Международные стандарты аудита 2023 кратко

Внесены изменения в порядок признания международных стандартов аудита, применяемых на территории РФ

Так, например, указывается, что частью признания международных стандартов является внесение изменений во введенные в действие на территории РФ документы, содержащие международные стандарты аудита. Внесение изменений предусматривает дополнение таких документов отдельными положениями, определяющими особенности их применения, и (или) изъятие отдельных положений таких документов, применимость которых на территории России не подтверждена.

Необходимость внесения изменений определяется Минфином России в отношении каждого такого документа по результатам обобщения практики применения российского законодательства, в том числе введенных в действие на территории РФ документов, содержащих международные стандарты аудита. Определение такой необходимости является основанием для проведения экспертизы введенного в стандарта, с предлагаемыми изменениями.

Предприятия ведут финансовую отчетность, и если это происходит по требованиям МСФО (международной системы финансовой отчетности), то и проверка ее должна осуществляться по международным требованиям. Как правило, такую отчетность ведут, а значит, и будут являться объектами международного аудита, следующие организации:

Международные стандарты аудита (МСА), или в международной транскрипции (англ.) International Standards on Auditing (ISA) – свод документации, содержащей профессиональные требования и условия проведения аудиторской деятельности. Их издает Международная бухгалтерская ассоциация, проводя через Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации.

  • Формулировка заключения. Корректируются данные, составляется отчет и формируется окончательное аудиторское заключение. Оно предоставляется заинтересованным в результате получателям: контрагентам, потенциальным инвесторам, высшему руководству, кредитным организациям и др.
  • Отдельные государства строго придерживаются МСА и даже принимают их как национальные, некоторые другие (Англия, США, Канада и Швеция) предпочитают пользоваться собственными стандартами, не отвергая и международных требований. Третья группа стран, в числе которых и Россия, разрабатывают собственные аудиторские стандарты, беря за основу принятые международным Комитетом.

    В 2023 году вступили в силу приказы Министерства финансов РФ от 24 октября 2023 года № 192н и от 9 ноября 2023 года № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации». Первый ввел в действие 30 международных аудиторских стандартов, а второй – еще 18.

    Вывод! Таким образом, говорить о том, что внутренние аудиторы должны строго следовать правилам МСА, было бы некорректно. Внутренний аудит выполняет более широкие контрольные функции в отношении своей организации, проверяя не только финотчетность, но и другие области.

    1. В начале документа — его полное название.
    2. Вводная часть, где пишется сфера применения стандарта, характер ответственности специалиста, цель и характер задания.
    3. Порядок применения стандарта.
    4. Дата вступления акта в силу.
    5. Термины с определениями, используемые в данном акте.
    6. Требования к выполнению задания (в каждом стандарте свои).
    7. Контроль качества руководителем.
    8. Порядок согласования задания с руководством предприятия, информационного взаимодействия с ним.
    9. Руководство по выполнению задания (что должен понимать специалист, что разработать и т. п.).
    10. Принципы формирования вывода, составления отчета и т. д.

    Обратите внимание! В 2023 году продолжают действовать МСА, введенные приказом Минфина РФ от 09.01.2023 № 2н, кроме старой версии МСА 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» (отменена Приказом Минфина России от 30.12.2023 № 335н, начиная с 16.02.2023).

    Рассмотрим, как это относится к так называемым внутренним аудиторам. Внутренние аудиторы — это собственные проверяющие организации. Их деятельность к деятельности аудиторов в понимании закона № 307-ФЗ не относится. Об этом прямо говорится в ч. 2 ст. 1 закона № 307-ФЗ.

    МССУ 4410 применяется специалистами, выполняющими задания по компиляции финансовой информации прошедших периодов. Другими словами, аудитор или другой работник аудиторской организации может формировать финансовую отчетность на основе данных, представленных клиентом (если, разумеется, был заключен договор на оказание таких услуг).

    Процесс перехода от федеральных правил осуществления аудиторской деятельности к системе международных стандартов аудита практически завершен. Ввиду того, что внутренних документов, регламентирующих процедуру проведения аудиторских проверок, почти не осталось, все они утрачивают силу с началом применения МСА.

    Оба стандарта требуют от аудитора пересмотреть его отношение к порогу существенности в случае обнаружения информации, которая, будь она известна на этапе планирования, поменяла бы порог существенности.
    Член Палаты налоговых консультантов, DipIFR Russian, руководитель отдела консалтинга, к. э. н.

    Поправки, очевидно, уменьшат финансовую нагрузку на компании с небольшой выручкой. Но есть и подводные камни. Отмена обязательных проверок в организациях с небольшой выручкой ставит под удар главбухов. Положительное заключение аудиторов – не что иное, как подтверждение правомерности действий специалиста по ведению бухучета.

    При этом внутренний аудит не может осуществляться без внешнего аудитора, который определяет, насколько внутренняя служба компетентна и каков объем ее полномочий при осуществлении будущих проверок. Это связано с тем, что внешний аудитор в силу п. 11 МСА 610 несет личную ответственность за деятельность внутренней службы.

    Вас может заинтересовать :  Прожиточный Минимум В Ростовской Области В 2023 Утверждённый

    Тема международных стандартов в настоящее время актуальна для всех стран мира и, особенно для России, где стандарты аудиторской деятельности до сих пор находятся в процессе разработки и вызывают немало споров, как в профессиональной среде, так и на ypовне государственных органов.

    В тех случаях, когда обслуживающая организация несет ответственность за надлежащую структуру средств контроля, применяется МСЗОУ 3402 «Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации».

    Международный стандарт аудита (МСА) 500 «Аудиторские доказательства» устанавливает, что входит в состав аудиторских доказательств при проведении аудита финансовой отчетности и каковы обязанности аудитора по разработке и выполнению аудиторских процедур с целью получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств.

    Международный стандарт аудита (МСА) 530 «Аудиторская выборка» применяется в случаях, когда аудитор принял решение в ходе выполнения аудиторских процедур использовать аудиторскую выборку. В нем рассматриваются вопросы использования аудитором статистической и нестатистической выборок при формировании аудиторской выборки и отборе ее элементов, тестирования средств контроля и детального тестирования по существу, а также при оценке результатов аудиторской выборки.

    Международный стандарт аудита (МСА) 706 (пересмотренный) «Разделы «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» в аудиторском заключении» следует рассматривать вместе с МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита».

    Международный стандарт аудита (МСА) 620 «Использование работы эксперта аудитора» устанавливает обязанности аудитора в связи с использованием работы физического лица или организации, обладающих знаниями и опытом в какой-либо области, отличной от бухгалтерского учета или аудита, когда эта работа используется для содействия аудитору в получении достаточных надлежащих аудиторских доказательств.

    МСА 540 (пересмотренный) заменяет МСА 540, введенный в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 9 января 2023 г. N 2н. Наиболее значимыми новациями МСА 540 (пересмотренный) стали: более четкое признание неотъемлемых рисков и определение их факторов; совершенствование процедуры оценки риска и сопутствующих действий; введение раздельной оценки неотъемлемых и контролируемых рисков для оценочных значений; особое внимание к решениям, принимаемым аудитором в отношении контроля в контексте оценочных значений; введение новой концепции «целенаправленных рабочих усилий» («objective-based work efforts»); совершенствование требований к раскрытию информации об оценочных значениях; переработка требования учета всех аудиторских доказательств; актуализация требования к информационному взаимодействию аудитора с лицами, отвечающими за корпоративное управление, руководством и другими соответствующими сторонами; расширение требований к документации.

    Аудитор, подписавший аудиторское заключение, признанное ненадлежащим в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности, не может быть назначен руководителем аудита общественно значимой организации на финансовом рынке (за исключением эмитента ценных бумаг). Срок данного ограничения — три года, непосредственно предшествовавших году начала оказания аудиторской услуги общественно значимой организации на финансовом рынке.

    Ненадлежащим в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности признается аудиторское заключение, содержащее ошибочное аудиторское мнение при существенно искаженной бухгалтерской (финансовой) отчетности и составленное с нарушением обязательных требований. При этом в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» под обязательными требованиями понимаются требования этого Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов и нормативных актов Банка России, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов. Аудиторское заключение признается ненадлежащим в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности по решению Банка России. Порядок признания устанавливает Банк России.

    в состав коллегиального высшего органа управления единой аттестационной комиссии должны быть включены представители Минфина России, а также члены, независимые от единой аттестационной комиссии и саморегулируемой организации аудиторов (ранее – такое требование не формулировалось);

    Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» аудиторское заключение может быть признано заведомо ложным по решению суда. Федеральным законом от 2 июля 2023 г. № 359-ФЗ внесены изменения в перечень лиц, которые могут обратиться в суд с заявлением о признании аудиторского заключения заведомо ложным, а именно, уточнено, что:

    уточнен в части лиц, являющихся членами специализированных органов внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов саморегулируемой организации аудиторов, а также работников саморегулируемой организации аудиторов, выполняющих трудовую функцию по осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций 6 (ранее – лиц, выполняющих в саморегулируемых организациях аудиторов функции членов и работников специализированных органов внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов);

    Утвержден новый национальный стандарт по проведению аудитов систем менеджмента

    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 21 апреля 2023 г. № 261-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 19011-2023 «Оценка соответствия. Руководящие указания по проведению аудита систем менеджмента» с датой введения в действие 1 июля 2023 г. взамен ГОСТ Р ИСО 19011-2012.

    Стандарт подготовлен Национальным институтом аккредитации Росаккредитации (НИАР) при поддержке Росаккредитации на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта ИСО 19011:2023 «Руководящие указания по проведению аудитов систем менеджмента» (ISO 19011:2023 «Guidelines for auditing management systems») и внесен в Росстандарт Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 «Оценка соответствия».

    ГОСТ Р ИСО 19011-2023 содержит руководящие указания, применимые к организациям любого размера и любого типа, а также к аудитам с разными областями и разных масштабов, включая как те, которые проводятся большими группами аудиторов, как правило, в больших организациях, так и те, которые проводятся одним аудитором в большой или маленькой организациях. Данное руководство должно быть адаптировано в соответствии с областью аудита, сложностью и масштабом программы аудита.

    Вас может заинтересовать :  Приобретение Принтера Косгу В 2023

    «Применение в деятельности аккредитованных лиц положений национальных стандартов, идентичных требованиям международных документов, является одним из основных условий, обеспечивающих международное признание национальной системы аккредитации, а также позволяет российским организациям перенимать представляющие интерес лучшие зарубежные практики», – подчеркнул руководитель Росаккредитации Назарий Скрыпник.

    «Утверждение ГОСТ Р ИСО 19011-2023 — важный шаг по гармонизации отечественной нормативной базы с международной. Над этим проектом трудилось большое количество людей, хочу поздравить их с этим значимым результатом и поблагодарить за профессиональную работу», – отметила председатель ТК 079, первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Марина Блудян.

    Утвержден новый перечень международных стандартов аудита

    Документ устанавливает, что в России применяется международный стандарт «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг».

    • 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита»;
    • 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»;
    • 402 «Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации»;
    • 500 «Аудиторские доказательства»;
    • 600 «Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)»;
    • 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности»;
    • 800 (пересмотренный) «Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения».
    • 3000 (пересмотренный) «Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов»;
    • 3400 (ранее МСА 810) «Проверка прогнозной финансовой информации»;
    • 3402 «Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации»;
    • 3410 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов»;
    • 3420 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг».

    При проведении аудита с использованием международного стандарта, руководствуются Сборником стандартов, выпущенным Советом по международным стандартам аудита. Сборник МСА (на момент выпуска официального перевода в редакции 1999 г. — в количестве 36) делятся на 9 групп и имеют трехзначную нумерацию; десятая группа представляет собой ПМАП (Положения по международной аудиторской практике), имеющие четырехзначную нумерацию.

    Аудит финансовой отчетности — это процесс, в ходе которого ау­дитору предоставляется возможность выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, по всем ли существен­ным аспектам, в соответствии ли с установленными основами фи­нансовой отчетности. Отчетность должна составляться в соответст­вии с:

    Разработкой положений МСА занимается достаточно большое число организаций. Среди основных: Международная федерация бухгалтеров (МФБ), созданная в 1977 г. и Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), Международный центр реформы системы бухгалтерского учета (МЦРСБУ).

    МСА используется при разработке любого вида отчетности, не только лишь финансовой. Помимо Сборника стандартов аудита при его проведении широко используются соответствующие руководства, представленные в форме пояснительного и иного материала. При этом проведении отчетности по МСА не исключает выполнения аудита по другим стандартам, принятым в каждом конкретном государстве.

    1. Независимость (аудитор должен быть свободен от какой-либо заинтересованности в делах клиента, которая может быть признана несовместимой с принципами честности, объективности и независи­мости).
    2. Честность (в Кодексе профессиональной этики этот принцип упоминается вместе с порядочностью и подразумевает справедливое ведение дел, откровенность и правдивость).
    3. Объективность (обязательство быть справедливым, интеллекту­ально честным, не иметь конфликтов интересов, избегать влияния других лиц, мешающих непредвзятости аудитора).
    4. Профессиональная компетентность и надлежащая добросовест­ность (аудитор должен предоставлять услуги с должной тщатель­ностью, компетентностью и старательностью, поддерживать профес­сиональные знания и навыки на требуемом уровне, не должен вводить в заблуждение клиента относительно опыта или экспертных знаний, которыми он в действительности не обладает).
    5. Конфиденциальность (обязательство аудиторов обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставле­ния профессиональных услуг).
    6. Профессиональное поведение (аудитор должен заботиться о поддержании хорошей репутации профессии).
    7. Следование техническим стандартам (предоставление профес­сиональных услуг в соответствии с применимыми стандартами, на­пример, МСА, внутренними стандартами профессиональных ауди­торских объединений и другими нормативными документами).

    Стандарты аудита

    Авторские права на документы международных стандартов аудита (ISA™, ISAE™, ISRE™, ISRS™, ISQC™ и IAPN™), изданные Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность (IAASB), принадлежат Международной федерации бухгалтеров (МФБ). Утвержденный текст документов международных стандартов аудита (ISA, ISAE, ISRE, ISRS, ISQC и IAPN) опубликован МФБ на английском языке. МФБ не несет ответственность за точность и полноту перевода, а также за действия, которые могли быть предприняты в результате применения этого перевода.

    Воспроизведение текста документов международных стандартов аудита (ISA, ISAE, ISRE, ISRS, ISQC и IAPN) на русском языке допускается в пределах территории Российской Федерации исключительно в некоммерческих целях. Все иные права в отношении указанного текста защищены в Российской Федерации и за ее пределами.
    Дополнительная информация может быть получена на официальном Интернет-сайте МФБ www.ifac.org или по запросу на адрес permissions@ifac.org.

    Вас может заинтересовать :  Количество часов в автошколе 2023

    Приказ Минфина России от 09.01.2023 года №2н «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПРИКАЗОВ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»:

    1. Международный стандарт контроля качества 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг» (приложение N 1);
    2. Международный стандарт аудита 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита» (приложение N 2);
    3. Международный стандарт аудита 210 «Согласование условий аудиторских заданий» (приложение N 3);
    4. Международный стандарт аудита 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности» (приложение N 4);
    5. Международный стандарт аудита 230 «Аудиторская документация» (приложение N 5);
    6. Международный стандарт аудита 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности» (приложение N 6);
    7. Международный стандарт аудита 250 (пересмотренный) «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности» и Согласующиеся поправки к другим международным стандартам (приложение N 7);
    8. Международный стандарт аудита 260 (пересмотренный) «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление» (приложение N 8);
    9. Международный стандарт аудита 265 «Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля» (приложение N 9);
    10. Международный стандарт аудита 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» (приложение N 10);
    11. Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» (приложение N 11);
    12. Международный стандарт аудита 320 «Существенность при планировании и проведении аудита» (приложение N 12);
    13. Международный стандарт аудита 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски» (приложение N 13);
    14. Международный стандарт аудита 402 «Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации» (приложение N 14);
    15. Международный стандарт аудита 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита» (приложение N 15);
    16. Международный стандарт аудита 500 «Аудиторские доказательства» (приложение N 16);
    17. Международный стандарт аудита 501 «Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях» (приложение N 17);
    18. Международный стандарт аудита 505 «Внешние подтверждения» (приложение N 18);
    19. Международный стандарт аудита 510 «Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода» (приложение N 19);
    20. Международный стандарт аудита 520 «Аналитические процедуры» (приложение N 20);
    21. Международный стандарт аудита 530 «Аудиторская выборка» (приложение N 21);
    22. Международный стандарт аудита 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации» (приложение N 22);
    23. Международный стандарт аудита 550 «Связанные стороны» (приложение N 23);
    24. Международный стандарт аудита 560 «События после отчетной даты» (приложение N 24);
    25. Международный стандарт аудита 570 (пересмотренный) «Непрерывность деятельности» (приложение N 25);
    26. Международный стандарт аудита 580 «Письменные заявления» (приложение N 26);
    27. Международный стандарт аудита 600 «Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)» (приложение N 27);
    28. Международный стандарт аудита 610 (пересмотренный, 2013 г.) «Использование работы внутренних аудиторов» (приложение N 28);
    29. Международный стандарт аудита 620 «Использование работы эксперта аудитора» (приложение N 29);
    30. Международный стандарт аудита 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности» (приложение N 30);
    31. Международный стандарт аудита 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении» (приложение N 31);
    32. Международный стандарт аудита 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» (приложение N 32);
    33. Международный стандарт аудита 706 (пересмотренный) «Разделы «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» в аудиторском заключении» (приложение N 33);
    34. Международный стандарт аудита 710 «Сравнительная информация — сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность» (приложение N 34);
    35. Международный стандарт аудита 720 (пересмотренный) «Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации» (приложение N 35);
    36. Международный стандарт аудита 800 (пересмотренный) «Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения» (приложение N 36);
    37. Международный стандарт аудита 805 (пересмотренный) «Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности» (приложение N 37);
    38. Международный стандарт аудита 810 (пересмотренный) «Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности» (приложение N 38);
    39. Международный отчет о практике аудита 1000 «Особенности аудита финансовых инструментов» (приложение N 39);
    40. Международный стандарт обзорных проверок 2400 (пересмотренный) «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов» (приложение N 40);
    41. Международный стандарт обзорных проверок 2410 «Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации» (приложение N 41);
    42. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3000 (пересмотренный) «Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов» (приложение N 42);
    43. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3400 (ранее МСА 810) «Проверка прогнозной финансовой информации» (приложение N 43);
    44. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3402 «Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации» (приложение N 44);
    45. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3410 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов» (приложение N 45);
    46. Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность 3420 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг» (приложение N 46);
    47. Международный стандарт сопутствующих услуг 4400 (ранее МСА 920) «Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации» (приложение N 47);
    48. Международный стандарт сопутствующих услуг 4410 (пересмотренный) «Задания по компиляции» (приложение N 48).