков, не только обязанных контролировать определенные сделки своих клиентов (закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ), но и заинтересованных в как минимум стабильном финансовом положении лиц, получивших в банке кредит;
  • собственников бизнеса, желающих вести его с наименьшими потерями (риски покупки-продажи некачественного товара, несвоевременных поставок, неполучения платежей, невозможности взыскания ущерба).

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

В письме вводится новый термин — технические компании. Так ФНС обозначает организации, которые не ведут реальной экономической деятельности и не исполняют налоговые обязательства по сделкам, совершаемым от их имени. Деятельность в этом случае осуществляет другой субъект, документально в сделке не фигурирующий.

Статья 54.1 Налогового кодекса требует от налогоплательщика не злоупотреблять правом. Заявленная сделка должна быть реальной, иметь деловую цель и её должен осуществлять тот контрагент (физическое или юридическое лицо; одна из сторон сделки), который заявлен по документам. Также у сторон не должно быть намерения не платить или уменьшить сумму налогов.

В качестве разъяснения к этой статье в марте 2023 года ФНС опубликовала письмо № БВ-4-7/3060@ с новыми стандартами проверки контрагента. Основой для письма послужило изучение правоприменительной практики, в том числе судебного разрешения споров. В письме говорится о применении положений статьи 54.1 и обновлении стандартов деловой осмотрительности.

Вместе с тем подписание документов от имени контрагента неуполномоченным на это лицом само по себе не может признаваться основанием для того, чтобы уменьшение налога признали неправомерным. Налоговым органам необходимо установить как факт неисполнения обязательств по уплате налогов, так и то, что целью налогоплательщика было именно неправомерно уменьшить налог, а также то, что он знал, что контрагент был технической компанией.

Как проверять контрагентов

Вычислить тех, кто не выполнит обязательства. Мои клиенты часто рассказывают о недобросовестности партнеров. Салону красоты плохо сделали ремонт и пропали — потери составили треть от первоначальной суммы ремонта. Строителям заказчик три года не оплачивал выполненные работы — нужно было подавать в суд, но заказчик обанкротился.

Проверьте основные данные организации, с которой вы собираетесь заключить договор. Для этого возьмите бесплатную выписку из ЕГРЮЛ , в которой посмотрите общие данные: дату регистрации, адрес, уставный капитал, телефоны, ФИО или наименования руководителей и учредителей, виды деятельности организации.

Еще посмотрите, нет ли в выписке записи о недостоверности сведений о генеральном директоре или адресе. Это должно насторожить. Недостоверность сведений об адресе значит, что организация не получает корреспонденции по указанному в ЕГРЮЛ адресу или вообще там не находится. А недостоверность сведений о генеральном директоре говорит о том, что указанный в ЕГРЮЛ директор не выполняет своих функций. Возможно, это был номинальный директор, который давно уволился.

Сразу оговорюсь: есть 16 способов проверить контрагента по разным базам, сайтам и сервисам, и если пользоваться всеми, то это будет стоить времени. С другой стороны, прошедший все 16 шагов контрагент — это золото. Если вы начали проверку, и первые же пять этапов оказались провальными, можно сразу отказывать этому контрагенту — маловероятно, что дальше вы найдете что-то хорошее.

Готовность предоставить документы по вашей просьбе — хороший знак. Это значит, что контрагент настроен серьезно и готов работать добросовестно. А в случае суда или претензий к вам со стороны налоговой запрос учредительных и регистрационных документов у партнера — плюс в вашу пользу для подтверждения того факта, что вы проверяли контрагента.

Генпрокуратура разъяснила ограничения на проверки бизнеса

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 2023 г. № 98-ФЗ, вносящего изменения в законодательство о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Правительству РФ было предоставлено право принимать решения о порядке проведения контрольных мероприятий в отношении бизнеса в части, предусмотренной тремя специальными федеральными законами: Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и вступающим в силу с 1 июля 2023 г. Законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

Тем не менее дальше в этом письме указывается, что мораторий на проведение проверок действует в отношении тех контрольно-надзорных мероприятий, которые предусмотрены законами № 294-ФЗ и № 248-ФЗ. Надо учитывать, что Постановление Правительства РФ № 1969 содержит отсылки к Закону № 248-ФЗ, вступающему в силу 1 июля 2023 г. При этом согласно п. 4 и 5 ст. 2 названного закона он не распространяется на налоговый, валютный, таможенный, финансовый контроль, контроль (надзор) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций и иные виды контроля (надзора). Это значит, что в 2023 г., например, в налоговой, таможенной и валютной сферах проверки будут осуществляться в общем порядке. Исключение было сделано для субъектов малого предпринимательства, которых по общему правилу запрещено включать в ежегодные планы проверок согласно п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, кроме случаев, установленных п. 8 этого постановления.

Важно иметь в виду, что в ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ перечислены сферы, которые не подпадают под действие этого закона. Причем список внушительный. Аналогично в п. 4 и 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ перечислены виды государственного (муниципального) контроля, при осуществлении которых положения этого закона не применяются. Потому предпринимателям при планировании своей деятельности и работе с контрольно-надзорными органами в 2023 г. следует внимательно изучить законодательство или проконсультироваться с юристом. Это позволит установить, может ли предприятие рассчитывать на освобождение от проверок.

Однако отдельные сферы не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ, например таможенный, налоговый, валютный контроль, финансово-бюджетный надзор, банковский и страховой надзор. Постановление Правительства РФ № 438, распространявшее свое действие на 2023 г., прямо предусматривало мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса, не охваченных действием Закона № 294-ФЗ, за исключением налогового и валютного контроля. Но проведение проверок в 2023 г. регламентировано Постановлением Правительства РФ № 1969, в котором положения о запрете проверок в указанных областях отсутствуют. Потому и возник вопрос о действии моратория на проведение проверок в таможенной, финансово-бюджетной, банковской, страховой и иных сферах, перечисленных в п. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ, за исключением налоговой и валютной, по аналогии с запретом, установленным на 2023 г. Постановлением Правительства РФ № 438.

Вас может заинтересовать :  Проверить Акции Московской Недвижимости Ваучерная Приватизация

Ограничения на проведение проверок в отношении некоторых категорий предприятий были введены постановлениями Правительства РФ от 3 апреля 2023 г. № 438 и от 30 ноября 2023 г. № 1969. В частности, в 2023 и 2023 гг. бремя проверок облегчили для малого и среднего бизнеса. Проверять деятельность таких предприятий предписывалось только в случаях, указанных в этих постановлениях. Но на практике возник вопрос о пределах действия этих ограничений.

Казалось бы, что объединяет обстоятельства этих трёх приведённых примеров ? Во – первых, участие в отношениях коммерческих организаций из различных юрисдикций влечёт применение норм международно – правового регулирования. Во – вторых, возникшие разногласия придали ключевое значение проблеме применения коллизионных норм национального права. И в – третьих, ошибочная недооценка участниками отношений процедур предварительной юридической проверки сделки и благонадёжности потенциального иностранного контрагента. Снятие ограничений на внешнеэкономическую деятельность предприятий и на валютные операции к началу 2000 годов повлекли стремительный рост объема внешнеторговых сделок, проводимых с участием российских компаний. Но подходы к заключению сделок с иностранными компаниями использовались прежние, свойственные для договорной практики между контрагентами внутри одной страны. Не было исключено и некоторое преклонение перед атрибутикой капиталистического делового мира: договорами, составляемым на английском и других иностранных языках; компьютерными презентациями; продуманным убранством конференц – залов, в которых проводились переговоры по заключению контрактов и прочим. Между тем, заключение внешнеторгового договора связано с более значительными предпринимательскими рисками, чем совершение сделки внутри одной страны. Этот процесс основан на обязательном применении методик юридической проверки сделки, в которой предполагается участие иностранного контрагента, и его благонадёжности.

В третьем случае между российской торговой компанией и трейдером крупного мясоперерабатывающего завода из Словении сложились многолетние торговые отношения, основанные на добротном внешнеторговом контракте. Двусторонний письменный договор на русском и английском языках устанавливал правила принятия заказа и согласования спецификации на товар, условия определения цены и платежей, порядок приёмки и возврата товара, условие о применимом праве, арбитражную оговорку и меры имущественной ответственности. Отношения между поставщиком и покупателем развивались благополучно: покупатель направлял заказы непосредственно на завод, а проформа – инвойс и отправка товара с завода оформлялись трейдером. С ним же и рассчитывался покупатель, следуя условиям заключённого контракта. Иногда поставщик задерживал отгрузки оплаченного товара на сравнительно короткий срок, объясняя это сбоями на производстве. Покупатель особенно не тревожился, потому что экспортный департамент завода ранее рекомендовал трейдера как своего постоянного партнёра. Да и расположены были завод и трейдер в соседних городках. Но однажды оплаченный товар по трём заказам на значительную сумму не был отгружен более двух месяцев. К сожалению, эмоциональные устные переговоры и переписка с должником оставались безрезультатными. Тогда со стороны покупателя и были приняты меры правовой защиты: направление письменной претензии, и после истечения срока для ответа – подача иска в арбитражный суд. Арбитражная оговорка устанавливала разрешение споров по контракту в российских судах и решение о взыскании основного долга было принято. Но право на взыскание процентов оказалось спорным, поскольку такая мера ответственности поставщика отсутствовала в контракте. Кроме того, возникла угроза для исполнения решения суда, потому что имущественное состояние трейдера не позволяло погасить долг, исходя из собранных сведений о трейдере. Тогда обстоятельства согласования неоплаченных заказов и возникновения долга были рассмотрены с позиций уголовно – правовой квалификации. Несколько письменных документов подтверждало, что трейдер предоставил покупателю оформленные проформы заказа о наличии товара с указанием точной даты отгрузки , хотя товар не был ещё принят к производству заводом. И по заявлению покупателя, поданному в полицию Словении, было возбуждено производство расследования. При таком развитии событий должнику угрожало прекращение выгодного коммерческого контракта с заводом, утрата деловой репутации на мясном рынке и изнурительные следственные процедуры. Так словенский трейдер предпочёл погасить долг в полном размере с помощью заёмных средств.

В целях реализации проекта по производству консервированной кукурузы на продовольственной выставке в Германии одна динамичная российская компания привлекла к сотрудничеству потенциального немецкого контрагента. Эта компания предложила сравнительно выгодные условия поставки и монтажа оборудования и сырья для производства. В ходе переговоров партнёр предложил заключить договор франчайзинга с фирмой из Турции, которая и выполнит обязательства по поставке оборудования и сырья. Это обстоятельство не насторожило покупателя, так как в практике международной торговли распространены договорные конструкции с участием компаний под различной юрисдикцией из соображений удобной логистики, ценообразования и налоговых последствий. Но к сожалению, российская компания не озадачилась изучением текста контракта и обеспечением выполнения обязательств новым контрагентом. Разногласия между сторонами начались после получения покупателем производственных стендов и первой партии сырья, которое оказалось непригодным по санитарным требованиям. И в ходе последующих телефонных переговоров стороны к урегулированию разногласий не пришли. Следуя российскому гражданскому закону, Покупатель был убеждён, что санитарно – эпидемиологическое заключение российского государственного учреждения является достаточным доказательством для удостоверения некачественности сырья. Но это и составляет особенности международных торговых контрактов, заключая которые, стороны свободны в выборе формы договора, применимого права и следуют международным торговым обычаям. А национальные нормы к международному контракту могут быть применены, если имеют императивный характер. Тем более, что условия применимого материального права в контракте не были урегулированы, а рассмотрение споров определялось в торговом суде Германии, конкретное наименование которого отсутствовало. Так возникли предпосылки для изнурительного и затратного судебного спора со значительным риском утраты денежных средств российской компанией.

В другом случае крупный российский машиностроительный завод несколько лет выполнял работы по ремонту дизельных двигателей для судоходной компании из Германии. Заказы на подряд оформлялись между сторонами в форме обмена письмами. Заказчик направлял заявку на ремонт по факсу, на которую Подрядчик возвращал односторонне оформленное предложение об условиях выполнения заказа тоже по факсу. Отношения между сторонами сложились дружеские, да и заключение договора в такой форме не противоречит торговым обычаям. Таким образом несколько сделок было удачно завершено. Но настал день, в который бухгалтерия подрядчика обнаружила отсутствие оплаты уже выполненных работ со стороны заказчика на крупную сумму. На требование подрядчика об оплате долга заказчик сообщил, что является только судовым агентом, а обязательство по оплате возложено на судовладельца. Кроме того, немецкая компания неожиданно ответила, что работы приняты не были, потому что выполнены некачественно. И началась письменная круговерть, полная взаимных претензий и обоснований в пользу правоты каждой из сторон. Как обычно и бывает, российский завод методично направлял немецкому заказчику письменные претензии, основанные на нормах российского права. Иностранный оппонент избрал осмотрительную тактику, сначала обещая оплатить долг частями, затем возложил неисполнение обязательства на судовладельца. Российский подрядчик посчитал сомнительными ссылки заказчика на действия «от имени и по поручению» судовладельца, который по странному, но теперь хорошо известному стечению обстоятельств находился в Республике Панама. После двухлетней переписки подрядчик перевёл игру на поле оппонента и оформил документы на взыскание долга в немецком суде на основании норм немецкого права. Такие процессуальные основания имелись, так как в определённых случаях суды Германии рассматривают споры по искам иностранных лиц к немецким ответчикам. Однако следуя нормам немецкого права, суд не поддержал позицию подрядчика только лишь на том основании, что со стороны ответчика было заявлено заводу о правовом статусе ответчика как агента судовладельца. К сожалению для истца, суд посчитал письменное указание, что заказчик «действует от имени и поручению» достаточным юридическим обоснованием агентских отношений между немецким заказчиком и таинственным судовладельцем, расположенным в «туманной» панамской юрисдикции. Что привело к утрате имущества российского подрядчика.

  • правильное установление правового статуса и правосубъектности иностранного контрагента и лица, подписывающего сделку от имени этого контрагента;
  • идентификация иностранного контрагента и установление его деловой репутации и действительного имущественного состояния;
  • согласованное толкование между сторонами сделки существенных её условий о предмете договора, порядке платежей, применимом праве и правилах разрешения споров по договору;
  • последовательный мониторинг имущественного состояния иностранного контрагента во время исполнения контракта.