Распоряжение землей из категории сельскохозяйственного назначения

В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в иную,

осуществляется Земельным кодексом РФ, Законом о переводе земель, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Статьей 8 ЗК РФ определено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством РФ;
2) земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов РФ;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов РФ;
земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую определены Зконом о переводе земель.
Вместе с тем ст.7 Закона о переводе земель установлены особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. Перевод земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель допускается в исключительных случаях, связанных с:
1) с консервацией земель;
2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;
4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в ч.2 данной статьи;
5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее — линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
При этом следует учитывать, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п.4 ст.79 ЗК РФ, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п.п.3,6,7,8 ч.1 ст.7 Закона о переводе земель.
Статьей 2 Закона о переводе земель установлено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается соответствующее ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Содержание такого ходатайства устанавливается соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления.
В ходатайстве необходимо указать:
1) кадастровый номер земельного участка;
2) категорию земель, в состав которых входит земельный участок, и категорию земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
4) права на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую установлен п.4 ст.2 Закона о переводе земель.
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в следующие сроки:
1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами РФ, — Правительством РФ;
2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства — исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия и может быть обжалован в суд.

Земли сельскохозяйственного назначения

  1. Угодья, использующиеся для животноводства и растениеводства.
  2. Массивы, на которых расположены объекты сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственной инфраструктуры.
  3. Территории с расположением водоёмов с замкнутыми берегами, лесные массивы и поросшие древесно-кустарниковой растительностью, почвы.
  4. Изъятые из оборота (фонд перераспределения).

Как правило, выделяется кадастровая и рыночная стоимость земель. Но когда речь идёт о землях сельхозначения, то участки зачастую выкупаются по кадастровой стоимости, если на торги их выставляет местный муниципалитет. Оценка с установлением кадастровой стоимости происходит один раз в 5 лет на основании ревизии. Ревизия назначается на региональном уровне земельным департаментом и проводится с одобрительной санкции, полученной на федеральном уровне.

  • под пашни;
  • луга для сенокосов и выпаса скота;
  • участки под огороды и бахчи;
  • садовые участки;
  • дачные участки, допускающие возведение домов любого статуса;
  • защитные лесополосы и лесопосадки;
  • дороги, проходящие через массив;
  • почвы, использующиеся для бизнеса;
  • использующиеся для научных исследований.

Некоторые участки находятся под особым контролем муниципалитетов. Например, если они расположены в пределах НИИ, в питомниках охраняемых законом, или на территории почв с высоким плодородием и т.п. Такими участками свободно распоряжаться нельзя. Сделка может осуществляться только с согласия председателя местного исполкома.

Угодья, отличающиеся особой рентабельностью, могут стоить существенно дороже. Для этого потребуется экспертная оценка земель, проведённая путём применения профессиональных методик расчётов, с опорой на нормы Закона об оценочной деятельности. По преимуществу здесь применяется доходный подход, допускающий установления автономной стоимости, исходящей из таких преимуществ как:

О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую

1. Перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее — земли промышленности и иного специального назначения) или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется без ограничений, за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.

Статья 9. Особенности перевода земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию

4. В иных помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Вас может заинтересовать :  Документы на внж по браку 2023 для украинцев

3) необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики, содержанием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также добычей полезных ископаемых при невозможности в установленном порядке осуществить меры по рекультивации земель для нужд лесного хозяйства.

1. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение десяти дней со дня его принятия в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для внесения в течение семи дней изменений в документы государственного земельного кадастра.

6. Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрено согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую. Какие органы и организации могут осуществлять согласование перевода земельных участков из одной категории в другую?

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

В Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2023, отражена позиция Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу, состоящая в том, что запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства. Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.06.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Статьей 15 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлено, что до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, необходимых для федеральных нужд, осуществляется Правительством Российской Федерации.

Земли сельскохозяйственного назначения

Закон ограничивает возможность иметь в собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения для иностранных граждан и лиц без гражданства, а также для юридических лиц, в которых доля “иностранного участия” составляет более 50 %. То есть доля учредителей – иностранцев в уставном капитале организации. Такие лица могут владеть землей сельхозназначения исключительно по праву аренды. Исключения из этого правила устанавливает закон от 01.05.2023 г. № 119-ФЗ (Дальневосточный федеральный округ при условии участия в государственной программе переселения).

Есть еще такое понятие как сельскохозяйственное угодье. Это сенокосы, пастбища, пашни, а также земли, занятые зелеными насаждениями. То есть это земельный участок в составе земель сельхозназначения комплексного использования. Угодью имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

  • расположенные вне населенных пунктов
  • и предназначенные для нужд сельского хозяйства. Они могут быть непосредственно предоставлены физическим и юридическим лицам для удовлетворения таких нужд, как ведение сельского хозяйства. Либо предназначены для таких целей.

Особенный правовой режим имеют земли сельскохозяйственного назначения. Земельный кодекс РФ посвящает этой категории земельных участков главу XIV, которая так и называется – земли сельскохозяйственного назначения. Категорию и вид разрешенного использования участка можно узнать с помощью публичной кадастровой карты. И, разумеется, в Выписке из Единого государственного реестра недвижимости, с помощью запроса через МФЦ. Про особенности таких земель мы расскажем ниже.

Продавец обязан уведомить высший исполнительный орган власти субъекта РФ о предстоящей продаже земельного участка. Обратите внимание! Закон субъекта РФ преимущественное право покупки может закрепить за муниципалитетом. В уведомление продавец включает существенные условия договора, включая стоимость земельного участка. Когда в течение 30 дней с даты получения ответ продавец не получил или получил отказ от покупки, в течение года сделка купли-продажи может состояться. Но по цене не ниже, чем продавец указал в уведомлении. В противном случае следка будет ничтожной (о признании сделки недействительной).

О переводе земельных участков из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в другую категорию в Красносулинском районе

В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 527 «Об уполномоченном органе и утверждении Порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и в связи с ходатайством акционерного общества «Новошахтинский завод нефтепродуктов» (далее – АО «Новошахтинский завод нефтепродуктов»):

1. Перевести из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» земельные участки, расположенные в Красносулинском районе Ростовской области, находящиеся в собственности АО «Новошахтинский завод нефтепродуктов», в целях реализации проекта модернизации завода:

Перевод земель сельскохозяйственного назначения

Перевод в иную категорию регулируется ЗК РФ, Градостроительным кодексом РФ, федеральными и местными законодательными актами. Процедура осуществляется только при наличии на то оснований, предусмотренных законом, грамотно оформленных документов на земельный участок и правильно составленного ходатайства, которое нужно направить в исполнительные органы.

Чаще всего земли сельскохозяйственного назначения пытаются перевести в иную категорию для возведения на них жилых домов. Такой перевод, согласно законодательству РФ, можно осуществить, только если присвоить участку категорию земель населенного пункта, на что, опять же, должны быть основания. Ими могут стать расположение угодья вблизи от границы населенного пункта по генплану, а также планирование резерва для развития территории населенного пункта и изменение назначения сельскохозяйственных зон на перспективу. В противном случае перевести надел в иной вид для получения разрешения на постройку на нем строительства будет практически невозможно и невыгодно.

Объясняется это тем, что сельскохозяйственные земли обладают самой дорогой кадастровой стоимостью, поэтому при переводе в другую категорию государство потеряет запланированный с этого угодья доход. Даже при доказанной необходимости перевода собственник должен будет возместить потери государству.

На практике часто прибегают не к смене назначения сельскохозяйственных земель, если хочется возвести на них жилое строение, а к юридическому закреплению использования сельхозучастка под жилищное строительство. Но подобную процедуру можно осуществить, если сельскохозяйственная земля представляет собой дачный надел или участок для садоводства.

Земли, выделенные под ведение сельского хозяйства, все чаще попадают под внимание тех, кто желает обзавестись загородным домом. Тем более что стоимость их дешевле, чем в черте населенного пункта. Вот только для использования сельхозземель по иному назначению их сначала нужно перевести в другую категорию по всем правилам российского законодательства.

Вас может заинтересовать :  Астероид движется к земле 2023

Земли сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой участки, расположенные за чертой поселений и предназначенные для выращивания растений, разведения скота и других сельскохозяйственных нужд. Территория участка имеет конкретное местоположение и замкнутые границы. сельскохозяйственные угодья входят в семь основных видов земель Российской Федерации (Земельный Кодекс РФ, статья 7).

Объясняем нюансы земельного законодательства простым языком: особенности купли-продажи, аренды участков, перевода земель из одной категории в другую, выдела доли, межевания и многое другое. Поможем избежать финансовых потерь и объясним порядок оформления документов.

Земли, предназначенные и предоставленные для нужд сельского хозяйства, называются сельскохозяйственными. Обязательным условием является их территориальное расположение вне пределов населенного пункта. На их территории могут располагаться внутрихозяйственные дороги, коммуникации, защитные лесные насаждения, водные объекты, а также здания и сооружения, которые используются для того, чтобы производить, хранить и осуществлять первичную переработку сельскохозяйственной продукции.

Преимущественным правом выкупа земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые находятся в собственности государства или муниципалитета, без проведения торгов обладают физические либо юридические лица, которые использовали этот участок надлежащим образом в течение трех и более лет. Такое использование должно быть документально подтверждено. На данный момент перечень таких документов не установлен, необходимо в индивидуальном порядке обращаться в Министерство сельского хозяйства.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться не только по праву аренды, но и по праву постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения. Однако существуют причины, по которым эти права могут быть прекращены, а земли изъяты. В ЗК РФ указываются следующие основания для прекращения прав на землю:

Сельхозугодья в составе земель с/х назначения – исключительные случаи и специальные особенности перевода в иные земли – 2023

Возможность изменения ВРИ участка объясняется тем, что участок, включённый в границы населённого пункта, оказывается в конкретной территориальной зоне, а для каждой такой зоны правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) поселения устанавливаются градостроительные регламенты, включающие, в частности, перечни видов использования, допустимые в территориальной зоне.

  • не допускается перевод земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования (пункт 4 статьи 9 ГрК РФ)
  • принципиальная возможность не изменения вида использования ЗУ (угодий), а перевода угодий в иные категории способом изменения черты (границ) населённого пункта (ФЗ № 172)
  • установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение ЗУ в границы населённых пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов (статья 8 ФЗ № 172)
  • допускается включение в границы населённого пункта ЗУ, непосредственно не примыкающих к границам этого населённого пункта (пункт 25 статьи 4.1 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (№ 191-ФЗ)

Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, может быть расценено как бездействие собственника, приведшее, к примеру, к зарастанию участка древесной растительностью.

  • на пашне – не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы
  • на сенокосах – не производится сенокошение
  • на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади ЗУ
  • на пастбищах — не производится выпас скота
  • на многолетних насаждениях – не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждении и не осуществляется раскорчёвка списанных многолетних насаждений
  • залесенностъ и (или) закустаренностъ на пашне свыше 15% площади ЗУ
  • залесенностъ и (или) закустаренностъ на иных видах сельскохозяйственных угодий – свыше 30%
  • закочкаренностъ и (или) заболачивание – свыше 20% площади земельного участка
  • в срок 45 дней со дня поступления заявления орган местного самоуправления выполняет следующие мероприятия:
    1. в течение 5 рабочих дней с даты поступления заявления принимает решение о поведении о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний
    2. направляет оповещение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний правообладателям включаемых участков, а также собственникам объектов недвижимого имущества, расположенных на указанных земельных участках
    3. организует и проводит общественные обсуждения или публичные слушания (в случае включения земельного участка в границы населённого пункта в целях жилищного строительства или рекреационного использования обсуждения и слушания не проводятся)
    4. обеспечивает публикацию заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний в СМИ, на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет
    5. готовит заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населённого пункта и о возможности установления или изменения ВРИ земельного участка (если это указано в заявлении)
    6. направляет заключение и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ
  • орган исполнительной власти субъекта РФ выполняет следующие мероприятия:
    1. в течение 5 рабочих дней со дня поступления материалов и документов от органа местного самоуправления направляет поступившие документы для согласования в соответствующие органы, организации, предприятия и учреждения (срок согласования – не более 1 месяца)
    2. в течение 30 дней со дня получения согласований принимает решение о включении земельного участка в границу населённого пункта и об установлении или об изменении ВРИ земельного участка или отказывает в принятии решения
    3. в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения направляет его копию в орган местного самоуправления поселения/городского округа/орган местного самоуправления муниципального района, в границах которых расположены земельные участки
  • образование участка, который входит в состав искусственно орошаемых наделов и размер которого меньше установленного минимального размера;
  • покупка участка размером более 10% сельскохозяйственных угодий одного муниципального района;
  • неиспользование земельного участка по целевому назначению более трех лет.

Сельскохозяйственным организациям участки могут предоставляться в собственность, постоянное пользование или аренду. В случае предоставления надела в собственность члены кооперативов получают право на земельную долю. Невостребованные земельные доли становятся государственной собственностью.

Сбор информации ведется местными органами власти. Ведется реестр плодородия почв, готовятся анализ и прогнозы относительно дальнейшего использования сельскохозяйственных угодий. Его цель не допустить порчу ценных угодий, которые можно использовать для выращивания зерна, овощей и других культур.

Купить землю сельскохозяйственной категории могут не только юридические лица, но и граждане, индивидуальные предприниматели. Проблемы с покупкой участков могут возникнуть только у иностранцев (физических и юридических лиц). Им разрешено обладать землей сельскохозяйственного назначения только на правах аренды (о нюансах заключения договора аренды земельного участка сельхозназначения мы подробно рассказывали тут).

  1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
  2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
  • правовые – обусловлены правовым режимом территории, на которой расположены земли сельхозназначения;
  • экологические – обусловлены требованиями экологической защиты земель и охраны окружающей среды;
  • агротехнические – обусловлены необходимостью сохранения плодородия почв;
  • специальные.
  • объекты недвижимости, необходимые для сельхозпроизводства (склады, овощехранилища, зерносушилки и т.д.);
  • объекты коммуникаций (дороги, водопроводы и т.д.);
  • загоны для скота или птицы;
  • беседки, навесы, бани, сараи;
  • объекты детских площадок (горки, качели, песочницы и т.д.);
  • теплицы и мелиоративные сооружения;
  • другие некапитальные строения, необходимые для выполнения полного цикла сельскохозяйственного производства.
Вас может заинтересовать :  Как Поставить Дом На Кадастровый Учет В 2023 Году В Снт

Несмотря на то, что новый Классификатор ВРИ ЗУ вступил в силу еще в 2023 году, не все землевладельцы привели свои правоустанавливающие документы на землю в соответствие.

  1. Основные ВРИ – устанавливаются в строгом соответствии с Классификатором и целевым назначением участков.
  2. Условно разрешенные – определяются градостроительным регламентом в соответствии с условиями ПЗЗ для конкретной территории.
  3. Вспомогательные – не являются преимущественными для выбранного участка земли, направлены на обеспечение функционирования основного ВРИ.
  • ведение сельского хозяйства в промышленных масштабах;
  • устройства специальных насаждений для защиты полей от суховеев, выдувания плодородного слоя почвы, удержания снежного покрова и т.д.;
  • осуществление сельхоз- и экотуризма;
  • проведение научно-исследовательских работ и изысканий;
  • животноводство;
  • осуществление учебной и иной деятельности, связанной с сельским хозяйством;
  • создание крестьянско-фермерских хозяйств;
  • использование для нужд личного подсобного хозяйства;
  • садоводство;
  • огородничество.

Ранее такие участки передавались в постоянное (бессрочное) пользование без согласования, но при оформлении их в собственность такое согласование обязательно. Требование это обусловлено введением дополнительных ограничений природопользования в соответствии с пунктом 1 Постановления №1404 от 23.11.1996.

Земли сельскохозяйственного назначения — это участки и территории всех границ населенных пунктов, используемых для потребностей ведения сельского хозяйства или схожих целей. В отличие от земель под сельскохозяйственное использование, они предназначены для осуществления полного цикла выращивания и обработки продукции. Это позволяет строить на них склады для хранения продукции, собранной с полей, а также организовывать необходимую инфраструктуру.

У многих граждан возникает вопрос по поводу постоянной регистрации в доме, построенном на землях, отнесенных к категории сельхозназначения и предназначенных для садоводства или огородничества. С января 2023 года для этого необходимо получить технический план, который выдается кадастровым инженером. Ранее в свидетельстве о собственности или выписке из ЕГРН было указано «дом» или «жилой дом». В 2023 году стали указывать «жилое здание» или «жилое строение». Вся особенность как раз в формулировке. В жилом здании можно зарегистрироваться, в отличие от жилого строения.

  1. Понятие и назначение земель дается в Земельном Кодексе РФ ст. 77. Здесь указывается, что это категория угодий предназначена для ведения с/х, обработки, выращивания и хранения продукции. Поэтому допускается возведение соответствующих строений.
  2. Правовое регулирование вопроса оборота земель сельхозназначения осуществляется по нормам Федерального Закона № 101. В нем устанавливаются правоотношения относительно распоряжения, использования земель этой категории, а также устанавливается ряд ограничений относительно их оборота.

Участки земли, расположенные в водоохранных зонах, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам в собственность без ограничений, что подтверждается земельным законодательством. Однако, в соответствии с требованием Водного кодекса предварительно передача должна быть согласована с органами федеральной исполнительной власти в сфере использования водного фонда.

Особенности земель населенных пунктов для сельхоз использования

Деление земель населенных пунктов осуществляется на 35 зон. Выше перечислены только самые распространенные из них. Реже всего можно встретить поля для гольфа и конных прогулок, а также территории для природно-познавательного туризма. Каждый из типов участков имеет свой специальный код целевого назначения, с которым можно ознакомиться в Приказе Минэкономразвития РФ № 709 и статье 85 ЗК РФ.

Генеральный план составляется и подготавливается в соответствии со статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса РФ. Когда участок сельхозназначения входит в пределы населенного пункта, собственник земли остается прежним. Права на участок не переходят к муниципалитету.

Строительство позволяется только на территориях, которые являются собственностью физического лица. Только после получения земли в собственность можно переходить к процедуре получения специального разрешения на постройку, которое будет основываться на заранее разработанном проекте здания. Только при наличии такого разрешения постройка может быть зарегистрирована после окончания строительных работ.

Земли сельскохозяйственного назначения используются для соответствующих целей до того момента, пока не будет изменен генеральный проект населенного пункта, согласно которому тип земли изменяется в зависимости от нужд поселения. Акт об изменении типа участка утверждается местными органами власти.

Виды разрешенного использования земель населенных пунктов закреплены Градостроительным Кодексом РФ. В соответствии с нормами действующего законодательства устанавливаются градостроительные регламенты. С их помощью регулируется застройка определенного населенного пункта.

Если мы говорим о земельном участке сельскохозяйственного назначения, и вы являетесь его собственником то, в порядке пп. 2, п. 1, ст. 40 ЗК РФ строительство на землях сельскохозяйственного назначения, не являющихся сельскохозяйственными угодьями, разрешается при соблюдении требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарных, противопожарных и иных правил и нормативов.

  1. Дом может быть только один;
  2. Дома должен быть не выше трех этажей;
  3. Площадь дома не должна превышать 500 кв. м;
  4. Площадь застройки под домом должна быть не более 0,25% от площади участка. То есть речь идет об участках площадью от 8 до 20 гектаров;
  5. Региональные власти вправе установить муниципалитеты, где строительство фермерских домов будет запрещено.

Последняя редакция закона об обороте земель сельхозназначения была в 2023 году, который считается началом новой волны земельной реформы. Новой земельной реформе предшествовал целый ряд изменений, среди которых можно выделить как наиболее значимые следующие:

Поскольку земли с/х категории являются одновременно средой, ресурсом, средством производства и территорией интересов физических и юридических лиц, возникла необходимость создания специального федерального закона — 101 ФЗ от 26.06. 2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», из которого следует, что земли сельскохозяйственного назначения — это базовый ресурс сельского хозяйства, то есть почва и все, что на ней может расти.

На садовом участке можно возвести любой вид хозобъекта. Если он будет на фундаменте, придется зарегистрировать постройку, так как с этого момента она станет объектом капитального строительства. Объекты некапитального строительства не являются объектами недвижимости, не облагаются налогами и не подлежат обязательной регистрации.

Перевод земли из сельхозназначения в промышленную

  1. Консервация и создание особо охраняемой территории, а также изменение вида разрешенного использования участка на рекреационный, природоохранный и т.д.
  2. Корректировка или установление черты населенного пункта.
  3. Размещение промышленных объектов, кадастровая стоимость которых превышает среднюю по рынку.
  4. Выполнение международных обязательств.
  5. Добыча полезных ископаемых.
  6. Размещение объектов коммунального, бытового или социального назначения, а также для целей образования и здравоохранения.
  7. Строительство линий электропередач, дорог, железнодорожных путей и различных трубопроводов.

Порядок перевода земель из сельхозназначения в земли населенных пунктов (ИЖС) является стандартным и описан выше. Однако, в процессе часто возникает много сложностей и отказов, так как далеко не все с/х земли можно переоформить. Например, нельзя переводить с/х земли в иные категории, если они представляют ценность для государства или обладают высоким уровнем продуктивности.

2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», необходимо в уполномоченный на то орган исполнительной власти или орган местного самоуправления направить ходатайство о переводе земель из одной категории в другую либо ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую.

Главный нормативный документ, на который надо ориентироваться при смене категории земель на промышленный вид землепользования – Федеральный закон N 172-ФЗ. Согласно нему процедура перевода выполняется по заявлению владельца. Документ направляется в орган госвласти или местную администрацию, которые распоряжается земельным фондом. Отказ может быть выдан, если:

Ходатайства о переводе земель из категории в категорию в 2023 году по-прежнему рассматриваются в порядке очереди, а в качестве управляющего лица выступает Правительство Российской Федерации, представители администрации отдельно взятых районов, в котором и было составлено обращение.