Взыскание по осаго в 2023 году — судебная практика страхового возмещения, утраты товарной стоимости

Взыскание по осаго в 2023 году — судебная практика страхового возмещения, утраты товарной стоимости

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 марта 2023 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым с АО «АльфаСтрахование» в пользу Чередниченко А.В. взыскано страховое возмещение в размере 200 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Стоимость устранения повреждений, причинённых автомобилю в результате ДТП, произошедшего 12 января 2023 г., с учётом износа, согласно заключению эксперта «Центр «Независимая оценка (экспертиза)» (ИП Гоптарев В.А.) от 4 мая 2023 г., выполненного по заказу истца, составила 247 700 руб.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались.

В пункте 86 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2023 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» разъяснено, что страховщик освобождается от обязанности уплаты неустойки, суммы финансовой санкции и/или штрафа, если обязательства страховщика были исполнены в порядке и в сроки, которые установлены Законом об ОСАГО, а также если страховщик докажет, что нарушение сроков произошло вследствие непреодолимой силы или вследствие виновных действий (бездействия) потерпевшего (пункт 5 статьи 16.1 Закона об ОСАГО).

По данному делу имеется два экспертных заключения о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства с учётом износа на дату страхового случая, причём оба эксперта указали размер ущерба в виде стоимости ремонта в пределах статистической погрешности — 247 700 руб. и 252 000 руб., выводов о нецелесообразности ремонта, либо о том, что стоимость ремонта превышает стоимость неповреждённого автомобиля на момент дорожно-транспортного происшествия, экспертами сделано не было.

Решение № 2-468/2023 2-468/2023~М-319/2023 М-319/2023 от 9 января 2023 г

Пунктом 15.1 статьи (ред. от 01.07.2023) > «О федеральной службе безопасности» > Глава III. Полномочия органов федеральной службы безопасности > Статья 12. Обязанности органов федеральной службы безопасности» target=»_blank»>12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон № 40-ФЗ) установлено, что страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных пунктом 16.1 Закона № 40-ФЗ) в соответствии с пунктом 15.2 Закона № 40-ФЗ или в соответствии с пунктом 15.3 Закона 40-ФЗ путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).

При проведении восстановительного ремонта в соответствии с пунктами 15.2 и 15.3 Закона № 40-ФЗ не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), если в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства требуется замена комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего.

Материалами дела подтверждается, что 20.09.2023 ПАО СК «Росгосстрах» выдало заявителю направление на ремонт транспортного средства на станцию технического обслуживания автомобилей ИП К. П.Г., однако, указанная станция отказала истцу в осуществлении ремонта транспортного средства, поэтому 12.11.2023 ПАО СК «Росгосстрах» выдало истцу направление на ремонт на станцию технического обслуживания автомобилей ООО «ЮК-АВТОСЕРВИС», в связи с чем истец вправе изменить способ возмещения причиненного вреда на выплату страхового возмещения, поскольку ПАО СК «Росгосстрах» нарушило свои обязательства по выдаче потерпевшему направления на ремонт на станцию технического обслуживания, на которое транспортное средство будет отремонтировано в сроки, установленные пунктом 21 статьи (ред. от 01.07.2023) > «О федеральной службе безопасности» > Глава III. Полномочия органов федеральной службы безопасности > Статья 12. Обязанности органов федеральной службы безопасности» target=»_blank»>12 Закона № 40-ФЗ.

Согласно пункту 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2023 № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», если станция технического обслуживания не приступает своевременно к выполнению восстановительного ремонта или выполняет ремонт настолько медленно, что окончание его к сроку становится явно невозможным, потерпевший вправе изменить способ возмещения вреда и потребовать выплату страхового возмещения в размере, необходимом для устранения недостатков и завершения восстановительного ремонта. Такие требования предъявляются потерпевшим с соблюдением правил, установленных статьей 16.1 Закона об ОСАГО.

Согласно пункту 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2023 № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» размер неустойки за несоблюдение срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи потерпевшему направления на ремонт транспортного средства определяется в размере 1 процента за каждый день просрочки от суммы страхового возмещения, подлежащего выплате потерпевшему по конкретному страховому случаю, за вычетом сумм, выплаченных страховой компанией в добровольном порядке в сроки, установленные статьей 12 Закона об ОСАГО (абзац второй пункта 21 статьи 12 Закона об ОСАГО). Неустойка исчисляется со дня, следующего за днем, установленным для принятия решения о выплате страхового возмещения, т.е. с 21-го дня после получения страховщиком заявления потерпевшего о страховой выплате и документов, предусмотренных Правилами, и до дня фактического исполнения страховщиком обязательства по договору включительно.

На практике при расчете износа по ОСАГО чаще всего применяется метод Министерства юстиции. В соответствии с такой методикой, формула вычисления выглядит так: цена машины до аварии умножается на сумму показателей каждого узла, нуждающегося в восстановительных работах. При этом величину таких показателей, называемых коэффициентами, определяют сторонние специалисты.

Покупка автомобиля – это ряд гражданско-процессуальных мероприятий, сопряженных с большими денежными тратами. Даже подержанные машины обладают немалой стоимостью, а цены на новые модели и марки транспорта взлетают до небес. Однако владельцы автомобилей могут попадать в аварии, по своей и чужой вине. Дорожно-транспортное происшествие становится причиной повреждения машины, сильно влияя на ее продажную цену. В этом материале рассматриваются вопросы компенсации утраты товарной стоимости по ОСАГО – полису страхования, по которому, владелец разбитой машины может рассчитывать на денежные выплаты.

  • паспорт гражданина России;
  • водительские права;
  • страховое свидетельство;
  • свидетельство о регистрации машины;
  • протокол дорожно-транспортного происшествия;
  • чек за оплату экспертизы;
  • нормативный акт, регламентирующий величину УТС;
  • заявление, написанное по установленному образцу.

Водители могут сформировать заявление по поводу выплат за утрату товарной стоимости в течение 3 лет с момента совершения аварии. Спустя указанный временной период гражданину России будет отказано в проведении соответствующих процессуальных мероприятий.

По современному законодательству, страховые компании, получившие запрос от водителя на возмещение УТС по ОСАГО, должны реализовать соответствующие выплаты в течение 20 суток с момента поступления обращения. Аналогичные временные рамки даются таким организациям на проведение выплат, связанных с классической страховой компенсацией.

Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.

Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.

Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.

Страховая выдала направление на ремонт, в автосервисе покрасили бампер или крыло. Кажется, что все хорошо. Но это уже крашеная машина, и даже после ремонта она не будет стоить те же 700 тысяч. Из-за покраски и замены деталей она может стоить на 20 тысяч меньше — эту сумму можно включить в сумму ущерба в пределах общего лимита для полисов ОСАГО .

Вас может заинтересовать :  Монитор окоф 2023 амортизационная группа

Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.

Решение № 2-16/2023 2-16/2023(2-2172/2023; )~М-2426/2023 2-2172/2023 М-2426/2023 от 16 января 2023 г

Просит взыскать с ответчика в пользу истца неустойку в размере 397 511 руб., стоимость проведения экспертизы в размере 8 000 руб., расходы по дефектовке на СТО в размере 1 350 руб., стоимость юридических услуг в размере 15 000 руб., судебные расходы по оформлению доверенности в размере 2 150 руб.

В соответствии с п. 16.1 ст. 12 Закона страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае: е) выбора потерпевшим возмещения вреда в форме страховой выплаты в соответствии с абзацем шестым пункта 15.2 настоящей статьи или абзацем вторым пункта 3.1 статьи 15 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. Раздел I. Общие положения > Глава 7. Судебные расходы > Статья 98. Распределение судебных расходов между сторонами» target=»_blank»>98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Попов В.В. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к САО «ВСК», ссылаясь на то, что 12.11.2023 г. в г. Пензе по ул. Виражная, 81, произошло ДТП с участием автомобиля «LexusRX 200T», гос. рег. знак . принадлежащего на праве собственности истцу, а также автомобиля «ВАЗ-2112», гос. рег. знак . под управлением водителя Широковой О.П., в результате которого автомобилю истца причинены механические повреждения. Виновным в ДТП признан водитель автомобиля «ВАЗ-2112» Широкова О.П., которая привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств» target=»_blank»>12.19 КоАП РФ. 19.11.2023 г. истец обратился к страховщику с заявлением по прямому возмещению убытков по ОСАГО с просьбой выдать ему направление на ремонт на станцию официального дилера, так как автомобиль находился на гарантии. Однако под влиянием заблуждения истец подписал в тот же день соглашение об урегулировании страхового случая на заниженную сумму в размере 75 000 руб. Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 05.03.2023 г. соглашение об урегулировании страхового случая от 19.11.2023 г. признано недействительным по основаниям, предусмотренным п.1 ст. Раздел I. Общие положения > Подраздел 4. Сделки. Решения собраний. Представительство > Глава 9. Сделки > § 2. Недействительность сделок > Статья 178. Недействительность сделки, совершенной под влиянием существенного заблуждения» target=»_blank»>178 ГК РФ. В решении суда указано, что ответчик был обязан выдать истцу направление на ремонт, однако направление на ремонт автомобиля не было выдано; ответчик в одностороннем порядке изменил форму выплаты с натуральной на денежную. После того, как истец 25.07.2023 г. обратился с заявлением-претензией к ответчику, САО «ВСК» 19.08.2023 г. осуществило доплату в денежном выражении в размере 168 139,81 руб. Попов В.В., полагая выплаченную сумму заниженной, 03.09.2023 г. обратился в службу Финансового уполномоченного с требованием о принудительном взыскании с САО «ВСК» недоплаченной суммы страхового возмещения согласно экспертного заключения №12/307 ИП Самохина А.В. о стоимости восстановительного ремонта автомобиля без учета износа в размере 395 625,32 руб., однако решением финансового уполномоченного от 08.10.2023 г. рассмотрение требования истца прекращено. Поскольку у ответчика отсутствует договор на ремонт транспортного средства с официальным дилером автомобилей «Lexus» в г. Пензе, то произведенная САО «ВСК» страховая выплата в денежном выражении закону не противоречит. В связи с тем, что истец приложил к претензии экспертное заключение, а также документы, подтверждающие расходы на дефектовку, данные расходы должны быть возмещены потерпевшему как убытки. В связи с несвоевременной выплатой страхового возмещения, также подлежит начислению неустойка.

Из содержания приведенных выше норм права и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что обязанность по правильному определению суммы страхового возмещения, подлежащего выплате потерпевшему, лежит на страховщике, при этом невыплата страховщиком всей суммы страхового возмещения по истечении срока, установленного пунктом 21 статьи 12 Закона об ОСАГО, уже свидетельствует о несоблюдении срока осуществления страховой выплаты, а доплата страхового возмещения в порядке урегулирования претензии, поданной в соответствии с требованиями статьи 16.1 Закона об ОСАГО, не освобождает страховщика от ответственности за нарушение сроков, установленных пунктом 21 статьи 12 Закона об ОСАГО для производства страховой выплаты.

Соглашение об урегулировании страхового случая и прекращение деликтного обязательства / Комментарий к Определению ВС РФ от № 14-КГ19-25

Исходя из положений ст. 931 ГК, а также позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 10.03.2023 № 6-П, обязательство по выплате страхового возмещения и обязательство по возмещению вреда могут рассматриваться в качестве солидарных, т.е. пострадавший имеет право обратиться за выплатой возмещения как к страховой компании, так и напрямую к делинквенту. Но, страховая компания не всегда имеет возможность полностью возместить причиненный пострадавшему ущерб, например, договором она может быть обязана на выплату такой суммы, которая станет возмещением лишь части причиненного ущерба. Закон же прямо указывает, что положение потерпевшего должно быть восстановлено в полном объеме. Из этого следует вывод, что пока ущерб, причиненный пострадавшему, не восстановлен полностью, обязательство по возмещению вреда не прекращается. Если потерпевший обратился за возмещением к страховщику, но выплаченной суммы недостаточно для удовлетворения требований в полном объеме, делинквент обязан выплатить оставшуюся часть (ст.323 ГК). Решение спора в этой ситуации не вызывает сомнений.

Вынесенное решение соответствует практике высших судов по соответствующему вопросу. Например, аналогичную позицию ВС изложил в определении от 17 мая 2023 г. № 305-ЭС17-20897 и прямо указал, что «наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда». Того же мнения придерживается и Конституционный Суд, указавший в определении № 1838-О от 11.07.2023, что «поскольку обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств не может подменять собой и, тем более, отменить институт деликтных обязательств, как определяют его правила главы 59 ГК Российской Федерации, применение правил указанного страхования не может приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда».

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, указав на то, что, заключив соглашение без проведения независимой технической экспертизы транспортного средства и получив страховую выплату, Богданов реализовал право на получение страхового возмещения и основания для взыскания каких-либо дополнительных убытков, в том числе с причинителя вреда, отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения.

Институт соглашения об урегулировании страхового случая между страховщиком и выгодоприобретателем широко распространен на практике, но при этом не закреплен законом, вследствие чего не всегда очевидны ответы на вопросы о применении к нему действующего законодательства. Возникла ситуация: было заключено соглашение и выплачена оговоренная этим соглашением страховая сумма. После дополнительных исследований оказалось, что выплаченная сумма меньше фактического ущерба. Возможно ли довзыскать с делинквента соответствующую сумму? Последствия заключения соглашения и стали предметом разбирательства в ВС РФ.

Граждане Богданов и Котенко попали в ДТП по вине Котенко. Ответственность Котенко была застрахована, страховая компания оценила ущерб в 360 700 руб. Богданов и страховщик заключили соглашение об урегулировании страхового случая (далее – соглашение), компания выплатила потерпевшему сумму ущерба.

Но есть очень любопытный подпункт «ж», который отказывает в выплате УТС, если автомобиль уже подвергался восстановительному ремонту или у него есть аварийные повреждения. Для последнего случая, правда, сделаны вполне разумные исключения, например, не считаются поводом для отказа в УТС эксплуатационные повреждения лакокрасочного покрытия в виде меления, трещин, а также одиночных мелких вмятин. Исключениями считаются и последствия лёгких столкновений в виде, цитируем, «незначительных по площади сколов, рисок, которые не нарушают целостности лакокрасочного покрытия оперения» (в данном случае бампера).

Автомобилистка Елена попала в ДТП на Lada Vesta: виновник пропахал правый борт почти новой машины. «Весту» отремонтировали, но очевидно она утратила состояние «не бита, не крашена», которое так ценят при перепродаже машины, то есть потеряла в цене. Елена попыталась получить со страховой утрату товарной стоимости (УТС), но, несмотря на прошлогоднюю реформу, страховые по-прежнему «не видят» УТС.

Вас может заинтересовать :  Пенсия подполковника в 2023 году

— Верховный суд РФ разъяснял, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу и подлежит компенсации, но делалось это только в случае прямого обращения клиента с заявлением, — комментирует эксперт. — После прошлогодних изменений страховые должны начислять УТС самостоятельно, но делают это редко, поэтому, если автомобиль подходит под критерии, лучше всё равно написать заявление о компенсации УТС.

В 2023 году «Методические рекомендации. » Минюста для расчёта страховых выплат пополнилась , который посвящён утрате товарной стоимости. Прежде она существовала на «птичьих правах»: по закону страховщики обязаны были её выплачивать, но большинство клиентов об этом не знало.

По новой методике каждый повреждённый элемент автомобиля добавляет в сумму УТС некоторый процент его оценочной стоимости. Например, заднее крыло с боковиной «стоит» 3,1%, переднее крыло — 0,8%, двери — по 1,9%. В случае с Lada Vesta Елены результирующая сумма УТС составляет примерно 7,7% цены автомобиля.

Возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО и КАСКО в 2023 году — судебная практика

В 2023 году в протоколе обязательно присутствует сноска со всеми перечисленными нарушениями, по которым виновного привлекают к административной и гражданской ответственности. Но, если нет оснований, то дело не возбуждается, о чем так же указывается в протоколе.

  1. Остановить и не передвигать автомобиль без необходимости.
  2. Выставить знак аварийной остановки, машину поставить на ручник.
  3. Оказать помощь пострадавшим.
  4. Вызвать МЧС или ГИБДД, сообщить страховщику.
  5. Зафиксировать повреждения (с помощью фото и видеосъемки) и найти свидетелей.
  6. Принять участие в оформлении протокола.

Любая дорожно-транспортная авария неизбежно ведет к понесению денежных потерь, иногда вред здоровью, жизни или личному имуществу. Исходя из правовых положений ГК РФ, у лица, понесшего материальные убытки в 2023 году есть право требования на полное возмещение ущерба с виновника ДТП.

  • Страховая не признает страховой случай – здесь владельцу авто потребуется помощь юриста;
  • Страховая не хочет полностью выплачивать деньги за автомобиль при угоне или полной его гибели – поможет экспертиза стоимости автомобиля, досудебная претензия и судебное разбирательство;
  • Сервисный партнер страховой компании произвел некачественный ремонт, автомобиль восстановлен не полностью – оценка работ, проведенных при ремонте, проводится с помощью технической экспертизы. Затем – досудебная претензия и судебное разбирательство.

Степень виновности и меры компенсации пострадавшим лицам основывается на нормах Административно-Правовой базы КоАПП, в статье 12 подробно описываются все последствия для нарушившего Правила Движения водителя, здесь же можно узнать о своде правил по различным видам нарушений, меру наказаний и размер компенсации по ним.

В рассматриваемом случае страховщик был намерен признать недействительным договор автогражданки, ссылаясь на то, что страхователь при его заключении умышленно сообщила страховщику ложные сведения о месте предполагаемого использования ТС. Вместо Мурманской была указана Ленинградская область. Но для Верховного суда это не стало аргументом.

Но такой аргумент работает только если СК сделала все для организации такого осмотра, в том числе в письменном виде уведомила пострадавшую сторону и может подтвердить это документально. Если же доказательств такого уведомления нет, пострадавший считается неуведомленным. А значит, отказывать ему в выплате страховки нельзя, считает Верховный суд (Определение № 9-КГ17-12 от 31.10.2023).

К такому выводу пришел Верховный суд в Определении по делу № 78-КГ 17-83 от 14.11.2023. Это значит, что пострадавший водитель вправе требовать от страховщика не только устранения причиненного вреда, но и выплаты неустойки, предусмотренной ст. 23 ФЗ “О защите прав потребителей”, а также компенсации морального вреда.

Неустойка за просрочку сроков выплаты страхового возмещения должна начисляться не только на сумму восстановительного ремонта, но и на иные расходы. Как отмечается в п. 25 Обзора практики рассмотрения дел судами дел, связанных с ОСАГО (утв. Президиумом ВС РФ 22.06.2023), суды, при рассмотрении споров по договору страхования, выплачивают неустойку без учета расходов на эвакуацию и прочих затрат водителя. Такой подход не обоснован – неустойка подлежит начислению на все расходы, которые вызваны ДТП.

Ответственность за качество выполненного восстановительного ремонта в рамках страхового возмещения само собой возлагается на страховщика. Но если в результате ремонтных работ автомобилю причинен ущерб, решение спора по ОСАГО переходит в плоскость защиты прав потребителей.

Решение Верховного суда: Определение N 18-КГ17-20 от Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

Разрешая дело и удовлетворяя иск в части недоплаченной суммы страхового возмещения, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда суд первой инстанции указал, что заключением судебной трасологической экспертизы от 14 августа 2023 г. повреждения автомобиля марки получены при обстоятельствах ДТП от 05 марта 2023г.; стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца составляет, с учетом износа, 220 198, 96 руб., утрата товарной стоимости автомобиля — 13 849, 48 руб.

В целях установления стоимости восстановительного ремонта автомобиля истца на основании определения Первомайского районного суда г. Краснодара от 18 июня 2023 г. по делу была назначена и проведена судебная трасологическая экспертиза, заключение которой положено в основу решения суда первой инстанции.

Согласно пункту 1 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении страхового случая выплатить страховое возмещение страхователю или выгодоприобретателю в пределах определенной договором страховой суммы.

Как разъяснено в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона «О защите прав потребителей»).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г.).

Таким образом, поскольку утрата товарной стоимости транспортного средства относится к реальному ущербу, она подлежит взысканию со страховой организации по договору обязательного страхования гражданской ответственности в переделах страховой суммы, установленной Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В случае, если страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба может быть взыскана в силу статей 1064 и 1072 ГК РФ с причинителя вреда.

Возраст автомобиля не должен превышать 7 лет для иномарок и 3 лет для отечественных машин
Износ автомобиля не должен превышать 30%
ДТП, по которому требуется компенсация УТС, должно быть первым для автомобиля
Владелец автомобиля не должен являться виновником ДТП
В случае, если УТС компенсируется по ОСАГО, оно не может суммарно с основными выплатами превышать максимальную страховую сумму
Если речь идет о каско, отказ в компенсации УТС не должен быть прямо прописан в страховом договоре
3. ЧЕМ ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ ПРАВО АВТОВЛАДЕЛЬЦА НА ПОЛУЧЕНИЕ КОМПЕНСАЦИИ УТС?
Действующей правовой базой и судебными прецедентами. Во-первых, Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г. утвердило факт того, что утрата товарной стоимости не относится к упущенной выгоде, как заявляют некоторые страховщики в ответ на обращения граждан.

Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.
Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации. Владелец вправе заявлять требования о взыскании такой компенсации, так как его права нарушены самим фактом дорожно-транспортного происшествия.

Представим себе неприятную, но вполне реальную ситуацию: человек приобрел новый автомобиль и вскоре после покупки попал в ДТП не по своей вине. Ожидая страховую выплату в таком случае, стоит рассчитывать не только на оплату ремонта, но и на компенсацию утраты товарной стоимости автомобиля. Выясняем, что это, и как ее получить.

Во-вторых, Постановление Пленума ВС РФ №2 от 29.01.2023 года «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» подтверждает право автовладельца на компенсацию УТС.
29. К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утраченная товарная стоимость, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Вас может заинтересовать :  Когда выйдут новые поправки к ст228 ч2

На сайте РСА (российский союз автостраховщиков) имеются сведения о средней стоимости запасных частей транспортного средства с учетом износа. Согласно каталогам процент износа деталей в зависимости от возраста автомобиля колеблется от 20 до 50 %. В большинстве случаев, при расчете ущерба б/у автомобилей, суды применяют 50% износа.

В феврале 2023 года Верховный Суд РФ в одном из судебных споров страхователя со страховой компанией установил:
«В отличие от общего правила оплата стоимости восстановительного ремонта зарегистрированного в России легкового автомобиля физлица (или ИП) осуществляется страховщиком без учёта износа комплектующих изделий (пункт 59 постановления Пленума ВС от 26 декабря 2023 г. о применении законодательства об ОСАГО, в котором идёт ссылка на абзац третий пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО).

Есть закрытый перечень, когда ремонт заменяется страховой выплатой (полная гибель ТС, смерть потерпевшего, наличие соглашения между сторонами и несколько иных причин — АСН). Судами не установлено обстоятельств, в силу которых страховщик мог заменить без согласия потерпевшего ремонт на выплату».

В соответствии с ФЗ-40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 сумма компенсации зависит от расходов на восстановление транспортного средства в доаварийное состояние. К таким затратам относятся: ремонт, приобретение запчастей и материалов, необходимых для замены поврежденных. При этом стоимость «пострадавших» узлов оценивается с учетом их износа.

Для расчета износа по ОСАГО страховые компании применяют единую методику, утвержденную Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2023, главными факторами которой являются год выпуска, пробег автомобиля, срок использования узла или агрегата.
По сложившейся в течение длительного периода практике, суды преимущественно взыскивали по искам страхователей о возмещении ущерба при ДТП по полисам ОСАГО со страховых компаний суммы на восстановительный ремонт с учетом износа деталей.

Всё про ОСАГО, часть 2: как получить возмещение ущерба

«Автогражданка» также не работает, если налицо другой вид ответ­ственности, и соответ­ственно, страхо­вания. Так, опасный груз страхуется пере­возчиком отдельно. Поэтому и вред, нанесённый им, не подпадает под ОСАГО — он компенси­руется другой страховкой. Не действует полис и для компен­сации морального или физического вреда, получен­ного пострадавшим, если виновник аварии бросился на него с кулаками — здесь дело уже совсем не в автограж­данской ответственности.

Несоблюдение хотя бы одного из условий приравни­вается к отсутствию у виновника полиса гражданской ответ­ствен­ности. Действу­ющий полис у постра­давшего обеспечи­вает право на компенсацию от страхов­щиков, просто в случае отсут­ствия ОСАГО у виновника возмещать ущерб будет не его страховая компания, а более высокая инстанция — Российский союз авто­страховщиков (РСА).

Виновник ДТП может быть застрахован в одной компании, а вы купили полис в другой. Куда вам обращаться за возмещением? Если пострадала только машина, нужно идти в «свою» страховую — ту, что оформ­ляла вам ОСАГО. Она выплатит компен­сацию, а уже потом будет сама разбираться с компанией виновника. Это так назы­ваемое прямое урегули­рование. Правило действует и для аварий с участием более двух машин. Неважно, оформлено ДТП по Евро­протоколу или сотрудником ГИБДД, лишь бы не было постра­давших в аварии людей. А у всех её участников действовали полисы ОСАГО.

Впрочем, многое зависит от обстоятельств. Например, ящик с овощами, упавший на припарко­ванную машину из разгружа­емой фуры, никак не подпадает под ОСАГО. Однако, если фура уехала до вашего появления, не оставив других следов своего пребы­вания, кроме вмятин на вашем автомобиле, инспекторов ГИБДД можно вызывать — поскольку обстоятель­ства возникно­вения ущерба вам неизвестны.

А по ряду причин страховая просто не имеет права платить, и эту обязан­ность выполняет Россий­ский союз авто­страховщиков. Его выплата офици­ально называется не возмещением, а компен­сацией. Так происходит, когда у виновного в аварии нет ОСАГО или его полис поддельный. Другой случай: полис есть, но виновник в него не вписан. По сути, всё это разно­видности одного и того же проступка — незастрахо­ванной автограж­данской ответ­ственности. В PСА нужно обращаться и когда виновник аварии скрылся с места происше­ствия и остался неизвестен.

Возмещение УТС по ОСАГО в 2023 году — судебная практика

Подержанные автомобили могут иметь разную стоимость. Иногда хорошее транспортное средство б/у в практически идеальном состоянии стоит намного дешевле нового. Подвох кроется в том, что авто участвовало в ДТП, а потом было восстановлено. Даже после маленькой аварии машина теряет в цене, и продать её становится намного сложнее. Возмещение утраты товарной стоимости (УТС) в страховании — выплата после ДТП, которая позволяет водителю восстановить нарушенный баланс. О том, как получить УТС по ОСАГО в 2023 году, читайте далее.

  1. Минюста — самая популярная схема. Рассчитать размер выплат по единой методике Минюста сможет специалист страховой компании. Амортизация автомобиля должна быть не более 35%. Формула расчета выглядит как C = S * ∑ Ki / 100, где C — утерянная доля от первоначальной цены машины после аварии, S — обычная цена ТС до аварии, Ki — коэффициент для каждого поврежденного элемента (если рассчитает представитель страховой). УТС в данном случае зависит экспертной оценки восстановительных работ.
  2. Метод руководящего документа — расчет потери товарной стоимости рассчитывается с максимальной точностью, но делает это специалист. Чтобы получить сумму возмещения, нужно сложить общую сумму по потере товарной стоимости — это ущерб для покраски, каркаса, элементов кузова, съемных деталей.
  3. Хальбгевакса — популярная в Европе схема, в России она тоже используется, но реже. Метод расчета УТС автомобиля по ОСАГО Хальбгевакса учитывает общие цены по услугам, типа ремонта не рассматривает.

Судебная практика по взысканию УТС не очень обширная, поскольку страховые компании обычно стараются добровольно урегулировать дело. Но, если пострадавшая сторона уверена в своей правоте, а компания отказывает в выплатах, нужно обращаться в суд. Для этого владелец транспортного средства, который хочет получить компенсацию:

В Федеральном законе от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об ОСАГО» понятие УТС отсутствует. Однако Постановлением Пленумом Верховного суда РФ от 26.12.2023 №58 «О применении закона об ОСАГО». (п. 37) определено, что уменьшение товарной стоимости является ущербом, и его необходимо возмещать.

  • выписки и справки по ДТП;
  • заявление с требованием выплатить денежную компенсацию;
  • паспорт водителя и документы на автомобиль;
  • полис страхования;
  • квитанция об оплате пошлины;
  • карта техосмотра;
  • акт экспертной оценки реальной цены автомобиля;
  • квитанция об оплате услуг оценщика.

Взыскание по осаго в 2023 году — судебная практика страхового возмещения, утраты товарной стоимости

По новой методике каждый повреждённый элемент автомобиля добавляет в сумму УТС некоторый процент его оценочной стоимости. Например, заднее крыло с боковиной «стоит» 3,1%, переднее крыло — 0,8%, двери — по 1,9%. В случае с Lada Vesta Елены результирующая сумма УТС составляет примерно 7,7% цены автомобиля.

Автомобилистка Елена попала в ДТП на Lada Vesta: виновник пропахал правый борт почти новой машины. «Весту» отремонтировали, но очевидно она утратила состояние «не бита, не крашена», которое так ценят при перепродаже машины, то есть потеряла в цене. Елена попыталась получить со страховой утрату товарной стоимости (УТС), но, несмотря на прошлогоднюю реформу, страховые по-прежнему «не видят» УТС.

— Верховный суд РФ разъяснял, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу и подлежит компенсации, но делалось это только в случае прямого обращения клиента с заявлением, — комментирует эксперт. — После прошлогодних изменений страховые должны начислять УТС самостоятельно, но делают это редко, поэтому, если автомобиль подходит под критерии, лучше всё равно написать заявление о компенсации УТС.

— Страховая сослалась на тот самый подпункт «ж» из-за следов на левой стороне бампера автомобиля: машина была поцарапана о бордюр. Хотя, на мой взгляд, это повреждение полностью подпадает под исключения, указанные в «Методических рекомендаций. », — объясняет женщина.

Но есть очень любопытный подпункт «ж», который отказывает в выплате УТС, если автомобиль уже подвергался восстановительному ремонту или у него есть аварийные повреждения. Для последнего случая, правда, сделаны вполне разумные исключения, например, не считаются поводом для отказа в УТС эксплуатационные повреждения лакокрасочного покрытия в виде меления, трещин, а также одиночных мелких вмятин. Исключениями считаются и последствия лёгких столкновений в виде, цитируем, «незначительных по площади сколов, рисок, которые не нарушают целостности лакокрасочного покрытия оперения» (в данном случае бампера).