Состав административного расследования таможенными органами 2023

Вопреки доводам жалобы в случаях, если после выявления административного правонарушения в области миграционного законодательства необходимо осуществление экспертиз или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, признано целесообразным на основании статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проводить административное расследование. Административным органом такая целесообразность установлена.

5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

Установив значимые для разрешения дела обстоятельства в соответствии со статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьей 2.1, частью 2 статьи 14.10, статьями 27.10, 28.2, 28.7 КоАП РФ, статьями 1229, 1477, 1484, 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что в действиях ИП Щербаковой Т.Л. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.10 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 28.7 КоАП Российской Федерации в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При этом в силу части 3 статьи 29.12 названного Кодекса указанное определение должно быть подписано должностным лицом, которым оно вынесено.

Доводы, содержащиеся в жалобе, о нарушении управлением части 6 статьи 28.7 КоАП РФ приводились при рассмотрении дела, получили надлежащую правовую оценку судов, правомерно отклонены по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных актах, и выводы судов не опровергают. Из положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и КоАП РФ императивно не следует, что составление управлением протокола об административном правонарушении и обращение в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности до окончания срока проведения административного расследования является безусловным основанием для отказа в привлечении к ответственности.

Статья 28

2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

5.1. Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с частью 5 настоящей статьи руководителем или его заместителем.

3. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.

1. В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.12.1 и 19.7.15 настоящего Кодекса), законодательства о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса), законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, страхового законодательства, законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса), законодательства о противодействии экстремистской деятельности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3.1, 20.3.2 настоящего Кодекса), законодательства о противодействии коррупции, трудового законодательства, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним, нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр, миграционного законодательства, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, о техническом регулировании, об аккредитации в национальной системе аккредитации, об организации и о проведении азартных игр, об охране здоровья граждан, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, в области бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства в области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений, общественной нравственности, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраны окружающей среды и природопользования, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, в области использования атомной энергии, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о газоснабжении, о градостроительной деятельности, в области дорожного движения и на транспорте, в области технического осмотра транспортных средств, несостоятельности (банкротства), законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о применении контрольно-кассовой техники, а также после выявления административного правонарушения против порядка управления (в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.1.1, 7.27, 13.41, 20.6.1 настоящего Кодекса, проводится административное расследование.

3.1. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Состав административного расследования таможенными органами 2023

При вынесении определœения о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определœении.

При этом в КоАП РФ не определено, что именно относится к «иным процессуальным действиям», требующим значительных временных затрат проведения административного расследования. По мнению А. Свешниковой такими процессуальными действиями являются затребование сведений из других городов, областей, стран, установление личности самого лица.

КоАП РФ: 6.15, ч.1 ст.7.12, 14.10, ч.1 ст. 15.6, ч.2 ст. 15.7, ст. 15.8, 15.9, ч.2 ст. 16.1, ч.1 ст. 19.4, ч.1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, ч.1 и 2 ст. 19.19, ст. 19.26, ч.2 ст. 20.23, ст. 17.7, 17.9, ч.1 ст. 20.25) в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об адми-нистративном правонарушении1. Как видим, административное расследования в сфере нарушения таможенных правил основано на универсальных принципах, характеризующих практическую реализацию всех административно-правовых институтов. Представляется, что названные руководящие идеи призваны обеспечивать реализацию, в первую очередь, норм второй главы Основного Закона.

Из общего количества дел, возбужденных в 2023 году, 48,2% (72 816 дел) приходится на юридических лиц, 38,1% (57 528 дел) – на физических лиц, 9,4% (14 228 дел) – на должностных лиц, 4,1% (6 137 дел) – на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, 0,2% (259 дел) – на неустановленных лиц.

Под производством по делам об административных правонарушениях понимается процесс последовательно совершаемых уполномоченными должностными лицами таможенных органов действий, урегулированных процессуальными нормами КоАП РФ. Административным законодательством установлено, что рассмотрение дело об административных правонарушениях в области таможенного дела вправе следующие должностные лица таможенных органов: руководитель федерального органа исполнительной власти, его замы; начальники региональных таможенных управлений, их замы; начальники таможен и их замы, а также начальники таможенных постов.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

б) до 12.07.09 этот срок вправе был продлить только вышестоящее должностное лицо (как непосредственно вышестоящее, так и должностное лицо еще более высокого уровня). После 12.07.09 срок вправе продлить руководитель (его заместитель) органа в производстве которого дело об административном правонарушении.

Административное расследование представляет собой комплекс процессуальных действий, требующих значительных временных затрат уполномоченных должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Понятие административного расследования существенно отличается от понятия проверки, которая представляет собой действия должностных лиц по проведению оценки деятельности хозяйствующих субъектов, направленные на установление соответствия их деятельности (например, производимых и реализуемых товаров) обязательным требованиям (п.6 ст.2 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).

Административное расследование в обязательном порядке должно сопровождаться осуществлением уполномоченным должностным лицом хотя бы одного из вышеперечисленных процессуальных действий. Совершение таких действий должно подтверждаться соответствующими материалами дела (например, письменными объяснениями участника дела, определением о назначении экспертизы, протоколом отбора образцов, запросами, поручениями, письменными требованиями о представлении сведений), оформленными должностным лицом, в производстве которого данное дело находится.

В связи с этим, возбуждение дела об административном правонарушении допускается во всех случаях, когда поступившие материалы сообщения, обращения содержат в себе достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, даже если при этом они не могут послужить основанием для внеплановой проверки (например, сообщения о нарушении прав потребителей, содержащиеся не в жалобах граждан, сообщения о нарушении санитарно-эпидемиологических требований, не содержащие сведений о причинении или об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан). В таких случаях уполномоченное должностное лицо получает повод к возбуждению дела об административном правонарушении немедленно, при этом достаточность таких данных должна быть установлена самим должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Вас может заинтересовать :  Покупка авто с рук налоговый вычет

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях состоит из таких этапов, как: обжалование, опротестование постановления; подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении; пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

Основные задачи производства по делам об административных правонарушениях: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение его в соответствии с законом; обеспечение исполнения вынесенного постановления; выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Административным законодательством установлено, что рассмотрение дело об административных правонарушениях в области таможенного дела вправе следующие должностные лица таможенных органов: руководитель федерального органа исполнительной власти, его замы; начальники региональных таможенных управлений, их замы; начальники таможен и их замы, а также начальники таможенных постов.

После сбора должностными лицами функциональных подразделений таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, недостающих сведений и информации в зависимости от установленных обстоятельств ими повторно совершаются указанные выше действия по возбуждению дела.

В случае пропусков занятий без уважительных причин, нарушения сроков выполнения учебных заданий, за систематический отказ отвечать на занятиях, невыполнения форм промежуточного контроля студенту начисляются штрафные баллы в пределах норм по соответствующему виду работ. Возможно также начисление премиальных баллов за работы, выполненные на высоком уровне.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления нарушения таможенных правил. Срок расследование не должен превышать, как правило, одного месяца с момента возбуждения дела, но в исключительных случаях, что отмечалось выше, этот срок может быть продлен до шести месяцев.

Состав административного расследования таможенными органами 2023

Заявители также полагают, что части 1 и 3 статьи 1.4, части 1, 3 и 4 статьи 1.5, часть 1 статьи 1.6, части 1 и 2 статьи 2.1, часть 2 статьи 14.1, часть 3 статьи 14.17, статья 25.5, статья 26.2, часть 1 статьи 26.4, части 1, 2 и 6 статьи 27.8, часть 8 статьи 27.10, части 3 и 3.1 статьи 28.7 КоАП Российской Федерации и оспариваемые положения Трудового кодекса Российской Федерации не соответствуют статьям 6 (часть 2), 8 (часть 1), 15, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 2), 45 (часть 1), 46 (часть 1), 49 (части 2 и 3), 50 (часть 2) и 51 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют:

Кроме того, согласно статье 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), если совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 6.1.1 (побои) или 7.27 (мелкое хищение), либо если по другим делам после выявления административного правонарушения назначается экспертиза или осуществляются иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, то проводится административное расследование. В этих случаях дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями районных судов (часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ).

Незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении, — ответственность влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Нарушением таможенных правил называется противоречащее законодательству действие лица (физического или юридического), которое посягало на установленный порядок пересечения границы или пренебрегало соблюдением правил экономической политики. Таможенное нарушение карается административной ответственностью – виды нарушений прописаны в КоАП, где им посвящен ряд глав, начиная с 40-ой.

2. Нововведением КоАП является назначение административного расследования при выявлении административных правонарушений в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о защите прав потребителей, налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте.

Состав административного расследования таможенными органами 2023

Зная механизм следообразования при совершении правонарушения определенного вида и возможности того или иного процессуального действия по собиранию, исследованию и использованию таких следов, можно составить определенный список таких действий, обязательных для расследования правонарушений данного вида.

Новое законодательство об административных правонарушениях предъявляет повышенные требования к организации и проведению административного расследования по делам об административных правонарушениях при сокращении общих сроков расследования и давности привлечения к ответственности. В связи с этим в настоящий момент для качественного расследования необходимо использовать как накопленный таможенными органами положительный опыт правоприменительной деятельности, так и технические ресурсы, научные средства и методы, разработанные криминалистикой. Система методов, используемых при проведении расследования, в которой они связаны между собой в единое целое и подчинены цели установления истины по делу, образует методику административного расследования.

Совокупность обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, образует предмет доказывания. В общем случае его содержание определено статьей 26.1 КоАП России. Изложенный в норме перечень обстоятельств должен конкретизироваться в соответствии с составом правонарушения по определенной статье КоАП России.

необходимо установить, кто и при каких обстоятельствах совершил правонарушение, наличие в действиях правонарушителя состава правонарушения, а также все другие обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу. В этой ситуации отталкиваются от самого события правонарушения.

3) следы в памяти должностных лиц таможенного органа об обстоятельствах перемещения товара через таможенную границу Российской Федерации и представления документов, содержащих недостоверные сведения о наименовании перемещаемого товара, таможенному органу, следы в памяти лица, привлекаемого к ответственности, свидетелей об обстоятельствах совершения правонарушения выявляются проведением опроса соответствующих лиц;

К вопросу об особенностях проведения расследования по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела

Шаповаленко, А. С. К вопросу об особенностях проведения расследования по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела / А. С. Шаповаленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10.1 (114.1). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29424/ (дата обращения: 05.08.2023).

3. Неверно указывается наименование товара, т. е. когда фактически к таможенному декларированию представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены ранее в таможенной декларации (когда таможенному органу заявляются мониторы, а при таможенном досмотре обнаруживаются велосипеды, имеет место недекларирование велосипедов). Указание в декларации сведений о мониторах не имеет правового значения, поскольку они не перемещаются через таможенную границу, и фактических оснований для возникновения таможенных правоотношений в связи с их заявлением в таможенной декларации не имеется [3].

1. Направить запросы в Центральное информационно-техническое таможенное управление Федеральной таможенной службы (ЦИТТУ ФТС России), в таможенные органы Российской Федерации или государств-членов Евразийского экономического союза с целью установления факта перемещения товаров через таможенную границу, фактов недекларирования товаров, а также с целью установления лица, переместившего товары.

В ходе административного расследования по делу об административном правонарушении в сфере таможенного дела подлежат выяснению следующие обстоятельства: способы перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, факт недекларирования товаров, подлежащих декларированию, наличие предмета административного правонарушения, которым являются товары и (или) сведения о которых не заявлены, а также лицо, которое совершило противоправное действие (бездействие) и его виновность.

Завершается рассмотрение дела по существу важнейшим процессуальным документом — постановлением по делу об административном правонарушении, и в виде постановления выносятся: решение о назначении административного наказания; решение о прекращении производства по делу; решение о прекращении производства по делу в случае освобождения лица от административной ответственности; решение о прекращении производства по делу и передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) лица, в отношении которого велось производство по делу, содержатся признаки преступления.

Административные таможенные правонарушения

  • объект правонарушения – те общественные отношения, в отношении которых было направлено деяние;
  • субъект правонарушения – лицо, виновное в совершении правонарушения в области таможенного дела;
  • объективная сторона – место, время, способ совершения противоправного деяния;
  • субъективная сторона – вина и умысел субъекта при совершении административного правонарушения в сфере таможенного дела
  • при перемещении через границу физическим лицом наличных денежных средств без декларирования;
  • нарушения физическим лицом порядка временного ввоза или вывоза транспортных средств;
  • непредставление юридическими лицами в таможенный орган отчетности (например, при несдаче статистической формы о перемещении товаров через границу ЕАЭС)

В случае привлечения лица к административной ответственности в области таможенного законодательства наиболее частой санкцией со стороны таможни является назначение административного штрафа. Размер штрафа может быть как фиксированным, так и варьирующимся в зависимости от стоимости товара, который стал предметом административного правонарушения.

По своей сути, таможенный протокол об административном правонарушении – это процессуальный документ, в котором зафиксированы все обстоятельства совершения правонарушения, доказательства факта его совершения и вины лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил. По результатам рассмотрения протокола уполномоченным лицом таможни выносится уже постановление о привлечении лица к ответственности. В отличие от общего порядка административного производства по таможенным делам, в рамках которого оно сводится к протоколу и постановлению, специальный порядок предусматривает вынесение не протокола, а определения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Несмотря на то, что сфера административных правонарушений в таможенном деле достаточно узкая, по данной категории дел накоплена значительная правоприменительная практика. Это объясняется, в том числе, и тем фактом, что привлечение к ответственности за нарушение таможенного законодательства чаще всего касается случаев недекларирования либо недостоверного декларирования товаров и несоблюдения запретов и ограничений на ввоз товаров на территорию ЕАЭС. По статистике таможенных органов последних лет, порядка 50% дел об административных правонарушениях возбуждены именно по этим статьям: 16.2 и 16.3 КоАП РФ.

За указанное нарушение применяется ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В связи с сокращенными сроками обращения в арбитражный суд по оспариванию постановление таможенного органа о привлечении к административной ответственности, рекомендуем Вас заблаговременно, еще на стадии возбуждения дела об административном правонарушении.

Под недекларированием понимаются действия/бездействия, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, т.е. таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

Ч.3 ст.16.2 предусматривает ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.

Так, по данным ФТС России, если в 2023 году было возбуждено 119 327 дел об административных таможенных правонарушениях, из которых 52,5% (62 641 дело) приходилось на юридических лиц, уже в 2023 году возбуждено 143 148 дел, из которых 52,2% (74 781 дело) приходится на юридических лиц.

В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случае, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Вас может заинтересовать :  Льгота на проезд многодетным в спб форум 2023

Так в п.17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.03. г. № 2 указано, что положения 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об АП, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об АП. Суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об АП, имея в виду, что их нарушение может явиться основанием для признания и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст.211 АПК РФ).

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Анализ нормативной базы позволяет прийти к выводу о том, что действующее законодательство, безусловно, обязывает административный орган извещать лицо, в отношении которого возбуждено дело, о времени и месте составления протокола об АП. Протокол об АП составляется только с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, либо его представителя. Составление протокола без участия указанного лица допускается в случае его неявки при условии надлежащего извещения о времени и месте составления протокола.

Несоблюдение определенных процессуальных норм ведет к нарушению процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а так же может явиться предметом обжалования действия и решений таможенных органов.

  • 1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;
  • 2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;
  • 3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев;
  • 4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр — на срок до шести месяцев.

3. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.

5-1. Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с частью 5 настоящей статьи руководителем или его заместителем.

2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

3-1. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Административный процесс в таможенных органах в вопросах и ответах

1) неверную классификацию товара, помещаемого под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. В данном случае субъект хозяйствования в декларации на товары указывает код с неверной ставкой ввозной таможенной пошлины, которая ниже ставки, подлежащей уплате. Это влечет ненадлежащее исполнение обязанности по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС в установленный срок;

Для физических лиц несомненный интерес представляет новелла, исключившая административную ответственность, если зарегистрированное на территории иностранного государства транспортное средство в нарушение установленного порядка использовало лицо, не ввозившее его на таможенную территорию ЕАЭС .

В частности, при ввозе на территорию Беларуси товаров, которые классифицируются в определенных товарных позициях ТН ВЭД ТС и в отношении которых применяется нулевая ставка ввозной таможенной пошлины, организациям и ИП предоставляется рассрочка по НДС на год с уплатой ежемесячно 1 /12 начисленной суммы.

В пункте таможенного оформления декларант – ТЧУП «А» 15 декабря 2023 г. поместил под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления гидроманипулятор JONSERED, поступивший из Великобритании. Этот товар декларант классифицировал по ТН ВЭД ЕАЭС в товарную подсубпозицию «погрузчики лесоматериалов манипуляторного типа, с момента выпуска которых прошло 3 года» с применением ставки ввозной таможенной пошлины 0 % от таможенной стоимости товара.

Если инвестиционный договор прекращается по основаниям иным, чем исполнение инвестором и (или) организацией своих обязательств по инвестиционному договору, в отношении такого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, подлежат уплате ввозные таможенные пошлины и НДС. Данное обязательство наступает в день, следующий за днем прекращения инвестиционного договора.

УДК 343.98:342.95

А.А. ГОЛОВАНОВ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики Российского государственного университета им. И. Канта

В статье исследуются возможности использования знаний криминалистической науки при расследовании административных правонарушений в области таможенного дела, сформулированы структурные элементы методики расследования таможенных правонарушений.

In the article possibilities of the use of knowledges of criminalistics science are probed at investigation of administrative offences in area of custom business, the structural elements of method of investigation of custom offences are formulated.

Наука криминалистика родилась из недр уголовного процесса, поэтому традиционно ее основные положения разрабатывались и применялись в сфере уголовного судопроизводства. Однако в последнее время наметилась тенденция интеграции научного знания, т. е. перенос идей и представлений из одной области в другую. Этот процесс не мог обойти стороной и криминалистическую науку. Так, появились работы, содержащие рекомендации по применению криминалистических знаний при производстве по делам об административных правонарушениях, например, в ходе проведения административного расследования[1]. Тем не менее вопросы частных методик расследования административных правонарушений в науке еще не исследованы.
Поскольку в рамках криминалистики разработана методика расследования таможенных преступлений, представляется, что имеющиеся криминалистические знания можно адаптировать и использовать в деятельности таможенных органов при расследовании административных правонарушений в области таможенного дела.
Начало формирования методики расследования административных правонарушений в области таможенного дела было положено еще в 2002 году и связано с принятием письма ГТК России от 19.12.2002 № 01-06/50295 «О направлении основных положений методики административного расследования», где говорилось, что «…для качественного расследования необходимо использовать как накопленный таможенными органами положительный опыт правоприменительной деятельности, так и технические ресурсы, научные средства и методы, разработанные криминалистикой. Система методов, используемых при проведении расследования, в которой они связаны между собой в единое целое и подчинены цели установления истины по делу, образует методику административного расследования». Отмечая прогрессивность данного документа, мы не можем не отметить один существенный его недостаток: отсутствие четкой структуры методики расследования административных правонарушений по делам о нарушении таможенных правил. Положения, содержащиеся в приведенном письме, а также в принятых ФТС России в 2005 году Методических рекомендациях по расследованию административных правонарушений в области таможенного дела, носят разрозненный характер, включают в себя лишь отдельные положения методики расследования. Полагаем, что в целях оптимизации административного расследования таможенных правонарушений необходимо пересмотреть положения письма Федеральной таможенной службы от 28.04.2007 № 01-06/16066 «О методическом пособии», где также не уделено должного внимания отдельным элементам методики административного расследования по делам о нарушении таможенных правил, из-за чего данное методическое пособие выглядит явно неполным.
В такой ситуации можно было бы использовать опыт, накопленный в этой области криминалистической наукой, поскольку эти знания уже нашли свое применение на практике и доказали свою эффективность при расследовании различного рода преступлений.
Представляется, что структура методики административного расследования правонарушений в области таможенного дела должна выглядеть следующим образом:
1. Криминалистическая характеристика правонарушения в области таможенного дела.
2. Составление плана расследования, выдвижение конкретных криминалистических версий, типовые ситуации расследования таможенных правонарушений.
3. Оптимальная последовательность производства процессуальных действий.
4. Тактические особенности производства отдельных процессуальных действий.
Рассмотрим каждый структурный элемент более подробно.
Криминалистическая характеристика административного правонарушения в области таможенного дела должна отражать присущую тому или иному виду таможенных правонарушений систему особенностей, имеющих наибольшее значение для расследования и обусловливающих применение криминалистических методов, приемов и средств. Сошлемся на конкретный пример. Таможенным брокером ООО «А», действующим на основании агентского договора с получателем товаров ООО «К», 01.08.2007 в Шереметьевскую таможню подана грузовая таможенная декларация (далее — ГТД) на товары — телефонные аппараты для сетей сотовой связи или других беспроводных сетей связи, смартфоны. В графах 22 «Валюта и общая стоимость по счету» и 42 «Цена товара» ГТД заявлена фактурная стоимость товара в размере 206 500 долл. США, в связи с чем в графе 47 в качестве основы начисления таможенных платежей указана таможенная стоимость в размере 5 434 906,02 руб., а размер подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов составил 1 318 942,54 руб. При проведении документального контроля Шереметьевской таможней установлено, что в соответствии с коммерческими документами, представленными в подтверждение заявленных в ГТД сведений, стоимость товара составляет 353 000 долл., в связи с чем общая таможенная стоимость изменилась в сторону увеличения и составила 9 177 219,22 руб., а также возросла сумма подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов до 2 213 355,39 руб. Таким образом, размер неуплаченных платежей составил 894 412,85 руб. Постановлением Шереметьевской таможни ООО «А» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ[2].
Аналогичное правонарушение было выявлено в ходе проведения Ямало-Ненецкой таможней документального контроля. До выпуска ГТД, поданной таможенным брокером ООО «С», обнаружен факт заявления недостоверных сведений о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности России (ТНВЭД), а именно декларирование товаров разных товарных позиций одним кодом ТНВЭД (ставка ввозной таможенной пошлины 15%), в то время как один из товаров подлежал классификации в иной товарной позиции (ставка ввозной таможенной пошлины 20%), что повлекло занижение размера подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов на 611,26 руб. и явилось основанием для привлечения организации к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ[3].
Приведенные примеры позволяют выявить типичные обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, способы сокрытия следов, род деятельности вероятного правонарушителя, его мотивы и др. Следовательно, криминалистическая характеристика любого правонарушения в области таможенного дела может включать в себя следующие элементы:
— данные о типичных обстоятельствах совершения административного правонарушения (обстановка, место, время и т. д.);
— способ совершения и сокрытия административного правонарушения;
— личность вероятного правонарушителя;
— мотивы и цели правонарушителя;
— предмет противоправного посягательства;
— особенности оставляемых правонарушителем следов.
Начальный этап расследования любого дела в области нарушения таможенных правил
связан прежде всего с составлением плана расследования и выдвижением конкретных криминалистических версий. На данном этапе должностному лицу таможенного органа не-
обходимо иметь представление о событии, которое ему предстоит расследовать, уяснить факты, подлежащие исследованию, по возможности обеспечить сохранность следов правонарушения, которые в последующем могут иметь доказательственное значение по делу об административном правонарушении. Необходимо отметить, что последовательность первоначальных действий при расследовании административных правонарушений в области таможенного дела обусловлена конкретной ситуацией[4]. Условно все ситуации административного расследования нарушений таможенных правил можно разбить на три вида: 1) известно событие правонарушения — не известно лицо, его совершившее; 2) известно событие правонарушения — известно лицо, которое, возможно, совершило правонарушение; 3) известно событие правонарушения — известно лицо, его совершившее. Безусловно, ситуационные особенности административного расследования обусловлены конкретным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена главой 16 КоАП РФ. Поэтому и число таких ситуаций может варьироваться. По результатам первоначальных действий сложится новая ситуация, в зависимости от которой определится дальнейший ход таможенного расследования.
Оптимальная последовательность производства процессуальных действий зависит прежде всего от того, какое правонарушение в области таможенного дела предстоит расследовать. Так, 30.03.2005 между ООО «Совэн Трейдинг» и ООО «ВашБрокер» заключен договор, на основании которого таможенным брокером на таможенный пост «Ховринский» Московской северной таможни 12.05.2005 была подана ГТД для оформления моторной яхты «Скуадрон 74» 2004 года выпуска. Таможенная стоимость яхты составила 44 530 080 руб. согласно предъявленному инвойсу. В ходе административного расследования для определения достоверной стоимости моторной яхты 21.12.2005 таможенным органом вынесено определение о назначении товароведческой экспертизы и направлено для производства экспертизы в Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление ФТС России. Из заключения эксперта следовало, что рыночная стоимость яхты составляет 75 200 000 руб. Кроме того, таможенный орган установил, что яхта застрахована на сумму 4 200 000 долл. США, на основании чего был сделан вывод о том, что заявителем таможенному брокеру были представлены недостоверные сведения о стоимости яхты, что повлекло за собой занижение размера таможенных платежей на сумму 12 697 105,05 руб. Следовательно, перевозчик нарушил требования ст. 16.7 КоАП РФ и поэтому был привлечен к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 200 000 руб.[6]
Таким образом, по данному делу в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ в первую очередь были изъяты документы, на основании которых заполнялась ГТД, с составлением протокола изъятия и указанием сведений об их виде и реквизитах, описанием их содержания. Затем была проведена товароведческая экспертиза, на основании которой и был сделан вывод о виновности юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 16.7 КоАП РФ. При обнаружении в документах явных исправлений и подчисток необходимо отразить их в протоколе, по возможности сфотографировать. Если предполагается, что поддельными являются печать, бланки, штампы, подписи, необходимо взять их образцы для сравнительного исследования в соответствии со ст. 26.5 и в порядке ст. 27.10 КоАП РФ. Для подтверждения фиктивности документов и подделки в соответствии со ст. 26.4 КоАП РФ вынести определение о назначении уже криминалистической и (или) графической экспертизы[7].
Сошлемся еще на один пример. В зону таможенного контроля поста Мамоновский Багратионовской таможни 27.04.2004 на автомашине въехал гражданин П., следовавший с территории Калининградской области в Польшу. При прохождении таможенного контроля перед проведением таможенного досмотра П. заполнил индивидуальную таможенную декларацию формы Т-6, где указал, что у него не имеется товаров, подлежащих обязательному таможенному декларированию, а также запрещенных к вывозу из Российской Федерации либо сокрытых от таможенного контроля. Кроме того, на вопросы сотрудника таможни о наличии товаров, сокрытых от таможенного контроля, П. ответил отрицательно. Для проведения досмотра транспортного средства в целях выявления товаров, возможно сокрытых от таможенного контроля, транспортное средство было направлено в бокс углубленного досмотра. В ходе досмотра под блоком управления воздушной заслонкой передней панели автомобиля, а также под рулевой колонкой было обнаружено восемь целлофановых пакетов, в каждом из которых находились самородки янтаря. Они перемещались через таможенную границу Российской Федерации в транспортном средстве скрытым от таможенного контроля способом, затрудняющим их обнаружение (с использованием полостей автомобиля). Таким образом, в действиях гражданина П. имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, т. е. сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов при перемещении через таможенную границу Российской Федерации. Поскольку для выяснения всех обстоятельств правонарушения необходимо было провести экспертизу и с учетом ст. 28.7 КоАП РФ, было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении гражданина П. и проведении по данному делу административного расследования[8].
После досмотра транспортного средства целесообразно провести личный досмотр физического лица, а также находящихся при нем вещей. Кроме того, в порядке ст. 27.10 возможно изъятие вещей и документов, а также — в случаях, предусмотренных ст. 27.11 КоАП РФ, — последующая их оценка.
Так, гражданин Я., прибывший в Москву из Женевы, проследовал на «зеленый канал», за-
явив сотруднику Домодедовской таможни в конклюдентной форме об отсутствии у него товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию. В ходе таможенного до-
смотра сумки, принадлежащей гражданину Я., было обнаружено шесть наручных часов иностранного производства. По результатам проведенной товароведческой экспертизы указанных товаров общая стоимость незадекларированных изделий составила 831 187,9 руб. Постановлением Домодедовской таможни гражданин Я. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ[9].
Тактические особенности производства отдельных процессуальных действий обусловлены единой целью их проведения, которая состоит в развернутом, последовательном и методическом доказывании. Такие процессуальные действия могут проводиться на последующем и заключительном этапах административного расследования о нарушении таможенных правил, где работа по сбору, проверке и оценке доказательств с целью полного установления всех обстоятельств дела будет продолжаться. Тактика таких процессуальных действий, аналогичных тем, которые, возможно, проводились на начальном этапе расследования, может быть совсем иной, поскольку изменятся задачи расследования, объем информации, а также ситуация.
В настоящее время в криминалистике разработаны различные комплексы методик расследования преступлений. Полагаем, что с целью формирования эффективных методик расследования административных правонарушений в области таможенного дела также необходимо выстроить четкую классификацию таких комплексов. Не может не радовать тот факт, что по этому пути пошли разработчики Методических рекомендаций по квалификации и расследованию административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил), предусмотрев по каждому правонарушению таможенных правил, указанному в главе 16 КоАП РФ, отдельные методические рекомендации.
Хотелось бы надеяться, что процесс, начатый Федеральной таможенной службой, уже в скором будущем приведет к формированию в рамках криминалистической науки ряда комплексных методик расследования нарушений таможенных правил, а в последующем и иных административных правонарушений.

Вас может заинтересовать :  Прожиточный Минимум На Детей В Московской Области В 2023

Библиография
1 См.: Волчецкая Т.С., Хорьков В.Н. Интеграция процессуальных отраслей права (на примере уголовного и административного процессов) // Науч. тр. РАЮН. Вып. 6. Т. 1. — М., 2006. С. 104; Голованов А.А. Криминалистическое обеспечение административного расследования: основные направления // Вестник РГУ им. И. Канта. Сер. «Экономические и юридические науки». С. 38.
2 См. письмо ФТС России от 01.09.2008 № 18-12/35679 «Обзор правоприменительной практики ФТС России за первое полугодие 2008 года» // КонсультантПлюс: Версия Проф [Электронный ресурс].
3 Там же.
4 По мнению Т.С. Волчецкой и В.Н. Хорькова, применение в процессе административного расследования ситуационного подхода во многом может повысить эффективность используемых должностными лицами теоретических рекомендаций административного процесса (см.: Волчецкая Т.С., Хорьков В.Н. Возможности и перспективы использования криминалистики в административном процессе // Правоведение. 2003. № 3. С. 113).
5 См.: Материалы практики Девятого арбитражного апелляционного суда за 2006 год. Дело № 09АП-6886/2006-АК (Извлечение) // СПС «Гарант» [Электронный ресурс].
6 См. письмо ФТС России от 28.04.2007 № 01-06/16066.
7 Материалы практики Северо-западного таможенного управления Калининградской оперативной таможни за 2004 год.
8 См. письмо ФТС России от 31.10.2007 № 01-06/40711 «Обзор правоприменительной практики ФТС России за первое полугодие 2007 года» // КонсультантПлюс: Версия Проф [Электронный ресурс].
9 См. письмо ФТС России от 28.04.2007 № 01-06/16066.

Можно ли возбудить административное расследование в отношении неустановленного лица

2) о возбуждении дела и проведении административного расследования (после вступления в силу с 12.07.09 изменений внесенных в ч. 3 всякие дискуссии о том, выносится ли самостоятельное определение о проведении административного расследования — теряют смысл) выносится определение (если дело возбуждается прокурором, то последний выносит постановление, см. об этом подробный коммент. К ст. 28.4). И определение, и постановление выносится немедленно (т.е. тотчас, сразу же) после выявления административного правонарушения (однако не стоит упускать из виду, что сам этот факт может быть установлен в результате проведения административного расследования). См. об этом также п. 10 Обзора от 28.05.08;

3) части 5.1 и 5.2 были введены Федеральным законом от 29.06.09 N 133-ФЗ «О внесении изменений в ст. 28.7 КоАП РФ» и вступили в силу с 12.07.09. Они посвящены определению (именно таким актом оформляется решение о продлении срока) руководителя (его заместителя) о продлении срока административного расследования. Оно:

до 12.07.09 этот срок вправе был продлить только вышестоящее должностное лицо (как непосредственно вышестоящее, так и должностное лицо еще более высокого уровня, например, МВД России). После 12.07.09 срок вправе продлить руководитель (его заместитель) органа в производстве которого дело об АП.

После вступления в силу (с 28.03.10) изменений внесенных в ч. 5 Законом N 380 от 28.12.09 указанные правила несколько уточнены. Установлено, что месячный срок проведения административного расследования может быть продлен только решением руководителя (либо его заместителя):

1) административное расследование проводится либо по месту совершения (например, по месту нарушения прав потребителей) административного правонарушения, либо по месту его выявления (например, если административное правонарушение в области налогов и сборов выявлено в ходе камеральной проверки в помещении налогового органа). С 01.10.04 (после вступления в силу Закона N 118), если дело возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административных правонарушениях (см. о них коммент. К ст. 28.3), то он и проводит административное расследование. Однако руководитель органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении (либо его заместитель) могут поручить расследование другому должностному лицу, (но также из числа лиц уполномоченных составлять протокол);