Привлечение экспертов при исполнении контракта с 01 07 2023 по 44 фз

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Эксперты и экспертные организации, привлекаемые при закупках по Закону N 44-ФЗ;
— Вопрос: Обязан ли заказчик привлекать «внешних» экспертов (экспертов, экспертные организации) в случае приемки товара по итогам электронного аукциона, в рамках которого были поданы три и более заявок и аукцион признан состоявшимся? Какими документами может подтверждаться факт проведения экспертизы силами заказчика? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2023 г.)

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В отсутствии требований, установленных законом, порядок проведения экспертизы поставленного товара силами заказчика должен определяться его внутренними локальными документами. Закон N 44-ФЗ не устанавливает специальных требований к квалификации работников заказчика, не определяет круг должностей, в которых работники могут привлекаться к данным мероприятиям, не требует, чтоб эти работники именовались «экспертами». О проведении экспертизы поставленного товара силами заказчика может свидетельствовать подписание заказчиком товарной накладной или иного документа о передаче товара, составлять экспертное заключение в виде отдельного документа для целей проведения экспертизы силами заказчика не требуется.

К сведению:
За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение требования ч. 3 ст. 41 Закона N 44-ФЗ эксперт, экспертная организация, уполномоченный представитель экспертной организации, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч. 7 ст. 41 Закона N 44-ФЗ, ст. 7.32.6 КоАП РФ, ст. 200.6 УК РФ). В то же время ответственность работников заказчика за результаты приемки и экспертизы поставленного по контракту товара, оказанной услуги, результата работы ограничена рамками трудового договора (здесь можно говорить о материальной и, или дисциплинарной ответственности работника в соответствии с нормами трудового законодательства).

Обоснование вывода:
В силу п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта включено в комплекс мер по исполнению контракта, в той их части, которая относится к приемке исполнения. Обязанность проведения экспертизы заказчиком для проверки предоставленных контрагентом результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта установлена ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. При этом как следует из той же нормы, экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Обязанность заказчиков привлекать экспертов, экспертные организации, то есть сторонних лиц, физических или юридических (далее — внешние эксперты), установлена ч. 1 ст. 41 Закона N 44-ФЗ для случаев, предусмотренных данным Законом. При этом в настоящее время нормы Закона N 44-ФЗ таких случаев не предусматривают*(1). Кроме того, на основании ч. 4.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ Правительству РФ предоставлено право определить случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Но на сегодняшний день Правительством РФ такие случаи не определены.
Таким образом, из приведенных норм следует, что при закупке любых товаров, работ, услуг (в том числе сложного исполнения, анализ качества которого может требовать специальных знаний) заказчик по своему усмотрению принимает решение о том, проводить ли экспертизу результата исполнения контракта силами своих сотрудников, не являющихся экспертами (далее — внутренняя экспертиза), либо привлекать для проведения такой экспертизы внешних экспертов, учитывая, требует ли приемка того или иного товара (услуги, результата работы) специальных познаний и, если требует, то в каком объеме.
Следует отметить, что в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ для целей этого закона экспертом, экспертной организацией признаются обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам. Требования к привлекаемым для приемки исполнения контракта внешним экспертам, экспертным организациям установлены ч.ч. 2-5 ст. 41 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, применительно к проведению экспертиз в конкретной отрасли иными законами могут быть установлены специальные требования, на что фактически указано в ч. 8 ст. 41 Закона N 44-ФЗ*(2).
В то же время Закон N 44-ФЗ не устанавливает каких-либо требований к сотрудникам заказчика в случае, когда экспертиза принимаемого товара (услуги, результата работы) осуществляется силами заказчика. В том числе Закон N 44-ФЗ не требует, чтобы указанные сотрудники являлись экспертами в соответствующей области знаний, не определяет должности, в которых работники могут (либо должны) привлекаться к соответствующим мероприятиям, равно как и не требует, чтоб такие работники именовались «экспертами». Привлечение работников заказчика к приемке и экспертизе исполнения по контракту осуществляется в соответствии с порядком, установленным локальными правовыми актами заказчика (письмо Минэкономразвития России от 21.02.2023 N Д28и-846), и, очевидно, должно коррелировать с содержанием трудовых обязанностей этих работников*(3).
Требования к процедуре проведения внутренней экспертизы, перечень необходимых действий или процедур, которые должны проводиться при такой проверке (экспертизе), законом не установлены. Следовательно, заказчик вправе самостоятельно определить порядок проведения экспертизы поставленного товара в случаях, когда она проводится силами заказчика (постановление Девятнадцатого ААС от 18.07.2023 N 19АП-3732/19). По смыслу положений п. 1 ч. 1, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ экспертиза фактически равнозначна проверке товара, результата работ, услуг во время их приемки, проведение которой предусмотрено гражданским законодательством (ст. 474, п.п. 2, 3 ст. 513, п.п. 1-3 ст. 720, ст. 783 ГК РФ).
Для целей проведения внутренней экспертизы Законом N 44-ФЗ не предусмотрено и составление экспертного заключения в виде отдельного документа. Как неоднократно указывали представители контролирующих органов, если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги. Требование к составлению отдельного документа о проведенной экспертизе Закон N 44-ФЗ не содержит. Поэтому документом, подтверждающим проведение экспертизы силами заказчика, может быть любой документ (акт сдачи-приемки, товарная накладная, счет-фактура и т.д.), оформленный и подписанный заказчиком (письма Минфина России от 31.08.2023 N 24-03-07/56034, Минэкономразвития России от 09.09.2023 N Д28и-2449). Разумеется, заказчик вправе составить и собственное экспертное заключение в виде отдельного документа, который подписывается уполномоченными сотрудниками заказчика. В случае же отсутствия отдельного документа о проведенной в отношении принятого товара (услуги, результата работы) экспертизе силами заказчика о проведенной экспертизе может свидетельствовать подписание руководителем или уполномоченными сотрудниками заказчика товарной накладной или иного аналогичного документа, подтверждающего передачу товара.

————————————————————————-
*(1) Обязанность привлекать экспертов к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случаях закупок у единственного контрагента (за рядом исключением) была установлена частью 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, которая утратила силу с 31 июля 2023 года (пп. «а» п. 63 ст. 1, ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2023 N 71-ФЗ). Подробнее об этом смотрите в материале: Энциклопедия решений. Обязанность привлечения сторонних экспертов, экспертных организаций для проведения экспертизы исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ (до 31 июля 2023 года).
*(2) Так, например, в силу положений градостроительного законодательства в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства проводится строительный контроль. Соответственно, проведение экспертизы (проверки, испытаний) применяемых материалов, их качества и пригодности, а также качества результатов выполненных работ по существу является частью работ по проведению строительного контроля, который может выполнять сторонняя организация, обладающая должной компетенцией (ст. 53 ГрК РФ). Таким образом, проведение экспертизы в целях законодательства о контрактной системе в рамках осуществления строительного контроля с оформлением соответствующего заключения может быть предусмотрено контрактом с организацией, осуществляющей строительный контроль (п. 1 письма Минфина России от 14.07.2023 N 02-04-08/40340, постановление АС Дальневосточного округа от 29.09.2023 N Ф03-3907/15).
*(3) Следует помнить, что в соответствии со ст. 60 ТК РФ работодатель не может требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Таким образом, если работа, связанная с приемкой товаров, работ и услуг, а также оформлением документов о приемке, не была изначально предусмотрена трудовым договором работника, возложение на него соответствующих обязанностей будет возможно только после изменения определенных сторонами условий трудового договора. При этом следует помнить, что дополнение должностных обязанностей работника является изменением его трудовой функции, поэтому внести данные изменения в трудовой договор возможно только по письменному соглашению сторон трудового договора (ст. 72 ТК РФ), внесение таких изменений по инициативе работодателя не допускается (подробнее об этом смотрите в материале: Вопрос: Водители осуществляют доставку продукции в магазины. Согласно производственной инструкции в обязанности водителя входит экспедирование грузов. Можно ли с водителем заключить договор о полной материальной ответственности? Нужно ли изменить его должность на должность водителя-экспедитора? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2023 г.)).

Вас может заинтересовать :  Попу воду инвалидности после инсульта в течении какого времени дается все это

Новое в закупках по 44 ФЗ с 2 квартала 2023 года

Согласно тексту Постановления Правительства РФ от 28.04.2023 № 667 заказчики федерального уровня и подведомственных учреждений обязаны включать в контракт новое условие — возможность подписания электронного вида документа о приёмке в ЕИС. Список ведомств включает в себя такие организации как, например, МВД РФ, Управление делами президента, ФСИН и т.д.

  • ​В случае, если срок исполнения контракта с 1 по 20 число включительно, то заказчик обязан произвести оплату не позже, чем за 1 рабочий день до конца года. При этом допускается использование денежных лимитов на текущий год, а при оплате в следующем году – новые лимиты.
  • В случае, когда срок исполнения контракта приходится на период с 21-го по 31-е число последнего месяца года включительно, то оплату производят в следующем году в пределах лимитов на следующий год.

Согласно тексту Распоряжения Правительства № 1591-р от 11.06.2023 и № 1707 от 24.07.2023 из перечня финансовых организаций были исключены филиалы Российского Банка поддержки малого и среднего предпринимательства, а также филиалы Хоум Кредит Банка. Данное исключение снизило количество банков до 24.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС С 1 января 2023 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru. Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС: Заказать регистрацию в ЕИС

Согласно предложению Минпромторга планируется осуществление корректировки правил нацрежима по Постановлению правительства № 616, что приведёт к тому, что часть «запрещёной» продукции будет переведена в перечень продукции с ограниченным доступом. Таким образом, из списка «запретных» товаров будут исключены:

Экспертиза по Закону № 44‑ФЗ

Если по итогам экспертизы заказчик примет решение о том, что все соответствует условиям контракта, подписываются документы о приемке. Как правило, это товарная накладная или акт выполненных работ, оказанных услуг. Составлять другие документы о том, что товар (работы, услуги) соответствует заявленным требованиям, закон о контрактной системе не требует.

По истечении 10 дней с даты уведомления поставщика об одностороннем расторжении контракта, решение заказчика вступает в силу и контракт считается расторгнутым (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Но, если поставщик устранит все замечания в течение 10-дневного срока, то заказчик обязан отменить свое решение о расторжении контракта. Данное правило действует только в случае однократного нарушения поставщиком) условий контракта.

9. Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей.

Что касается оформления результатов внутренней экспертизы, то в законе 44-ФЗ такие требования не прописаны. Но есть письмо Минэкономразвития от 30.09.2023 № Д28И-1889, в котором сказано, что требования ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ (необходимость прилагать к отчету заключение по результатам экспертизы) не распространяются на случаи, когда экспертиза проводится силами заказчика без привлечения сторонних экспертов.

Законом № 44-ФЗ не предусмотрены конкретные требования к экспертам организации. Внутренним экспертом может быть любое должностное лицо заказчика, которого приказом или распоряжением назначил руководитель. Экспертами могут быть также члены закупочной комиссии, сотрудники контрактной службы, контрактные управляющие.

В большинстве случаев заказчик самостоятельно определяется с типом экспертизы. Оценить на предмет соответствия товаров и услуг могут исключительно знающие и компетентные специалисты. Если в штате заказчика имеются такие люди, тогда заказчик экономит на услугах экспертов, справляясь своими силами. В большинстве случаев лучше перестраховаться и прибегнуть к специалистам, которые качественно осуществят оценку. Ведь только профессионалы знают все нюансы экспертизы, осуществят самую качественную, объективную и открытую проверку.

Предметом приемки выступают характеристики, которые являются индивидуальными для каждого отдельного предоставляемого товара или оказываемой услуги. Осуществление контроля может быть сплошным и выборочным. В процессе первого исследуются все товары (услуги) без исключения, в процессе второй применяется выборочная методика. Выделяются основные критерии к экспертизе:

Экспертиза по Закону № 44-ФЗ, с помощью экспертов или своими силами, – это достаточно значимый момент для каждого заказчика, ведь именно эта процедура обеспечивает защиту интересов заказчика, особенно в тех ситуациях, когда исполнитель нарушает условия договора. Все предоставляемые поставщиком товары или услуги должны быть обеспечены грамотным и законным процессом приемки.

Приемка услуг и товаров может сопровождаться рядом особенностей, которыми умело оперируют квалифицированные специалисты. Например, если контракт предусматривает поэтапное исполнение, то экспертиза результатов приема осуществляется в конце каждого этапа. Или же, в случаях когда договор был заключен до подписания Закона 44-ФЗ, нет необходимости в экспертизе.

Заключение контрактов является достаточно щепетильным и хлопотным процессом, требующим определенное документальное сопровождение и руководствующееся действующим законодательством. Для того чтобы снизить риски, касающиеся финансового вопроса, каждая из согласующихся сторон должна действовать законно и быть осведомленной относительно важнейших нюансов, а также требований.

Все изменения в 44-ФЗ на 2023 и 2023 годы: таблицы по месяцам

Размещаем подготовленное извещение. Оператор ЭП проводит предварительный отбор пяти предложений с самой низкой стоимостью единицы товара. На это отводится 1 час. Если двух предварительных предложений участников не хватает, оператор ЭП отправит уведомление в ЕИС, а заказчику не придет ценовая информация от других поставщиков.

В Минфине подготовили законопроект с обновленными нормативами по закупкам самозанятых лиц (не индивидуальных предпринимателей) в рамках 223-ФЗ, порядку ведения каталога товаров, работ и услуг, планированию малых закупок в электронной форме. А теперь подробнее рассмотрим 44-ФЗ с изменениями и комментариями 2023 года, начиная с 1 апреля.

  1. Уберут правила о том, что действие закона о контрактной системе не распространяется на закупки при подготовке проведения общероссийского голосования.
  2. Пропишут порядок вступления в силу изменений в закон о контрактной системе (новая редакция ч. 2 44-ФЗ).
  3. Дополнят обязанности закупочной комиссии в рамках ч. 8 ст. 31. Это связано со вступлением в силу с января 2023 года постановления правительства № 917 от 18.07.2023. Оно закрепляет обязанность электронных площадок, помимо других сведений, передавать заказчикам данные о привлечении участников к ответственности за незаконное вознаграждение от имени юрлица. Именно эти данные и обязаны будут проверять заказчики.

С октября 2023 года вступают в силу новые правила в рамках Федерального закона № 449-ФЗ от 27.12.2023, которые вводят правило, что через ЕИС заказчики будут получать информацию обо всех предварительных предложениях, которые размещаются на электронных площадках с целью участия в закупках у единственного поставщика.

С июля 2023 года вступают в силу изменения по постановлению правительства № 1799 от 07.11.2023, которое закрепляет, что при планировании ряда закупок придется указывать больше сведений. Так, в плане-графике на 2023 год федеральные заказчики начнут указывать специальный код в графе КБК для закупок, предметом которых выступают:

если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с законодательством.

  1. Оптимизация способов закупок: существенно сократят количество способов закупок. Оставят только электронный аукцион, электронный конкурс, новый запрос котировок в электронной форме, электронные закупки «с полки» и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
  2. Исключение документации о закупке при проведении вышеперечисленных конкурентных способов закупки. Реализация повлечет формирование одного документа о закупке (извещения) вместо двух документов (извещения и документации), при этом проект контракта, расчет начальной (максимальной) цены контракта, описание объекта закупки будут размещаться заказчиком в составе извещения.
  3. Введение универсальной стоимостной предквалификации (с сохранением специальной предквалификации по отдельным закупкам). Предусматривается необходимость наличия у участника закупки опыта исполнения любого государственного, муниципального контракта для участия в закупке с ценой от 20 млн. рублей (на 20 % от начальной (максимальной) цены проводимой закупки). Данные изменения направлены на определение заказчиками поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обладающих квалификацией, выражающейся в опыте участия в государственных и муниципальных закупках, и исключение участия в закупках недобросовестных участников, фирм-однодневок.
  4. Расширение круга участников закупки, которые вправе заключить контракт при уклонении победителя. По электронным закупкам обязаны заключить контракт как минимум первые 3 участника закупки (остальные обязаны, если не отзовут свою заявку). При проведении электронных процедур устанавливается, что, в случае уклонения участника закупки от заключения контракта, заказчик направляет контракт для заключения участнику закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер (каждому следующему участнику до заключения контракта). При этом участники закупки, за исключением первых трех, вправе отозвать заявки и не заключать контракт с заказчиком. Такой подход существенно увеличивает возможности заказчика заключить контракт со следующим участником закупки, принявшим участие в закупке, без повторного ее осуществления.
  5. Внедрение не только электронного актирования, но и электронного документооборота при расторжении контракта, а также при включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
  6. Установление условия о том, что взыскание заказчиком обеспечения исполнения контракта допускается не автоматически при расторжении контракта в одностороннем порядке, а только в случае включения ФАСом России поставщика в реестр недобросовестных поставщиков. 2
  1. Издается приказ о назначении внутреннего эксперта или о формировании экспертной комиссии из числа сотрудников заказчика.
  2. В установленные сроки комиссия (эксперт) оценивает результат исполнения договора.
  3. По итогам экспертизы оформляется документ о приемке товаров (работ, услуг). Это может быть акт приема-передачи, либо заключение по результатам работы экспертной комиссии.
  4. При выявлении несоответствия условиям контракта заказчик отказывает в приемке до устранения нарушений.
  5. В отчете о проведенной экспертизе отражается информация о ненадлежащем или надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.
  6. Отчет об исполнении контракта размещается в ЕИС. К нему прилагается отчет экспертной комиссии.
Вас может заинтересовать :  Тариф за вывоз мусора 2023

Кроме того, в некоторых случаях закон обязывает заказчика прибегнуть к помощи экспертов со стороны. Например, такое требование установлено при исполнении крупных сложных контрактов. Также привлечь экспертов или экспертные организации придется в случае осуществления закупки у единственного поставщика. Однако это потребуется не всегда. Например, закупая у единственного поставщика экспертные услуги или поручая ему разработку проектной документации объектов капстроительства, привлекать к экспертизе сторонних специалистов не обязательно.

16) информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками в соответствии с частью 5 статьи 22 настоящего Федерального закона запросах цен товаров, работ, услуг;

Экспертиза по 44-ФЗ; Приемка по госконтракту

Как справедливо следует из ст. 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок…» приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также их отдельных этапов, предусмотренных контрактом, является элементом исполнения контракта, наряду с оплатой заказчиком товара (работы, услуги).

По результатам приемки сторонами оформляется документ, подтверждающий исполнение контракта, либо заказчиком оформляется мотивированный отказ. Бывает контракты содержат положения, предусматривающие такую процедуру, как затребование неких разъяснений от исполнителя.

В письме от 12.06.2023 № Д28и-1778 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России указывает, что при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом, а также что если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги.

По моему опыту заказчики, в большинстве случаев, отказываются от своих слов получив от поставщика необоснованную выгоду. Тут я могу быть не объективным, поскольку ко мне обращаются на стадии, когда ситуация уже зашла в тупик и не обращаются, когда заказчик все же соглашается исполнить условия контракта, принят товар или результат работ и оплатить товар или работу.

Случаи, в которых заказчик обязан проводить внешнюю экспертизу, порядок привлечения внешнего эксперта, требования к внешним экспертам, то, каким образом должны быть оформлены результаты экспертизы предусмотрены Федеральным законом 44-ФЗ и, в целом, не вызывают споров.

Об изменениях Закона № 44-ФЗ с 1 апреля 2023 года

1 апреля 2023 года вступили в силу изменения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), в том числе предусматривающие следующее.

  • при проведении закупки товара в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не применяется приказ Минфина России от 04.06.2023 № 126н, так как данный приказ применяется исключительно при проведении конкурентных закупок;
  • в соответствии с пунктом 6 части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что рассмотрение заявок осуществляет заказчик, поскольку в силу части 1 статьи 39 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) комиссия по осуществлению закупок заказчиком не создается.
  • предельное значение начальной (максимальной) цены контракта увеличено до трех миллионов рублей;
  • не допускается внесение изменений в извещение;
  • отмена закупки допускается за один час до окончания срока подачи заявок;
  • по результатам закупки заказчиком формируется единый протокол подведения итогов, который подписывается на электронной площадке усиленными электронными подписями всех членов комиссии;
  • при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в заявку на участие в закупке включается наименование страны происхождения товара.
  • в план-график закупок информация о таких закупках включается в форме отдельной (особой) строки;
  • в извещении об осуществлении закупки наименование закупаемого товара и его характеристики указываются исключительно с использованием каталога товаров, работ, услуг;
  • в рамках одной закупки допускается закупка только одного вида товара;
  • такие закупки учитываются при расчете совокупного годового объема закупок по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
  • заказчик не позднее трёх часов с момента размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) протокола подведения итогов направляет победителю проект контракта;
  • победитель подписывает проект контракта не позднее одного рабочего дня;
  • формирование протокола разногласий не предусмотрено;
  • заключение контракта допускается не ранее двух рабочих дней с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

Экспертиза по 44‑ФЗ: требования, правила и сроки ее проведения

Экспертиза исполнения госконтракта является обязательным мероприятием. Это следует из положений части 3 статьи 94 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ). Экспертиза проводится до подписания документов о приемке товара (услуг или работ) и служит защитой интересов заказчика в том случае, если поставленный товар, оказанная услуга или выполненные работы не соответствуют условиям контракта.

Результат работы внешнего эксперта или экспертной организации отражается в экспертном заключении (ч. 5 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Содержание, порядок оформления такого заключения определяется условиями договора, заключенного заказчиком с внешним экспертом или экспертной организацией.

Экспертизу своими силами (иначе — внутреннюю экспертизу) может проводить любое лицо — штатный работник или работники заказчика. Сторонними экспертами могут быть как физические лица (в т. ч. ИП), так и организации. Но тут есть ряд ограничений, оговоренных в статье 41 Закона № 44-ФЗ. К проведению внешней экспертизы не допускаются:

  1. Издается приказ о назначении внутреннего эксперта или о формировании экспертной комиссии из числа сотрудников заказчика.
  2. В установленные сроки комиссия (эксперт) оценивает результат исполнения договора.
  3. По итогам экспертизы оформляется документ о приемке товаров (работ, услуг). Это может быть акт приема-передачи, либо заключение по результатам работы экспертной комиссии.
  4. При выявлении несоответствия условиям контракта заказчик отказывает в приемке до устранения нарушений.
  5. В отчете о проведенной экспертизе отражается информация о ненадлежащем или надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.
  6. Отчет об исполнении контракта размещается в ЕИС. К нему прилагается отчет экспертной комиссии.

После того, как поставщик (подрядчик, исполнитель) исполнит свои обязательства по госконтракту, заказчик проводит приемку и экспертизу поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В каких случаях экспертиза обязательна, кто должен ее проводить, и как оформить ее результат — читайте в нашей статье.

Важные изменения в госзакупках в 2023 году

  • наименование товара;
  • его параметры;
  • товарный знак — при наличии;
  • страна изготовления;
  • цена за одну единицу поставляемого товара;
  • предполагаемое количество;
  • срок действия предложения;
  • информация об участнике;
  • декларация о соответствии требованиям, предъявляемым к участникам госзакупок, и документы, подтверждающие такое соответствие;
  • решение об одобрении крупной сделки.
  • до 01.01.2023 действовала норма о том, что 44-ФЗ не распространяется на закупки при подготовке проведения общероссийского голосования. Теперь эта норма отменена;
  • статья 2 44-ФЗ дополнена частью 5, регулирующей сроки вступления в силу закона, вносящего изменения в положения 44-ФЗ, которые посвящены планированию закупок;
  • дополнены обязанности закупочной комиссии в рамках ч. 8 ст. 31. Отныне комиссии обязаны проверять данные, предоставляемые электронной площадкой, о том, привлекался ли участник к ответственности за незаконное вознаграждение от имени юрлица. Новое требование связано со вступлением в силу с января 2023 года Постановления Правительства №917 от 18.07.2023.
  • сократят количество форм закупок, оставив только конкурс, аукцион, запрос котировок;
  • установят единые требования к извещениям. Документация больше не нужна — всю информацию заказчикам предстоит указывать в извещениях. Документация сохранится только для закрытых процедур. Порядок подготовки, публикации и проведения прочих операций с извещениями унифицируют, он станет единым для всех процедур;
  • заказы, связанные с вооружением, деятельностью человека в космосе и работой Росгвардии, отнесут к закрытым;
  • сократят и унифицируют сроки процедур для разных способов определения поставщика;
  • одинаковыми станут и причины признания закупки несостоявшейся. Отпадет необходимость в дополнительных процедурах в рамках запроса котировок, если ни один участник не подал заявку или только одна заявка соответствует требованиям документации;
  • расширят возможность проведения совместных процедур, в том числе межрегиональных;
  • изменится порядок предоставления преференций организациям УИС и инвалидов. Эти преференции внесут в текст закона, а подзаконные акты по этому вопросу отменят;
  • заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с проектом изменений, подлежат обеспечению;
  • при обеспечении заявки банки станут блокировать деньги на спецсчете сразу после подачи заявок, а не после окончания срока их подачи. А на заблокированные средства не обратят взыскание по обязательствам участника закупки;
  • если победитель уклонился от контракта, второй или третий в рейтинге участников претендент обязан заключить контракт, при условии, что он не отозвал заявку. Проведение повторной процедуры не требуется;
  • расширятся возможности закупок у единственного поставщика;
  • заявки, не соответствующие положениям 127-ФЗ, подлежат отклонению.

Заказчик тоже публикует извещение, сообщая тем самым о своей потребности. В течение часа с момента публикации извещения заказчика оператор ЭП анализирует имеющиеся предварительные предложения, вычленяет из них пять с минимальной ценой поставки и направляет их заказчику.

10. Минфин обновил правила, связанные с казначейским сопровождением: Приказом Минфина №334н от 30.12.2023 утверждены правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по контракту при таком сопровождении, Приказом №316н от 22.12.2023 утвержден порядок казначейского обеспечения обязательств.

Вас может заинтересовать :  Краснодарский край г курганинск осуществляется денежная выплата и льготы детям войны

Приемка результатов исполнения контракта

Статьей 94 Закона № 44-ФЗ установлены особенности исполнения контракта. В частности, этот процесс включает приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, а также проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги. Как спортивному учреждению принять товар, работу или услугу? Обязательно ли создавать приемочную комиссию и как это сделать? В каких случаях нужно привлечь экспертов со стороны, а в каких можно обойтись своими силами?

Экспертиза (вне зависимости от того, кем проведена: сторонней организацией или внутренними экспертами) должна быть документально оформлена. На практике результаты внешней экспертизы оформляются заключением. Документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги – например, акт.

Отметим, что сторонние эксперты должны соответствовать определенным в ст. 41 Закона № 44-ФЗ требованиям. Например, если для экспертизы необходимы проведение исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций производится из числа лиц, соответствующих указанным требованиям.

если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с законодательством.

Для обеспечения надлежащей работы комиссии целесообразно разработать соответствующее положение, закрепив в нем порядок работы комиссии и полномочия ее членов. В нем, кстати, можно
утвердить форму решения о приемке или об отказе в приемке товаров (работ, услуг) – акт или заключение.

Была подана жалоба № 066–06–67–546/2023 от 19.04.2023. Суть жалобы сводилась к тому, что частью 2 «описание закупки» аукционной документацией установлены следующие требования к товару в частности: «диапазон входных напряжений без перехода на батареи должен быть не менее 170–280 В». Комиссия установила, что участник закупки представил следующую характеристику товара, подлежащего поставке: в частности, по показателю «диапазон входных напряжений без перехода на батареи 140–290 В».

Давайте посмотрим, как происходит на практике. Заказчик УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре 05.04.2023 опубликовал извещение № 0387100001619000010 на поставку источников бесперебойного питания с начальной (максимальной) ценой контракта 2,4 млн рублей. 16.04.2023 аукционной комиссией был составлен протокол, по результатам которого из 8 заявок было отклонено 4.

Данные внутренней экспертизы можно оформить как отдельным документом (например, подготовить заключение по итогам проведенной экспертизы), так и с помощью внесения данных об экспертизе в документ о приемке (например, в товарную накладную, либо акт сдачиприемки).

Предположим, одна больница решила произвести ремонт у себя в отделении. Раньше ей было необходимо выбрать компанию, которая будет осуществлять функции заказчика в части приемки строительных работ. Теперь у заказчика есть возможность принимать данные работы самостоятельно. В связи с этим возникает вопрос: как профессионалы в области здравоохранения будут принимать строительные работы? Отдельно стоит отметить и обоснование начальной (максимальной) цены контракта при текущем ремонте. Для обоснования НМЦК больница должна составить перечень дефектов, так называемую дефектную ведомость. На основании ведомости готовится проектно-сметная документация, которая после проверки государственной экспертизой определяет начальную (максимальную) цену контракта. Ранее данная задача ложилась на компанию, которая оказывала функции «заказчика»: именно специалисты компании производили осмотр помещений больницы, делали дефектную ведомость, на основе которой разрабатывался проект, сметная документация, и после государственной экспертизы данные сметные расчеты становились обоснованием начальной (максимальной) цены контракта. Чем грозит исключение специалистов при подготовке ведомости? Не приведет ли исключение внешней экспертизы к манипуляциям с начальной (максимальной) ценой контракта?

Кроме того, обязательная экспертиза также подразделяется на:
– экспертизу, осуществляемую собственными силами заказчика («внутреннюю» экспертизу);
– экспертизу с привлечением экспертов, экспертных организаций на основе договора («внеш-нюю» экспертизу). Об отмене «внешней экспертизы» в соответствии с частью 4 статьи 94 44-ФЗ писалось ранее.

Установили, что в закупках работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капитального строительства информация о стране происхождения товара включается в реестр контрактов в отношении товара, который подлежит принятию заказчиком к учету в качестве отдельного объекта основных средств. А описание объектов закупки, которое включается в план-график, исключено из целей использования госзаказчиками каталога товаров, работ, услуг.

Что касается аукционов, то чтобы исключить ситуации чрезмерно длительного периода торгов, устанавливается предельный максимальный срок таких торгов — не более 3 часов с момента их начала. А ставки участники будут делать в течение 4 минут с момента начала процедуры подачи ценовых предложений.

Исключают необходимость дополнительного составления заказчиком документации в открытой конкурентной закупке, предусматривая включение всей информации о проводимой закупке только в извещение, которое формируется ‎в электронной форме в ЕИС ‎по единым формам электронных документов.

Оптимизируют порядок проведения совместных конкурсов и аукционов в части установления дополнительной возможности ‎их проведения одновременно несколькими уполномоченными органами, в том числе различных субъектов России. Такие меры позволят проводить совместные межрегиональные конкурсы и аукционы.

Минфин разработал проект внесения изменений в госзакупки 2023 года, который упрощает закупки. Планировалось, что с декабря 2023 года перестанут составлять документацию, а закрытые закупки станет проще проводить. Не сложилось, предполагаем, что эти нововведения примут в первом квартале 2023 года.

Изменение цены контракта по; 44-ФЗ в; 2023 году

  • закупают товар (не услуги и работы);
  • заказчик предусмотрел в документации право на увеличение количества товара;
  • итоговая цена договора не превышает НМЦ;
  • цену увеличивают пропорционально объему продукции — стоимость единицы товара рассчитывают, разделив итоговую цену контракта на изначальное количество товара.
  • Заказчик прописал условие в документации закупки, а при заключении договора с единственным поставщиком — в проекте контракта.
  • Изменить цену можно в закупках у единственного поставщика и во всех способах проведения торгов, кроме запроса котировок.
  • Новый объем ТРУ и цену закрепляют в дополнительном соглашении на этапе исполнения договора.
  • Стоимость уменьшают и увеличивают пропорционально количеству товара, услуги: например, если закупали 100 ручек за 1000 рублей, то при закупке 110 ручек стоимость поднимут до 1100 рублей.
  • Если поставщик согласен снизить стоимость и не менять объем поставляемого товара и услуг, то цену снижают до размера доведенных на закупку денег.
  • Если отказывается — вместе с ценой снижают объем поставляемого товара и услуг. Объем ТРУ уменьшают соразмерно цене по методике из постановления № 1090.

Верховный суд в Определении от 23.09.2023 N 306-ЭС19-15999 высказал позицию, что если заказчик выделил НДС, то нужно подписывать контракт на таких условиях. Заказчик оплачивает контракт вне зависимости от того, какую систему применяет победитель. Если заказчик выделит НДС в платежном поручении, то поставщику на «упрощенке» не надо платить налог. Главное — не выставлять заказчику счет-фактуру.

  1. Заранее уточните этот момент в запросе на разъяснения.
  2. Если подавать запрос на разъяснения уже поздно, то направьте заказчику протокол разногласий перед подписанием договора и попросите не выделять НДС.
  3. При отказе заказчика изменить в договоре формулировку про налог, подписывайте контракт на этих условиях, и не выставляйте счет-фактуру после исполнения.
  4. Если госзаказчик вычтет из цены размер налога и перечислит меньшую сумму, то обращайтесь в суд.

Привлечение экспертов при исполнении контракта с 01 07 2023 по 44 фз

В федеральном законе от 01.05.2023 № 71-ФЗ не содержится указание на придание его положениям обратной силы. Также по состоянию на текущий момент в Пензенское УФАС России не поступало каких-либо разъяснений относительно возможности применения «новых» положений части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

1) Согласно подпункту «в» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта.

Исходя из анализа норм гражданского законодательства существенными условиями договора подряда, в том числе, строительного подряда следует считать предмет (вид работ, предполагаемых к выполнению), цену договора, сроки выполнения работ, порядок приемки выполненных работ.

В соответствии с частью 5 статьи 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.